Диагностика развития творческих способностей учащихся. Методы и методики диагностики творческих способностей. IV. Музыкальный интеллект

Для выявления эффективности применения на уроке творческих заданий для развития творческой активности младших школьников мною было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа. На первом констатирующем этапе эксперимента мы диагностировали у детей уровень креативности.

Второй этап эксперимента - формирующий - заключался в проведении с учащимися уроков с использованием системы творческих заданий для развития у детей творческой активности.

На третьем этапе - контрольном - был определен итоговый уровень креативности младших школьников и проведен анализ полученных результатов.

Итак, цель эксперимента: выявление эффективности системы творческих заданий для развития у детей творческой активности.

В исследовании приняли участие 28 учащихся 2 «В» класса МБОУ СОШ №48 г. Чита. Каждому школьнику для удобства обработки результатов эксперимента был присвоен порядковый номер согласно алфавитному списку (Приложение 1).

В настоящее время для оценки уровня креативности наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса - адаптированный вариант, выполненный Туник Е.Е., батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

В курсовой работе я использовала Опросник креативности Дж. Рензулли .

Опросник креативности - это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10-20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.

Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.) Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8-11-х классов).

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации:

  • 4 - постоянно,
  • 3 - часто,
  • 2 - иногда,
  • 1 - редко.

Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка - 10, максимальная - 40 баллов).

Творческие характеристики:

  • 1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
  • 2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
  • 3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
  • 4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
  • 5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если…»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
  • 6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
  • 7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
  • 8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
  • 9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
  • 10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Обработка данных: каждый пункт оценивается и заносится в специальный лист ответов (приложение 2).

Уровень креативности

На констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие результаты:

Таблица 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента

Номера творческих характеристик

Уровень креативности

Очень высокий

Очень высокий

Очень высокий

Очень низкий

Очень высокий

Итак, из таблицы 1 следует, что испытуемые имеют разный уровень креативности:

  • - большая часть учащихся - 13 человек, что составляет 46,4%, набрали от 21 до 26 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности;
  • - 1 школьник (3,5%) набрал всего 13 баллов - у него очень низкий уровень креативности;
  • - по 5 испытуемых (17,8%) имеют высокий (от 27 до 33 баллов) и низкий (16-20 баллов) уровни креативности;
  • - у 4 учеников (14,2%) - очень высокий уровень - они набрали от 34 до 40 баллов.

Описание формирующего этапа эксперимента

В рамках формирующего этапа эксперимента мною на основе системного и личностно-деятельностного подхода была подобрана система творческих заданий, ориентированная на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе. Результатом ее функционирования должны стать высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, целенаправленное применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий (Приложение 3).

Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Здесь дети могут сами себе оказать помощь, если будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти, об умении общаться. В решении данной проблемы учителю эффективно использовать комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать свое «Я».

Такие творческие задания можно выполнять на занятиях риторики, чтения, обществоведения («Человек и мир»).

Различные виды творческих заданий способствуют обогащению словарного запаса младших школьников, который продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.

Виды работ, способствующие развитию творческой активности младших школьников:

  • 1. жесты и мимика как неязыковые средства выразительности устной речи;
  • 2. творческое сочинительство;
  • 3. сочинение;
  • 4. работа со словарем;
  • 5. развивающие игры-задания;
  • 6. крылатые слова;
  • 7. стихотворчество.

Эффективно будет, если методика всей работы на занятиях задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от учащихся и, конечно же, от учителя. Стремлением учить серьезному увлекательно объясняется отбор занимательного текстового материала, постановка задач проблемного характера при введении нового задания, использование игровых приемов, забавных сюжетов, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

Я старалась подобрать материал к урокам так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.

Применяла нестандартную форму уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки КВН, уроки «Брейн-ринг». Продуктивным мы считаем в системе метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Создавали проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Детям нравится работать самостоятельно, не бояться допустить ошибку в ответе, т. к. они понимают, что учитель всегда готов им помочь.

Остановимся лишь на некоторых приемах, использовавшихся на уроках математики для активизации творческой мыслительной деятельности учащихся. Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи.

Функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие. Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов. Большое значение мы придавали на уроках связи «ученик-ученик» (работа в парах, в группах). Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, игры:

Игра «Узнай числа»

  • - Вставь в пословицы пропущенные названия чисел:
    • 1. … раз отмерь - … отрежь (семь, один)
    • 2. Не имей … рублей, а имей … друзей (сто)
    • 3. … в поле не воин (один)
    • 4. Душа…, а желаний … (одна, тысяча)
    • 5. … дней болтовни не стоят одного подвига (тысяча)
    • 6. … человека знают - узнают все … (три, тридцать)
    • 7. … ласточка весны не делает (одна)

Задачи в стихах «В уме считайте, не по пальцам»

18 саженцев рядами

Посадили школьники в саду, здесь клубника с длинными усами вырастет по 9 штук в ряду Я хочу, чтоб быстро вы считали руку поднимите, кто готов. Сколько получилось там рядов?

Каждый день медведь - портняжка шил 3 шляпы, 7 фуражек, а 15 дней пройдет - Сколько он вещей сошьет?

Задачи, которые предлагают сами дети:

  • 1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  • 2. На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
  • 3. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (сто)
  • 4. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  • 5. Масса полбуханки хлеба - полкилограмма и полбуханки. Какова масса целой буханки? (1 кг)
  • 6. Чтобы попасть в театр двум отцам и двум сыновьям, понадобится только три входных билета. Как такое может быть? (дедушка, отец, сын).
  • 7. Как из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (VI)
  • 8. Назовите пять дней, не называя числа и названий дней по календарю (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответ. Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать с другими словами, находить в них сходство и различия. Вырабатывают у школьников умения выделять главное, основное в каком-то понятии. Например, на уроках математики, мы использовали следующие загадки:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (двойка)

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы - твои труды (карандаш)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешками

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (книга)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете (цифры)

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он - находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения, задач на комбинированные действия.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведь в творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

  • - уровнем развития интереса (силой, глубиной, устойчивостью);
  • - характером (многосторонними, широкими интересами);
  • - местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
  • - своеобразием интереса в познавательном процессе;
  • - связью с жизнью.

Указанные условия обеспечивают и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий на фоне выделенного комплекса педагогических условий была условно разделена на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии творческой активности учащихся в соответствии с уровнями сложности системы творческих заданий.

Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть-целое); рассмотрение их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем.

Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирования при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.

Четвертое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Эффективность применения вышеизложенных методов и приемов работы над развитием творческой активности детей заключается в следующем:1. расширение словарного запаса детей;

  • 2. повышение уровня восприятия художественных произведений;
  • 3. развитие творческого воображения;
  • 4. активизация познавательного процесса;
  • 5. способствование успешному изучению литературы и языка в старших классах (выполнение творческих работ, различных видов сочинений, изложений, составление рассказов, пересказов и т.д.)

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, развивается творческая активность, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.
Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники:
.1.Программа Веракса «От рождения до школы»
2. Комарова. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение)
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

лариса макарова
Методы и методики изучения творческих способностей

Методы и методики изучения творческих способностей

Разработала : воспитатель старшей группы МКДОУ «Д/с № 1 «Светлячок» Макарова Л. А.

Для изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я решила провести исследования по следующим методикам .

В исследовании участвовало 24 ребенка МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» , 12 из которых вошли в контрольную группу, 12 вошли в экспериментальную группу.

В ходе исследования решались следующие задачи :

Выбор диагностических методик для исследования особенностей творческого мышления старших дошкольников;

Подбор и организация групп испытуемых;

Проведение диагностического исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников;

Разработка и апробация развивающей программы, для развития творческих способностей старших дошкольников;

Проверка эффективности разработанной программы;

Само исследование особенностей творческих способностей старших дошкольников проводилось в несколько этапов.

На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы исследования , выбирали группы испытуемых.

На основном этапе исследования мы провели констатирующее диагностическое изучение особенностей творческих способностей старших дошкольников до проведения развивающей программы в экспериментальной группе.

На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была проведена специальная работа.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей старших дошкольников.

На заключительном этапе проводили обработку данных, формулирование выводов.

