Фантастический роман о ядовитых бабочках. “И грянул гром” Рэя Брэдбери. Что такое эффект бабочки

Рэй Брэдбери – замечательный писатель и классик. Его перу принадлежат великолепные книги, которые больше чем полвека читают люди из различных стран мира. Сотни рассказов, известные повести – весь свой драгоценный творческий багаж писатель отдает тем, кто ценит произведения с глубокой мыслью. В его коротких рассказах, написанных так увлекательно, что невозможно оторваться, освещается целая жизнь, а иногда и миллионы лет, как в произведении «И грянул гром». Этот знаменитый научно-популярный фантастический рассказ, был впервые опубликован 28 июня 1952 года.

Герои рассказа – Экельс, мистер Тревис, его помощник Лесперанс и два охотника – Биллингс и Кремер отправляются туда на изобретенной Машине времени для того, чтобы убить огромного ящера, отвратительное чудовище, и при этом ни в коем случае не сойти с тропы.

Рассказ начинается с объявления, которое видит Экельс: «… Организуем сафари в любой год прошлого». Любопытство побеждает страх, и Экельс соглашается на условия, которые оглашает ему служащий, находящийся за конторкой: во всем слушаться только мистера Тревиса, если он скажет стрелять, нужно непременно выполнять приказ.

Герой рассказа видит в конце комнаты светящуюся разноцветными огнями Машину времени, которая может перенести в любое время. Но цель героев – именно доисторическое прошлое, где не было еще ни Адама, ни Моисея, ни Наполеона, ни Гитлера. В Америке как раз прошли выборы Президента, окончившиеся победой Кейта. Если бы к власти пришел железный диктатор Дойчер, народу было бы очень плохо.

Начало путешествия

И вот герои – в Машине времени. Они мчатся чрез века, десятилетия, годы, месяцы, и вот наконец оказываются в древних джунглях за шестьдесят миллионов две тысячи пятьдесят пять лет назад. Тревис показывает металлическую тропу, специально проложенную для охотников Компанией, чтобы люди из будущего не задели ни одной букашки, ни одной травинки. Нарушение запрета чревато наказанием. Тревис объясняет, почему это так серьезно: если убить, к примеру, всего лишь мышь, можно уничтожить все будущие поколения мышей. Могут исчезнуть и лисы, для которых мыши являются питанием. Ни в коем случае нельзя уничтожить какое-либо важное звено в развитии вида. На вопрос Экельса, откуда они узнают, каких зверей убивать, Тревис объяснил, что Лесперанс, приезжавший на Машине времени незадолго до них, проследил за некоторыми животными и нужных пометил красной краской. Кроме того, он сказал, что все – Машина, Тропа, одежда, да и сами участники – полностью обеззаражены, чтобы ни в коем случае не внести в древний мир опасные бактерии.

Вот, наконец, появился сам Ящер. Это было настолько страшное зрелище, что Экельс не на шутку испугался: великий бог зла, который шел на огромных, лоснящихся мягко ступающих ногах. Разверстая пасть обнажала зубы-кинжалы, глаза размером со страусовые яйца не выражали ничего, кроме голода. Из громадной грудной клетки торчали руки – две тонкие руки, способные исследовать человека, словно игрушку. Не удивительно, что Экельс наотрез отказался его убивать. Он просто сразу понял, что это ему не по силам, и сказал о своем решении Тревису. Тот велел сейчас же спрятаться в Машине времени. Но вдруг ящер ринулся вперед. Экельс побежал, не оглядываясь и сам того не осознавая, сошел с тропы и попал в джунгли.

Представляем вашему вниманию рассказ , описывающим события недалекого будущего, где человек пытается уничтожить остатки цивилизации за все принесенное ею зло.

Почему сам Рэй Брэдбери называет рассказ “Смерть дело одинокое” в какой-то мере автобиографическим? Больше об этом в , посвященной этому произведению.

Чудовище смело убили другие участники сафари. Но отношение Тревеса к Экельсу резко испортилось. «Ступайте на Тропу» – скомандовал он. – Вы останетесь здесь». Только уговоры Лесперанса и просьба самого Экельса смогли повлиять на решение Тревеса. Он все же согласился забрать проигравшего участника сафари обратно, но при условии, что тот извлечет пули из тела Ящура и принесет их. В теле ящура не должно остаться пуль, потому что это может повлиять на развитие. Экельс выполнил повеление.

