Murdered Soul Suspect: рецензия. Обзор игры Murdered Soul Suspect

Полупрозрачный битюг в шляпе, для которого стен не существует, и рыжеволосая девушка-медиум, получившая свой дар по наследству, ищут правду под ночным небом. Работка предстоит не из простых - надо поймать серийного убийцу, раскрыть тайну, корнями уходящую в глубь столетий, и попутно помочь нескольким заблудшим душам обрести покой… Думаете, ? Нет, до финала пенталогии руки у меня пока не дошли, зато было время поиграть в . Не считая технологических отличий - одну адвенчуру конструировали в Adventure Game Studio, другую на базе Unreal Engine, - у них действительно много общего. Принципиальная разница лишь в том, что здесь в главной роли выступает не мисс Я-Вижу-Мертвецов, а суровый парень, которого только что выбросили из окна.

Die Hard

Смерть приходит незаметно - во всяком случае, если судить по опыту Ронана О’Коннора. Расследуя дело Звонаря, зверствующего в американском городке Салем, Ронан застукал подозрительного амбала в чужой квартире, заорал «Ни с места!» и отправился в полёт под дребезг битого стекла. В такой ситуации, как заведено, вся биография успевает промелькнуть перед глазами: заставка торопливо живописует, как мальчик из бандитской семейки вырос в испещрённого «татухами» уголовника, повстречал истинную любовь, встал на путь исправления, заработал право носить полицейский жетон, овдовел, утратил интерес к жизни… Придя в себя после падения и попробовав ударить вышедшего из подъезда маньяка, Ронан с удивлением обнаруживает, что кулак проплывает сквозь цель - а затем, обернувшись, детектив видит на тротуаре собственное тело. Беспощадный палач ставит точку в этой схватке, для верности всадив в копа семь пуль.

Занавес? Не тут-то было. В ярком свете герою является его безвременно почившая жена Джулия и скорбным голосом объясняет: пока у него остаются незавершённые дела, «на ту сторону» не попасть. Что-то держит Ронана на грешной земле - то ли стыд (орудием убийства послужил его же пистолет), то ли упрямая вера в то, что злодей не должен уйти безнаказанным. Так или иначе, ориентир ясен - необходимо выследить изверга, да побыстрее, а не то он подыщет себе очередную добычу из числа молоденьких девиц.

Прикосновение к загробной реальности явило Ронану новую грань родного города. Там и сям мелькают памятники прошлого - давно снесённые дома, заборы, телеги, лодки, виселицы… Поблёскивающие силуэты непроходимы, и так же непроницаемы фасады зданий. Салем - поселение с печальной историей: в незапамятные времена здесь состоялся знаменитый судебный процесс над ведьмами, и суеверные жители до сих пор регулярно освящают жилища, дабы отвадить злых духов.

Зато, прошмыгнув вслед за кем-нибудь внутрь, Ронан обретает почти неограниченную свободу. Люди, мебель, кирпичная кладка - бесплотный дух без малейших усилий просачивается через любой объект, как Айден из . Роднит этих «касперов» и то, что у Ронана тоже есть уникальные способности: он умеет вселяться в тела, подслушивать разговоры, читать мысли и даже направлять их в нужное русло, а также портить технику выплесками телекинетической энергии, просматривать «астральные проекции» и телепортироваться. Швейцарский нож, а не привидение!

Загробная смерть

Помимо прочего, сыщик видит существ сквозь преграды, и этот навык незаменим в борьбе с единственным на всю игру врагом - рыскающими в поисках эктоплазмы демонами, которые смахивают на обугленных дементоров. Исчадия ада выскакивают из ниоткуда по велению сценария и принимаются водить хороводы у Ронана перед носом. Впрочем, одержать верх над «патрульными» проще простого: прячась по специальным закуткам, Ронан дожидается, когда противник подставит спину, затем подбегает вплотную и мгновенно развоплощает гада (сочетание клавиш для атаки всегда разное, но это QTE уровня детского сада).

Встречаются и другие угрозы - например, можно сгинуть под колёсами фантомного поезда. Иногда путь преграждают полыхающие ямы, откуда к ногам Ронана тянется костлявая демоническая ладонь. Миновать такой провал нетрудно - достаточно «влезть» в проходящего мимо человека. Если надо куда-нибудь вскарабкаться, выручают кошки: в отличие от самовольных Homo Sapiens, внутри которых Ронан горазд лишь сидеть «попутчиком», хвостатыми дают управлять напрямую (есть и кнопка «мяукнуть»). Выглядит это забавно, однако, кроме транспортировки призрака, домашние зверьки ни на что не годны.

