Проект на тему: «Международный день родного языка» в старшей группе проект (старшая группа) на тему. Конспект занятия по развитию речи «Международный день родного языка Конспект занятия по развитию речи «Международный день родного языка»

«Теміртау қаласы әкімдігі Темиртау қаласының білім беру бөлімінің

21 «Самал» балабақшасы» Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны

Государственное коммунальное казенное предприятие «Детский сад № 21 «Самал»

акимата города Темиртау отдела образования города Темиртау»

Тақырыптық сабақ:

«Тіл – достықтың алтын көпірі»

(ересек топтар)

Тема тическое занятие:

«Язык народа – язык дружбы»

(старшие группы №1 «Балапан», №5 «Бә йшешек»)

Подготовила:

учитель русского языка

Алматаева А.Б.

Темиртау 2017

Тема: «Язык народа – язык дружбы»

Цель: познакомить детей с языками народов, воспитывать дружественные отношения среди различных национальностей.

Задачи:

1. Закреплять знания о Дне языков народа Казахстана; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.

2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.

3. Воспитывать любовь к своей стране, казахскому языку, русскому языку и другим языкам народа Казахстана.

Ход занятия:

1. Прослушивание гимна Республики Казахстан. Вступительное слово.

22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана». Наш Президент Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наше занятие мы посвящаем теме: «Язык народа – язык дружбы».

Послушайте пословицы на казахском и русском языках:

«Тіл – достық көпірі», «Язык – мост дружбы».

Как вы их понимаете?

2. Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык мой – враг мой.

Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

3. Беседа: Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

А какие языки вы уже знаете, и с какими сталкивались? Казахстан – многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны, так как наш президент Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.

Знакомство с Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан».

Показывает карту Казахстана, дети внимательно рассматривают ее.Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.

Ана тілім-ардағым.

Ана тілім, Ана сүті-жүрегім,

Қадір тұтып оны әркез жүремін.

Бойымдағы өнерімді аздаған,

Өз тілімнің қасиеті деп білімін.

Ана тілім-ең асылым, ардағым,

Ана тілім-бар байлығым, бар бағым

Халқым үшін арнасам ән-жырымды,

Ана тілі-өз тілімді арнадым.

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весною.

Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

4. Игра «Наоборот»

Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

5. Учитель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на казахском, русском и английском языках, для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.

6. Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир)

Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать под единый шанырак всем детям и вместе пропеть песни на казахском и на русском языках, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!

Светлана Сесова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «День родного языка»

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель в русском народном сарафане приветствует их: «Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы на наш праздник. Удивлены, что я вас так назвала? «Красны девицы» - это значит, что девочки наши покрашены в красный цвет? Нет, это значит, что девочки наши красивые, добрые. А мальчики –«добры молодцы» - это наши защитники, помощники.»

А праздник наш сегодня посвящен нашему родному языку.

Кто мне поможет, что такое «Родной язык»?

Ответы детей: - это язык на котором мы говорим, это русский язык.

Воспитатель: Правильно дети. Сегодня, 21 февраля – во все мире отмечается праздник - день родного языка. Мы с вами живем в самой большой стране мира – в России. И русский язык – наш родной язык. В разных странах говорят на разных языках. В Англии - а английском, в Германии - на немецком, в Турции - на турецком. В России – русский язык не только родной для большинства жителей, он еще является языком межнационального общения. Что это значит? В нашей стране – посмотрите на карту какая она огромная, живут люди разных национальностей, имеющие свой родной язык, но все они говорят по- русски, русский язык нас объединяет.

Родной язык, родная речь – с ней мы встречаем каждый день. На родном языке мы говорим, поем песни, пишем письма, думаем.

Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Воспитатель: А что всегда побеждает в русских сказках?

Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости. Еще один из видов устного творчества – это пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные русским народом. Например: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей: все любят хорошее отношения, ласку.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Шло время, люди научились записывать свои мысли. До наших дней сохранились берестяные - письма и записи на коре березы. Чернила на берестяных грамотах не использовались. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. Братья Кирилл и Мефодий разработали азбуку. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей». Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

Воспитатель: Хорошо, вы знаете много сказок. А кто-нибудь хочет почитать нам отрывки из них?