Для исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников было необходимо подобрать диагностические методики , которые могли бы выявить определенные творческие способности , с учетом тех его возрастных изменений, которые происходят в старшем дошкольном возрасте.

Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики , ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей . Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики , предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно .

Тест № 1 : «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) .

Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность) .

Материал : Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

Испытуемому предлагалось :

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов :

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам : 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов , раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка , его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями , хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2 : «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс) .

Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал : Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей .

Оценка результатов : Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы) .

3. Методика «Солнце в комнате» (авторы : В. Синельников, В. Кудрявцев) .

Цель : выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание : "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе :

1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) - 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - солнышко на улице) -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - сделать из солнышка лампу) - 4 балла.

4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.

4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев) .

Материал : игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов .

Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?

После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?» ) или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей

Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить , любят выполнять различные творческие работы , но отдают предпочтение двум видам деятельности : изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству . Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия , а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества . Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы , разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности : низкий, средний, высокий.

Эмпирические исследования выявления творческих способностей детей дошкольного возраста

Проанализировав результаты диагностики уровня творческих способностей у старших дошкольников до начала исследования мы установили, что :

1. из 12 обследуемых детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни творческих способностей :

Средний уровень : 6 детей – 50%

Ниже среднего уровень : 4 ребенка – 33,3%

2. В экспериментальной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни развития творческих способностей :

Высокий уровень : 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень : 7 детей – 58,3%

Ниже среднего уровень : 3 ребенка – 24%

Предъявим данные в таблице (Таблица 1)

Таблица 1

Результаты изучения уровней творческих способностей у страших дошкольников на момент начала исследования

Группы Уровни

высокий средний ниже среднего

контрольная 1 чел.

экспериментальная 2 чел.

Для проведения сравнительного анализа результатов исходного уровня творческих способностей детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, отобразим данные в диаграмме (рис. 1) .

Рис. 1. Диаграмма по результатам изучения уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» до начала исследования

Итак, изучив исходный уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» мы выявили, что в контрольной и экспериментальной группе уровень почти одинаковый, разница составляет 8,3% в среднем и 4,3% в ниже среднем уровнях.

Далее мы перешли ко второму этапу экспериментальной работы (формирующему эксперименту) . Для этого мы разработали программу, которая направлены на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

С целью изучения проблемы использования данного комплекса занятий при развитии творческих способностей у старших дошкольников, нами был проведен комплекс занятий поданной программе в контрольной группе.

По окончанию эксперимента, мы перешли к контрольному этапу экспериментальной работы.

После чего осуществили повторную диагностику уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, где получили следующие данные :

1. В контрольной группе :

Высокий уровень – 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень : 6 детей – 50%

Ниже среднего уровень : 4 ребенка – 33,3%

2. В экспериментальной группе :

Высокий уровень : 5 ребенка – 41,7%

Средний уровень : 7 детей – 58,3%

Ниже среднего уровень : 0 ребенка – 0%

Для проверки эффективности использования данного комплекса занятий в развитии творческих способностей у дошкольников и сопоставив уровни развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения нашего исследования : мы определили, что в уровне развития творческой способности детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень развития творческой способности высокий (41,7%, из них у двоих детей на начало исследования был средний уровень, а у одного ниже среднего уровень развития творческой способности . Произошли количественные изменения в уровне ниже среднего. Один ребенок с уровнем ниже среднего развития творческой способности поднялся до среднего уровня.

Предъявим результаты нашего исследования в таблице (табл. 2) .

Таблица 2

Результаты изучения уровней развития творческой способности

Группы Уровни

высокий средний ниже среднего

контрольная 2 чел.

экспериментальная 5 чел.

Рус. 2. Динамика уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

Итогом целенаправленной работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях в экспериментальной группе является положительная динамика роста развития .

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования разработанных нами занятий для развития творческих способностей в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что применение данного комплекса занятий способствуют эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.

Мы разработали программу, направленную на развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой.

Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре » (далее – Программа) разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л. С. Выготского, научных идей развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца.