И у самого Ронана «арсенал» пропадает зря. «Телепорт» практически бесполезен; у «полтергейста» - ровно одно применение. И зачем нужна прослушка сознания, если у каждого встречного в голове вертится максимум две мыслишки? Осмотр же мест преступлений - совсем жиденькая пародия на расследование. подражает , но её тайный кумир - узкоколейная (чего стоит хотя бы надпись «Обнаружено улик: 0 из X»). При формулировании вывода вообще можно тыкать наугад: система услужливо вычёркивает неверные варианты, так что метод исключения тут работает на ура.

Детективный дуэт

А вот такой привычной процедуры, как выуживание фактов из очевидцев и подозреваемых, в нет: по понятным причинам беседовать Ронан может лишь с себе подобными, и обычно это угрюмое «Привет-пока!». Правда, обитают в Салеме и особые персонажи, которые не могут самостоятельно сбросить груз земных тревог и перейти на иной план бытия. Возиться с бедолагами не обязательно (да и заметно, что качество этой «набивки» никого толком не заботило), но, приложив лишние усилия, вы чуть лучше узнаете своего подопечного - между прочим, сыгранного блестяще.

Характер героя раскрывается и в общении с новообретённой знакомой - медиумом Джой, которая ищет пропавшую мать. Запертая в комнате для допросов бунтарка оказывает Ронану весьма прохладный приём, но оттаивает, после того как он помогает ей удрать из участка. В сцене побега, кстати, отчётливо видно, какое отвращение у разработчиков вызывает слово «геймплей». «Толкаем» телекинезом принтер, чтобы отвлечь внимание, - легавый встаёт у забарахлившего устройства и тупо на него таращится, пока Джой ползёт мимо. «Толкаем» следующий агрегат - к нему подходит второй легавый, и так далее… Это даже не «стелс»: маршрут проложен по рельсам, и проиграть нельзя .

«Мы бы и рады сделать адвенчуру, только понятия не имеем, что это такое», - разводят руками в и подсовывают игровые элементы, подсмотренные у коллег из «казуального» цеха. Как вам сбор одинаковых предметов в качестве «побочных расследований»? А ещё по всему Салему рассыпаны сияющие клочки воспоминаний - «мемуары» возлюбленной героя. Не знаю, какой логикой руководствовались авторы, но, судя по разбросу, при восхождении на призрачное небо призрачная Джулия угодила в гигантский призрачный шредер.

Студия Airtight Games за всю свою историю не разработала ни одной выдающейся игры. В свое время их Dark Void обещал стать первым так называемым «вертикальным» экшеном: главный герой был экипирован в специальный костюм, оснащенный джет-паком, и мог вытворять пируэты, паря в небе на огромной скорости. Собственно, полеты на реактивном ранце – единственное, что могла предложить Dark Void. В остальном это был поверхностный и достаточно скучный экшен с незапоминающимся сюжетом.

Новая игра Airtight Games – Murdered: Soul Suspect заинтриговала с самого анонса своей необычной концепцией. Детектив Райан Оконор, главный герой игры, погибает от рук злостного убийцы, орудующего в маленьком городке близ Бостона – Сайлем. Но после смерти душа Ронана не улетела на тот свет, а осталась на земле – за нее нам и предстоит играть. Играя за «духовное» тело Ронан может проходить через стены (правда, не любые – те, что еще не освятили жители Сайлема) или, например, вселятся с тела людей и читать их мысли. Когда разработчики показывали первые геймплейные кадры – в Murdered Soul Suspect хотелось поиграть немедленно. Влияние на ход расследования, подслушивание разговоров и мыслей уличных зевак и полицейских, в купе с интересным синопсисом делали из игры лакомый кусочек.

Полная версия здешней завязки обстоит следующим образом: умерев, Ронан не сразу осознает, что он скоро отправится на тот свет, и поэтому, увидев свое распластавшееся по асфальту тело, пытается в него обратно залезть. Увы, не вышло. Тем не менее тело Ронана еще пытается шевелиться, но Bell Killer (тот самый убийца) делает несколько контрольных выстрелов (тем временем душа Ронана пытается помешать ему, но все тщетно), не оставляя ни грамма надежды вернуться Ронану на белый свет. Вся завязка, кстати, сильно напоминает фильм «Приведение» с Патриком Суейзи в главной роли. У его персонажа была примерно та же судьба.

