Порядок регистрации юл. Федеральный закон «о государственной регистрации юл и ип Нужно ли сообщать в налоговую об изменениях личных регистрационных данных

В настоящее время федеральное законодательства о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ. Субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией.

Государственная регистрация - первый и обязательный шаг будущего предпринимателя, который требует оплаты государственной пошлины в размере 400 рублей.

Единственным регистрирующими органами индивидуальных предпринимателей являются налоговые инспекции.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в цели государственной регистраций индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Например, что считать местом жительства: имеющуюся у гражданина на праве собственности квартиру в городе, которой он не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, ил дом в сельской местности, где он фактически проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного проживания в сельской местности не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту проживания.

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться места где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

В то же время эти нормы ГК РФ следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и др.

Обратим внимания, что закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет, осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

В регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляется:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме № Р21001). Регистрирующий орган обязан бесплатно предоставить формы заявления.

копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для граждан Российской Федерации;

копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, для иностранных граждан;

копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для лиц без гражданства;

копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российский Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, - для иностранных граждан или лиц без гражданства;

подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

для несовершеннолетних граждан - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителе или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копи свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;

документ об оплате государственной пошлины.

Заявление и другие документы, необходимые для государственной регистрации не могут быть оформлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично, либо по почте).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариального удостоверенной подписи заявителя фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документы для государственной регистрации осуществляется проверка правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины.

Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, не правильное указание кода бюджетной классификаций) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины.

Возможны два способа предоставления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

После получения документов регистрирующий орган обязан выдавать на руки или направить по почте заявителю расписку в получении документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка, а получение документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения надлежащим регистрирующим органом. Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, тогда должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004;

свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001;

свидетельство о внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе записи, зарегистрированном од 01 января 2004 года, по форме № Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

По запросу физического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Размер пошлины по повторную выдачу свидетельства о государственной регистраций физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистраций юридического лица составляет 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, т.е. 80 рублей для физического лица.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистраций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ о государственной регистраций исчерпывающе определены случай отказа в государственной регистрации:

не представление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственная регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенное для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов (по почте заказным письмом или лично); во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. не по месту жительства заявителя. Если документов представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

случае, когда не допускается регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанное с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельности;

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено право заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе от государственной регистрации принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистраций (не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган) оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (в Арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) законом не предусмотрено.

С 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ). Территориальные органы ФНС России обязаны осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановки на учет в налоговом органе. Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство возложена на тот налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый оран по месту жительства).

Регистрация в качестве страхователя:

Помимо регистрации в качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации и (или) внесения изменении в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Указанные сведения представляются в виде выписки из государственного реестра.

Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя.

Сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрирующий номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя с учета в качестве страхователя представляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Основные правила регистрации страхователей в органы внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и с Законом РФ от 28 июля 1991 г. «О медицинском страховании граждан в российской Федерации». Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны предоставить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (п.4 ст.5 Закона о госрегистрации). Эти сведения отражаются в государственном реестре.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют территориальные органы Госкомстата России в недельный срок после получения от регистрирующего органа сведений.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие кредитным организациям банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В настоящее время представление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Чтобы открыть в банке расчетный счет, индивидуальному предпринимателю необходимо представить в банк, помимо свидетельства о постановке на учет в налоговый органе, также и иные документы. Перечень всех документов, необходимых для открытия расчетного счета, законодательно не определен и устанавливается банком самостоятельно. Обычно банки требуют представления, во-первых, заявление на открытие счета в банке. Бланк заявления можно получить в банке (форма разрабатывается каждым банком самостоятельно). Во-вторых, два экземпляра карточки с образцами подписей, а также оттиском печати (если имеется). В-третьих, нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, копию свидетельство постановке на учет в налоговом органе. И, наконец, в-пятых, копию справки из Госкомстата.

Банк не вправе отказывать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ем разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ в обязанность налогоплательщика входит информирование в 10-дневный срок налоговых органов по месту учета об открытии ил закрытии счета в банке. Нарушение данного срока в соответствии с п.1 ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного предпринимателя. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включается в государственный реестр.

Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения информационного письма налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о получении извещения кредитной организации об открытии счета. Операции по банковскому счету осуществляется на основании договора банковского счета.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

Как выглядит свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя? Этот вопрос волнует многих, поскольку с 2017 года произошли существенные изменения в официальных бланках при открытии ИП. С указанного периода, а именно с 01.01.17 г., налоговые органы более не выдают свидетельство о госрегистрации ИП , заменив этот привычный документ на лист записи из ЕГРИП.