Дети по желанию декламируют отрывки их сказок Пушкина.

Воспитатель: Мне очень понравилось ваше выступление. А я хочу еще вам рассказать об интересном факте, которым мы можем по-праву гордится. Знаете ли вы, что именно на русском языке были произнесены первые слова в космосе? 12 апреля 1961 года в 9:52 при проверке связи во время пилотируемого полёта в космическое пространство, Ю. А. Гагарин произнёс: «Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.» В настоящее время русский язык неофициально является языком международного общения при пилотируемых полётах на околоземной орбите. Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.

В заключение хочу вам всем пожелать любить родной язык, красиво на нем разговаривать, правильно произносить слова, писать без ошибок.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Снеговичок» «Международный день родного языка». Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы Подготовили: Назаренко Л.И. Шевченко Э.Ф. Нижневартовск,2015

2 Цели: познакомить с праздником «Международный день родного языка»; углубить и обобщить знания детей о народах севера, их быте и деятельности. воспитывать любовь к своему родному и русскому языку; воспитывать патриотические чувства; прививать любовь к родному краю. развивать умение логически мыслить, отвечать на вопросы полным предложением, развивать речь детей. Словарная работа: добиваться от детей правильных связных ответов, следить за произношением. Ввести в словарь детей слова: стойбище, арашкан, нарты, чум, хэйро. Методы и приемы проведения открытого НОД: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация презентации, игры. Форма проведения: открытое НОД Дата проведения: в 10:15 Участники: группа детей 2.3 Литература: zanyatie_prazdniki_hantov.doc Оборудование: ауди запись «Ручеек», «Хантейская мелодия», презентация, 2 обруча, 2 стола, разрезные картинки (4 штуки), зажимы с бантиками для детей,эмблемы. Ход занятия Содержание Методические указания 1 Орг.момент Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Игра «Здравствуй друг» «Встаньте дети, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг. Мы друг другу улыбнемся, дружно за руки возьмемся. Здравствуй друг, здравствуй друг, получился дружный круг» Ребята посмотрите друг на друга. Мы все такие красивые, интересные мальчики и девочки. А чем мы отличаемся друг от друга? + Цветом волос, кожи (смуглые и светленькие). А ещё мы все разной национальности. - Правильно, и у каждого из вас свой национальный язык. Сегодня у нас с вами праздник родного языка. Этот праздник стал отмечаться совсем недавно. - Ребята, а если б не было языка мы могли бы с вами общаться? +Нет - Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Дети в круге, игра. Родной язык. Он впитан с молоком. Звучит как музыка, нам сердце услаждая Вероника читает

3 В международный день родного языка На языке родном тебе мы пожелаем: Люби язык, храни на день и на века! Не забывай мелодию родного языка. - Марад, ты какой национальности? (Узбек) Как здороваются на родном языке узбеки? + Ассалэуме алайкум - Ислам, ты какой национальности? (Азербайджанец) Поздоровайся на своем языке + Салам - Наташа, ты какой национальности? (Украинка) Поздоровайся на своем языке + Добрый дэн - Айханум, ты какой национальности? (Кумычка) Поздоровайся на своем языке + Здравствуйте - А как звучит слово «мама»? + Узбекский - ое Украинский - маты Азербайджанском ана Кумыкском - ана - А «папа»? Узбекский - дада Украинский - батько Кумыкском - ата Азербайджанском - ата Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. - А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? +Русский Почему русский? + Потому что живем в России. А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне) В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык. - Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник. Поиграем русскую национальную игру «ручеек». Правило игры Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Новая пара идет в конец ручейка встает, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало стих Включить мелодию Игра ручеек