Цитаты из рассказа Брэдбери “И грянул гром”

Изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие… Повалились маленькие костяшки домино, большие костяшки, огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время.

Такой путаницы, чтобы человек встретил самого себя, Время не допускает. Если возникает такая опасность. Время делает шаг в сторону. Вроде того, как самолет проваливается в воздушную яму. Вы заметили, как Машину тряхнуло перед самой нашей остановкой? Это мы миновали самих себя по пути обратно в Будущее.

После обвала - зеленый покой. После кошмара - утро.

Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветёт пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды.

Некоторые правила нельзя нарушать.

Удачное возвращение

И вот участники сафари снова вернулись домой. На Машине времени. Первое, что бросилось в глаза Экельсу – искаженные буквы на объявлении в настоящем: «Арганизуем софари влюбой год прошлого. Вы выбераете дабычу….» Что это? Почему? Экельс стал очищать грязь на ботинках и вдруг заметил красивую мертвую бабочку. Это было всего лишь насекомое, но оно повлияло на ход истории. Экельс сошел с тропы – и это привело к необратимым последствиям. Звенья в Истории времени нарушились. После оказалось, что не Кейнер, а Дойч победил на выборах. И все – из-за бабочки. Увы, вернуть было уже ничего нельзя. Экельс лежал неподвижно в ожидании исполнения справедливого приговора. И грянул гром выстрела.

Причины и следствия
Существует выражение «эффект бабочки», то есть последствия действий, совершенных в прошлом. И эта мысль четко прослеживается в рассказе знаменитого фантаста.

Казалось бы, всего лишь бабочка. Зачем такая жестокая расправа? Но, по замыслу автора, в рассказе кроется глубочайший смысл.

В современных естественных науках есть термин «эффект бабочки», что это значит, описал Эдвард Лоренц, один из создателей «теории хаоса». Термин прижился в популярной культуре. Возможно, это было связано с тем, что у людей возникала ассоциация с рассказом Рэя Брэдбери, где гибель бабочки в Мезозое изменила человеческую историю. Или с одноименным фильмом, вышедшим в 2004 году, герой которого пытается изменить прошлое.

Что такое эффект бабочки

За полтора столетия до появления этого термина немецкий философ Иоганн Фихте в «Назначении человека» писал, что невозможно удалить одну песчинку, чтобы это не вызвало изменений во всех частях необъятного целого.

Эдвард Лоренц высказал предположение, что какое-либо незначительное событие может иметь масштабные последствия. Он остроумно предположил, что взмах крыльев бабочки в одной части мира вызовет мощный ураган в другой.

В 1961 году молодой ассистент Массачусетского университета Лоренц создал компьютерную программу. Она должна была давать разные прогнозы погоды. Однажды он немного изменил показатели, которые отражали метеорологические условия, но это привело к изменению всех показаний прогноза.

Через восемь лет Эдвард Лоренц выступил на заседании Американской ассоциации по содействию науке о прогнозировании с докладом, в заголовке которого поместил вопрос: может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии привести к торнадо в американском штате Техас. Ученый выделил две ключевые проблемы теории:

  • Практическую ограниченность прогнозов погоды на долгосрочный период.
  • Невозможность обнаружить ключевой момент, который вызовет определенный результат.

Лоренц обратил внимание, что в природе существует множество взаимосвязей. Человек не знает всех условий, которые нужны для правильного прогноза. Из-за этого мы не можем определить: приведет ли взмах крыльев насекомого к возникновению шторма или, напротив, его предотвратит. Человек не может определить, к каким последствиям приведут его действия, потому что не знает, что было бы без его вмешательства.

Одна из основных идей Эдварда Лоренца заключалась в абсолютной непредсказуемости мира, где изменения могут вызвать разные величины любых переменных и неспособность людей их достоверно выявить.

Эффект бабочки и массовая культура

Неизвестно, как Лоренцу пришла в голову идея использовать образ бабочки для демонстрации своей теории. Возможно, на него повлиял знаменитый рассказ Рэя Брэдбери, опубликованный в 1952 году. Фабула произведения известна многим.

