Быстрое чтение: как религия влияет на поведение и моральные качества людей. Как религия меняет человека

Нравственность часто считают синонимом религиозности, хотя учёные утверждают, что никакой разницы между моральными качествами верующих и атеистов нет. The Conversation разобрал несколько исследований о таких стереотипах. «Теории и практики» главное.

Предрассудки по отношению к атеистам встречаются у людей по всему миру. К такому выводу в ходе исследования пришел психолог Уилл Джервейс. Жители всех континентов предполагают, что аморальные поступки (включая даже серийные убийства) чаще совершаются неверующими. По данным опросов, американцы доверяют атеистам меньше, чем представителям любой другой социальной группы. Поэтому для большинства политиков поход в церковь — это отличный способ обеспечить себе народную поддержку на выборах, а заявление о том, что ты неверующий, может разрушить карьеру. И, конечно, неслучайно в Конгрессе США нет ни одного открытого атеиста.

Несомненно, в основных мировых религиях значительное внимание уделяется нравственности. Отсюда многие делают вывод о том, что религиозные убеждения — это признак добродетели. Другие вообще утверждают, что без религии не существует и морали. Однако оба эти утверждения можно поставить под вопрос.

Во-первых, этические убеждения одного течения могут быть неприемлемыми с точки зрения другого. Так, в XIX веке мормоны считали полигамию своим моральным долгом, в то время как для католиков она была смертным грехом. Более того, нравственное поведение членов определённой группы часто включает агрессию по отношению к другим. Скажем, в 1543 году один из основателей протестантизма Мартин Лютер опубликовал трактат «О евреях и их лжи», в котором излагались антисемитские идеи, популярные среди представителей различных течений на протяжении столетий. Эти примеры также доказывают, что религиозная мораль должна меняться с течением времени. И она действительно меняется: например, относительно недавно Англиканская церковь разрешила контрацепцию и венчание однополых пар, появились женщины-епископы.

В любом случае, религиозность лишь отдалённо соотносится с теологией. То есть убеждения и поведение верующих людей не всегда полностью соответствуют официальной религиозной доктрине. Например, официально буддизм — это религия без Бога, но большинство исповедующих его относятся к Будде как к божеству. Католическая церковь активно выступает против контрацепции, но большинство католиков всё равно предохраняются. И подобные отклонения от доктрины скорее норма, чем исключение.

Учёные провели исследование, в ходе которого участникам предложили оценить собственный характер и поведение. Результаты опроса показали, что религиозные респонденты считают себя более самоотверженными, участливыми, честными, милосердными, чем атеисты. Такая динамика сохранялась даже в случае близнецов, один из которых более религиозен, чем другой. Но если посмотреть на реальное поведение, оказывается, что никаких различий не существует.

Об этом свидетельствует, например, классический эксперимент «Добрый самаритянин», в ходе которого исследователи отслеживали, кто из прохожих остановится, чтобы помочь раненому человеку на улице. Учёные пришли к выводу, что религиозность не играла никакой роли в поведении участников. Интересно, что некоторые из них как раз шли на выступление на тему этой притчи, но это также никак не повлияло на их действия.

С другой стороны, на поведение человека могут влиять различные традиции и сигналы, связанные с религией. Например, исследования американских христиан показали, что по воскресеньям они жертвуют больше денег на благотворительность и смотрят меньше порно. Однако в остальные дни недели они компенсируют ситуацию по обоим пунктам, так что в усреднённых результатах религиозных людей и атеистов никакой разницы нет.

К тому же разные религии по-разному воздействуют на тех, кто их придерживается. Например, если люди считают, что их Бог даёт какие-то моральные установки и карает за несоблюдение правил, то они стараются быть более справедливыми и даже реже мошенничают при заключении сделок. Это результаты международного исследования. То есть если человек верит в то, что все его помыслы известны Богу, который наказывает грешников, то он пытается лучше себя вести.

Но нужно отметить, что к более нравственному поведению может привести не только религия, но и вера в силу закона, честный суд и надёжную полицию. И, как правило, если законы строго соблюдаются, то религия уже не так влияет на людей и недоверие по отношению к атеистам тоже снижается.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия - это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия - реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия.

Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции.

Вот они:

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)


В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ.

Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией.

А религия, составляющая основу и стержень культуры, - один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели - то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация. Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.)

Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...

Вероятно, никто не будет спорить, что религия - это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия - реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука-зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, "происки сатаны" в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - "все мы - христиане"). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехпетиз - крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово "культура" восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, "раскрепощал" художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, - один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели - то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству.

На основании проведенного в 2005г. отделом социологии института общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15-20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %.

Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15-20 лет назад.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

Религия представляет собой значимый феномен культурной жизни обществе, выполняя множество социально значимых функций. Есть множество определений понятия “религия”, соединяя которые можно сформулировать довольно длинное определение. Религия - это

1) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

2) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;

3) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

4) объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе - церковью, общиной, сектой и т.п.).

На протяжении истории человечества религиозные взгляды значительно изменялись. Можно выделить три основных этапа - ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов), формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу) и возникновение мировых религии (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество) Кратко остановимся на каждом из них.

В древние времена человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, населяя ее духами, божествами, незримыми силами. К древнейшим формам религии относятся анимизм (одушевление сил и стихий природы), тотемизм(почитание зверей и птиц в качестве прародителей человеческого рода), шаманизм, вера в духов предков и т.д. Древние славяне, к примеру, населяли духами весь окружающий их мир: дом, двор, поле, лес, водоем.

Многие народы верили в то, что когда-то их предки были животными или растениями. Эти священные предки получали название тотем . Рисунки, танцы, праздники и обряды посвящались тотему. Существовали представления, что после смерти человек снова превратится в это животное или растение. Отзвуки веры в священных животных и растения можно особенно ярко наблюдать в государственных символах (на гербах и флагах ряда населенных пунктов, областей и целых стран расположены орлы, львы, слоны, волки, медведи, розы, кедры, дубы и т.д.), в названиях и даже в фамилиях людей.

Влияние ранних религиозных представлений оказывает значительное, подчас незаметное, влияние на нашу повседневную жизнь. Мы верим в магические представления о сглазе и порче, внимательно смотрим фильмы о вампирах и привидениях, интересуемся гороскопами, гадаем по линиям руки, боимся “несчастливых” чисел, обходим черных кошек, поем гимны. Даже детские игры своими корнями связаны с почитанием сверхъестественных сил - считалочки с заклинаниями сил природы, салочки с магическим обрядом “заколдовывания” путем прикосновения. Самым же богатым наследием древних времен являются сборники мифов. Наиболее известные из них - египетские, греческие и римские, хотя не менее интересны и скандинавские, ближневосточные, американские и многие другие. Их сюжеты лежат в основе классических произведений литературы, сказок, положены на музыку и увековечены в скульптуре. Нельзя считать себя культурным человеком, не ознакомившись с таким наследием.

Как и любое общественное явление, религия выполняет определенные социальные функции. Религия вносит свой вклад в объяснение мира и выяснение места человека в нем, подчас восполняя существующие в науке пробелы. Ее ответы распространяются как на истоки появления всего живого (у каждой религии есть свои взгляды на начало мира, которые получили научное название “космогония”), так и на окончание истории человечества. Наука и религия долго в нашей стране считались непримиримыми соперниками. Просто научные теории используют точные формулы и цифры, опираются на лабораторные исследования, а религиозные утверждения используют образы и символы. И то, и другое необходимо человеку и всему человечеству.

Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей . Все священные религиозные книги содержат целую систему предписаний и запретов. К примеру, священная книга иудеев, «Тора» предписывает правила каждодневного поведения людей, соблюдение субботы.

Религия служит средством общения верующих. Прежде всего люди общаются с Богом и Его служителями, кроме того они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночества, имеют общие темы для бесед, находятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой так не хватает человеку.

Наконец, религия позволяет человеку ощутить смысл жизни, дает надежду на будущее спасение, на избавление от страданий. Возникает представление о направлении исторического развития и общей судьбе своего народа.