Чуть позже жена Ронана (так же убитая Bell Killer-ом) скажет, что для того, чтобы его душа попала в рай, ему необходимо выполнить все оставшиеся дела на земле. А именно – расследовать свое собственно убийство. Отсюда и стартует игра. Некая женская душа, так же оставшаяся на земле, рассказывает Ронану правила, по которым души могут существовать на земле. Расклад не совсем радужный: если Ронан не успеет узнать все детали своего убийства, его ждет забвение, превратившись навсегда в демона.

После, так сказать, брифинга мы отправляемся на место преступления, где вокруг тела Ронана скопилось множество полицейских, свидетелей и группа корреспондентов местного телевидения. Здесь нам поведают основные принципы здешней механики. Практически все расследования проходят по одному и тому же сценарию: сначала рассматриваем главные вещдоки, как в каком-нибудь L.A. Noire (правда, крутить их в руках, как в игре Team Bondai – нельзя), далее ходим по месту преступления в поисках неочевидных улик, потом вселяемся в, скажем, в полицейского, ставим за него галочку напротив правильных показаний, наставляя расследование в нужное русло. В конце каждого дела мы ставим итог, связывая все найденные улики в нужном порядке, и узнает новые подробности. Никакой нелинейности в Murdered: Soul Suspect нет, и завести расследование в тупик невозможно, но собирать этот пазл – довольно увлекательное занятие, заниматься которым не надоедает после пары-тройки проведенных дел.

Помимо основных расследований, есть и дополнительные. Например, Ронан повстречает другие души умерших людей, которые попросят о помощи. Правда, заниматься ими совершенно неинтересно, потому что они слишком скоротечны и банальны. Мужик, попавший в аварию, суицидник, вскрывший вены в ванне или, например, девушка, которая хочет узнать – изменял ли ей муж после смерти или нет. Такие дела займут десять минут вашего времени и не принесут ничего интересного. На локациях разбросанно множество скрытых предметов – так называемых «collectables», собирая которые можно открывать различные бонусы.

Душа Ронана может видеть объекты, которые сосуществуют с прежней реальностью. Гуляя по улицам города мы можем видеть различные исторические постройки и предметы, которые существовали в Сайлеме. К сожалению, авторы не развили дальше эту идею, поэтому историческое прошлое Сайлема является не более чем декорацией. Очень жаль. Airtight Games могли бы переплести сюжетные линии двух реальностей, и из этого получилась бы невероятно интересная история. А так, дают лишь почитать на специальных мемориальных табличках о предыстории той или иной постройке. Единственное, надо отметить, что даже такие небольшие исторические справки придают Сайлему колорита. Можно наткнуться на интересные заметки бывших солдат кавалерии, которые пишут, как они отбивались в войне за прибрежье с амией британских войск.

Пожалуй, самым слабым местом Murdered: Soul Suspect является боевая система. Главные враги Ронана – демоны, которые питаются заблудшими на земле душами. От них приходится укрываться в небольших облачках, и уничтожать их, подкрадываясь сзади. Далее Ронан научится отвлекать их, например, с помощью карканья ворон, но в целом, стелс в Murdered: Soul Suspect крайне неувлекательный и поверхностный.

Airtight Games замахнулись на игру с необычной и сложной концепцией. Отчасти они справились с поставленной задачей. Сюжет держит у экрана до конца, а главный герой получился не безликим, а отнюдь, вполне остроумным и способным разбавить любую ситуацию шуткой. К тому же можно найти множество записок, проливающих свет на криминальное прошлое Ронана, и его совместную жизнь с женой. Но большинство будет ругать Murdered: Soul Suspect за боевую систему (и даже не заметят хорошие стороны игры), и сделают это справедливо. Как игра – Murdered: Soul Suspect очень слабая. Если собирать все нити расследования воедино – занятие увлекательное, то все остальное в игре сделано из рук вон плохо. Неинтересные сайд-квесты и, особенно, поверхностная стелс-механика делают из Murdered: Soul Suspect проходную игру. Она заинтересует лишь тех, кто сможет терпеть невзгоды игровой механики ради интересного сценария. Остальные махнут рукой, и не узнают, чем закончилась история души убитого Ронана Оконора.

