Азазель - кто это? Легенды и религийные предания. Что означает азазель Ангел азазель библия

Считается, что Азазель был тем, кто дал людям оружие, научил их им пользоваться, а также обучил людей магии. Некоторые соотносят его с Прометеем, другие с богом солнца и знаний Шамашем.

Я считаю, что Азазель если и не является непосредственно Шамашем , то, по крайней мере, может рассматриваться как одна из его ипостасей. Некоторые считают его демоном, военачальником инфернальных легионов. Однако, на мой взгляд, это не соответствует действительности и звучит довольно наивно, поскольку подобные утверждения исходят от самопровозглашенных сатанистов и адептов левой руки. В целом мне претит некий хипстерский подход всевозможных течений, позиционирующих себя как течения левой руки, где их приверженцы из кожи вон лезут, чтобы казаться «темнее», «мрачнее» и «реальнее». Все это напоминает сборище готов, собирающихся на кладбище, чтобы убить кошку, принеся ее в жертву «сатане». Подобные товарищи зачастую не только принимают, но и усиливают всевозможные иудео-христианские мифы о различных «демонах», таким образом косвенно придавая правдоподобия и авторитета тому, против чего они так яростно выступают (или делают вид, что выступают). Довольно прискорбно, но огромное количество людей пытается отойти от авраамических религий, всего лишь сменив фасад и проведя «косметический ремонт» своих убеждений, по-прежнему оставаясь в иудео-христианской парадигме.

Например, человек отходит от христианства лишь для того, чтобы сию минуту же начать «молиться» Сатане, Вельзевулу, Анунаки, Санта Клаусу и т.д. Как христианин находится в рабстве своих убеждений и веры, так и эти люди сбрасывают оковы лишь для того, чтобы продать себя другому «хозяину».

А ведь большинство из этих древних богов подталкивают людей в первую очередь к освобождению, к свободе физической и духовной. Вероятно, потому они и стали «демонами» в более поздние времена. Азазель не является исключением. Он подталкивает человека к освобождению, самосовершенствованию и самопознанию, однако все это также влечет за собой огромную ответственность. Свобода выбирать также означает ответственность за свой выбор.

Возвращаясь к Азазелю, я расскажу о моем знакомстве с этой сущностью.

Я слышал это имя ранее, но по-настоящему заинтересовался с ним после прочтения работ американского оккультиста Эрика Коэттинга. После прочтения его работ я почувствовал потребность пообщаться с Азазелем и узнать этого «демона» поближе.

Я выполнил малый изгоняющий ритуал пентаграммы, помедитировал, затем, взяв в руку сигиллу Сатурна, которую также связывают с Азазелем, я начал сам призыв.

Фокусируясь на сигилле, я начал расслаблять зрение, концентрируясь на дыхании и нарастающем шуме в ушах (нечто вроде «белого шума»). Когда шум перешел в звон, а линии на бумаге начали пропадать, снова появляться и мерцать, я начал произносить заклинание. Через некоторое время я почувствовал очень сильный жар, а воздух стал более плотным и вязким, давя мне на виски.

Я «услышал» голос Азазеля и поприветствовал его. Первое общение было не слишком продолжительным, и из него я узнал, что Азазель получает некое удовольствие и в какой-то степени выгоду от обучения людей и распространения своего гнозиса. Конечно, его реальные мотивы можно поставить под сомнение, но в любом случае они вряд ли доступны для понимания человека. Он изъявил желание стать моим «учителем», требуя взамен усидчивости, упорства, критического мышления и целеустремленности, а также небольшие подношения в виде алкоголя и т. п.

Некоторое время я провел, призывая Азазеля каждый день и получая от него различные мистические откровения. К сожалению, я не могу привести их все, но большинство из них касалось природы и устройства Вселенной. Например, некоторые каббалистические принципы были открыты мне еще до того, как я заинтересовался каббалой.

Вот один из примеров его посланий:

Сконцентрируйся на углублении транса, выполняй медитации вместо эвокаций, пытайся оставаться в трансе дольше и пробуй погрузиться глубже. Если ты желаешь со мной говорить, тебе не нужно выполнять эвокацию, вместо этого произноси мою мантру, это позволит мне войти с тобой в контакт.