Общество и религия, человек и вера - неразделимые между собой понятия, позволяющие говорить о единстве человечества не только в пространстве (все мы проживаем на одной планете), но и во времени (разные эпохи связаны между собой и не исчезают бесследно).

Особое место в религиозном мире современного человечества играют религии, именуемые мировыми. Отличительной чертой мировых религий является то, что их исповедуют люди разных национальностей. С их появлением укрепилось взаимодействие разных народов. Охарактеризуем ведущие мировые религии:

Буддизм появился в Индии в VI в. до н.э. в знак протеста против кастовой системы деления общества и допускал возможность каждого выйти из круга перерождений сразу, без долгих восхождений. По преданию, принц Гаутама столкнулся с нищетой, болезнью, старостью и смертью, что заставило его бросить дом, семью, отказаться от почестей и власти. После долгих скитаний он достиг высших истин и стал Просветленным (по-индийски - буддой). Он то и стал одновременно божеством и пророком новой религии. Будда учил, что миром правят страдания, что их причина заключается в наличии у человека многочисленных страстей (они как-бы привязывают его к миру и заставляют снова и снова перерождаться, а значит и страдать), что можно отказаться от них и получить вечное блаженство (у буддистов это состояние полного покоя называется нирваной) и что существует путь достижения нирваны. Эти истины очень похожи на принципы врачевания: наличие истории болезни, диагноза, признание возможности выздоровления и рецепта лечения.

Буддизм накладывал на людей очень строгие требования, превращавшиеся практически в отказ от всех жизненных удовольствий. Культура поведения человека требовала от него соблюдения пяти строгих заповедей: не убей (причем требование относилось не только к человеку, но и ко всему живому миру, включая муравьев, мух, мошек и т.д.), не бери чужого (то есть требование довольствоваться своим), не лги, не пей хмельного, остерегайся смотреть на женщин (к молодой женщине относись как к дочери, к ровеснице - как к сестре, к старшей - как к матери). Конечно, простой человек не в силах был все это выполнить и позже предписания были смягчены - осуждалось лишь сознательное убийство живого существа, а последняя заповедь заменялась запретом на прелюбодеяние.

Священной книгой буддистов является Трипитака (в переводе - “три корзины”), так как первоначально тексты записывались в специальные сборники, получившие название корзин или питак), а в качестве символов служат изображения Будды, сидящего в позе лотоса, и Колесо закона с восемью спицами. Правда, до сих пор существуют различные направления, потому что не всем понравилось смягчение первоначальных требований. Как бы то ни было, буддизм является одной из трех мировых религий, большинство его последователей сейчас находится в Китае, особенно в горных районах Тибета. В нашей стране есть народы, исповедующие буддизм - буряты, калмыки и тувинцы.

Христианство - вторая по времени возникновения и самая распространенная на Земле мировая религия. В качестве Бога христиане признают Святую Троицу (единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), главным символом является крест (на кресте погиб Иисус Христос, искупляя грехи людей), основным принципом провозглашается любовь к ближнему (“Возлюби ближнего своего, как самого себя”), признаются заповеди Ветхого Завета, почитаются различные Жития Святых. Большинство христиан признает семь главных таинств, составляющих основу внешнего почитания Бога: крещение (окунание или обрызгивание святой водой), миропомазание (смазывание тела крестящегося особым церковным маслом), причащение (вкушение особого хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа), исповедь (возможность покаяться перед священнослужителем в своих грехах), венчание (церковное освящение брака), священство (особые обряды перед вступлением в сан священника) и соборование (исповедь умирающего человека).

Возникновение христианства связано с попыткой преодолеть этническую ограниченность иудаизма рамками еврейской нации. В своих проповедях Христос говорил о равенстве независимо от происхождения и принадлежности к определенному народу. Признавалась личная ответственность человека за его дальнейшее спасение. Первые годы своего существования христианство было запрещено и многие его приверженцы подвергались гонениям и жестоким казням. Прошло более трехсот лет, прежде чем власти признали эту религию. В дальнейшем в христианстве появились разные направления и течения. В христианстве существуют три основные ветви - православие , католичество и протестантизм .

