Когда назначают предупреждение уголовно исполнительной инспекцией. Деятельность уголовно исполнительных инспекций. Взаимодействие уголовно исполнительной инспекции и МВД

Феданченков Максим Сергеевич,студент магистратурыНОУ ВПО «Международный юридический институт»,г.Москва[email protected]

Контроль за условно осужденными: состояние и проблемы

Аннотация.Встатье анализируются вопросы, связанные с осуществлением контроля за условно осужденными. Автором рассмотрены проблемы, возникающие при исполнении обязанностей, возложенных на условно осужденного по приговору суда.Ключевые слова.Осужденный, условное осуждение, ответственность, обязанности, контроль, уголовноисполнительная инспекция.

Несмотря на то, что институт условного осуждения действует в Российской Федерации на протяжении уже достаточно длительного периода времени, в практике его применения до настоящего времениимеют место быть определенные проблемы. Институтусловного осуждениянаходится в зоне постоянного внимания ученыхюристов. К нему обращались в своих работахмногие ученые, такие, какВ.А. Авдеев, Е.В. Бушкова, А.Б. Виноградов, Г.С. Гаверов, О.В.Демидова, А.М. Ибрагимов, А.Н. Кондалов, Э.В. Лядов, А.А. Нечепуренко, Н.В. Ольховик, Ю.В. Сакка, А.Н. Ружников, В.П. Романова, К.Н. Тараленко и другие, чьи научные труды внести несомненный вклад в разработку данного института. Однако, несмотря множество исследований в данной области, в ней попрежнему имеются нерешенные проблемы.

Одной из таких проблем, на наш взгляд, является проблема контроля за условно осужденными, которой впоследние годы былапосвящена не одна научная работа. Однако многие аспекты этой проблемы попрежнему до конца не разрешены.В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблемы, возникающие при осуществлении контроля за обязанностями, возлагаемыми на условно осужденных по приговору суда, инайти пути их решения.

В соответствии с нормативноправовыми актами,регламентирующими деятельность уголовноисполнительных инспекций, контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовноисполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных.Основной задачей уголовноисполнительных инспекций при осуществлении контроляявляетсяпредотвращение совершения условно осужденным правонарушений и повторных преступлений. К основным формам контроля относятся: контроль за соблюдением обязанностей условно осужденного,возложенных на него по приговору суда;контроль за возмещением вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда;контроль за соблюдением условно осужденным общественного порядка. При вынесении приговорав отношении условно осужденного суд назначает ему обязанности, которые, по мнению суда,должны способствовать исправлению осужденного, а также, при соблюдении которых осужденный должен доказать свое исправление. На основе изучения статистикиназначения судами обязанностей,на примере филиала по Промышленному району ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области, следует,что самой распространенной обязанностью, которуюназначают условно осужденным,являетсяобязанностьне менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции. Как показывает практика, при осуществлении контроля над даннойобязанностью сотрудники инспекции сталкиваются сопределеннымипроблемами.Рассмотрим на конкретныхпримерахпроблемы, возникающиепри исполнении самой часто назначаемой обязанности не менять места жительства без уведомления УИИ.Гр. А., осужденный Промышленным районным судомпо ст.228 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с применением ч.2 ст. 73УК РФ,был поставлен на учет вУИИ ПромышленногорайонаФКУУИИ УФСИН России по Смоленской областииюне 2014 года. Осужденный, имеяобязанностьпо приговору суда не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции и ежемесячно являться на регистрацию, проживал в Промышленном районе г. Смоленска. После того как осужденный решил переехать на постоянное место жительства в г. Москву,он письменно уведомил об этом инспекцию, тем самым не нарушая обязанность по приговору суда. В соответствии с действующим законодательством, при переезде осужденным на новое место жительства в другой населенный пункт инспекция делает запрос на подтверждение факта проживания осужденного по новому адресу и в случае положительного ответа передает личное дело осужденного для исполнения приговора суда по территориальности.Вскоре посредством обращения посотовой связи осужденный сообщает в уголовноисполнительную инспекцию о том, что собирается переезжать на новое место жительства в Тверскуюобласть, но при этом письменноеуведомление высылает почтойпо адресу уголовноисполнительной инспекции, так как лично приехать не может в связи с отсутствием денежных средств. Назапрос в филиал УИИ № 2 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве был полученответ о том, что данный осужденный действительно проживает в г. Москве, но в течение недели собирается переезжать на новое место жительства, в связи с чем филиалпо СевероВосточному административному округуг. Москвысчитает нецелесообразным запрашивать личное дело осужденного А. В данной ситуации контроль за условно осужденным продолжаетосуществлять филиал УИИ по Промышленному районуг.Смоленска. После получения от осужденного адресаего нового места жительства, филиал УИИ по Промышленному району делает запрос в инспекцию по Нелидовскому району Тверскойобласти, откудаполучает ответ отом, что осужденный действительно проживал по данному адресу и в настоящеевремя находится в следственном изоляторе засовершение повторного преступления.Учитывая тот факт, что с момента получения запроса о проверке условно осужденного по месту жительства у инспекции есть для этого 30 дней, можно констатировать, чтоосужденный остается без контроля около двух месяцев. За этот промежуток времени он мог быть привлечен к административной ответственности за нарушение общественного порядка, а также, не ощущая за собойконтроля,совершить повторное преступление.Возникаетколлизия осужденный может,уведомляя уголовноисполнительную инспекцию,постоянно переезжать на новое место жительства, оставатьсябез контроля со стороны УИИ, но при этом не нарушая наложенной по приговору суда обязанности.В подобных случаях инспекцияне может признать осужденного скрывшимся от контроля, так как его местонахождения является известным. Кроме этого, данныйфакт не будет являться нарушением обязанности не менять места жительства без уведомления УИИ, так как осужденный уведомлял инспекцию при каждом переезде на новое место жительства. Существует и еще одна сторона рассматриваемой проблемы, такая, как контроль за условно осужденными, не имеющими определенного места жительства. Рассмотрим ее на примере.

