План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Заучивание стихотворения с детьми "Кто что любит" с применением ИКТ. Конспект урока по методике развития речи дошкольников на тему "подготовка к выразительному чтению в детской аудитории" (2

Классный час по теме: Урок вежливости. | скачать бесплатно...

17 янв 2014 ... А начнём мысо стихотворения Музафара Алимбаева... А орёл ответил: - Правильно, сынок,. Много лет живу я, вот и занемог. .... (сорока). Если друг стал отвечать. Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу - Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты …

nsportal.ru

В номере:

Подборка стихов Дурням Машуровой опубликована на стра ницах уйгурского женского журнала «Интизар». На её слова ис полняются популярные современные..... Сынок, я не знаю, будете вы укладывать свою дочь в бещук или нет, .... Воду из сорока ложек, над которой произнесли столько хороших по.

niva-kz.narod.ru

Литературное чтение».

ры литературы и методики ее преподавания Смоленского госу- дарственного.... Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса. Нянька Евгения боялась чертей и брезговала ими, как “не- ...... Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок ма- ленький.

xn--80ahcnkip5a.xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai

государственности, если понимать её в широком, не только обществен- но- политическом, но и... МУЗАФАР АЛИМБАЕВ. РОДНИК ЗЕМЛИ... Я — сын степей! ШАТЁР ИЗ БАРХАТА И ШЁЛКА. Висит над вершинами гор. Шатёр без стропил и опор. Легко обнимая собою. Весь видимый взору простор. С любым,.

zhurnal-prostor.kz

Многие стихи специально для него впервые переведены на русский язык. Можно сказать, сама казахстанская.... государственности, если понимать её в широком, не только обществен- но-политическом, но и в чисто человеческом, гуманитарном... МУЗАФАР АЛИМБАЕВ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО В КАЗАХСТАНЕ.

zhurnal-prostor.kz

Ахметов Бектас Абдрашитович. Окончание следует...

6 окт 2012 ... Но добавил - и по этому добавлению мы можем судить, как поражение может воспламенить веру побежденного, доведя ее до религиозного... книгу супругов Кочетковых. По Барсукову страна училась более сорока лет, приход в среднюю школу учебника четы Кочетковых пришелся на осень...

samlib.ru

Музафар АЛИМБАЕВ В узкий глазок вдета тонкая нитка... потому что сын (ЖИРАФ) З Трусоват лесной.... А зовут её… (Улитка) Мурзилка 1978, №7(?). КОРЕЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ - Чем больше ковыряешь, тем больше становишься - что это такое? - Дыра! - Что нужно...

a-pesni.org

Музафар Алимбаев «Лишь одна мне Отчизна дана...

25 фев 2014 ... Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, ... Дружба, взаимопонимание, доверие, народная поэзия, песни, которые пела ему мать окружало будущего поэта с детских лет. Я - сын степей.

sc0034.zerenda.akmoedu.kz

Утвердить прилагаемые программы дошкольного воспитания и...

Значительное место в программе отводится игровой деятельности, которая пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. Программа...... Задачи: 1. Научить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию сказки, рассказы, стихотворения, потешки. 2.

refdb.ru

Стихи для детей: Музафар Алимбаев (Казахстан)

Детские стихи какзахского поэта Музафара Алимбаева.

a-pesni.org

Просмотр содержимого документа «картотека стихотворений казахстанских авторов ». Джамбул Джабаев.

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта. Сорока и ее сынок. - БОТАН

Тақырыбы /Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».

botana.cc

Музафар алимбаев стихи - Школьные Знания.com

Музафар АЛИМБАЕВ (Казахстан). ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ.

znanija.com

Ответы@Mail.Ru: Что написал Музафар Алимбаев?

Музафар АЛИМБАЕВ, народный писатель Казахстана, один из авторов гимна Казахстана. В 1952 году вышла в свет его первая книга «Песни о Караганде».

«Я – СЫН СТЕПЕЙ»
Литературная гостиная для старшего школьного возраста

Жантугулова Гульнар Абсалыковна
Библиотекарь, коррекционная школа-интернат
г. Лисаковск, Костанайская область.