Зарождение христианства положило начало современному летоисчислению - наш год соответствует времени, которое (по мнению христиан) прошло с момента рождения Иисуса Христа. Многие памятники мирового искусства отражают библейские образы и сюжеты, а кресты присутствуют на государственных флагах многих стран мира (Швейцарии, Финляндии, Греции, Великобритании и др.).

Самой молодой по времени возникновения из мировых религий появился ислам. Его возникновение относят к началу VII в., а главным пророком считают Мухаммеда. Ислам возник среди племен Аравийской пустыни, а затем распространился по всему миру. Мусульмане, сторонники ислама, верят в единого Бога Аллаха и имеют одну священную книгу - Коран. Главным центром почитания является город Мекка в Саудовской Аравии (где бы ни был мусульманин, во время молитвы он обращается лицом в сторону Мекки, а молиться надо не менее пяти раз в день).

Очень строги исламские предписания - нельзя потреблять в пищу свинину (даже то, что соприкасалось со свининой - нож, вилку или тарелку, правоверный мусульманин ни за что не возьмет в руки), запрещено пить вино, во время молитвы надо обязательно находиться на коленях и совершать поклоны до земли, неверные должны уничтожаться в ходе священной войны джихад или газзават (это правило возникло в годы, когда арабы вели войну за свою территорию и веру, но сегодня признается возможность мирного сосуществования с представителями самых разных религий, и только отдельные фанатики стремятся призывать к беспощадной войне с иноверцами).

Ислам играет важную роль в современном мире. Его символы - зеленый цвет и полумесяц - обязательно присутствуют на знаменах арабских государств, а предписания даже становятся главными законами (в ряде стран судопроизводство ведется по законам шариата -мусульманского права - и до сих пор используют старинные наказания - удары палкой, побитие камнями и др.).

В нашей стране много мусульман. Они имеют полную свободу вероисповедания. Открываются новые мечети (священные здания, где происходит общение с Богом), печатаются религиозные книги, открывается возможность для изучения религии своих предков.

По отношению к разным религиозным взглядам все люди делятся на атеистов, сектантов, представителей определенной конфессии и нерелигиозных людей. В Советском Союзе атеизм признавался в качестве государственной политики и состоял в постоянной борьбе с любыми проявлениями набожности, суеверия, мистики. Была запрещена религиозная литература, а в учебных заведениях велись специальные предметы атеистической направленности.

Сейчас в нашей стране провозглашена свобода вероисповедания - каждый человек может исповедовать любые религиозные взгляды или не исповедовать их вообще, запрещены любые преследования за веру, а значит и атеизм. Человек имеет право быть нерелигиозным, но при этом не должен везде и всюду доказывать с научных позиций “лживость измышлений церковников”, обвинять их в мошенничестве и воровстве. Правда, появилась другая опасность - свобода вероисповедания породила на свет массу самых разных сект, вовлекающих в свои ряды любыми путями, использующих зачастую психическое воздействие. Лидеры этих сект под видом борьбы за простоту жизни требуют передачи личного имущества в секту, используют своих людей для давления на окружающих.

Мир религии очень сложен. Народы по-своему искали и ищут пути понимания жизни, ответы на главные вопросы существования человечества. Некоторые люди, а среди них есть и ученые, пытаются разделить все религиозные представления на более и менее правильные, самостоятельные и подчиненные, примитивные и сложные, высшие и низшие. Опасен не только воинствующий атеизм, но и религиозный фанатизм, и сектанство. Человечество сильно своим многообразием и это утверждение в полной мере можно отнести к взаимоотношениям религии, политики и общества. Хороши все пути, которые ведут к миру и согласию между людьми.

Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальных отношений. Тем не менее характер и степень этой связи в различных сферах жизнедеятельности человека неодинаковы . И чтобы посмотреть степень влияния религии на жизнь человека, необходимо рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:

1) религия и наука

2) религия и общество

3) религия и экономика

Религия и наука

Взаимоотношение "религия и наука" состоит из двух вопросов: 1) каково соотношение предмета религии и предмета науки; 2) как наука может изучать религию.