Частная компания организует туры в Мезозой, где путешественники идут по проложенной над землей тропе. Они могут поохотиться на динозавров, но для них заранее отбирают особей, которые все равно бы умерли вскоре после этого. Герои носят скафандры, чтобы не смешать воздух своего времени с доисторическим, и удаляют из тел убитых рептилий свои пули.

Проводник произносит монолог о том, к чему может привести убийство одного существа в Мезозойской эре. Один из путешественников, запаниковав, сходит с тропы и случайно убивает бабочку. Вернувшись в свою эпоху, герои видят, что их мир изменился.

В массовой культуре «эффект бабочки» стал метафорой о том, как незначительные, на первый взгляд, события меняют ход человеческой жизни и самой истории. В 2004 году вышел одноименный фильм Эрика Бресса. Слоганы картины говорили о глобальных последствиях незначительных и единичных событий (например – «Изменишь одно – изменится все»).

Главный герой этой картины – молодой человек по имени Эван. Он пережил ряд неприятных событий в своей жизни, которые не помнит, но которые отразились в его дневнике. Через страницы дневника Эван может попадать в прошлое и менять ход событий. Он раз за разом пытается изменить события, которые случились в детстве с ним, его подругой Келли, ее братом и их другом. Но каждое изменение, кроме положительных результатов, влечет за собой и роковые последствия.

Эффект бабочки – красивая теория, показывающая сложность нашего мира. Она предостерегает людей от того, чтобы слишком детерминировать события вокруг. Особенность использования их в популярной культуре – абсолютизация того или иного события, которое вызывает целый ряд других.

Из школьного курса математики всем известно, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Об этом сказано в традиционной или официальной геометрии Эвклида. Однако, наверное, каждый человек, смотря на уходящие за горизонт рельсы, в глубине души начинал сомневаться в данной аксиоме.

И действительно, в геометрии Лобачевского сказано, что параллельные прямые могут пересечься - в бесконечности. Таким образом, логично, что и параллельные плоскости могут иметь точки соприкосновения. Несмотря на то, что это утверждение крайне спорно, оно не может не будоражить умы ученых и обычных людей намного сильнее, чем книжная аксиома.

Если хорошо подумать и внимательно проанализировать свою жизнь, что становится понятным, что любое, пусть даже самое маленькое и незначительное на первый взгляд событие или решение, любое сказанное слово или фраза меняют в большей или меньшей степени ход всей дальнейшей жизни.

А иногда и судьбу всего человечества.

В науке даже существует специальный термин - «эффект бабочки» , который детально объясняет данный феномен. Автором его является метеоролог Лоренц.

Термин говорит о том, что взмах крыла бабочки на одном конце планеты может вызвать серьезные катаклизмы на другом. Проще говоря, даже самое незначительное событие может стать причиной совершенно неожиданных и очень серьезных последствий в совершенно другой точке земного шара.

События, порожденные «эффектом бабочки», происходят в одном мире, но в разное время - то есть, реализуется принцип «причина-следствие».

Если сделать предположение, что для каждого выбора в жизни, для каждого поворота судьбы существует свой мир, своя реальность, в которой развиваются новые события, причем, все миры существуют одновременно, — получается очень сложно, но вместе с тем, интересно.

Существует немало гипотез и теорий о том, что наш мир - далеко не единственный, что рядом с ним имеется еще несколько. Вполне возможно, что в тех, других мирах, живут наши подобия, но выбравшие другое решение, другую дорогу. Или, совсем наоборот, в этих мирах живут совершенно другие существа, которые вовсе не похожи на человека и которые ушли в своем развитии далеко вперед.

Возможно, они обитают на одной с людьми планете, но люди не могут их увидеть, потому как эти существа состоят из «антивещества». Такое предположение высказывают некоторые ученые. Поэтому человек и не может видеть, и ощущать «антимир», лишь периодически сталкивается с его проявлениями.

Часть ученых утверждает, что между мирами можно перемещаться по определенным каналам или порталам. К примеру, в народных легендах и поверьях, точно также, как и у многих писателей-фантастов, в качестве порталов чаще всего выступают зеркала, немного реже - жерла вулканов и пещеры. Именно поэтому существует суеверие, что нельзя длительное время смотреть на свое отражение в зеркале, поскольку может утащить.

