История ооо "корякморепродукт". Это перешло все границы

Экипажам судов, которые пошли принимать лосось у побережья Камчатки, обещали что проблем с пересечением границы у них не будет. Но не всем обещаниям стоит верить. В этом убедился капитан БМРТ «Данко», когда его оштрафовали на 900 тысяч рублей.

Ничто не предвещало беды

В 2007 году правительство России утвердило правила, согласно которым рыбацкие суда могут неоднократно пересекать госграницу в уведомительном порядке без лишних бюрократических процедур. Однако в этом документе используется понятие «промысел», которое уже исключено из понятийного аппарата российских законов (оно заменено на понятие «рыболовство»).

В итоге, каждая организация трактует «промысел» в силу своего понимания. По мнению пограничных властей, это только добыча водных биоресурсов. В то же время суда, которые занимаются приемкой и переработкой рыбы, непосредственно добычу не ведут. Следовательно, на них упрощенный порядок не распространяется.

Такой вывод значительно усложняет жизнь рыбаков. Ведь приемщикам надо регулярно переходить из экономзоны в терморе и обратно. Например, для того чтобы избавиться от отходов, которые накапливаются на судне. Сбросить их за борт разрешено только в экономзоне. Если каждый раз оформляться на выход-вход по полной программе, будет потрачена уйма времени.

Эта проблема остро напомнила о себе летом 2011 года, когда на Камчатке ожидались обильные подходы лосося. Берег не справился бы с их переработкой своими силами. На помощь должны были прийти более 80 приемных судов. Однако перспектива работать без упрощенного порядка пересечения границы вызвала опасения и у владельцев флота, и у рыбаков, которым надо куда-то сдавать улов.

В начале путины на Камчатке прошло несколько совещаний с участием представителей отрасли и пограничников. Вроде бы договорились по-хорошему. Некоторые предприятия поспешили поблагодарить Северо-Восточное погрануправление (СВПУ) за «конструктивную позицию». Но все оказалось не так просто.

Ловушка захлопнулась

Как и десятки других обрабатывающих судов, камчатский траулер (БМРТ) «Данко» с июня работал у восточного побережья полуострова, где принимал лосось, а также минтай, треску и камбалу, добытые в «прибрежке».

Только рыбных отходов на его борту скапливалось порядка 26 тонн за сутки. Чтобы избавиться от них, «Данко» неоднократно выходил в экономзону, затем возвращался работать в терморе. Каждый раз его капитан Игорь Ганев извещал об этом пограничные власти электронной почтой и телефонной связью. Переходы границы были занесены в судовые документы. То есть все делалось открыто. Пограничники знали, что выходы БМРТ «Данко» в экономзону для сброса отходов планируются и совершаются.

СВПУ молча принимало уведомления Ганева, никак на них не реагируя. И вдруг, на 15-й раз пересечения госграницы, Ганева обвинили в нарушении ее режима. Ему было предъявлено 30 эпизодов («Данко» 15 раз вышел из терморя и, соответственно, 15 раз вернулся). По каждому эпизоду был назначен штраф в размере 30 тысяч рублей. Итого, 900 тысяч. Легко представить, какие чувства испытал капитан, услышав эту сумму, и какие слова в адрес пограничников завертелись у него на языке.

Почему же пограничные органы, получая уведомления о пересечении границы и полагая, что это нарушение, не запрещали этих действий? У блюстителя закона функция предостережения и пресечения идет первой перед карательной. Если нарушения и вправду имели место, то представители СВПУ должны были сразу сообщить капитану, что тот действует незаконно, а не ждать 1,5 месяца. Но так рассуждать недальновидно.

На самом деле это была военная хитрость. В береговой охране ФСБ работают настоящие конспираторы, которые умеют терпеливо ждать в засаде. Они знают, что не стоит торопить события. Ведь 900 тысяч – это больше 30.

Из пункта «А» в пункт «Б»

Как должен был поступить капитан «Данко», чтобы не попасть в нарушители? Согласно постановлению по административному делу ему следовало оформлять выход из терморя и заход в морских пунктах пропуска. В Камчатском крае таким пунктом является Петропавловск. То есть «Данко» надо было «всего лишь» 30 раз сбегать в порт для оформления. Мог ли он это сделать? Считайте сами.

БМРТ по очереди работал в трех заливах: Олюторском, Корфа и Карагинском. Среднее расстояние от них до Петропавловска - 500 миль. Скорость такого судна - 10 миль в час.