И поэтому становится печально, когда такие редкие гости на стационарных консолях теряют основополагающие особенности, не выдерживая давления со стороны гениев маркетинга или, быть может, инвесторов, жаждущих вложиться в нечто не выбивающееся за рамки современных трендов. Подобное произошло с создателями , не ушли от такой участи и Airtight Games с .

Действие игры происходит в городе Салем, который захлестнула волна убийств. Преследуя маньяка поздно ночью, детектив Ронан О’Коннор погибает и становится призраком, запертым между мирами. Теперь все что ему остается: раскрыть дело и узнать кто такой этот таинственный убийца в капюшоне и как его остановить?

Мрачный город хранит множество темных секретов: об этом говорят ментальные фрагменты событий и сильных воспоминаний, прорезающие реальность то здесь, то там. Видимые лишь призракам, некоторые из них относятся к пуританской эпохе, а часть совсем свежие. Иногда вы можете воспользоваться ими в своих целях - открывать новые маршруты, стирать стены или создавать мосты. Другие не интерактивны, просто блокируют выходы и служат декорацией.

Сюжетные задания, в свою очередь, происходят в специальных локациях, будь то старое кладбище, полицейский участок или заброшенный дом, полный демонов. Последние представляют реальную угрозу, поэтому лучше не попадаться им на глаза, незаметно пробираясь к выходу, используя тайники душ или прячась за стенами. Либо, как вариант, аккуратно подкрадываться к туповатому врагу сзади и, удерживая правый триггер, нажимать нужные кнопки для его уничтожения. Это позволит вам спокойно исследовать окружение на предмет секретов, которых в Murdered слишком много.

Поначалу появление демонов красиво обставлено - в лучших традициях жанра Horror, но затем разработчики бросают эту затею, и с определенного момента злобные духи просто по скрипту неожиданно материализуются из воздуха. Причем авторы иногда забывают о логике и проработке сцен: добрые призраки могут никак не реагировать на врагов, продолжая оставаться на своих местах, как ни в чем не бывало. При этом противники их тоже не замечают…

Казалось бы, в этой мрачной истории есть все составляющие хита. Посудите сами: стильный главный герой с интересной историей, хорошая завязка, не шаблонный игровой процесс, предполагающий изучение улик и общение с многочисленными персонажами, нуар в конце концов. Однако, некоторые элементы кажутся не до конца продуманными или специально упрощенными. Основная механика вызывает главные претензии. Исследуя окружение, герой автоматически делает заметки о тех или иных вещах и происшествиях, которые складируются у него в памяти. В определенные моменты он задается вопросами, ответить на которые можно только восстановив логическую цепочку событий, исходя из многочисленных заметок, собранных на месте преступления. Интересная концепция, позаимствованная у , в Murdered недоработана в связи с намеренным желанием авторов подстроиться под казуальную аудиторию. Все «лишние» улики, по сути, не участвуют в игровом процессе и никуда не ведут. В случае ошибки, игра сразу же подсвечивает неправильный вариант красным цветом и просит попробовать другой. В итоге вас каждый раз подталкивают к единственно верному решению, и игру можно пройти простым методом перебора всех ответов. Штрафов за это нет. История не пойдет по другой линии, если вы сделаете неправильный выбор: в Soul Suspect просто нет других линий.

Возможно, изначально Murdered задумывалась нелинейной игрой в стиле первого (и последнего) творения team Bondi , но потом издатель резко сократил бюджет, из-за чего она лишилась вариативности расследований. Так или иначе, основная механика упрощена по максимуму, поэтому творение Airtight Games можно советовать всем, даже вашей бабушке.

Если вы играли в , то вы примерно представляете уровень сложности игрового процесса. Однако, в отличии от прошлогоднего проекта Quantic Dream , здесь нет тех феноменально красивых персонажей и локаций, да и постановка местами хромает. На Xbox One и PS4 игра смотрится как стандартный проект прошлого поколения консолей, запущенный в 1080p. Главный герой хорошо прорисован, а локации выглядят атмосферно, но остальное смотрится довольно примитивно. С технической точки зрения игра сильно устарела, и дело не только в детализации. Город заселен клонами, которые неестественно двигаются и не реагируют на окружение. Вы можете вселиться в кошку, а потом прыгать и мяукать на головах у NPC, и никто даже и виду не подаст. Конечно, это не сказывается на игровом процессе, но бьет по атмосфере.

