Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям. Правила противопожарной безопасности на предприятии Регламент пожарная безопасность зданий и сооружений

П од пожарной безопасностью в российском законодательстве понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Соблюдение правил пожарной безопасности, бесспорно, не пустая формальность или способ избежать штрафов и иных санкций, а жизненно важная необходимость и обязанность всех граждан и организаций. И индивидуальный предприниматель не исключение.

Правовая база в области пожарной безопасности состоит из целого ряда объемных документов:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ);
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ);
  • Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), введенные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ);
  • Приказ МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» (далее - НПБ 104-03);
  • Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» (далее - НПБ-110-03);
  • Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - НПБ Обучение);
  • «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 (далее - СП 3.13130.2009);
  • «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175 (далее - СП 5.13130.2009);
  • «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 179 (далее - СП 9.13130.2009).

Права и обязанности предпринимателя

Закон № 69-ФЗ как базовый документ определяет основные обязанности граждан и организаций в сфере пожарной безопасности.

Индивидуальные предприниматели, как и все граждане, в соответствии со ст. 34 Закона № 69-ФЗ обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые договоры с работниками, то есть быть работодателем, и поэтому на него также распространяются указанные в ст. 37 Закона № 69-ФЗ обязанности руководителя организации:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Что такое система пожарной безопасности?

Главным рабочим документом из вышеперечисленных нормативных актов для индивидуального предпринимателя, как и для любой организации, являются ППБ. Именно на основе этого документа строится система обеспечения пожарной безопасности у индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 4 ППБ индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Что под этим понимается?

Приказ о порядке обеспечения пожарной безопасности

Во-первых, индивидуальный предприниматель должен утвердить приказ о порядке обеспечения пожарной безопасности. Этим приказом назначается ответственный за пожарную безопасность, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности, решаются вопросы проведения противопожарного инструктажа и т.п. При выборе кандидатуры ответственного за пожарную безопасность важно помнить, что и сам индивидуальный предприниматель, и ответственный за пожарную безопасность должны пройти обучение пожарно-техническому минимуму и получить удостоверение о проверке знаний. Примерный образец приказа представлен ниже.

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Второй важный элемент системы пожарной безопасности - это инструкция о мерах пожарной безопасности. Согласно п. 6 ППБ на каждом объекте должны быть разработаны такие инструкции для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. Кроме того, п. 14 ППБ содержит упоминание об общеобъектовых инструкциях. Поэтому индивидуальному предпринимателю следует разработать и утвердить общую инструкцию для каждого объекта и в случае наличия на таком объекте взрывоопасного или пожароопасного участка создать для этих участков отдельные инструкции.

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):

  1. порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  2. мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  3. порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  4. места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
  5. порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  6. предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  7. обязанности и действия работников при пожаре:
    • правила вызова пожарной охраны;
    • порядок аварийной остановки технологического оборудования;
    • порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
    • правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
    • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
    • порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

При разработке инструкции также необходимо обратить внимание на п. 15 ППБ, где приведен перечень вопросов, который должен быть отражен в распорядительном документе индивидуального предпринимателя, в частности:

  • определение места и допустимого количества единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • определение порядка обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня;
  • регламентация порядка осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
  • определение порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных за их проведение.

Поскольку п. 15 ППБ не конкретизирует вид документа, часть вопросов можно изложить не в инструкции, а в приказе о порядке обеспечения противопожарной безопасности (см. Пример).

Кроме того, при составлении инструкции необходимо обратить внимание на п. 110 ППБ, где расписаны конкретные действия, которые должен предпринять индивидуальный предприниматель или лицо, ответственное за пожарную безопасность, по прибытии к месту пожара. К таким действиям относятся сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану, организация спасения людей в случае угрозы их жизни, проверка включения в работу системы оповещения о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты, отключение электроэнергии при необходимости, остановка работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, прекращение всех работ в здании, удаление работников из опасной зоны, организация эвакуации и защиты материальных ценностей и пр. В разрабатываемой предпринимателем инструкции целесообразно прописать вышеуказанные действия более полно и конкретно.

Свернуть Показать

Другие требования ППБ

В качестве третьего элемента системы пожарной безопасности индивидуального предпринимателя перечислим ряд требований ППБ. Так, п. 13 Правил требует, чтобы во всех помещениях на видных местах были вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны .

Согласно п. 16 ППБ в зданиях и сооружениях, где на этаже единовременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара , а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре . Система (установка) оповещения людей о пожаре должна соответствовать НПБ 104-03 и СП 3.13130.2009. Определить тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре индивидуальному предпринимателю поможет раздел 5 НПБ 104-3. В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, индивидуальный предприниматель должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц (п. 103 ППБ).

Если же на объекте индивидуального предпринимателя одновременно пребывает 50 человек и более, то дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации , по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников.

При этом ППБ в п. 52 требует, чтобы двери на путях эвакуации открывались свободно и по направлению выхода из здания.

Также индивидуальные предприниматели должны помнить о своевременном обслуживании и проверке противопожарных систем и установок . В соответствии с п. 34 ППБ они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии. Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в НПБ 110-03.

Согласно п. 23 ППБ дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники , содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ).

В п. 40 Правил приведен целый ряд запретов на хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ и т.п. в подвалах и цокольных этажах, размещение в лифтовых холлах кладовых, киосков и ларьков и пр. запреты. Ряд ограничений установлен также при эксплуатации эвакуационных путей и выходов: не загромождать пути, не забивать двери, не устанавливать в тамбурах дверей сушилок и вешалок для одежды, не устраивать пороги, вращающиеся двери и турникеты и пр. (п. 53 ППБ). Также ППБ предъявляют требования к содержанию наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий и сооружений. Они должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (п. 41 ППБ). Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, где не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях этих помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты (п. 44 ППБ).

В соответствии с п. 108 ППБ помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями и др.). Порядок определения необходимого количества, типы и виды таких средств установлены в Приложении № 3 к ППБ.

Обучение мерам пожарной безопасности

Закон № 69-ФЗ устанавливает обязанность администрации организаций обучать работников этих организаций мерам пожарной безопасности. Данная обязанность распространяется и на индивидуального предпринимателя. Он несет ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников (п 2. НПБ Обучение). Обучение мерам пожарной безопасности представляет собой информирование общества и граждан о требованиях пожарной безопасности, в том числе о мерах по предупреждению пожаров, организации тушения загораний и пожаров, а также о действиях по спасению жизни и имущества при возникновении пожаров .

На практике, как правило, под обучением мерам пожарной безопасности понимается только противопожарный инструктаж. Однако необходимо обратить внимание, что подобное толкование не совсем верно. Согласно п. 4 НПБ Обучение основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум, ПТМ).

Индивидуальный предприниматель, его специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму . Такое обучение проводится в течение одного месяца после приема на работу и далее не реже одного раза в три года, а при взрывопожароопасных производствах - не реже одного раза в год. Обязанность по организации обучения пожарно-техническому минимуму возлагается на индивидуального предпринимателя. Обучение ПТМ сам предприниматель, его главные специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, должны проходить с отрывом от производства на основании заключенных договоров со специализированными учреждениями (например, учебные центры Федеральной противопожарной службы МЧС) по программам пожарно-технического минимума.

В соответствии с п. 7 ППБ все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа . Порядок проведения регламентирован НПБ Обучение. Целью противопожарного инструктажа является доведение до работников индивидуального предпринимателя основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками индивидуального предпринимателя по утвержденным программам и в порядке, определяемом предпринимателем. Порядок проведения противопожарного инструктажа предприниматель может установить в Инструкции о мерах пожарной безопасности, а программы ИП должен утвердить приказом, например, приказом о порядке обеспечения пожарной безопасности (см. Пример).

В процессе инструктажа, учитывая специфику деятельности предпринимателя, работников необходимо ознакомить с:

  • правилами содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
  • требованиями пожарной безопасности;
  • мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий, оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, а также применением средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

В соответствии с НПБ Обучение выделяют 5 видов противопожарного инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Все они различаются по характеру и времени проведения. В соответствии с п. 10 НПБ Обучение индивидуальный предприниматель должен вести журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности , форма которого утверждена Приложением № 1 к НПБ Обучение. В этот журнал вносятся записи о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Вводный противопожарный инструктаж , согласно п. 11 НПБ Обучение, проводится:

  • со всеми работниками индивидуального предпринимателя, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования и стажа работы в профессии (должности);
  • с сезонными работниками;
  • с командированными к ИП работниками;
  • с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • с иными категориями работников (граждан) по решению ИП.