Время, затраченное на переход из района промысла в порт, составит 50 часов, или 2 суток. Ожидание и проведение пограничного, таможенного оформления на выезд - это 1 сутки. Выход из территориального моря, сброс отходов, возвращение в порт – еще 1 сутки. И еще 1 сутки займет оформления на въезд. Это как минимум. На самом деле такие процедуры обычно занимают больше времени.

Переход из пункта пропуска обратно в район промысла займет те же 2 суток. Таким образом, «законное» пересечение госграницы и возвращение к месту промысла требует не менее 7 суток.

«Данко» пересек государственную границу на выезд-въезд 15 раз. Значит, его общие затраты времени на формальности, связанные с пересечением границы, составят 105 суток (7 суток умножить на 15). При этом продолжительность лососевой путины на восточном побережье Камчатки редко превышает 60 суток. Следовательно, пока мы будем исполнять «законные требования», путина успеет закончиться дважды!

Я уже не говорю про интенсивность таких забегов в порт. Судну как «Данко» надо выходить в экономзону для удаления отходов производства примерно раз в 3 суток. То есть каждые 3 суток промысла траулер, забитый под жвак отходами, должен был следовать в Петропавловск на оформление, расходуя при этом неделю.

При таком раскладе судам вообще нет смысла выходить в море. Пусть стоят себе в порту. Правда, путина не состоится. Зато и нарушений не будет.

Нужда перейти границу

Закон о госгранице, на который ссылается береговая охрана ФСБ, допускает вынужденное пересечение границы без лишней проволочки в силу чрезвычайных обстоятельств. Можно ли считать выход в экономзону для сброса отходов вынужденным? Вполне.

Отходы (производственные, хозяйственно-бытовые, пищевые, нефтесодержащие) относятся к вредным загрязняющим веществам. Они могут стать угрозой и для экипажа судна, и для окружающей среды. От них обязательно надо избавляться при соблюдении определенных условий, как требует закон. Иного способа это сделать, кроме как выйти в экономзону, не существует.

Емкости для сбора и хранения отходов ограничены по вместимости. Если они окажутся переполнены, а судно не сможет вовремя выйти в экономзону, его производственная деятельность остановится. Даже несколько часов простоя чреваты большими убытками и для приемщиков, и для добытчиков. Отсутствие возможности сдать рыбу, которая находится в морских ставных неводах, приведет и к значительному экологическому ущербу, вызванному «залеганием» рыбы в неводах и ее гибелью.

Значит, капитан Ганев вывел свой БМРТ за пределы тервод не ради собственного удовольствия, а для выполнения требований закона. Пересечение границы в данном случае было действительно вынужденным. Но такие аргументы на береговую охрану ФСБ не действуют. У нее своя - железная - логика.

Кто «ходит под себя», тот поступает мудро?

Итак, капитан «Данко» оштрафован на 900 тысяч рублей. Но это только начало. Далее неминуемо следует административная ответственность юридического лица – владельца судна. Здесь штрафные санкции посерьезнее: от 400 до 800 тысяч рублей. А теперь перемножьте на 30.

«Данко» - одна из первых ласточек, на которых объявлена охота. Другим капитанам, работающим на приемке рыбы у побережья Камчатки, надо быть готовыми ко всему.

Самые опытные из них не поверили обещаниям чиновников о том, что «проблем не будет». Они не стали выходить в экономзону для сброса отходов, а «ходили под себя» в территориальном море, прямо под берег. Это категорически запрещено, но контролировать некому. Пограничникам дела нет. Не их вахта. А специализированная морская инспекция Минприроды была упразднена с их же подачи еще 4 года назад.

Однако даже таких умных капитанов на берегу может ждать сюрприз. Ведь это очень просто - рассчитать по существующим нормам количество отходов, которое образовалось на судне за время рейса. Затем берешь судовой журнал, судовые суточные донесения, и если в них не указано, что судно выходило в экономзону, то можно смело штрафовать капитана за сброс отходов в терморе. А это опять миллионные штрафы. По слухам, в одной государственной надзирающей службе уже потирают руки в предвкушении.

Уловы и удои

На прошлой неделе представители Федерального агентства по рыболовству и рыбной отрасли Камчатки провели встречу в Петропавловске. Обсуждался и этот вопрос. Основное предложение: заменить понятие «промысел» на «рыболовство» в постановлении правительства об упрощенном порядке пересечения границы.