В свою очередь, версии для Xbox 360 и PS3 страдают от временных подвисаний игры, особенно в городе. Видимо, старые приставки не успевают подгружать нужные данные по мере продвижения по локациям. Также некоторые из нас столкнулись с проблемой управления - игра не всегда реагирует на зажатие кнопки захвата демона, из-за чего вас обнаруживают, и приходится начинать заново.

Несмотря на упрощения, просроченную графику и разочаровывающую линейность, густая атмосфера, затягивающий геймплей и интересная история - именно то, что заставляет пройти Murdered: Soul Suspect практически на одном дыхании. Расследования, сюжетные сцены, неожиданные открытия, прятки от демонов и снова расследования - события быстро меняются, и от игры очень сложно оторваться. Если вы в восторге от проектов в стиле Beyond: Two Souls и The Walking Dead , то пропускать Murdered тем более не рекомендуется.

Игра пройдена на Xbox One

Тестировались версии для PS4 и Xbox 360 .

Игра Murdered: Soul Suspect , события которой начинают развиваться уже после гибели главного героя, согласись, звучит интересно. И никаких путешествий во времени и надписей «Неделей ранее». Нет, протагониста убивают, и вместо финальных титров пускают вступительные. И если играть за призрака нам уже давали не раз, то вжиться в роль призрака детектива... что-то не припоминаю такого. В Murdered: Soul Suspect нам предложат раскрыть самое сложное убийство - свое собственное.


Смерть - штука весьма неприятная даже в перспективе. Сделать больно можно даже полупрозрачному призраку, который с собственной плотью контактирует лишь косвенно. Именно это с первых минут пытается вбить в наши котелки Murdered: Soul Suspect , когда детектива по имени Ронан неизвестный убийца бесцеремонно выбрасывает в окно, после чего для уверенности всаживает в бедолагу целую обойму из пистолета.

Ситуация не из приятных, согласен? А нашему герою еще и доводится лицезреть все это собственной прозрачной персоной. Наблюдать за тем, как глумятся над твоим телом, не оставляя ни малейшего шанса на возвращение в мир живых, - что может быть хуже? Даже спариванье мартышек в 3D выглядит менее жутко, а ведь раньше я думал, что это уже край.


После такого даже чувствуешь некую обязанность помочь бедолаге в смешной шляпе найти засранца и надрать ему зад. Но вот только как с этим справиться, если пинок от неосязаемого парня просто физически неспособен пришвартоваться «ягодицам негодяя. Аналогия с фильмом «Приведение» напрашивается сама собой. Как не трудно догадаться, твоей главной задачей будет расследование очень необычного преступления - собственного убийства.

При этом герой будет находиться в сумеречной зоне с другими заблудшими душами города Салема, с которыми судьба тоже сыграла злую шутку. Почти каждый встретившийся на твоем пути «Каспер» влечет за собой второстепенный квест, таящий в себе очень интересную историю. - не только Ронану любопытно, кто и за что его убил. В общем, работенка для нашего бестелесного детектива здесь всегда найдется. С голоду точно не помрет... то есть... ну, ты понял.


Пока дело не будет раскрыто, душа Ронана не сможет упокоиться и покинуть чистилище. Отсюда и берет свое начало основополагающий геймплейный элемент - расследование. На деле все происходящее ох как сильно напоминает L.A. Noire. Ты приходишь на место происшествия и осматриваешь его в попытках найти хоть что-нибудь, за что можно зацепиться и на что опереться.

Следы на земле, отпечатки пальцев, оторванный клочок волос или надкушенный пончик - все это может быть частью паззла, который тебе придется собрать. Но при этом не стоит забывать, что ты все-таки призрак, а значит тро-гать-мацать физические объекты и прочие выпуклые полушария тебе нельзя.


Каковы же тогда привилегии детектива-призрака? Не беспокойся, есть парочка интересных фишек. К примеру, Ронан умеет вселяться в живых людей и использовать их в своих целях, тогда как те даже не будут об этом подозревать. Временно поселившись в чужом теле, можно покопаться в воспоминаниях человека и раскопать очень полезные сведения. Внушать определенные мысли и просто следить за нужным объектом, находясь при этом у него внутри, тоже никто запрещать не будет. Оказывается, быть неупокоенным духом не так уж и скучно. Нужно как-то и себе попробовать.

Что касается экшна, выбивания дверей босой пяткой, взрывов автобусов и падающих небоскребов, то такое «добро» сюда завозить не собираются. Но это совсем не значит, что в Murdered: Soul Suspect тихо, мирно и пахнет весенней лужайкой. Далеко не все местные потусторонние аборигены будут стремиться угостить тебя конфетами и забрасывать комплиментами - многие из них торчат в городе уже давно, соответственно их души не нашли покоя и жаждут «веселья». Проще говоря, это демоны, которые совсем не прочь пообедать безобидным призраком, проглотив бедолагу вместе с его шляпой.


Если демонический господин тебя заметит, то пути назад уже не будет, а посему лезть напролом - не самая лучшая тактика. Что же делать? Стелсить, наш дорогой и подозрительно тихий читатель, стелсить. Незаметно подкравшись к демонятинке сзади, ее без особого труда можно будет вывести из строя. Забавно, но стиль прохождения в Splinter Cell: Blacklist под названием «Призрак» обретает здесь буквальное значение.

Но не все так радужно с грядущей игрой от Airtight Games. Немного настораживает линейность происходящего и отсутствие каких-либо намеков на открытый мир. Разработчики показали лишь небольшое демо, и там героя то и дело водит за ручку от одной локации к другой виртуальный оператор, не давая сделать лишнего шагу. Даже в чей-то дом можно войти лишь через открытую дверь или окно.


А ведь мы играем за призрака, мать его так! Как же прохождения сквозь стены и проникновение в женские душевые? Отговорка разработчиков просто вводит в ступор: «Все дома в Салеме освящены, и духам туда просто так не попасть». Ага, а мою курсовую по экономике съел преподаватель. Правда, это не самый лучший пример, ведь все так и было. Сожрал, зараза, и сказал, что мне все равно никто не поверит.

«Лучший коп – это мертвый коп» – именно эту фразу произносит главный злодей Murdered: Soul Suspect, опустошая магазин Кольта 1911 в тело еще не совсем мертвого главного героя. При этом, совершенно не осознавая, сколь сермяжная правда звучит из его уст. Только представьте – вы призрак, способный ходить сквозь любую стену, заглядывать в любой блокнот и даже читать мысли других людей. Чем не мечта настоящего детектива?

В отличие от L.A. Noire, чтобы не ошибиться в расследовании, у вас есть целых три попытки.

Los.Salem.Noire

Со смертью жанра квестов, игр из разряда «сериал «След», в который можно поиграть» осталось совсем немного. Из регулярно выходящего – сериал Ace Attorney, прописавшийся на чуждой русскому человеку консоли Nintendo DS.

Появление L.A. Noire в свое время выглядело как натуральный конфликт пространства и времени. Глядя на него, не очень было понятно не только как, но и зачем делать так дорого и хорошо игру про ежедневную полицейскую рутину. И только тогда, когда на коробке с игрой находился значок Rockstar Games, приходило озарение (а-а-а… ну все понятно, эти могут) и все становилось на свои места.

Местные призраки – удивительно колоритные товарищи. Ни один из них не погиб скучно.

Murdered: Soul Suspect тоже подавали общественности как игру ААА-класса. Масса трейлеров, широкая реклама в рознице и интернете; кроме того, игра была в программе AMD Never Settle Forever (которая, напомним, состоит в том, что при покупке соответствующей видеокарты можно получить купон на бесплатную скачиваемую копию).

А ты не забыл выключить утюг?...

Сами же трейлеры рисовали очень приятную глазу картину – вы детектив-призрак, которого в расследовании своего дела способно остановить ровно ничего. «И вот это ничего и позволит вам полностью ощутить мир и погрузиться в сюжет нашей игры» – читалось в каждом пикселе этих роликов.

Сколько город не освящай…

При этом почти никто не задумался о том, что разработчики пытаются совместить противоположные вещи – заскриптованный коридор, в котором, чтобы дать интересный и интригующий сюжет (а без него такой игре – никак), игрока придется сильно ограничить, и возможность свободно перемещаться в духе призрака, делая его почти идеальным детективом, для которого стена в метр монолитного бетона – отнюдь не преграда.

В то, что этот город натерпелся многого, конечно, веришь.

И вот с этого места начинаются проблемы. Дело в том, что предоставляя нам обещанную свободу, разработчики всячески нас с вами в ней ограничивают. Почему, к примеру, нельзя выйди наружу здания, находясь этаже, так, на третьем? Правильно, чтобы ненароком не упасть вниз (почему на местных призраков действует сила тяжести, разработчики объяснят далеко не сразу) из здания, в котором находитесь, и обойтись без ожидания, когда триггер откроет игроку дверь внутрь, чтобы войти.

