Тесты по истории - файл n1.doc. Альтернативы нэпу В годы нэпа частный капитал преобладал в

ГБПОУ Ардатовский аграрный техникум

Рассмотрено

на заседании методической (цикловой) комиссии

общеобразовательных и общественных дисциплин

Протокол № ___от «___» _______2017г.

Председатель методической (цикловой) комиссии

О.С. Федотова

Тестовые задания по дисциплине ИСТОРИЯ.

специальности 35.02.06

Технология производства и переработки с/х продукции

Тема «Новая экономическая политика»

Вариант 1.

    События весны 1921 года были оценены В.И. Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти», так как:

а) против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций

б) была создана крупная эсеро-меньшевистская организация

в) против политики большевиков выступили крестьяне, питерские рабочие и моряки Кронштадта

    В период НЭПа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки

б) денационализация промышленности

в) создание концессий

г) формирование рынка рабочей силы

д) введение продналога

е) сплошная национализация промышленных предприятий

    В годы НЭПа частный капитал преобладал в:

а) тяжелой промышленности

в) легкой промышленности

г) торговле

    В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий (концессий), так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной

б) советские рабочие не желали работать под началом «империалистов»

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм

    Созданные в годы НЭПа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами

б) синдикатами

в) трестами

    Значительные темпы экономического роста страны в период НЭПа объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала

б) успехами частнокапиталистического сектора

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала

Вариант 2.

    Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:

а) рост числа чиновников

б) рост населения в городах

в) рост цен на промышленные товары

г) аграрное перенаселение

д) резкая нехватка промышленных товаров

е) низкая квалификация государственных служащих

    В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких

б) середняцких

в) бедняцких

    Свои знаменитые слова: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут» - Н.И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству в целом

б) кулакам

в) нэпманам

    Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» - крестьянства в 20-е годы выдвинул:

а) Н.И.Бухарин

б) Е.А. Преображенский

в) И.В. Сталин

    Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. В фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И.А.Бунин

б) М.Горький

в) А. Франс

    Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств

а) аренда; б) денационализация; в) концессия; г) продналог; д) продразверстка.

Эталоны ответов:

Вариант 1. Вариант 2.

1. В 1. Г,Б

2. В,Г,Д 2. Б

3. Г 3.В

4. А 4. В

5. А 5. В

6. Б 6. А-В, Б-А, В-Б, Г-Д, Д-Г.

Критерии оценки:

Оценка «5» - 6 правильных ответа.

Оценка «4» - 5 правильных ответа.

Оценка «3» - 4 правильных ответа.

Оценка «2» - 3 правильных ответа.

Текущая страница: 40 (всего у книги 51 страниц) [доступный отрывок для чтения: 34 страниц]

Значительные перемены произошли и внутри самой партии. За время своего существования с 1903 г. она радикально изменилась. До 1917 года это была подпольная организация профессиональных революционеров, чьей целью был захват власти. В 1917 году она за короткое время сделалась массовой партией, хотя руководство ее и стремилось к заговорщицкому захвату власти. Во времена “военного коммунизма” партия стала государственным институтом, пытавшимся править с помощью вездесущего бюрократического аппарата. И только после окончания войны партия начала формироваться как государственная корпорация – партия-государство.

Наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным Комитетом РКП(б). Но предварительно все они проходили обсуждение в более тесном кругу большевистских лидеров, руководящем органе партии Политическом бюро ЦК РКП(б), в состав которого в 1921 г. входили Зиновьев, Каменев, Ленин, Сталин, Троцкий, а также Бухарин, Калинин и Молотов в качестве кандидатов. И только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, то есть советских, органов. Впрочем, и в числе руководителей государства были все те же имена: Ленин – председатель СНК; Калинин – председатель ВЦИК; Троцкий – народный комиссар по военным и морским делам; Сталин – народный комиссар по делам национальностей; Каменев – заместитель председателя СНК.

В 1922 году, после начала тяжелой болезни Ленина, в партии был создан пост Генерального секретаря, на который был назначен Сталин. Он начал централизацию и бюрократизацию партии: структура парткомов различных уровней была унифицирована, во главе их поставлены освобожденные секретари, призванные заниматься исключительно партийной деятельностью и утверждавшиеся оргбюро ЦК РКП (б) во главе со Сталиным. Так начинает складываться своеобразная “технология власти”, при которой утверждение на любой значимый пост в области государственного управления, хозяйства, культуры и т. п. является прерогативой соответствующих партийных органов (ЦК, обкомов, горкомов, райкомов). Этот слой получил название номенклатуры. Именно опираясь на него, Сталин начнет завоевание партийной и политической власти.

Немаловажную роль в утверждении сталинской диктатуры сыграл и установленный им контроль над карательными органами. Сущность советского политического режима неизбежно делала партийного вождя полным хозяином органов безопасности. Сталин еще при тяжело больном Ленине, используя свое положение, стал, по существу, единственным руководителем органов безопасности. Укрепление личной диктатуры Сталина и курс на форсирование темпов социалистического строительства оказывали решающее воздействие на деятельность ГПУ – ОГПУ – НКВД. Трудности и противоречия в ходе этого строительства усиливали стремление правящей партийной элиты все активнее использовать карательные органы в реализации намеченных планов. Большевистский политический режим не смог бы существовать без репрессий, без широкого применения методов насилия в управлении страной.

Исподволь, опираясь на отдельные высказывания Ленина, Сталин начинает подменять центральную идею большевизма – идею мировой революции – на не менее эффектную теорию строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Более того, дав партии эту новую установку, позволяющую выпутаться из щекотливой ситуации, когда пролетариат европейских стран не очень спешил совершать мировую социалистическую революцию, Сталин указал и на виновника этого неприятного положения – Троцкого с его теорией перманентной революции. Согласно этой теории российская буржуазно-демократическая революция перерастет в социалистическую, которая, в свою очередь, станет прологом мировой революции.