4 «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее. Подойдите к столам соответствующие по цвету ваших бантов. Вот мы с вами поделились на команды. Необходимо собрать картинки. 1,2, 3 начни. Ребята, что изображено на картинках? 1.Флаг Нижневартовска 2.Герб Нижневартовска 3. Флаг России 4.Герб России Почему у нас длинная зимая? + Мы живем на севере. У нас суровый край холодный, но мы его все равно любим. Давайте вспомним, как мы греемся в морозы. Игра с элементами массажа "В тундре нашей мороз" В тундре нашей мороз, поглаживать нос от ноздрей к переносице Ну-ка все потёрли нос! Ни к чему нам бить баклуши, указательным и большим пальцами Ну-ка, все взялись за уши! "лепить" уши снизу вверх Покрутили, повертели, Вот и уши погрели, все движения выполняются в соответствии с текстом Головою покачали! По коленям постучали! По плечам похлопали! А теперь потопали! - Назовите коренных жителей нашего округа + Ханты и Манси. Сейчас проходите на стульчики, поговорим чем и как живут коренные жители. С голубыми бантиками садятся впереди, с жёлтыми на стульчики второго ряда. Показ презентации - Ханты и Манси тоже разговаривают на своем родном языке. Где они живут? Как называются их поселения? + Мы живем в городе, наши бабушки в деревне. А Ханты и Манси живут в стойбище. Повторите слово. Раннего утра женщины на священном месте в стойбище - арашкан (место костра), Повторите арашкан, это место костра. Ребята, каких животных разводят северные народы? + Разводят оленей В городах живут - в квартирах, в деревне - в домах, а Ханты и Манси где живут узнаете, как отгадаете загадку. Стоит сноп, а внутри люди (Чум) В доме лишь одна стена, Очень круглая она. До того она кругла Знаки цветные столе Дети собирают разрезные картинки Рассказ детей о символиках (обозначение) на Игра с элементами массажа Дети садятся на стулья Презентация+Рассказ Повтор новых слов детьми

5 Ни единого угла. (Чум) Чум зимой укрывают оленьими шкурами, а летом берестой (корой березы). Чум собирают и разбирают женщины это женская работа. Летом и зимой чум перевозят на санях. Сани называются нарды. Повторим слово. Поиграем в ханты мансийскую игру "Кто быстрее построит чум?" Соберем чум и послушаем хантейскую композиция. Берёт два обруча и сообщает, что определиться нужно по цвету бантов - у кого, какого цвета "чум" (обруч). Играет музыка, дети разбегаются по залу врассыпную, изображая животных тундры. По окончании музыки дети должны найти свой "чум", т.е. встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее построит "чум". Садимся на стульчики, проведем викторину. 1.Где живут Ханты и Манси? город деревня стойбище 2.Назовите жилище коренных жителей. квартира дом чум 3.Какое средство передвижения? велосипед нарты машины 4.Какких животных разводят Ханты и Манси? оленей лошадей коз Давайте, ещё познакомимся с одним словом «хейро».повторите. Хейро это солнце. У Хантов есть такая игра. Поиграем. У Хантов есть свои праздники и традиции. По приданию весну приносит птица ворона, праздник называется «Вороний день». Посмотрите вот на эти круглую эмблему (круг символизирует солнце), на ней изображена ворона с орнаментом на крыльях. Мы дарим вам их с пожеланием быстрого наступления тепла. Итог Какой язык помогает нам с вами общаться, понимать друг, другом? + Русский Поэту Вязомскому принадлежат такие слова: «Язык - есть исповедь народа. В нем слышится его природа. Загадка Звучит хантейская композиция Игра Дети отвечают на вопросы викторины Игра «Хейро» Эмблемы

6 И душа. И быт родной» - Все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. - На этом наше занятие заканчивается. Благодарим всех гостей и участников.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Росинка" п. Пионерский" Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «В гостях у бабушки Ймъял-Паи» Подготовила:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 63 Приморского района г. Санкт- Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности «Доброта и добрые дела» Образовательная

Путешествие с Югоркой 1 Уважаемые педагоги и родители! Предлагаемый альбом предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5 7 лет для занятий в детском саду и дома. Выпуск содержит задания, позволяющие

МДОУ 35 детский сад комбинированного вида КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВЕСНА СПЕШИТ». Выполнила воспитатель: Захарова М.Н. 2016 г. Конспект НОД по познавательному

Конспект образовательной деятельности «Путешествие на Север» Конспект рассчитан для детей старшего возраста Цель: Приобщить детей к культуре народов Севера Тюменской области. Задачи: развивать интерес

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие патриоты» воспитатель: Кукушкина Е С Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране,

Конспект занятия в разновозрастной группе по нравственно патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»,

Подготовила и провела: Широкова Любовь Вячеславовна Подготовила и провела: Широкова Любовь Вячеславовна Цель: познакомить детей с атрибутикой России, формировать представления о России как о родной стране.

