Правовая культура понятие и структура. Правовая культура: понятие, структура, функции, виды. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и право

Правовая культура – это

    1. совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о , его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;
    2. совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

    • ясные законы,
    • совершенную законодательную технику,
    • развитую правовую науку,
    • высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
    1. знание права,
    2. отношение к праву,
    3. привычка соблюдать право (закон),
    4. правовая активность.
Структура правовой культуры включает:
    • культуру правового сознания, правового поведения;
    • культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:
    1. правовая культура общества;
    2. правовая культура индивида;
    3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).
Уровни правовой культуры:
    • обыденная,
    • профессиональная и
    • доктринальная.

Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:
    1. познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);
    2. регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов и создания устойчивого правопорядка);
    3. коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);
    4. прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);
    5. ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Суть правовой культуры можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове-дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру-гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест-ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе-ризуется определенным уровнем правовой активности, благода-ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз-можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю-щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче-ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи-саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност-ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс-шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю-дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече-ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

Познавательная;

Регулятивная;

Нормативно-ценностная;

Коммуникативная;

Прогностическая.

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте-чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.


Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де-лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со-стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со-поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критиче-скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре-дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про-блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно-сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра-вовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражда-нина в правовой организации общества;

Утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

Правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

Активную законотворческую, правозащитную и правопри-менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - недо-оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже-ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво-дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека - это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради-ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про-думанная система правового образования.

Правовое обучение - передача, накопление и усвоение пра-вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

Правовое просвещение - распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

Юридическая практика - передача юридической информа-ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель-ной деятельности и т.п.;

Самовоспитание - самообразование, собственный анализ правовых явлений.

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со­знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

3) институционный - совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу­ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

· степень развитости правосознания населения;

· уровень развития правовой деятельности;

· степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

Реальной потребностью в праве;



Состоянием законности и правопорядка в стране;

Степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологический элемент (правовая психология);

* идеологический элемент (правовая идеология);

* поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

· уровень правосознания и правовой активности общества;

· уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

· культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со­стояние правосознания индивида, то есть степень зна­ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить "многомерное" представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш­ней" средой. Если "внутриправовые" системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции : познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова)- это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма , следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив­ность. Она проявляется:

· в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

· в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

3. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го­сударственных органов и общественности по формированию у граж­дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль­туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб­ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо­вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны­ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право­вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую­щие составные части:

a. субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b. объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c. содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d. методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e. формы воспитания:

Профессиональное юридическое образование;

Правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

Правовое воспитание правонарушителей правоприменительны­ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель­ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока­туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор­ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

a. Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

b. Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

c. Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

d. Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

e. Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания: убежде­ние; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм представляет собой на­правление общественно-политической мысли, отрицающей со­циальную и личностную ценность права и считающей его наиме­нее совершенным способом регулирования общественных от­ношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име­ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич­ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз­ма относят:

1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3. правовую систему, в которой господствовали админист­ративно-командные методы, секретные и полусекретные под­ законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного­ численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима­емых законов, длительность процесса осуществления всех ре­форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру­гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз­ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

Ряд положений марксистско-ленинского учения, куль­тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска­жающих роль и значение права;

Отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

Новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

Ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Юридический фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, представления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят свое выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон­ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це­лесообразности"

» Массовое нарушение прав и свобод человека

В качестве специальных средств сведения к минимуму право­вого нигилизма следует назвать: обеспечение должного качест­ва принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведе­ние в соответствие с потребностями времени правового воспита­ния населения, профессионального обучения и воспитания юри­стов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право­вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право­вого нигилизма являются:

♦ широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни­ков, бизнесменов и др.);

♦ многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

♦ высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

♦ соединение правового нигилизма с формами социаль­ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст­венные выступления, перекрытие железных дорог);

♦ усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

♦ эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

a) юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

b) правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);

c) перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

Укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица­ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

Реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

Гарантированность прав и свобод человека;

Совершенствование правовой системы;

Обеспечение в стране правопорядка;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основнымиформами проявления правового идеа­лизма являются:

÷ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни (в том числе противопоставление "писано­го" и "неписаного" права);

÷ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо­собны быстро изменить жизнь;

÷ буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше­ния регулируются не только правом;

÷ идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

÷ неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общественные отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав­каза и т. д.);