Присвоив себе функции главного “блюстителя” ленинизма, насаждая культ Ленина, Сталин тем самым, с одной стороны, укреплял вождистские настроения в партии и обществе, с другой – как бы автоматически переносил на себя и ленинский авторитет и те его качества, которыми он сам не обладал. Врагами были объявлены: Троцкий, “троцкисты”, оппозиционеры, которыми теперь были все те, кто не разделял взглядов Сталина и способов его действия. Умелая работа с кадрами и контроль над информацией позволяли подбирать нужных людей при выборах на губернские конференции и партийные съезды и дали Сталину важные преимущества в борьбе с противниками. Именно этими способами Сталин оттеснил в 1924 г. Троцкого, который претендовал на роль наследника Ленина. По утверждению Троцкого, в 1923 г., когда состояние здоровья Ленина ненадолго улучшилось, он предлагал ему союз против Сталина. Затем, в 1925–1926 г., Сталин избавился от Зиновьева и Каменева и, наконец, раздавил “объединенных левых” в 1927 г. Сузив таким образом круг политических противников, он мог легко атаковать Бухарина и его союзников – Рыкова и Томского, отстранив их от власти как “правых уклонистов”.

Оппоненты Сталина сопротивлялись. Но чем дальше, тем больше их голоса не встречали отклика в самой партии. За 1920-е годы изменился состав партийцев. Массовые “ленинские призывы” увеличили число членов партии к 1927 г. до 1 млн 200 тыс. человек. Старые большевики с опытом подпольной борьбы и эмигрантским стажем составляли в ней всего 2 %, люди с высшим образованием – 1 %, со средним – 9 %, с начальным – 63 %. Бывшим пролетариям с крестьянскими корнями, солдатам и командирам Гражданской войны интеллектуально и психологически был ближе иерархически-командный сталинский стиль по сравнению с “интеллигентскими” рассуждениями Бухарина.

Между тем жесткая система политической власти чем дальше, тем больше вступала в противоречие с многоукладной рыночной экономикой.

Кризисы нэпа

Проявилось это в нескольких острых экономических и политических кризисах. Первый из них разразился в 1923 г., когда стремление трестов получить максимальную прибыль вызвало повышение цен на промышленные товары. Деревне стало не по карману их покупать, следовательно, государство не получило денег на зарплату рабочим и служащим. В 1925 году крестьяне предпочли продавать государству технические культуры по более высоким ценам, а не хлеб по низким. Это вызвало сокращение экспорта хлеба и, соответственно, импорта оборудования для новых заводов. Обострился “товарный голод”, так как промышленность была не в состоянии удовлетворить спрос деревни на технически сложные товары. В обоих случаях из кризиса выходили за счет валютных резервов и понижения цен на промышленные товары. В 1925 году государство получило дополнительный источник дохода, вновь введя монополию на водку – “рыковку” (по имени тогдашнего председателя советского правительства). Но в конце 1927 г. крестьяне опять отказались продавать хлеб по низким ценам. Вновь срывалось продовольственное снабжение городов и планы экспорта зерна и импорта оборудования. На этот раз власти начали репрессивную кампанию против крестьян, предъявив им обвинение по 107-й статье Уголовного кодекса РСФСР о спекуляции. На конфискации “излишков” и административный произвол деревня ответила сокращением посевных площадей, массовым забоем скота и выдвижением лозунгов “долой советскую власть”, “за Советы без коммунистов”.

По сведениям, поступавшим в ЦК, тамбовские зажиточные крестьяне говорили: “Умрем с голоду, власть хлеб отбирает, а нам ничего не дает. От власти нам хорошего не получить, надо находить выход самим. Пора опять браться за оружие”. В Ярославской губернии бывший рабочий Путиловского завода, выступая на деревенском сходе, заявил:

“Коммунисты должны поставить на своем съезде вопрос о свободе для всех политических группировок. Коммунисты, уйдите от руководства, вы разрушаете хозяйство, отдайте руководство тем, кто раньше хорошо руководил”. В ответ на такие формы протеста в среде партийцев чрезвычайно популярным становится лозунг “Отвинтить голову кулаку с пением Интернационала”.

Столкнувшись с фактическим отсутствием необходимых для модернизации средств, большевистская власть уже с середины 1920-х гг. попыталась решить эту проблему путем все большей централизации в руках государства финансовых и материальных ресурсов и ужесточения распределительной политики. Однако конкретные формы и методы корректировки экономического курса определились в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров.

Главным предметом споров был вопрос о том, какие экономические рычаги может использовать государство для получения средств, необходимых для развития промышленности, в условиях, когда сельское хозяйство почти целиком находится в руках частных собственников и нет никакой перспективы получить иностранные кредиты?

В шумном хоре различных мнений постепенно определились две противоположные точки зрения. Первая была наиболее отчетливо сформулирована Е. А. Преображенским, крупным специалистом в области экономической и финансовой политики, возглавлявшим до 1927 г. финансовую комиссию ЦК РКП (б) и Совнаркома. Он заявил, что революция 1917 г. произошла в стране, в которой не было создано необходимой промышленной базы для претворения в жизнь социальных программ коммунизма. Все капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний. Социалистическую индустрию в советской стране можно создать только за счет эксплуатации “внутренней колонии” – крестьянской деревни.

Вторую точку зрения отстаивал Бухарин, тогда – главный редактор основной партийной газеты “Правда”. Он считал, что война с крестьянством чревата для Советского государства пагубными последствиями, как экономическими, так и политическими. Поэтому развитие экономики страны необходимо основывать на союзе с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая формы рыночного обмена. В 1925 году Н. И. Бухарин произнес свои знаменитые слова, обращенные к крестьянам: “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут”.

Эти две конкурирующие программы не были лишь плодом теоретических, кабинетных изысканий их авторов. Они отражали противоречивую ситуацию, сложившуюся в стране. С одной стороны, стало зримо проявляться недовольство рабочих новым социальным неравенством, порожденным нэпом. С другой – предпринималась попытка более полно учесть интересы крестьянства, из-за позиции которого в конечном счете и был начат нэп. Правда, большинство партийцев все же поддержали Преображенского, идеи которого взял на вооружение Сталин. В свою очередь, Бухарин, сдавая позиции под нажимом Сталина и сталинцев, все более отступал, переделывал свою первоначальную теорию нэпа и приближался к Преображенскому. Он соглашался, что государство должно прибегнуть к “некоторому давлению” с целью выжать из крестьян необходимый для индустриализации капитал, а когда события приняли более серьезный оборот, в 1928 г. допускал возможность “небольшого” принуждения. Это, по сути, был лишь смягченный вариант большевистского администрирования, а не углубление нэпа в сторону рынка. Реальная альтернатива была предложена знаменитым ученым-аграрником, профессором Тимирязевской сельскохозяйственной академии Александром Чаяновым, который в эти годы именно из-за нее подвергался все более и более резким нападкам в печати.