В научном мире существуют более серьезные гипотезы о том,каким образом можно перейти из одного мира в другой. Так, в качестве таких порталов или тоннелей выступают «черные дыры» в космосе, которые могут быть так называемыми «кротовыми норами», связывающими между собой различные миры и пространства. Ни доказать, ни опровергнуть это утверждение не представляется возможным, поскольку до настоящего времени они очень мало изучены.

В 1930 году для обозначения зон, в которых происходили невидимые и необъяснимые перемещения в пространстве, был введен термин «телепортационные места». Автором его был ученый Чарльз Фрот. Такие места действительно существуют, о них упоминают некоторые исследователи, однако все попытки намеренно спровоцировать телепортацию пока не увенчались успехом.

В то же время, и в научных гипотезах, и в фантастических произведениях и легендах утверждается, что такие переходы открываются только при определенных обстоятельствах и в строго определенное время. И если в литературе все более-менее понятно, то в случае реальных свидетельств перехода из одного пространства в другое никакого порядка и определенности нет.

В связи с этим уместно вспомнить историю о легендарном исчезновении целого Норфолдского полка в горах в начале прошлого столетия. Полк был английским и отправлялся на передовую. Из ущелья, плотно накрытого гигантским облаком, не вышел ни один солдат, но и никаких следов присутствия людей в этом месте обнаружено не было.

По мнению некоторых исследователей, полк вошел в портал, который вел в один из параллельных миров. Вместе с тем, среди ученых существует также гипотеза об искривлении времени именно в тот момент и в то время, когда там находились солдаты. Поэтому совершенно не исключено, что через некоторое время (годы или, может быть, столетия) Норфолдский полк появится на том же месте и завершит путь.

Примечательно, что самое большое количество случаев встреч с параллельными мирами было зафиксировано в период от Средних веков до начала прошлого столетия. С чем это было связано - то ли с большим влиянием религии, то ли с низким уровнем развития наук - сказать сложно. Тем не менее, факт остается фактом - в наши дни встречи в непознанным в большинстве своем касаются «летающих тарелок» и инопланетных пришельцев, нежели параллельных миров.

К примеру, в конце пятнадцатого столетия в Германии самым таинственным образом пропала девушка по имени Эльза Фартхен, племянница бургомистра. Она, как обычно, легла спать в своей комнате. Спустя какое-то время служанка среди ночи увидела яркий свет, который пробивался из-под двери хозяйки, но никакого значения этому не придала.

Утром оказалось, что дверь в комнату была заперта изнутри. А поскольку девушка не выходила, то дверь сломали. В комнате было пусто! Родственники и слуги обыскали все вокруг, но безрезультатно. Эльзы не было несколько дней, а затем девушка появилась в своей комнате точно так же, как и исчезла.

Девушке рассказали, что ее не было дома два дня, но она не хотела в это верить. Эльза была убеждена в том, что легла спать и спокойно проспала одну ночь. Правда, немного позже она вспомнила, что во сне видела яркий свет и какие-то незнакомые непонятные лица…

А вот следующая история наглядно демонстрирует, как событие может повлиять на ход истории всего человечества.

В сентябре 1908 года в Вене, в Венской художественной академии, одной из самых почтенных цитаделей европейского изобразительного искусства, во время вступительного экзамена. В одной из аудиторий юноша с горящими глазами демонстрирует приемной комиссии свои художественные работы.

Но председатель комиссии, очень тучный и недовольный мужчина, чем-то очень недоволен, и все время критикует работы начинающего художника. То пропорция плохая, то гамма не такая, там золотое сечение неверно просчитано, а тут вовсе все плохо. Из слов главы комиссии выходило, что юноша совершенно не умеет рисовать, и ему не место среди студентов академии.

Юноша провалил экзамен, глава комиссии пригласил следующего студента. Но в тот момент он даже не мог себе представить, что своим решением он погубил шесть миллионов жизней ни в чем неповинных людей и развязал Вторую мировую войну. А все потому, что художником-неудачником был Адольф Гитлер .

