Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств. Правопреемство государств в международном праве: понятие, виды, международно-правовое регулирование Сколько механизмов правопреемства существуе

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО

Правопреемство государств в доктрине международного права определяется как смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства" означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

1) объединение государств;

2) разделение государства;

3) отделение от государства части территории;

4) передача части территории одного государства другому.

Правопреемство как институт международного права получило весьма широкое распространение в международной практике последних десятилетий. В 60 - 70-х гг. прошлого века институт правопреемства применялся к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима и т.д.

На протяжении достаточно большого отрезка времени институт правопреемства не был кодифицирован и состоял в большей части из обычных норм международного права. В конце 70-х - начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Помимо вышеназванных многосторонних Конвенций вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.

Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 г. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР; решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

Следует также отметить, что институт правопреемства в международном праве - межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других источников международного права, праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

Поскольку в качестве объектов правопреемства нами названы договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях, представляется логически целесообразным разделить международно-правовое регулирование вопросов правопреемства в соответствии с объектами правопреемства:

1. Правопреемство государств в отношении международных договоров. Венская конвенция в отношении международных договоров 1978 г. в качестве международных договоров рассматривает только соглашения, заключенные в письменной форме между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы. Венская конвенция 1978 г. устанавливает следующие правила правопреемства:

а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa ("чистой доски"): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями, и не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства. Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора);

б) если часть территории государства становится частью территории другого государства, то в отношении этой территории:

договоры государства-предшественника утрачивают силу;

договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения;

в) при объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора;

г) при отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.

2. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов. В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Под государственной собственностью Конвенция понимает имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении государственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Однако в Конвенции также установлено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.

Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника.

По договоренности заинтересованных государств или по решению соответствующего международного органа может устанавливаться компенсация за переход архивов государства-предшественника к государству-преемнику; в ином случае переход происходит без компенсации. В таком же порядке решается вопрос о дате перехода архивов.

По Венской конвенции 1983 г. от государства-предшественника требуется, чтобы оно принимало все меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые переходят к государству-преемнику. В Конвенции оговаривается, что ничто в ней не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, который может возникнуть из соображений целостности государственных различных архивных фондов государства-предшественника.

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений Конвенцией установлены следующие правила:

а) при передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;

часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

б) при создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;

архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления. Государственные долги к правопреемнику не переходят;

в) при объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги;

г) при отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);

относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

государственный долг (в справедливой доле);

д) при разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;

относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;

государственный долг (в справедливой доле).

Современное международное право исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах.

Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.

Также необходимо отметить то, что положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы в том, что касается ядерного оружия, которое, в свою очередь, также принадлежит государству-предшественнику. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., каждая из ядерных держав обязуется не передавать "кому бы то ни было" ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством "не принимать передачи от кого бы то ни было" ядерного оружия или ядерных взрывных устройств, что исключает какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. государства - участники СНГ решили вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР следующим образом. Во-первых, они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР, причем почти все государства согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.

Каждое государство СНГ, как это было закреплено в Соглашении о создании СНГ, имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 г. об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. государства - правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных Договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

20 марта 1992 г. на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР. Среди этих договоров следует отметить такие важные международно-правовые акты, как Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств - участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств - участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В соответствии с Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. под собственностью понимались: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям. Собственность СССР, в соответствии с данным Соглашением, была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия - 4,13%, Казахстан - 3,86%; Россия - 61,34%; Украина - 16,37% и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992 - 1994 гг. были заключены двусторонние Соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств - участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.

В решении вопросов правопреемства в отношении договорного наследия бывшего Союза ССР те государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на норму международного права, выраженную в Венской конвенции 1978 г., согласно которой соответствующие вопросы могут решаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Минское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский Протокол к нему и Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР.

В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопреемства от 12 марта 1992 г. рассматривались договоры, "представляющие взаимный интерес" для всех стран - участниц СНГ. Существует, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Например, в связи с заключенным в 1991 г. Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР дислоцированы, подписали вместе с США Лиссабонский Протокол от 23 мая 1992 г. к этому Договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства "в качестве государств-правопреемников" Союза принимают на себя его обязательства по Договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям, а для целей проведения Договора в жизнь фигурирующее в нем название "Союз Советских Социалистических Республик" будет впредь означать Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.