Открытое занятие НОД непосредственно образовательной деятельности по экологии для средней группы по теме «Зима» Программное содержание: 1. Обобщить знания детей о времени года зима. 2. Закреплять знания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Сказка»» г. Долинска Сахалинской области КОНСПЕКТ НОД во второй младшей группе дошкольного возраста «Познавательное развитие»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бобровский детский сад 7 О.В. Педагогическое мероприятие с детьми на тему: «Павлопосадские платки» Возрастная группа: Старшая группа (кол во

Реализация детско-взрослого проекта «Моя Югра мой край родной» На протяжении целого месяца в нашей группе велась работа по реализации проекта «Моя Югра мой край родной». Вид проекта был представлен как

Бобрецова Екатерина Григорьевна воспитатель МБДОУ «Д/С 62» г. Нарьян-Мар, НАО Конспект занятия «Оленеводство» Аннотация: приведенное автором статьи занятие знакомит детей с профессиями коренных жителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Непосредственно - образовательная деятельность для детей старшего возраста Тема: «Наши северные друзья» Выполнила:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад «Метелица» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЕ (ФЦКМ) (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Тема: Посещение краеведческого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шегарский детский сад 1 комбинированного вида» Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 176 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара Конспект НОД в старшей группе с использованием ЭОР «Моя Самара» Подготовила:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида р.п. Башмаково Конспект открытого НОД занятия Тема: «Оранжевое настроение». Воспитатель:ДрожжинаА.Д Цель:

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ на тему: «Дружные ребята» Воспитатель: Вострикова Г.А. Интеграция областей: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Ознакомление детей старшего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 45 г. Ставрополь Конспект образовательной деятельности на тему «Ставрополь моя малая Родина!» Подготовила:

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) Подборка дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Цель: формирование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

Конспект занятия для детей старшего школьного возраста «Город Нижневартовск - история возникновения» Воспитатель первой квалификационной категории Чернявская Н. Н. Программное содержание. 1. Дать детям

МДОАУ д/с «Улыбка» г.пыть-ях Презентация на тему: «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна Наша Родина-Россия Наша Родина

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольные группы Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию с детьми средней группы 5. «Я и моя дружная семья»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» г. Оренбурга Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема «Заучивание стихотворения

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе по теме: «Мой город». Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине,

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя группа Цель: Формирование патриотических чувств у детей

Тема: «Я талантлив» Цель: познакомить детей средне- старшей группы с талантливым человеком с его достижением,его заслугами, с его упорством и целеустремленностью. Формировать представление о таланте как

Райлян Луиза Петровна, воспитатель, МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка», г. Губкинский, ЯНАО НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОЛЕНИ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НЕНЦЕВ» Цель.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 46 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы на тему «ДОМ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Посиделки «Здравствуй осень, в гости просим!» для детей старшей группы. Разработала воспитатель Борсукова И.К. Алтайское

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад «Россиянка» НОД На тему: «Дружба живет среди нас» Составитель: Воспитатель 1 категории гр. 7: Александрова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска детский сад 443 комбинированного вида конспект открытой НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе 4 воспитатель

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие по сказочному лесу» (закрепление пройденного материала). Выполнила Воспитатель МДОУ 3 Андреева Т.А. Дата проведения: 09.02.2016 г. Программные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Дюймовочка» Конспект итоговой открытой НОД по ФЭМП с элементами эксперементирования во 2 младшей группе «Маленькие лягушата»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 125 города Тюмени Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «День, ночь сутки прочь!» Воспитатель

