Педагогическая целесообразность вытекает из. Педагогическая целесообразность. По научно – познавательному направлению
По разработке
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Данные методические рекомендации предлагаются к использованию в условиях становления новых подходов и требований к деятельности образовательных организаций дополнительного образования; предназначены для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования детей и носят рекомендательный характер.
В пособии использованы материалы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)
Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога и разрабатывается им самостоятельно!
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
Определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;
Отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
Организационные нормативы работы детского объединения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
3. Пояснительную записку
4. Календарный учебный график
5. Учебный план
6. Рабочая программа (учебно-тематический план)
8. Методическое обеспечение (методические материалы)
9. Оценочные материалы
10. Список литературы.
Полное наименование учредителя;
Полное наименование образовательного учреждения;
Где, когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа;
Название дополнительной образовательной программы;
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
Срок реализации дополнительной образовательной программы;
Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
Год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(нормативная база, основные характеристики содержания, цель, задачи, организационно-педагогические условия, педагогическая целесообразность, дидактические принципы, планируемые результаты)
Раскрывает направленность дополнительной образовательной программы (далее ДОП)
По функциональному предназначению: досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной):
По форме организации: индивидуально ориентированной, групповой, студийной, кружковой
По времени реализации (уровень программы): краткосрочной – до года, базовый – до 3-х лет, углубленный – до 5 лет и свыше.
Программа разработана на основе (или «с учетом»)…(требований, программ или методических разработок каких авторов): квалификационные требования на какой-либо спортивный снаряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпиад, соревнований, выставок и т.д.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что...
Далее, используя отражающие степень новизны
слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...
Поясняется потребность
общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки
в решении этих задач.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется...
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.
Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цель и задачи:
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).
Цели и задачи могут различаться следующим образом:
Цель | Задачи |
Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. | в любом случае количество задач должно быть бо́льшим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели): - обучающая - развивающая - воспитательная |
в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей | задачи намечают промежуточные (этапные) результаты; |
Описывается ведущая целевая установка, которая должна быть реальной с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа. | - формулируются глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п. по направлениям деятельности - предполагать получение конкретного результата - быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.); – относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения; |
(Закон № 1008) Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена...
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).
Раскрываются особенности реализации программы , заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).
Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы).
Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать :
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», ... придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Для того, чтобы подвести детей... лет, к освоению..., предлагается метод... (Далее кратко описываются особенности применения этого метода).
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например, ...
Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.
Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программы: от... до... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия набора детей в коллектив : принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения - 12 человек; третий год обучения - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа рассчитана на ___ года
1 года обучения: _______часа в год,
2 года обучения: ______ часов в год,
3 года обучения: ______ часов в год
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй - на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.
Формы занятий : (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
· по количеству детей , участвующих в занятии, - коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
· по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает... часть. Форму занятий можно определить как(творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий :
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальных занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
Воспитанник будет уметь:
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.
Способы проверки результатов освоения программы: ...
Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Например: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме... во время проведения..., когда работы детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных... В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют...
Похожая информация.
О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, известно давно. Известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники». Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского.
Исследования венесуэльских ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале «Wechsler». К таким же выводам после многолетних наблюдений пришла и профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина: «У детей, играющих в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными».
Несомненно, благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Исследования ученых показали, что в мыслительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквенное, механическое, а смысловое, логическое запоминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических связей между расположением фигур воспроизводилось в 4-5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок.
Занятия шахматами развивают способность к длительной и интенсивной концентрации внимания. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».
Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как ограничение времени на обдумывание, т.к. шахматист неизбежно учится рационально распределять время, объективно оценивать временные интервалы, а главное, преодолевать нерешительность в выборе того или иного хода. Все эти качества проявляются и в жизненных ситуациях.
Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Шахматист объективными условиями игры сориентирован на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от данного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности. Невозможность действовать на основе перебора возможных вариантов обуславливает интуитивный выбор многих решений в шахматах. В отличие от многих видов реальной творческой практики человека, в шахматах существует более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, поскольку почти каждый ход требует решения творческих задач.
Практический опыт и научные исследования показывают, что в шахматах бесперспективны слепые подражания уже известным образам и пассивность при обдумывании партии. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их.
Влияние шахмат на психику человека не ограничивается интеллектуальными функциями. В процессе шахматной борьбы вовлекается личность, поэтому игра заметно воздействует и на характер человека в целом. Выдающийся российский психолог В. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только состязания умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». Шахматная игра – это борьба, состязание. Поэтому здесь, как и во многих жизненных ситуациях, на первый план выступают такие личностные качества, как активность, настойчивость, воля, целеустремленность, вера в конечный успех.
Отметим влияние шахмат на развитие объективности шахматиста, ведь от объективной оценки позиции, прежде всего, зависит успех в игре. Практика шахмат показывает необходимость выбора наиболее экономичных решений, что ведет к развитию черт рационализма в характере. Принимая решения (делая ход), шахматист вынужден действовать на неполной ориентировочной основе, прибегая к риску, при наличии дефицита времени на обдумывание и учитывая «окончательность» принятого решения. Это требует решительности, смелости, готовности пойти на риск, Обычный успех сопутствует тем, кто сочетает риск с повышенной ответственностью и осмотрительностью. Такая «осторожная смелость», оправданный рационализм свойственны шахматистам в самых острых и драматичных ситуациях.
Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями.
Шахматы воспитывают стойкость и упорство в экстремальных ситуациях. Так исследования показали, что шахматисты добивались на экзаменах более высоких показателей в сравнении с текущими оценками, чем учащиеся, не занимающиеся шахматами.
Занятия шахматами развивают объективное отношение к себе. Результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся средством самовоспитания. Совершенствование навыков и умений шахматиста прямо связано с формированием у него объективной самооценки. Формирование объективного отношения к себе неразрывно связано с верной оценкой соперников. Необходимость целесообразно действовать по отношению к противнику вызывает потребность в глубоком изучении, как его сильных сторон, так и недостатков. И здесь важное значение приобретает развитие способности сопереживать, ставить себя на место другого. Опыт такого рода неизбежно повышает эффективность взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях.
Резюмируя все вышеперечисленные достоинства педагогического потенциала шахмат можно сделать вывод, что обучение по данной программе позволит повысить уровень логического мышления детей, будет способствовать обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться, развитию способности действовать "в уме", выработке характера.
Данная программа является углубленным курсом изучения шахмат, по окончании которого учащиеся получат предпрофессиональную подготовку.
В программе сделан акцент на педагогическую функцию шахмат. Наряду с обучающими функциями, связанными с формированием алгоритмического склада сугубо логического мышления, развитием механизмов памяти и внимания видное место занимают воспитательные и развивающие функции. Шахматы рассматриваются не только, как средство, напрямую ведущее к повышению успеваемости (во всяком случае, по точным наукам), к умственному развитию учащихся, но и как средство для формирования быстроты реакции на меняющиеся ситуации, смелости и решительности в оценке конкурирующих стратегий, убежденности в их реальности, веры в собственные силы. Эти качества личности особенно значимы для тех жизненных ситуаций, которые связаны с вхождением в динамичный мир все более трудно предсказуемых коллизий, жесткой конкуренции, борьбы и инициативного напряжения.
От себя дополнительно отмечу, что шахматисты значительно реже спиваются, дольше живут, по сравнению с обычными людьми, существенно лучше контролируют свое поведение в том случае, если играют в азартные игры. Старики, профессионально играющие в шахматы, и после восьмидесяти лет повсеместно сохраняют живость ума. Огромным преимуществом шахмат по сравнению с другими видами спорта является то, что профессиональное занятие ими не наносит вреда здоровью.
Мой собственный опыт полностью подтверждает пользу шахмат. Шахматами я стал заниматься сравнительно поздно. Когда я пришел в ДПШ Дзержинского района в конце 1973 года я уже учился в седьмом классе. В то время я учился на тройки и четверки имел слабое здоровье и несбалансированную нервную систему. В результате занятий шахматами школу я окончил школу уже на четверки и пятерки, поступил в институт, там уже учился отлично и получил красный диплом. Должен заметить, что мой успех в учёбе был обеспечен в первую очередь возросшей целеустремленностью, дисциплиной мышления и укреплением памяти. В меньшей степени он был обеспечен несколько улучшившимися математическими способностями.