Что касается правопреемства в отношении систем противоракетной обороны, то в рамках СНГ в октябре 1992 г. были приняты решения, предусматривающие правопреемство подписавших эти решения Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины, в выполнение Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. применительно к их соответственным территориям.

Касательно правопреемства в отношении ядерного оружия существует Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г., в котором предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами своего статуса неядерных государств с присоединением в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Существуют также и двусторонние договоры, затрагивающие "интересы всех государств СНГ", например договоры о границах и их режиме. Данные договоры, по общему мнению государств, подписавших упомянутый выше Меморандум, должны оставаться в силе. Следовательно, вопросы правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР должны решаться, как правило, индивидуально в отношении большинства договоров.

Что касается государственных архивов СССР, то их судьба была урегулирована Соглашением о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г., которое исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств - участников Соглашения.

По данному Соглашению очень большое значение придается содержанию полноценных архивных фондов государств-участников. Они должны признать осуществленный в соответствии с их законодательствами переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Признается также право на возвращение тех фондов, которые образовались на территории каждой из стран и в разное время оказались за ее пределами.

В случае, если возможность физического выделения комплекса документов отсутствует, каждое государство - участник Соглашения имеет право доступа к ним и получения необходимых копий, причем эти государства должны признавать на своих территориях юридическую силу архивных справок, выданных государственными архивными учреждениями других государств СНГ.

Государством-владельцем также может быть передано право использования архивных документов, затрагивающих интересы другого государства - участника Соглашения, иностранным государствам, их физическим или юридическим лицам. Право на использование этих документов сохраняется за государством, интересы которого затрагивают документы.

Соглашение также предусматривает, что в такого рода случаях заинтересованные государства СНГ принимают дополнительные согласованные меры по использованию и обеспечению сохранности этих документов и предотвращению их уничтожения.

Что касается "деликатного" вопроса о правопреемстве в отношении государственного долга бывшего СССР, то его стали обсуждать еще до прекращения существования союзного государства. Так, 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными странами-кредиторами, известными как "группа семи", был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства. Позднее были заключены Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга от 4 декабря 1991 г., а также Соглашение о дополнениях к этому Договору от 13 марта 1992 г.

В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

Предусмотренные Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом взаимозависимость прав на эту собственность и осуществление обязательства участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга СССР на практике в большинстве случаев реализовывались в том, что по двусторонним соглашениям России с другими государствами СНГ доля внешнего государственного долга была обменена на долю в зарубежной собственности.

Например, по Соглашению от 31 июля 1992 г. Туркменистан передал, а Россия приняла на себя обязательства по выплате доли Туркменистана во внешнем государственном долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г.; Россия приняла, а Туркменистан передал свою долю в активах бывшего Союза по состоянию на ту же дату.

Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР имеет определенную особенность, которая заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым в доктрине международного права понимается продолжение одним государством (государством-продолжателем), в данном случае Россией, осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств другого государства, в данном случае бывшего СССР.

Для континуитета, в принципе, необходимо наличие согласия других правопреемников. В случае с континуитетом Россией это условие соблюдено - в связи с прекращением существования СССР большая часть государств - участников бывшего СССР поддержали Россию в том, чтобы она "продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", как это было закреплено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Продолжение членства в ООН и других международных организациях автоматически означает и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в иных учредительных документах, на основе которых функционируют другие организации.

В целом континуитет России был воспринят без возражений со стороны государств, а члены ЕС и Совета Европы выступили 23 декабря 1991 г. со специальным заявлением, в котором "приняли к сведению, что права и обязательства бывшего СССР будут продолжать осуществляться Россией".

Следовательно, Российская Федерация имела достаточные основания нотифицировать другим государствам, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать "в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации" и что она "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР", и просит рассматривать ее в качестве стороны всех таких действующих договоров "вместо Союза ССР" (ноты МИДа России от 3 и 13 января 1992 г.).