Основной целью Программы «Развитие творчества в игре » является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей , их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры , то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, - это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения . И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. - должны поддерживать и поощрять его развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

http://www.schoolage.ru

Доказано, что творческие способности теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитиютворческих способностей в начальных классах, снижаются качественный уровень обучения.

Исходя из вышеперечисленного, в процессе прохождения преддипломной практики апробирована система кружковых занятий по изобразительному искусству, посвященных выполнению декоративной работы с целью развития воображения. Опытную работу можно разделить на 3 этапа:

1) констатирующий;

2) основной (формирующий);

3) аналитический (контрольный)

На первом этапе проводилась входная диагностика на определение уровня творческих способностей учащихся.

В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов, в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям.

У А.Л. Венгера есть тест «Несуществующее животное». Ребенку предлагается нарисовать то животное, которое он не видел в жизни, придумать свое. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения. По количеству разнообразных деталей определяется уровень развития воображения [Психологический словарь: http://www.edudiс.ru/psi/348/].

Э. Торренс разработал тест креативности «Завершение картинок».

Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

- оригинальность;

- уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются. В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц. Показатель «оригинальность» подсчитывается по формуле. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.



В интернете также можно найти множество тестов на выявление уровня творческих способностей (без фамилии автора). Но они имеют больше игровую форму и не дают четкой градации уровней. Тест «Я его слепила из того, что было». Ребенку предлагается за 5 мин слепить из пластилина какую-либо поделку. Исходя из оригинальности, проработанности и количества деталей начисляются баллы. Но не дается четкой принадлежности к определенному уровню развития творческих способностей. К тому же, такие методики сложно проводить в большой группе человек (в общеобразовательной школе).

Множество методов оценки креативности может быть разделено на несколько групп. Одна из них включает в себя подходы, направленные на изучение дивергентного мышления. Дивергентное мышление исследуется с помощью заданий, где респондентам необходимо генерировать идеи в ответ на вербальный или фигуральный стимул. Эти идеи затем оцениваются по четырём основаниям - оригинальность (редкость ответа), количество придуманных ответов, гибкость (насколько придуманные идеи различны между собой) и степень проработки ответов (насколько они применимы к реальности).

К данному классу могут быть отнесены следующие широко известные методики: тест креативности Дж. Гилфорда, тест креативности Е. Торранса, которые имеют широко известную модификацию - тест Торранса и Гилфорда, апробированный на русской выборке, созданный Е. Туник. Метод оценки уровня творчества Уолласа и Когана также должен быть включен в перечень подходов оценки креативного мышления [Туник Е., 2004].

Существуют различные модификации этих методов, которые были использованы в современных исследованиях. Например, Е. Л. Григоренко и Р. Дж. Штернберг измеряли уровень творческого мышления, попросив участников описать мир глазами насекомых и придумать, кто может жить, и что может произойти на планете под названием «Priumliava». В другом исследовании Штернберга были использованы мультфильмы. Участникам предлагались пять мультфильмов, откуда были вырезаны реплики героев, и из них необходимо было выбрать три для продумывания реплик и названия. Также ученые использовали метод написания эссе, которые могли быть созданы под одним из заданных заголовков: «Пятый шанс», «2983», «за край» и т.д.



Последний тип модификаций Штернберга – метод «устных историй», участникам были представлены пять листов бумаги, каждый из которых содержит набор от 11 до 13 изображений, связанных общей темой. После выбора одной из страниц участникам давалось 15 минут для формулировки рассказа, а также для того, чтобы надиктовать его в диктофон в течение ограниченного времени. Другой метод, который также можно отнести в эту группу, - метод свободных ассоциаций З. Зиверта. Он включает в себя инструкцию, в которой респондента просят дать несколько интерпретаций для картинок (автор Фанталов) как можно быстрее.

Следующая группа методов была разработана для оценки конвергентного мышления или «умения сузить количество возможных решений проблемы с помощью логики и имеющихся знаний». Тест вербальной креативности С. Медника может быть примером такого рода методик. В тесте даны три слова и респондентам необходимо предложить одно - объединяющее данные. Он был адаптирован к русской выборке Т. Б. Галкиной, Л. Г. Алексеевой и Л. Г. Куснутдиновой.