Но занятие шахматами не является панацеей от всех проблем. На мой взгляд, они в малой степени влияют на развитие таких качеств личности как храбрость и уверенность в себе. Шахматная позиция является схемой и поэтому образное мышление шахматиста отличается от образного мышления художника и является менее диалектичным. И, наконец, шахматы не развивают таких необходимых для жизни качества, как коммуникабельность и общительность.
МОБУ гимназия №6 г. Сочи
Программа
Проектной деятельности
Младших школьников
По научно – познавательному направлению
«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
Рабочая группа по составлению программы :
Деркачёва Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Иванцова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Сочи
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б ) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
· развитие творческой исследовательской активности;
· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
«Развитие познавательной сферы» (32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» (37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
· «Исследовательская практика» (48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Класс
(33 часа)
N|N | МОДУЛИ | |||
9 ч | 8 ч | 11 ч | 4 ч | |
1. | Светофор мысли: включаем внимание! 1 ч | Что такое исследование и кто такие исследователи? 1 ч | «Букет цветов» (групповой проект, изготовление панно) 1 ч | |
2. | Светофор мысли: включаем память! 1 ч | Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.) 1 ч | «Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени) 2 ч | |
3. | Светофор мысли: включаем логику! 1 ч | Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку. 1ч | «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме) 1 ч | |
4. | Светофор мысли: включаем воображение! 1 ч | Хочу всё знать! (Учимся определять тему исследования, проекта) 1 ч | « Книжка – малышка» (инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом). 1 ч | |
5. | Светофор мысли: пространственные представления. 1 ч | «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) 1 ч | "Звериная" зарядка. (групповой проект, игра) 1 ч | |
6. | Светофор мысли: учимся наблюдать. 1 ч | Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) 1 ч | « Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) 1 ч | |
7. | Секрет порядка. 1 ч | Любопытные опыты. 1 ч | Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект) 1 ч | |
8. | Учимся сравнивать. 1 ч | «Нескучная школа» Учимся работать в группе. 1 ч | «Снежинка» (групповой проект) 1 ч | |
9. | Я – изобретатель. 1 ч | «Сколько весит школьный рюкзак» (инд. или гр. Проекты) 2 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать :
· основы проведения исследовательской работы;
· что такое мини – проект и творческий проект;
· методы исследования: наблюдение, опыт;
· способы поиска необходимой для исследования информации;
· правила сотрудничества в процессе исследования;
· основные логические операции, их отличительные особенности;
Обучающийся будет уметь :
· определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
· подбирать материал, необходимый для исследования;
· оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
· сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 10 ч | 12 ч | 4 ч | |
1. | «Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) 1 ч | Учимся определять направления темы. 1 ч | «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 ч | Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1 ч | «Дорога и мы» (групп. и инд. проекты) 2 ч | |
3. | Как сотрудничать со взрослыми. 1 ч | Учимся анализировать и обобщать. 1 ч | « Праздники моей семьи» (инд. проекты) 1 ч | |
4. | « Самый – самый!» Психологическая игротека. 1 ч | Виды оформления проектов. 1 ч | «Разговор о правильном питании» (групповой проект) 1 ч | |
5. | Искусство выдумывания историй. (речевой тренинг) 1 ч | Что такое эксперимент? 1 ч | «Корабли» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
6. | Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) 1 ч | Секреты знакомых предметов. (практикум проведения опытов и экспериментов) 2 ч | «Комнатные растения в нашем классе» (групп. проект) 1ч | |
7. | Упражнение « Пословицы» (цель - развитие речи и мышления). 1 ч | Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут) 1 ч | « Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
8. | «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) 1 ч | Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) 1 ч | «Инопланетяне» (инд. проект.) 1 ч | |
9. | Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус») 1 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать :
· что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
· методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
· правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
· правила осуществления самоконтроля;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь :
· классифицировать предметы, явления и события;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
7 ч | 10 ч | 13 ч | 4 ч | |
1. | Тайны памяти. 1 ч | Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч | «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Как улучшить свою память? 1 ч | Анкетирование как метод исследования. 1 ч | «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