Если ты желаешь углубить это состояние, ты можешь выполнить астральную проекцию. В целом, чтобы меня «увидеть», ты должен спроецироваться в область, где время и пространство не существует, а ты не полностью находишься в своем мире. Хотя на самом деле проекция не является верным определением, поскольку ты уже существуешь на многих планах, как ты их называешь. Однако, в твоем текущем состоянии, ты не обладаешь осознанием этого факта. Таким образом, ты не можешь научиться видеть сущностей, но ты можешь осознать то состояние, в котором ты всегда пребывал. Проявление также не является верным определением, поскольку не мы проявляемся в вашем «мире», но вы осознаете свою вездесущность, и вы таким образом накладываете несколько «планов» один на другой, что выглядит словно мы проявляемся. На самом деле, не существует ни «миров», ни «планов», есть только одна реальность, являющаяся всем и ничем одновременно.

В большинстве из случаев мне не удавалось увидеть Азазеля, но при одной из операций я вошел в достаточно глубокий транс и получил некое видение. Я увидел следующее:

Некий город, полностью построенный из блестящего черного камня, архитектура напоминала смесь архитектуры Месопотамии и Мезоамерики, со ступенчатыми пирамидами. В одном из строений было нечто вроде тронного зала. Что интересно, все это было освещено черным солнцем, испускающим черный свет. Это довольно сложно описать, но это выглядело, как черный свет различной интенсивности. Также в этом городе был какой-то длинный и глубокий канал, тоже вымощенный черным камнем. Этот канал был чем-то вроде центрального канала (проспекта) города. В канале текла черная жидкость, которая оказалась кровью, но не кровью людей.

Затем, в какой-то момент, я увидел голову стереотипного «демона» с довольно уродливым лицом и огромными рогами. Он внимательно на меня смотрел, но, видимо, не возражал против моего вторжения в его мир. Судя по всему, Азазель пригласил меня в свой «мир» и немного поглумился надо мной, представ в виде демона с рогами (именно так он был описан в книге Коэттинга).

В целом, я могу сказать, что Азазель прекрасный учитель для всех, кто готов принять его учение. Вероятно, он не станет помогать людям, желающим загнать себя в рабство, и сыграет с ними злую шутку, пытаясь таким образом заставить их переосмыслить свои идеалы.

Азазелю нет дела до «души» человека, как и до всевозможных выдуманных людьми догм. Проявите к нему уважение, и он наделит вас знаниями.

Ангел

Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха . В Книге Еноха Азазель - предводитель допотопных гигантов , восставших против Бога . Он изобрёл оружие и косметику, научил мужчин воевать , а женщин - искусству обмана , совратил людей в безбожие и научил их разврату .

Азазель - это один из первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал его брату Архангелу Михаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад .И сказал опять Господь Рафаилy: "Свяжи Азазела по pyкам и ногам и положи его во мpак; сделай отвеpстие в пyстыне, котоpая находится в Дyдаеле, и опyсти его тyда. И положи на него гpyбый и остpый камень, и покpой его мpаком, чтобы он оставался там навсегда, и закpой емy лицо, чтобы он не смотpел на свет! И в великий день сyда он бyдет бpошен в жаp.

Нет сомнений, что само имя «Азазель» - лишь позднейшее наименование этого персонажа, так, в ряде текстов он выполняет функции Нахаша (змея-искусителя), сходные с функциями Прометея или стандартного культурного героя, также, он играет роль, сходную с ролью богов преисподни или пустыни - ханаанейским Муту, который также олицетворял не только подземный мир, но и губительный солнечный жар, или Сетха, тоже воплощавшего пустыню и фаллическую мощь.

Обряд

С Азазелем связан один из древних иудейских обрядов (Лев. ). Обряд исполнялся во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. - I в. н.) в день Йом-Кипур (Лев. ). В день «козлоотпущения», отбирались жертвенные телец и два козла . Жребием священники выбирали, которого из козлов принести в жертву за грехи, а которого - отослать в пустыню к Азазелю (Лев. ). Тельца и первого козла закалывали за грехи священника и народа, их кровью освящалась скиния (туши позже сжигали вне стана). Далее первосвященник возлагал руки на второе жертвенное животное, «исповедуя над ним все беззакония, преступления и грехи сынов Израиля», символизируя этим перенос на него всех грехов народа. Затем козла отводили в пустыню - символ подземного царства и естественное место для грехов.