÷ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеа­лизма в российском обществе относятся:

♦ особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де­мократических традиций;

♦историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла­шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще­ствление многих государственных замыслов - строитель­ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от­мена социализма сверху;

♦ культивируемый десятилетиями и столетиями "право­вой голод";

♦ идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

♦ неразвитое и деформированное правосознание;

♦ юридическое невежество;

♦ дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа­лизмом являются:

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества норматив­но-правовых актов, улучшение их качества;

Уделение законодателем внимания реальности, близо­сти к жизни принимаемых, им актов;

Усиление реалистичности юридический науки;

Создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра­вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра­вовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра­вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы ещё в Древнем Риме его замечательными юристами.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура личности - это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляют профессионально-правовая культура юристов.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с её естественными правами.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы "останавливается" на поверхности правовых явлений, её обобщения неглубоки. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставив человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов ступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и так далее); результаты правовой деятельности в виде духовных материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и так далее).

Повышение уровня правовой образованности и культуры населения; преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы государственного обустройства тесно связаны с повышением уровня правовой культуры на практическом, административно-организационном уровне. По мнению В.В. Лазарева, правовая культура может проявляться в 4 основных состояниях:

1. идеолого-психологическом;

2. нормативном, фиксируемом совокупностью норм права;

3. поведенческом, указывающем на характер правовых действий;

4. объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.

Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы. Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Таким образом, понятие социализации в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации. Она представляет собой все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально - правовые отношения. Правовая социализация происходит, так же как и общая социализация в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации идет посредством научения: прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и так далее.

Правовая социализация может основываться на представлениях, существующих на данный момент у группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, мотивов и привычки социально активного поведения. Существуют различные типы правового воспитания: обучение, просвещение, пропаганда и от его качества зависит, станут ли социальные реализовываться в его привычном поведении.

Первым типом правовой социализации являются правовое обучение и пропаганда. Правовое обучение, как любой вид обучения, происходит длительное время, с систематическим применением полного арсенала педагогической науки, воспитательных средств. Правовая пропаганда действует в основном в разовом, несистематизированном виде разовые публичные лекции, плакаты, реклама, материалы процесса и тому подобное. Поэтому эффективность этих форм подачи знании о необходимости и важности правомерного образа мысли и жизни должна быть продуманной и предварительно отработанной.

Ко второму типу непосредственных факторов правовой социализации личности можно отнести внедрение таких организационных и законодательных мер, которые максимально облегчают обращение человека к правоохранительным органам по поводу защиты своих прав, свобод и законных интересов.

К третьему типу факторов можно отнести прозрачность, легальность принятия законодательных актов, а самое главное - их неукоснительное исполнение самими органами государства, юридического института общества. Необходимо, чтобы любое решение на любом уровне и этапе его подготовки было бы доступно любому человеку, если это не наносит ущерба ходу расследования или стратегии государственной безопасности.

К четвертому, к самому распространенному виду факторов правовой социализации личности можно отнести такие формы и методы, как доверительные взаимоотношения делегирование власти, которые были бы максимально близки обычаям, традициям и нравственным нормам и ценностям самих социальных групп.

Таким образом, правовая социализация личности есть не механическое накопление новой информации о законодательной системе общества, о деятельности юридического института общества, а это сложный содержательный, осмысленный и мировоззренческий процесс, и к нему следует относиться ответственно, глубоко научно, на основе высокой культуры деятельности юридических организации общества и правительства.

Объективные факторы правовой социализации личности в целом связано с благосостоянием. Образом жизни основной части населения страны или его больших социальных групп и слоев, с политико-правовой ситуацией в государстве. Если господствующий политический режим направлен на строительство правового государства, на утверждение демократичного общества, то в целом формируется положительная атмосфера в правозаконной сфере жизни общества.

К субъективным факторам правовой социализации личности в первую очередь относится сам человек. Направленность становления человека в целом и самовоспитание личности являются самыми определяющими субъективными факторами правовой социализации личности. Родители, родственники, ближайшие знакомые, члены коллектива (друзья, учебные группы в школах, вузах, трудовой коллектив, социальные группы по интересам и тому подобное) представляют собой самые важные субъективные факторы правовой социализации личности.