3. | Конкурс математических развлечений. 1 ч | Компьютер – друг и помощник. 1 ч | «Кругосветные путешествия» (инд. проекты) 1 ч | |
4. | Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч | «Гнездо мыши - малютки» (инд. проекты) 2 ч | |
5. | Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч | «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч | |
6. | Что значит умение договариваться? 1 ч | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч | « Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект) 2 ч | |
7. | Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч | Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) 1 ч | «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч | |
8. | Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч | «Вредные звуки» (инд. проект) 1 ч | ||
9. |
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать :
· основные особенности проведения исследовательской работы;
· метод исследования: анкетирование, моделирование;
· основы работы с компьютером;
· что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-
· способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических
процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь :
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
· пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 9 ч | 12 ч | 5 ч | |
1. | Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч | Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч | «Как жили наши предки» (групповой проект) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. 1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы) |
2. | Что такое импровизация? 1 ч | Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум) 1 ч | «Как считали на Руси» (инд. или парн. проекты) 2 ч | |
3. | Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. 1 ч | Правила оформления реферата. 1 ч | «Вредные» звуки» (инд. проект) 1 ч | |
4. | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) 1 ч | Учимся создавать вёб-сайт. 1 ч | « Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) 2 ч | |
5. | Учимся давать описание объекту наблюдения. 1 ч | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч | « Мой учебник» (инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)). 1 ч | |
6. | «Учись учиться!» 1 ч | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1 ч | Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» 1 ч | |
7. | Математика вокруг нас. 1 ч | Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч | «Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы» 1 ч | |
8. | Самостоятельный выбор темы проекта. 1 ч | Способы хранения информации. 1 ч | Самостоятельная работа над проектами. 1 ч | |
9. | Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование). 1 ч | Подготовка к научно – практической конференции. 1 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать :
· основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
· способы хранения информации;
· основы создания вёб - сайта;
· что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
· что такое учебное сотрудничество;
· способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь :
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
· выбирать пути решения задачи исследования;
· составлять план действий совместного коллективного исследования;
· адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
· школьная научно – практическая конференция;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории искусств
Ступень обучения – основная; для детей - 11-14 лет;
Срок реализации программы -4 года,
Количество часов: 1 час. в неделю, 34 часа в уч. год.
Составитель: Г.П. Городиская
Преподаватель: Г.П. Городиская
Рецензенты. Доцент Куб ГУ,
профессор, кандидат педагогических наук, член СХ РФ А.А.Васильев
Доцент кафедры графики
Куб ГУ, член СХ РФ С.В. Бурмистрова
Программа разработана на основе
примерной (типовой) программе: «История изобразительного искусства, для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств».
г. Краснодар
РЕЦЕНЗИЯ
ГОРОДИСКОЙ Галины Петровны
Представленная программа по истории искусств вводит учащихся в процессе изучения изобразительной деятельности человечества. Она охватывает широкие временные рамки с постепенным вводом в предмет изучения.
Структура представленной программы отражает следующие разделы: вводные беседы и знакомство с терминологией; искусство первобытного человека; искусство Древнего мира; Русское искусство, его традиции в архитектуре и иконописи; Искусство России, рождение светской живописи; Русское искусство 19-20 века; зарубежная архитектура и живопись начиная с 12-13 веков.
Программа дает возможность ознакомить учащихся с эволюционным ходом развития искусства разных стран. Она дает краткий экскурс в развитие архитектуры и скульптуры разных эпох и стилей. Программа дает широкий обзор живописи, ее разнообразных жанровых и стилевых направлений, раскрывает всеобхватность искусством развития и преобразования общественных явлений в России, знакомит детей с лучшими творцами нашей родины. Программа тесно связана с предметами, изучаемыми в художественных школах, т.к. рассматривает и углубляет знания учащихся по построению композиции, выбору колорита мастерами искусств.