Но руководство ФАР считает, что этого недостаточно. По его мнению, нужны системные изменения в законодательство.

Вот только об одном не было сказано: почему собственно такие дела стали возникать как грибы после дождя именно сейчас? А объясняется все просто. До недавнего времени административные штрафы за нарушение режима госграницы составляли довольно скромные суммы, в 3-5 тысяч рублей. Но 1,5 года назад Родина сделала нам подарок - увеличила эти штрафы в 10 раз. Вот тут у контролеров и закипела работа, которая обещала больших и легких денег. Сразу же обозначились противоречия в законах и новые трактовки старых правил, которые позволили крепко взять рыбаков за вымя.

Полагаю, что даже если «промысел» заменят на нужное слово, то сразу возникнет какой-то иной правовой казус, который позволит доить рыбные компании и дальше.

Если уж вести системные изменения, как предлагает ФАР, то надо начинать с азов - с определения целей и задач морской охраны. Ради чего она существует? Если только ради показателей, то менять что-либо уже бесполезно.

Кирилл МАРЕНИН

1983

10 февраля при ликвидации аварии, связанной с утечкой аммиака из рефрижераторной установки, погиб старший механик СРТМ «Черемхово» Базы тралового флота Юрий Иванович Широносов, 1940 г. р.

15 апреля в 9.50 в районе промысла в Кроноцком заливе при пересадке с БМРТ «Петр Овчинников» на борт своего сейнера после сдачи улова в результате соприкосновения корпусов смертельно травмирован старший помощник капитана МРС-225 № 038 рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина В.Р. Соболев.

6 июня во время стоянки в бухте Русская у старого парохода «Рылеев», превращенного в водозабор, произошел несчастный случай, в результате которого утонул начальник радиостанции СРТМ «Шивелуч» Базы тралового флота А.А. Абидуев.

В 2.44 он возвращался со спасательного судна ВМФ СС-84, стоявшего по левому борту траулера. С кормы СРТМ на «Рылеев» был спущен штормтрап, но предохранительной сетки под ним не было. Моряк, поднимаясь по трапу, сорвался в воду. Принятые меры по его спасению результата не дали.

Июнь. Во время якорной стоянки плавбазы «Земля Кольская» Рыбхолодфлота в районе промысла при подаче пустой 120-литровой бочки в элеватор трюма № 1 между бочкой и верхней кромкой окна шахты элеватора зажало матроса-обработчика В.И. Гузенко.

От повреждений шеи и грудной клетки он скончался спустя несколько минут.

26 августа на малом транспортном рефрижераторе «Пиритовый» Рыбхолодфлота произошел несчастный случай, в результате которого погиб электрик И.И. Пожидаев.

26 декабря на производственном рефрижераторе «Приморск» Рыбхолодфлота в результате взрыва котла погиб котельный машинист А.Д. Дакучко.

Расследованием установлено, что котел не проходил освидетельствования Регистра СССР с 1980 г., однако продолжал эксплуатироваться.

11 марта в Шанхае (КНР) во время ремонта и переоборудования от инсульта скончался старший помощник капитана плавбазы Рыбхолодфлота «Печенга» Евгений Григорьевич Стулей, 1947 г. р.

В 1996 г. его именем назван СРТМ-К «Штурман Стулей», принадлежавший ЗАО «Атолл-Запад».

7 июля при исполнении служебных обязанностей скоропостижно скончался капитан малого транспортного рефрижератора «Островной» Рыбхолодфлота Виталий Аркадьевич Дворянский, 1951 г. р.

7 мая при нахождении в море на трудовом посту умер начальник Беринговоморской промысловой экспедиции ОАО «Океанрыбфлот» Валентин Евгеньевич Юрпольский, 1938 г. р.

Январь. Во время рейса скоропостижно скончался капитан СТ «Талдан» ЗАО «Акрос» Геннадий Петрович Кущ.

15 сентября при исполнении служебных обязанностей в поселке Крутоберегово погиб капитан-директор МФТ «Иоланта» ЗАО «Камчатимпэкс» Григорий Алексеевич Канцибер, 1949 г. р.

В 1997 г. флот «Камчатимпэкса» пополнил названный в его честь транспортный рефрижератор «Капитан Канцибер».

23 сентября в 11.15 в своей каюте найден мертвым государственный инспектор Камчатрыбвода Александр Викторович Ельчанинов. Он контролировал работу экипажа китайского траулера «Иянь Юань-2», ведшего промысел в российской экономической зоне Берингова моря.