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе День «Семьи» 2-ая младшая группа Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Берёзовский детский сад 9» Конспект совместной деятельности с детьми по патриотическому воспитанию Средняя группа Тема «Наша Родина Россия»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 1 «Сибирячок» 633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1 тел.(8-383-41) 3-70-34; е-mail:

Российская федерация муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 76 комбинированного вида» 660135, г. Красноярск, ул. Молокова 64 «Д», ОГРН 1122468053828 тел 2736544, 2736550

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей семейной принадлежности, в подготовительной к школе группе на тему: «Герб моей семьи». ПРОВЕЛИ ВОСПИТАТЕЛИ НЕМЦОВА В.В. МИРОШНИКОВА

УТРЕННИК, посвящённый Дню 8 МАРТА (для старших групп) Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом у центральной стены. Мальчик1: Сегодня в светлом зале Всех поздравляем с Женским Днём Пусть будет

МАДОУ Центр развития Детский сад 6 Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: Ознакомление детей с родным городом Троицком Подготовила: воспитатель

Направление: «Я человек» УРОК ДОБРОТЫ педагог Кузнецова С.В., Красноярская общеобразовательная школа 5 Класс: 3 «Б» (умеренная степень умственной отсталости) Цель: формирование представлений о добре и

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси». Цель: дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес

Конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Правила и безопасность дорожного движения» Воспитатель: ГБОУ СОШ 1 с/п «детский сад Березка» Вдовина Нина Александровна пгт Безенчук

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 190» Конспект образовательной деятельности по познавательному и художественноэстетическому развитию на тему: «Служба спасения 112» для детей

МБДОУ «Детский сад 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Секреты коми орнамента» Воспитатель Расенкова Елена Владимировна с.

Сценарий утренника на 8 марта в средней группе. Ведущий. Вот опять наступила весна, снова праздник она принесла Праздник радостный, светлый и нежный, Праздник всех дорогих наших женщин! Танец с воздушными

Сценарий праздничного концерта к 8 Марта «От всей души» Ход праздника. Дети под фанфары заходят в зал, за ними выходят ведущие. Ведущий 1: Вновь опять наступила весна! Снова праздник она принесла, Праздник

Конспект специально организованной деятельности Тема: «Путешествие в страну вежливых слов» 2 младшая группа. Образовательные области: Социально-коммуникативное и художественно- эстетическое развитие. Воспитатель:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ Муниципальное образование Ямальский район МБДОУ «Мыскаменский детский сад» НОД в младшей группе на тему «Красавица Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад вид 153» городского округа Самара Методическая разработка электронного дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Рыткучи Конспект Итогового занятия по чукотскому языку в подготовительной к школе группе «Любимый край Чукотка» ПДО: Белоусова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 20» Конспект НОД по пластилинографии в средней группе Тема: «Одуванчики для пчелки Майи» Подготовила и провела воспитатель Т.В. Токарева

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи
«Международный день родного языка»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход мероприятия:

Старшая группа №1 исполняет песню «Как наша Россия прекрасна»

Ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей) .

Ведущий: Мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

Ребята, а есть среди вас татары? А чуваши? А есть кто нибудь мордовской национальности? Я сейчас позову ребят разных национальностей. Скажите друг-другу фразы на родном языке. Вы поняли друг-друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.

Ведущий: Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. А давайте поиграем в переводчиков.

Кто знает. Как здороваются на родном языке чуваши? (Мелле хэлзэм?) Люди мордовской национальности? (здоровьте, чумбра) Татары? (Исэнмесез) Англичане?(Хелло)

А как звучит слово «мама»? мордва - авай, чуваш - анне, татары - әни...

А «папа»? мордва - тетей, тятяй...

Лиана Мубаракшина из старшей группы № 2 поздравит нас с днем родного языка на русском языке.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворения на разных языках.

Хузина Камилла из подготовительной группы № 2 расскажет стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим...

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Евдокия Алексеевна прочтет стихотворение на своем родном мордовском языке.

Григорьева София и Кудашов Сергей из старшей группы №1 тоже расскажут стихотворения на мордовском языке.

Сестры и Кузьмина Вика и Даша расскажет стихотворение на своем родном чувашском языке.

Асанне с кукамай.

Килтем асанне патне

Перинче эп ханана

Асанне, теп, асанне

Перре вар - ха Машанна.

Меншен вал сана ялан

Кукамай тесе ченет?

Матвеев Владик прочтет нам стихотворение на чувашском языке.

Угольникова Надя любит свой родной язык

В нашем оркестре всего понемножку:

Звенит колокольчик, запела гармошка.

А сейчас для вас в исполнении детского оркестра (подг. гр. №1) прозвучит татарская народная мелодия.

А сейчас прозвучит песня «Туган тел» из репертуара Зульфии Минхажевой в исполнении ребят из подготовительной группы № 2.

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы -воплощение души народа, его национальных традиций.

А сейчас русский народный танец с платками нам подарят дети из подготовительной группы №1.

С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки.

Предлагаем стихотворение на молдавском языке, которую читает Раку Настя, из подготовительной группы №1.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, мой милый, засыпай!

В камышах лебедь свернулся,

Сладкий сон его коснулся.

Песик дремлет в конуре,

И лисичка спит в норе.

Хрюшенька уснул в хлеву

И оттуда - ни гу-гу!

Мишка бурый спит в берлоге,

Даже спящийочень строгий!

Зажигается звезда,

Сны на землю шлет луна.

Спи и ты, мой чемпион,

Ждет тебя забавный сон.

Баю-бай! Баю-бай!

Мамарядом, засыпай!

А сейчас ребята из старшей группы №2 покажет татарскую национальную хороводную игру «Жырлы бию».

Сегодня к нам пришла в гости Нина Егоровна. Она нам подарит песню на своем родном чувашском языке.

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свойэто честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один.

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие, английский языкваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке в исполнении ребят из подготовительной группы № 1.

У русского народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте мы их вспомним. Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Язык острее... (бритвы) .

Язык до Киева... (доведет) .

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь) .

Слово - серебро, а молчание... (золото)

Умные речи и слушать... (приятно) .

Человек без родины. Что соловей без... (песни) .

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. (пословицы о языке)

Видна птица по перьям, а человек - по речам. (пословицы о языке)

Заговорил, так надо договаривать. (пословицы о языке)

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (пословицы о языке)

Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит. (пословицы о языке)

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

Петь хорошо вместе, а говорить - порознь. (пословицы о языке)

Сказать легко, да сделать трудно. (пословицы о языке)

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. (пословицы о языке)

Умные речи приятно и слушать. (пословицы о языке)

А сейчас давайте послушаем песню «Туган тел» в исполнении гостей из 4 школы.

А сейчас послушаем песню на украинском языке в исполнении Бань Виктории Александровны, воспитателя нашего детского сада.

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

Разделы: Работа с дошкольниками

Ребёнок начинает общаться и взаимодействовать с самого раннего детства. И уже к моменту поступления в школу обладает неким набором коммуникативных и речевых возможностей, а именно: общение со сверстниками и взрослыми, владение выразительными средствами (речь, мимика, жесты), умение сотрудничать, слушать, слышать и видеть собеседника.

Педагоги должны создать все условия для формирования коммуникации по типу “ученик-ученик” и “ученик - учитель”. Это является основой для решения учебных задач, для возможности определения зоны ближайшего развития каждого обучающегося, и построения своей работы с учетом этих особенностей. У дошкольников – игра, у школьников – главным смыслом их жизни является учение, а умение учиться должны сформировать мы – педагоги. Всех детей: и больших, и маленьких нельзя отделять от игры вообще, так как благодаря игре происходит развитие способностей эмоционально реагировать, моделировать и проживать жизненные ситуации, прогнозировать, самоопределяться, а в дальнейшем закреплять полученные качественные умения, знания, навыки, которые будут необходимы для выполнения профессиональных, социальных и других функций. Так же в игре происходит непосредственное общение, а значит, появляется возможность почувствовать себя личностью, проявить и развить свое субъективное мнение, свою уникальность. Соблюдая данные условия, у детей проявятся способности к самостоятельному присвоению новых знаний, социального опыта, достижению умений. Они смогут самостоятельно включаться в подготовку и организацию образовательного процесса. А это, значит, что у них появится новая компетенция - умение и желание учиться, самосовершенствоваться. Следовательно, дети будут действовать в условиях коммуникации: выбирать, планировать, контролировать партнёра и себя, использовать речь для регуляции чувств и мыслей, сумеют договариваться, приходить к общему решению, учитывая разные мнения, научатся формулировать собственное, отстаивать позицию, а это означает, что будут развиваться их коммуникативные компетенции.

Л.С. Выготский писал, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. С.Л. Рубинштейн считал, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. М.И. Лисина в своих работах называет общение взаимодействием двух или более людей, которое направленно на координацию и объединение их усилий с целью согласования контактов и эффективного получения общего результата. Коммуникация непосредственно связана с деятельностью и может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение – взаимосвязь людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Педагоги должны научить детей взаимодействовать, а проще всего это сделать с помощью игровой деятельности, которую необходимо включать в образовательную.

Игра - один из инструментов воспитания и образования детей, который имеется в руках педагогов. Именно в ней проявляются и развиваются разные стороны жизни ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Значит, игровая деятельность является средством формирования коммуникативных компетенций.

В.А. Сухомлинский писал, что “игра для ребенка – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. А также В. А. Сухомлинский считал, что “духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”. А процесс обучения и воспитания помогает развивать гармоничную личность учеников, способную к активной познавательной и жизненной позиции, творчеству, самостоятельности. Это обязательное условие, которое необходимо учитывать учителям в своей работе. Для педагогов игра должна стать: методом, средством, формой, действием и правилом проведения образовательно - воспитательной работы, как на уроках, так и вне урока.

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • активизировать и развивать речь через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

  • художественное творчество;
  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация

Участники : дети старшего возраста, воспитатель

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: “Слова-друзья”, “Скажи наоборот”, “Скажи ласково”, рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, сувениров; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок о родном языке, разучивание русских народны игр, слушание русских народных песен, разучивание стихов.

Оборудование и материал: фотоматериалы , иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, карандаши, мяч.

Ход занятия

Как называется страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить! 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.

А что нам помогает общаться? - На каком языке разговариваем мы?

Как вы понимаете, что такое родной язык?

Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи и общаемся друг с другом.

Викторина.

Две команды “Умники” и “Умницы”.

“Умницы” “Умники”

1. Разминка

Назовите:

  • русская еда
  • русские народные сказки
  • национальная мужская одежда
  • национальная женская одежда
  • русские народные игры
  • русские народные песни

Динамическая пауза хоровод “Во поле береза...”

2. Игра “Слова – друзья” - назвать слова, близкие по смыслу:

  • Недалеко - близко
  • Невысоко - низко
  • Сердито - зло
  • Течет - льется
  • Шумит - кричит
  • Говорит – лопочет

3. “Доскажи пословицу”

  • Язык до Киева...доведёт.
  • Язык без костей, что хочет, то и....лопочет.
  • Язык мой - враг....мой.
  • Языком не спеши – спеши...делом.

4. “Многозначные слова” - найти пару и объяснить свой выбор

коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор - конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка-зверек.

5. Игра “Скажи наоборот”

Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)

6. Игра хоровод “Положу в кузов – ОК”

“Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,...”

7. Игра с мячом “Какой-какая-какое” (игра с мячом).

  • солнце - яркое,
  • река - быстрая,
  • ветер - холодный.

8. “Украшение матрёшки”

Загадка:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская... (матрёшка)

Быстро и аккуратно украсить матрёшку.

Оценка работ. Итог.

На прогулке или во второй половине дня проводятся русские народные игры: “Золотые ворота”, “У медведя во бору”, “Горелки”, Перетяжка”, (перетягивание палки или каната), “Жмурки”.