Как изменилось свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Ранее свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдавалось всем гражданам при открытии ИП. Документ имел форму Р61001 и действовал на основании Приказа Правительства № 439 от 19.06.02 г. (Приложение 22). С 2013 года форма изменилась на Р61003 по Приказу № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. (Приложение 3). Однако 12.09.16 г. ФНС утвердила Приказ № ММВ-7-14/481@, которым отменила и предыдущий приказ, введя в действие лист записи в ЕГРИП по форме Р60009.

Таким образом, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП более не оформляется, но все прежние, уже выданные, документы сохраняют свою законную силу, узаконивая правовой статус предпринимателя. Бланком, подтверждающим факт регистрации гражданина в реестре, является лист записи, который содержит все основные сведения о физлице и рабочих видах деятельности. Здесь же указывается № ОГРНИП, дата внесения записи (открытия ИП) и обязательные показатели. Привычное свидетельство о гос регистрации ИП физлицу теперь не выдаст ни одна налоговая, этот документ канул в прошлое.

Как изменилось свидетельство о постановке на учет индивидуального предпринимателя

Нововведения коснулись и такой формы, как свидетельство о постановке на учет ИП . Бланк является еще одним важным регистрационным документом предпринимателя, поскольку содержит данные об ИНН физлица и подлежит переоформлению при смене адреса проживания. Это свидетельство введено в действие актуальным Приказом ФНС № ЯК-7-6/488@ от 11.08.11 г. и пока не отменено. Но печатают документ не на специальном бланке с голограммой, а на обычной бумаге формата А4.

Почему же изменился прежний порядок налогового документооборота, а свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя более не выдается? Причина указана в Приказе № ММВ-7-14/481@, где сказано, что новый регламент утвержден в целях повышения эффективности процедуры регистрации хозяйствующих субъектов. Столь размытая формулировка, по-видимому, означает необходимость в экономии средств в связи с упрощением документооборота, а также ускорение регистрационных действий при открытии или ликвидации бизнеса.

Как бы то ни было, на практике для налогоплательщиков ничего не меняется. Как раньше бизнесмен вел законную деятельность, а подтверждением этого выступало свидетельство о госрегистрации ИП, так и теперь работа осуществляется согласно официальным бумагам. Только вместо ф. Р61003 выдается лист записи ф. Р60009. Если же гражданин открыл собственное дело до 01.01.17 г., в этом случае создан индивидуальный предприниматель, действующий на основании свидетельства. Так как уже выданная документация продолжает действовать, обновлению подлежат только бланки с 2017 г.

Как восстановить свидетельство ИП

А что делать тем физлицам, кто утратил свидетельство индивидуального предпринимателя? Можно ли получить дубликат этого документа? К кому обращаться и какие сведения предоставить? Как таковое восстановление свидетельства ИП, то есть получение повторного бланка, невозможно, поскольку нормативно-правовой акт, утвердивший форму, уже отменен. Но не спешите расстраиваться, в оформлении свидетельства нет никакой необходимости. Если документ утрачен, нужно запросить выписку из ЕГРИП.

Запрос делается в письменной форме, по обращению в ИФНС налогоплательщика или его представителя. Или же можно получить выписку на сайте налоговой инспекции, в соответствующем разделе. Документ, заверенный электронной подписью налоговиков, будет иметь полную юридическую силу. Таким образом, свидетельство предпринимателя более не нужно требовать и у контрагентов для проверки благонадежности поставщиков товаров или услуг. В качестве подтверждающей законную деятельность формы также будет выступать лист записи из единого реестра.

Свидетельство о регистрации ИП - как выглядит

Как уже говорилось ранее, старое свидетельство о государственной регистрации ИП, образец формы Р61003 выложен чуть ниже, по-прежнему имеет юридическое действие, если уже было выдано при открытии предпринимательства. Какая информация отражается в этом документе? Приложение 3 Приказа № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. содержит подробный ответ. Прежде всего, подобный документ распечатан не простой бумаге, а специальной, с несколькими степенями защиты - голограмма, рисунки и знаки, герб РФ, индивидуальные номер и серия и т.д. Кроме того, в бланке указывается основная регистрационная информация о предпринимателе.

Свидетельство индивидуального предпринимателя - обязательные реквизиты:

    Точные и полные ФИО гражданина, отчество приводится только при его наличии.

    Присвоенные ОГРНИП и дата записи о получении статуса предпринимателя.

    Наименование территориального подразделения налоговых органов, проводящих регистрацию ИП.