Еще в начале нэпа советские государственные лидеры и идеологи определили соответствующую стратегию в отношении села. Она исходила из понимания ими законов прогресса, масштабов экономического роста и капиталовложений, взаимосвязанных в логической последовательности. Общественный прогресс, по их мнению, определялся ростом промышленного производства и его механизацией. Крупные производственные единицы рассматривались как безусловно более эффективные, отвечавшие требованиям современной экономики. Естественно, перевод производства на путь, ведущий в светлое социалистическое будущее, увязывался прежде всего с укрупнением масштабов и увеличением капиталовложений. Расплачиваться за это приходилось крестьянам. Сущностные характеристики крестьянства, его мелкобуржуазный характер – мелкое, неиндустриальное хозяйство, а потому, в большевистской интерпретации, реакционное и утопическое – делали его исчезновение неизбежным и желательным для строителей нового общества. Раскрестьянивание стало, соответственно, надежным показателем прогресса и нарождающегося “прекрасного нового мира”.

Несмотря на поразительную близорукость и доктринерство этой модели, она утвердилась в особенности благодаря качествам большевистских партийных кадров среднего и низшего звена, ставших становым хребтом советского государства-партии. По словам крупнейшего современного социолога Теодора Шанина, “горькое разочарование нарастало у этой группы людей, загруженных плохо оплачиваемой работой и сталкивающихся с трудностями повседневного управления, которому они были плохо обучены, с нехваткой ресурсов и упрямством крестьян, тогда как требованиям “из центра” не видно было конца-края. Общее настроение советских чиновников низшего уровня, членов партийных и комсомольских ячеек на местах, впоследствии непосредственных коллективизаторов – это злобная убежденность в том, что крестьянам слишком хорошо живется. То же самое они чувствовали и в отношении российского образованного среднего класса (вернее, того, что от него осталось) – этих любителей длинных предложений, произносимых с чувством собственной важности, которые увековечивают бесконечные сомнения и красиво живут. Словесные увертки экспертов и осмотрительность ученых выглядели как неповиновение, если не как явный саботаж, тогда как каждый день требовал простых решений и революционной отваги, как в 1919 г. Времени было мало, трудностей много, могла начаться война, а коммунизм все еще далеко. Иллюзия возможности большого скачка с легкостью прельщала людей, привыкших во времена Гражданской войны и военного коммунизма к кавалерийским атакам и предвкушавших новый Иерусалим, который, как казалось, уже где-то здесь, за углом”. А реальность нэпа была далека от ожидаемого.

Но дело было не только в этом. Мечта о “большом скачке” выражала и высвобождала потаенные амбиции нового поколения партийных активистов, которые вышли на арену слишком поздно, чтобы иметь революционные заслуги. Не было у них и достаточного образования, чтобы стать “спецами”. Бравая армия сторонников и почитателей Сталина, партийцев низшего и среднего звена состояла в основном из крестьянских детей, рекрутированных через военную службу или комсомол. Ее типичный представитель – деревенский парень, выдвинутый комсомолом и не желающий после службы в армии возвращаться к повседневной канители в отцовском хозяйстве, имеющий лишь несколько классов школьного образования и овладевший минимумом марксистских фраз, но обладающий энергией и смекалкой.

Они были молоды, решительны, не очень грамотны и очень болезненно это переживали. Люди с таким складом ума больше всего ценят лояльность, послушание, строгий порядок и простые решения. Кроме того, революционный подъем только начинал достигать самых глухих уголков огромной страны и зажигать молодые сердца огнем нового мессианства и больших надежд. Наибольшее неудовольствие молодых кадров вызывали крестьяне (как им казалось, тупые и неповоротливые) и интеллигенты (слишком заумные). Чтобы повысить авторитет страны и самим продвинуться, им нужно было подчинить себе первых и заменить последних “верными товарищами” (в том числе из собственных рядов). Каждый уволенный “спец” или “вычищенный” “старый большевик” – это еще одно место на вершине власти, прежде недоступное. Сталинизм, по словам того же исследователя, для многих “был не столько капитуляцией перед страхом, сколько политической установкой, истинность, равно как и личная выгода которой ощущались интуитивно. Сочетание жесткого радикализма, всеобщего повиновения и карьеризма сформировало новые кадры коммунистической партии, новый тип социальной мобильности и новую политическую иерархию для будущего СССР”.

Столкнувшись с новым политическим руководством, Чаянов изложил в полном объеме свои соображения относительно будущего советского сельского хозяйства в книге “Теория сельскохозяйственных кооперативов” в 1927 г. Основная его идея состояла в следующем. Чаянов был согласен с тем, что крестьянское хозяйство и сельское общество СССР конца 1920-х гг. нуждались в реконструкции. Он соглашался и с формальными целями сталинской программы коллективизации, но предлагаемые методы считал неверными по всем параметрам. В соответствии со сталинской схемой увеличение размеров и механизация производственных единиц должны были гарантировать достижение высокой производительности труда и благосостояния на селе, а социальная справедливость и равноправие должны были наступить с уничтожением класса сельских эксплуататоров, то есть кулаков.