Если верить игре, методы расследования у людей и призраков, не очень отличаются.

Дальше – больше. Еще раз – вы призрак. Все материальное для вас как бы не существует, а значит – не является преградой. Если только оно не… призрачно. Дело в том, что город, где вы находитесь – Салем, место ничуть не менее мистическое, чем некий «Безмолвный холм». Все произошедшее с ним раньше, будь то крупный пожар или массовые смерти от чумы, находит свое отражение в темной, потусторонней стороне его жизни.

Актер Илья Исаев подарил свой голос не только Ронану О’ Коннору, но и, например, Итану Марсу из Heavy Rain.

Каждый раз рядом с современным мусорным баком, через который можно пройти без проблем, можно видеть «призрак» повозки с сеном, пройти через который уже не выйдет. Абсолютно свободный в реальном мире проход в мире потустороннем оказывается завален какими-то досками, камнями и прочим хламом, который когда-то давно взаправду лежал на этом самом месте. А посреди реальной улицы нередко встречаются ранее стоявшие на этом месте, но сгоревшие много лет назад старинные дома.

Скептический прищур не исчезает с лица Ронана почти никогда. Даже если тот стоит по пояс в столе.

Ходить сквозь такие «призрачные» объекты вы не можете, что вполне логично. А вот то, что «освещенным» и «призрачным» оказывается 90 процентов всего города (дескать, из-за всей происходящей в городе чертовщины жители стали очень набожными и начали освящать все, что ни попадя), оставляя игроку четко заданный коридор, по которому требуется прийти куда нужно, уже не очень.

Большинство загадок довольно просты. Так что трех попыток для их решения хватает с лихвой.

Out the Darkness and Into the Light

В оправдание этим людям могу сказать, что они искренне старались, и вложили в свою игру ровно столько труда, сколько позволил им бюджет. Взять, например, главного героя.

При всех атрибутах дикого мужчины (шляпа, табак, перегар и щетина прилагаются) и сильный закос под типичного героя нуар-детектива, Ронан О’Коннор – один из самых притягательных и харизматичных призраков за всю историю игр. Напропалую смолит (факт того, что он призрак, его мало смущает), по приходу в очередную локацию сыплет полуфилософскими цитатами и частенько подкалывает свою напарницу Джой.

В отдельных местах Ронан способен удалять (или создавать) призрачные объекты, освобождая себе проход.

Сама же часть с расследованиями и поиском улик почти подчистую слизана с L.A. Noire. До кругового обхода территории с постоянным закликиванием всего и вся дело, к счастью, не доходит, но ассоциации очень живые.

В целом, это точно такой же пиксель-хантинг, аналогично натянутый на дорогое 3D, как и три года назад. Подходите к улике, нажимаете кнопочку и вуаля – новая запись в блокноте. Свидетелей у вас, по понятным причинам, нет, поэтому никого «колоть» вам здесь не надо – все выводы и умозаключения вы будете делать исключительно на основе найденных доказательств.

Местные видения сделаны по всем канонам фильмов ужасов: коротки, не до конца понятны и сильно засвечены.

И вот так, продвигаясь от одной локации к другой, раз за разом изучая, анализируя и сопоставляя, вы продвигаетесь к своей главной цели – поимке маньяка по кличке Звонарь, действия и убийства которого поначалу кажутся совершенно нелогичными и малопрогнозируемыми. И у Ронана, помимо банального желания разобраться, почему, собственно, его убили, есть другой, более сильный и личный мотив.

Какой именно, разумеется, не назову, но скажу так: за первые 10 минут игры разработчики настолько красноречиво все расскажут и покажут, что вы захотите пройти этот путь вместе с ним.

Уликами на месте преступления могут быть не только материальные предметы, но и ментальные следы.

Сам же сюжет построен и развивается так же, как и в большинстве триллеров или нуар-детективов: общей сюжетной канвы никто не объясняет, вы с каждым новым расследованием и с каждой новой крупицей информации сами достраиваете ее в своей голове, пытаясь не упустить важных деталей (в некоторых расследованиях придется вспомнить ранее произошедшие события), чтобы ближе к концу сложить ее воедино.

В погоне за Звонарем ничто не мешает параллельно помогать другим призракам. Награды за это, впрочем, вы не дождетесь.