Вводный инструктаж проводится самим индивидуальным предпринимателем или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов. Программу вводного противопожарного инструктажа следует разрабатывать с учетом примерного перечня вопросов, утвержденного Приложением № 2 НПБ-Обучения. Заканчивается такой инструктаж практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

Непосредственно на рабочем месте проводится первичный противопожарный инструктаж со всеми вновь принятыми на работу, с работниками, переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу; с командированными к ИП работниками; с сезонниками; с обучающимися на производстве или практикантами и др. (п. 16 НПБ Обучение). В НПБ Обучение указано, что такой инструктаж проводит лицо, ответственное за пожарную безопасность в каждом структурном подразделении, но если у индивидуального предпринимателя небольшой штат сотрудников и не имеется отделов, то инструктировать может сам ИП, предварительно возложив на себя обязанности ответственного за пожарную безопасность. Первичный инструктаж проводится лично с каждым работником. При этом сотруднику объясняют, демонстрируют наглядно и отрабатывают с ним умения пользоваться первичными средствами пожаротушения (как правило, огнетушителями), действия при возникновении пожара, правила эвакуации, помощь пострадавшим. Как и в случае вводного инструктажа, разработать программу первичного инструктажа поможет примерный перечень вопросов, утвержденный Приложением № 2 НПБ Обучения.

В целях проверки знаний по пожарной безопасности лицом, ответственным за пожарную безопасность, со всеми работниками проводится повторный противопожарный инструктаж не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие в соответствии с утвержденным индивидуальным предпринимателем графиком проведения занятий.

В ряде случаев, перечисленных в п. 26 НПБ Обучение, необходимо проводить внеплановый противопожарный инструктаж , например:

  • при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности;
  • при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов;
  • при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
  • при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности и др.

Внеплановый инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, при этом объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости причин, вызвавших необходимость его проведения.

В случае проведения разовых сварочных и других огневых работ, ликвидации последствий аварий, подготовке массовых мероприятий с числом участников более 50 человек и других случаях (п. 28 НПБ Обучение) проводится целевой противопожарный инструктаж .

Ответственность предпринимателя

За нарушение требований пожарной безопасности индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, а также должностные лица в пределах их компетенции. Поскольку индивидуальный предприниматель может быть собственником имущества, вправе арендовать, а значит, владеть и пользоваться имуществом, может быть работодателем, положения вышеуказанной статьи распространяются и на него.

Судебная практика

Свернуть Показать

Эта позиция подтверждается в постановлении ФАС Поволжского округа от 09.09.2010 по делу № А55-3469/2010: «В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть и пользоваться имуществом.

Как установлено судебными инстанциями и подтверждено материалами дела, между предпринимателем и ООО «Волжское» заключен договор аренды нежилого помещения от 01.01.2009 № 030/09, в ходе проверки которого выявлено нарушение правил пожарной безопасности, а именно: отсутствие первичных средств пожаротушения (огнетушителей) согласно нормам; непроведение замера сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки.

Суды сделали правильный вывод о том, что ИП Кривов В.С. как лицо, уполномоченное владеть и пользоваться имуществом, может быть субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ».

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 20.4 КоАП РФ. Необходимо обратить внимание, что в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если иное не указано в КоАП РФ. Кроме того, в КоАП РФ содержатся санкции за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 219 УК РФ. Конкретные виды санкций указаны в Таблице.

Таблица

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Свернуть Показать

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что соблюдение требований пожарной безопасности - это не только гарантия от претензий проверяющих органов, привлечения к ответственности, но и залог безопасности и предотвращения угрозы уничтожения и повреждения имущества индивидуального предпринимателя и, главное, угрозы жизни и здоровью самому предпринимателю и его работникам.

Сноски

Свернуть Показать


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности
Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -

3997; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477;
Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3366;
Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4360;
Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4234)
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты
жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц,
государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет
основные положения технического регулирования в области пожарной
безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности
к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям,
промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции
общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии
с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О
техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей
требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от
требований, установленных настоящим Федеральным законом (в ред.

законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении
пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения
при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте,
реконструкции, техническом перевооружении, изменении
функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации
и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических
регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О
техническом регулировании", содержащих требования пожарной
безопасности, а также нормативных документов по пожарной
безопасности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N

29, ст. 3997);
3) разработке технической документации на объекты защиты.
3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том
числе объектов военного назначения, атомных станций,
производственных объектов, объектов, переработки, хранения
радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов
уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания,
наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных
выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим
Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной
безопасности, установленные нормативными правовыми актами
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.

29, ст. 3997).
4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки,
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и
утилизации его составных частей, а также в области пожарной
безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается
законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона
от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются основные
понятия, установленные статьей 2 Федерального закона "О техническом
регулировании", статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994
года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон
"О пожарной безопасности"), а также следующие основные понятия (в

законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997):
1) аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут
на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону,
используются как дополнительный выход для спасания людей, но не
учитываются при оценке соответствия необходимого количества и
размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые
удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
2) безопасная зона - зона, в которой люди защищены от
воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы
пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений


3) взрыв - быстрое химическое превращение среды,
сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;
4) взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с
горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими
пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и
возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;
5) взрывопожароопасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и
развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва (в
ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
6) горючая среда - среда, способная воспламеняться при
воздействии источника зажигания;
7) декларация пожарной безопасности - форма оценки
соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности,
направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения
пожарного риска;
8) допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого
допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
9) индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может
привести к гибели человека в результате воздействия опасных
факторов пожара;
10) источник зажигания - средство энергетического воздействия,
инициирующее возникновение горения;
11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений

сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия
строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных
факторов пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений
и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и
особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных
отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных
зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов
производства (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
13) наружная установка - комплекс аппаратов и технологического
оборудования, расположенных вне зданий и сооружений (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
14) необходимое время эвакуации - время с момента
возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться
в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в
результате воздействия опасных факторов пожара;
15) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан
или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество
(включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также
здания, сооружения, транспортные средства, технологические
установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к
которой установлены или должны быть установлены требования пожарной
безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (в
ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
16) окислители - вещества и материалы, обладающие способностью
вступать в реакцию с горючими веществами, вызывая их горение, а
также увеличивать его интенсивность;
17) опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие
которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и
(или) к материальному ущербу;
18) очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;
19) первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения,
используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
20) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и
развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных
факторов пожара;
21) пожарная опасность веществ и материалов - состояние
веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения
горения или взрыва веществ и материалов;
22) пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта
защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития
пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов
пожара;
23) пожарная сигнализация - совокупность технических средств,
предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в
заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или)
выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и
включение исполнительных установок систем противодымной защиты,
технологического и инженерного оборудования, а также других
устройств противопожарной защиты;
24) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором
расположены помещения для хранения пожарной техники и ее
технического обслуживания, служебные помещения для размещения
личного состава, помещение для приема извещений о пожаре,
технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения
задач, возложенных на пожарную охрану;
25) пожарный извещатель - техническое средство,
предназначенное для формирования сигнала о пожаре;
26) пожарный оповещатель - техническое средство,
предназначенное для оповещения людей о пожаре;
27) пожарный отсек - часть здания и сооружения, выделенная
противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или
покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими
нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей
продолжительности пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля
2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 29, ст. 3997);
28) пожарный риск - мера возможности реализации пожарной
опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных
ценностей;
29) пожаровзрывоопасность веществ и материалов - способность
веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или
взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими
свойствами и (или) поведением в условиях пожара;
30) пожароопасная (взрывоопасная) зона - часть замкнутого или
открытого пространства, в пределах которого постоянно или
периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут
находиться при нормальном режиме технологического процесса или его
нарушении (аварии);
31) предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов
противопожарных преград) - промежуток времени от начала огневого
воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления одного
из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов
противопожарных преград) предельных состояний;
32) прибор приемно-контрольный пожарный - техническое
средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных
извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной
сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий,
формирования стартового импульса запуска прибора управления
пожарного;
33) прибор управления пожарный - техническое средство,
предназначенное для передачи сигналов управления автоматическим
установкам пожаротушения, и (или) включения исполнительных
установок систем противодымной защиты, и (или) оповещения людей о
пожаре, а также для передачи сигналов управления другим устройствам
противопожарной защиты;
34) производственные объекты - объекты промышленного и
сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты
инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного,
автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного
транспорта), объекты связи;
35) противопожарная преграда - строительная конструкция с
нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной
пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное
инженерное решение, предназначенные для предотвращения
распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую
или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
36) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) -
нормированное расстояние между зданиями, строениями,
устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (в ред.
Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
37) система передачи извещений о пожаре - совокупность
совместно действующих технических средств, предназначенных для
передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного
наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и
контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии
обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;
38) система пожарной сигнализации - совокупность установок
пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и
контролируемых с общего пожарного поста;
39) система предотвращения пожара - комплекс организационных
мероприятий и технических средств, исключающих возможность
возникновения пожара на объекте защиты;
40) система противодымной защиты - комплекс организационных
мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и
технических средств, направленных на предотвращение или ограничение
опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также
воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные
ценности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст.
3997);
41) система противопожарной защиты - комплекс организационных
мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и
имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на
объект защиты (продукцию);
42) (Пункт 42 утратил силу на основании Федерального закона от
10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 29, ст. 3997)
43) социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к
гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов
пожара;
44) степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и
пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости
конструкций, применяемых для строительства указанных зданий,
сооружений и отсеков (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.
N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
29, ст. 3997);
45) технические средства оповещения и управления эвакуацией -
совокупность технических средств (приборов управления
оповещателями, пожарных оповещателей), предназначенных для
оповещения людей о пожаре;
46) технологическая среда - вещества и материалы, обращающиеся
в технологической аппаратуре (технологической системе);
47) устойчивость объекта защиты при пожаре - свойство объекта
защиты сохранять конструктивную целостность и (или) функциональное
назначение при воздействии опасных факторов пожара и вторичных
проявлений опасных факторов пожара;
48) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации,
непосредственно наружу или в безопасную зону;
49) эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и
(или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в
безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации
людей при пожаре;
50) эвакуация - процесс организованного самостоятельного
движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из
помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей
опасных факторов пожара.