Чаянов же утверждал, что укрупнение производственных единиц не ведет с необходимостью к росту сельскохозяйственного производства. Развивающееся общественное разделение труда в основном “принимает форму выделения и специализации какого-либо его аспекта и занятых в сельском хозяйстве при возможном избирательном увеличении размера производственной единицы и капиталовложений, отражая тем самым наилучшее использование ресурсов – “вертикальную” сегментацию, соответствующую дифференциальным оптимумам”. В то же время укрупнение всех производственных единиц может снизить продуктивность в целом. “Только большое” так же плохо, как и “только малое”, если речь идет о сельском хозяйстве. Кроме того, для крупномасштабных хозяйств, созданных в одночасье, на местах не нашлось бы руководителей, способных ими управлять, управленцев пришлось бы “импортировать”, они не имели бы корней и специфического знания местных условий. Они были бы также полностью зависимы от государственного аппарата – бюрократического, чужеродного и репрессивного. Маловероятно, что эти новые управленцы на местах были бы в меньшей степени эксплуататорами, чем прежние “мироеды-кулаки”. Крестьянское сопротивление политике и декларациям, противоречащим их собственному повседневному опыту, было бы ожесточенным и разрушительным для сельскохозяйственных ресурсов, которые коллективизация якобы стремилась приумножить.

Альтернативная программа Чаянова по преобразованию сельского хозяйства страны состояла в развитии смешанной кооперации снизу (он называл это “вертикальной кооперацией” и “кооперативной коллективизацией”). Программа основывалась на его обследованиях реального кооперативного движения в России в 1910–1914 и 1922–1928 гг. Кооперативное движение рассматривалось им как демократическая альтернатива государственной централизации. Наилучшее решение проблемы увеличения производительности сельскохозяйственного труда в России, по мнению Чаянова, состояло в гибком сочетании крупных и малых производственных единиц, определяемом различными оптимальными размерами в каждой отдельной отрасли. Производством яиц, скажем, занимается семейное хозяйство, фуражом – вся деревня, лесным хозяйством – объединенные в одну производственную единицу несколько специализирующихся на этом деревень и т. п. Ученый поддерживал многоуровневое кооперативное движение, кооператив кооперативов, организованный “снизу” и развиваемый, а не управляемый государством.

Согласованная с крестьянским опытом, использующая крестьянские институты, широко открытая для крестьянской инициативы и притока кадров, эта программа была бы приемлемой для сельских сообществ и способной собирать их силы для преобразования деревни. Важно, что программа Чаянова отражала социальную реальность. На протяжении 1920-х гг. в советской деревне развивались и распространялись многочисленные кооперативные хозяйства. Организованные на основаниях, выработанных еще до революции, укорененные в местной почве благодаря замечательным приверженцам этой формы хозяйствования, тысячи кооперативов по снабжению, торговле, кредитованию и производству объединяли к 1928 г. более половины сельского населения. Сеть кооперативов продолжала расширяться, пока они не были выкорчеваны коллективизацией.

Массовость распространения кооперативов, а также авторитет Чаянова объясняют, почему именно его вариант стратегии преобразований на селе был принят бухаринским крылом руководства партии и включен в первоначальный вариант плана первой пятилетки (подготовленный под руководством экономиста Громана и отклоненный Сталиным в пользу собственного варианта с его совершенно фантастическими цифрами).

Корректировка плана произошла потому, что в 1927–1928 гг. режим столкнулся с двумя серьезными затруднениями. Во-первых, любое давление на крестьян лишь ухудшало кризисную ситуацию с хлебозаготовками, ведь именно в ответ на “товарный голод” 1927 г. деревня немедленно сократила производство для рынка. Во-вторых, уже началась первая пятилетка с ее ускоренными темпами, в то время как чаяновская ставка на постепенный рост кооперации и рынка потребовала бы неопределенно долгого времени, не гарантируя при этом твердых количественных результатов. Казалось, что делать такую ставку рискованно, а физическое принуждение крестьянства методами военного коммунизма выглядело надежнее. Воспользовавшись очередным кризисом нэпа, Сталин в 1929 г. объявил о “великом переломе”, о “наступлении социализма по всему фронту” и ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу. Как замечательно выразился член ЦК и ленинградский партийный вождь Киров, любимец рядовых партийцев, “технически, может быть, и нельзя, а по-большевистски мы сделаем”.

И они “сделали”

Сталинская модернизация в виде знаменитого “большого скачка” в развитии тяжелой промышленности и сплошной коллективизации деревни была куплена слишком дорогой ценой. Его результатом были: отставание других отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и сельского хозяйства; сверхцентрализация и предельное ограничение сферы деятельности рыночных механизмов; полное подчинение производителя государству и все более широкое применения мер внеэкономического принуждения и насилия, повлекшего за собой многомиллионные жертвы. Наконец, была подорвана главная производительная сила и богатство деревни – крестьянское умение и желание работать.

Вот что писали в 1929 г. уральские крестьяне в газету “Правда”: “…вы сто миллионов крестьянства опозорили – далее некуда. Во время хлебных заготовок что не проделывали: плевали в глаза, бороду дергали – все не опишешь. Вам уже некого стало грабить, вы набросились на трудового крестьянина. Ведь народ отошел не от советской власти, а от дурных поступков. Кто не шел в коммуну, отбирали книжки общепотребительские, налагали по 200–300 руб. целевые. Социализм и коммунизм затеяли еще рано, когда настроете машин, тогда может поскорее все будет. Пишете закрепить колхозы, что это за слово “закрепить”? Это разве времена Екатерины великой, которая писала, чтобы люди не переходили от помещика к помещику? <…> Вы с намерением делаете все это, чтобы подорвать советскую власть. Еще предупреждаем, будем воевать другой раз, но уже не так, как воевали. Вы сделайте по всей России машинные товарищества, они самые подходящие для крестьян и для государства. Весь народ в машинные товарищества пойдет охотно, и весь секрет: народ забудет скоро все обиды. Еще просим взять власть у несознательного элемента и дать ее честным середнякам, тогда Россия будет спасена от страшной беды, которая уже над головой. Мы все партизаны, да здравствует трудовая крестьянская советская власть, да здравствует свободный народ. <…>

Дорогой редактор, к тебе великая просьба, мы все партизаны Верхнетеченского района, деревни Ангюговой, спаси Россию пока не поздно, у нас не хватает более терпенья”.