Цели: расширить знания учащихся о творчестве поэта Музафара Алимбаева, познакомить с новыми его произведениями; развивать познавательную активность, выразительное чтение, эстетическое восприятие, воспитывать казахстанский патриотизм, гражданственность.
Оборудование: презентация «Я – сын степей».
/Звучит мелодия «Көніл толқыны»/
Ведущий:
Мен – баласы даланың...
Бес жасынан ат жанында ойнаған,
Ақ шабақша Ертіс бойын бойлаған
Жеті түсте бес жүз қойдың түс-кейпін,
Бес саусақтай түгендейтін, түстейтін,
Мен баласы даланың,
Кең далама тартып туған баламын
Ат үстінде ән шырқасам Алтайдан
Ақ жайықта қуанып ел, марқайған,
Мұздан төсек, қардан көрпе жамылар,
Көк дауылда, ақ жауында жадырар,
Мен – баласы даланың,
Кең далама тартып туған баламын.
Чтец 1: Я – сын степей…
Уже в пять лет
Я различал коней по масти
И, зная всех овец, был счастлив
Пасти отару,
Встав чуть свет.
Я – сын степей…
Когда я пел,
То песнь моя слышна бывала
От гор Алтая до Урала –
Так вольно
Голос мой летел.
Я – сын степей…
Я, как таймень,
Переплывал Иртыш в два счета,
А нужно – до седьмого пота,
Как все,
Работал ночь и день.
Я – сын степей…
И пусть всегда
Мне лед – ковер,
Снег – одеяло,
И ни одна еще беда
Меня с ног наземь не сбивала
И не собьет, я справлюсь с ней…
Я – сын степей!

Ведущий 1: Қайырлы күн, құрметты достар!
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я – сын степей, я- дочь степей, так может сказать о себе каждый из вас. «Я – сын степей!» так сказал о себе известный казахский поэт Музафар Айтмагамбетович Алимбаев. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом. Музафар талантливо пишет как для взрослых, так и для детей. Всё его творчество пропитано народной мудростью. Он писал, свои произведения с любовью о родине и щедро дарил их своим читателям. И сегодня вы в этом сами убедитесь.
Ведущий 2: В селе Маралды Щербактинского района Павлодарской области 19 октября 1923 года родился Музафар Алимбаев.
Рядом с аулом, расположенным в урочище Маралды, простираются Кулундинские степи. Маралды - сравнительно небольшая низменность, вся в зелени, в ней много маленьких пресных озер и ручьев, островков, кустарников. В середине этой чащи – соленое озеро Маралды, его можно найти на всех картах нашей страны.
Чтец 2:
На озере Маралды,
Важны, как адмиралы,
На островах среди воды
Живут в лесах маралы.
На заповедных берегах
Живет оленье царство.
В своих развесистых рогах
Марал хранит лекарство.
Ведущий: Каждый из нас привязан к месту, где родился и вырос. В нашей личной привязанности к нему – глубочайший смысл. Здесь мы делаем открытие красоты окружающего мира, познаем, как прекрасна и удивительна жизнь. Здесь формируется у нас сознание и характер. Рождается человек, и к рождению причастно все: мама, которая учила нас первым словам, первое путешествие в лес, речка, голубое небо.
Чтец 3: Какие бывают слова
Мама –
Любимое слово.
Камень –
Весомое слово
Пламя –
Горячее слово.
Знамя –
Набатное слово.
Школьник –
Прилежное слово.
Друг –
Задушевное слово.
Ветер –
Летучее слово.
Родина –
Лучшее слово.
Ведущий 1: Музафар рано выучился грамоте и пятилетним мальчишкой он уже читал напечатанные арабским шрифтом книжки. Его сразу зачислили во второй класс; миновал он и четвертый, потому что учился отлично. По примеру братьев мальчик пристрастился к чтению: в шестом классе он прочитал все книги школьной библиотеки, начиная от сказок «Колобок» и заканчивая Пушкиным на казахском языке. Окончив аульную школу, Алимбаев поступил в Павлодарское русско-казахское училище, именно там он впервые попробовал подбирать рифмованные строки.
Чтец 4: “Цвет у ветра»
Кто придумал, что нет у ветра
Своего собственного цвета?
Белым он летит над ледниками,
Желтым - над пустыней в летний зной,
Может быть зеленым над полями,
Синим над озерною волной.
По ночам в степи чернеет ветер
И алеет зорькой на рассвете.
Ведущий: Испытанием для поэта стала Великая Отечественная война. С самого ее начала на территории Казахстана было сформировано несколько национальных воинских соединений. В одно из них, восемнадцатилетним юношей, и ушел Музафар Алимбаев. Он прошел путь от солдата до заместителя командира минометной батареи по политчасти на Калининском фронте, затем был командиром тяжелых самоходных установок, офицером штаба учебной танковой части. На фронте он продолжает писать, его стихи публиковались в различных газетах. В звании старшего лейтенанта демобилизовался в 1948 году. Вот почему в каждой своей новой книге Алимбаев не забывает военную тему. Горечью от потери друзей, болью за страдания народа полны его стихи:
Чтец 5:Когда порвалась связь в бою:
Упал снаряд меж проводами, -
Мой друг с пробитыми руками
Соединил концы зубами
И, умерев спас жизнь мою.
Не знаю, что там, впереди,
Но если мир вражда разложит,
А сердце, что тревога гложет,
Соединить его поможет,-
Я вырву сердце из груди!
Ведущий: Большинство произведений Музафара Алимбаева адресуются детям младшего школьного возраста. Весело, с лукавой улыбкой поэт рассказывает о лентяях, сластенах, непослушных озорниках, учит ребят быть справедливыми, честными. Его произведения способны раскрыть перед читателями простодушие и бесхитростность детей, их осмотрительность и забавные проделки, детскую сущность и непосредственность. Эпизоды из жизни своих и незнакомых ему детей, неприметные, на первый взгляд детали, нечаянно услышанный разговор - на этом материале строит поэт свои стихи. Это наглядно проиллюстрировано в произведениях «На что похоже солнце?», «Синяк под глазом»:
Чтец 6:«На что похоже солнце?»
На что похоже солнце?
Спросил Болат друзей,-
На что похоже солнце?
Скажите мне скорей!
Ответил Асан убежденно:
-Солнце слепит не зря.
Солнце это корона
Сказочного царя!
Сказала тихо Наташка,
Подумав минуты две:
-Солнце – это ромашка
На голубой траве...