В доктрине указывается на то, что континуитет России обусловлен рядом объективных факторов:

1) неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, что подтверждается особым статусом, и вытекающей из этого статуса ответственности СССР как ядерной державы;

2) неприменимость норм правопреемства к определенной категории договоров, к таким, например, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств-преемников "было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия".

Как особый, специфичный вид правопреемства континуитет России не означает и не должен означать, что другие государства, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих правах в области правопреемства. Наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пределах государства также являются его легальными правопреемниками, созданными в рамках существующих норм международного права. Как признается в соответствующих Соглашениях и решениях, принятых в рамках СНГ, все государства - члены Содружества "являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР".

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта меж­дународного права (правопредшественника) к друго­му (правопреемнику) вследствие возникновения или прекращения существования государства либо измене­ния его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших ин­ститутов международного права. Гуго Греции в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полно­го правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-правопреемник обя­зано выплачивать долги другим государствам.

Правопреемство возникает:

При распаде федерации;

При других территориальных изменениях (распа­де государства на два и более государств, слиянии госу­дарств или вхождении территории одного государства в состав другого);

При социальных революциях;


При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:

Территория;

Договоры;

Государственная собственность;

Государственные архивы;

Государственные долги;

Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:

- полное - универсальное - когда к правопреем­нику переходят все права и обязанности правопредше­ственника (например, Украина является полным пра­вопреемником УССР);

- неполное (частичное) - когда к правопреемни­ку переходит часть прав и обязанностей либо только права или обязанности (например, Украина является час­тичным правопреемником СССР по вопросу ядерного оружия);

- отсутствие правопреемства (tabula rasa - чис­тая доска) - когда новый субъект международного пра­ва отказывается от всех прав и обязанностей правопред­шественника, в том числе не связывает себя его обяза­тельствами по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан, Индия объявила о принятии на себя всех долгов, отно­сящихся к территории Пакистана, хотя оговорила воз­можность последующих регрессных требований к Па­кистану).

Учитывая то, что основными.субъектами международ­ного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоя­щее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Вен­ской конвенции о правопреемстве государств в отноше­нии договоров от 23 августа 1978 года /далее: Венская конвенция 1978 года/ (Украина присоединилась к дан­ной конвенции 17 сентября 1992 года) и Венской кон­венции о правопреемстве государств в отношении госу-


дарственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года /далее: Венская конвенция 1983 года/ (Украина присоедини­лась к данной конвенции 17 ноября 1992 года). Эти кон­венции в силу пока не вступили, поэтому их нормы при­меняются в качестве международных обычаев.

2. Правопреемство государств в отношении международных

договоров.
Венская конвенция 1978 года регулирует правопре­
емство только в отношении договоров, которые заклю­
чены в письменной форме, и только лишь между госу­
дарствами. В отношении устных договоров и договоров
между государствами и иными субъектами междуна­
родного права действуют обычные нормы.

Конвенция закрепляет следующие правила правопре­емства в отношении договоров:

а) в случае создания в результате деколонизации но­вого независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими державами-мет­рополиями;



б) новое независимое государство не обязано сохра­нять какой-либо договор или становиться его участни­ком только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта

правопреемства;

в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для терри­тории правопреемства, путем уведомления о правопреем­стве. Если до момента правопреемства государство-пред­шественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждния, правопреемник может стать участников договора, ратифицировав, приняв или утвер­див его (кроме случаев несовместимости участия право­преемника с объектами и целями, договора).


Если часть территории государства становится ча­стью территории другого государства, в отношении этой

территории:

а) договоры, государства-предшественника утрачива- .

б) договоры государства-правопреемника приобрета­ют силу, кроме случаев, когда применение этих догово­ров было бы несовместимым с их объектами и целями. Находящийся в силе двусторонний договор в отно­шении территории - объекта правопреемства считает­ся действующим и для государства-правопреемника, ес­ли новое государство договорилось об этом с контраген­том или это следует из его поведения.

При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к пра­вопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уве­домления депозитарию договора и/или его участникам.

3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

Венской конвенцией 1983 года установлены прави­ла правопреемства в отношении государственной собст­венности, государственных архивов и государственных

Согласно Конвенции государственная собствен­ность - это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, со­гласно внутреннему праву государства-предшественни­ка, этому государству.