В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, ставшая экономической основой тоталитарного режима. Произошло то, о чем предупреждали в 1925–1927 гг. Чаянов и Бухарин: сталинская программа коллективизации “во имя прогресса” фактически сломила социальную силу крестьян, “перекачала” их ресурсы в индустриальное строительство, в армию и на нужды государственно-партийного аппарата, который многое воспринял в своих действиях по отношению к крестьянам от раннего колониализма в его самых тяжелых и неэффективных формах.

Но если бы в 1928 г. у Бухарина и других оппозиционеров хватило духу стать гражданами, а не рабами партдисциплины… то, может быть, в народе не возникло бы такого объяснения названия ВКП (б) – “Второе Крепостное Право (большевиков)”.

Подробнее на эту тему

Вишневский А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М„1998.

Гимпельсон Е. Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Горинов М. М. НЭП: поиски модели развития. М., 1990.

Коэн С. Бухарин: Политическая биография. 1888–1938. М., 1988.

Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: Из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. М., 1994.

Шанин Т. Три смерти Александра Чаянова // Социологические исследования. 1995. № 1; или http//www.yabloko.ru/themes/History/ Shanin/3-deaths-of-chaynov.htm/

Класс: 11

  • Опираясь на изученный материал 9 класса, расширить представление учащихся о НЭПе, используя основные умения и навыки учащихся.
  • Развитие учебной мотивации.
  • Развитие интереса и уважения к прошлому своего Отечества.

Тип урока: проблемный

Оборудование:

  • Запись видеосюжета: “Что такое НЭП”?
  • Архивные документы: “Из писем в ЦК ВКП (б) накануне “великого перелома”; “Из воззвания Временного революционного Комитета г. Кронштадта”; “Из обращения ВЦИК и СНК “К крестьянству РСФСР” 23 марта 1921 г.; “Из революции XII съезда РКП (б), апрель 1923 г.”; “Из плана работы ВЧК по ликвидации белогвардейских организаций в 1921-1922 гг.”

Иллюстрации:

    Репродукция картины художника Наседкина “Продотряд”.

  • Иллюстративный материал: “И.В. Сталин”, “Болезнь Ленина”, “Троцкий”, “Голод” и др.
  • Схема “Социальная структура общества”.
  • Схема “Нэповская общественная модель”.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Геннадьевна. Сегодня я проведу у Вас урок истории.Какой будет тема нашего урока?

Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет. Просмотр видеосюжета .

Так о чем мы будем говорить на уроке? (О НЭП .)

Проблема урока: Несостоявшийся “термидор” (нам ее подсказала малышка в видеосюжете).

Что означает это слово? Термодорианский переворот – контпереворот, свергший якобинскую диктатуру и положивший конец ВФР.

Давайте и мы попытаемся в конце урока ответить на вопрос: "А мог ли Нэп быть тем “термидором”, который был способен свергнуть диктатуру большевиков?"

Проблема очень сложная, во многом дискуссионная. Возможно у некоторых из Вас появится к этой теме особый интерес, и я Вам порекомендую книги, представленные на выставке.

Эпиграфом к уроку послужат слова Игоря Губермана

Век принес уроки всякие,
Но один - венец всему,
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.

Итак, какое противоречие, вы увидели в этом четверостишье? (Светят факелы - но! -Уводят во тьму )

Вы знаете, вся жизнь состоит из противоречий. Иногда эти противоречия оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества. И работая на уроке над нашей проблемой, мы будем исходить из противоречий. Вся работа на уроке будет проходить в группах. Пусть обсуждение проблемы строится по следующему плану :

  1. Почему большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “военного коммунизма”?
  2. НЭПовская общественная модель.
  3. А что же после НЭПа?

При ответах на эти вопросы используйте следующие термины . Вы их знаете: диктатура, авторитарный, концессии, денационализация, либерализация, инвестиции, аренда, продразверстка, продналог, ПЛЮРАЛИЗМ. А к понятию плюрализм будем обращаться не один раз. Давайте вспомним, что оно обозначает.

Итак! С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы. "А что же дальше?" Этот вопрос задавал себе и тот, кто с оружием в руках в годы гражданской войны и интервенции защищал Сов. Власть. Март 1921 г. X СЪЕЗД РКП(б) принял решение об отказе от “военного коммунизма”. Смысл нового курса партии заключался в том, чтобы выполнить экономические требования крестьянства и одновременно закрепить политическую диктатуру большевиков.

1 вопрос: Почему же большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “ВК”?

ЗАДАНИЕ (БЛОК 1):

Обратимся к опорной схеме! В стране наступил тотальный кризис общества и власти.

Что означают слова тотальный кризис? (Кризис охватил все сферы общественной жизни ).

(Предмет - иллюстрация - текст). Используя это, приведите доказательства того, что в стране был действительно тотальный кризис

гр 1 - в экономике

гр 2 - в политике

гр 3 - внутрипартийный

гр 4 - теоретически, нравственный

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недовольство в обществе растет.

Давайте представим, что мы оказались свидетелями происходящих реальных исторических событий и хотим выразить свое недовольство. Что мы требуем?

- “Долой, продразверстку”, “Даешь свободу торговле!” “Советы без коммунистов”, “власть Советам, а не партиям”.

И вновь противоречие. Многие лозунги и сегодня актуальны. А почему?

А можно ли бы подавить общественное мнение силовым путем?

А почему?

Военнокоммунистические методы руководства в политике и экономике были хороши и приемлемы для какого периода времени?

Для гр. войны, они были необходимы для победы над врагом, а в мирных условиях - НЕТ. Это было очень опасно. Кризис “ВК”

ЗАДАНИЕ: СРАВНИВАЕМ “ВК” и НЭП.

Политика “ВК”

Введение продразверстки Замена продразверстки продналогом
Непосредственный продуктообмен между городом и деревней Торговля - основная форма экон. смычки между городом и деревней
Национ. всей крупной, средней мелкой промышленности Сохранение в руках гос. круп и средней промышленности. Допуск частного капитала в промышленности: концессии, аренда мелких гос.предприятий, частные (мелкие) предпр.
Запрещение аренды земли, применения наемного труда в

с/х Запрещение частной торговли

Гос. распределение продовольствия и товаров народного потребления по карточкам и кл. принципу

Разрешение аренды земли и применения наемного труда в с/х.

Разрешение частной торговли под контролем гос. развитие гос. и кооперативной торговли.

Введениетрудовой повинности; создание трудовых армий Отмена трудовой повинности упразднение трудовых армий Обеспечение промышленности раб. силой через биржи труда
Натурализация з/п вследствие обесценения денег, бесплатность гос. услуг (квартиры, транспорта) Укрепление денежной системы, переход к денежной з/п; отмена бесплатных услуг

ВЫВОД: Противоречие вновь - Не напоминает ли это наше время?

2 вопрос. НЭПовская общественная модель

Троцкий - Ленин (в жизни воплощена модель Ленина).

А теперь давайте посмотрим в чем суть нэповской общественной модели.

Была ли Нэповская модель идеалом? Почему мы говорим о модели, а не о системе? Вы будете об этом говорить на последующих уроках. А мы вновь остановимся на противоречиях.

БЛОК 2. Опираясь на БЛОК 2 четко обозначьте эти противоречия:

гр 1 - эконом

гр 2 - полит

гр 3 - духовная сфера

гр 4 - социальная сфера

Для группы 4 индивидуальное задание. Вы будете представлять ЦК. Будете работать с письмами, поступившими от населения от представителей разных соц. групп. Подчеркните в письмах главное, важное. Постарайтесь кратко сформулировать их основное содержание.

Работа в группах

Выступление групп. После каждой делаем мини-вывод, опираясь на слово плюрализм. (Учитель прикрепляет к Нэповской общественной системе буквы П.)

После выступления группы по социальной сфере, делаем вывод, что представители разных соц. групп по разному относились к НЭПу (обратить внимание уч-ся на изменения соц. СТРУКТУРЫ об-ва - схема).

Можно сказать о точке зрения Ленина

Начало 1921 г - временный тактический ход, вынужденное отступление, передышка для штурма высот “коммунизма”, экономического Бреста.

Осень 1921 г - всерьез и надолго. Ленин понимал, что это один из возможных путей перехода к коммунизму Делаем вывод по 2 вопросу – Нэповская общественная модель (противоречия “+” “-”).

ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ

ПЛЮРАЛИЗМ дозированный.

Либеральная ломка: экон. либерал - полит.либер Радикальный большевизм: экон.Плюрализм должен компенсироваться ужесточением политич. и эконом. Режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы. В Нэповской общественной модели политический плюрализм отсутствовал и политика доминировала над другими сферами жизни. К сожалению историческое прошлое России не опровергает эту мысль, а лишь доказывает ее. Вспомним предмет обществознание тема политическая система общества (Эпоха Петра. “Медный всадник” (Пушкин) “Железной уздой Россию поднял на дыбы”).

Когда возникает такое противоречие между элементами системы, можно говорить о ее стабильности, мобильности, талетарности. Нет! Такое противоречие не может длиться долго. Наступает кризис. Наступает кризис НЭПа.

3 вопрос. А что же после НЭПа?

Вновь противоречие, какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогощайтесь, развивайте свое хоз-во и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь, история нам показала какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим)

Давайте вернемся к проблеме нашего урока. Мог ли НЭП быть “термидором”? Нет! НЭП был обречен едва появившись на свет. Опасения Ленина насчет “термидора” были явно преждевременны. А к осени 1927 г. обрушили его, доказав и обреченность “рыночного социализма”. Мы разрешили проблему сегодняшнего урока?

Сегодня много говорят о путях преобразования России, ведут разного рода дискуссии, часто касаются проблем НЭПа. Актуальна эта тема и сегодня.

Так было ли будущее у НЭПа? (При условии политического плюрализма ). И, возможно, другим путем развивалась бы наша страна. Вот вам противоречия. Возвращаемся к эпиграфу.

1. Тесты для самопроверки (см.Приложение).

2. Подумайте! Можно ли назвать нынешние реформы в стране НЭП. Попытайтесь определить противоречия нынешних преобразований и их судьбу!

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Разноуровневые тесты
  2. Вариант – “А” - “5”, “Б” - “4”, “В” - “3”.

  3. Опора (блок I, блок II)
  4. Схема (изменение соц. структуры и образа жизни людей)
  5. Письма населения в ЦК.

ВАРИАНТ - “А” - “5”

1. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:

а) рост числа чиновников;

б) рост населения в городах;

в) рост цен на промышленные товары;

г) аграрное перенаселение;

д) резкая нехватка промышленных товаров;

е) низкая квалификация государственных служащих.

2. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производительной деятельности;

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков с/х продукции по твердым ценам;

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.

а) Аренда, б) денационализация, в) концессия, г) продналог, д) продразверстка.

3. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации “внутренней колонии” - крестьянства - в 20-е гг. выдвинул:

а) Бухарин Н.И.

б) Преображенский Е.А.

в) Сталин И.В.

4. Свои знаменитые слова: “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут” - Н.И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству 4 в целом;

б) кулакам;

в) НЭПманам.

5. Всю нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И.А. Бунин;

б)М. Горький;

в) А. Франс.

ВАРИАНТ “Б” - “4”

1. Значительные темпы экономического роста страны период НЭПА объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала;

б) успехами частнокапиталистического сектора;

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

2. Созданные в годы Нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами;

б) синдикатами;

в) трестами.

3. В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий /концессий/, так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;

б) советские рабочие не желали работать под началом “империалистов”;

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

4. Существо НЭПа составлял комплекс мер, которые предусматривали:

Замену продразверстки продналогом;

Продолжите ответ.

5. В 1922 г. В.И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось:” Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии...” Это послание было адресовано:

а) Я. Серковскому;

б) А. Хаммеру;

в) Г. Форду.

ВАРИАНТ - “В” - “З”

1. В период нэпа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки;

б) денационализация промышленности;

в) создание концессий;

г) формирование рынка рабочей силы;

д) введение продналога;

е) сплошная национализация промышленных предприятий.

2. В годы НЭПа частный каптал преобладал в:

а) тяжелой промышленности;

б) легкой промышленности;

в)торговле.

3. В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких;

б)середняцких;

в)бедняцких.