Будущий фюрер практически с детства мечтал стать архитектором и художником, писать картины, проектировать дома. Разочаровавшись, он направил свои стопы в большую политику, став одним из самых кровавых диктаторов и тиранов.

А ведь все могло сложиться совсем по-другому, если бы глава приемной комиссии не раскритиковал юного абитуриента. Вот такой незначительный, на первый взгляд эпизод, может иногда привести к глобальным катастрофическим последствиям.

А вот еще одна похожая история: в эпоху крестовых походов, в начале июня 1189 года, на реке Селив, что сейчас находится на территории современной Турции, огромная армия немецких крестоносцев переправляется через реку. Во главе армии стоит легендарный император Фридрих Барбаросса. Н в нарядных рыцарских доспехах, при полном параде, на белой лошади входит в воду.

Но животное внезапно встает на дыбы, Фридрих не удержался в седле, упал в воду. Императора больше нет. Он не утонул, поскольку река мелководна, а скорее умер от теплового удара, ведь его доспехи сильно разогрелись на солнце. В результате падения в холодную воду император получил тепловой удар, потерял сознание и просто захлебнулся.

Потеряв вожака, немецкие крестоносцы сразу же вернулись домой, в результате чего третий крестовый поход, в котором у них были большие шансы одержать победу над сарацинами, потерпел полнейший крах. А Иерусалим, из-за которого и предпринимался этот поход, так и остался под влиянием мусульман еще на несколько столетий. А все - из-за лошади…

Подобных случаев в истории можно найти очень много. К примеру, что могло произойти, если бы у Наполеона перед Бородинской битвой не случился насморк или если бы Архимед не решил однажды принять ванну, или хитроумный Одиссей сумел-таки «откосить» от Троянской войны.

Подобных фатальных мелочей огромное количество, о некоторых история знает, о некоторых - умалчивает, но все они оказали значительное влияние если не на ход истории человечества в целом, то на ход чьей-то жизни - точно.

Если говорить о художественной литературе, то необходимо отметить что писатели-фантасты очень любят тему множественности Вселенной и параллельных миров, поскольку эта тема дает большой простор для воображения. Эта тема очень хорошо представлена в детской фантастической литературе, в частности, в рассказах В.Крапивина.

Его герои - самые обычные школьники, которые попадают в другие миры, путешествуют из одного мира в другой, везде находя новых верных друзей и много приключений. В этих произведениях Вселенная представлена в виде гигантского Кристалла, каждая грань которого является особым отдельным миром. Между ними обязательно существуют переходы в то или иное время.

В литературе для более старших тема параллельных миров также представлена довольно широко. Так, в частности, параллельные миры, которые существуют в одном пространстве и времени, представлены в тетралогии С.Лукьяненко «Дозор».

В обычных городах живут светлые и темные «иные», которые время от времени уходят выяснять отношения в другой мир. И этот мир определенным образом накладывается на мир людей. По словам самого автора, между этажами одного дома лифт идет немного медленнее, поскольку там находится еще один этаж - в «сумрачный мир»…

В настоящее время существование параллельных миров научно не доказано. Вряд ли это будет сделано в ближайшее время. В то же время, гипотезы об их существовании достаточно полно и логично объясняются теми «нестыковками» и паранормальными явлениями, которые периодически происходят в нашем мире - кораблями-призраками, полтергейстом, самолетами, исчезнувшими с радаров и пропавшими без вести и многим другим, достойным попасть в раздел «секретные материалы».

Объявление на стене расплылось, словно его затянуло пленкой скользящей теплой воды; Экельс почувствовал, как веки, смыкаясь, на долю секунды прикрыли зрачки, но и в мгновенном мраке горели буквы:

А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ

ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО

ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ

МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО

ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ

В глотке Экельса скопилась теплая слизь; он судорожно глотнул. Мускулы вокруг рта растянули губы в улыбку, когда он медленно поднял руку, в которой покачивался чек на десять тысяч долларов, предназначенный для человека за конторкой.

Вы гарантируете, что я вернусь из сафари живым?

Мы ничего не гарантируем, - ответил служащий, - кроме динозавров. - Он повернулся. - Вот мистер Тревис, он будет вашим проводником в Прошлое. Он скажет вам, где и когда стрелять. Если скажет "не стрелять", значит - не стрелять. Не выполните его распоряжения, по возвращении заплатите штраф - еще десять тысяч, кроме того, ждите неприятностей от правительства.

В дальнем конце огромного помещения конторы Экельс видел нечто причудливое и неопределенное, извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол - то оранжевый, то серебристый, то голубой. Гул был такой, словно само Время горело на могучем костре, словно все годы, все даты летописей, все дни свалили в одну кучу и подожгли.

Одно прикосновение руки - и тотчас это горение послушно даст задний ход. Экельс помнил каждое слово объявления. Из пепла и праха, из пыли и золы восстанут, будто золотистые саламандры, старые годы, зеленые годы, розы усладят воздух, седые волосы станут черными, исчезнут морщины и складки, все и вся повернет вспять и станет семенем, от смерти ринется к своему истоку, солнца будут всходить на западе и погружаться в зарево востока, луны будут убывать с другого конца, все и вся уподобится цыпленку, прячущемуся в яйцо, кроликам, ныряющим в шляпу фокусника, все и вся познает новую смерть, смерть семени, зеленую смерть, возвращения в пору, предшествующую зачатию. И это будет сделано одним лишь движением руки...

Черт возьми, - выдохнул Экельс; на его худом лице мелькали блики света от Машины - Настоящая Машина времени! - Он покачал головой. - Подумать только. Закончись выборы вчера иначе, и я сегодня, быть может, пришел бы сюда спасаться бегством. Слава богу, что победил Кейт. В Соединенных Штатах будет хороший президент.

Вот именно, - отозвался человек за конторкой. - Нам повезло. Если бы выбрали Дойчера, не миновать нам жесточайшей диктатуры. Этот тип против всего на свете против мира, против веры, против человечности, против разума. Люди звонили нам и справлялись - шутя, конечно, а впрочем... Дескать, если Дойчер будет президентом, нельзя ли перебраться в 1492 год. Да только не наше это дело побеги устраивать. Мы организуем сафари. Так или иначе, Кейт - президент, и у вас теперь одна забота...

Убить моего динозавра, - закончил фразу Экельс.

Tyrannosaurus rex. Громогласный Ящер, отвратительнейшее чудовище в истории планеты. Подпишите вот это. Что бы с вами ни произошло, мы не отвечаем. У этих динозавров зверский аппетит.

Экельс вспыхнул от возмущения.

Вы пытаетесь испугать меня?

По чести говоря, да. Мы вовсе не желаем отправлять в прошлое таких, что при первом же выстреле ударяются в панику. В том году погибло шесть руководителей и дюжина охотников. Мы предоставляем вам случай испытать самое чертовское приключение, о каком только может мечтать настоящий охотник. Путешествие на шестьдесят миллионов лет назад и величайшая добыча всех времен! Вот ваш чек. Порвите его.

Мистер Экельс долго, смотрел на чек. Пальцы его дрожали.

Ни пуха, ни пера, - сказал человек за конторкой. Мистер Тревис, займитесь клиентом.

Неся ружья в руках, они молча прошли через комнату к Машине, к серебристому металлу и рокочущему свету.

Сперва день, затем ночь, опять день, опять ночь; потом день - ночь, день - ночь, день. Неделя, месяц, год, десятилетие! 2055 год. 2019, 1999! 1957! Мимо! Машина ревела.

Они надели кислородные шлемы, проверили наушники.

Экельс качался на мягком сиденье - бледный, зубы стиснуты Он ощутил судорожную дрожь в руках, посмотрел вниз и увидел, как его пальцы сжали новое ружье. В машине было еще четверо. Тревис - руководитель сафари, его помощник Лесперанс и два охотника - Биллингс и Кремер. Они сидели, глядя друг на друга, а мимо, точно вспышки молний, проносились годы.

Это ружье может убить динозавра? - вымолвили губы Экельса.

Если верно попадешь, - ответил в наушниках Тревис. - У некоторых динозавров два мозга: один в голове, другой ниже по позвоночнику. Таких мы не трогаем. Лучше не злоупотреблять своей счастливой звездой. Первые две пули в глаза, если сумеете, конечно. Ослепили, тогда бейте в мозг.

