Налоговые льготы: виды и способы их применения. Правовой анализ льгот и преимуществ в социальном обеспечении Общая характеристика системы льгот

Льготы в системе социального обеспечения

Введение

2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения

Глава 2. Система льгот

1 Социальные льготы пенсионерам

2 Социальные льготы студентам

3 Социальные льготы малоимущим

Глава 3. Проблемы монетизации льгот и пути их решения

1 Монетизация льгот: преимущества и недостатки

Заключение

Список использованных источников и литературы

льгота социальное обеспечение

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. За 10 лет рыночных преобразований количество бедных в России выросло с 6 до 33%.

Динамическое развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности.

Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума.

Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания.

Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку).

Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан.

Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации.

Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета.

Объект исследования - нормативно - правовые акты, материалы судебной практики, а также труды ученых, таких как Морозовой И. С., Землянухиной Н. С., Азаровой Е. Г., Крылатовой Е. Г., Захарова М. Л. И многих других.

Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, правовая природа льгот, их функции, проблемы реализации.

Цель данной работы - рассмотреть льготы в системе социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения;

рассмотреть правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения;

исследовать систему социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам;

выявить проблемы монетизации льгот и предложить пути их решения.

При написании дипломной работы использовались такие методы исследования как сравнение и анализ, а также изучение и анализ научной литературы и действующего законодательства.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования можно использовать в практической деятельности.

Глава 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения

1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения

Льготы как вид социального обеспечения - достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых, хотя в рамках общей теории права такой элемент механизма правового регулирования анализировался многими авторами.

На основе анализа различных точек зрения можно выделить основные признаки льгот:

Это исключение из общеустановленных правил;

Это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;

Льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности.

Правовые льготы необходимо рассматривать в узком (специальном) и широком смысле.

В широком (общем смысле) под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей.

В узком (специальном, отраслевом) понимании льгота - это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от бремени исполнения (несения) части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле.

Важное практическое и теоретическое значение имеет отграничение льгот не только от иных видов социального обеспечения, но и от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «иммунитет», «гарантия».

С теоретической точки зрения это необходимо для обеспечения четкого понятийного аппарата права социального обеспечения, с практической же стороны это дает возможность нормотворцу обеспечивать юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.

) Льготы имеют сходство с привилегиями, поскольку и те и другие являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:

Привилегия (в пер. с латинского - специальный закон для особого лица) по сравнению со льготой - это более высокий уровень дифференциации. Льготы призваны облегчить положение гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;

Льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;

Льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента РФ).

) Гарантия по сравнению со льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства - поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.

) От льгот отличаются также иммунитеты по следующим критериям:

По целям предоставления, поскольку иммунитеты связаны с реализацией публичных (государственных) интересов лицами, которых государство наделяет своим суверенитетом в соответствии с внутригосударственным или международным правом;

По субъектам, поскольку круг лиц, обладающих правовым иммунитетом, несравнимо уже (с учетом первого критерия), чем обладателей льготного статуса;

По действию в пространстве, поскольку при иммунитетах действует экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты признаются иностранными государствами, а льготы устанавливаются и реализуются только внутри данного государства.

С точки зрения системы права и законодательства о социальном обеспечении, правовые нормы, посвященные льготам, объединяются в институциональные образования.

Применительно к структуре права социального обеспечения в литературе высказывается мысль о том, что это относительно самостоятельный институт права социального обеспечения «сквозного» действия, т.к. льготное регулирование представлено в каждом из структурных образований данной отрасли (в пенсионном праве, в институте пособий и других).

В то же время, многие нормы, посвященные льготам, содержатся в нормативных правовых актах других отраслей права, поэтому есть основание говорить о том, что льготы можно рассматривать и как комплексное межотраслевое правовое образование законодательства, определенная часть которого принадлежит праву социального обеспечения.

При анализе различных оснований предоставления социального обеспечения нельзя не заметить, что всех их объединяет одно качество: они в той или иной мере свидетельствуют о нуждаемости субъекта в помощи или содержании со стороны государства.

Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в праве социального обеспечения является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения.

В тех отраслях российского права, где общая часть разработана на достаточно высоком уровне, давно уже выработаны термины для наиболее распространенных юридических фактов (понятие преступления в уголовном праве, сделки - в гражданском).

Однако в праве социального обеспечения общего поня

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

Р.Я. Агаева

Самара, 2017

Введение

При всей значимости льгот, практически отсутствуют теоретические исследования по данному вопросу тем более на монографическом уровне, а в тех немногочисленных работах, в которых эта проблема затрагивается, не сложилось единого понимания льгот. В том или ином объеме данная проблема затрагивалась учеными-юристами при анализе иных проблем, в частности, системы, видов социального обеспечения. При этом высказывались различные взгляды на понятие льгот, их значение, соотношение с другими видами социального обеспечения.

Актуальность данной темы обусловлена особой ролью льгот в системе социального обеспечения. Они выполняют важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития и реализации своих прав.

Актуальность темы подтверждается так же существенными изменениями действующего законодательства в области льготы по социальному обеспечению.

Цель курсовой работы заключается в правовом анализе льгот в социальном обеспечении.

Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:

Дать понятие льгот в социальном обеспечении;

Провести классификацию социальных льгот;

Раскрыть основные виды льгот в социальном обеспечении:

Попытаться решить проблему в области предоставления льгот

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с назначением льгот по системе социального обслуживания.

Предмет исследования - льготы в социальном обеспечении и их преимущества в социальном обеспечении.

Практическое значимость данного исследования заключается в том, что материалы курсовой работы, а точнее наши методы решения проблем в системе социального обеспечения, могли быть использованы.

Метод исследования - аналитический.

Структура курсовой работы состоит из введения, тех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Общая характеристика льгот и преимуществ в социальном обеспечении

1.1 Понятие льгот и преимуществ в социальном обеспечении

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, представляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав .

Льгота - это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др. .

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, бытовом обслуживании на дому и др.). Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне .

1.2 Круг лиц, имеющих право на льготы в социальном обеспечение

Льготники бывают федеральными и региональными.

К федеральным относятся:

Участники войн и жители блокадного Ленинграда

Инвалиды и дети-инвалиды

Пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС

Лица, имеющие звание Героя РФ или Советского Союза;

Награжденные всеми степенями ордена Славы (или же Трудовой Славы);

Герои Соцтруда;

Инвалиды ВОВ;

Участники войны;

Ветераны военных действий.

К региональным льготникам относят:

Ветеранов труда;

Несовершеннолетних сирот;

Детей, лишенных родительской опеки;

Многодетные семьи;

Лиц, имеющих звание почетного донора;

Служащих в системе образования;

Медицинских работников;

Причем в отношении последних двух групп, льготы предоставляются только в том случае, если они проживают и трудятся на селе.

Кроме всего вышеперечисленного, определенные льготы на уровне субъектов нередко предоставляют:

Одиноким гражданам, возраст которых перевалил за 80 лет;

Детям до 18 месяцев.

Список может быть в значительной мере расширен, но только после соответствующего решения местных органов власти. Они же определяют величину выплачиваемых каждой группе льготников компенсаций.

В случае если гражданин, имевший один из вышеприведенных статусов, умирает, его привилегиями разрешено пользоваться нетрудоспособным ближайшим родственникам.

Среди прочих льготы также предоставлены гражданам России:

Проживавшим в блокадном Ленинграде;

Узникам немецко-фашистских концентрационных лагерей;

Чернобыльцам;

Пострадавшим в результате аварии, произошедшей в 1957-м на производственном объединении «Маяк»;

Получившим заболевания в результате воздействия радиации на полигоне в Семипалатинске;

Входящих в семьи погибших при исполнении долга военных.

В федеральный перечень также включены инвалиды, и в том числе дети и семьи, где они воспитываются. Следует подчеркнуть, что предоставление льгот указанным выше категориям граждан никак не зависит от жилищных условий и определенных норм потребления газа, света, воды и пр. .

Помимо этого, они также могут бесплатно:

Получать некоторые лекарства из утвержденного правительством списка;

Ездить в городском транспорте;

Брать билеты на проезд в любую точку РФ и пр.

В то же время уровень помощи инвалидам прямо зависит от того, сколько с ними совместно проживает людей. Таким образом, одиноким гражданам, причисленным к этой категории, государство полностью компенсирует и квартплату, и траты на коммуналку. В ситуации когда инвалид проживает с родными, то сумма взносов разделяется на всех членов его семьи, и компенсация выдается только в виде одной доли, приходящейся конкретно на льготника .

Вообще же граждане категорий, приведенных в федеральном списке, все без исключения могут рассчитывать на получение компенсации как минимум в размере 50 процентов от общих расходов на коммунальные услуги. При этом такая помощь выдается только на одну квартиру. В частности, лицам со второй группой инвалидности предоставляется возможность получить скидку по ЖКХ только на одно жилое помещение .

При наличии прав на льготу сразу по нескольким основаниям, она будет предоставляться только по одному из них. Таковы требования российского законодательства .

Рассмотрим некоторые из видов федеральных льгот.

1. Ветераны и участники войн и жители блокадного Ленинграда

Люди, которые стояли на защите нашей страны в самые тяжелые периоды, заслужили свое право на помощь от государства кровью и годами лишений. Такими гражданами являются ветераны, участники и инвалиды ВОВ, граждане, награжденные почетным званием «Жителю блокадного Ленинграда». Сейчас данным лицам полагается:

Расширенные пенсионные возможности по сравнению с остальными гражданами. Например, оформление двух пенсий одновременно, если есть такая необходимость: по инвалидности и по старости (п. 3 ст. 3 ФЗ №166 от 15.12.01 г.) . Также ветераны и блокадники получают ЕДВ и дополнительное денежное обеспечение (ДЕМО).

Обеспечение нуждающихся бесплатным жильем. При этом для одинокого ветерана норма площади жилья равна 36 м2 или 18 м2 на члена семьи, которые живут с ним.