5. Продналог –

1 БЛОК. ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ В 1920 году

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВНУТРИПАРТИЙНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ
- Сокращение нац.дохода в 3 раза; объема валовой продукции в 7 раз;

Упала ведущая роль крупнейших промышленных центров;

Упадок транспорта;

Сокращение численности раб. класса в 2 раза;

Рушились экономические связи, падала дисциплина и ответственность, снижалась производительность труда и материальная заинтересованность;

Росли бюрократизм, взяточничество, карьеризм;

Сократились посевные площади, урожайность;

Потребительский характеркрестьянскогопроизводства;

Рост цен;

Потери населения 20 млн.человек.

- Потеря доверия к партийным и советским органам власти;

Недовольство разверсткой, уравниловкой населения;

Требования созыва Учредительного Собрания;

Активизация эсеров и меньшивиков;

Отрыв советской власти от народных масс.

- Перерождение партии;

Партия оказаласьна пороге внутреннего раскола;

Появление оппозиционных групп: демократического централизма, рабочей оппозиции;

Появление новых лидеров: Троцкого, Сталина. Болезнь Ленина прогрессировала.

- Недовольство злоупотреблениями властью новых чиновников и их привилегиями;

Крах попытки перехода к коммунизму

Несостоятельность идеи близких пролетарских революций в мире.

Массовая демобилизация армии 1921 г. до предела обострила все трудности.

П БЛОК. НЭПОВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ

ЭКОНОМИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДУХОВНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- Либерализация эконом.жизни при сохран. командных высот в руках партии-государства;

Замена продразверстки продналогом.

Отход от насаждения коммун на селе;

Допущение рыночных отношений;

Отмена трудовой повинности;

Переход от натур. оплаты труда к денежной;

Введение элементов хозрасчета на уровне гос.трестов и объедин. (“хозрасчет для начальников”);

Введение тарифной системы оплаты труда;

Относительная стабилизация финансов;

Развитие внешней торговли;

Создание концессий.

- Сохранение и укрепление авторитарной диктатуры;

Завершение разгрома оппозиционных политических партий;

Относительная демилитаризация общества;

Сужение сферы непосредственного гос. вмешательства в гос.жизнь;

Политические процессы над оппозицией.

- Насильственное внедрение в создании марксистской идеологии;

Реформирование системы образования (ограничение к образованию “бывших”/;

Ужесточение идеологического контроля;

Введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения;

Усиление борьбы с неграмотностью;

Активизацияантирелигиознойкампании;

Высылка за границу виднейших представителей интеллигенции.

Я - крестьянин Кочергин

… О ножницах между бедняком и середняком в центральном Комитете идет ряд обсуждений, чтобы восстановить бедноту в хозяйственном масштабе. Я, бедный середняк, довожу до сведения о бедняцком и середняцком хозяйстве. Я имею лошадь, корову и 3 овцы, за что меня беднота зовет буржуем, а никто не осудит, сколько приходится середняку работать, тяжелее, чем бедняку.

Мне своего корма на содержание скота не хватает, что я должен занимать у бедняков, за что я им землю обрабатываю. А бедняцкое дело побольше поспать… Я-то и сам замечаю - пойдешь в лавчонку, смотри, идут бедные, бедным называется который только коровенку, а другой коровенки не имеет, идет стройно, чистенький, штанишки, сапожки и рубашка по форме, и фуражка, из-под которой опрятно волос торчит. Вдруг середняк побогаче меня – сапоги в грязи, голенища перекосовурились, галкам ночлег, только рубаха без пуговиц, наверное, еще в воскресенье лицо умывая, которое напоминало вид его - схватил махорку, керосинку и скорее домой, чтобы лошадь не была голодной. Бедняки к заведующему - одолжите папирос - на двугривенный. Тут же садится и раскуривает, и думаю, какая привилегия есть, потом одумался, правда, налогу нет, лошадь не тратит, словом, повинностей никаких, что зарабатывает - все на себя, а помню я ему обработаю, но для меня обидно, что меня еще буржуем называют, у тебя лошадь, корова, но я и думаю, чего ж не забогатели, помещечье все вам роздано, у богатых мужиков отымали, тоже вам отданы лошади, коровы, словом, все ихнее добро, наверное, не работавших ничего не будет.

Р.О неправильном начислении сельхозналога, почему так, если кто сможет с натяжением всех своих энергетичных сил, чтобы удержать лишнюю телочку, но тут как тут сейчас же ее и облагают сельхозом с ног до головы, хоть со двора сгоняй… Я продал и держать больше не буду, пока будут обкладывать сельхозом.

Я - Славин Павел Евстигнеевич

дер.Скрылевщина, Хохловской

волости, Смоленского уезда и губернии

Дорогие товарищи! Я крестьянин-бедняк из глубин теленой, забитой кулачеством деревушки скрылевщина, обращаюсь к вам со своим письмом, в котором я описываю все то положение, в котором мы живем в настоящее время…

Вот я вам приведу небольшой пример, как легко достается крестьянину свободная земля. Моя деревня окружена кругом кулаками, которые давят со всех сторон и желают задушить в окончательной форме бедняка- крестьянина. С одной стороны, сын помещика Ивана Снопкин, у которого 91 десятина на 10 душ, с другой стороны, братья Буевичи, которые имеют земли 86 десятин на 19 душ. Они имеют леса местного значения, сданные в их пользование, и они распоряжаются ими, как хотят, кому захочут продадут, а кому и так дадут. У Мартына Буевича сыновья служат коммунистами, а он обрабатывает землю чужими руками и говорит, что я культурно умею работать, и к нему бедняк не подступится, если поймает, в лесу крестьянина, собиравшегося сучья без его разрешения, начнет стрелять, и нередки случаи были избиения самосудом, и говорит, что застрелю, я имею права в лесу стрелять, и таким образом эта троица живет до сего времени и блаженствует, для них революция не сыграла никакой роли, а наша деревушка, стонущая под их игом, имеет своей земли на 96 едоков 56 десятин, вот здесь и разводи культуру и на нас говорят: “а вы, лодыри, не умеете работать”...

С тех пор как объявлена новая экономическая политика, мы, т. е. я, как и другие буржуа - специалисты, работающие в народном комиссариате, путей сообщения, почувствовали, что наконец – то можем выпрямиться и делать полезное для стороны дело.

После всего нами пережитого меня совсем не страшит и не смущает, что Советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны.

У нас всегда, и в прошлое время при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали государству… Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно отнятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы. Многое в советском строе долгое время мне было и неприемлемо, и непонятно, и даже дико..

Но вот однажды… я как - то сразу понял, что новое, ни когда не существовавшее ни в какой стране, создается и у нас в России, как это назвать, коммунизмом, социализмом - не знаю.

Только вижу, что это новое имеет право существовать, и каждый из нас должен этому содействовать.

Я - рабочий Хачатуров Л.К

г Армавир, Северо- Кавказского края

Руководителю ВКП \б \ И.В. Сталину

… Жизнь сейчас есть не что иное, как болезнь. Так жить - долго нельзя! И я думаю, что нужно предпринять какие - то меры для того, чтобы дать трудящимся кое- какие возможности жить…

Мы выросли немного! Дайте нам, что обещали и обещаете уже долгое время.

Аппетиты зарвавшихся нэпманов, партийцев и спецов нужно сократить, так как такая несправедливость в пролетарском государстве нетерпима, такого мнения большинство рабочих, которые также в трудный момент для республики советов не щадили своей головы.

Дайте работу! Дайте хлеба! Дайте справедливости!

Литература

1. Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век. 11 класс. “Дрофа”. 1999.

2. Хрестоматия по истории (1900 - конец 1930-х гг.). “Просвещение”. 1988.

3. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX век. “Просвещение”. 1996.

5. История Отечества в документах 1917-1993 гг., № 2. М.: “Илби”. 1994.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «обогащайтесь»

Мы нашли 22 предложения со словом «обогащайтесь». Также посмотрите синонимы «обогащайтесь» .
Значение слова

  • Словом, бросить в крестьянскую Россию лозунг «Обогащайтесь !».
  • Ведь не один Бухарин призывал: «Обогащайтесь !», это было целое течение мыслей и дел.
  • Обращаясь к крестьянину-единоличнику, Бухарин бросил лозунг: «Обогащайтесь , накапливайте, развивайте свое хозяйство».
  • Попытки подменить русскую идею лозунгом «обогащайтесь кто как может» (а могут, естественно, не те, кто трудится) привела державу к развалу.
  • Бухарин, тогдашний теоретик правящей фракции, бросил по адресу крестьянства свой пресловутый лозунг: «обогащайтесь !».
  • Лозунг «обогащайтесь !», как и теория безболезненного врастания кулака в социализм, были с запозданием, но тем более решительно осуждены.
  • Бухарин предложил альтернативный курс, бросив призыв: «Обогащайтесь !», обращенный к середнякам и кулакам.
  • Крестьянам, всем крестьянам, надо сказать: «обогащайтесь , развивайте свое хозяйство и не бойтесь, что вас прижмут».
  • Девизом его царствования стал лозунг «Обогащайтесь !».
  • В 1925 году он обратился к крестьянам с лозунгом «Обогащайтесь !» и предполагал, что «мы должны двигаться вперед со скоростью улитки».
  • И теперь, глядя на них с высоты прошедших веков, мы не только пополняем исторические знания, но и обогащаемся накопленным тогда опытом.
  • Чаще всего люди хотят обогащаться не ради самих богатств, а чтобы другие знали, что у них денег больше и, следовательно, они лучше.
  • Власти можно советовать, можно ей помогать и за ее счет обогащаться .
  • Гребя веслами, я обогащаюсь в ожидании отдыха, с каждым гребком завоевываю мили.
  • Или поглощен возможностями поприща, позволяющими лично обогащаться , что само по себе тоже превращается в профессию.
  • Надобно было ему случиться в Париже и три года обогащаться сими сокровищами!
  • А это, в свою очередь, помогает обогащаться .
  • Они обогатили знаниями и более реальными взглядами на вещи тех людей, которые хотят обогащаться .
  • Он постоянно боролся с теми правилами биржи, которые не позволяли ему обогащаться за счет других членов биржи.
  • Это трудно, а то и невозможно совместить со стремлением сделать карьеру, обогащаться , а уж тем более угодить начальству или бизнесмену.
  • Вы можете не любить их, но не восхищаться ими нельзя, ибо они явились на Землю, чтобы жить и обогащаться .
  • Московская сцена продолжала обогащаться выдающимися певцами.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Тема 2. Россия нэповская. 1921–1929 гг.

Вариант I

1.События весны 1921 г. были оценены В. И. Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти», так как:

а) против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций;

б) была создана крупная эсеро-меньшевистская организация;

в) против политики большевиков выступили крестьяне, рабочие и моряки Кронштадта.

2.В период нэпа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки;

б) денационализация промышленности;

в) создание концессий;

г) формирование рынка рабочей силы;

д) введение продналога;

е) сплошная национализация промышленных предприятий.

3.В годы нэпа частный капитал преобладал в:

а) тяжелой промышленности;

б) легкой промышленности;

в) торговле.

4.В период нэпа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий (концессий), так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;

б) советские рабочие не желали работать под началом «империалистов»;

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

5.В 1922 г. В. И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии…». Это послание было адресовано:

а) Я. Серковскому;

б) А. Хаммеру;

в) Г. Форду.

6.Созданные в годы нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами;

б) синдикатами;

в) трестами.

Вариант II

1.Значительные темпы экономического роста страны в период нэпа объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала;

б) успехами частнокапиталистического сектора;

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

2.В период нэпа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких;

б) середняцких;

в) бедняцких.

3.Свои знаменитые слова: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут» Н. И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству в целом;

б) кулакам;

в) нэпманам.

4.Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» крестьянства в 20-е гг. выдвинул:

а) Н. И. Бухарин;

б) Е. А. Преображенский;

в) И. В. Сталин.

5.Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И. А. Бунин;

б) М. Горький;

в) А. Франс.

6.Укажите термины, соответствующие следующим определениям:



а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности;

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам;

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.

а) аренда; б) денационализация; в) концессия; г) продналог; д) продразверстка.