Образ Азазеля в кино и литературе

См. также

Примечания

Ссылки

  • Абрам Борисович Ранович . Античные критики христианства
  • «Я познаю мир. Космос», С. 103
  • На джипах по пустыне на гору Азазель Фоторепортаж

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929-1939 , перешедший в общественное достояние , так как он был опубликован анонимно, и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Азазель" в других словарях:

    По верованиям древних евреев демон пустыни. В известной книге Еноха А. предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов… … Литературная энциклопедия

    АЗАЗЕЛЬ, демон в представлениях иудаизма (см. ИУДАИЗМ). Согласно апокрифической Книге Еноха, Азазель падший ангел, поднявший мятеж против Бога, совратитель человеческого рода … Энциклопедический словарь

    - (евр.ãzâz’çl), в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в… … Энциклопедия мифологии

    АЗАЗЕЛЬ, Россия, Тритэ, 2002. Детективный сериал по одноименному роману Бориса Акунина. Эраст Петрович Фандорин служит письмоводителем в Московском сыскном отделении. Волею обстоятельств он оказывается вовлечен в расследование загадочного… … Энциклопедия кино

    - (евр.). Демон пустыни у евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 демон (52) сатана (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (евр. aza zel) в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Йом киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в… … Энциклопедия культурологии

.
.
Азазель - AZAZEL - Демон второго порядка, Главный Знаменосец адского войска (И.Виер). Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету . Азазель - падший Херувим , один из вождей ангелов -Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.). Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике). Потомство от ангелов и смертных женщин - расу исполинов - Азазель вдохновил в мятеже против Бога. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-киппур) отправляли в пустыню в жертву Азазелю черного козла , на которого в этот день перелагались все грехи еврейского народа - этот обряд описан в Библии (Левит 16, 10; в синодальном переводе слово "Азазель" передано как "отпущение"). Азазель фигурирует в апокрифическом "Завете Авраама" (1 в.), где он изображен как "нечистая птица", садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом (13, 4-9); идентифицируется с Адом (грешники горят во чреве "злобного червя Азазеля" 14, 5-6; 31, 5) и со Змием, соблазнившим Еву ("дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева", 23, 7). Ориген (3 в.) отождествлял его с Сатаной . Раввин 13 в. Моисей бен Намен пишет: "Господь приказал нам посылать козла в день Йом-киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс … и доля его среди животных - козел. Демоны входят в его владения и называются в Писании сейрим". Сейрим - козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии (Левит, 17, 7; 2 Паралип. 11, 15; Исайя 34, 14) издавна считались подчиненными Азазеля; возможно, и его культ (жертвоприношение козла) сложился у евреев под влиянием древнесемитского поклонения сейрим. По свидетельству магов , Азазель является как бородатый человек с рогами, ведущий черного козла в короне. Он может уносить любые вещи прочь и делать так, чтобы никто никогда не нашел их. Имеет большую мощь в делах разрушения и порчи. Его нужно заклинать не менее 6 раз (что свидетельствует о его могуществе), но утверждают, что маги, имевшие встречи с ним, бесследно исчезали. С Азазелем можно отождествить Азаэля (Asael, Azael, Azzael) – также одного из падших ангелов, сожительствовавших с земными женщинами, который упоминается в 6-й главе Книги Еноха, каббалистической книге «Зохар» и талмудических текстах. Утверждают, что он научил людей колдовству, позволяющему солнцу, луне и звездам "спускаться с неба", чтобы сделать их более близкими объектами поклонения вместо Бога.
Известен также в мусульманских преданиях, где Азазель - имя Иблиса (дьявола), отказавшегося поклониться Адаму , в свою бытность ангелом.

Упоминания в литературе:

* Дж.Мильтон "Потерянный рай" (1658-1667): Азазиил - один из ангелов, павших вместе с Сатаной, знаменосец Ада ("…Он [Сатана] повелел поднять свою могучую хоругвь. Азазиил - гигантский Херувим - отстаивает право развернуть ее…").

* М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита" (1929-1940): Азазелло (итальянизированная форма еврейского имени) - один из демонов в свите Воланда ("Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца")

— интересная наука, если ее можно так назвать. Она собрала в себе всю информацию о злых духах и их облике, задачах и грехах.

В составе демонологии есть несколько классификаций демонов, их иерархия и история возникновения. Многие имена демонов знакомы нам благодаря мировой литературе, стихам, песням, рассказам и, конечно, кинематографу.

Есть такие демоны, имена которых часто бывают на слуху, но мало кто знает, что они означают. То есть мы слышим имя демона, но не придаем ему значения и не понимаем, о чем идет речь.

Стоит разобраться, что же представляют из себя эти жуткие создания. Например, возьмем демона Азазеля. Что ассоциируется с этим именем? Герой знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Азазелло.

Если вспомнить, то Воланд являет собой самого Дьявола, а его приспешники — Азазелло и кот Бегемот являются непосредственно демонами. Так кто же такой демон Азазель?

История демона

Это существо является олицетворением хитрости и подлости. Он отлично умеет подстраивать разные события, делать гадости, строить козни и всячески вредить человеку и не только.