    Дата выдачи формы и печать ИФНС.

    Личная подпись ответственного лица - проставляется с указанием должности и ФИО инспектора.

Обратите внимание! Серия и № свидетельства всегда состоят из 2 цифр (для серии) и 9 (для номера). При этом такие данные являются индивидуальными, присваиваются каждому предпринимателю отдельно и не могут повторяться ни при каких обстоятельствах.

В каких случаях требуется свидетельство о регистрации ИП

Этот бланк наравне с заменившим его листом записи является основным документом, подтверждающим факт регистрации гражданина в статусе ИП. Согласно нормам гражданского законодательства каждый человек вправе заниматься предпринимательством, без обязательного открытия юрлица, но при условии государственной регистрации в контрольных органах. Случаи нелегальной деятельности караются штрафными санкциями по уголовному и административному законодательству. Поэтому перед тем, как приступать к развитию собственного бизнеса, требуется официально зарегистрироваться в госорганах.

Кроме того, только с предъявлением свидетельства предприниматель сможет оформить лицензии и разрешения при ведении определенных видов деятельности, открыть расчетный счет и получить кредиты в банках, заказать изготовление печати, сдать отчетность, заключить договора с надежными партнерами и пр. Коротко говоря, выданный налоговой инспекцией документ о госрегистрации ИП - это официальное подтверждение законности вашего бизнеса.

Мы многое рассказали о том, как выглядит эта форма, далее приведены примеры образцов для всех видов обсуждаемых бланков - от Р61001 до Р60009. Внимательно изучите фотографии, чтобы точно знать, как оформляются документы по законодательным нормам и не столкнуться с подделкой.

Свидетельство ИП - образец

Рассмотрим, как выглядит свидетельство ИП - фото приведены для всех возможных форм. Начнем с бланка ф. Р61001 по Приказу №439 от 19.06.02 г. Как видно на фотографии этот документ содержит основной регистрационный № созданного предпринимателя, дату внесения соответствующей записи в ЕГРИП, наименование контрольного госоргана, подпись, ФИО и должность ответственного инспектора налоговой службы. Форма распечатана на специальном бланке, защищена всеми возможными способами и отмечена серией и номером. Именно такая форма выдавалась гражданам при создании ИП ранее.

Рисунок № 1 - свидетельство по ф. Р61001.

На смену ф. Р61001 пришла форма Р61003 по Приказу № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. Этот документ в принципе мало чем отличается от своего предшественника, что можно видеть на рисунке № 2. Также здесь указан регистрационный номер (ОГРНИП) физлица в статусе предпринимателя, дата внесения записей в реестр, наименование территориального подразделения ИФНС, должность и ФИО ответственного сотрудника, а также его личная подпись. Добавлена строка для даты выдачи ф. Р61003. Документ распечатан на специальной бумаге с голограммой и прочими уровнями защиты.

Рисунок № 2 - свидетельство по ф. Р61003.

Наконец, рассмотрим, как выглядит лист записи ф. Р60009, актуальный при регистрации предпринимателей с 01.01.17 г. Этот документ составлен на обычной бумаге, без каких-либо специальных степеней защиты, но также содержит все необходимые реквизиты, включая запись о приобретении гражданином статуса ИП. В первую очередь это подтверждается основным регистрационным номером (ОГРНИП), датой внесения такой записи, наименованием территориальной налоговой службы. Отдельно приводятся личные данные о физлице.

Рисунок № 3 - лист записи по ф. Р60009.

Для чего нужно свидетельство о закрытии ИП

Если предприниматель прекращает свою деятельность, как сдать свидетельство ИП ? И нужно ли предоставлять этот документ в регистрирующий орган? Чтобы закрыть собственный бизнес, физлицу необходимо выполнить ряд обязательных действий, одно из которых включает подачу пакета документации в налоговую инспекцию. В такой перечень входит предоставление копии регистрационных свидетельств о факте открытия ИП. После того, как соблюден регламент юридической процедуры, гражданин получает «на руки» документы о закрытии ИП.

С 2017 года, как и при создании предпринимательства, прекращение деятельности ИП подтверждается оформлением листа записи ф. Р60009. Только в отличие от регистрации открытия бизнеса при его закрытии делается иная запись - об исключении физлица из Единого Реестра (ЕГРНИП). С момента отражения такой записи предприниматель официально считается прекратившим свою деятельность, но все неисполненные обязательства переходят к физлицу. Поскольку согласно стат. 24 ГК гражданин несет полную ответственность по долгам, возникшим в результате его коммерческой деятельности.