Государственные архивы представляют собой сово­купность документов любых давности и рода, произве­денных или приобретенных государством-предшествен­ником в ходе его деятельности, принадлежащих госу­дарству на момент правопреемства согласно его внут­реннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое фи­нансовое обязательство государства в отношении дру­гого государства, международной организации или лю­бого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход собственности, архивов и долгов при право­преемстве регулируется соглашениями между государ­ством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следую­щие правила:

а) При передаче части территории государства дру­гому государству к правопреемнику переходят:

Все недвижимое имущество, находящееся на соот­ветствующей территории, а также движимое имущест­во, связанное с деятельностью государства на данной тер­ритории;

Часть архивов, которая относится к соответствую­щей территории и необходима для ее нормального

управления;

б) При создании нового независимого государства на территории государства предшественника к государст­ву-правопреемнику переходят:

Находящееся на его территории недвижимое иму­щество, а также недвижимость, принадлежащая госу­дарству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имуще­ство, находящееся на территории государства-предше­ственника;

Архивы, принадлежащие его территории, а также | часть иных архивов, необходимых для нормального f управления.


Государственные долги к правопреемнику не пере­ходят.

в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность госу­дарств-предшественников, их архивы и долги.

г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

Находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое иму­щество и часть иного движимого имущества (в справд-ливой доле);

Относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для управления ею;

Государственный долг (в справедливой доле).

д) При разделении государства, когда части террито­рии образуют два или несколько государств-правопре­емников, к-правопреемникам переходят:

Находящееся на их территории недвижимое иму­щество, а также относящаяся к ней движимая собст­венность;

Относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное от­ношение к ней;

Государственный долг (в справедливой доле).

4. Правопреемство Украины в связи с прекращением существования СССР

Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Сою­за ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекраще­ния существования Советского Союза.

Украина в лице своих высших органов власти опре­делила правопреемство в тех случаях, когда в силу ме­ждународного права это подлежит разрешению одно­сторонним волеизъявлением, а в иных случаях - пу-


тем заключения соответствующих международных со­глашений.

Односторонним волеизъявлением установлена непре­рывность государства Украины, его территориальное вос-преемство в Декларации о государственном суверени­тете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ за­крепляет существование Украины как суверенной национальной державы в существующих границах, дея­тельность ее высшего представительного органа, имею­щего исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенст­ва Конституции. Здесь же провозглашались установле­ние украинского гражданства, территориальное верхо­венство республики на всей ее территории, экономиче­ская самостоятельность и право осуществления внешних

сношений.

В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесо­юзных алмазном и валютных фондах и золотом запа­се, которая создана благодаря усилиям народа Респуб­лики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в За­коне Украины от 12 сентября 1991 г. «О правопреемст­ве». В соответствии с этим Законом:

С момента провозглашения независимости Украи­ны высшим органом государственной власти в Украи­не являлся ее Верховный Совет;

До принятия новой Конституции Украины дейст­вовала Конституция УССР;

Законы и другие акты УССР действовали на тер­ритории Украины при условии, если они не противоре­чили законам Украины, принятым после провозглаше­ния независимости Украины;

Органы государства, сформированные на основе Конституции УССР, действовали до создания органов государства на основе Конституции Украины;

Государственной границей Украины являлась ее
государственная граница в составе СССР по состоянию
на 16 июля 1990 года; v


Украина подтверждала свои обязательства по ме­ждународным договорам, которые были ратифициро­ваны УССР до провозглашения независимости Украи­ны и провозглашала себя правопреемником прав и обя­занностей по договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам Республики;

Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, которые были подписаны после 1 ию­ля 1991 года без согласия Украины;

Все граждане СССР, которые постоянно проживали на момент провозглашения независимости Украины на ее территории, становились гражданами Украины.