В данной публикации мы поговорим о том, каким образом определяется соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

Заодно рассмотрим основные подходы, применяемые на практике, исходя из требований действующих нормативных документов.

Основным из документов, устанавливающим правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности однозначно определено в части 1 статьи 6 Технического регламента, которые рассмотрены далее.

Условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает нормативных значений, устанавливаемых Техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Обязательные требования пожарной безопасности.

Все, казалось бы, предельно просто!

Требования пожарной безопасности, которые устанавливают технические регламенты, принятые в развитие федерального закона о техническом регулировании, должны быть выполнены в обязательном порядке. На данный момент такие требования содержатся в двух нормативно-правовых актах, а именно:

технический регламент о требованиях пожарной безопасности (он же федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ);

— технические регламент о безопасности зданий и сооружений (он же федеральный закон от 23.12.2009 года №384-ФЗ).

Вначале определяем, соответствует ли объект защиты требованиям указанных технических регламентов. Допустим, объект соответствует.

В таком случае, государство дает нам право выбора: либо соблюдать наряду с требованиями пожарной безопасности, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, требования нормативных документов по пожарной безопасности, либо подтверждать, что пожарный риск не превышает нормативного значения.

Теперь по порядку…

Требования нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 ноября 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности признаются следующими:

национальные стандарты, содержащие требования пожарной безопасности;

— своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;

— правила пожарной безопасности;

— действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В настоящее время перечень нормативных документов по пожарной безопасности определен следующим документом:

— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документы из этого перечня в среде специалистов и проектировщиков принято называть «пожарными» сводами правил и «пожарными» ГОСТами.

Возникает вопрос: «почему не нужно учитывать требования пожарной безопасности из перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений»?
Ведь есть перечень документов, содержащих требования пожарной безопасности, т.н. «строительные» своды правил и ГОСТов:

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные документы содержат нормативных документы, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение требований которых позволяет обосновать соответствие объекта требованиям не пожарной безопасности, а лишь требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Ответ прост. Он содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:

— к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, т.е. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Некоторые специалисты, так или иначе связанные с проектированием, экспертизой или проверкой требований пожарной безопасности, относятся к слову «добровольный» напрямую.