Чтец 7:
«Синяк под глазом»
А у нашего Кокена
Разболелось не колено;
Что болит заметно сразу:
У него синяк под глазом!
Я Кокену подмигнул:
-Это конь тебя лягнул?
Мне Кокен мигнул два раза:
-Жеребят таких полкласса!
Ведущий: Поэт обращает внимание на развитие речи детей, обогащение словарного запаса, учит сообразительности и умению мыслить. Именно поэтому Алимбаев в каждую книгу адресованную детям, включает загадки. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию, итак:
Я от ваших тумаков улечу до облаков (мяч)
Не отстанет, если убегаешь,
побежишь в догонку – не поймаешь (тень)
Развалились толстяки, спят на солнцепеке,-
Полосаты пиджаки, кругленькие щеки (арбузы)
Кто мне ответит? Кто может помочь?
Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
Кони однажды стояли на склоне, тощие кони, как перед байгой,
В горку идти ленивые кони, с горки – помчатся стрелой! (лыжи)
Ведущий: Музафар Алимбаев не только пишет стихи, сказки, но и собирает народные пословицы, причем не только казахские, но и других народов, например, такие: "Кто не удержится в седле, тот не удержится и на троне", "Не будет рука щедрой, коль душа скупа", "Коли певец искусен, то и песня прекрасна ". Еще очень-и-очень много пословиц он создал, используя свой жизненный опыт и наблюдения.
Ведущий: . Более 300 его стихов давно стали песнями и звучат сегодня в Казахстане. Более того он является одним из авторов первого Государственного гимна Республики Казахстан.
Своей малой Родине – селению «Маралды» поэт посвятил стихотворение, а композитор Әсет Бейсеуов сочинил на эти слова музыку. И получилась очень красивая песня, которая носит такое же название – «Маралды». «Маралды» - в переводе с казахского означает место, где водятся маралы. Когда-то в древности эти прекрасные создания природы паслись здесь, а потом исчезли, вымерли и только совсем недавно лесные красавцы маралы стали появляться в этих местах.
Давайте все вместе послушаем эту песню, а девочки для нас станцуют. Итак, встречаем.
/Танец/
Ведущий: Поэт тонко чувствует красоту природы родных мест, и именно она пробуждает поэта на сочинение таких красивых строк. Алимбаев находит для описания природы яркие сравнения, эпитеты. Свои добрые, полные любви и бережного отношения к природе стихи о родной земле он посвятил детям. В них Музафар Айтмагамбетович призывает своих маленьких читателей любить и беречь родную природу.
Чтец 8: В лесу
Как словно в час предутренний
Войти по тропке в лес
Под лиственный, узорчатый,
Трепещущий навес,
Где все в молочном мареве
Купается пока:
Стволы берёз и заросли
Ольхи у родника,
И клены, и черемуха…
И, замедляя шаг,
Густым и лёгким воздухом
Дышать, дышать, дышать…
И окунаться в запахи
Цветов и росных трав:
Шалфея, мяты, мятлика, кипрея и купав.
Ах лес, любовь души моей,
Я рад, что мы друзья
И что сполна насытиться
Красотой твоей нельзя.