Первый вопрос возник тогда, когда наука внезапна стала претендовать на опровержение или по крайне мере проверку догматов различных вероучений. Однако уже в конце 19в. Стали выражать мысль о том, что данные науки не имеют ничего общего с религиозным знанием. Ответы, содержащиеся в вероучениях, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты данными науки. Таким образом, наука и религия абсолютно различны по своей направленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они относятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают разными способами. Но все же в наши дни ученые постоянно пытаются доказать с научной точки зрения доктрины религии. И тот факт, что религия и наука имеют разные предметы, еще не означает, что наука не может изучать саму религию .

Но с другой стороны роль религии проявляется еще и в том, что она глубоко враждебна науке, научному мировоззрению. Многие и многие века церковь беспощадно душила науку, преследовала ученых. Он запрещала распространение передовых идей, уничтожала книги прогрессивных мыслителей, а их самих сажала в тюрьму и сжигала на кострах. Но несмотря на все старания, церковь не оказалась в состоянии задержать развитие науки, которое настоятельно диктовалось потребностями материального производства. В наше время, будучи бессильными опровергнуть величайшие научные достижения, церковь пытается примирить науку с религией, доказать, что научные достижения не противоречат вере, а согласуются с ней. Наука дает человеку достоверные знания о мире, о законах его развития. А религия в свою очередь дает представление о смысле жизни этого человека. Сегодня религия исследуется почти всеми гуманитарными науками.

Религия и общество

Вопрос о соотношении религии и общества - это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых - легитимизации тех или иных форм социальных действий, отношений. Религия способствует поддержанию стабильности общества и одновременно стимулирует его изменение. Религия делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее "значением", помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат среди других людей, населяющих наш мир. Религия также способствует стабильности общества, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Помимо межрелигиозных, религия вызывает конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В свою очередь религиозные конфликты могут способствовать переменам, а социальные перемены могут вызывать изменения в религиозной сфере. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп.

В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в двух аспектах. Первый связан с выполняемой религией функций обоснования и поддержания ценностей данного общества. Эти ценности вовлечены также и в политическую деятельность: их влияние и отношение к закону и власти сказывается в поддержке или противодействии им. Второй аспект затрагивает соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния .

Религия и экономика

В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений. Однако как только организация религиозной группы становится более сложной, возникает проблема - для ее деятельности нужны средства. Тогда группа начинает втягиваться в экономические дела, хочет она того или нет. Она начинает требовать взносов от своих последователей и благодарна за пожертвования, получаемые от обеспеченных членов. Если члену такой группы удается избавиться от бедности, его не осуждают, наоборот - даже хвалят за его трудолюбие и бережливость.

Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов (см. Таблица 1). В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности .

Таблица 1 Отношение доходов верующих людей

Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы религии и в других странах

Комментарий

Христиане в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями.

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза.

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза.

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза.

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз.

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира.

Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. И, как правило, вера в ад подстегивает рост сильнее, чем вера в рай.

Гарвардский профессор экономики Роберт Барро совместно с рядом ученых провел цикл исследований связи религиозности населения и экономического роста разных стран. Главный вывод - вера в Бога способна увеличить темпы экономического роста.

Роберт Барро разделил наличие веры в Бога, веру в загробную жизнь, веру в рай и веру в ад. Его исследование, проведенное на данных по 59 странам мира, показало, что вклад этих факторов в экономический рост всегда положительный, хотя и неравноценный. Например, вера в рай оказывает гораздо меньшее воздействие на рост экономики, чем вера в ад. Сам ученый выразил это так: "Кнут в виде потенциального ада оказывается намного более действенным, чем пряник потенциального рая". Впрочем, то, что страх - сильнейший стимул, известно давно. О роли религии, в частности протестантизма, в создании этико-моральных стимулов для эффективной работы говорил еще в начале ХХ в. Макс Вебер. По мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия влияет на экономику не столько через стимулы трудиться эффективнее, сколько через положительный эффект запрета на ложь и обман, что в экономике особенно важно .

Банки и религия

Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.

Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес", то есть бизнес, который соответствует этическим нормам, сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.

Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия -- составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания -- один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов .