Особенности правового положения отдельных категорий судей. Правовой статус судей (понятие и элементы общая характеристика). Гарантии и компенсации

Михаил Иванович Клеандров,
судья Конституционного Суда РФ,
член-корреспондент Российской академии наук.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ о судебной системе) провозглашено (ст. 12), что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, а особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами и — в предусмотренных ими случаях — также законами субъектов РФ. В редакции этого закона не учтено, что особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются не федеральным, а федеральным конституционным законом (и это несмотря на то что в ФКЗ о судебной системе после его принятия в 1996 г. внесено пять изменений и дополнений, в том числе дополнение от 15 декабря 2001 г., в тексте которого упоминается ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ о КС РФ). Зато это обстоятельство учтено в ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации« (далее — Закон о статусе судей), в части второй которой (в редакции от 21 июня 1995 г.) прямо сказано: «Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом».

Но здесь нужно отметить, что само понятие «статус судьи» поразному понимается в юридической литературе, где приводится большое количество его определений. По мнению автора, понятие «статус судьи» многокомпонентно, и помимо важного — правового — компонента оно включает в себя психофизиологический, морально-нравственно-этический и иные компоненты . Это понятие также может быть сегментировано и в разрезе стадий: отбор кандидата в судьи и процедура наделения его судейскими полномочиями; правосудная деятельность и внеправосудная жизнедеятельность судьи; ответственность судьи; прекращение полномочий судьи, включая почетный уход в отставку. Допустимы и иные подходы к определению статуса судьи, базирующиеся на самых различных критериях, теоретических воззрениях и анализе обширной правоприменительной практики.

Вместе с тем фундаментом единого статуса любого судьи каждого из судов в нашей стране, а значит, и включающего в себя все особенности правового положения судей различных судов (ветвей судебной власти), в том числе судей Конституционного Суда РФ, является Конституция РФ, прежде всего соответствующие положения ее главы 7, именуемой «Судебная власть». Конституционно-правовой статус всех судей РФ, включая судей Конституционного Суда РФ, предопределяется тем, что они решают публично-правовые задачи судебной власти, представителями которой являются.

Таким образом, первым фундаментальным уровнем, определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, как и всех иных судей судов России (федеральных и субъектов РФ), является Конституция РФ (ее ст. 10, 83, 102, 119-122 и 128), закрепляющая специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и порядку их назначения, гарантирующая его независимость, несменяемость и неприкосновенность, чем, в принципе, обеспечивается самостоятельность судебной власти. Статьей 119 Конституции закреплены четыре базовых требования, предъявляемых к судье: наличие гражданства РФ; достижение 25-летнего возраста; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но далее эта же статья Конституции указывает: федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. В Определениях от 8 июня 2004 г. № 214-О и от 2 февраля 2006 г. № 37-О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин «дополнительные требования» к судье означает, что законодателю предоставлена возможность закрепить как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ. И следует отметить, что федеральный законодатель закрепляет дополнительные требования к судьям разных судов (различных ветвей судебной власти и различных уровнях одной подсистемы), в том числе в немалой мере и к судьям КС РФ.

Отталкиваясь от положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в базу первого уровня правового компонента статуса судьи КС РФ (как и судей иных судов страны) следует включить соответствующие нормы и акты международного права. Так, Европейская хартия о статусе судей (1998 г.) указала, что: "1.1. Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений или процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности... 1.2. В каждом европейском государстве основополагающие принципы статуса судей устанавливаются внутренними правовыми нормами на максимально высоком уровне, а регламентирующие его правила — в соответствующих нормах, принятых как минимум на законодательном уровне" .

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи КС РФ (как и иных судей в РФ), где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы. И если ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" , "О военных судах" , "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" , "О Дисциплинарном судебном присутствии« (далее — ДСП) практически не содержат регламентации этих дополнительных требований — применительно к судьям этих судебных систем (подсистем) и нового судебного органа — ДСП, а ФКЗ о судебной системе закрепляет в гл. II, именуемой «Основы статуса судей в Российской Федерации» некоторые дополнительные к конституционным требования в целом ко всем судьям страны, то ФКЗ о КС РФ закрепляет дополнительные требования исключительно по отношению к судье КС РФ, причем детально и в широком диапазоне. Так, дополнительными (в правовом компоненте статуса судьи) требованиями, закрепленными в гл. II ФКЗ о КС РФ, так и именуемой — «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», являются: достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет; безупречная репутация; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ о КС РФ).

