Сын кучума. Как погиб кучум. Последняя ночь Кучума


В 16 веке Сибирью правил мусульманский «царь» Кучум, как его называли в русских документах того периода. Он установил свою власть на обширных территориях между Иртышом и Тоболом после кровопролитной жестокой войны с «тайбугином» Едигером. Кучум не только отказался платить Ивану Грозному любую дань, но и пошел на захват новых русских территорий. Усмирять дерзкого хана Москве приходилось не раз, но истории Сибирского ханства все же был положен конец.

Мечты о богатом мусульманском царстве и дерзкий ответ Ивану Грозному


В 1555 году хан Кучум выступил с войной против хозяина прилегающих к Иртышу земель Едигера. Молодой честолюбивый воин вознамерился создать в Сибирском крае собственное государство, возглавив подвластные племена из местных. Ему помогал бухарский родственник, видевший в покорении Сибири экономический и политический интерес.

К 1563-му победа окончательно осталась за Кучумом, ставшим племенным повелителем иртышских берегов. Хан Едигер и его брат были убиты в первый же день взятия столицы – Кашлыка. Население новообразованного Сибирского ханства, в основном это были татары и подчиненные им ханты и манси, видели в Кучуме узурпатора. Опорой ему служило пришлое войско из казахских, узбекских и ногайских отрядов. Став влиятельным ханом, Кучум отказался от традиционного при Едигере ясака в пользу Москвы, замахнувшись и на новые русские территории.

Насаждение ислама и мятежи непокорных язычников


Помимо расширения подвластных границ, перед Кучум-ханом стояла задача распространения в ханстве ислама. Этот процесс шел очень непросто, наталкиваясь на сопротивление местных, не считавших Кучума своим законным повелителем. Даже проживающие в ханстве татары-единоверцы не выказывали ему безоговорочной поддержки.

Рядом со своим сибирским дворцом Кучум выстроил мечеть, приказав приближенным как можно скорее принимать мусульманство. Но первые же проповедники, прибывшие во владения Кучума, были безжалостно убиты. Хан жестоко расправился с убийцами своих сподвижников, а тела павших за веру похоронил на княжеском кладбище. С этого момента приведение населения к покорности осуществлялось огнем и мечом.

У таежных аборигенов верования были своими, а шаман был им исконно ближе муллы. Но Кучума это не волновало: особо сопротивляющимся он рубил головы, а остальным делали насильственное обрезание. Несмотря на карательную практику, такой подход то и дело вызывал среди местных мятежи и восстания. Хану даже пришлось обращаться за помощью к бухарским родственникам, присылавшим подкрепления.

Грозный Ермак и первое бегство Кучума


В 1573-м ненасытный хан отправил в Прикамье армию во главе со своим племянником Магметкулом, предприняв попытки расширить свое царство за счет новых русских земель. На этот раз наглость сибирского повелителя не прошла бесследно. Иван Грозный направил на усмирение дерзкого Кучума казаков, возглавляемых легендарным Ермаком.

Казачья дружина из нескольких сотен военных расположилась в укреплении на берегу Камы. Отсиживаться атаман не планировал, понимая, что победить хана можно только атаками. Появление Ермака во владениях Кучума стало неожиданностью. При первом же столкновении татары насторожились. Несмотря на то, что войско Кучума превосходило казацкое по численности, московские гости отличались большим опытом и умением вести «огненные бои». Пищали и пушки моментально рассеивали сотни татар, снаряжение которых было пригодно скорее для войн с соплеменниками.

После серии стычек, заканчивающихся победой казаков, хан Кучум послал на Ермака лучшего воеводу Магметкула, но отступать пришлось и ему. Теперь хан понимал, что на его землях орудует умный, сильный и опытный противник. В начале ноября 1582 года казаки Ермака подобрались к столице кучумского ханства. Основной бой решил принять на себя помнивший свое поражение Магметкул. Но ход боя пошел иначе, и воевода был ранен. В ханском войске разразилась паника, а Кучуму пришлось бежать.

Смерть Ермака и финал истории Сибирского ханства


Уже спустя пару дней после взятия столицы к Ермаку пожаловали первые послы с дарами. Атаман принял все подношение, заверив местных, что отныне их поселение под казацкой защитой. Представители племенной знати приносили присягу государю Московскому с условием выплаты ежегодной подати. Неустанно наблюдавший за событиями Кучум вынашивал план-реванш. Хан в изгнании наносил точечные удары по малочисленным группам казаков, регулярно атаковал и лично Магметкул. Ермак продолжал отражать нападения, подавляя инициативы татарских отрядов.

Однако тактика Кучума постепенно приносила плоды - уничтожая казаков мелкими партиями, он неизбежно сводил возможности оппонента к минимуму. А оперативные подкрепления из Москвы исключались по причине крайней удаленности. Летом 1585-го отряд Кучума напал на ночную стоянку русских. Этот бой стал последним для Ермака, то ли утонувшего в Иртыше под тяжестью доспехов, то ли убитого в схватке с противником.

После смерти славного атамана в Сибирь прибывали опытные воеводы Сукин, Мясной, Чулков, Елецкий. Перед последним походом русских на непокорного Кучума, Москва направила ему грамоты с предложениями мира и царского подданства. Но хан оценивал свою свободу выше и на все компромиссные вопросы ответил отказом. Тогда русские пошли в решительное наступление.

В августе 1598-го отряд Андрея Воейкова разбил многосотенный отряд кучумовцев. Были убиты брат и внуки хана, а пятеро его сыновей взяты в плен. Самому же Кучуму вновь удалось бежать с группой из 50 воинов. Ему сделали очередное предложение вступить на службу царю. Ответ был прежним. Бывший правитель Сибирского ханства, неизменно уходящий от московского преследования, закончил свою жизнь насильственной смертью где-то на территории современного Казахстана. Некоторые источники утверждают, что с ним расправились его же родственники. А с его смертью закончилась и история Сибирского ханства.

Позже настал черед другого, очень грозного и сильного ханства, которое представляло серьезную угрозу для Москвы вплоть до конца 16 века -

2071 0

Хан Кучум был достойным противником России‚ Ермака, царских воевод и до самой смерти сопротивлялся завоеванию Сибири. Кучум остановил продвижение русских на юг, в казахскую степь более чем на сто лет

В 20-х гг. ХV века, в связи с распадом Золотой Орды и отделением от нее улуса Шайбана, на территории Западной Сибири возникло новое государственное образование – Сибирское ханство. Историю Сибирского ханства можно вести с момента возникновения Тюменского ханства (Чимги-Тура), объединившего значительную территорию Западно-Сибирской низменности, включая Нижнее и Среднее Приишимье.

В эпоху Золотой Орды Западная Сибирь представляла собой некий ресурсный центр, обеспечивавший жизнедеятельность государства. Армию Золотой орды пополняли молодые воины, конницу обеспечивали выносливыми степными лошадьми, скот шел на продовольственные нужды. Руководство государством сохранялась в руках чингизидов - потомков Чингис-хана. Сибирским ханством правили потомки Шайбана, державшие в руках Сибирь до начала ХV века. В борьбе за власть в регионе против чингизидов выступали представители местной родовой знати из династии тайбугинцев. По сведениям русских источников, свое время Чингиз-хан отдал Западную Сибирь старшему сыну Джучи, а тот своему сыну Батыю. Правители Тюменского ханства все больше лишались поддержки родоплеменной верхушки, претендовавшей на верховную власть. Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена: кыпчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др., известные в русских источниках как сибирские татары.

Государство состояло из небольших улусов во главе с местными беками и мурзами, которые в свою очередь подчинялись хану. Наиболее богатыми по всему ханству считались пастбища по Нижнему и Среднему Приишимью. Во главе Сибирского ханства стоял хан, избиравшийся знатью (мурзы, беки, князья, огланы). Улусы возглавляли есаулы. Административными и военными базами ханской власти являлись укрепленные городки. Официальной религией являлся ислам при этом некоторые местные племена (остяки‚ вогулы) придерживалось языческих верований.

На р. Туре была основана столица Сибирского ханства при династии Тайбугинов Чимга-Тура (ХIII в.) город Тюмень. Дата основания Тюмени считается 1220 год. В начале ХV в. одним из первых тюменских правителей стал Тохтамыш, изгнанный из Золотой Орды. Его вскоре сменил Чегра, ставленник эмира Едыге. Академик В. Трепавлов пишет, что в «Чимги-Туре беклярбек Эдиге, основатель ногайской правящей династии, сажал на ордынский трон ханов-марионеток». В 20-х гг. ХV в. шайбанид Кажи-Мухаммед, подвергшийся давлению правителей Ак Орды, бежал в Западную Сибирь и при поддержке мангытов стал ханом. Однако вскоре Кажи-Мухаммед хан погиб в битве с Барак-ханом.