Изначально имя Азазель переводится как «отпущение» и с ним связана интересная история. Иудейский народ ежегодно отправлял в пустыню козла, на котором были навешаны все грехи жителей. Знакомое всем понятие «козел отпущения» берет свое начало именно с этой истории.

Перед тем, как выпустить козла, одна красная тряпка разрывалась надвое: половина привязывалась к козлу, другая половина привязывалась возле храма. Когда козел покидал пределы города, ткань у храма должна была изменить свой цвет с красного на белый — только тогда раскаяние израильтян в своих грехах считалось искренним и чистым.

Кроме того, в этот день приносилась жертва в виде второго козла, которого убивали во имя отпущения грехов. Некоторые историки считают, что демон Азазель появился в результате регулярного жертвоприношения и принял соответствующее имя и облик.

Внешний облик демона

Вид Азазеля значительно отличается от других демонов. Если они выглядят устрашающе и жутко, то Азазель обладает обычным человеческим телом, козлиной бородой и рогами.

Никаких копыт, шерсти на теле и страшной морды — все гораздо проще. Часто он изображается как старик, который ходит с черным козлом. Некоторые же источники говорят, что это все выдумки, а настоящий облик демона совсем другой: он является огромным червем, который обитает на в преисподней, а в пустыне.

Что может дать демон Азазель

Этот злой дух известен свой подлостью и мастерством обмана и хитрости, а потому его призывают в соответствующих целях. В обмен на душу и вечные муки в Аду демон готов помочь решить любые проблемы, которые требуют хитрости, подлости и обмана.

Он поможет достичь невероятного успеха в любой сфере. Однако стоит помнить, что призвать демона не так легко. Во-первых, взывающих должен быть твердо уверен и решительно настроен.

Во-вторых, должен заранее подготовить свои вопросы и речь, чтобы сразу перейти к делу. Кроме того, демона не так просто вызвать — он может просто отказаться приходить. Также важно запастись всеми необходимыми атрибутами, которые смогут защитить от гнева существа и не позволят ему выйти за пределы алтаря и рисунка.

Этот демон не является верховным, не входит в верхушку правящих в Аду и не обладает большой силой и властью. Несмотря на это, благодаря своей хитрости, он вполне хорошо живет и творит свои черные дела без участия в них более сильных собратьев.

К тому же, если изучить упоминания об этом демоне, можно заключить вывод, что он гораздо моложе других злых духов, а значит проигрывает им в силе.

Демон Азазель - это один из очень известных в популярной культуре пособников ада, который отличается хитростью и умением строить козни. Он был известен с далекой древности, а умение призвать Азазеля заклинанием позволит добиться любых жизненных высот. Если, конечно, вы сможете совладать с этим хитрым существом.

В статье:

Демон Азазель - когда он появился

Изначально Азазелем называли не демона, а давали это имя знаменитому козлу отпущения - ритуальному животному, которого иудеи ежегодно отправляли в пустыню, навесив на него все грехи народа Израиля. В ходе праздника Йом-Киппур во времена Иерусалимского Храма, ритуально сжигали одного козла, а другого отводили в пустыню. Согласно поверью, тогда и происходило чудо - перед тем, как увести козла, коэн (жрец) разрывал надвое кусок красной ткани. Один привязывался возле Храма, а второй вешался на шею козла. Если раскаяние израильтян в своих грехах было искренним, то после того, как этот козел отпущения выводился за пределы города - флажок возле Храма менял свой цвет с красного - на белый. Значение имени Азазель первоначально было не что иное, как отпущение.

Именно из этого образа впоследствии, после окончательного разрушения Храма, и сформировался внешний вид Азазеля. Демон Азазель упоминается в одном из апокрифов - знаменитой книге Еноха. Многие современные эзотерики и демонологи считают, что сам по себе демон является ничем иным, как получившим в результате столь массовых жертвоприношений. И именно из-за них же возникло общее для европейских народов архетипичное изображение различных демонов и даже самого дьявола с козлиной головой.

В целом первые записи о персонификации Азазеля как падшего ангела и демона, отвечающего за все пустыни на Земле, возникли около 3-го века до нашей эры.

История о падении Азазеля включает в себя несколько различных эпизодов. Некоторые толкователи считали именно его змеем-искусителем, который соблазнил Еву запретным плодом, однако сейчас, согласно устоявшейся традиции, в этом образе пребывал . По устоявшемуся же мнению, Азазель все же является , который подарил мужчинам искусство обращения с оружием, а женщин научил создавать различные снадобья и пользоваться косметикой. Кроме этого, некоторые считают его покровителем воровства и воровской удачи.