22 ноября при нахождении в ремонте в порту Пусан (Корея) в своей каюте убита матрос-уборщик РДОС «Бахтемирский» ООО «Пымта» Елена Александровна Диб, 1964 г. р.

11 апреля смертельно травмирован матрос-обработчик БМРТ «Данко» ООО «Корякморепродукт» Вадим Витальевич Кленышев, 1962 г. р.

В 15.40 при перегрузе мороженой рыбопродукции с БМРТ на транспортный рефрижератор «Субару» моряк, работая на борту «Субару», при подъеме пустого поддона зацепился за трос и упал в трюм.

20 мая при спуске по трапу в коридоре жилых помещений упал и получил смертельную черепно-мозговую травму матрос

РТМК-С «Василий Каленов» ЗАО «Камчатимпэкс» Олег Викторович Фоканов, 1976 г. р.

7 июня, сорвавшись с промысловой палубы, выпал за борт и утонул матрос-сварщик СРТМ «Вилючинский» ЗАО «Акрос» Александр Олегович Корякин, 1987 г. р.

12 июня утонул рыбак сетного лова ЗАО «Хайрюзовский РКЗ» Максим Анатольевич Назаренко, 1985 г. р. В 20.40 при перемене места лова он вышел из деревянной рыбацкой лодки. Обходя ее с кормы, не подозревая о том, что там имеется подводный обрыв дна, провалился в него. Продержался на воде около двух минут, затем исчез под водой. Поиски его успехом не увенчались из-за сильного течения воды в реке.

5 июля на участке речной рыбалки № 825 на жилом стане утонул рыбак ставного невода ООО «Устькамчатрыба» Александр Андреевич Бычков, 1958 г. р. Тело впоследствии обнаружено.

3 августа от сердечного приступа умер матрос 1-го класса СМТ «Дунай» войсковой части 87277 Владимир Николаевич Стрекаловский, 55 лет. Находясь в коридорном помещении, в 14.20 потерял сознание и в 15.05 скончался, не приходя в сознание.

9 сентября при нахождении в море умер от инфаркта старший помощник капитана МРС-150 № 224 ООО «Олюторский шельф» Алексей Павлович Яковенко, 1977 г. р.

10 сентября при нахождении в море скончался от сердечного приступа матрос обработки БАТМ «Бутовск» ЗАО «Корякрыба» Борис Владимирович Алявдин, 1977 г. р. На выходе из рыбного цеха моряк потерял сознание, затем пришел в себя. После жалоб на сильные боли за грудиной умер в судовой амбулатории в результате остановки сердечной деятельности. «Реанимационные действия результата не принесли».

17 сентября от черепно-мозговой травмы с повреждением костей черепа, полученной при падении с высоты, и кровоизлиянием в мозг умер котельный машинист БМРТ «Данко» ООО «Корякморепродукт» Владимир Николаевич Сараев, 1959 г. р. В 19.50 при пересадке на борт транспортного рефрижератора «Остров Карагинский» он выпал из корзины на палубу БМРТ.

В этот же день утонул рыбак ставного невода ЗАО «Энергия» Григорий Владимирович Бобков, 38 лет. Рыбак, находясь на жилом кунгасе, вышел за леерное ограждение и упал в воду. Во время падения ударился головой о планшир стоявшего рядом буксирного катера «Рейд», после чего исчез под водой. Тело не найдено.

19 сентября упал за борт и утонул матрос СРТМ-К «Румянцево» ООО «Тымлатский рыбокомбинат» Константин Владимирович Гнидин, 1978 г. р.

В этот же день оступился на палубе, выпал за борт и попал под гребной винт капитан судна РУК 55-31 ООО «Рыболовецкая артель "Белореченск"» Анатолий Васильевич Дрозд, 1961 г. р.

Из материалов расследования: «Множественные переломы ребер справа. Травматический отрыв левой стопы. Множественные открытые переломы костей голени, бедер и тазовых костей». Вид несчастного случая – «контактный удар при столкновении с движущимися деталями».

8 декабря при нахождении в море смертельно отравился старший механик БМРТ «Командор» ООО «Пелагиаль» Геннадий Викторович Губанов, 1957 г. р.

7 февраля на находившемся на траверзе поселка Усть-Хайрюзово БМРТ «Командор» ООО «Пелагиаль» от сердечного приступа скончался помощник капитана по производству Александр Петрович Шевкунов, 1963 г. р.