В конце ХV в. в Тюменском ханстве с помощью различных уловок воцарился внук Кажи-Мухаммеда Абак-хан.

В 1-ой пол. ХV в. сибирским народом управляла династия Шайбана. В 1428 году в пределы ханства вторгся шайбанид Абулхаир. Одержав победу над джучидом Кажи-Мухаммедом, он был провозглашен ханом Тюменского ханства. Чимги-Тура послужила ему стартом для походов и военных успехов против соседних Тобольского, Хорезмского, Астраханского ханств. Некоторое время он был на троне золотоордынского хана. Затем, покинув его, ушел к берегам Сырдарьи и основал сильное государство. Долина Есиля принадлежала Абулхаиру на правах его личной собственности.

После смерти Абулхаир-хана в Восточном Дешт-и Кыпчаке с новой силой разгорелась борьба за власть. Против его наследника Шейх Хайдара одновременно выступили правители Казахского ханства Джанибек и Керей, ногайские мурзы в союзе с внуком погибшего Кажи-Мухаммеда Ибаком. При поддержке ногайской знати султан Ибак установил свою власть в Тюменском ханстве. При Ибак-хане Тюменское ханство укрепилось, расширило свои границы. Его власть признали кочевые племена нижнего Есиля, Тобола и среднего Иртыша, где властвовала родовая знать тайбугинцев. Он был ярким правителем, разгромив последнего великого хана Золотой Орды Ахмада он поставил точку в судьбе великой кочевой империи. Это было время расцвета Сибирского ханства. Во-первых, была одержана крупная победа над метрополией Золотой Ордой. А во-вторых, объединив ресурсы всего Сибирского юрта и Ногайской Орды, хан Ибак положил начало дипломатическим отношениям между Сибирским ханством и Россией.

После смерти Ибак-хана в 1495 году, к власти в Чимга-Туре пришел тайбугинец Мухаммед, внук Мара. Опасаясь мести со стороны шайбанидов, он перенес столицу на правый берег реки Иртыш, где построил новый город Искер, или Сибирь. Как гласит Есиповская летопись: «О Сибири, чего ради вся страна сия прозвася Сибирь». После смерти Мухаммеда власть в Сибирском царстве оставалась в руках тайбугинцев. Г.Ф. Миллер писал: «После смерти Махмета летописи называют князем в Сибири Ангиша, сына Ебалака, которому наследовал Касим, сын Махмета; он оставил двух сыновей: Едигера и Бекбулата, которые одновременно занимали княжеский престол своих предков». В Чимга-Туре у власти некоторое время оставались ближайшие родственники шейбанида Ибака.

В начале ХVI в. в Чимга-Туре был избран Кулук-султан‚ сын Абак-хана. Он и стал последним представителем династии шайбанидов в Тюмени. Тюменское ханство перестало существовать, его территория вошла в состав Сибирского Юрта тайбугинцев, а сам город Чимга-Тура пришел в упадок, новой столицей Сибирского Царства стал город Искер. В Сибири началась эпоха возвышения Сибирского ханства. Главной фигурой в этот период стал хан Кучум. Сибирское ханство граничило с Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и толеутами в прииртышских степях.