Образ Азазеля - падшего ангела у других народов и его внешний вид

Считается, что Азазель имеет весьма приближенный к человеческому облик, в отличие от, например, . Так, он традиционно изображался в виде старого мужчины с бородой и козлиными рожками, который всегда ходил вместе с черным коронованным козлом. Другие же, более древние ханаанские легенды, отождествляли Азазеля с огромным червем, живущим в глубине песков пустыни.

Говоря о верованиях других народов, множество общих черт прослеживается у Азазеля с египетским богом Сетом. Он также был покровителем пустыни, в древние времена - защитником власти фараонов, а впоследствии - врагом других египетских богов и одним из главных олицетворений зла. Кроме того, как Азазель у иудеев, так и Сет у египтян, покровительствовали различным чужеземным народам, находящимся, по их мнению, далеко за пределами пустынь.

Кроме этого, согласно устоявшейся в иудаизме и христианстве традиции, Азазель был в свое время повержен ангелом Рафаилом. Архангел низверг его в темную яму посреди пустыни и придавил его огромным камнем. Сам же Азазель ждет лишь момента, когда он снова сможет увидеть свет. И этот момент наступит, по легенде, во время страшного суда, когда ангел-предатель будет истреблен в очищающем пламени. У мусульман же имя этого демона является синонимом Иблиса - главного предателя, который отказался поклониться Адаму, за что и был низвергнут Аллахом.

Особого внимания заслуживает и трактовка образа этого демона знаменитым Булгаковым. Трансформированное на испанский лад имя «Азазелло», а также его статус покровителя безводной пустыни однозначно говорят, что этот персонаж и является древнеиудейским демоном. Все его атрибуты - зеркала, железное оружие, стальные латы - так или иначе тоже упоминались в легендах и культурных традициях. В «Мастере и Маргарите» Азазелло выступает все так же в двух ипостасях - соблазнителя и убийцы.

Как призвать Азазеля - заклинание и правило вызова

Если вы хотите узнать заклинание призыва Азазеля, то, в первую очередь следует обратить свое внимание на тот факт, что этот демон является знаменосцем всего Ада. А значит, он вряд ли будет подчиняться слабому и неопытному магу. Поэтому единственный сохранившийся сейчас ритуал в демонологии, посвященный призыву и подчинению Азазеля требует тринадцати участников.

13-лучевая звезда

Каждому из них предполагается поститься в течение тринадцати дней после полнолуния. В последний день перед новолунием, необходимо обходиться даже без воды. Пост включает в себя не только отказ от мясной пищи, но также и от каких бы то ни было развлечений и сексуальных контактов. После того, как пост соблюден, ровно в день новолуния следует прийти на большой пустырь, подготовить тринадцать черных неосвященных восковых свечей и привести с собой черного козла. Следует зажечь свечи, и нарисовать на земле воском тринадцатилучевую звезду в круге. Каждый из призывателей должен стоять четко на основании каждого луча, держа в руках свечу.

После этого, козел должен быть привязан в центре этого круга, а на его голову следует возложить корону из растений, растущих на пустыре. Лучше всего, если корона будет состоять из колючек и засохших веток. Далее, хором читается заклинание:

In cornu caput, Azazel!
Cadens coram eis.
Glorificamus te ignem,
Gratias agimus tibi lux a flamma.
Prope nos in conspectu eius,
Præcipitate vincula tua disrumpam.
Vitae - plurimi,
Noster - quod est in potentia.
Tollite hircum, qui sanctas
Suum atrum res.
Veni in corpore,
Illa revelat nobis mysteria sua.
Ave, Azazel.
Amen. Amen. Amen.

Если все было сделано правильно, а во время чтения никто не запинался и не допускал ошибок, дух падшего ангела вселится в козла и обретет тело. После чего он обведет взглядом каждого из присутствующих. В тот момент, когда демон будет поворачиваться к участникам ритуала, следует склонить голову и не смотреть ему в глаза. Одновременно с этим надо загадать и мысленно произнести самое сокровенное желание. Оно исполнится не позже, чем к полнолунию, но за его исполнение вам придется отдать что-то, являющееся самым дорогим для вас . Именно поэтому к этому ритуалу прибегают крайне редко.

В целом, фигура этого демона не может похвастаться таким большим значением, как демона Гаапа или Самаэля. Но все же, он является значимой частью как древнеиудейской мифологии, так и средневековой и современной демонологии. Решать, стоит ли взывать к силе этого могучего духа - только вам.