И в какой-то момент эту головоломку так хочется наконец-то собрать, что берешь и отставляешь расследования в дальний угол и начинаешь просто бегать по городу, собирая разбросанные повсюду дневники, надеясь отыскать в них хоть что-то, что прольет свет на эту тайну.

А их здесь очень много – про жизнь Ронана до того, как он стал полицейским (а там, поверьте, есть о чем почитать), про его взаимоотношения с другими копами, про самого Звонаря, про историю Салема (включая времена «охоты на ведьм»), в общем, много про что.

Просто подойти к улике в Murdered: Soul Suspect мало. Нужно еще и наклониться в ее сторону.

Только знайте, ничего кроме дневников Салем, как локация для исследования, предложить не в состоянии. Интересных (подчеркиваю, интересных) из них не так много, а в квартирах и на улицах сидят, как правило, два-три статиста, мысли которых (ровно две фразы на лицо) никакой смысловой нагрузки не несут.

Сам же виртуальный Салем довольно мал – его можно полностью оббежать минут за пять. Оббежать, собрать все дневники, помочь другим заблудшим призракам (за лишнее достижение в Steam), а дальше – просто бежать прямой наводкой к следующему расследованию – вот, собственно, и все применение местных декораций.

Не бойтесь, в Murdered: Soul Suspect вы и так не заблудитесь.

Чтобы хоть как-то все разнообразить, разработчики подсмотрели у конкурентов элементы стелса. Происходит это так – двигаясь по очередной локации, вы замечаете странные призрачные силуэты, единственное применение которых – вселиться в них. Пройдя чуть дальше, вы замечаете местных демонов, прямое столкновение с которыми, ясное дело, фатально. Поэтому, как и в The Last of Us, тихонько подкрадываемся сзади и после нескольких секунд борьбы буквально рвем его в лоскуты.

И если, например, в Castlevania: Lords of Shadow 2 стелс лишь мешал, сбивая и без того неровную динамику, то здесь он чуть-чуть разнообразит однообразное хождение сквозь стены.

Люди остаются людьми даже после смерти. И наш герой понимает это как никто.

Заключение

Пожалуй, в этом и есть главная беда Murdered: Soul Suspect – он не выглядит чем-то цельным, стройным, законченным. При всех попытках казаться ААА-игрой, он таковой не является – слишком уж много в нем геймдизайнерских ошибок, совершаемых не из-за отсутствия таланта, а от банального незнания, как сделать правильно.

Найдете на одном уровне все подобные предметы – узнаете интересную историю из жизни Ронана.

Поначалу кажется, что это игра одной идеи (и то - придуманной, мягко говоря, не самими авторами), вокруг которой разработчики попытались навесить все остальное – механику, персонажей, сюжет. Не подумайте плохого, все это есть и на очень даже неплохом уровне. Но когда все собирается вместе, получается не произведение искусства, а поделка неопытного подмастерья. Красиво, дорого и даже с любовью сделанная, но все-таки поделка.

С помощью вселения можно не только читать чужие мысли, но и преодолевать порталы с демонами.

Только вот что странно: у таких поделок есть одно очень показательное и редкое для современных игр достоинство – каждая из них удивительно мила. Ее положительные качества настолько самобытны и редки, а ее недостатки так легко не замечать, что оценивать ее беспристрастно, ровно на столько баллов, сколько она заслуживает, довольно сложно.

Наверное, именно поэтому на сайте Metacritic.com для Murdered: Soul Suspect оценки журналистов и пользователей сильно разнятся (на момент написания этих строк: первая – 6.2, вторая – 7.4).

Под вашим контролем кошки превращаются в настоящих Рэмбо – лихо ползают по стенам, легко подтягиваются на лапах и далеко прыгают. А вот «мяу» – чисто декоративная функция.

Посему сделаем так – в конце этого текста поставлю свою, журналистскую оценку. А уж свои персональные восемь, девять или даже десять баллов, вы ей поставьте, пожалуйста, сами.

Ну куда ж в игре Square Enix и без продакт-плейсмента?...

Вердикт: Murdered: Soul Suspect похож на симпатичного, но неопытного пикапера – вроде бы делает все правильно, вроде бы красиво говорит и даже в какой-то момент сам начинает верить в собственное же вранье, вот только… мы-то с вами знаем, что все это неправда.

Оценка: 6.5 («Неплохо»).

Николай Плесовских aka Latendresse

  • Murdered Soul Suspect: тестирование производительности
    Тестирование тридцати трех видеокарт и пятидесяти двух процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.