В этой связи, хотелось бы отметить, что требования нормативных документов по пожарной безопасности носят добровольный характер тогда, и только тогда, когда пожарный риск на объекте защиты не превышает нормативного значения.

В остальных случаях, когда значения пожарного риска на объекте защиты превышают нормативные значения, то все требования нормативных документов по пожарной безопасности будут носить обязательный характер.

Еще раз, другими словами: если на объекте защиты не выполняется хоть одно из требований нормативных документов по пожарной безопасности, то это невыполнение следует обосновывать расчетом пожарного риска. При этом, пожарный риск не должен превышать нормативного значения, установленного на данный момент Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

В любом случае, либо добиваемся условий, при которых уровень пожарного риска не превысит нормативного значения, либо выполняем требования нормативных документов по пожарной безопасности! Как говорится: «третьего не дано».

Требования пункта 4 статьи 4 Технического регламента.

При установлении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, если этот объект только проектируется и фактически существует только на «бумаге» или в мыслях проектировщиков, возникает резонный вопрос:

— как подтверждается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, если он был построен очень давно, еще до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности?

Ответ на этот вопрос лежит в пункте 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который гласит (цитата из 123-ФЗ):

— В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

— При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Теперь разберем, что в этой части статьи 4 123-ФЗ имеется ввиду.

Вполне ясно, что на все объекты, которые были построены до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности распространяются «старые» требования, которые действовали на момент ввода в эксплуатацию объекта, либо на момент подачи на экспертизу проектной документации на него.

Другими словами, на все объекты, которые никак не были изменены до вступления в силу Технического регламента, в части соответствия требованиям пожарной безопасности, распространяются «старые» требования.

Да, важно отметить, что для этих же объектов (не подвергнутых капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению), расчет пожарного риска в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не требуется!

Перечень требований, перечисленных в скобках в первой части пункта 4 статьи 4, носит обязательный характер обратного действия, т.е. должны быть выполнены для всех объектов защиты, независимо от того, когда они были построены и какие изменения претерпели. Вот эти требования:

— положения статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение.

Определения капитального ремонта и реконструкции даны в Градостроительном кодексе, а вот определение технического перевооружения на данный момент отсутствует.

Каким образом подтверждается соответствие требованиям пожарной безопасности для объектов, где был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение? Ответ на этот вопрос также содержится в части 4 статьи 4 Технического регламента, а именно:

требования Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Т.е. как только в объекте защиты произошли какие-то изменения, подпадающие под определение капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, то в объеме выполненных работ объект должен соответствовать требованиям Технического регламента о пожарной безопасности, в том числе статье 6 этого федерального закона.

Другими словами, соответствие требованиям пожарной безопасности для объекта, который подвергся капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, устанавливается одновременным выполнением следующих условий:

— выполнены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами, которые действовали до момента осуществления капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, в части объекта, не затронутого указанными работами;

— объект в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе соответствие нормативным документам по пожарной безопасности в части объема работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (равно как и пожарный риск не превышает нормативного значения).

Здесь следует отметить, что если мы провели на объекте капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение, то к объему выполненных работ уже предъявляются «новые» требования пожарной безопасности, — либо нормативных документов по пожарной безопасности, либо проводится расчет пожарного риска, при обязательном в обоих случаях выполнении требований техрегламентов.

Какие требования пожарной безопасности можно не выполнять при расчете пожарного риска?

Этот вопрос является на данный момент ключевым и ставится практически при проектировании каждого объекта защиты. Рассмотрим его подробнее.

Как следует из требований статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расчетом пожарного риска можно уйти от требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. от всех требований пожарной безопасности, за исключением тех, что содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Но так ли это на самом деле? Прямого ответа, в самом 123-ФЗ не содержится, попробуем разобраться.

Сразу оговорюсь, что на излагаемую точку зрения могут быть другие мнения, которые с удовольствием готов выслушать в комментариях ниже.