Гр. П.был осужден Промышленным районным судомпо ст.158 УК РФ к 2годам лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ. Осужденный имел обязанностьпо приговору суда не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции и ежемесячно являться на регистрацию. На момент вынесения приговора, осужденный проживал в Промышленном районе г. Смоленска. Однако, при неоднократных проверках по месту жительства осужденного не оказывалось дома. Дверь в квартиру открывали родственники осужденного, которые при каждой проверке давали письменные объяснения о том, что осужденный по указанномуадресу проживает, но в данное время отсутствует каждый раз по разным причинам. Опрошенные соседи на вопрос о местопребывании осужденногоответить затруднялись. В процессепроведения проверок, была получена информацияо возможном проживании осужденного по другому адресу совместно со своей бывшей сожительницей. Сотрудниками УИИ был направлен запрос в уголовноисполнительную инспекцию по месту фактического проживанияосужденного. В ходе проверкибыло установлено, что осужденный действительно находился по данному адресу. Осужденный пояснил, что в настоящее времянаходится в гостях, но постоянно проживает по адресу,указанному в приговоре суда. Сожительница в своем объяснении подтвердила, что осужденный находится у нее в гостях.При проведении еженедельных проверок по месту жительства,осужденного так же не оказывалось дома. В связи с уклонением от обязанности не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции, осужденному было вынесено письменное предупреждение, после чегоначальником филиала по Промышленному району по данному факту было направлено представление в суд. Судом было отказано в продлении испытательного срока условно осужденному, в связи с отсутствием доказательств о смене места жительства. Суд посчитал, что нахождение осужденного в гостях не является нарушением данной обязанности.Таким образом, наданном примере хорошо видно, что доказать несанкционированную смену места жительства является очень проблематично, особенно, когда родственники осужденного или лица,проживающие по адресу,указанному в качестве места жительства осужденного,сообщают ложную информацию, пытаясь тем самым сокрыть настоящее местопроживания осужденного. Можно высказать обоснованное предположение о том, чтоподобное поведение является следствием положения,когдатаких лиц сложно привлечь к ответственности за дачу ложной информации.Результатомтакого сокрытия настоящего места жительства осужденного может стать совершение осужденным повторного преступления,которого можно было бы избежать. Следует отметить, что проблемной категорией при контроле обязанности не менять места жительстваявляются лица, имеющие статус лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Так как в статье 187 УИК РФ дается четкое понятие того, что контроль за условно осужденным осуществляется непосредственно по его месту жительства, возникает вопрос о том,как осуществлять контроль заосужденнымибез определенного места жительства, которым суд назначил наказание по приговору суда условно?

Рассматривая другие обязанности, назначаемые условно осужденным, хотелось бы отметить,что встречаются проблемы исполнения таких обязанностей как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжатьза пределы определенного судом населенного пункта.

Основной проблемой является тот факт, что данные обязанности (нахождение условно осужденного дома в ночное время)невозможно должным образом проконтролировать без применения специального оборудования.Другими словами, узнать о его отсутствии дома в ночное время суток можно,лишь случайно встретив его гдето, либо при совершении им нарушения общественного порядка. Ведь в соответствии с законодательством, сотруднику УИИ, осуществляющемупроверку по месту жительстваосужденного в ночное время,он может просто не открыть дверь и в таком случае не удастся достоверно определить его местонахождениевуказанное время. Аналогичное положение и с контролем за исполнением таких обязанностей,как не посещать места реализации спиртосодержащих напитков ине посещать места массового скопления людей. Причемсами условно осужденные хорошо понимают наличие трудностей осуществления данного вида контроля, чем нередко и пользуются. Подводя итог вышесказанному,можно сделать вывод о том, что в целях усовершенствования контроля над условно осужденными,целесообразнонормативно конкретизировать правила,регламентирующие особенности исполнения обязанностей условно осужденных,назначаемых по приговору суда.В частности, по нашему мнению, при исполнении обязанности не менять место жительства без уведомления УИИ,необходимо установить, что является сменойместа жительства, определив, к примеру, таковымотсутствие по указанному в приговоре суда месту жительства более 24 часов. Отдельно необходимоуделить вниманиеосуществлению контроля за условно осужденным при переездеосужденного из одного населенного пункта в другой.Можно высказать обоснованное предположение, что ограничить право условно осужденного менять место жительства после переезда вдругой населенный пункт в течение определенного времени.Кроме того, при осуществлении контроля за исполнением условно осужденными такихобязанностей, как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжать за пределы субъекта РФ, для повышения его эффективности целесообразно использовать специальное оборудование,которое позволяет отследить все передвижения человека в тот или иной промежуток времени. Подобные средства применяютсяпри исполненииограничениясвободы.По нашему мнению, использование указанных средств позволит в полной мере контролировать исполнение осужденными наложенных судом обязанностей и будет эффективно способствовать предупреждению совершения осужденными правонарушений и преступлений.

Ссылки на источники1. Сукманов, О.В. Некоторые теоретические аспекты осуществления контроля за поведением условно осужденных, склонных к совершению повторных преступлений //Уголовноисполнительная система. 2010.№ 1. С.10 –13; Сукманов О.В. Некоторые вопросы организации контроля за поведением условно осужденных // Уголовноисполнительная система. 2010. № 3. С.14 –18; Михайлов К.В. Обязанность загладить причиненный преступлением вред должна быть приоритетной при условном осуждении // Российская юстиция. М.: Юрист, 2010, № 1. С. 2931; Полосухина О.В. Условное осуждение к лишению свободы в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. …канд. юоид. наук. –Рязань, 2013; Епихин А.Ю. Повышение уголовноправовой защищенности имущественных и иных прав потерпевшего // Современное право. 2014. № 6. С.110 –113.2. ч.1 ст.187 УИК РФ от 08.01.1997 № 1ФЗ.3. Практика филиала УИИ по Промышленному району ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области.

После вступления приговора по уголовному делу в законную силу начинается его исполнение. И даже в той ситуации, когда осужденному судом не назначается реальное лишение свободы в виде наказания, его жизнь остается под строгим контролем специального органа.

В России этим органом является уголовно-исполнительная инспекция. Чем занимается уголовно-исполнительная инспекция? Круг ее полномочий строго регламентирован Уголовно-исполнительным Кодексом страны.