Широко известной является группа методов, в которой респондентам предлагается что-то изобразить. Данный подход находит своё отражение в тесте Баррона-Уэлша, основанном на теории З. Фрейда. В нем респондентам предлагается нарисовать картинки, которые оцениваются по шкалам в зависимости от степени выраженности в картинках первичных процессов, таких как эго-функционирование и либидозные драйвы, а также символизации и замещения. На изображениях также построен тест креативного мышления «создание рисунка», разработанный Ю. Урбаном. Тест состоит из пяти фрагментов фигур, расположенных в большом по площади квадрате, сбоку от него находится небольшая не зарисованная площадь. Участникам предлагается представить себе, что художник начал рисунок, но его прервали, и респондентов просят продолжить этот неполный рисунок.

Близким к данному классу является метод «индивидуальной фотографии», разработанный Зиллером и модифицированный Доллингером и Кланси. В нём респондентам предлагается выбрать или взять 20 фотографий, отвечающих на вопрос «Кто я?», и дать устное и письменное описание причин, почему именно эти фотографии отвечают на заданный вопрос.

Другая важная группа методов содержит в себе оценку креативного поведения. Зачастую все пункты данных методик содержат описание типов поведения, которые связаны с креативностью. Респонденту необходимо указать, какое из предложенных типов поведения им используется, либо насколько каждый из типов для него характерен. Методом, принадлежащим к данной группе, является шкала креативного поведения, которая состоит из 93 пунктов, связанных с аттитюдами «открытости дивергентному мышлению», сопутствующими креативному поведению.

Другой метод в данной группе - шкала креативных поведенческих диспозиций, инструмент с множеством показателей, основанный на концепции трансактуализации, которая расширяет понятие самоактуализации с точки зрения креативности и дизайна личного пространства.

Шкала креативности в повседневной жизни измеряет 5 показателей креативности: выразительная креативность, характеризующаяся спонтанностью и свободой выражения; техническая креативность, характеризующаяся профессионализмом и навыками; изобретательная креативность как проявление изобретательности в удобном сочетании материалов; инновативная креативность, или модификация и развитие идей; неотложная креативность, включающая разработку жизненно важных идей.

В данную группу также входит опросник творческих деятельностей, который был модифицирован. Данный опросник состоит из шкалы четырех компонентов креативности, пиковой креативности и степени вовлеченности в креативную активность.

Опросник областей применения креативности предлагает семь из них: представление, наука (математика), разрешение проблем, артистично-визуальная, артистично-вербальная, предпринимательская и взаимодействия с другими. Более современная версия данного опросника - новый опросник областей применения креативности - состоит из 21 пункта, основанных на четырех факторах: драма (актерская игра, пение, письмо), математика (наука) (химия, логика, компьютеры), искусство (прикладное искусство, рисование, дизайн) и взаимодействие (обучение, лидерство). Каждый пункт данной анкеты необходимо оценить по шестибалльной шкале от «Совсем не креативно» до «Очень креативно».

Последняя группа методов позволяет исследовать свойственное человеку поведение, связанное с креативной деятельностью, которое подвергается влиянию социально-культурного контекста (демографии, религиозности, этнической самобытности, ценностей). Рассмотрим данную группу методов более подробно.

Опросник креативных достижений СAQ, разработанный Карсон, измеряет креативность в 10 областях: изобразительное искусство, музыка, танец, архитектурный дизайн, креативное письмо, юмор, изобретения, научные открытия, театр и кино и кулинарные искусства. Для каждой области в опроснике представлены восемь пунктов, отражающие содержание определённого креативного поведения.

Эти пункты пронумерованы от 0 до 7, что отражает увеличивающийся уровень проявляемой в них творческой активности. Для всех сфер деятельности первый пункт (под номером 0) указывает на отсутствие подготовки, опыта или достижений в данной области. Остальные пункты с возрастанием предлагают всё более редкие виды креативной деятельности, которые логически связаны между собой так, что выбор каждого следующего пункта подразумевает и выбор предыдущего. В данной методике намеренно за каждым пунктом закреплён определённый вес, а также они не рассматриваются как взаимозаменяемые элементы. Кроме того, восемь пунктов не являются независимыми: если респондент не выбирает нулевой пункт (он же первый по счёту), что указывает на отсутствие достижений в этой области, то другие пункты этой сферы деятельности также оцениваются в ноль баллов. Аналогично, если кто-то выбирает «высокий» элемент, то все предыдущие пункты также должны быть отмечены как свойственные респонденту. Так, исследование Альфа Кронбаха внутри каждой из сфер не представляется необходимым.