Дополнительные, а по сути — повышенные, по сравнению с иными судьями, требования к судье КС РФ не являются чем-то эксклюзивным в сравнении с зарубежной практикой судебного конституционного контроля. Так, судьей Конституционного Суда Республики Перу должен являться гражданин Перу по рождению в возрасте не моложе 45 лет, имеющий опыт работы в качестве судьи Верховного или Высшего Суда, Верховного или Высшего прокурора не менее 10 лет (при этом судьи и прокуроры не должны находиться в этих должностях в течение минимум за год до избрания судьей КС), или занимавшийся адвокатской практикой либо преподавательской деятельностью на юридическом факультете университета не менее 15 лет. В числе анкетных формализованных требований к судьям конституционных судов, отличающихся от требований к нашим судьям, можно назвать, в частности: для КС Республики Армения — владение армянским языком; для КС Республики Беларусь — наличие, как правило, ученой степени; для судей федерального КС ФРГ — обладание правом быть избранным в Бундестаг; для КС Монголии необходим опыт политической и юридической деятельности, и т. д.

Наоборот, отсутствие дополнительных требований обусловливает возможность, например, в Народно-Демократической Республике Алжир назначать председателем Конституционного Совета человека, не имеющего юридического образования. Так, председатель Верховного Народного суда КНР (где, как известно, КС нет) Ван Шэнцзюнь, избранный на эту должность 16 марта 2009 г. на шесть лет на Пленарном заседании 1-й ВСНП КНР 11-го созыва, юридического образования не имеет: в 1969 г. он окончил исторический факультет Хэфейского пединститута, с 1983 г. — кадровый партработник. Председатель КС Итальянской Республики Франко Биле родился 14 марта 1929 г., судьей КС (от Кассационного суда) был избран 29 октября 1999 г., а Председателем КС — 11 июля 2006 г., т. е. в возрасте 77 лет. В США, где нет Конституционного суда, а его функции, по сути, выполняет Верховный суд страны, велика роль судей федеральных судов, нескольким из которых, продолжающим работать, более 100 лет. На этом фоне совсем уж экзотическим в нашем представлении — с позиции конституционного принципа разделения властей — выглядит закрепленное ст. 79 Конституции Японии положение, согласно которому судьи Верховного суда этой страны, состоящего из главного судьи и судей, число которых устанавливается законом, назначаются кабинетом министров. Правда, в ст. 78 Конституции специально оговорено, что в Японии не могут применяться к судьям никакие дисциплинарные взыскания, налагаемые исполнительными органами .

Сами же дополнительные требования (которые можно назвать формализованными требованиями анкетного характера) к судье КС РФ, названные выше и закрепленные сегодня в действующей редакции ст. 8 ФКЗ о КС РФ, появились не раз и навсегда. Статьей 12 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. (что вытекало из поправок в Конституцию РСФСР от 15 декабря 1990 г.) было установлено, что судьей Конституционного суда РСФСР мог быть избран гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов возраста не менее 35 лет и не более 60 лет (одновременно закреплялось, что судьей КС РСФСР можно быть до достижения 65-летнего возраста; но срок полномочий судьи КС не был там тогда закреплен, в то время как в силу Конституции РСФСР того периода все иные судьи назначались на должность на 10-летний срок; и лишь с внесением 9 декабря1992 г. изменений в эту Конституцию названный 10-летний срок был отменен), обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения должности судьи Конституционного Суда РСФСР, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Изменения в данный закон от 25 февраля1993 г. и от 19 марта 1993 г. изложенную редакцию ст. 12 не затронули.

Но были и иные варианты. Например, эксперт Конституционной комиссии РСФСР Б. А. Страшун в 1990 г. предлагал свой предельно лаконичный вариант редакции: "Судьи Конституционного Суда избираются из числа высококвалифицированных юристов, имеющих стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Не менее половины судей Конституционного Суда должны быть специалистами в области конституционного права« .

Да и в действующем с 1994 г. ФКЗ о КС РФ формализованные требования к судье КС РФ неоднократно менялись. Речь идет прежде всего о требованиях к возрасту и сроку полномочий судьи, поскольку требования безупречной репутации и обладание признанной высокой квалификацией в области права явно носят оценочный характер и какой-либо объективной градации не имеют, а посему практически не менялись.