При заключении международных договоров по раз­личным аспектам правопреемства Украина исходила из своих национальных интересов.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению междуна­родных обязательств, вытекающих из договоров и со­глашений бывшего СССР. Вместе с тем каждое госу­дарство СНГ имело право подтвердить действие для се­бя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обо­роны 1972 года государства-правопреемники СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих дого­ворах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, со­гласившись с тем, чтобы членство СССР в ООН было про­должено Российской Федерацией, самостоятельно вступа­ли (кроме Украины и Белоруссии), в ООН, становились Участниками различных международных договорив.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопре­емства в отношении договоров бывшего СССР, пред­ставляющих взаимный интерес 1992 года, Советом глав


государств СНГ 20 марта 1992 года была создана ко­миссия по правопреемству в отношении договоров, пред­ставляющих взаимный интерес, государственной собст­венности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рам­ках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (на­пример, Договор о правопреемстве в отношении бывше­го государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о соб­ственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-уча­стников СНГ о международных обязательствах в облас­ти прав человека и основных свобод 1993 года и др.). Украина является участником большинства из этих до­говоров.

Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Рос­сийской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распре­делении всей собственности бывшего Союза ССР за ру­бежом. Предметом соглашения являлась вся движи­мая и недвижимая собственность и инвестиции за пре­делами территории СССР, которая находилась во владении, пользовании и распоряжении СССР, его орга­нов или иных структур, под его контролем или юрис­дикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и кон­сульскими представительствами СССР; инфраструкту­ры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юриди­ческих лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; при­быль от выполнения работ по международным согла* шениям СССР и др. Эта собственность делилась в про^ центах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для 1 Российской Федерации). Украина получила 16,37 %. Со­вокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии соста­вила 4,77 % и этим соглашением не рассматривалась.


В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о пра­вопреемстве в отношении государственных архивов быв­шего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения явилось провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашени­ем предусматривался переход под юрисдикцию госу­дарств-участников СНГ государственных архивов и дру-,гих архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящие­ся на их территории. Стороны данного Соглашения име­ют право на возвращение тех фондов, которые образо­вались на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе за­ключения специальных двусторонних соглашений архи­вов, находящихся в распоряжении любого участника пу­тем доступа к ним либо получения копий.

В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азер­байджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдави­ей, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекиста­ном - с другой, об урегулировании вопросов правопре­емства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Литература:

1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся госу­дарств. - М., 1983.

2. Признание в современном международном праве /Под ред. Д.И. Фельдмана. - М., 1975.

3. Суверещтет Украши i м!жнародне право /В1дп. ред. В.Н. Денисов, B.I. бвштов. - К., 1995.

4. Тункин Г.И. Международная правосубъектность (неко­торые вопросы теории). - М., 1971.

5. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. - Одесса, 1998.

6. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т.1. Современные теоретические проблемы. - М., 1999.

Международное правопреемство государств представляет собой переход обязанностей и юридических возможностей одной страны к другой. Причинами этого процесса выступает прекращение существования державы или изменение ее территории. Пределы, в рамках которых осуществляется , определяются суверенной волей стран.

Ключевые теории

Правопреемство государств считается одним из древнейших институтов в мировой юридической системе. В науке известно несколько теорий перехода обязанностей и возможностей от одной страны к другой. В частности, существуют концепции:

  1. Универсального и частичного правопреемства.
  2. "Чистой доски".
  3. Правопреемственности и неправопреемственности.
  4. Континуитета.

Рассмотрим их подробнее.

Особенности концепций

В соответствии с теорией универсального правопреемства, государство является юрлицом, которое состоит из населения, территории, политической организации, обязанностей и прав, переходящих к другой стране. Частичная передача характеризуется следующим. Страна-предшественник сохраняет такие обязанности и юридические возможности, которые не предполагают наличия суверенитета над отторгнутой территорией. Преемник, в свою очередь, не принимает их ни при предоставлении части государства, ни при отделении ее. Согласно теории "чистой доски", новая страна не связана соглашениями предшественницы. Суть концепции правопреемственности предполагает, что юрлицо государства аннулируется в процессе изменения госстроя. Новое лицо принимает обязанности и юридические возможности предшественника так, как будто они являются его собственными. По теории неправопреемственности, к лицу, являющемуся главой государства, переходят только права. Обязанности страны-предшественницы не передаются. По теории континуитета, все соглашения остаются в силе. В этом случае нет необходимости проходить процедуру признания в качестве субъекта мирового права. Достаточно фиксирования факта, что страна является продолжателем предшественника. Например, в 1991 г., 25 декабря, государство-председатель ЕС (Нидерланды на тот момент) опубликовало заявление, которым констатировалось, что Россия является державой, обладающей международными обязанностями и правами бывшего СССР, включая, в том числе, вытекающие из Устава Организации ОН.