Эта анкета широко используется в различных исследованиях, которые показали, что шкала действительно отражает различия в достижениях в области креативности. Карсон и его коллеги в первой статье на тему данной методики отмечают, что люди с более высокой общей оценкой по данной методике находят более интересные решения для создания коллажей, имеют более высокие оценки дивергентного мышления, а также более открыты новому опыту. Показатель «открытость новому опыту» был надежным предиктором баллов по опроснику креативных достижений в нескольких более поздних работах.

Общие оценки по данной методике не выявляют значимых корреляций с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности, но коррелируют с результатами методики оценки творческого поведения, которая описана ниже, с методикой оценки повседневной творческой активности и дивергентным мышлением.

Ещё одним методом, который был отнесён нами в данную категорию, является методика биографического анализа креативного поведения BIСB. Эта методика содержит 34 пункта, оценивающих повседневную креативность через широкий круг возможных областей, например, таких как искусство, ремесла и творчество, но они также охватывают и социальную креативность, которая выражается в лидерстве, наставничестве. Эта шкала использует формат ответов «да/нет». В инструкции респондентов просят выбрать из предложенного списка те деятельности, в которые он или она были активно включены на протяжении последних 12 месяцев. Что касается доказательства надежности, то в последних работах был выявлен показатель Альфа Кронбаха, равный 74, 78 и 76 . Что касается доказательств валидности методики, то она положительно коррелирует с дивергентным мышлением и с открытостью опыту, т.е. с факторами, которые обычно являются маркёрами креативности.

Последним из методов, принадлежащих к данной группе, является методика оценки творческого поведения СBI, которая впервые была разработана Д. Хокавар, а затем модифицирована в более короткую версию С. Дж. Доллингер. Исследователь исключил наименее надёжные пункты и оставил вопросы, результаты ответов на которые наиболее значимо коррелировали с остальными показателями. Краткая форма содержит пункты относительно такого поведения как создание костюма, написание стихов и песен, рисование эскизов. Краткую форму следует считать мерой повседневного творчества, в то время как длинная форма охватывает как повседневное творчество, так и выдающиеся творческие достижения. В инструкции респондентов просят отметить степень вовлеченности их в различные виды активности по 4-балльной шкале от «никогда не делал этого» (0 баллов) до «делал это более чем пять раз» (3 балла).

Изначальный вариант методики использовался в первые несколько лет сбора данных, что впоследствии дало возможность вычислить корреляции между результатами, полученными с её помощью, и данными короткой формы.

Внутренняя согласованность короткой формы является эквивалентной согласованности длинной формы. Для первых и последних лет сбора данных краткая форма данной методики была валидизирована таким образом, чтобы отличаться от изначального варианта.

Для проведения исследования нами были выбраны модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как тест Дивергентного Мышления, «Опросник для учителей по оценке творческого потенциала ребенка», тест на самооценку творческих способностей.

Рассмотрим подробней данные методики. Тест дивергентного мышления направлен на диагностику креативности и оценивает все характеристики связанные с творческим мышлением. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

П. Торренс также в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил критерии воображения:

Беглость;

Гибкость;

Оригинальность;

Разработанность;

Характеристика основных показателей творческого воображения.

Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.

Разработанность – тщательность, детализация образов – фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.

Беглость – количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.

Гибкость – отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

По вышеперечисленным конкретным критериям мы подобрали следующие методики, которые наиболее подходят для нашей диагностики. Они не столь сложные в обработке результатов (нет формул, которые затрачивают много времени на подсчет), соответствуют выбранному нами возрасту младшего школьника и ближе к изобразительной деятельности (Таблица 1).

Методики исследования Таблица 1

Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональномплане жизнь.

Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Необходимо заметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.