С момента доизбрания (назначения) судей КС РФ (вакансии в КС РФ образовались за счет увеличения Конституцией РФ 1993 г. численности судей КС РФ до 19) возникла определенная коллизия: первая группа судей КС РФ была избрана по закону 1991 г. (точнее, как отмечает судья КС РФ в отставке Н. Т. Ведерников , в первый состав судей, избранных в 1991 г., входили судьи КС РСФСР, и лишь после того как VI Съездом народных депутатов РСФСР 21 апреля 1992 г. название страны было изменено на «Российскую Федерацию», судьи стали судьями КС РФ) с ограничением по возрасту в 65 лет, но без ограничения срока полномочий. Вторая группа по закону 1994 г. была доизбрана (назначена) с ограничением по возрасту в 70 лет и на 12-летний срок полномочий. Эта коллизия была устранена изменением в ФКЗ о КС РФ от 8 февраля 2001 г., отменившим вообще предельный возраст для пребывания в должности судьи КС РФ (т. е. оно отменило предел в 70 лет; небезинтересно, что и федеральное законодательство того периода каких-либо возрастных ограничений для судей иных судов в России не предусматривало) и установившим общий срок полномочий судей КС РФ в 15 лет. Одновременно это изменение создало новую коллизию, поскольку оно распространялось лишь на судей КС РФ, назначенных на должность Советом Федерации, а группу судей КС РФ, избранных в свое время Съездом народных депутатов РСФСР, не затронуло, и по достижении 65-летнего возраста эти судьи уходили в отставку. Изменения в ФКЗ о КС РФ, восстановившие для судей КС РФ предельный 70-летний возраст, вступило в силу 1 января 2005 г. Внесенные 5 апреля 2005 г. в ФКЗ о КС РФ изменения отменили 15-летний срок полномочий судей КС РФ, причем в отношении обеих групп судей КС РФ, как назначенных на должность Советом Федерации, так и избранных Съездом народных депутатов РСФСР.

Поэтому можно сделать вывод, что лишь в результате внесения изменений в ФКЗ о КС РФ от 5 апреля 2005 г. названные коллизии между двумя группами судей КС РФ были устранены. К этому времени аналогичное регулирование — по возрасту и срокам полномочий — сложилось и в отношении судей иных федеральных судов. Рассматривая жалобы на введение предела занятия должности судьи — достижения 70-летнего возраста — для тех судей, которые на должность судьи назначались без какого-либо возрастного ограничения, КС РФ в Определении от 11 марта 2005 г. № 3-О указал, что введение такого возрастного предела и распространение его на судей, назначенных на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей — нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, меньший по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны.

Одновременно естественным представляется и вывод о возможности федерального законодателя снова устранить для судей КС РФ, да и для судей других федеральных судов, барьер в виде запрета по достижении 70-летнего возраста продолжать осуществление правосудия, подтверждением чему служит устранение такого барьера в результате внесения изменения в ФКЗ о КС РФ от 3 ноября 2010 г. в отношении председателя КС РФ.

Да и ушедший в отставку судья КС РФ, как и судья любого иного суда (если это произошло не в порядке дисциплинарного наказания), не теряет автоматически статус судьи — он становится судьей в отставке, за ним сохраняются статус судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу и обеспечивается надлежащее материальное содержание. Но в то же время сохранение статуса судьи означает — в том числе и для судьи КС РФ в отставке — необходимость соблюдать установленные законом (прежде всего — Законом о статусе судей) ограничения.

Правовой компонент статуса судьи КС РФ, прежде всего закрепленный в ФКЗ о КС РФ, содержит нормы как содержательного свойства (например, о том, что судье КС РФ по представлению Председателя КС РФ в течение шести месяцев после назначения его на должность Президентом РФ присваивается высший квалификационный класс судьи; о гарантиях независимости судьи КС РФ; о его несменяемости; о его неприкосновенности; о равенстве прав судей КС РФ; о его праве на отставку и пр.), так и запретительного характера.

Так, судья КС РФ, в силу ст. 11 ФКЗ о КС РФ, не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Госдумы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности; иметь частную практику; не может заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой (что к тому же не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи КС РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия КС РФ); не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей; не вправе, выступая в печати, иных СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение в вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу. Основания же прекращения полномочий судьи КС РФ (в том числе в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью; неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, и т. д.) исчерпывающе (там их 13) закреплены в ст. 18 ФКЗ о КС РФ.

В компонент данного правового уровня статуса судьи КС РФ входят и процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи КС РФ, закрепленные в ст. 17 и 18 ФКЗ о КС РФ, причем следует отметить, что данные процедуры серьезно отличаются от аналогичных процедур в отношении иных судей — там определяюще значимую роль играют квалификационные коллегии судей, в комплектовании которых судьи КС РФ, являющиеся при этом членами судейского сообщества, не участвуют, и юрисдикция которых на судей КС РФ, соответственно, не распространяется (эту роль в ряде моментов выполняет сам судейский состав КС РФ).

В рамках данного компонента стоит отметить и отсутствие в настоящее время у судьи КС РФ (равно — у нескольких судей КС РФ совместно, а также всего состава судей КС РФ) права на конституционную жалобу — обращение в КС РФ — по любому вопросу и в любой форме. Одновременно это означает отсутствие у КС РФ права принимать какое-либо дело (вопрос) к рассмотрению по собственной инициативе. Между тем иногда такая потребность есть, причем в отдельных, редких случаях — острая и насущная, когда только КС РФ может своим решением решить ту или иную конституционно значимую проблему. Право принимать к рассмотрению по собственной инициативе дело было у КС РФ по Закону о КС РФ от 12 июля 1991 г. (ст. 74, п. 2 и 3), но, по всей видимости, после известных событий 1993 г. в ФКЗ о КС РФ 1994 г. оно не было закреплено, толчком к чему, вероятно, послужили Предложения Научно-консультативного совета при КС РФ о конституционном правосудии в РФ от 19 октября 1993 г., где в число прочих изменений в организации и полномочиях Суда предлагалось предусмотреть "недопустимость возбуждения какого бы то ни было дела по инициативе самого суда или судей" (и где также указывалось, относительно состава КС РФ, что "было бы логично произвести новое назначение всех его членов в соответствии со вновь установленным порядком назначения« , но эта рекомендация не была воспринята). Между тем, к примеру, право на обращение в Конституционный суд Республики Таджикистан принадлежит, наряду с иными субъектами обращения, троим (всего по штату их там семь) судьям Республики Таджикистан по вопросам, относящимся к полномочиям этого суда (ст. 37 Конституционного закона Республики Таджикистан «О Конституционном Суде Республики Таджикистан» в редакции от 20 марта 2008 г.); вместе с тем после внесения в этот Закон соответствующих изменений от 28 февраля2004 г. КС Республики Таджикистан лишен права рассматривать по своей инициативе дела, относящиеся к его полномочиям .

Третьим уровнем правового компонента статуса судьи КС РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы: Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и (в незначительной мере) несколько иных. Поскольку в ФКЗ о КС РФ положения статусного — о судьях — характера занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей КС РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи КС РФ к уголовной (закреплено, в частности, что решение по вопросу возбуждения уголовного дела в отношении судьи КС РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается председателем Следственного комитета РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи КС РФ признаков преступления и с согласия КС РФ) и к административной (закреплено, в частности, что решение о привлечении судьи КС РФ к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ) ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи КС РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и пр.

Многие иные содержательные положения Закона о статусе судей распространяются в полной мере либо в мере, оставшейся неурегулированной ФКЗ о КС РФ, на судей КС РФ — это обширная регламентация требований, предъявляемых к судье (ст. 3); регламентация порядка и содержание представления сведений о доходах судьи, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера и т. д. (ст. 8.1), и пр.

Более того, следует отметить наметившуюся в последнее десятилетие тенденцию «переноса» некоторых норм из ФКЗ о КС РФ в Закон о статусе судей. Например, изменения в ФКЗ о КС РФ от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ, касающиеся неприкосновенности судей КС РФ, в Пояснительной записке к законопроекту объясняются тем, что эти вопросы теперь будут регламентироваться нормами Закона о статусе судей . Изменения в ФКЗ о КС РФ от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ о предельном возрасте для судьи КС РФ объясняются тем, что законопроект направлен на обеспечение единства статуса судей в РФ и т. д. Естественно, ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ "О противодействии коррупции« , как повлекший серьезные изменения в ФЗ о статусе судей и в ФЗ об органах судейского сообщества , в подавляющей своей части распространяется и на судей КС РФ.

Нельзя не подчеркнуть, что в самом Законе о статусе судей содержатся отдельные положения, прямо — в эксклюзивном режиме — регулирующие отношения с участием судьи КС РФ, например, ст. 12.1 этого закона «Дисциплинарная ответственность судей» содержит отсылочную норму, указывающую, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей КС РФ определяется ФКЗ о КС РФ.

Поскольку судьи КС РФ, как и все иные судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, являются членами судейского сообщества страны с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (и то за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом в отставку), для выявления особенностей правового положения судьи КС весьма значимым является анализ соответствующих — распространяющихся на судей КС РФ — положений ФЗ об органах судейского сообщества. Среди перечисленных в п. 2 ст. 3 этого закона названных органов в отношении судей КС РФ действуют: Всероссийский съезд судей; Совет судей РФ; общее собрание судей. А закрепленные в ст. 4 этого закона основные задачи органов судейского сообщества (содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики) решаются судьями КС РФ как непосредственно, так и через делегируемых на Всероссийские съезды судей и в Совет судей РФ своих представителей — судей, избираемых по закрепленным в этом законе нормам представительства (на съезд — 10 судей; в Совет судей РФ — двое судей) в порядке, определенном КС РФ (в настоящее время этот порядок установлен § 74 «Взаимодействие Конституционного Суда с органами судейского сообщества в Российской Федерации» Регламента КС РФ (в редакции от 24 января 2011 г.).

Правовое положение судьи КС РФ определяется и иными федеральными законами (в той мере, в которой оно не определяется названными ФКЗ и ФЗ), в том числе ТК РФ — ст. 22 Закона о статусе судей (в редакции от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) прямо указывает: «Законодательство о труде РФ распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим законом».

Те или иные статусные особенности правового положения судьи КС РФ (или грани этих особенностей) определяются указами Президента РФ. Это не только акты кадрового характера (например, ныне утративший силу Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2289 предусматривал, что предварительный отбор кандидатов на должность судей КС РФ осуществляется Всероссийским съездом судей и Министерством юстиции РФ, которые формируют самостоятельные списки кандидатур, при этом в каждый список должны включаться по две кандидатуры на каждую вакантную должность) , но и акты, направленные на обеспечение независимости судей КС РФ, например Указы от 14 сентября 1995 г. № 941, от 7 февраля 2000 г. № 306, от 23 декабря 2007 г. № 1741.

Наконец, свою — определенную — роль в рассматриваемой проблеме играют и акты федерального правительства, например Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям КС РФ, пребывающим в отставке, и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находящихся на его иждивении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425 .

Моральный и этическо-нравственный компонент статуса любого российского судьи, включая судью КС РФ, базируется как на соответствующих нормативно-правовых предписаниях, так и на корпоративных актах судейского сообщества. Так, Бангалорские принципы поведения судей, утвержденные 25-26 ноября 2002 г. Комиссией ООН по правам человека, включают в себя независимость, беспристрастность, честность, соответствие установленным требованиям, достойное поведение, равенство, компетенцию и добросовестность. В то же время следует обратить внимание на мнение И.-Ф. Штаатса, считающего, что судейская этика не является неизменной и обязательной для всего мира, в силу естественного права, системой правовых норм , то есть судейская этика в каждой стране может иметь свои особенности.

Для российских судей, в том числе судей КС РФ, основополагающим в этом вопросе служит Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей в 2004 г. (он пришел на смену Кодексу чести судьи, но в 2008 г. VII Всероссийским съездом судей было принято решение о необходимости выработки новой редакции Кодекса). Главное требование российского Кодекса судейской этики заключается в том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществления правосудия. Важно, что закрепленные в этом Кодексе этические правила поведения судьи дифференцированы и относятся как к осуществлению им профессиональной деятельности, так и к поведению судьи во внеслужебной сфере.

Весьма значительную роль в этом компоненте статуса судьи играет присяга. Следует обратить внимание на содержательную разницу в формулах присяги судьи КС РФ и судьи любого иного федерального суда страны. Присяга судьи КС РФ содержит такие слова: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи КС РФ, подчиняясь при этом только Конституции РФ, ничему и никому более (ст. 10 ФКЗ о КС РФ). При этом процедура принесения этой присяги судьей КС РФ детально регламентирована специальным актом — Порядком приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 25 октября 1994 г. № 227-СФ) . Текст же присяги иного федерального судьи таков: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст. 8 Закона о статусе судей). Базовое и естественное различие здесь состоит в том, что судья КС РФ подчиняется только Конституции РФ, а судья иного федерального суда — только закону (видимо, отталкиваясь от разницы в этих формулах, в юридической среде сформировалось утверждение: «Все судьи судят людей, а судьи КС РФ судят закон»). Не лишено любопытства то обстоятельство, что эта формула присяги судьи КС РФ практически идентична формуле присяги, приносимой избранными в Комитет конституционного надзора СССР (ст. 7 Закона СССР от 23 декабря 1980 г. № 973-1 "О конституционном надзоре в СССР«): «Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора СССР, подчиняться при этом всем положениям Конституции Союза Советских Социалистических Республик и ничему, кроме них» (но при этом в силу ст. 8 этого закона досрочное прекращение полномочий лица, принесшего данную присягу, могло иметь место и в случае нарушения им присяги, чего в ФКЗ о КС РФ для судьи КС РФ не предусмотрено, как не было это предусмотрено и Законом РСФСР о КС РСФСР 1991 г., где в формуле присяги судьи КС РСФСР указывалось также, что он клянется... защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона РСФСР). Обозначенная разница в формуле присяги судьи КС РСФСР, принесенной судьями, работающими ныне в КС РФ, и формуле ст. 10 ФКЗ о КС РФ 1994 г., также ныне работающими в КС РФ, вряд ли свидетельствует о наличии какой-либо разницы в правовом и этическом планах между ними. Невозможно, кстати, эту разницу увидеть и в том, что в Законе РСФСР о КС РСФСР 1991 г. судей КС также иногда именовали членами КС РСФСР, чего в ФКЗ о КС РФ изначально не было.

19  Там же. С. 665-666.

20  СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6226.

21  См. детальнее: Герценштейн О.В. Об изменениях законодательства о стату-се судей в Российской Федерации и об органах судейского сообщества в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российский судья. 2009. № 4.

22  Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 9. Ст. 698.

24  Штаатс Й.-Ф. Судебная этика в Германии // Этика судьи. - М., 2001. С. 137.

25  СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2930.

26  Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст. 572.

Правовой статус судей - это правовое положение судьи как государственного деятеля,закрепленное в законодательстве Н О. конституция РФ, Закон «О статусе судей» ФКЗ «О судебной системе РФ» ФКЗ «О конституционном суде РФ» ФКЗ «о Военных судах РФ»

Элементы правового статуса судей

1. Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделённые в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус.

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения Судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судьи присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, 1, 2, 3, 4, 5 классы). Судьям Конституционного суда РФ присваивается высший квалификационный класс)

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

В своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию РФ и законы;

Не может замещать иные государственные должности (государственной ил муниципальной службы);

Не может быть третейским судьей или арбитром;

Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально,публичновырожать свои взглыды, участвовать в иный политической деятельности;

Не вправе заниматся другой оплачиваемой деятельностью,кромепреподовательской, научной и иной творческой деятельности,занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектам;

Запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Cудьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

6. Судьи никому не подотчётны.

7. Судьи несменяемы,то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.


8. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Сроки полномочия Мировых судей и судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

9. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

10. Судьи неприкосновенны (это связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности). Принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

11. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждение или досрочного прекращения полномочий.

12. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности (звание судьи сохраняется, гарантий личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу).

13. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

14. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

15. В целях защиты жизни,здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана охранажилища,выдачаоружия,изменения внешности)

Несменяемость судей

Судьи не сменяемы, т.е. они не подлежат переводу на другую должность, либо в другой суд без их согласия, но полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основания и в порядке, предусмотренном законами «О статусе судей», «О Конституционном суде РФ».

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев:

1) Судьи Федеральных судов (кроме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на 3 года, а затем могут быть назначены без ограничения сроков полномочий. Для всех Федеральных судей установлен предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

2) Мировые судьи назначаются или избираются на должность на срок, предусмотренный законами субъектов РФ, но в любом случае впервые не более, чем на 5 лет, а в последующем - не менее, чем на 5 лет. Предельный возраст - 70 лет.

3) Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

4) Председатель Конституционного суда РФ и его заместитель избираются на эти должности на 3 года, а затем могут быть переизбраны на эти должности.

5) Председатели остальных Федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет и могут быть переизбраны, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).

    Правовой статус судьи - это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

    1.Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

    2.Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

    Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

    Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

    3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, первый девятый классы. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс).

    4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

    В своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

    В любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;

    Не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности;

    Не может быть третейским судьей или арбитром;

    Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;

    Не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);

    Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом.

    5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

    6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность.

    7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены на всей территории РФ.

    Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

    Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность.

    8. Судьи несменяемы, то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

    9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

    Сроки полномочий мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

    10. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

    Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

    11. Судьи неприкосновенны.

    Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

    12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

    13. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности.

    За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

    Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

    15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

    16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могу применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.)

    Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов

    Статья 11 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" и ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливают, что лица, прошедшие вышеназванную процедуру отбора и назначения на должность, приобретают статус судьи и наделяются правом осуществлять правосудие. Еще одним важным признаком судьи является исполнение им своих обязанностей на профессиональной основе, так как кроме судей в осуществлении правосудия могут участвовать и представители народа – присяжные и арбитражные заседатели. Поэтому судьи за свою профессиональную работу получают заработную плату, и они несут ответственность за ее организацию и выполнение. В ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ" формулируются основные обязанности лица, занимающего должность судьи.

    1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

    2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.

    3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

    В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом "О статусе судей в РФ". Членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

    Судьи Конституционного Суда РФ

    Правовой статус судей данного суда имеет существенные особенности по сравнению с другими судьями РФ.

    1. Отличаются требования к кандидатам в судьи.

    Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ РФ "О Конституционном суде РФ").



    2. Отличается от общего порядок отбора кандидатов и назначения судей.

    Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

    Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.

    Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

    3. Более жесткие требования установлены и по отношению к действующим судьям Конституционного Суда РФ.

    В соответствии со ст. 11 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ" судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

    Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

    Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

    4. Отличается и перечень оснований к прекращению или приостановлению полномочий судей Конституционного Суда РФ.

    Так, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" содержит основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, неизвестные (неприменимые) к другим судьям. К их числу можно отнести возможность прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ:

    В связи с нарушением порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

    В случае неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

    Судьи военных судов РФ

    К кандидатам в судьи военных судов РФ предъявляются дополнительные требования: наличие офицерского звания и заключение соответствующим лицом контракта о прохождении военной службы.

    Закон РФ "О статусе судей в РФ" предусматривает основание для прекращения полномочий судей, применимое только к судьям военных судов: увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

    Федеральным конституционным законом "О военных судах РФ" предусмотрены в то же время гарантии от необоснованного прекращения полномочий для судей военных судов по основанию увольнения их с военной службы. В соответствии со ст. 26 указанного Закона судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

    По общему правилу, судья может быть переведен в другой суд только с его согласия. Для судей военных судов предусмотрено исключение из этой нормы. Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории РФ или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

    Мировые судьи РФ

    Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, в целом соответствуют общим требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи. Так, ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ" предусматривает, что мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

    В то же время Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" несколько снижает требования к кандидатам в мировые судьи, предусматривая, что от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    Данное положение закона не вполне обоснованно. Следование ему может привести к ситуации, когда от необходимости получения рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ будет освобождено лицо, уже показавшее свою неспособность к осуществлению судейских полномочий.

    В то же время в Федеральном законе "О мировых судьях в РФ" содержится положение, позволяющее субъекту РФ устанавливать дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.

    Отличается своеобразием порядок наделения мировых судей полномочиями. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:

    Назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

    Избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

    Избрание на должность населением соответствующего судебного участка.

    Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет.

    Деятельность мировых судей не полностью финансируется из средств федерального бюджета. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты РФ должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется содержание работников аппарата мирового судьи (делопроизводитель и секретарь судебного заседания), оплачивается аренда помещений, их ремонт, коммунальные услуги, охрана и уборка помещений, почтовые расходы, услуги телефонной связи, из этих средств производится покупка мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем судей федеральных
    судов.

    Поскольку судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законом субъекта РФ и, кроме того, субъект РФ самостоятельно может изменять границы судебных участков, то не исключен вариант, когда субъект РФ может лишить полномочий мирового судью, "неудобного" для законодательной или исполнительной власти путем упразднения соответствующего судебного участка и должности судьи, изменения границ других участков. Никаких гарантий от такого развития событий федеральное законодательство не предусматривает.

    Статья 11. Судьи
    С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 г. № 5-ФКЗ

    1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

    Статья 12. Единство статуса судей

    Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
    С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ , от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ, от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ, от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ, от 30 октября 2018 г. № 2-ФКЗ

    1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    1.1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

    2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

    3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

    4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

    Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
    С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ, от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ

    Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

    Статья 15. Несменяемость судьи
    С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ

    1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

    2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

    Статья 16. Неприкосновенность судьи

    Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.