Ведущий: М.Алимбаев умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом своим читателям. Ну, например, о ночном небе:
Чтец 9: Шатер из бархата и шелка
Висит над вершинами гор
Шатёр без стропил и опор,
Легко обнимая собою
Весь видимый взору
простор.
С любым,
Где бы ни был он, домом,
С любою тропой и рекой,
И теми, что за окоёмом,
И теми, что здесь
Под рукой

Поскольку нигде
В целом мире,
Как наша земля ни стара,
Ни выше, чем этот,
Ни шире
Вовек не бывало шатра:
Из тёмного бархата-
Ночью,
Из светлого шёлка –
С утра!..
Ведущий: Свои произведения М.Алимбаев посвящает Родине. Все что окружает и все что волнует сердце поэта ложатся в поэтические строки. Так, например, появились эти стихотворения: «Родник земли родной», «Покуда сердце бьется».
Чтец 10: «Родник земли родной»,
Лишь раз воды из родника пригубишь –
Всего лишь раз в родном лесу побудешь –
К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,
Душой запомнишь трепетное пламя.
И это все, покуда сердце бьется,
Для нас так просто Родиной зовется.
Ведущий: Родина. Это огромный океан. Но он не отделим от природы, от отчего края, отчего дома. Любить родину – это значит любить и дом свой, и окружающую его природу, умножать ее богатство. Все эти красоты природы воспевает в своих произведениях Музафар Алимбаев. Послушаем удивительные по своей красоте слова любви к Родине, сказанные им.
Чтец 11: Кто что любит?
Орлу всего милей
Вершины гор,
А соловью –
Листвой шумящий бор.
Любой рыбёшке
Всех милей река,
Как ни была бы
Та река
Мелка…
А что же любит
Всей душой батыр?
Он любит весь
Кипящий жизнью мир:
И пенье птиц,
И цепи гор, и реки,
Но всех сильней –
Единственный
Навеки
Тот чудо-край,
Где свет увидел он:
Солончаки,
И – степь со всех сторон,
И – зной.
И – будто бы струну,
Звенящую
Услышал тишину…
Ведущий: Поэт считает, что образ Родины начинается с очень конкретных и малых вещей: с запахов отчего дома и красок леса; с плеска ручейка и пения птиц в саду, с песенки шмеля и с красивых цветов на лугу. Я предлагаю посмотреть инсценировку стихотворения Музафара Алимбаева «В саду».
Чтецы: «В саду»
(Инсценировка стихотворения. Дедушка в чапане, мальчик в тюбетейке)
Дедушка:
Как утром тих наш старый сад!
И птицы меж ветвей
Чуть встрепенутся – и молчат…
И только у корней
По камням скользким
Ручеёк,
Кружа, в свой бубен бьёт…
Мир на земле, дитя моё,
Вот и ручей поёт.
Внук:
- А это что там на ветвях? Гнездо!
А в нём пищат
С большим червём
В открытых ртах
Пять маленьких галчат.
«Летать, - кричат, - хотим летать,
Как мамы и отцы».
Дедушка:
Мир на земле, покоен сад,
Вот и растут птенцы.
Внук:
Смотри-ка, дедушка родной, -
Вот странные дела!
Ко мне –
Знакомиться со мной –
Косуля подошла.
Я дал ей хлебушка кусок
И – зачерпнул воды…
Дедушка:
Мир на земле у нас, дружок,
И вдоволь всем еды…
Внук:
Какой ты добрый, старый сад,
Как щедро даришь ты
Всё,
Чем от веку сам богат:
Тень, солнышко, цветы,
И плод от зноя золотой,
И песенку шмеля…
Дедушка:
Мир на земле, дружочек мой,
Вот и цветёт земля!
Ведущий: Как-то Музафар Алимбаев изрядно намучился с одним стихотворением, но так и не смог закончить его. Утомленный, лег и с трудом заснул. Вот в каком-то полусонном состоянии он ясно видит, что читает готовое, отпечатанное стихотворение в 16 строк. Вскочив, достал блокнот и, торопясь записал текст. Конечно, такие счастливые, стихотворные сны не часто снятся поэту.
«…И лишь самое заветное стихотворение еще не написано. Может им будет следующее… Оно всегда впереди… И ждешь его вечно. Но, тот кто верен поэзии, тот найдет достойное слово для своих стихов», - говорит Музафар Алимбаев. А мы, верные поклонники его творчества, будем с нетерпением ждать новых его стихотворений.
Дорогие ребята, на этом наша литературная гостиная закрывает свои двери.
И мне осталось только пожелать вам читайте и пусть встреча с хорошей книгой, принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
Я благодарю всех за внимание! До новых встреч!

0 Литературная гостиная Музафар Алимбаев

Название: Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Класс: 4
Год: 2012

Цель: Углубленное изучение творчества Музафара Алимбаева

  • познакомить со стихотворением «Юрта»; формировать умение работать с персональным компьютером, с дополнительными источниками информации;
  • развивать выразительные средства языка, способствовать развитию активного словарного запаса;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину;

воспитывать культуру межличностного общения, интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, видео метод, программированный, проблемный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: выставка книг, рисунки детей, фотогалерея, музыка, ПК

Ход урока:

  1. I. Организация класса(Звучит народная музыка, слайд №1)

II.Учащиеся весь урок заполняют лист активности (самооценка).

III.Актуализация знаний (слайд №2)

1)Из какого стихотворения эти строки?

2)Прочти наизусть.

3)Определи тему стихотворения.

(На экране у уч-ся задания, выбирают знакомые стихотворения).

Покуда сердце бьется……… 1класс

Наша Родина Казахстан……

Родник земли родной…….. 2класс

Кто если не ты?...........

Я сын степей………………

Глаза голубые земли……… 3класс

(На экране учебники за 1,2,3 класс)

Сегодня мы продолжим изучать жизнь и творчество аксакала Казахстанской поэзии Музафара Алимбаева. В любом школьном учебники, хрестоматии вы найдете его яркие, легко запоминающиеся строки, над которыми не властно

(На доске учебник 4 класса)

IV.Формирование новых знаний

1) –Вы прочитали стихотворения М.А.Как вы думаете, какая тема затронута в этих произведениях?

Тема Родины, любви к родной земле, патриотизма.

(Звучит музыка, ученик читает стихотворение)

Лишь раз воды из родника пригубишь -

Всего лишь раз в родном лесу побудешь -

К нему всегда душой тянуться будешь.

И первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

(На экране: родник, лес, знамя, Родина.

2) Знакомство с биографией (читает уч-ся)

1 ученик

Музафар Алимбаев родом из Павлодара, учился в Павлодарском педучилище, степи Прииртышья вдохновляли его.

Учась в Павлодарском педучилище начал живо интересоваться богатством лексики русского языка. Начал собирать казахские и русские пословицы, составлять для себя русско-казахский словарь.

2 ученик

Имя Музафар – арабского происхождения оно означает «Победитель».Быть может, отец будущего поэта желал видеть сына сардаром-полководцем, но он стал поэтом. С детства он заучивал поэзию великого Абая, на запоминал народные поэмы «Енлик-Кебек» и «Калкаман-Мамыр».По просьбе матушке превозили ему из города книжечки набранные арабским шрифтом - сказки Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова. Позднее он их перевел на казахский язык.

1 ученик

В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырган». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырган» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей.

2 ученик

Лучшие стихи М.А. переложены на музыку, среди них есть ставшие подлинно всенародными.

(На доске «Маралдым», «Ясноликая», «Белый сокол», «Чудной же ты, джигит», «Он наш учитель».

В 1984 году удостоился звания лауреата государственной премии имени Абая.

В 1994 году присвоено звание народного писателя.

3) Дополнения уч-ся –опережающее задание

(На доске выплывает фотогалерея, уч-ся выбирают фото и рассказывают о нём)

Ответы уч-ся

Павлодарцы любят и ценят своего земляка. Подарком на 80-летие М.А. стал научный проект на сайте одной ученицы Павлодарской школы.

Если мы изучим творчество народного писателя М.А., духовный мир каждого из нас, граждан Казахстана, станет богаче.

Во время службы в армии всего 3 с половиной месяца он был рядовым, потом стал замполитрука, проводил полит беседы на русском языке, выступал на собраниях. Был заместителем командира минометной батареи, воевал на Калининском

фронте, политруком вошёл в Берлин. Ему грозила военная карьера.И тут выручило поэтическое слово.Осенью 1948 года Музафар Алимбаев был демобилизован по просьбе казахстанского правительства.

М.А. перевел пословицы и поговорки 58 народов земли. В 1978 году вышла его книга жемчужница слов.

У казахов есть пословица «С кем молодым вышел перед народом, с тем и седину приобретай».М.А. скоро справит золотую свадьбу. Шапау-апа –историк. Она и первый критик, и читатель и помощник. Жизнь посвятила и мне и детям – сказал Музафар Алимбаев.

Учитель

Музафар Алимбаев писал:

«Писатель должен быть мыслителем, философом. Оценить прошлое, разобраться в настоящем, думать о будущем

Музафар не стал сардаром-полководцем, но он стал победителем: он победил Великую войну, вернувшись с неё живым, и победил великое расстояние - от сердца поэта к сердцу своего читателя.Большая любовь к родной земле делает его произведения искренними и незабываемыми.

Отправим наши пожелания, рисунки,творчество М.А.(слайд №)

4)Знакомство со стихотворением «Юрта»(Звучит музыка, читают уч-ся наизусть)

Вопрос перед чтением:

Какое чувство наполняло поэта, когда он писал это стихотворение?

5) Ассоциации к слову юрта

верное жилище кочевников

восхищение человеком,который

создал юрту

воспоминания об отце

сердце казаха

Мир - огромная юрта

любовь к родным степям

Давайте определим, какие это приёмы и способы.

V.Работа в микрогруппах (слайд №)

обращение

сравнение

восклицание -накал чувств. Стой!

вопрос - Когда это было?

повторение, обращение

сравнение

восклицание

метафора

олицетворение

восклицание

сравнение

восклицание

8)Обобщение

Кто определил главную мысль произведения?

9) Какая пословица подходит к этому стих-ию?

v Нет краше Родины нашей

v Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей

v Дорог даже дым над очагом родным

VI.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся завязать ленточку на шанырак юрты и сказать афоризм,

запомнившийся на уроке

(Звучит кюй Курмангазы, уч-ся выходят и становятся, образуя макет юрты)

VII.Итог урока (самооценка уч-ся)

Подведение итогов по шкале активности

Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Возрастная группа: вторая младшая

Образовательные области: «Коммуникация».

Раздел: художественная литература

Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Цель: учить слушать внимательно стихотворение и выполнять по тексту движения; развивать мыслительную деятельность, внимание; воспитывать интерес к стихотворным – игровым произведениям.

Оборудование: красиво оформленная коробка, игрушки или картинки (птичка, самолет).

Ход занятия.

Валеологическая минутка «Здравствуй солнце…»

Ребята, к нам прилетела птичка, хочет с нами поиграть.

Сюрпризный момент:

Воспитатель вносит красивую коробку.

Хотите узнать, что в коробке?

Давайте посмотрим.

Достает из коробки картинки с изображением птиц.

Скажите, что умеют делать птицы, то что мы не умеем?

А я знаю стихотворение - игру. Хотите послушать?

Предлагает послушать стихотворение М. Алимбаева «Летать, летать»

Летят, летят…

Летят зяблики…

Летят, летят…

Летят яблоки…

Летят, летят…

Летят галки…

Летят, летят…

Летят палки…

Летят, летят…

Летят орлы…

Летят, летят…

Летят козлы…

В этом стихотворение есть путаница.

Скажите яблоки это птицы?

А козлы летают? А палки?

А теперь я предлагаю вам поиграть со мной, я буду рассказывать стихотворение, а вы будете выполнять движения махать руками.

Предлагает повторить несколько раз стихотворение-игра «Летят, летят»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинке»

У меня игрушек много

С ними я люблю играть

Этот пальчик пирамидка

Этот пальчик желтый мяч

Этот красная машинка

Этот детская кровать

Этот пальчик кукла Зина

Я сложу их всех в корзину.

С каким стихотворением – игрой мы сегодня познакомились?

Молодцы, ребята. А еще мы узнали, кто летает, а кто не летает.

Ожидаемый результат:

Знать: стихотворение М. Алимбаева «Летят, летят»;

Иметь: представление о летающих птицах, и о нелетающих предметах;

Уметь: слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;

Коспект занятия, по художественной литературе

Образовательные области : Коммуникация.

Разделы : Художественная литература.

Тема : Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева

«Падают листья» .

Цель : Обогащать представления детей о поэтах Казахстана, учить выражать грустное настроение при чтении стихотворения, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи. Познакомить и научить детей запоминать содержание стихотворения по схеме, развивать память, мышление, воображение.

Материал к занятию. Шкатулочка с хрустальным ключиком, портрет М. Алимбаева, цветная иллюстрация об осени, схема по содержанию стихотворения, дидактическая игра «Когда это бывает?»

Словарная работа. Охра.

Билингвальный компонент :кз, ырйек, азан, араша, жапратар, ааш.

Ход занятия:

Вступительная часть

1. Обыгрывание волшебной шкатулочки.

Воспитатель вносит в группу волшебную шкатулку.

Рассказывает детям, что царица Литературы подарила ребятам волшебную шкатулку. Что сегодня она хочет познакомить детей с новым художественным произведением.

Но чтобы шкатулка открылась нужно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.

(дети отгадывают загадки)

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил на крыше вволю

И ушел по лужам в поле

(дождь)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит -

Никому не понять,

И мудрецу не узнать.

(Гром)

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы и обращает внимание что в шкатулке

что – то щёлкнуло – это открылась шкатулка.

«А в шкатулке ребята находится волшебный хрустальный ключ.

Который сегодня нам откроет новое произведение, но для этого мы сейчас все вместе скажем волшебные слова»:

(дети произносят волшебные слова)

«Ключик хрустальный,

Мы любим стихи,

Поэт сочинил их-

А ты отыщи!»

Воспитатель открывает волшебную книгу с помощью ключика и волшебных слов.

«Ребята волшебная книга сегодня хочет нас познакомить поэтам

Музофарам Алимбаевым.

2. Посмотрите, царица Литературы прислала вам портрет поэта, она хочет, что ба вы запомнили поэта и узнавали его.

Поэт Музофар Алимбаев очень талантливый и уважаемый поэт. Он является одним из авторов нашей главной песни - гимна Республики Казахстан.

Он написал очень много красивых стихов о Родине, о природе, для детей.

На слова его стихотворений композиторы пишут музыку.

Сегодня наша волшебная книга «Капелька» приготовила нам стихотворение об осени.

А что ребята вы можете рассказать об осени?

Какие осенние месяцы вы знаете?

А кто мне скажет как на казахском языке осень? (кз)

Назовите месяца осени на казахском языке? (ырйек, азан, араша)

Какое настроение у осени в нашем городе сегодня?

Какие стихотворения об осени вы помните?

Какой наряд у деревьев осенью?

Скажите как на казахском слово дерево, листья? (ааш, жапратар)

Ребята, мы устали. Выходите и встанте в круг, физминутка «Ааштар»

Тербеледі, ааштар

Алдымнан жел еседі

Кіп-кішкентай, ааштар

лкен болып седі

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстраццию с изображением осени.

«Ребята поссматрите на иллюстрацию, и опишите ее :

Что изображенно на картине?

Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно) .

Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)

Почему оно стало хуже греть?

А какой дождь бывает осенью?

Почему листья желтеют?

Почему листья облетают?

С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами) .

Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Ребята сегодня мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева

«Падают листья» , в стихотворение он рассказывает обо всех явлениях природы, которые происходят осенью».

3. Работа со стихотворением.

Воспитатель читает стихотворение.

(дети внимательно слушают воспитателя)

Дождику только бы злиться

Падают листья. Блестят.

Видно, что жёлтые листья

На ветки обратно хотят

Осень. Тоскливо и мокро

Так и текут день за днём

Яркая, жёлтая охра

Светит холодным огнём.

Затем воспитатель проводит краткую беседу по содержанию стихотворения.

Какое было настроение у поэта, когда он писал это стихотворение?

Какое по тону получилось стихотворение?

Воспитатель знакомит детей с новой техникой заучивания стихотворения по схеме

(можно составить вместе с детьми свою схему) .

Работа со схемой. Чтение хором по изображенной символике - 2-3 раза.

Затем индивидуальное чтение по частям и в конце чтение целого текста.

Дидактическая игра «когда это бывает?»

Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Поощрение активных детей. Закрытие книги хрустальным ключиком.