В 1-й пол. ХVI века южные рубежи Сибирского ханства подвергалось разорительным набегам ногайцев, узбеков, казахов. Ядигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы. Но в 1563 году власть с помощью ногаев захватил шайбанид Кучум (Кошим), который после 1572 году разорвал эти отношения и выступил против России. Расцвет Сибирского ханства приходится на вторую половину ХVI века, когда ханом стал Кучум. Точная дата его рождения неизвестна, предположительно, что не ранее 1520-1525 гг., а умер в 1598 году. Отец Кучума – казахский султан Муртаза из династии Шейбанидов. Завладел Сибирским ханством Кучум около 1556 года, свергнув прежнего владетеля Ядигера из рода Тайбуги. После прихода к власти Кучум-хана, никто не оспаривал его положение верховного правителя Сибирского юрта. Как потомок самого Чингисхана он имел на это полное право. Однако улусные мурзы и беки служили ему пока он был удачлив, когда же Кучум лишился власти, с таким трудом созданное им государство тут же распалось; многие князья не только покинули его, но даже перешли на сторону врага ради сохранения своих территорий и власти. Родовая аристократия после первых же военных неудач Кучума переметнулась на сторону его врагов Ермака и царских воевод. Энергичный и властный правитель Кучум стремился создать централизованное государство, сплоченное единой верой и волей одного государя. При нем Сибирское ханство достигло кратковременного могущества и подъема, расцвета экономики, религии, культуры и торговли, международного признания. Но удержать обширную Сибирь с разноэтническим населением только с помощью военной силы было невозможно. Все кочевые и полукочевые государства Дешт-и Кипчака существовали относительно недолго и распадались после первых же неудачных войн и внутренних усобиц. При Кучум-хане Сибирское ханство довольно быстро укрепилось, прекратились междоусобные войны, которые часто случались прежде. Политика укрепления центральной власти сочеталась с фактором многочисленных мелких улусов, владельцы которых сохраняли свою внутреннюю самостоятельность. Центральная власть во внутреннюю жизнь улусов почти не вмешивалась. В целях укрепления центральной власти Кучум проявлял особое рвение в распространении мусульманства. Главным занятием большинства населения было скотоводство, но занимались они и земледелием, охотой и ремеслом. Кроме столицы Искер, были небольшие улусные города и укрепления такие, как Шымга-Тура, Кызыл-Тура, Сузге-Тура, Бесик-Тура и др. Все эти поселения являлись административными и военными пунктами в Сибирском ханстве.

Правление Кучума совпало с правлением ханов Хакк-Назара (1538-1580 гг.), Шигая (1580-1582 гг.) и Тауекеля (1586-1598 гг.), заложивших основы могучего Казахского ханства. В 1571 году во взаимоотношениях Кучума с Москвой происходят существенные перемены. В 1572 году Кучум перешел к новой внешней политике: закончив удачно борьбу с южными соседями-киргизами, он начал тревожить своими нападениями Пермскую область, в то время как Москва стремилась дипломатическими средствами присоединить ее к себе. Летом 1573 года Кучум перешел к открытым военным действиям против Москвы. Известные пермские солепромышленники Строгановы в это время стали активно готовиться к завоеванию Сибири. 30 мая 1574 года царь Иван IV пожаловал Строгановым грамоту о том, что они могут идти за Урал, строить укрепления на Тоболе и вести войну с Кучумом, а также заниматься торговлей с Казахской степью и Бухарой. Кучум стремился не допустить дальнейшего проникновения русских за Урал, в его собственные земли.

В те времена на южной границе России образовались вольные казачьи поселения. Одним из самых известных казачьих атаманов на Волге и Оке в то время был Ермак. В апреле 1582 году Строгановы предложили казакам поступить на службу для похода в Сибирь против Кучума. Закончив приготовления, Ермак в сентябре 1582 года двинулся в поход на Сибирь. Решающая битва произошла 23 октября 1582 года. Казаки одержали победу, хотя и понесли значительные потери. 26 октября Ермак вступил в Искер и остался там зимовать. С потерей Искера борьба за Сибирь не закончилась, наоборот она только начиналась и длилась долгих 17 лет‚ вплоть до полного поражения Кучума. Все это время было заполнено непрерывными сражениями, взаимными нападениями, гибелью атаманов и казаков, покорением местных народов, строительством русских городов и крепостей. В ночь с 5 на 6 августа 1585 года воины хана Кучума неожиданно напали на спящих казаков. По легенде Ермак бросился в своих доспехах в реку и утонул. Так бесславно закончился поход Ермака в Сибирь.

Вслед за гибелью Ермака последовало второе завоевание Сибири уже силами вооруженных отрядов российского правительства. Во время войны Сибирского ханства с Российским государством, Казахское ханство вело борьбу против бухарского хана Абдуллы на юге. Поэтому казахи первоначально не могли участвовать в войне. Хан Кучум и его сын Али вновь заняли столицу, но ненадолго. Соседство с Тобольском представляла постоянную опасность, и вскоре Кучум навсегда покинул Искер, переселившись в Барабинские степи за Иртышом.