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции осуществляет контроль, как за осужденными, приговоренными к альтернативным реальной изоляции наказаниям, так и к тем, кто уже вышел из тюрьмы, но остается под надзором государства.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция? Уголовно-исполнительная инспекция является подразделением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции страны (ФСИН).

Сегодня в стране функционирует около 2500 исполнительных инспекций по уголовным делам, которые разделяются на основании территориального признака.

Отбывать наказание, не связанное с лишением свободы, необходимо по месту жительства осужденного.

Когда осужденный получает реальный срок, при исполнении приговора его копия направляется в СИЗО, где он содержится. Уже в изоляторе решается вопрос о дальнейшем распределении преступников по колониям и отправка их по этапу.

Когда же осужденный по приговору получает, к примеру, обязательные или исправительные работы, условное осуждение или иные виды наказания, копия приговора после вступления его в законную силу отправляется в УИИ.

Предварительно в день оглашения приговора осужденный заполняет в суде обязательство о явке в УИИ, которое позже вместе с копией приговора поступает к инспектору УИИ.

Инспекция занимается контролем за отбыванием следующих видов наказаний:

Кроме того, инспекция по уголовным делам отслеживает судьбу тех, кто только освободился и начал адаптироваться к реальной жизни.

Как только приговор обретает законную силу, осужденному необходимо совершить явку в УИИ. Там инспектор, ответственный за данного осужденного, поставит его на учет.

Новоиспеченному преступнику придется заполнить на месте анкету или еще несколько документов, которые впоследствии будут сформированы в личное дело.

Инспекция выполняет, как контрольные и надзорные функции, так и воспитательные. Смысл ее работы заключается не только в том, чтобы следить за исполнением наказания, но и положительно влиять на осужденного, снижая вероятность наступления рецидивов.

Инспекция имеет право ходатайствовать в суде о замене назначенного наказания более строгим.

Такая практика применяется при нарушении осужденным режима исполнения наказания. Происходит это довольно просто. Инспектор УИИ подает в суд представление о замене наказания на реальное лишение свободы. Суд вызывает все стороны для разбирательства.

Инспектор в процессе осуществляет функции обвинения, в то время как прокурор защищает права осужденного.

Если виновное лицо не сможет представить доказательства уважительности своих прогулов или иных нарушений, судья может вынести постановление об удовлетворении представления.

Основные обязанности уголовной инспекции:

Кроме обязанностей, УИИ предоставлен определенный перечень прав:

  • Проведение профилактических бесед с осужденными;
  • Выяснение причин нарушений в отбывании наказаний;
  • Разъяснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их жительства для контроля за их образом жизни;
  • Вынесение постановлений о приводе тех осужденных, кто уклоняется от явки;
  • Контролировать перечисление финансовых средств в бюджеты от исполнения наказания и др.

Перечень прав и обязанностей сотрудников УИИ намного шире, чем представленный выше список. Далее рассмотрим полномочия инспекции в разрезе отдельных видов уголовных наказаний.

Основные полномочия УИИ в разрезе уголовных деяний

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции контролирует все сферы жизни осужденного: его поведение в свободное время, образ жизни, исполнение трудовых обязанностей по основному месту работы и дополнительному, назначенному судом.

В зависимости от конкретного вида назначенного наказания особенности функционирования УИИ также меняются.

Условное назначение наказания отличается от реального тем, что виновное лицо не изолируется от общества. Но при этом его обычная жизнь терпит серьезные изменения, за соблюдением которых будет наблюдать УИИ.

Сам алгоритм исполнения условного наказания инспекцией выглядит следующим образом:

Инспекция в рамках исполнительной деятельности контролирует образ жизни осужденного, опрашивает его соседей и делает запросы в ГУ МВД о наличии административных правонарушений, совершенных в период отбывания наказания.

Обязательные работы предполагает отбыванием дополнительных трудовых обязанностей осужденным помимо его основного места работы. Инспекция решает, в какую организацию будет направлен осужденный для исполнения назначенного судом наказания.

Список организаций, в которых работают осужденные, определяется инспекцией раз в год совместно с администрацией города.

Начинается контроль за исполнение обязательных работ также, как и при уловном осуждении. Необходима явка виновного по уголовному делу лица в УИИ, где ему будут разъяснены его права и обязанности. Он на руки получает предписание о явке в конкретную организацию с указанием точного времени.

Отбывать обязательные работы осужденный может только от 2 до 4 часов в день.

Производить свой контроль сотрудники УИИ будут, в том числе, и через ту организацию, где будет числиться осужденный. При неуважительных прогулах инспектор обязан провести беседу с осужденным.

Если она не привела к положительным результатам, скорее всего сотрудник УИИ обратиться в суд с ходатайством о замене наказания на реальное лишение свободы.

Исправительные работы можно по закону отбывать на основном месте труда или в другой организации, которая будет назначена УИИ.

Самое главное, это чтобы с того предприятия, на котором работы отбываются, в бюджет ежемесячно перечислялись определенные судом суммы с дохода осужденного.

Размер взыскиваемой в бюджет суммы с дохода от исправительных работ не должен превышать 20%.

Инспектор в рамках контроля за исполнением наказания в виде исправительных работ осуществляет следующие полномочия:

  • Следит за поступлением квитанций из бухгалтерии об удержании выплат в бюджет;
  • Ведет табель учета рабочего времени осужденного;
  • Следит за соблюдением осужденным правил исполнения наказания;
  • Контролирует соблюдение прав трудящегося на предприятии.

Чаще всего для исправительных или обязательных работ избираются занятия по озеленению и ремонту дворов, уборке придомовых территорий. Чаще всего суды назначают размер в виде 5% отчислений от дохода осужденного в бюджет.

При ограничении свободы для осужденного устанавливаются строгие рамки его жизни, за соблюдением которых следит УИИ совместно с органами полиции.

К тем, кто находится под домашним арестом, применяются особо строгие условия содержания . Им запрещено покидать квартиру, общаться с подельниками. Часто на такие субъекты вешают электронный браслет, который в случае нарушений режима подает сигнал инспектору.

Когда осужденный, имеющий браслет, совершает попытку бегства, инспектор об этом оповещается . Он обязан немедленно выехать в квартиру осужденного и осуществить его поиск. Если место его нахождения остается неустановленным в течение 24 решается вопрос об объявлении его в розыск.

УИИ хоть и обязана контролировать поведение осужденного и исполнение им наказания, она прежде всего должна действовать в рамках вверенных ей полномочий и не допускать нарушения прав фигурантов уголовного дела. Действия инспектора УИИ могут быть обжалованы осужденным.

Чаще всего на 2020 год сотрудниками инспекции совершаются следующие виды нарушений:

Подать жалобу на действия или бездействия инспектора уголовно-исполнительной инспекции необходимо в районную прокуратуру.

В жалобе, адресованной в прокуратуру, следует детально расписать имеющиеся нарушения с ссылкой на нормативные нормы, которые предусматривают обязанность их исполнения инспектором. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, в рамках чего проводится проверка.

Осужденным крайне не рекомендуется допускать нарушения правил исполнения наказания. Суды очень часто удовлетворяют ходатайства УИИ о замене наказания на реальный срок лишения свободы. При отбывании лишения свободы значительно увеличивается срок погашения судимости после освобождения осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция действует в системе органов уголовного права страны, совмещая в себе функции надзорного контроля за исполнением наказания, обеспечением общественной безопасности с отслеживанием соблюдения защиты прав самих осужденных.

Лица же, признанные по суду виновными в уголовном деле, должны следовать рекомендациям УИИ и соблюдать все установленные правила. Ведь от действий УИИ зависит дальнейшая судьба их приговора.

Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля в упомянутых нормативно-правовых актах однозначно не решается.

Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с п. 120 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь следить за теми из них, которые посягают на общественный порядок, ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может рассматриваться только как характеризующий материал.

Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда.

Как показало исследование, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % – один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.

Проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов милиции, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, этого не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В городских инспекциях по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы даже в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.

С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправданной.

1. Такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В результате в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы.

2. Учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы.

3. При существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного, что тем самым превращает контроль в самоконтроль.

4. Не взаимодействуя с трудовым коллективом или, в крайнем случае, с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики.

5. Экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности: например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, п. 120 Инструкции обязывает инспекцию ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, поскольку обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.

В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен. В этой связи целесообразно из всей массы изученных нами осужденных, состоящих на учете УИИ, выделить отдельные группы лиц, склонных к совершению различных нарушений режима испытания, что в дальнейшем должно учитываться при осуществлении контроля.

при осуществлении контроля полезным считаем разработку методики прогнозирования поведения осужденного в течение испытательного срока, в которой мы принимали самое непосредственное участие. См.: Ольховик Н.В., Тараленко К.Н . Индивидуальное криминологическое прогнозирование поведения условно осужденных как фактор коррекции плана индивидуально-профилактической работы // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М., 2001. – С. 131 – 140.

Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых, целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Кроме того, на федеральном и региональном уровне установить правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, позволяющую осуществлять проверки осужденных в ходе совместно проводимых рейдов.

Положение Инструкции о том, что уголовно-исполнительная инспекция обязана принимать участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах, не является правовым основанием для такого взаимодействия со стороны органов внутренних дел. Как представляется, необходимо на федеральном уровне принять совместный приказ о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.

Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.

Согласно ч. 6 ст. 73 УК РФ контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом. Таким органом, как указано в ч. 1 ст. 187 УИК РФ, является уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства лица, а в отношении условно осужденного военнослужащего - командование воинской части по месту прохождения службы.

В процессе контроля осуществляющие его органы в порядке, предусмотренном ч.

2 ст. 187, ч. 1 ст. 188 УИК РФ и ведомственными нормативными правовыми актами, могут использовать помощь и других служб органов внутренних дел - участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной милиции и др. в пределах их компетенции, например, при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при его розыске. Однако это не снимает с уголовно-исполнительной инспекции и командования воинской части ответственности за поведение лиц, находящихся под их контролем.

Время, в течение которого осуществляется контроль за условно осужденным, определяется назначенным ему испытательным сроком. Продолжительность последнего различна в зависимости от вида и срока наказания. Однако во всех случаях испытательный срок должен быть не меньше шести месяцев. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.

Согласно ст. 189 УИК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Не позднее трех дней после вступления приговора в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции суд обязан направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства условно осужденного копию

J приговора, в день получения которого инспекция должна поставить осужденного на учет. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

В связи с этим контроль осуществляется в рамках определенного испытательного режима, выражающегося в комплексе обязательных требований и правоограничений, предъявляемых к осужденному.

Так, из текста ч. 4 и 5 ст. 188 УИК РФ следует, что уголовно-испол- нительные инспекции и командование воинских частей имеют право приглашать условно осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от контроля и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, в соответствии с п.8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях последние имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая места жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей и запретов.

В соответствии со ст. 73 и 74 УК РФ условно осужденный в течение испытательного срока своим поведением должен доказать свое исправление, исполнять возложенные на него судом обязанности и законные требования органов, осуществляющих контроль за его поведением, не допускать нарушений общественного порядка.

Назначая условное осуждение, суд может возложить на условно осужденного следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления контролирующего органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного и иные обязанности, способствующие его исправлению. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее возложенные на него обязанности.

Статья 190 УИК РФ «Ответственность условно осужденных» фактически предусматривает специфические меры реагирования на факты противоправного поведения условно осужденного, которые не следует смешивать с мерами юридической ответственности. В частности, к числу предусмотренных названной статьей мер воздействия на условно осужденного относятся следующие. 1.

Письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения.

Правовым основанием применения этой меры является уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо нарушение им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. 2.

Внесение в суд представления о возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей.

Такое представление вносится органом, осуществляющим контроль, в случае нарушения условно осужденным предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ обязанностей являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и отчитываться о своем поведении, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на лицо других обязанностей. 3.

Направление в суд представления о продлении условно осужденному испытательного срока.

Как следует из ч. 2 ст. 74 УК РФ, направление такого представления возможно в случаях однократного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей или нарушения общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. Продление испытательного срока допускается законом не более чем на один год. 4.

Направление в суд представления об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Правовые основания применения данной меры предусмотрены ч. 3 и 4 ст. 74 УК РФ и ч. 4 ст. 190 УИК РФ. Согласно последней из названных норм представление об отмене условного осуждения вносится уголовно-исполнительной инспекцией в случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если он скрывается от контроля. При этом под систематическим неисполнением обязанностей понимается совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на данное лицо судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Кроме того, из текста ч. 4 ст. 74 УК РФ следует, что представление об отмене условного осуждения может быть внесено в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести.

В случае совершения лицом в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления условное осуждение отменяется в обязательном порядке. Видимо, по этой причине закон не требует в подобных случаях направления уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд об отмене условного осуждения.

Однако в п.5 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях подчеркнута необходимость взаимодействия последних не только с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденных, органами местного самоуправления, прокуратуры, общественными объединениями, но также и с судами. В связи с этим представляется, что уголовно-исполнительная инспекция должна незамедлительно информировать суд обо всех ставших ей известными фактах совершения условно осужденным преступлений.

Статья 190 УИК РФ предусматривает право применения вышеназванных мер только уголовно-исполнительными инспекциями. Очевидно, здесь имеет место неточность закона и соответствующие представления могут вноситься также командованием воинских частей, осуществляющим контроль за поведением условно осужденных военнослужащих. Например, об этом прямо говорится в вышеупомянутой Инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе, утвержденной приказом директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 1 февраля 1997 г. № 88.

Названная статья УИК РФ имеет и другие недостатки. В частности, она не определяет понятия злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей, имеет некоторые расхождения с ч. 3 ст. 74 УК РФ в части оснований отмены условного осуждения. Поэтому в целом можно сделать вывод, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Некрасов А.П.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

FEATURES OF THE CONTROL OF THE CONDITIONALLY SENTENCED BY EMPLOYEES OF CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTION

Ключевые слова: деятельность уголовно-исполнительных инспекций, понятие контроля за осужденным, его обязанности, привод, нарушение законодательства РФ, уголовно-правовые меры воздействия, объект формы поведения осужденного.

Keywords: activity of criminal-executive inspection, the notion of control over convicts, their duties, the drive, the violation of the legislation of the Russian Federation, the criminal law measures the impact of a form object behavior of the convict.

Аннотация: в статье рассматриваются контроль органов уголовно-исполнительных инспекций за поведением условно осужденных в РФ, а также профилактика и предупреждение преступлений с их стороны. Особо освещается порядок регистрации условно-осужденных в уголовно-исполнительных инспекциях и обращается внимание на обязанности условноосужденных. Довольно подробно разбираются вопросы уклонения осужденных от порядка отбывания мер уголовно-правового характера.

Abstract: the paper considers the control of the bodies of criminal Executive inspection of the behaviour of a conditionally convicted in the Russian Federation, as well as prevention of crimes. Highlighted the procedure for the registration of a conditionally convicted in the criminal-Executive inspection, and draws attention to the responsibilities of the conditionally convicted. Quite explicitly questions evasion convicted of the order of serving the measures of criminally-legal character.

Работа уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за условно осужденными регламентируется нормами разд. VIII УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство работу уголовно-исполнительных инспекций сводит в основном к контролю за поведением условно осужденных.

Понятие контроля за поведением условно осужденных представляет собой деятельность уголовно-исполнительных инспекций по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих -

командования их воинских частей по

контролю за исполнением ими возложенных на них приговором суда обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, и обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ.

Хотя объектом контроля является поведение условно осужденного, но само содержание уголовно-исполнительных правоотношений не охватывается понятием «контроль». Поэтому и содержание деятельности уголовно-исполнительных инспекций в связи с исполнением этой функции значительно шире. Они ведут персональный учет условно осужденных, который является формой организации контроля, но он имеет и самостоятельное значение. С помощью персонального учета и на основе его данных инспекции выстраивают всю индивидуально-воспитательную и профилактическую работу по реализации прав и законных

интересов осужденных, применению норм об ответственности нарушителей установленного режима условного осуждения (ч. 4

ст. 188 УИК РФ).

Сущность контроля выражается в применении мер, которые обеспечивают возможность наблюдения за определенным объектом и оценку его соответствия предъявленным требованиям. Меры контроля, в отличие от других мер уголовно-правовой профилактики, имеют своей целью создание организационных условий, ограничивающих возможность совершения осужденным преступлений и благоприятствующих применению

воспитательных средств.

Предусмотренные законом формы контроля и их реализация уголовно-исполнительными инспекциями в основном приемлемы и одобряются условно осужденными.

Анализ поведения лиц, имеющих условное осуждение, показал, что не все условно осужденные оправдывают доверие суда и способны самостоятельно, без применения наказания, исправляться и не совершать правонарушений. Поэтому значение контроля заключается не только в фиксации противоправного поведения осужденных и реагировании на них, в его содержание также входят меры по оказанию помощи осужденным в исправлении и организации правомерного образа жизни. Уголовно-исполнительные инспекции

обязаны также выявлять и предупреждать неправомерное их поведение, факты уклонения осужденных от контроля, своевременно и обоснованно представлять в суд материалы, свидетельствующие о неспособности и нежелании осужденного исправляться, для отмены условного осуждения.

Практика показывает, каким по содержанию является контроль за поведением условно осужденных в период испытательного срока, осуществляемый уголовно-исполнительной инспекцией:

Не реже одного раза в квартал условно осужденные подвергаются проверке по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления

новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Справки о результатах проверок приобщаются в личные дела условно осужденных;

Постоянно участвуют в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах;

Систематически (не реже одного раза в квартал) направляют в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки на условно осужденных, поставленных на учет инспекции и снятых с учета. К личному делу осужденного приобщаются справки о проведении с ним профилактических бесед и все материалы, характеризующие поведение осужденного и исполнение им обязанностей, а также объяснения и заявления осужденного, справки и другие документы.

Во взаимодействии с уголовно-исполнительными инспекциями в организации контроля за поведением условно осужденных и исполнением возложенных судом обязанностей участвуют в разной степени и формах сотрудники органов внутренних дел: участковые инспектора, сотрудники ИПДН, паспортно-визовой службы, дежурные смены и наряды и др. (п. 18 ст. 13 Закона РФ «О полиции»172)1.

По данным ФСИН России (по итогам первого полугодия 2013 г.), в целом отмечается усиление контроля за поведением условно осужденных и более активное применение к ним предупредительных мер. Вместе с тем в ряде регионов в результате прокурорских и ведомственных проверок выявлены многочисленные факты

неудовлетворительного контроля за поведением условно осужденных и несвоевременного применения к ним предусмотренных законом мер. Так, условно осужденному Кузнецову B.C.,

1 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Российская газета. - № 5401. - 2011. -

состоявшему на учете УИИ № 11 Самарской области, вынесено три предупреждения. При наличии

систематичности в неисполнении обязанностей инспекцией материалы в суд направлены не были, вследствие чего осужденный совершил повторное преступление.

Исполнение условного осуждения представляет собой определенную и строго регламентированную процедуру,

направленную на содействие осужденным в исправлении и предупреждение совершения правонарушений с их стороны. Уголовно-исполнительные инспекции при получении распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления, предписания) регистрируют их в журнале входящих документов и в журнале учета осужденных, а затем оформляют учетные и контрольные документы.

После постановки на учет условно осужденный вызывается в инспекцию для регистрации, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. По результатам процедуры регистрации составляется справка, которая вместе с подпиской приобщается к личному делу осужденного.

Если на условно осужденного судом возложена обязанность не менять место работы (учебы) без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма (наркомании, токсикомании или

венерического заболевания), инспекция уведомляет об этом администрацию предприятия (организации - учебного заведения и лечебного учреждения).

Следует обратить внимание, что в отношении условно осужденного, на которого судом возложена обязанность являться в инспекцию для регистрации, заводится регистрационный лист.

За хорошее поведение и добросовестное исполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей в течение испытательного срока суд по представлению инспекции может полностью или частично отменить установленные для него обязанности.

Поскольку ограничение прав и свобод человека допускается только

уполномоченным на то органом, а применительно к осужденным таким органом является суд, недопустимо наложение каких бы то ни было обязанностей и запретов иными государственными органами и

учреждениями, за исключением входящих в их компетенцию и закрепленных в законе. К такого рода обязанностям следует отнести указания, которые может давать условно осужденным специализированный

государственный орган, уполномоченный осуществлять контроль за их поведением в течение испытательного срока, - уголовно-исполнительная инспекция с момента вступления приговора суда в законную силу.

В нормах УИК РФ нет понятия привода как меры государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих условия и порядок исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, а также законодательно не урегулированы форма решения, порядок осуществления привода и

непосредственный его исполнитель. Анализируя смежное законодательство России, содержащее понятие «привод», выявляем следующее. На основании нормы ст. 113 УПК РФ в случае неявки по вызову приводу могут быть подвергнуты лишь подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и свидетель. Причем привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд на основании постановления или определения о принудительном приводе. Данные постановления или определения исполняются органами дознания или судебными приставами. В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ органы внутренних дел осуществляют приводы только тех граждан, в отношении которых ведется производство

по делу об административном правонарушении. Приводы осуществляются полицией на основании определения судьи, органа, должностного лица,

рассматривающих дело об

административном правонарушении. Таким образом, понятие «привод осужденных» -это, прежде всего, мера государственного принуждения, применяемая к лицам, уклоняющимся от отбывания наказания или контроля, предписывающая

принудительное обеспечение следования в орган, исполняющий наказание или осуществляющий контроль за поведением, в целях выполнения мероприятий по исполнению наказания (контроля), регистрации такого лица, пресечения противоправного поведения, реагирования на факты правонарушений. Постановление о приводе осужденного должно содержать данные осужденного, основания для привода, сроки его выполнения.

Саму же процедуру осуществления привода условно осужденных необходимо закрепить в нормах административного законодательства.

Если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция направляет в суд представление о продлении испытательного срока не более чем на один год.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что по Самарской области применение данной меры воздействия составило 51,2% от общей численности условно осужденных за 2012 год.

О продлении условно осужденному испытательного срока делается отметка в журнале учета и контрольно-сроковой карточке, информируется администрация организации (учебного заведения), в которой он работает (учится), участковый уполномоченный полиции, подразделение по делам несовершеннолетних и паспортно-визовая служба.

Что касается ответственности за уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им

общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит предупреждение в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Справка о проведении беседы, объяснение и предупреждение приобщаются к личному делу условно осужденного.

При оставлении условно осужденным места постоянного проживания инспекция проводит первоначальные мероприятия, чтобы установить его местонахождение и причины уклонения от контроля.

Первоначальные розыскные

мероприятия и дальнейшие действия по поиску скрывшихся условно осужденных осуществляют уголовно-исполнительные инспекции и розыскные аппараты ФСИН России. Как показывает практика розыска осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, эта работа не всегда проводится эффективно. Такой вывод можно сделать, ссылаясь на обзорный материал Федеральной службы исполнения наказаний России

Если условно осужденный

систематически или злостно не исполняет в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо скрывается от контроля, начальник инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

При принятии судом такого решения необходимо установить виновность условно осужденного, выяснить, имелась ли у него реальная возможность выполнить возложенные на него обязанности. Если они не выполнены по уважительным причинам, основание для продления испытательного срока или отмены условного осуждения отсутствуют.

Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение

предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней)

неисполнение возложенных на него судом обязанностей (ч. 5 ст. 190 УИК РФ).

Понятие злостного уклонения ни в УК РФ, ни в УИК РФ не дается. Представляется, что злостным

неисполнением следует считать грубое нарушение установленных для условно осужденных правил поведения и обязанностей, как-то: отказ от лечения алкоголизма; смена места жительства без уведомления органа, осуществляющего контроль; совершение правонарушений, несмотря на принятые ранее меры общественного, дисциплинарного

характера, официальное предостережение или меры профилактического характера.

Практика рассмотрения судами представлений уголовно-исполнительных инспекций об отмене условного осуждения (в порядке ч. 4 ст. 190 УИК РФ), по нашим оценкам, не имеет определенной системы, особенно в отношении тех лиц, которые находятся длительное время на нелегальном положении. В одних случаях по таким представлениям принимали решение об объявлении осужденного в розыск, в других - просто не рассматривали такие представления из-за отсутствия

осужденного. Практика заочной отмены условного осуждения, что в принципе допускает закон, не сложилась. При этом суды ссылаются на норму ст. 247 УПК РФ, которая указывает, что при неявке подсудимого дело должно быть отложено, хотя ст. 399 УПК РФ, регламентирующая порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, не обязывает во всех без исключения случаях вызывать на судебное заседание осужденного. В подобных случаях уголовно-исполнительные инспекции фактически ожидали истечения испытательного срока таких осужденных, после чего снимали их с учета как доказавших свое исправление. Эта порочная практика судов по сути дела поощряет неисполнение вынесенных ими же приговоров как в части условного осуждения, так и наказания.

При отказе суда в удовлетворении представления о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения уголовно-исполнительные инспекции

продолжают осуществлять контроль за поведением осужденных. Повторное обращение в суд с подобным представлением инспекции делают при наличии у этих лиц новых фактов правонарушений. Поэтому у некоторых условно осужденных накопленное негативное отношение к правосудию продолжается достаточно долго, а у некоторых - весь испытательный срок.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ нет прямого указания на то, что с условно осужденными должна проводиться воспитательная работа.

воспитательной работы имеют место. Она осуществляется в индивидуальной форме. Ее виды: правовое воспитание (минимум знаний правовых норм, необходимых для соблюдения режима испытания и правомерного поведения); нравственное и этическое воспитание (ориентирована на лиц с отклонениями в поведении и которым определены судом специфические обязанности); трудовое воспитание (преимущественно не имевшим

постоянного места работы, должной квалификации и интереса к труду); физическое воспитание (должно

осуществляться в отношении лиц, страдающих заболеваниями и обязанных пройти курс лечения).

Мы полагаем, что это направление работы с условно осужденными должно быть отражено в Уголовно-исполнительном кодексе РФ для того, чтобы осужденные правильно воспринимали в этой части требования уголовно-исполнительных

инспекций и не реагировали негативно.

Уголовно-исполнительные инспекции должны осуществлять воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Индивидуальная воспитательная работа с условно осужденным направлена на повышение качественных показателей условно осужденных.

Немаловажную роль в процессе исправления условно осужденных играет

включенность их в стабильные коллективы с хорошими трудовыми традициями. Взаимодействие различных организаций (религиозных, благотворительных и т.д.) и государства всегда несет положительный результат. Однако при этом следует помнить замечания Ю.М. Антоняна, который, оценивая роль священников в местах лишения свободы, отметил, что они «взяли на себя многие из тех немногих функций, которые должны были выполнять там воспитатели, но в большинстве случаев оказались не в состоянии сделать это в силу своей низкой профессиональной

подготовки. Самая важная среди таких функций - коснуться души осужденного и воздействовать на нее. Работа священнослужителей с условно

осужденными, являющимися прихожанами, будучи по характеру просветительной и духовно-нравственной, полезна и способна корректировать их мысли, побуждения и поведение.

В практике уголовно-исполнительных инспекций в отношении условно осужденных, к сожалению, этой работы не проводится. На наш взгляд, она давала бы положительный результат. Понятно, что такого рода помощь необходимо предлагать только тем категориям условно осужденных, которые действительно в ней нуждаются.

В деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений по организации контроля за условно осужденными существуют проблемы, которые требуют определенного решения.

На эффективность осуществления контроля за условно осужденными оказывают влияние некоторые негативные факторы:

Слабая его регламентация на уровне закона;

Отсутствие у уголовно-исполнительных инспекций сил и средств с учетом объема работы по различным направлениям их деятельности (содержание с учетом оценки условий в полном объеме не определено и должным образом не регламентировано);

Штаты уголовно-исполнительных

инспекций пока не предусматривают специализации ихтруда (начальник инспекции, инспектор по учету осужденных, инспектор воспитательно-профилактической работы, инспектор контрольно-розыскной работы).

В настоящее время с учетом объема обязанностей сотруднику инспекции для общения с осужденным, находящимся под надзором, остается минимум времени, поэтому в работе уголовно-исполнительных инспекций преобладает учетно-бюрокра-тический (регистрационный) уклон. Посещение условно осужденными уголовно-исполнительных инспекций, как правило раз в месяц, ограничивается формальной отметкой, поэтому

осуществление контроля становится недостаточно эффективным.

Эффективность исполнения условного осуждения во многом зависит и от того, насколько уголовно-исполнительные

инспекции с учетом поставленных перед ними задач качественно сформированы: обеспечены профессионально

подготовленными кадрами, имеют оптимальную штатную структуру, должное материально-техни-ческое оснащение,

хорошо и продуманно отработанные формы взаимодействия с другими

правоохранительными органами,

общественными организациями, трудовыми коллективами и структурами социального назначения; а также от того, как их деятельность поддерживается властями и обществом в целом.

Качественный состав кадров уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время характеризуется данными, полученными нами в ходе исследования: преобладающая часть сотрудников имеет высшее образование - 73,6%, со стажем работы до 5 лет - 58,3%, количество сотрудников, работающих более 20 лет, составляет 1,3%. Исходя из полученных нами данных, можно утверждать, что в инспекциях работают в основном молодые сотрудники, недавно закончившие вузы, не имеющие профессионального опыта. 81,9% сотрудников уголовно-исполнительных инспекций тяготит проблема денежного содержания и социальной защиты, 76,3% -

организационно-технического оснащения подразделений, 31,9% - качество кадров и возможности их подготовки и переподготовки. Специализированная

подготовка кадров для уголовно-исполнительных инспекций в учебных заведениях ФСИН России не организована.