2 марта обнаружена в своей каюте умершей от отравления судовой фельдшер РТМС «Петропавловск» ЗАО «Блаф» Надежда Тимофеевна Корнева, 1952 г. р.

30 марта при нахождении судна на промысле в Охотском море скончался от отравления старший механик БМРТ «Командор» ООО «Пелагиаль» Сергей Павлович Панькин, 1967 г. р. Он обратился к судовому врачу с жалобами на плохое самочувствие, получил первую помощь, БМРТ снялся с промысла для доставки больного на плавбазу, однако на переходе моряк умер.

11 мая скончался от сердечного приступа матрос МРС-80 «Смелый» ООО «Тымлатский рыбокомбинат» Андрей Павлович Чуркин, 1961 г. р.

В этот же день умер в море от разрыва аорты во время работы в цехе матрос-обработчик РДОС «Капитан Кузнецов» ООО «Колхоз "Октябрь"» Сергей Николаевич Вождаев, 1951 г. р.

20 мая в море скончался капитан МРС-150 № 357 ООО «Юния» Валерий Иванович Обухов, 54 года. 19 мая в 22.10 при заходе сейнера в реку Большая капитан почувствовал себя плохо, вызвал в рубку своего старшего помощника, а сам прилег на диван. В 2.20 20 мая после швартовки судна к причалу капитана нашли без признаков жизни.

Сергей ГАВРИЛОВ.

(Окончание следует.)

История ООО "Корякморепродукт" 05.11.2015 03:20

ООО «Корякморепродукт» был образован в 1997 году тремя учредителями - Владимиром Николаевичем Абакумовым, Анатолием Леонидовичем Локтионовым и Александром Михайловичем Ткаченко, которых не испугало экономическое лихолетье в России. Причем в начале своей деятельности все пришлось брать в аренду - и рыболовные участки, и суда.

Мы выжили потому, что всю прибыль в развитие вкладывали и бизнес вели по-белому с самого начала, хотя это и было трудно в условиях становления экономики в стране, - вспоминает Александр Михайлович Ткаченко.

С первой же удачной путины стали планомерно прикупать транспорт и орудия лова. Сейчас «Корякморепродукт» имеет большой морозильный рыболовный траулер «Данко», транспортное рефрижераторное судно «Остров Карагинский», три МРС-150 и береговую рыбоперерабатывающую базу, которую из развалин превратили в оснащенный современным оборудованием промышленный комплекс, мощностью до 120 тонн готовой продукции в сутки. Но самое главное - компания располагает восемью рыбопромысловыми участками на богатой рыбой реке Хайлюля в Карагинском районе Корякского автономного округа, что дает предприятию промышленный потенциал до 5000 тонн готовой продукции за путину.

«Корякморепродукт» занимается промыслом донно-пищевых пород рыб: навага, камбала, треска, минтай, а также лососевых пород. В связи с тем, что добыча лососевых происходит в местах, где практически отсутствует негативное влияние человека и рыба нерестится в естественных условиях, высокое качество «дикого лосося» обеспечивает активный спрос на продукцию компании. Вся мороженая рыба практически мгновенно расходится на внутреннем рынке. У «Корякморепродукта» сложились крепкие партнерские отношения со многими предприятиями Дальнего Востока и Сибири.

С таким коллективом можно с уверенностью строить планы, считает руководитель компании Владимир Николаевич Абакумов. В самом деле, многие специалисты работают на предприятии со дня основания, а есть и такие, которые учились в компании и сейчас занимают ведущие посты. Особое место занимают капитаны. Именно эти люди своим опытом, знанием, и преданностью рыбацкому делу обеспечивают компании бесперебойную работу и такие уловы, что коллеги могут только удивляться. Всего в период путины в компании работает до 250 человек, а желающих в два раза больше, потому что в «Корякморепродукте» всегда «белые» стабильные зарплаты, полный соцпакет и достойные условия труда.

Руководство «Корякморепродукта» выбрало себе непростую миссию - ответственный бизнес - это не только честная бухгалтерия, но и выполнение социальных программ, участие в природоохранных мероприятиях. Компания участвует в научных и природоохранных мероприятиях, направленных в первую очередь на восстановление и сохранение биоресурсов Северо-Восточной части Камчатского края, оказывает финансовую поддержку рыбоохранным структурам. С 2002 года является базовым предприятием по проведению исследований в области управления поведением морских животных.