Основания для перехода

Правопреемство государств может осуществляться при:

  1. Социальных революциях.
  2. Распаде страны на две и более части.
  3. Слиянии держав при вхождении одной территории в состав другой.
  4. Определении положений относительно метрополий и создании нового независимого государства.

Мировая жизнь знает немало примеров разъединения и объединения стран. К примеру, по ст. 1 Договора об итоговом урегулировании в Германии 1990 г., в ее состав входят ГДР, ФРГ и весь Берлин. По Соглашению о формировании СНГ от 1991 г., СССР прекратил свое существование в качестве субъекта мировой юридической системы. На его территории в результате возникло 12 независимых стран.

Специфика

Правопреемство государств тесным образом связано с вопросами непрерывности существования и идентичности субъектов мировой системы. Страна-наследник принимает, как правило, все обязанности и юридические возможности предшественника. Нельзя не отметить и тот факт, что тесно связано с современными нормативными институтами. В частности, речь о соглашениях между странами, ответственности, членстве в разных организациях и пр.

Нормативная база

В настоящее время действует два основных документа, в соответствии с которыми осуществляется переход юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В частности, первым является Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении госсобственности, архивов и долгов. Она была принята в 1983 г., 8 апреля. Кроме этого, действует Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Она была принята в 1978 г., 23 августа.

Виды и объекты

В настоящее время может осуществляться правопреемство государств в отношении:

  1. Договоров .
  2. Госсобственности.
  3. Архивов.
  4. Долгов.

В качестве объектов, соответственно, могут выступать:


Основные положения о правопреемстве государств в отношении соглашений

Они определены в документе от 1978 г. Конвенция о правопреемстве государств устанавливает, в частности, что новая независимая страна может установить свой статус участника многостороннего соглашения, который на момент перехода обязанностей и юридических возможностей находился в силе к территории, выступающей в качестве объекта наследования. Это требование, однако, применяется не во всех случаях. В частности, оно не действует, если из соглашения следует или установлен другим способом факт, что использование этого договора по отношению к новой независимой стране существенным образом изменило бы его условия действия или противоречило бы его целям и предмету. Если участие в многостороннем документе требует согласия остальных сторон, то только при его получении держава может установить свой статус. При этом Венская Конвенция о правопреемстве государств предписывает составление уведомления о "наследовании". Оно оформляется письменно. В уведомлении новое государство может выразить согласие на обязательность только части соглашения или выбрать между теми или иными его положениями, если такая возможность предусматривается в договоре. Документ, выступающий в качестве объекта перехода, будет считаться имеющим силу между новой страной и иным участником, когда стороны явственно договорились об этом или в силу их поведения должны считаться выразившими соответствующую волю.

Госсобственность

Переход имущества страны-предшественницы влечет прекращение ее прав на него. Соответственно, юридические возможности появляются у новой - принимающей собственность - державы. В качестве даты перехода выступает момент правопреемства. Обычно наследование собственности осуществляется без какой-либо компенсации. В соответствии со ст. 14 Конвенции от 1983 г., при передаче части территории другой стране, предоставление госсобственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого документа вопрос может быть решен одним из следующих способов:

  1. Недвижимость, которая находится на территории страны, переходит к наследнику.
  2. Движимые объекты, связанные с деятельностью государства-предшественника на территории, выступающей в качестве объекта передачи, получает преемник.

Объединение и разделение

Когда два и более государства соединяются, они образуют одну страну-преемницу. Госсобственность предшественников полностью переходит к новой державе. При разделении государства и прекращении его существования, образовании из его частей нескольких стран-преемниц, недвижимость получает тот участник, на территории которого она располагается. Если же объекты находятся за пределами предшественника, то она переходит ко всем наследникам в равных долях.

Архивы

Они представляют собой комплекс документов любого рода и давности, приобретенных или созданных предшественником в процессе его функционирования, принадлежащих ему на момент преемства в соответствии с его внутренним законодательством и хранившиеся непосредственно под его контролем. В качестве даты перехода архивов выступает момент наследования. Передача документов осуществляется без компенсации. Страна-предшественница обязана предпринять все надлежащие меры по сохранению целостности, предотвращению уничтожения или ущерба архиву, переходящего к преемнику.