Социальная защищенность

сотрудников УИИ оставляет желать лучшего: 50% из них не имеют собственной жилой площади, 31,9% сотрудников проживают у родителей или близких, остальные жилую площадь арендуют. На денежное содержание офицера внутренней службы невозможно приобрести жилье. Такие отрицательные социальные перспективы ослабляют в определенной степени деятельность отдельных

сотрудников.

По данным ФСИН России, за первое полугодие 2012 г. во многих территориальных органах ФСИН России проведена значительная работа по улучшению условий размещения и материально-технического оснащения

уголовно-исполнительных инспекций.

Также наметилась положительная тенденция по выводу уголовно-исполнительных инспекций из помещений органов внутренних дел, располагавшихся в стесненных условиях.

Введение в штаты межрайонных уголовно-исполнительных инспекций

должности психолога, безусловно, помогает преодолеть напряженность и стрессовые ситуации, с которыми приходится сталкиваться не только условно осужденным, но и сотрудникам этих отделов. Специфика организации работы УИИ, а также проблемы социальной защиты сотрудников данной службы сформировали свой кадровый состав: 70,8% работающих в уголовно-исполнительных инспекциях

составляют женщины и лишь 29,2% -мужчины. Однако не во всех регионах РФ в уголовно-исполнительных инспекций

введены должности психологов.

Роль уголовно-исполнительных

инспекций в содействии условно осужденными в исправлении значительна. Однако это направление уголовно-исполнительной деятельности требует

дальнейшего совершенствования с учетом обозначенных нами, а также другими исследователями проблем.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает

различные формы контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций (ст.ст. 19-24 УИК РФ), которые способствуют повышению эффективности исполнения как уголовных наказаний, так и мер государственного принуждения (условного осуждения), укреплению законности и правопорядка во взаимоотношениях между сотрудниками и осужденными.

В последние годы в нашей стране в процессе становления правового государства и гражданского общества закономерно происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний, что требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве.

Результаты исследования проблем деятельности уголовно-исполнительной инспекции как субъекта в сфере правоотношений по исполнению условного осуждения позволяют сделать следующие выводы:

1. Уголовно-исполнительные инспекции являются правомочным субъектом уголовно-исполнительных правоотношений по исполнению условного осуждения.

2. Контроль за условно осужденными -это лишь часть деятельности по исполнению условного осуждения, которая существенным образом отличается от исполнения наказания по характеру и содержанию уголовно-исполнительных правоотношений, правовому положению осужденных, правовым последствиям применения и процедуре исполнения. Мы полагаем, что наименование ст. 16 УИК РФ должно быть уточнено, мы предлагаем такой вариант: «Учреждения и органы, исполняющие наказания и иные меры уголовно-правового характера». Соответственно, содержание ч. 13 ст. 16 УИК РФ должно быть изменено так:

«Условное осуждение исполняют уголовно-исполни-тельные инспекции, а в отношении условно осужденных военнослужащих -командование воинских частей». Уже само общее количество условно осужденных на 1 января 2012 г., находящихся на учетах уголовно-исполнительных инспекций

ФСИН России, было 4254801; из них судимые за преступления небольшой тяжести - 31,05%, тяжкие преступления -38,34%, особо тяжкие преступления -5,35%2, является свидетельством масштабности и большой ответственности данного направления работы.

Работа уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за условно осужденными регламентируется нормами разд. VIII УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности, Инструкцией по организации исполнения: наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества3. В нашем исследовании мы уже отметили, что данный правовой регламент не в полной мере отражает содержание этой работы, четко не позиционирует осужденного в системе уголовно-исполнительных

правоотношений как субъекта, на наш взгляд, в определенной степени занижает ответственность правонарушителей.

3. Условно осужденные не должны подвергаться значительным ограничениям свободы. Однако в отношении лиц, которые нарушили обязанности, связанные с запретом посещения определенных мест, удалением от места постоянного проживания, следует применять средства

1 О предоставлении статистических сведений о количестве осужденных, совершивших преступления в период отбывания условного наказания за 6 месяцев 2012 // Письмо из Судебного департамента при Верховном суде РФ от 25.09.2010 г. № СД-1/907, форма № 11.

2 См.: Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. -1997. - 25 июня.

3 См.: Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста РФ от от 20 мая 2009 г. № 142 // Российская газета. - 2009. - 14 августа.

электронного слежения на определенный срок (до 3 месяцев).

4. Понятие «привод осужденных» - это прежде всего мера государственного принуждения, применяемая к лицам, уклоняющимся от отбывания наказания или контроля, предписывающая принудительное обеспечение следования его в орган, исполняющий наказание или осуществляющий контроль за его поведением, в целях выполнения мероприятий по исполнению наказания (контроля), регистрации такого лица, пресечения противоправного поведения, реагирования на факты правонарушений. Постановление о приводе осужденного должно содержать данные осужденного, основания для привода, сроки его выполнения. Саму же процедуру осуществления привода осужденных и иных правонарушителей необходимо закрепить в нормах административного законодательства.

5. Мы предлагаем следующее определение: злостное уклонение -неоднократное и продолжительное неисполнение (свыше трех месяцев) возложенных на условно осужденного обязанностей, указанных в ст. 187.1 УИК РФ и дополнительно назначенных судом, а также совершение нового административного правонарушения (когда за первое к нему уже применялись меры административного воздействия), а также нахождение более 30 дней вне контроля уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ нет прямого указания на то, что с условно осужденными должна проводиться воспитательная работа, хотя реально процедура исполнения условного осуждения предполагает это. Поэтому в Уголовно-исполнительном кодексе РФ должна быть норма, указывающая, что с данной категорией лиц уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с учетом личности, характера поведения, а также отношения к выполнению возложенных судом обязанностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Российская газета. - № 5401. - 2011. - 8 февраля.

2. О предоставлении статистических сведений о количестве осужденных, совершивших преступления в период отбывания условного наказания за 6 месяцев 2012 // Письмо из Судебного департамента при Верховном суде РФ от 25.09.2010 г. №СД-1/907, форма № 11.

3. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. - 1997. - 25 июня.

4. Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста РФ от от 20 мая 2009 г. № 142 // Российская газета. - 2009. - 14 августа.