На данный момент для объектов защиты, в зависимости от функциональной принадлежности, утверждены две методики для оценки пожарного риска (оба приказа об их введении зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ):

— методика расчетного определения пожарного риска в зданиях различного класса функциональной пожарной опасности (жилые и общественные здания, в том числе со встроенными вспомогательными складскими и производственными помещениями);

— методика для расчета пожарного риска на производственных объектах (производства, склады, сельскохозяйственные объекты).

В отличие от методики для производственных зданий, методика для расчета пожарного риска для зданий различных классов функциональной пожарной опасности (непроизводственные объекты) содержит следующую запись:

— результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

Смысл этой записи настолько противоречив, что на основании нее мнения пожарного сообщества разделены на прямо противоположные, что отрицательно сказывается на результатах предъявления требований пожарной безопасности в целом.

Одни говорят, что пожарным риском можно обосновать только параметры путей эвакуации и систем противопожарной защиты, которые учтены в рисковой методике напрямую или в виде коэффициентов в соответствующих формулах.

Другая часть пожарного сообщества утверждает, что можно обосновать любые требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Одни из самых частых требований пожарной безопасности, споры о которых возникают и в настоящее время, являются следующие:

— необходимость внутреннего противопожарного водопровода;

— необходимость наружного противопожарного водопровода;

— обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания;

— обоснование площади пожарного отсека и этажности здания.

Мое мнение было и оставалось таким, что нужно придерживаться выполнения статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Другими словами, если мы не выполняем какие-либо требованиях нормативных документов по пожарной безопасности, то ключевым является значение пожарного риска.

Т.е., если люди в случае пожара успели эвакуироваться за пределы здания, либо достигнуть безопасной зоны, то ущерб от пожара нас уже не интересует. К тому же наличие внутреннего и наружного противопожарного водопровода никак не влияют на безопасность людей в случае пожара.

Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вполне могут быть обоснованы при моделировании динамики опасных факторов пожара в рамках расчета пожарного риска.

Площадь пожарного отсека и этажность здания могут повлиять как на протяженность путей эвакуации, так и на динамику развития пожара, что также обосновывается при расчете пожарного риска.

Основная логика в том, что обоснованию через расчет пожарного риска могут подвергнуться те требования пожарной безопасности, которые напрямую либо не влияют на безопасность людей при пожаре, либо влияют на безопасность, но их наличие не оказывает существенного влияния на конечный результат.

Вместе с тем, по моему скромному мнению, ряд требований все же не может быть обоснован пожарным риском. Это, например, высота путей эвакуации, которая должна составлять не менее 1,9 м, различная высота ступеней лестничного марша и т.п. Эти требования напрямую будут влиять на процессы безопасной эвакуации.

Итак, в данной статье мы поговорили о том, как устанавливается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. Для каждого объекта защиты существуют свои нюансы, но в целом его необходимо приводить в соответствие с требованием статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом требований статьи 4 того же федерального закона.

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности устанавливается на стадии разработки проектной документации, на стадии прохождения государственной экспертизы, при проведении мероприятий по контролю и надзору государственным пожарным надзором (в том числе с привлечением экспертных учреждений). Последнее может включать и проведение нормативных пожарно-технических экспертиз в рамках мероприятий по контролю и надзору, в случае пожара по уголовным, арбитражным или гражданским делам о пожарах.

Спасибо за внимание, жду вас снова на блоге о пожарной безопасности!

В каких случаях используется технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и к каким объектам он применяется? В статье мы расскажем о ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2017-2018.

из статьи вы узнаете:

Проблемы пожарной безопасности остаются актуальными как в целом для страны, так и для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Ежегодно по всем регионам регистрируются десятки тысяч пожаров, ущерб от которых считается в миллиардах рублей. Возгорания приводят не только к повреждению имущества, но и к гибели людей. Каждый год в России на пожарах погибает несколько тысяч человек.

Государство с такой ситуации вынуждено ежегодно ужесточать требования к обеспечению пожарной безопасности. Они касаются как зданий и сооружений, так и выпускаемой продукции и материалов. Главный нормативный акт, в деталях описывающий требования в данном направлении – ФЗ 123 о ;.