Комплексные меры социальной поддержки. Они практически одинаковые для всех ветеранов. Сюда относятся такие меры поддержки:

Льготы на ЖКХ и содержание жилья -- в величине 50% от базовой стоимости.

Внеочередное подключение городского телефона.

Обслуживание в ведомственных поликлиниках и больницах.

Бесплатное изготовление протезов (зубных в том числе).

Работающим лицам предоставляется отпуск в любое удобное время, а по требованию им дается до 35 дней дополнительного отпуска.

Право обслуживаться без очереди в магазинах, билетных кассах и других общественных местах.

Право принятия без очереди в дом престарелых или оказание помощи по хозяйству.

Ветеранам-участникам ВОВ предоставлено право не платить за один из объектов налогообложения имущественный налог. Во многих регионах они также освобождены от уплаты земельного налога на участок земли определенной величины и транспортного налога за один автомобиль определенной мощности.

Инвалиды и дети-инвалиды

Социальная помощь для инвалидов в нашей стране регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . К категории инвалидов могут относиться: инвалиды 1, 2 или 3 группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды. Этой категории лиц предоставлено право получать от государства льготы и компенсации в денежном эквиваленте, виды и величина которых зависят напрямую от степени физической ограниченности гражданина.

Компенсации и льготы для инвалидов регулируются не одним законодательным актом, а целой системой в зависимости от вида предоставляемых льгот.

Условно систему помощи можно поделить на 3 группы:

1. По форме их предоставления:

Льготы в денежной формы, например, налоговые;

В натуральной форме (предоставление бесплатного транспорта, обеспечение продуктами первой необходимости, бесплатные лекарства);

- «моральной» формы -- право первоочередности;

2. По периодам предоставления:

Единовременный характер (установка домашнего телефона);

Ежемесячно (оплата коммунальных услуг);

С годовой периодичностью (проезд на междугородном транспорте).

3. По причине инвалидности:

Инвалиды с детства;

Военнослужащие-инвалиды;

Дети-инвалиды;

Инвалиды-чернобыльцы и другое.

Также для данных граждан действуют все общие льготы, такие как: бесплатное санаторное лечение, право на получение земельного участка, компенсации 50% стоимости лекарств, льготы по коммунальным платежам и социальная пенсия и пособия.

Для признания гражданина инвалидом и установления ему социальной помощи необходимо иметь справку из органов МСЭ (медико-социальной экспертизы), подтверждающую инвалидность.

Граждане, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС

Меры по социальной поддержки граждан, которые подверглись облучению, по возмещению за вред причиненный здоровью вследствие аварии на ЧАЭС установлены ст. 14 и ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с этим законом лицам данной категории гарантированы такие меры поддержки как:

Ежемесячная денежная компенсация им и их детям до 14 лет, на покупку продовольственных товаров.

ЕДВ в возмещение причиненного вреда здоровью по причине радиационного воздействия.

Ежегодная компенсация за вред, причиненный здоровью из-за аварии на ЧАЭС.

При установлении инвалидности -- единовременная выплата.

Компенсационная выплата в величине равной 50% расходов по оплате ЖКУ.

Таким гражданам для получения помощи от государства необходимо предоставлять сведения об участии в работах по ликвидации при взрыве на ЧАЭС, об инвалидности вследствие катастрофы и др.

Кроме того, гражданам, которые стали инвалидами вследствие радиационного излучения, полагается:

Обеспечение жилищем граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий (один раз).

Использование ежегодного отпуска в удобное время и получение дополнительного отпуска в 14 календарных дней.

Выплата пособия из-за временной нетрудоспособности в величине 100% средней зарплаты, независимо от страхового стажа.

Независимо от стажа работы на предприятии, преимущество оставления на рабочем месте при сокращении штата.

Вступление в жилищные и строительные кооперативы вне очереди, а также внеочередное обеспечение земельными участками для ИЖС (после признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Внеочередное обслуживание в лечебных и профилактических учреждениях, поликлиниках и аптеках.

Внеочередное предоставление для детей мест в детских садах, специальных детских учреждениях санаторного и лечебного типа с выплатой ЕДВ на питание ребенка в этой организации.

Обеспечение местами в пансионатах для ветеранов или домах престарелых и инвалидов.

Доплата до величины прежней зарплаты при переходе на нижеоплачиваемую работу по мед. показаниям. Данную доплату осуществляет работодатель до установления инвалидности или до восстановления трудоспособности.

Таблица 1. Отличие региональных льготников от федеральных

Региональный льготник

Федеральный льготник

Общее между ними

Для граждан некоторых категорий одновременно установлены федеральные и региональные льготы

Получение помощи из бюджета региона (РБ)

Получение помощи из федерального бюджета (ФБ)

Получение из РБ помощи, без права пользоваться такими же видами поддержки из федерального финансирования

Получение помощи из ФБ, без права пользоваться аналогичной поддержкой из средств регионального финансирования

Получение льгот, которые установлены регионом без согласования с федеральным центром

Получение льгот, которые устанавливают федеральные органы

Глава 2. Условия предоставления льгот и преимуществ в социальном обеспечении

2.1 Виды льгот и преимуществ по системе социального обеспечения

1. Льготы многодетным семьям (бесплатные лекарства детям до 6 лет, старше 6 со скидкой, бесплатный проезд учащихся на общественном транспорте, снижение платы за коммунальные услуги, бесплатное посещение музеев, выставок и т.д.)

2. Льготы инвалидам (путевки в санатории, бесплатный или со скидкой проезд на транспорте, социальный пакет, льготы по оплате коммунальных услуг и т.д.)

3. Льготы и меры соц. Поддержки жертвам политических репрессий (внеочередная мед. Помощь, бесплатно или со скидкой лекарства, бесплатное протезирование, бесплатные автомобиль на 7 лет, бесплатный проезд в транспорте, внеочередное получение жилья, скидка на коммунальные услуги, и т.д.)

4. Льготы узникам концлагерей (бесплатная мед. Помощь, бесплатные лекарства, бесплатные путевки, протезы, проезд, скидка на коммунальные услуги, и т.д.)

5. Льготы и меры поддержки ветеранам (соц. Пакет 450 руб, скидка на коммунальные услуги, денежная компенсация что-то около 1000-1500 рублей.

6. Льготы пострадавшим от воздействия злой радиации (Бесплатная мед. Помощь, лекарства со скидкой, путевки, проезд, скидка на коммунальные услуги, ежемесячные компенсации)

Преимущества: низкие административные расходы; унификация пособий; низкий риск демотивации получателей пособий; отсутствие морального неприятия .

2.2 Основания предоставления льгот

Можно выделить следующие основания предоставления льгот по социальному обеспечению:

1) наступление объективно существующих жизненно важных обстоятельств (инвалидность, старость, малоообеспеченность и др), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами - льготами если эти льготы не предоставить, эти люди не смогут поной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности.

2) наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в любых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости, и др, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др). Эти льготы можно назвать привилегиями. Однако, привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на их предоставление. Вместе с тем, льготы-привилегии могут выступать и в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению. Приобретению и строительству жилых помещений, по оплате коммунальных услуг, по обеспечению транспортными средствами, протезно-ортопедическому и медицинскому обслуживанию и т.д. .

Глава 3. Основные проблемы в области предоставления льгот

3.1 Специфика предоставления льгот

Существуют ли проблемы в сфере установления и действия льгот и каким образом необходимо их разрешать, повышая эффективность данного юридического средства?

Одна из главных проблем - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Современная ситуация в России характеризуется постоянными изменениями, идет процесс передела собственности и власти, социального расслоения людей. Противоречивость и нестабильность нашей жизни и соответственно правовой системы не могут не оказать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены, не согласованы .

Зачастую льготы используются как инструмент в политической борьбе в популистских целях, когда отдельные лидеры в период выборов пытаются расширить свою социальную базу, привлечь на свою сторону электорат. Так, в Башкортостане еще Председателем Верховного Совета был подписан документ о том, что все госслужащие имеют право взять на 10 лет под 8% ссуду, равную 120-месячным окладам. Это было принято перед выборами Президента Башкортостана и соответствующим образом сказалось на результатах голосования.

Вместе с тем не следует забывать, что смена социального строя связана, как правило, и со сменой системы льгот (одни отменяются, другие устанавливаются), которая призвана содействовать проведению конкретной политики.

Льготы - это не только средство, но и объект политической борьбы. Многие субъекты хотели бы "выйти" из общих рамок, добиться исключения из правил и обладать более свободным (облегченным) статусом. Поэтому льготы - предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений, что выражается в основном в тех или иных исключениях. На сегодняшний день лоббирование ярко выражено в президентских и правительственных структурах, так как именно здесь сосредоточена реальная власть.

Негативное влияние на существующую систему льгот оказывают и проблемы становления российского федерализма: "парад суверенитетов", сепаратистские тенденции, региональные привилегии, несоблюдение принципа равноправия, закрепленного в ст. 5 Конституции РФ . Известно, что республики пока имеют более значительные льготы, нежели края и области. К тому же некоторые из членов Федерации (Татарстан, Башкортостан и др.) уже сейчас путем заключения отдельных договоров с общефедеральными властями так начали делить полномочия, что получают односторонние налоговые и бюджетные преимущества, устанавливая для себя "особый льготный статус".

В целях совершенствования, оптимизации института правовых льгот целесообразно было бы, по нашему мнению, осуществить следующие меры.

Провести своего рода "инвентаризацию" закрепленных в нормативных актах льгот, подвергнуть их тщательному анализу и экспертизе для того, чтобы выявить как эффективные, так и необоснованные льготы.

Важно своевременно реагировать на происходящие в обществе перемены и наряду с установлением в законодательстве новых льгот в сфере приватизации, инвестиций и т.д. отменить необоснованные исключения, которые не оправдали себя на практике.

Так, в районах Крайнего Севера действуют льготные надбавки к заработной плате и районные коэффициенты. Правонарушители, как и законопослушные граждане, получают зарплату с учетом северных надбавок. Взыскание же штрафов и сумм причиненного ущерба производится без учета данных доплат, что стимулирует не столько правомерное поведение, сколько правонарушения.

Нуждается в корректировке пенсионное законодательство, которое пока не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве. По оценкам печати, до 30% работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных (а не вредных) условиях.

Было бы полезно систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля за соблюдением, включая льготы для высших должностных лиц. В этом деле есть уже определенные наработки.

Например, издан сборник нормативных актов "Льготы в России" (М., 1993) , в котором делается первая попытка систематизировать нормативный материал о льготах для различных социальных категорий граждан: для семей, имеющих детей; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; участников войны в Афганистане и других военных действий за пределами России; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС. Кроме того, в последнее время изданы такие сборники нормативных актов, как "Льготы и компенсации пострадавших от репрессий" (М., 1996) ; "Переселенцы. Федеральная миграционная программа" (М., 1995) и др.

"Надлежит также продолжить работу по кодификации соответствующего нормативного материала на основе субъектного подхода, взяв в качестве примера удачный опыт систематизации льгот для военнослужащих, инвалидов Отечественной войны"1.

Важно поддержать льготы материальными и юридическими гарантиями, ввести в действие механизм их реализации. Законодатель, устанавливая определенные льготы для конкретных субъектов, должен одновременно возлагать обязанности (активные и пассивные) на тех, кто призван обеспечивать претворение в жизнь данных преимуществ. Непременным условием действенности реализации льгот будет и фиксация мер юридической ответственности для обязанных лиц.

Кроме того, с одной стороны, требуется дальнейшая дифференциация льгот, более глубокая их специализация. С другой стороны, отдельные льготы нуждаются в унификации. В то же время надо видеть пределы и первого, и второго процессов, ибо излишние выделения и уравнивания, связанные со льготами, могут привести к социальной несправедливости.

В целях повышения эффективности правовых льгот их надо сочетать с духовными ценностями. Ответы на вопросы: "Что привлекает молодежь в армию и какие причины являются препятствием к службе?", полученные в ходе социологического исследования, показали, "что стимулы, которые были заложены соответствующим указом о профессиональной армии - более высокая заработная плата, различные льготы, -пока срабатывают слабо. По всей видимости, эти стимулы должны быть дополнены чем-то еще, гораздо более значимым и весомым: воспитанием чувства гордости за свою Родину, например. Сейчас этот мотив, как явствует из опросов, лишь на пятом месте".

Требуется учитывать и временной "износ" данных юридических средств. Так, пенсионные льготы, если они остаются на одном и том же уровне, со временем теряют свою компенсационную силу. Чтобы этого не произошло, их необходимо периодически пересматривать.

Каждая льгота должна быть адресной, обоснованной, правомерной, справедливой. Льготы - дорогостоящие меры. Поэтому за их установлением и реальным осуществлением должен быть надлежащий контроль. В современных условиях требуется все больше гласности в работе государственного аппарата (в силу его безграничного роста) и прозрачности процессов распределения благ, в том числе и посредством льгот.

Именно через продуманные эффективные льготы можно влиять на развитие тех или иных отношений в выгодном для общества и государства направлении, содействовать процессу реформирования экономики (льготы-стимулы) с одновременным усилением социальной защищенности личности (льготы-компенсации).

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ .

В целях решения проблем в сфере предоставления льгот в социальном обеспечении можно принять единый Федеральный закон, объединяющий все виды льгот и устанавливающий взаимосвязь между ними.

Заключение

На основании изложенного в курсовой работе, можно сделать вывод, что льготы по системе социального обеспечения несут в себе важнейшую социальную функцию, предоставляя всем гражданам равные условия жизнеобеспечения.

Основные категории граждан, имеющих право на льготы по системе социального обеспечения, можно представать так: престарелые, инвалиды, многодетные семьи, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции и граждане, пострадавшие от радиации, несовершеннолетние узники концлагерей, жертвы политических репрессий и другие.

Среди основных видов социальных льгот, можно отметить: жилищно-бытовые, налоговые, по оплате проезда на транспорте, по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению и другие.

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

Из выше перечисленного в работе становится понятно, что наша социальная система имеет большое количество неурегулированных вопросов и явных несоответствий прав граждан и действительности их осуществления. Одной из проблем является Проблема монетизации. Она встретила разные отклики со стороны граждан. По большей степени - негативные, т.к. размер предоставляемых компенсаций был меньше, чем увеличившиеся расходы.

Особо остро это коснулось пенсионеров. Так же существует проблема классификации социальных льгот. Но данная проблема может быть решена лишь путем принятия соответствующего федерального закона. Такой закон должен, с одной стороны, гарантировать государственную помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а с другой -- упорядочить ныне действующую систему социальных льгот

Нам кажется, необходимо приятие единого закона «О государственных социальных льготах». Данный закон призван свести воедино правовые нормы о социальных льготах, содержащиеся в многочисленных правовых актах, обеспечить их взаимосвязь и системность в их применении.

Таким образом, будет решена проблема в сфере предоставлении льгот.

социальный пенсионный льгота инвалид

Список источников и литературы

Нормативные документы:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс. 2017.

2. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. 2017.

3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. 2017.

4. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // СПС КонсультантПлюс. 2017.

5. Сборник нормативных актов «Льготы в России». (М., 1993)

6. Сборник нормативных актов "Льготы и компенсации пострадавших от репрессий" (М., 1996) // СПС КонсультантПлюс. 2017.

7. Сборник нормативных актов "Переселенцы. Федеральная миграционная программа" (М., 1995) // СПС КонсультантПлюс. 2017.

Научные и учебно-методические издания:

8. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Кнорус, 2014

9. Горшков А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2015

10. Лушникова М.В. Право социального обеспечения - учебник. М.: Научная мысль, 2015.

11. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.

12. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и рактика. - М.: Инфра-М, 2014

13. Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России. М., 1999.

14. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.

15. Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974.

16. Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986

17. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации. Правовое регулирование и меры социальной поддержки пострадавших: медицинское обслуживание, радиационная защита, пенсионное обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения: особенности правового регулирования. Сущность социальных льгот пенсионерам, студентам, малоимущим. Проблемы монетизации льгот и пути их решения: содержание реформы, ее достоинства и недостатки.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Сущность, принципы, объекты, субъекты и источники правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации. Социальная защита отдельных категорий граждан. Международная система сохранения прав в области социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населению в РФ. Субъекты социального обеспечения. Правовые основы в сфере социального обеспечения. Социальная защита ограниченно способных лиц, безработных, пенсионеров и детей.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2010

    Проблема отнесения льгот к социальному обслуживанию. Разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Основные задачи и направления развития пенсионной реформы в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2013

    Понятие гарантий, социальных льгот, муниципального служащего. Значимость льгот и преимуществ в системе социального обеспечения. Гарантии и льготы для муниципальных работников. Проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Социально-правовой статус государственных служащих. Разработка мотивационной программы деятельности служащих, развитие системы льгот, пенсионного обеспечения за выслугу лет. Социальная защита при ликвидации и реорганизации органа государственной власти.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2016

    Исследование системы льгот как способа социальной защиты населения. Основные предпосылки и сущность системы замены социальных льгот денежными выплатами и компенсациями. Изменения действующего законодательства в области льгот по социальному обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Понятие и сущность льгот в сфере пенсионного обеспечения, особенности правового регулирования по действующему российскому законодательству. Льготы малоимущим, по оплате жилья и коммунальных услуг, в медицине и другие социальные льготы, пособия и выплаты.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2014

    Характеристика особенностей нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Анализ государственной системы льгот и гарантий для работающих инвалидов.

Билет №1

1. Социальная защита населения и социальное обеспечение: понятие, система, функции.

Общая характеристика системы льгот.

1.Социальная защита населения - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб - Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Социальное обесепечение -это система экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью перераспределения ВВП посредством предоставления гражданам в случаях наступления социальны рисков материальных благ для выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статус, за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством.

Система социального обеспечения:

Функции социального обспечения:

1. Экономическая . Решение задач, формирующих содержание социальной политики государства.

Распределение части ВВП с целью воздействия на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, субсидий, компенсаций, социальных услуг и тд.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении социальных рисков, указанных в законах.

Гарантированность достаточного уровня социального обеспечения с целью поддержания спроса,необходимого для нормального функционирования экономики страны и ее развития, той части населения, основным источником средств существования которой являются социальные выплаты и услуги.

Создание эффективного механизма акуумуляции финансовых средств, необходимых для выполнения обязательств государства по реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека.

2. Социально-реабилитационная функция - поддержание социального статуса человека и восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно себя обслуживать, общаться с другими людьми в случае наступления различных жизненных обстоятельств, с которыми связаны риски утраты либо уменьшения источника средств его существования, путем предоставления разичных видов материального обеспечения, соуиальных услуг, льгот, гарантирующих достойные условия жизни.



3. Демографическая функция - воздействие на продолжительность жизни(путем улучшения жизненных условий для населения), вопроизводство населения, стимулирование рождаемости, поддержание социального статуса семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние дети.

4. Политическая функция - борьба с бедностью путем повышения общего уровня жизни населения и социальная поддержка инвалидов, пожилых людей, семей с детьми.

2. Льготы системе социального обеспечения - пре­доставление различных услуг или иной помощи в целях компен­сации затрат на их приобретение или социальной поддержки ли­бо в целях стимулирования определенной категории граждан.

Система социальных льгот включает:
1. бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодо­рожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

2. льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

3. налоговые льготы;

4. льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;

5. первоочередное бесплатное предоставление жилья;

6. льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

7. льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обес­печению лекарственными препаратами;
обеспечение транспортными средствами;

8. льготы по протезированию и т. д.

Льготы как вид социального обеспечения - достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых, хотя в рамках общей теории права такой элемент механизма правового регулирования анализировался многими авторами. На основе анализа различных точек зрения можно выделить основные признаки льгот:

  • - это исключение из общеустановленных правил;
  • - это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;
  • - льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Правовые льготы необходимо рассматривать в узком (специальном) и широком смысле. В широком (общем смысле) под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей. В узком (специальном, отраслевом) понимании льгота - это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от времени исполнения (несения) части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле. Важное практическое и теоретическое значение имеет отграничение льгот не только от иных видов социального обеспечения, но и от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «иммунитет», «гарантия». С теоретической точки зрения это необходимо для обеспечения четкого понятийного аппарата права социального обеспечения, с практической же стороны это дает возможность нормотворцу обеспечивать юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.) Льготы имеют сходство с привилегиями, поскольку и те и другие являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:
  • - привилегия по сравнению со льготой - это более высокий уровень дифференциации. Льготы призваны облегчить положение гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;
  • - льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;
  • - льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента РФ). Гарантия по сравнению со льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства - поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.) От льгот отличаются также иммунитеты по следующим критериям:
  • - по целям предоставления, поскольку иммунитеты связаны с реализацией публичных (государственных) интересов лицами, которых государство наделяет своим суверенитетом в соответствии с внутригосударственным или международным правом;
  • - по субъектам, поскольку круг лиц, обладающих правовым иммунитетом, несравнимо уже (с учетом первого критерия), чем обладателей льготного статуса;
  • - по действию в пространстве, поскольку при иммунитетах действует экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты признаются иностранными государствами, а льготы устанавливаются и реализуются только внутри данного государства. С точки зрения системы права и законодательства о социальном обеспечении, правовые нормы, посвященные льготам, объединяются в институциональные образования.

Применительно к структуре права социального обеспечения в литературе высказывается мысль о том, что это относительно самостоятельный институт права социального обеспечения «сквозного» действия, т.к. льготное регулирование представлено в каждом из структурных образований данной отрасли (в пенсионном праве, в институте пособий и других). В то же время, многие нормы, посвященные льготам, содержатся в нормативных правовых актах других отраслей права, поэтому есть основание говорить о том, что льготы можно рассматривать и как комплексное межотраслевое правовое образование законодательства, определенная часть которого принадлежит праву социального обеспечения. Тем не менее, категория нуждаемости все чаще в последнее время применяется законодателем, в том числе при регулировании социально-обеспечительных отношений.

В отношении нуждаемости можно выделить три таких признака. Во-первых, нуждаемость - это достаточно продолжительное по времени состояние, причем в любой момент нуждающийся гражданин вправе рассчитывать на помощь государства. Другими словами, нуждаемость - это всегда состояние, более или менее длительное. Во-вторых, нуждаемость предполагает неспособность гражданина самостоятельно удовлетворить свои алиментарные потребности, удовлетворение которых обязуется обеспечить государство путем направления в адрес нуждающегося лица тех или иных нормированных социальных предоставлений. Для права социального обеспечения имеют значение именно потребности алиментарного порядка, иначе говоря, речь идет об общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению. Высказанное в научной литературе мнение о том, что алиментарность не является признаком всех отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения, страдает неточностью. Авторы указанной точки зрения в качестве аргумента приводят социальное страхование, которое возмездное. Однако страхование - это лишь один из способов аккумулирования денежных средств на социальное обеспечение, отношения по уплате обязательных страховых взносов составляют предмет отрасли финансового права, а не права социального обеспечения. Социально-обеспечительные правоотношения всегда связаны с предоставлением нуждающемуся помощи или содержания за счет общественных либо обобществленных средств, и эти отношения носят алиментарный характер, ибо преследуют цель удовлетворения не всех, а лишь основных, жизненно необходимых потребностей. Наконец, в-третьих, нуждаться может только человек как живое разумное существо или такое объединение людей, как семья. Животные исключаются из числа субъектов права в силу отсутствия у них способности к разумному мышлению. Коллективные субъекты (организации, юридические лица) также нуждаться не могут, потому что это искусственные, созданные человеком образования, не существующие вне связи с составляющими их живыми людьми. Нуждаться, т.е. испытывать потребность, может, например, работник организации, но сама организация ни в чем не нуждается по определению, так как представляет собой лишь «правовую маску», удобную и даже незаменимую в гражданском обороте, особенно при ведении предпринимательской деятельности. Когда говорят о том, что организация в чем-то нуждается (в сырье, материалах, кадрах), термин «нужда» используется в переносном значении. Итак, нуждающимся может быть только отдельный человек или семья.