Машина взвыла. Время было словно кинолента, пущенная обратным ходом. Солнца летели вспять, за ними мчались десятки миллионов лун.

Господи, - произнес Экельс. - Все охотники, когда-либо жившие на свете, позавидовали бы нам сегодня. Тут тебе сама Африка покажется Иллинойсом.

Машина замедлила ход, вой сменился ровным гулом. Машина остановилась.

Солнце остановилось на небе.

Мгла, окружавшая Машину, рассеялась, они были в древности, глубокой-глубокой древности, три охотника и два руководителя, у каждого на коленях ружье - голубой вороненый ствол.

Христос еще не родился, - сказал Тревис. - Моисей не ходил еще на гору беседовать с богом. Пирамиды лежат в земле, камни для них еще не обтесаны и не сложены. Помните об этом. Александр, Цезарь, Наполеон, Гитлер - никого из них нет.

Они кивнули.

Вот, - мистер Тревис указал пальцем, - вот джунгли за шестьдесят миллионов две тысячи пятьдесят пять лет до президента Кейта.

Он показал на металлическую тропу, которая через распаренное болото уходила в зеленые заросли, извиваясь между огромными папоротниками и пальмами.

А это, - объяснил он, - Тропа, проложенная здесь для охотников Компанией. Она парит над землей на высоте шести дюймов. Не задевает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной травинки. Сделана из антигравитационного металла. Ее назначение - изолировать вас от этого мира прошлого, чтобы вы ничего не коснулись. Держитесь Тропы. Не сходите с нее. Повторяю: не сходите с нее. Ни при каких обстоятельствах! Если свалитесь с нее - штраф. И не стреляйте ничего без нашего разрешения.

На вопрос Помните, у Рея Бредбери в рассказе И грянул гром раздавили бабочку? заданный автором юлия лучший ответ это Это метафора. Бабочка могла не опылить какой-то цветок, не выросло бы растение, растение не съел бы ящер, ящера не съел бы другой ящер - короче говоря, непредусмотренная ходом прошедшей истории смерть бабочки запустила бы цепь событий, которая со временем, разрастаясь, уже напоминала бы снежную лавину - лавину изменений.
Конечно, к таким точечным изменениям, как описано в рассказе - это событие привести не должно было бы... Мне всегда казалось, что незначительное событийное нарушение должно иметь тенденцию к затуханию в ткани исторического процесса, но точно также правомерна и обратная точка зрения.
Бредбери хотел подчеркнуть ответственность человека за каждый свой шаг. Вот, к примеру, отругал я ребёнка, ребёнок потерял часть интереса к занятиям живописью, его судьба потекла по несколько иному руслу - ну и т. д. И наоборот))

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помните, у Рея Бредбери в рассказе И грянул гром раздавили бабочку?

Ответ от Ayrat [гуру]
...ну там было, типа, как в фильме "Назад, в будущее! ", одно событие привело к другому и т. д. Другие авторы считают что ничего бы не изменилось, т. к. бабочка не находилась в ключевой точке развития, где какие либо изменения могут привести к различным вариантам истории.


Ответ от Mark Shor [гуру]
А ты себе представляешь, как маленький камешек, покатившийся с вершины горы, может вызвать громадный обвал или лавину у подножья?
Здесь такой же принцип нарастания следствий.
Не помню точно, как именно Бредбери объяснял, но суть такая:
Эту бабочку в нормальном течении времени кто-то бы съел, теперь этот кто-то останется голодным и может даже умереть, (соответственно исчезнут все потомки его, а ведь это со временем огромная масса живой плоти!) а ведь им тоже кто-то более высший (или крупный) питается. Теперь уже тому третьему не хватит пищи.. .
Такая цепочка причин и следствий может дотянуться до того существа, потомки которого могли стать первыми млекопитающими. Согласен, млекопитающие появились не от одного кого-то, но все же хоть мелкие различия будут.
Со временем они и дадут в будущем "эффект эха".
От несчастной бабочки эффект был хоть и заметен, но все же не такой и кардинальный: немного изменился язык, вместо демократии в стране диктатура и пр.
А если б погиб динозавр, который не должен был погибнуть?
Появились бы тогда люди вообще?


Ответ от Simbalu simbalu [гуру]
суть не в самой бабочке... долго объяснять...