Технический регламент о пожарной безопасности ФЗ 123

ФЗ 123 о пожарной безопасности выпущен именно в качестве технического регламента, определяющего:

  • основные моменты технического регулирования в части защиты от пожаров;
  • главные принципы, с опорой на которые обеспечивается пожарная безопасность.

Соблюдение прописанных в этом документе положений позволит защитить жизнь и здоровье граждан, а также сберечь частное, коммерческое и государственное имущество.

Требования закона распространяются на различные защищаемые объекты. Помимо строений к ним относятся изделия самого разного характера. Положения федерального закона 123 ФЗ о пожарной безопасности принимаются в расчет как при подготовке строительного проекта, так и в процессе эксплуатации объектов.

В законодательном акте представлена информация самого разного свойства. Здесь указываются классы строительных объектов, разрешенное расстояние между ними, допустимые первичные средства тушения пожаров и так далее. Положения документа обязательно учитываются при:

  • разработке проектов, ведении строительных работ, капитальном ремонте и реконструкции зданий;
  • смене функционального назначения объектов и их техническом перевооружении;
  • в процессе эксплуатации и технического обслуживания объектов и изделий, а также при выполнении в отношении них утилизационных мероприятий;
  • создании, принятии, использовании и выполнении прочих нормативных актов, в которых содержатся требования противопожарной безопасности;
  • подготовке документов на самые разные объекты и изделия.

Техрегламент о пожарной безопасности 123 ФЗ начал работать в 2009 году, и с того момента подвергался неоднократным корректировкам. Его появление привело к оформлению серьезных последствий для владельцев защищаемых объектов. Эти последствия имели как административный, так и технический характер.

В соответствии с регламентом пожарная безопасность в нашей стране начала обеспечиваться по новому принципу – ее декларированию. Это позволило разгрузить контролирующие органы. По ФЗ 123 о пожарной безопасности основная ответственность за ее обеспечение была переложена на владельцев. Именно они теперь сами определяют те нормативные требования, которые должны выполняться для конкретного объекта.

Подготовка декларации пожарной безопасности может производиться силами владельца объекта либо с участием специализированной организации. Декларация должна быть зарегистрирована. В процессе регистрации проводятся испытания, по результатам которых может последовать отказ в декларировании (при выявлении недостатков).

Для определенных объектов сохраняется также и схема сертификации. Она может быть добровольной или обязательной, здесь все зависит от типа объекта или изделия.

В технический регламент в этом году было внесено несколько важных корректировок. Одним из изменений стало появление статьи 6.1, которая предусматривает идентификацию объектов. С этого момента все строения и изделия разделяются на классы. Классификация происходит с учетом функциональных и конструктивных особенностей, влияющих на пожарную опасность, а также степени стойкости к возгораниям. Для производственных объектов разделение на классы происходит на основе уровня опасности их возгорания и риска взрывов.

Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния


Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения


Классы пожарной опасности строительных материалов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды

В ФЗ 123 о пожарной безопасности расширился список возможных преград от огня. К их числу отнесены шторы, занавесы и экраны. В разрешенные первичные средства пожаротушения внесены мобильные аэрозольные генераторные огнетушители.

Определенные изменения коснулись и порядка декларирования пожарной безопасности. По действующему закону собственники объектов размером до 1 500 м2 в некоторых ситуациях могут в добровольном порядке готовить такую декларацию. В нее включается информация о наличествующих защитных средствах. Эти сведения нужно обновить в течение 1 года, если на объекте происходят следующие изменения:

  • проводится капитальный ремонт и реконструкция;
  • происходит перевооружение;
  • меняется собственник.

В ФЗ 123 о пожарной безопасности также произошел пересмотр санкций за нарушение предпринимателями установленных норм. Для предприятий и должностных лиц штрафы остались теми же. Для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены специальные санкции – им были назначены штрафы в размере 20 000-30 000 рублей.

Если ИП не соблюдает нормы в случае с особым режимом, то наказание для него может составить 30 000-40 000 рублей. Для предприятий эта санкция на порядок больше – 200 000-400 000 рублей. Должностные лица наказываются штрафами в размере 6 000-30 000 рублей, конкретный размер определяется тяжестью допущенных нарушений.

На этой странице вы можете скачать ФЗ 123 о пожарной безопасности в его актуальной редакции. Документ обновляется по мере внесения в него изменений.

Вложенные файлы

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.docx