Долги

Они включают в себя любые финансовые обязательства страны-предшественницы относительно других государств, международных организаций или иного субъекта мировой юридической системы, возникшие в соответствии с общепринятыми нормами. Переход долга влечет следующие последствия. В первую очередь прекращаются обязательства страны-предшественницы. Соответственно, они возникают у государства-преемника. Переход задолженности не затрагивает юридических возможностей кредиторов.

Гражданство физлиц

Одна из наиболее актуальных проблем в области международного правопреемства - последствия изменения суверенного статуса государства. Ключевые нормы, регламентирующие гражданство, содержатся во внутреннем законодательстве страны. Однако, его достаточно существенно затрагивает и международное право. Советом Европы в 1997 г. был принят документ, положения которого касаются получения и утраты гражданства при переходе юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В сентябре 1996 г. была утверждена Декларация о последствиях правопреемства государств для их населения. Основываясь на этих документах, Комиссия ООН разработала Проект статей, касающихся гражданства. Ключевые положения сводятся к следующему. Любое лицо, имевшее на момент преемства гражданство страны-предшественницы, вне зависимости от способа его получения, имеет право на подданство хотя бы одного из новых государств.

Правопреемство в международном праве

Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами МП, прежде всего государствами, заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организациях и т.д.

Правопреемство государств означает смену одного государств другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При рассмотрении пограничного спора между Сальвадором и Гондурасом в 1992 г. Международный Суд ООН определил правопреемство государств как "один из способов, при котором территориальный суверенитет переходит от одного государства к другому".

При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы МП. Однако в конце 70-х - начале

80-х гг. XX в. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.) и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (Вена, 8 апреля 1983 г.). Указанные Конвенции в силу не вступили, и Российская Федерация в них не участвует. Вместе с тем правила поведения, зафиксированные в Конвенциях, применяются в качестве международных обычаев.

Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также соглашениями соответствующих государств (Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства (1990 г.), Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР (1993 г.), Соглашение по вопросам правопреемства бывших югославских республик (2001 г.) и др.).

Институт правопреемства в МП - межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других источников международного права, праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Нужно учитывать, что Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами МП действуют обычные нормы МП.

Каковы же правила правопреемства в отношении договоров?

1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa (лат. - чистая доска): повое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.

Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства.

Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор под условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

  • 2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:
    • а) договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства; и
    • б) договоры государства-преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства государств, за исключением тех случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора к данной территории было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-преемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.

3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве договаривающегося государства многостороннего договора, который не вступил в силу, если в момент правопреемства государств государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государства.

Новое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника многостороннего договора, который вступил в силу после момента правопреемства государств, если в момент правопреемства государств государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора.

Когда из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия.

  • 4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.
  • 5. Двусторонний договор, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда: а) они явственно об этом договорились; или б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Договор, считающийся находящимся в силе, применяется во взаимоотношениях между новым независимым государством и другим государством-участником с момента правопреемства государств, если иное намерение не вытекает из их соглашения или не установлено иным образом.

Особое положение занимают договоры о режиме границ. Как известно, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. установила, что коренное изменение обстоятельств не дает права ссылаться на него для прекращения договора о границе. Правопреемство не затрагивает установленных договором границ или их режима. Правопреемство не затрагивает также обязательств относительно пользования территорией иностранного государства (И. И. Лукашук).

О правопреемстве в отношении договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и (или) его участникам.

Если уведомление о правопреемстве не подписано главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, то представителю государства, передающему это уведомление, может быть предложено представить полномочия.

Если договором не предусматривается иное, уведомление о правопреемстве:

  • а) препровождается новым государством депозитарию или, если нет депозитария, участникам или договаривающимся государствам;
  • б) считается сделанным новым государством с момента получения его депозитарием или, если пет депозитария, с момента получения его всеми участниками всеми договаривающимися государствами.

Уведомление о правопреемстве считается полученным государством, которому оно предназначено, на момент извещения его об этом депозитарием.