Вывод - мы разобрались, что права ИП, действующего на основании свидетельства, и ИП, действующего на основании листа записи, одинаковы, потому что два этих документа - равноценны. На приведенных фотографиях видно, в чем состоят отличия и сходства между унифицированными формами, актуальными ранее и сейчас. Основная разница заключается в прекращении использования специальных бланков с голограммами, но юридическая сила документов от этого не уменьшилась.

Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ.

В едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

    полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях юридического лица;

    копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица (реорганизация или ликвидация);

    размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного (складочного) капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринима­теле:

    фамилия, имя, отчество;

    дата и место рождения;

    гражданство;

    место жительства в Российской Федерации;

    данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации);

    вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного граж­данина или лица без гражданства (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

    вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

    дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи о регистрации;

    дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, в связи со смертью, в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) и др.);

    сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

О всех изменениях содержащихся в государственных реестрах сведений юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны в течение трех дней сообщить в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений все ранее внесенные сведения сохраняются.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти и органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется под­писью уполномоченного лица – заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность, а также идентификационный номер налогоплательщика.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

    руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

    учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

    руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

    конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

    иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, предусмотренных законом. В частности, не допускается регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации, и регистрация юридических лиц, учредителем которых оно выступает.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на выявленные нарушения. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации рассматриваются как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и в соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный необоснованным отказом в государственной регистрации, уклонением от регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные пред­приниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

2017-й год для всех желающих зарегистрировать свое ООО или ИП начался с изменений. Ставшие уже привычными - желтенькие, на официальных бланках, - свидетельства о государственной регистрации ЮЛ и ИП налоговая служба больше не выдает. Эти два документа отменили совсем. Далее все подробности о том, как теперь подтвердить регистрацию ООО или ИП, а также какие документы заменили старые свидетельства о государственной регистрации ЮЛ и ИП.

Откуда появилась такая информация?

"Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы".

Именно этот сентябрьский Приказ ФНС России и отменил свидетельства о регистрации ЮЛ и ИП. Пунктом 3 этого документа было установлено, что Приказ вступил в силу с 01 января 2017 года. Отсюда и срок.


В чем суть изменений?

Первое и самое важное: с 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) вместо свидетельства о государственной регистрации будет выдаваться ЛИСТ ЗАПИСИ нужного реестра - ЕРГЮЛ или ЕГРИП соответственно.

Лист записи теперь - это документ, который подтверждает факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Проще говоря, подтверждает, что ЮЛ или ИП зарегистрировано и запись в нужном реестре сделана. Привычных свидетельств о государственной регистрации у ООО или ИП, зарегистрированных после 1 января 2017 года, уже не будет. Вместо них - Лист записи.

Второе , тоже не менее важное, изменение: другие свидетельства - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации по месту ее нахождения и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе - сохранились , их пока никто не отменял. Но вот печатать их теперь будут не на специальных бланках, а на обычных белых листах формата А4 .

Третье : утвердили новые формы Листа записи ЕГРЮЛ и Листа записи ЕГРИП . Теперь эти два документа выглядят так.

ЛИСТ ЗАПИСИ ЕГРЮЛ (ФОРМА № 50007)

ЛИСТ ЗАПИСИ ЕГРИП (ФОРМА № 60009)


Зачем отменили свидетельства о государственной регистрации ЮЛ и ИП?

Причину нововведений налоговая служба объясняет просто: «в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами в сфере государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей… и учета налогоплательщиков». Эта официальная причина тоже указана в Приказе ФНС России от 12 сентября 2016 года.

Говоря простым языком, чем меньше документов будет выдаваться и чем проще будут эти документы, тем легче и быстрее можно будет новые субъекты бизнеса регистрировать. Отмена бланков строгой отчетности для свидетельств о постановке на учет ЮЛ и физических лиц - это еще и существенная экономия для бюджета.

К слову сказать, отмена свидетельств о государственной регистрации ЮЛ или ИП - это уже второй шаг упрощения регистрационных процедур в России, первая волна «отмены свидетельств» прошла еще летом 2016 - когда с 15 июля отменили свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество .


Какие документы теперь выдает налоговая служба после регистрации ООО при создании?

Для новых ООО, документы на регистрацию которых поданы после 1 января 2017 года, в случае принятия положительного решения о регистрации, налоговая служба выдает:

  • Один экземпляр устава ООО с отметкой регистрирующего органа;
  • Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения на обычном листе А4.

Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Государственные реестры

Глава III. Порядок государственной регистрации

Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц

Глава VI. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц