Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи. Урок "отрицательные частицы не и ни"

Тема : Правописание частиц не и ни

Цель урока : расширить знания о различении на письме частиц не и ни, совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, формировать коммуникативные навыки учащихся (устные высказывания с обобщением).

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока : урок-практикум

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности . Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Прочитайте пословицы (пословицы записаны на доске или представлены на слайде). Какой общей темой объединены пословицы?

С какими из них вы согласны, а с какими - нет?

Какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объясните правописание не и ни в данных предложениях.

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. Не поживши вместе, друга не узнаешь. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Недруг поддакивает, а друг спорит.

III. Осмысление изученного и обобщение

1. Отличие частиц не и ни по значению. Составление алгоритма рассуждения.

Объясняя, какую частицу нужно писать, учащиеся приходят к выводу, что в каждом конкретном случае написание частиц не и ни определяется путем сопоставительного анализа в соответствии со смыслом высказывания.

Сопоставительный анализ:

1) Определи, сколько частиц не и ни в предложении. Если одна, то

2) определи, к какой части речи относится эта частица. Если к существительному в родительном падеже – пиши ни ; если к другой части речи – пиши не.

Если частица при глаголе, то

3) определи, восклицательное или повествовательное предложение. Если предложение восклицательное – пиши не , если сложное с утвердительным смыслом – пиши ни;

4) определи, какой смысл имеет предложение. Если положительный смысл – пиши две частицы не, если отрицательный – пиши не и ни (ни усиливает отрицание, выраженное частицей не ).

2. Лингвистический тренинг . Используя алгоритм рассуждения, прокомментируйте написание частиц не и ни .

Я не могу не рассказать о своем путешествии. Кому не хочется побывать в далеких странах? Кто бы ни приходил к ним, каждого встречали приветливо. Ни на одном из этих решений они не остановились. Какие страны я только ни видел, о родине не забывал. Вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива. Вокруг нет ни души.

3. Самостоятельная работа. Тест.

Вариант I (распечатки тестовых заданий на каждой парте). Отметьте случаи правописания не .

1) Н… чуть н.. изменился.

2) Друг н… мог н… помочь мне.

3) Н.. знал н.. правил, н.. формул.

4) Задача н… решена.

5) Куда н.. кинь взор, всюду развалины.

6) Н… первый случай.

7) Нельзя н.. любоваться закатом.

8) Н… правда, а ложь.

Вариант II. Отметьте случаи правописания ни.

1) Н… за что благодарить.

2) Н… разу не ответил.

3) Н… для кого н… тайна.

4) Нет н… на суше, н…на море.

5) Всюду, где мы н…проезжали.

6) Вокруг н…души.

7) Н.. один лист н…шевелился.

8) Это н…ответ.

4. Работа в группах. «Собираем» орфограммы . Используя материал учебника «Слитное и раздельное написание частиц не и ни с различными частями речи», подготовьте информацию:

I группа - о слитном и раздельном написании частицы ни ;

II группа не с существительными, прилагательными, наречиями на - о, - е;

III группа - о слитном и раздельном написании частицы не с глаголами, деепричастиями , причастиями;

IV группа - о слитном и раздельном написании частицы не с местоимениями и отрицательными наречиями.

Сообщения проиллюстрируйте примерами из словарного диктанта (распечатки диктанта на каждой парте), допишите собственные примеры.

Недотрога, нигде, не сделал, вовсе не интересный рассказ, не подготовленная к сдаче работа, ни с кем не говорила, ни слуху ни духу, неряшливо, ненавидеть, не веселый, а грустный; не взирая на бурю, ненаписанное письмо, нисколько, недруг, ни шагу назад, неоткуда, нелепый, когда бы то ни было.

5. Работа с деформированным текстом.

Павел Петрович старался (н..)глядеть на Базарова. Он стыдился своей заносчивости, своей (н..)удачи. Молчание длилось тяжелое и (н..)ловкое. Обоим было (н..)хорошо. Каждый из них осознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (н..)приятно (н..)другам. (Н..)один, (н..)другой (н..)делали попытки к примирению.

6. Фразеологический практикум. Продолжите список устойчивых сочетаний с не и ни . С несколькими фразеологизмами составьте предложения.

Не видно ни зги, не покладая рук, ни свет ни заря….

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Составьте список ключевых слов по теме урока.

2. Ответьте на вопросы:

1) Что вам известно о значении и употреблении частиц не и ни ?

2) Что вы знаете о правописании частицы не с разными частями речи?

3) Когда ни со словами пишется слитно, а когда раздельно?

V. Домашнее задание : выпишите из художественных произведений пять-шесть предложений с не и ни в качестве примеров на изученные орфограммы.

На уроке рассматриваются правила определения орфограммы - буквы, слитное и раздельное написание НЕ с частями речи, дается алгоритм выбора орфограммы - буквы и прием удобного запоминания правил слитного/ раздельного написания НЕ с частями речи.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованные ресурсы Интернет

1. Словарь лингвистических терминов ().

2. Подчинительные союзы и союзные слова ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.


Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло






Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.






Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.












Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.

Слово учителя:

Начнём наш урок вот с такой необычной истории:

(Ученики разыгрывают сценку)

В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.

Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.

В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:

НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…

Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:

Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!

Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:

Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!

На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.

1 вариант 2 вариант

не участвовал негодовать

не слышится шороха неряшливый

не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь говорить неправду

не в чем сомневаться нечем удивить

не за что хвалить нечего хвалиться

ничуть не злой очень недобрый

вовсе не грустный совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя:

Объясните значения устойчивых выражений :

ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)

А сейчас выполните следующие задание:

на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.

3.Слово учителя:

Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­ дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.

Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Какую особенность вы заметили в этих предложениях? (первая частица не находится перед формами гла­ гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).

4.Фикульминутка.

5.Слово учителя:

Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.

(продолжение сценки)

Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.

Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.

Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?

Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.

НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.

Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.

Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.

Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .

Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!

Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.

6.Слово учителя:

Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.

Работа с карточками

А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.)

В. Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

IV .Стадия рефлексии .

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»