Программа развивает интерес к искусству, его многообразным проявлениям в культуре человечества, к самостоятельному творчеству.
В целом программа может быть использована для обучения детей с 1 по 4 классы детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.
Доцент Куб ГУ,
профессор,
кандидат педагогических наук А.А.Васильев
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по истории искусств 1-4 классы детской художественной школы, преподавателя Детской художественной школы имени В.А. Пташинского МО город Краснодар ГОРОДИСКОЙ Галины Петровны.
Программа по истории искусств 1-4 классы детской художественной школы достаточно широко и полно знакомит учащихся с историей изобразительного искусства.
Начальные беседы подводят учащихся к восприятию видов и жанров в искусстве. В дальнейшем программа даст знания по архитектуре нашей страны, ее традициям и особенностям. Темы освещают творчество и разнообразие техники великих русских и зарубежных мастеров.
Программа привлекает учащихся к самостоятельному изучению истории изобразительного искусства при работе с тетрадью по истории искусств, способствует развитию интереса не только к искусству, но и историческим процессам формирования человеческого общества.
Доцент кафедры графики
Кубанского госуниверситета,
член Союза художников РФ С.В. Бурмистрова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование личности учеников, формирование из мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятие историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им.различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты». Программа включает основные разделы по истории западно-европейского, русского и советского искусства.
Одна из основных задач курса –постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с эти необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.
Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача –развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих учащихся. Эрудиция должна развиваться при условии заинтересованности искусством.
У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представления о развитии искусства как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.
Методику занятия следует направлять на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности.
Большего развития требует самостоятельные суждения учеников об увиденных произведения. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.
Большое значение для теоретического овладевания предметом имеют тетради учащихся. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
При проведении занятий истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении связей (сравнении нескольких произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.).
Направленность образовательной программы.
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность потому, что направлена на развитие у детей художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к изучению истории искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению большого мира искусства и воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Новизна.
Новизна данной образовательной программы заключается в непреходящей ценности изучения истории мировой культуры, влияющего на уровень художественного образования и раскрытие творческого потенциала детей.
Актуальность предложенной образовательной программы определяется необходимостью обеспечения жизнедеятельности системы непрерывного художественного образования (Детская школа искусств – Средне-специальное учебное заведение – ВУЗ), в которой немалое место отводится мировоззренческим и культурологическим аспектам.
Развивающие задачи.
В целях развития самосознания личности необходимо:
1.Способствовать динамичному развитию самопознания личности и формированию устойчивых подструктур самосознания, направленных на активное включение ребенка в систему общественных отношений.
2.Оказывать квалифицированную помощь в постоянном укреплении особой формы детского самосознания – чувства взрослости и постепенном изменении отношения к подросткам как к все более взрослым людям.
3.Создавать условия для адекватного самоопределения, самореализации и самоутверждении личности ребенка, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения изобразительной деятельности.
4.Дать валеологические установки и сформировать представления о здоровом образе жизни.
В целях раскрытия творческих способностей учащихся:
1.Обеспечивать дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, напрямую связанного с процессом создания художественного образа и затрагивающего эмоциональную сферу и «образное» воображение ребенка.
2.Активизировать аналитико-синтетическую деятельность мозга ребенка путем приоритетного развития организованного восприятия и на его основе - эстетической наблюдательности.
3.Развивать творческое воображение ребенка как процесс преобразующего отражения действительности на материалах прошлых восприятий.
4.Инициировать продуктивное развитие всех видов памяти ребенка, в особенности наглядно-образной, эмоциональной и смысловой памяти, путем формирования соответствующих представлений.
Развивающие результаты.
1.Дан толчок к формированию некоторых устойчивых подструктур самосознания и развитию самопознания личности путем организации образовательной деятельности нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказана определенная помощь учащимся в самоопределении, самореализации и самоутверждении личности, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения истории искусств.
3.Запущен процесс формирования у детей валеологических представлений о здоровом образе жизни.
4.Раскрыты творческие способности учащихся, отражающиеся в продуктах их изобразительной деятельности.
Способы определения результативности.
В целях диагностики уровня овладения учащимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результативности:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ – результатов тестирования, просмотров работ учащихся, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятии и т.п.
3.Педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты; диагностика личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета, введение 10-бальной оценочной системы и др.
3.Учебно-тематический план по программе ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Название тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 17. 18. 19. 20. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | 34 часа | Тема:Вводная беседа о беседах и терминах. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Тема:Живопись, ее технические и изобразительные средства. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Тема: Гравюра ее технологии и значение Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности Тема: Народное искусство, ее широта и образность Тема:Декоративно-прикладное искусство, его многообразие Тема: Архитектура, ее исторические стили Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко Тема: Контрольная работа по пройденным темам: от видов творческой деятельности до истории Краснодарского художественного музея. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Тема:Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Тема: «Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства первобытного общества до искусства Амарны. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства древней Греции до искусства эллинизма. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Тема: Повторение пройденного материала: от архитектуры Древнего Рима до мозаик Равенны. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 1 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 23. 26. 27. 30. | 34 часа | Тема: Вводная беседа о беседах и терминах. Что такое искусство. Способ освоения, познания действительности человеком. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Термины в искусстве. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Искусство составная часть культурного наследия человечества. Умение работать с книгой по искусству. Тема: Живопись, ее технические и изобразительные средства. История создания красок. Колорит как основа выразительности картины. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. История создания карандаша. Самый массовый вид изобразительного искусства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Понятие жанра. Распространение жанров в Европе 16 в. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Портрет, бытовой жанр, исторический, пейзаж, натюрморт, религиозный. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Колорит, фактура, оттенок, ракурс, оригинал, копия, рефлекс. Тема: Гравюра ее технологии и значение. История появления гравюры. Широкое распространение гравюры из Японии в страны Европы. Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности. Ксилография, линогравюра, литография, офорт. Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности. Круглая скульптура, рельеф. Монументальная и станковая скульптура. Тема: Народное искусство, ее широта и образность Практическая ценность народного искусства. Орнамент в искусстве. Тема: Декоративно-прикладное искусство, его многообразие. Сохранение народных промыслов и их традиций. Профессия дизайнер и ее роль в современной жизни. Тема: Архитектура, ее исторические стили. Связь архитектуры с развитием человеческого общества. Градостроительство. Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко. Биография Ф.Коваленко. История здания музея. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Мегалитическая архитектура. Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека, отражение в произведениях первобытного искусства. Памятники первобытной культуры на территории РФ, Европы и Африки. Наскальные изображения и пещерные росписи. Мегалитические сооружения: менгиры; дольмены; кромлехи. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Географические и исторические условия в которых развивалось древнеегипетское искусство. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида скальная гробница. Тема: Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта; плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта и сила ее. воздействия. Основнаые принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоне, Абу-Симбеле. Тема: Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение акрополя в жизни Афин. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Эволюция древнегреческой скульптуры. Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Создание гармоничного прекрасного образа свободного человека Мирон-«Дискобол», Поликлет «Дорифор». Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас –«Менада», Пракситель –«Гермес с Дионисом», Лисипп- «Апоксиомен», Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Эллинизм. Возрождение монуметального героического искусства: «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: Агесандр (?) – «Афродита Милосская». Тема: Повторение пройденных тем. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки виадуки Триумфальные арки, театры, амфитеатры) Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Эволюция древнеримского портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков) Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира. Храм св. Софии (конструкция, интерьера). Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Великолепные мозаичные ансамбли Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Тема: Повторение и закрепление знаний по пройденным темам. |
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Название тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. | 34 часа | Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Тема: г.Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Тема: Повторение тем в сравнении двух архитектурных школ. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Тема: Здания и сооружения Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Тема: Повторение пройденного материала: от строительства Петербурга до архитектуры Ф. Растрелли. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Тема: Повторение пройденного материала: от русской скульптуры конца 18 в. до творчества Д. Левицкого. Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Тема: Повторение пройденного материала от архитектуры Москвы до русской скульптуры 18.в. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 2 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 28. 29. | 34 часа | Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в Древней Руси. Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София-символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии-главного собора Киевской Руси. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Феодальная раздробленность Древней Руси в 12в.Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Тема: г. Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора. Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолнного храма. Церко Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Фрески Спаса на Нередице. Своеобразие новгородской школ иконописи. Тема: Повторение тем. Сравнение двух архитектурных школ.. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения –шедевр средневекой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность образов Ф.Грека Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Значение творчества А.Рублева для древнерусской живописи. Мир душевного согласия и взаимной любви – мир произведений Рублева. Совершенство композиции и цветового строя «Троицы» Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Завершение образования единого централизованного государства.Возникновение Тема: здания и сооружение Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Особенности русского деревянного зодчества. Церкви: Никольская Панилове, Покрова в Филях Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца 17 века. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Комплекс деревянных сооружений на острове Кижи. Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи Новый характер изображения в иконах 17 в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи 17 в. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Историческое значение реформ Петра 1, ускоривший переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуры и науке. Петербург первый в России город построенный по предварительному плану. Цельность архитектурного облика Петербурга. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Д.Трезини. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Развитие реалистического портрета в русской скульптуре. Образ Петра 1 в творчестве Б.К.Растрелли. Национальное своеобразие русского барокко. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И.Шубина – мастера реалистического скульптурного портрета. Портреты М.Ломоносова, А.М.Голицына, Павла 1, неизвестного Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Творчество Ф.Б.Растрелли - расцвет русского барокко. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Возвышенный пафос русской скульптуры 18 в. Как отражение торжества человеческого разума, нравственного человеческого достоинства. Памятник Петру 1 Э.Фальконе, раскрывающий не только образ самого Петра, но и смысл его деятельности, его роли в исторической судьбе России. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в.- проявление влияния к личности, внутреннему миру человека: творчество В.Антропова, И Аргунова Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Новое представление о человеческой личности. Портрет Струйского, Майкова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Сочетание в портретах торжественности с бытовыми мотивами. Легкость в передаче фактуры материала. Портреты: «Смолянок», Екатерины, Кокоринова. Тема: Повторение пройденного материала Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Торжество гармонии и разума в классических постройках русских архитекторов. «Пашков дом», здание Сената, Таврический дворец. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II, портреты Арсеньевой И Лопухиной. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Казанский собор, Адмиралтейство – высшее достижение русского классицизма. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Творчество С.Ф.Щедрина –сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Патриотический пафос монументальных скульптур «Памятник А.В.Суворову», «Самсон». Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Экскурсия в художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв. |
Учебно-тематический план по программе История искусств
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Наименование тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | 1. 34 часа | Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Тема: Контрольная работа по пяти пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Тема: Повторение пройденного материала от сатиры в русском искусстве до творчества И. Крамского через визуальный ряд Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Тема: Народ - подлинный герой русской истории. В.Суриков. Тема: Мощь всесокрушающей стихии моря в живописи И.Айвазовского Тема: Яркая поэтичность народных образов В.И.Васнецова. Тема: Повторение тем от бытового жанра в русской живописи до творчества В.Васнецова визуальным рядом репродукций. Тема: Скульптор – реалист XIX в. М.М.Антакольский. Тема: Национальная неповторимость патриархального быта в картинах Б.Кустодиева. Тема: Эпический пейзаж в творчестве И.Левитана. Тема: Многогранное творчество В.А.Серова. Тема: Мастер русского пейзажа и натюрморта И.Э.Грабарь. Тема: Поэт народно – патриархальной России – М.В.Нестеров. Тема: Повторение пройденных тем: от скульптуры М. Антоколского до творчества М. Нестерова. Тема: Художественный синтез в творчестве М.Врубеля. Тема: «Мир искусств» - эстетическое движение в русском искусстве. К.Сомов. Тема: Графические работы Е.Лансере, И.Билибина. Тема: Крестьянская тема в монументальных работах Малявина. «Бабы», «Смех». Тема: Повторение пройденных тем от творчества М. Врубеля до работ Малявина. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 3 класс