Однако при рассмотрении некоторых видов социального обеспечения может возникнуть представление о том, что принцип адресности реализуется не в полной мере. Например, лицо, достигшее пенсионного возраста, при наличии страхового стажа установленной продолжительности вправе обратиться за назначением трудовой пенсии, и государство обязано ему эту пенсию назначить и выплачивать. В данном случае совершенно не учитывается, продолжает ли гражданин работать, имеется ли у него доход от иных источников. Понятно, что далеко не каждый, кто достиг пенсионного возраста, автоматически стал нуждающимся (хотя таких, безусловно, подавляющее большинство). Аналогичная ситуация возникает и при рассмотрении других видов трудовых пенсий. Почему же в этих случаях государство не проверяет нуждаемость обращающихся граждан? Не свидетельствует ли это об обеспечении без учета нуждаемости? Ответ на первый из поставленных вопросов достаточно очевиден. Все трудовые пенсии страховые, поскольку их страховая и накопительная части формируются за счет страховых взносов. Страховые взносы согласно ст. 3 Федерального закона. Поэтому гражданин, за которого уплачиваются страховые взносы или который делает это самостоятельно, выступает своего рода кредитором по отношению к государству, выплачивающему из этих средств пенсии сегодняшним пенсионерам (в этом, кстати, находит проявление еще один принцип права социального обеспечения - принцип солидарности, в данном случае солидарности трудоспособных поколений и пенсионеров). Возмездность означает, что государство обязано полученные средства вернуть, и оно делает это как раз при назначении и выплате трудовой (страховой) пенсии. Поэтому было бы неправомерно лишать граждан трудовой пенсии, мотивируя это тем, что у них имеются иные источники дохода. Государство в этом случае не только обеспечивает нуждающихся, но и возвращает полученные страховые взносы в виде пенсий. Что касается второго вопроса, то ответ на него не столь очевиден. Действительно, достигнув пенсионного возраста или став инвалидом, человек может остаться вполне обеспеченным и не нуждаться в помощи государства. Но такие случаи являются исключением и потому не изменяют общего правила: при наступлении указанных обстоятельств лицо становится нуждающимся. То, что отдельные граждане, не надеясь на государство, сумели обеспечить себе старость самостоятельно, не может и не должно приводить к лишению их права на помощь государства, ведь они эту помощь, как уже указывалось, заработали. В данном случае речь идет о резюмируемой (предполагаемой) нуждаемости, т.е. законодательно закрепленной идее о том, что в этих и подобных им случаях человек лишь формально признается нуждающимся и вправе рассчитывать на помощь государства. Поэтому можно говорить о двух видах нуждаемости в праве социального обеспечения: фактической (действительной), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности, и резюмируемой (предполагаемой), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению. Причем специфика данной презумпции в том, что, даже если она не соответствует действительности, она все равно не перестает быть основанием для получения социального обеспечения, т.е. не допускает ее опровержения. Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.

Постановка на учет налогоплательщиков. ИНН.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются Минфином РФ. На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый гос. реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. Организации – налоговый агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. ЕСН: 1. Освобождаются от уплаты ЕСН все организации, осуществляющие выплаты инвалидам 1,2,3 групп суммой выплат до 100 тыс. руб. в год; 2. Освобождаются от налога суммы выплат до 100 тыс. руб. каждому работнику в следующих организациях: А) в общественных организациях инвалидов где ср.списочная численность инвалидов или их попечителей не менее 80% в общей численности работающих. Б) организации УК которых полностью сформирован за счет вкладов общественных организаций инвалидов, в которых численность инвалидов не менее 50% а доля фонда з/платы не менее 25% В) организации осуществляющие услуги для инвалидов. При этом собственником имущества которых является единое лицо- общественная организация инвалидов. 3. Льгота, предоставляемая предпринимателям и адвокатам, если они являются инвалидами 1,2,3 групп. НДС: Среди плательщиков можно выделить тех, которые по желанию получают освобождение от обязанностей уплаты НДС. К ним относятся лица, имеющие за 3 последовательных месяца объем выручки от продаж товаров, работ, и услуг не менее 1 млн. руб. В соответствии с главой 21 имеются операционные льготы, т. е. освобождаются от НДС. К ним относятся: - оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; - услуги ритуального характера; - работы и услуги, выполненные за счет бюджетного финансирования; - передача собственной сельскохозяйственной продукции в счет натуральной оплаты, выдач на питание работников, привлеченных на сельскохозяйственные работы. Земельный налог: 1) освобождаются на первые 5 лет с момента регистрации земли КФХ; 2) освобождаются от налога научные организации, опытные, учебно – опытные, НИИ по землям для научных целей сельскохозяйственного профиля; 3) земли, занятые учреждениями искусства, здравоохранения; муниципального обслуживания. 4) земли, занятые под рекультивацией, освобожденные на срок восстановления, может быть 10 лет. Льготы физическим лицам . 1) Героям советского союза и России; 2) лицам, имеющим ордена славы 3-х степеней; 3) инвалидам 1 и 2-й группы; 4) участникам ВОВ; 5) военнослужащим. НДФЛ: Не подлежат налогообложению 1. Гос. пенсии. 2. Гос. пособия, за исключения б/л. 3. Возмещение вреда, причиненного увечьями. 4. Алименты. 5. Вознаграждения донора. 6. Сумма единовременной мат. помощи при ЧС. 7. Мат. помощь семьям умерших работников. 8. Средства на оплату лекарств работникам и членам их семей. Транспортный: Для физ. лиц ставка уменьшается на 50%, на которых распространяется действие закона «О ветеранах». На 100% освобождаются от уплаты налога, но не более чем на 1 транспортное средство с мощностью до 150 л/с – на инвалидов ВОВ. Освобождаются от уплаты инвалиды 1-2 гр, но не более чем на 1 тр. ср-во, и на 50% - инвалиды 3-й гр. Налог на имущество: освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы; религиозные организации, общественные организации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции; научные организации.