Кучум неоднократно обращался за помощью к ногайским мурзам и бухарскому хану Абдулле, прося военной поддержки для совместной борьбы с Москвой. Абдулла отказал ему, ссылаясь на занятость борьбой с Хивой. Своими же силами Кучум уже не мог изгнать русских из Сибири. В 1596 году Кучуму была направлена царская грамота, которая призывала его прекратить борьбу с Россией и принять русское подданство. Правительство обещало закрепить за ним кочевья по Иртышу.

Поход против Кучума состоялся в августе 1598 году по приказу нового государя Бориса Годунова. После ряда небольших сражений со сторонниками Кучума в районе Барабинской степи отряд Воейкова 20 августа 1598 года неожиданно напал на спящие аулы Кучума. Ставка хана была разгромлена, погибло 370 воинов, а члены ханской семьи более 30-ти человек были взят в плен. Но самого хана не оказалось ни среди убитых, ни среди пленных. Дальнейшие сведения о Кучуме носят разноречивый характер. В некоторых источниках говорится о том, что Кучум утонул в Оби, другие сообщают, что бухарцы, заманив его «в Колмаки обманом убили». С.У. Ремезов же в своей летописи упоминает о столкновении Кучума с калмыцкими тайшами на Иртыше, после чего Кучум бежал с «малыми людьми в ногайскую землю жити», где и был убит.

1628-1631 гг. были периодом первого массового выступления коренных жителей Сибири против царского гнета, С 1646 года в борьбу с Россией в Сибири включились внуки хана Кучума. В длившейся 17 лет войне Кучум проявил не только личную храбрость, во многих эпизодах продемонстрировал военную смекалку, находчивость, пользовался доверием и преданностью своих подданных. Хан Кучум был достойным противником России‚ Ермака, царских воевод и до самой смерти сопротивлялся завоеванию Сибири. Кучум остановил продвижение русских на юг, в казахскую степь более чем на сто лет. Хан Кучум защищал свою родину, свой очаг, вел справедливую, освободительную войну.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)


Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Последний мусульманский хан Сибири Кучум. За что его убили ногайцы??

Субтитры

Происхождение

Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»

Родился Кучум предположительно в -1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул . По своему происхождению он являлся, скорее всего, этническим каракалпаком .

«Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм Муртазеев сын со многими воинскими людми и доиде до града Сибири, и град взя, и князей Етигера и Бекбулата уби, и прозвася сибирский царь… Бекбулатов же сын Сейдяк от убиения царя Кучюма соблюден бысть и изведен в Бухарскую землю...»

В русских документах того времени Казахскую орду нередко именовали «Казачьей» ордой, между тем, историк Г. В. Вернадский в труде «Монголы и Русь» указывает: «Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает «свободный человек»… В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов).»

В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Однако распространившееся в советской исторической литературе утверждение о принадлежности его к роду основателей этого ханства Шейбанидов ошибочно, поскольку является следствием путаницы: в реальности хан принадлежал к роду Шибанидов , потомков Шибана - 5-го сына Джучи и внука Чингисхана .

Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году .

Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина . Скорее всего Кучум погиб в 1601 году . В том году сын Кучума Али стал ханом.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.

В 1563 году, после длительной и кровопролитной войны, на обширных территориях, лежащих между великой сибирской рекой Иртышом и его притоком Тоболом, установил свою власть хан Кучум - прямой наследник рода Чингисхана и продолжатель его захватнической политики. Войско хана, состоявшее из казахов, ногайцев и узбеков, наводило ужас на жителей земель, к которым обращал он свои алчные взоры.

Начало захвата сибирских земель

Хан Кучум, биография которого вмещает в себя, наряду с историческими фактами, эпизоды, порождённые легендами, во множестве сложенными об этой, по-своему яркой и своеобразной личности, навсегда остался в истории Сибири. Однако о его ранних годах мало что известно. Скупые записи летописных сводов сообщают лишь о том, что родился он в 1510-1520 году на берегу Аральского моря, в улусе, носившем название Алты-аул. Летопись «О взятии Сибирской земли», составленная Саввой Есиповым в конце XVI века, уточняет, что был он по национальности каракалпаком.

Для того чтобы стать повелителем обширного Сибирского края, хан Кучум во главе отрядов, составленных из подвластных ему местных племён, начал в 1555 году военные действия против хана Едигера, бесконтрольно хозяйничавшего в землях, прилегавших к Иртышу. В этом он опирался на помощь своего родственника, бухарского правителя Абдуллы-хана II. Этот иноземец усматривал в захвате Сибири свои экономические и политические интересы, как и сам хан Кучум. Фото, представленные в статье, дают представление о своеобразии сибирского края, где разворачивались действия предстоящей исторической драмы.

Свержение хана Едигера

Эта война, как было сказано выше, завершилась в 1563 году победой хана Кучума, взявшего под свой контроль обширные территории и ставшего повелителем племён барабинцев, чатов и остяков, проживавших по берегам Иртыша. С этого времени его личные богатства стали расти с неимоверной быстротой, так как покорённые народы были обязаны регулярно выплачивать ясак - дань в виде ценнейшего меха пушных зверей.

Поскольку хан Кучум был потомком самого Чингисхана, то ревностно берёг его традиции, и, заняв город Кашлык - столицу хана Едигера, начал с того, что убил последнего вместе с родным братом Бедбулатом, отомстив тем самым за смерть своего деда, погибшего несколькими годами ранее от их рук. Жизнь он сохранил только племяннику Едигера - Сейдяку, но лишь для того, чтобы, заковав его в цепи, отправить в Бухару в качестве подарка Абдулле-хану за его военную помощь.

Попытка исламизации сибирских народов

На подвластных ему территориях хан Кучум, как правоверный мусульманин, прежде всего позаботился о душах своих новых данников, но сделал это в столь известных по нынешним временам традициях воинствующего ислама - огнём и мечом. Но у таёжных жителей исторически укоренились свои верованья, и шаман для них был ближе, чем мулла.

Не вступая с ними в богословские диспуты, Кучум просто отрубал головы тем, кто проявлял особое упорство. Всем же остальным положенное по закону Магомета обрезание делалось либо на добровольной основе, либо насильно. Это был принцип, которому и впредь неуклонно следовал сибирский хан Кучум. Фото языческих капищ можно увидеть в этой статье.

Мятежи среди местных племён

Такое насильственное насаждение ислама стало причиной многочисленных мятежей среди покорённого, и, казалось бы, уже смирившегося со своим положением населения. Масштабы сопротивления приняли столь широкий размах, что хан Кучум был вынужден обратиться за помощью к своему отцу - Муртазе. Однако присланного им подкрепления оказалось недостаточно, и лишь с помощью конницы всё того же бухарского родственника Абдуллы-хана II удалось справиться с непокорными.

Вслед за войсками из Бухары прибыли в Сибирь и многочисленные исламские проповедники, обращавшие в новую веру тех, кого пощадила сталь ятаганов. Такие энергичные действия возымели результат, но, тем не менее, даже после смерти хана жители Сибири в своём подавляющем большинстве оставались язычниками.

Правитель Сибирского ханства

В первые же годы правления хан Кучум приложил все силы для расширения своих владений и усиления созданного им государства. В этом он сумел достичь несомненных успехов. Уже вскоре, кроме татар и кипчаков, под его контролем оказались башкирские и ханты-мансийские племена. Свободные прежде народы составили мощное Сибирское ханство, простиравшееся на севере до берегов Оби, на западе - до Урала, а на юге до Барабинской степи. И всё бы хорошо, кабы не дань, которую он обязан был платить русскому царю.

Хан Кучум был прямым покорившего в прежние времена полмира, и его сердце надрывалось, когда приходилось ежегодно отправлять в Москву посла с тысячью ценнейших собольих шкурок. И если казна хана была способна выдержать такой ясак, то душа - нет. Окончательно подавив очаги сопротивления на подконтрольных ему землях, Кучум не только отказался платить России положенную дань, но и возымел желание включить в состав своего ханства часть принадлежащих ей территорий.

Хан Кучум и Ермак Тимофеевич

Первым объектом своей агрессии он избрал Пермь. Это спровоцировало бунт ногайских татар, попытавшихся воспользоваться сложившейся ситуацией для выхода из состава русского государства. Вслед за тем хан предпринял ещё ряд попыток захвата российских городов, но лишь навлёк тем на себя гнев Ивана Грозного, который незамедлительно направил для его усмирения казаков во главе с легендарным Ермаком Тимофеевичем.

Лишь в одном столкновении под Чувашской горой, произошедшем 12 октября 1581 года, отряды хана Кучума сумели оказать казакам сопротивление и отразить их атаку. Но уже через месяц они были полностью разбиты, после чего войско, державшее в повиновении разбежалось. При входе в столицу ханства - город Искер - Ермак не встретил никакого сопротивления. Сражаться с ним, защищая пришлого и ненавистного всем хана, было просто некому.

Причины военного превосходства казаков

Такая относительно лёгкая победа, по мнению историков, объясняется несколькими факторами. Прежде всего следует учесть, что хан Кучум возглавлял войско, состоявшее из представителей самых различных народов, не связанных между собой ни религиозными, ни культурными узами, и зачастую враждебными друг другу.

Сыграло роль и предательство местных князьков, посчитавших более выгодным для себя платить дань московскому царю, чем чужеземному хану, опиравшемуся к тому же на поддержку бухарских войск. Кроме того, поняв, что перспектива безнаказанно пограбить русские города оказалась недосягаемой, они тут же переметнулись на сторону казаков.

И наконец, нельзя забывать, что полудикая ханская орда имела дело с хорошо организованными, прошедшими боевую подготовку регулярными казачьими подразделениями, имевшими в своём распоряжении огнестрельное оружие, абсолютно не известное тогда в Сибирской глуши. Эти обстоятельства и позволили отряду Ермака, насчитывавшему менее тысячи человек, в короткий срок подавить сопротивление противника, значительно превосходившего его своей численностью.

Новый этап покорения Сибирского ханства

Но военное счастье, как известно, изменчиво, а лёгкая победа порой вселяет излишнюю самонадеянность. Разбитый, потерявший всё своё войско и едва спасшийся бегством хан Кучум укрылся в Ишимских степях, простирающихся в южной части Западно-Сибирской равнины. Там ему удалось собрать рассеянные по степи отряды инородцев и, пообещав им богатую добычу, поднять на борьбу с казаками, о передвижении которых ему сообщали местные жители. Вскоре, воспользовавшись подходящим моментом, Кучум напал на них и сумел-таки одержать победу.

Известие о военной неудаче достигло Москвы и заставило Ивана Грозного отправить за Урал подкрепление во главе с двумя опытными воеводами - Василием Сукиным и Иваном Мясным. Через год с отрядом стрельцов к ним присоединился и Данила Чулков. Разумеется, это решило исход дела и лишило хана надежды на реванш. С этого времени его военная активность свелась лишь к грабительским набегам, не всегда, впрочем, имевшим для него удачный исход.

Поражение и бегство хана Кучума

Так, в июле 1591 года, после одной из вылазок, лагерь хана на был окружён, а вскоре и захвачен стрельцами под командованием князя В. В. Кольцова-Мосальского. Сам Кучум вновь бежал, оставив победителям в качестве трофея двух своих жён и сына Абдул-Хаира. Через три года аналогичная ситуация сложилась на острове Чёрном, находившемся в верховьях Иртыша. Там, в надежде укрыться от царских войск, татарами был основан город. После штурма, предпринятого отрядом князя Андрея Елецкого, он был взят, и снова хан Кучум скрылся, оставив стрельцам богатую добычу.

Сознавая всю бесперспективность дальнейшей борьбы, в 1597 году Кучум предложил заключить мир. Он брал обязательства прекратить набеги, но за это требовал возвращения пленных и части захваченного у него имущества. В ответе, полученном им из Москвы, говорилось, что мир возможен лишь при условии его перехода на службу к русскому царю. Но, поскольку для потомка Чингисхана это было неприемлемо, Кучум отказался и начал копить силы для нового удара.

Последние годы жизни хана Кучума

С этого времени московские власти, убедившись в невозможности договориться с ханом, предпринимают самые активные действия для его уничтожения. В августе 1598 года князю Кольцову-Мосальскому удаётся взять штурмом становище хана на реке Ирмень. Известно, что в сражении погибли сын, брат и двое внуков хана, но самому ему вновь удалось бежать. Стрельцами было захвачено много знатных пленников, которых отправили сначала в Тобольск, а затем в Москву, где по случаю победы был отслужен благодарственный молебен.

Впоследствии была предпринята ещё одна попытка склонить хана к русской службе, но и она не увенчалась успехом. С этой целью в октябре 1598 года воевода князь Воейков по приказу восшедшего к тому времени на престол Бориса Годунова посылал к Кучуму доверенного человека, но вновь получил отказ. Не имела успеха и последовавшая вслед за тем операция, целью которой было пленить хана, пользуясь сведениями, полученными от местных жителей.

Смерть, скрытая от нас историей

Его смерть, последовавшая в 1601 году, окружена такой же неизвестностью, как и рождение. Имеются самые противоречивые сведения о том, при каких обстоятельствах закончил свою жизнь хан Кучум. Биография его обрывается где-то в бескрайних степях, населённых племенами полудиких кочевников. Из некоторых источников можно заключить, что это были близкие ему по крови каракалпаки, но что спровоцировало их на убийство некогда всемогущего, а к тому времени одинокого и всеми оставленного хана - неизвестно.

Сибирский хан Кучум, годы правления которого (1563-1568) совпали с периодом и освоения её русскими землепроходцами, стал неотъемлемой частью нашей истории. Он вошёл в неё наряду со своими сыновьями Аблайкеримом и Киреем, после смерти отца пытавшимися ещё в течение нескольких десятилетий удерживать в своих руках власть над таёжным краем и, так же как и он, вынужденным уступить это право русскому царю.

Семья правителя Сибирского ханства

В завершение несколько слов о семье, в окружении которой жил хан Кучум. Биография, национальность, политические аспекты и этапы военного пути - вот сведения, на которые прежде всего обращается наше внимание при рассмотрении той или иной исторической личности. Однако они будут неполны, если не принять во внимание окружавших её близких людей.

Семья хана Кучума в полной мере соответствовала его статусу. За всю жизнь у него было одиннадцать жён (рабыни и наложницы не в счёт), большинство из которых принадлежали к знатным родам. Они произвели на свет девять дочерей и семнадцать сыновей, также сыгравших свою роль в истории этого древнего кочевого народа. Легенды же о хане Кучуме, покорителе Сибири, дошли до наших дней, на века пережив своих создателей.

Преемник: Присоединение к России Вероисповедание: Ислам Рождение: ? Смерть: 1598 год (1598 ) Род: Шибаниды Отец: Муртаза Супруга: 1) Салтаным
2) Сюйдеджан
3) Яндевлет
4) Актулум
5) Ак-Сюйрюн
6) Шевлель
7) Кубул
8) Чепшан Дети: сыновья: Али , Алтанай, Абулхайр

Происхождение

В некоторых легендах [каких? ] отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские» степи.

Происхождение по деду Ибаку (Упаку) открывало Кучуму доступ в круг московской придворной аристократии. Отчизна (отчина) Кучума - Сурожский Стан (современный г. Истра), автономное татарское княжество на западе от Москвы (бывший удел Великих князей Московских).

Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , киргизских и башкирских отрядов. Решительную победу он одержал в году.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.

См. также

Примечания

Литература

  • Атласи Х. История Сибири . - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 96 с.
  • Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Реставрация Шибанидов в Сибири и правление Кучум хана во второй половине XVI века // : Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - В. 1. - С. 97-111. - ISBN 978-5-98245-048-7 .
  • Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Сибирское ханство Кучума царя. Некоторые вопросы государственного устройства // Средневековые тюрко-татарские государства : Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - В. 1. - С. 112-117. - ISBN 978-5-98245-048-7 .
  • Миллер Г. Ф. История Сибири . - М.-Л.: АН СССР, 1937. - Т. 1. - С. 194-201, 222-236, 239-266, 278-300.
  • Скрынников Р. Г. Борис Годунов // М., Издательство «АСТ», 2003 г. ISBN 5-17-010892-3
  • Скрынников Р. Г. Ермак . - М .: Просвещение , 1992. - 160 с. - 150,000 экз. - ISBN 5-09-003828-7
  • Соловцов . Кто был Кучум // Восточное обозрение. 1882. № 39–40.
  • Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - С. 131-135, 168-182. - 431 с. - 1,000 экз. -