Юридические и другие воспитательно-образовательные институты общества составляют особую группу субъективных факторов правовой социализации личности. Они специально опираются на научные исследования по данной проблеме, и личность рассматривают как свой объект воздействия. Общественные институты, как субъективный фактор правовой социализации личности, определяют конкретные цели, содержание, методику, дидактику и другие вопросы эффективного функционирования указанной системы. Самой главной целью такой работы следует считать формирование у личности потребности в правовой социализации.

Культура общества в целом представляет собой единство объективных и субъективных факторов, которое определяет общую направленность правовой социализации личности. Культура конкретного человека, как разновидность культурных процессов в обществе, представляет собой, с одной стороны, самую простую и понятную и, с другой стороны, самую сложную проблему. Перемещение правовых норм во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах;, законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека. Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), необходимы нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль-это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо -плохо, благородно-низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное суждение. Отклонение от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего, классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и другие. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы нередко имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений. Сегодня большинство государств являются светскими. Тем самым в них религия и право отделены друг от друга.

Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организации, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

Таким образом, человеческие отношения регулируются разнообразными нормами. Особо значимые для общества и государства отношения регулируются правовыми нормами или правом. В зависимости от того, какое место занимает правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и её правовое поведение. Правовое поведение - это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, которое подконтрольно их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

Правовая культура

Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ("теоретическим телом" (проф. Ю.М.Дмитриенко) "более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др." (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают два вида, среди которых есть и подвиды :
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко);
- Б. "Практическая правовая культура" (асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура общества;
- б) правовая культура личности;
- в) правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию . Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Структура правовой культуры

Уровень правосознания и правовой активности граждан

  • Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений , урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права . Прочность правопорядка зависит от состояния законности , без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка .

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

В подтверждение «усвоения правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» уже в раннем детстве, достаточно привести всего лишь одну цитату:

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую -
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул - реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, - это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний - вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Особенности российской правовой культуры

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению Смоленского, является: "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства - не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф.М Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин , выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Список литературы

  1. Кистяковский Б. А. Право и метод //Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.
  2. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков, 2002, В. Новгород (003298)
  3. Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика, 2008. - 352 с.(на украинском языке)
  4. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2
  5. Крапивинский С. Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. - Волгоград: Издательств Волгоградского государственного университета, 1998.
  6. Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. - 0,6 п.л.
  7. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  8. Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. - В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964,
  9. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
  10. Невважай И. Д Типы правовой культуры и формы правосознания.
  11. Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  12. Скакун О. Ф. Теория государства и права. - Х.: Консум, 2000. - 604 с.
  13. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002 г. № 6.
  14. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  15. Правовая культура как конститутив жизненного пространства личности в гражданском обществе //Научный и общественно-теоретический журнал "Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. " 2 2003. - 0,8 п.л.
  16. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  17. Розин В. М. Генезис права. М., 2003.
  18. Силичев Д. А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Приор-издат», 2004.
  19. Селезнёв И. А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи // Полит. экспертиза. - 2008 - Т. 4, № 4. - С. 152-169
  20. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  21. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография - Москва ИКЦ «МарТ», 2003
  22. Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.
  23. Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры //Известия высших учебных за-ведений Северо-кавказский регион. № 1. Ростов-на-Дону. 2003.-0,5 п.л.
  24. Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал "Юридический Вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 - 0,55 п.л.
  25. Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография - Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» - 7,5 п.л.
  26. Смоленский М. Б. Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе - формула взаимообусловленности. //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Приложение № 1. Ростов-на-Дону. 2003. - 0,9 п.л.
  27. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России - формула взаимообусловленности - г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 - 0,8 п.л.
  28. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: Монография - Ростов-на-Дону Изд. СКНЦ ВШ. 2002. - 12, 75 п.л.
  29. Смоленский М. Б. Приоритет прав и свобод человека и гражданина как фактор витальности гражданского общества Ростов-на-Дону.
  30. Смоленский М. Б. Правовой менталитет - фактор формирования правовой культуры как основы гражданско-го общества //Известия высших учебных заведений Северокавказский регион. Ростов-на-Дону. 2002. - 0,6 п.л.
  31. Спекторский Е. В. Христианство и правовая культура // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.
  32. Теория государства и права. Ленинград. Издательстве ленинградского университета. 1987.
  33. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200.
  34. Дмитрієнко Ю. М. Дві вісі формування української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 221–241 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .
  35. Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205 – 220 [Електронний ресурс]:[Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .