Веревка пожарная спасательная. Испытание предохранительных поясов, страховочных канатов и спасательных веревок Длина спасательной веревки

Назначение

Веревка пожарная спасательная ВПС-30 предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работах, а также при тренировках пожарных.

Устройство

Шнур веревки свит из высококачественной пеньки или льна. Она состоит из четырех скрученных пучков, в каждом из которых три пряди. Концы веревки вделаны в грушевидные металлические коуши. Один из концов веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины) с инвентарным номером.

Веревка, смотанная в клубок, хранится в непромокаемом чехле. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания.

Таблица 16

Тактико-технические и эксплуатационные характеристики

Наружный осмотр и проверка

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов – перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре. Веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 на 200 мм длины веревки. Перед каждым использованием спасательной веревки на занятии, учении под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 сек. Три человека. Если после снятия нагрузки удлинение веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Испытание

Спасательная веревка испытывается один раз в шесть месяцев статической нагрузкой. Веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. При отсутствии вышек, на которых можно проводить испытание, веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.

Крюк пожарный

Назначение

Пожарный крюк КП предназначен для вскрытия строительных конструкций внутри помещения, разборки и обрушения стен, растаскивания тяжелых частей конструкций, удаления с места пожара отдельных частей оборудования, а также для выполнения работ, требующих усилий нескольких человек.

Рисунок 19

Устройство

Пожарный крюк КП изготовлен из полосовой стали сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 226 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, а нижний- заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 1, 3 м. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 600 мм. Масса крюка 1,6 кг.

Рабочая часть крюка заострена на длине 60 мм и термически обработана. Необработанная часть крюка окрашивается в черный цвет.

Испытание

Крюк подвергается испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 200 кгс, в течение 50 мин. При этом не допускается изменение формы крюка.

Стальные пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций при пожаротушении. ГОСТ 16714-71 предусмотрены три типа ломов: легкий, тяжелый и универсальный.

Рисунок 20

Ломы пожарные

Пожарный легкий лом ЛПЛ

Применяют при расчистке мест пожара, вскрытия кровель, обрешетки, обшивки и других подобных работах. Лом представляет собой круглый стержень, верхний конец которого отогнут под углом 45° и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 60 мм.

Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.

Рисунок 21

Пожарный тяжелый лом ЛПТ

Предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.

Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется четырехгранный крюк, а на нижнем – заточка на два канта. В верхней части лома, на расстоянии 170 мм, имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.

Рисунок 22

Универсальный пожарный лом ЛПУ

Предназначен для вскрытия дверей, оконных решеток, а также для выполнения легких рычажных работ в помещениях, где теснота не позволяет применять другие виды ломов при тушении пожара.

Универсальный лом представляет собой короткий круглый стержень с двумя отогнутыми фигурными рабочими частями. Одна рабочая часть выполнена в виде фигурной лопатки, другая - в виде лопатки с опорной пятой.

Общие требования

Рабочие части ломов имеют заострение на длине не менее 60 мм для загнутых и на длине не менее 150 мм для прямых концов ломов. Поверхность ломов окрашена краской в черный цвет.

Испытание

Ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 мм и приложения к противоположному концу лома типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 м от места закрепления нагрузки, равной: 100 кгс - для ломов типа ЛПТ; 80 кгс - для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, в течении 10 мин. Появление трещин и остаточных деформаций не допускается.

Багор пожарный

Назначение

Пожарные багры предназначены для разборки при тушении пожаров кровель, стен, перегородок, стропил и других частей горящих зданий, для сваливания труб и печей, а также для растаскивания горящих материалов.

Устройство

Существует два типа багров: цельнометаллические БПМ (рис.) и насадные на деревянный шест БПН.

Рисунок 23

Пожарный багор цельнометаллический БПМ:

1-кольцо-рукоятка; 2-труба; 3-стальной крюк с копьем

БПМ состоит из стального крюка с копьем, посаженного на отрезок газовой трубы (диаметром 20 мм, толщиной стенки 2,8 мм), и кольца-рукоятки, изготовленной из стального прутка диаметром 20 мм, расположенного на другом конце отрезка трубы. Крюк и кольцо-рукоятка приварены к трубе. Длина багра БПМ - 2000 ± 10 мм, масса не более 5 кг.

Сварные швы должны быть ровными, без посторонних включений, наплывов и пережогов металла. Заостренные рабочие части инструмента должны быть заточены, а затем термически обработаны на длине, не менее 60 мм.

Металлические поверхности должны быть гладкими, без трещин, волосовин, плен, вмятин, заусенцев, окалины, ржавчины и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и эксплуатационные качества инструмента.

Кольцо-рукоятка должно находиться в плоскости, проходящей через середину посадочного отверстия (всада). Отклонение от соосности не должно превышать 1,0 мм.

Механические свойства металла багров должны быть не ниже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.

Механически не обработанные поверхности должны иметь лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74, класс III.

Испытание

Багор один раз в год испытывают на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 1960 Н (200 кгс), в течение 50 мин.

Не допускается изменение формы и нарушение сварных соединений у багров.

Порядок проведения ежедневного осмотра

Перед заступлением на дежурство визуальным осмотром устанавливается качество поверхности и наличие покрытия.

Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009)

Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса, испытывается один раз в год на прочность и герметичность.

Проверку прочности водосборника и герметичности соединений проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 15 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К одному (поочередно) из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса) используемой для создания гидравлического давления. Доведя давление до 0,5 атмосферы, проверяется герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивается давление до 10 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут.

Затворное устройство водосборника должно обеспечивать перекрытие, незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений. Пропуск воды через затворное устройство допускается не белее 50 миллилитров в минуту.

Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92)

Гидроэлеватор пожарный эжекторного типа – устройство, предназначенное для забора воды из водоисточника с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.

Для проверки работоспособности собирают рабочую схему гидроэлеватора с подачей ручного ствола с производительностью 10 л/с, при этом гидроэлеватор должен быть погружен в воду на глубину 0,5 метра до оси диффузора. Гидроэлеватор считается годным, если корпус, соединения, сетка гидроэлеватора не имеют повреждений и обеспечена устойчивая работа водяного ствола.

Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*)

Переходная пожарная соединительная головка (ГП): пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.

Переходные головки соединяют друг с другом, после этого соединенные головки присоединяют одним концом к насосу, другой конец заглушают. Повышают гидравлическое давление до значения в 9 атмосфер и выдерживают при этом давлении не менее двух минут. За все время испытаний не должно быть выделения воды через соединения и материал головки. Далее давление снижают до нуля и осматривают головки. Не должно быть видимых деформаций, трещин, выдавливания резиновых колец, а также разрушения элементов конструкции.

Переходные головки и насадки на стволы испытываются один раз в год. Допускается испытывать одновременно с пожарными стволами.

Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009)

Колонка пожарная – устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.

Пожарные колонки испытываются один раз в год.

Конструкция пожарной колонки должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении в 1,5 раза превышающем рабочее и сохранять герметичность соединений и уплотнений при давлении в 1,2 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускается появление следов влаги в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Время выдержки под давлением не менее 2 минут. Рабочее давление принимается равным 10 атмосфер.

Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92)

Разветвления рукавные – устройства, предназначенные для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. Разветвления в зависимости от числа выходных патрубков и условного прохода входного патрубка подразделяют на типоразмеры:

трехходовые разветвления;

четырёхходовые разветвления.

Рукавные разветвления испытываются один раз в год гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 3 минут.

Прочность и герметичность проверяют при открытых затворных клапанах разветвления. Перекрывающие устройства и соединения разветвлений должны обеспечивать герметичность. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009)

Ствол пожарный воздушно-пенный – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров. Стволы пожарные воздушно-пенные подразделяется на следующие типы:

ствол воздушно-пенный (СВП) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности;

ствол воздушно-пенный комбинированный (СВПК) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены как низкой, так и средней кратности;

ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.

стволы воздушно-пенные с перекрывным устройством (СВПП);

ГПС, «Пурга» (и их аналоги) – генераторы пены средней кратности.

Воздушно-пенные стволы испытываются на работоспособность и внешним осмотром один раз в год.

Проверка на работоспособность проводится в следующем порядке: собирается рабочая линия с присоединенным стволом, подается требуемое рабочее давление согласно паспортной документации, при этом работоспособность должна соответствовать заявленным характеристикам на заданное изделие.

Сетки стволов (при их наличии) должны быть равномерно натянуты, прогиб сеток после испытания не должен превышать 5 мм.

При внешнем осмотре проверяют вид и качество изготовления стволов, соответствие изделий конструкторской документации (рабочее давление, условный проход, исполнение), применяемые материалы, равномерность натяжения сеток, наличие органов управления, крепление деталей, наличие и содержание маркировки.

Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97)

Стволы пожарные лафетные предназначены для формирования сплошной или сплошной и распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные лафетные подразделяются на следующие типы:

стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (С);

возимые, монтируемые на прицепе (В);

переносные (П).

В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на следующие типы:

универсальные с индексом У – формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены;

без индекса У – формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.

В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.

Лафетные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов проверяют в следующей последовательности: к входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 12 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут, испытания проводят при открытом перекрывающем устройстве (при его наличии) и заглушенном выходном отверстии.

При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений.

После проведения испытания основное внимание уделяется получению ровной, компактной струи воды.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: к одному из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления.

Доведя давление до 0,5 атмосферы проверяют герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивают давление до 8 атмосфер и выдерживают в течение 2 минут. Затворные устройства стволов должны обеспечивать перекрытие незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009)

Ствол пожарный ручной – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воды, воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные ручные подразделяются на следующие типы:

распылитель – предназначен для формирования распыленной струи воды;

стволы с защитной завесой – предназначены для формирования водяной завесы для защиты ствольщиков от теплового излучения;

универсальные стволы – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации;

комбинированные стволы – предназначены для формирования как водяных струй, так и струй водных растворов огнетушащих веществ;

автоматические стволы (двойной ступени) – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации и подачи пенообразующих, солевых растворов.

Ручные пожарные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов (без пенного насадка или вставки) проверяют гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 2 минут, при этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений (испытание проводится с закрытым перекрывающим устройством).

Сетки всасывающие (ГОСТ Р 53253-2009)

Сетки классифицируются в зависимости от условного прохода и основных показателей и могут иметь следующие типоразмеры:

СВ-80 - с условным проходом DN 80;

СВ-100 - с условным проходом DN 100;

СВ-125 - с условным проходом DN 125;

СВ-200 - с условным проходом DN 200.

Всасывающая сетка испытывается один раз в год. К всасывающей сетке подсоединяют водосборник, к одному из входных патрубков водосборника подсоединяют напорный рукав диаметром от автоцистерны, используемой для создания гидравлического давления.

Надклапанная часть сетки должна выдерживать гидравлическое давление 2 атмосферы в течение 2 минут. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Верёвки пожарные спасательные (ГОСТ Р 53266-2009)

Веревка пожарная спасательная – предназначена для страховки пожарных при тушении пожаров и для проведения связанных с тушением пожара аварийно-спасательных работ.

Коуш – конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.

Спасательные веревки испытываются один раз в шесть месяцев, должны соответствовать требованиям ГОСТ, нормативно-технической документации, иметь коуши, храниться в чехлах. На чехлах и одном из концов спасательной веревки у обвязки петли наносится маркировка с указанием учетного номера, длины веревки и даты последнего испытания, при этом маркировка должна четко просматриваться.

Прочность спасательной веревки проверяется путем приложения к ней статической нагрузки, равной 350 кг, для чего спасательную веревку разматывают на всю длину, один конец закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают нагрузку, замеряемую динамометром, и выдерживают в течение 5 минут. Веревка к дальнейшей эксплуатации не допускается, если:

произошло полное или частичное разрушение хотя бы одной из прядей веревки;

произошло разрушение хотя бы одной из заделок концов веревки (коуша), включая металлические детали;

относительное остаточное удлинение, измеренное через 20 минут после испытания статической нагрузкой, составило более 10 процентов, относительно первоначальной длинны веревки.

Динамическое испытание спасательной веревки проводят в следущем порядке: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Лицо, возглавляющее караул на дежурных сутках, не реже чем 1 раз в 10 дней проверяет спасательные веревки, находящиеся в расчете и резерве, внешним осмотром с занесением результатов в «Журнал учета результатов испытаний ПТВ».

Пояса пожарные спасательные (ГОСТ Р 53268-2009)

Пояс пожарный спасательный – предназначен для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.

Пояс пожарный спасательный включает в себя следующие элементы:

поясной ремень – конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии;

пряжка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине;

карабинодержатель – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина;

страховочное кольцо – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом;

хомутик – конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня;

шлевка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.

Пояса пожарные спасательные испытываются на прочность один раз в год.

Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию, диаметром не менее 300 миллиметров и застегивается на пряжку.

Испытание пояса на прочность проводят путем приложения к карабинодержателю нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм, и выдерживают в течение 5 минут. После снятия нагрузки пояс не должен иметь разрушений, деформаций деталей и разрывов швов, а перемещение поясного ремня в пряжке за время испытания не должно превышать 5 мм. В противном случае дальнейшая эксплуатация пояса запрещается.

Карабин пожарный (ГОСТ Р 53267-2009)

Карабин пожарный – входит в состав снаряжения пожарного и предназначен для страховки пожарного при работе на высоте, а также для спасания и самоспасания с высот.

Карабин пожарный включает в себя следующие элементы:

крюк – силовая скоба карабина, воспринимающая рабочие нагрузки;

затвор – механизм, предназначенный для замыкания крюка;

шарнирное соединение – узел крепления затвора к крюку карабина;

замковое соединение – узел соединения крюка и откидной части затвора;

замыкатель – подвижная муфта, закрепленная на откидной части затвора, предназначенная для запирания замкового соединения.

Карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год.

Испытание карабина на прочность (при закрытом затворе) проводят путем приложения нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм и выдерживают в течение 5 минут.

После снятия нагрузки нарушение нормальной работы замкового устройства карабина или изменение его формы не допускается.

В местах шарнирного и замкового соединений затвора карабина должно быть обеспечено плотное прилегание сопрягаемых поверхностей, при этом допускаемый зазор должен быть не боле 0,2 миллиметра.

Лестницы ручные пожарные (ГОСТ Р 53275-2009)

Лестница ручная пожарная – переносная лестница, входящая в состав ПТВ пожарной машины и предназначенная для обеспечения действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах. Существуют следующие типы лестниц ручных пожарных:

лестница выдвижная – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен, и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.

лестница штурмовая – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных ступенек, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность;

лестница-палка – лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных поперечными ступеньками.

Все ручные пожарные лестницы испытываются один раз в год.

Лестница выдвижная при испытании устанавливается на твёрдом грунте, выдвигается на полную длину и опирается на стену под углом 75 градусов к горизонту (2,8 метра от стены до башмаков лестницы). Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольных грузов по 100 килограмм посредине каждого колена с помощью скоб, размещенных на ступеньках вплотную с тетивами. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь повреждений, остаточной деформации. Выдвигание колен должно быть плавным, без рывков и заеданий. Сдвигание колен должно происходить под действием собственного веса.

Испытание лестницы штурмовой производится путем подвешивания на опорной поверхности за большой концевой зуб крюка. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 160 килограмм ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции.

Лестница-палка при испытании раскладывается в рабочее состояние и устанавливается на твёрдом грунте, с опорой на стену под углом 75 градусов к горизонту. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 120 килограмм к средней ступеньке лестницы с помощью скоб, расположенных вплотную к тетивам. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции, должна легко и плотно складываться.

Допускается проводить испытания с использованием стенда для испытания спасательных устройств.

Рукавная задержка, крюк пожарный (КП)

Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.

Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.

После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.

Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.

«Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)

ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):

ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;

ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.

Разделение по функциональному назначению:

инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;

инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;

инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;

инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;

устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) - расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.

Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.

Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:

100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;

80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.

Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.

Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.

Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.

Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.

Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.

Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.

Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемых в подразделениях пожарной охраны, относятся:

Перчатки резиновые диэлектрические;

Галоши (боты) резиновые диэлектрические;

Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 × 50 см с рифленой поверхностью;

Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками;

Переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины (рекомендуемая длина не менее 6 м), сечением не менее 12 мм2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты – защитное заземление.

Испытание электрозащитных средств проводится специальными лабораториями (мы испытываем в Северных электрических сетях).

Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении до проведения следующего испытания, а так же производиться запись в журнале испытания ПТВ.

На перчатках, ботах (галошах), ковриках, ножницах ставится штамп с указанием даты следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические – один раз в шесть месяцев;

боты (галоши) резиновые диэлектрические – один раз в три года;

ножницы диэлектрические с изолированными ручками – один раз в год.

Отбраковка переносных заземлителей из гибких медных жил при внешнем осмотре производится один раз в год, отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре производится один раз в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на дежурство.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц – повреждение изоляции на рукоятках, отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков – проколы, разрывы, наличие отверстий;

для заземлителей – разрыв медных жил, неисправность струбцины.

Требования, предъявляемые к диэлектрическому комплекту:

длинна перчаток, должна быть не менее 350 мм, размер должен позволять надевать под них трикотажные перчатки для защиты рук от пониженных температур, ширина по нижнему краю должна позволять натягивать их на рукава верхней одежды;

боты, галоши должны состоять из резинового верха, резиновой рифленой подошвы, текстильной подкладки и внутренних усилительных деталей, высота бот должна быть не менее 160 мм;

коврик изготавливается толщиной не менее 6 мм, должен быть одноцветным.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства на пожарных автомобилях хранятся в защитном чехле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента.

«Пожарный инструмент и инвентарь»

К пожарному инструменту и инвентарю относятся: ведра, ключи торцевые для открывания гидрантов, крюки для открывания крышек пожарных гидрантов, кувалды, лопаты (штыковые, совковые), нож (резак) для резки ремней безопасности, подставки для стабилизации автомобилей (при проведении АСР), шланги для забора ПО из промежуточной емкости и т.д.

Весь выше перечисленный инструмент и инвентарь проверяется внешним осмотром при заступлении на дежурство.

  • III. Порядок организации и проведения туристического слета

  • Предназначена для обеспечения проведения спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций в помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от минус 40° до 50"С и относительной влажности воздуха 98% температуре 20°С.

    Бывают двух видов:

    Веревка состоит из полиамидного шнура, коушей и металлических гильз. Шнур плетеный полиамидный для веревки пожарно-спасательной представляет собой плетеное изделие цилиндрической формы, образованное двумя системами нитей: оплеткой и наполнением.

    Спуск по веревке необходимо осуществлять плавно, без рывков и резких остановок. В месте соприкосновения веревки с острыми и раскаленными предметами необходимо использовать прокладку.

    После каждого использования веревку необходимо подвергнуть внешнему осмотру, очистить от грязи и при необходимости просушить. Веревки должны храниться в сухих закрытых помещениях, закрытыми от попадания прямых солнечных лучей, бензина и других растворителей, на расстоянии не менее 0,5м от отопительных приборов. Укладывать в чехол допускается только просушенную веревку

    Один раз в десять дней, а также перед каждым заня­тием и после применения веревку проверяют внешним осмотром. Она должна быть сухой, чистой, без следов плесени

    Перед каждым использованием на пожаре и на за­нятии веревку проверяют на прочность путем нагрузки массой трех бойцов (не более) в течение 1...2 с. При этом после снятия нагрузки веревка не должна иметь остаточного удлинения.

    Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

    Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины (для пеньковой) и 10% (для синтетической).

    Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

    Результаты испытаний и внешнего осмотра веревки заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения.

    Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

    Диэлектрические средства.

    В условиях пожара нередко приходится встречаться с электропроводкой, находящейся под напряжением, не превышающем обычно 250 В.

    При более высоком напряжении тушение пожара начинают только после выключения тока. В этих случаях для резки электропроводов используют комплект электрозащитных средств.

    К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:

    Перчатки резиновые диэлектрические;

    Галоши (боты) резиновые диэлектрические;

    Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;

    Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ);

    Переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты - защитное заземление.

    Испытания электрозащитных средств, проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания и делается запись в Журнале учета испытания ПТВ. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

    Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

    Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

    · для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

    · для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков - проколы, разрывы, наличие отверстий;

    · для переносного заземления - разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

    Сроки проведения испытаний:

    · перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев;

    · галоши резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

    · боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

    · ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками - один раз в год;

    Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.

    Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

    Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

    Билет № 3

    1. Немеханизированный пожарный инструмент. Состав, назначение, характеристики.
    2. ТО пожарных автомобилей. Виды. Периодичность проведения.
    3. Порядок работы на насосе при подаче пены с забором воды от ПВ.
    Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

    Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

    перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

    вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

    частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

    подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

    напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

    герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

    пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

    запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

    при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

    Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

    Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

    Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

    Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

    СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

    Пожарные защитные костюмы

    Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

    Ручные пожарные лестницы

    Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

    При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

    После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

    Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

    При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

    При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

    Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

    Автолестницы и автоподъемники

    Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.

    Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

    Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.

    Пневматическое прыжковое спасательное устройство

    Испытание ППСУ производится перед постановкой ППСУ в боевой расчет.

    Испытание производится путем сбрасывания на ППСУ грузомакета (мешка с песком) массой 100 кг с высоты 20 м.

    В результате испытаний не должно происходить разрушение материалов и конструкций ППСУ. При падении грузомакета в ограниченную часть рабочей поверхности ППСУ он не должен ударяться о грунт.

    Отметка о первом испытании и последующем применении заносятся в соответствующие разделы паспорта на ППСУ.

    Техническое обслуживание и испытание баллона со сжатым воздухом производится в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и паспортом на баллон.

    Спасательные веревки (устройства)

    Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

    Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

    Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

    Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

    Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

    Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

    К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

    После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

    Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

    Рукавные задержки

    Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

    Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

    Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ
    Рубрика (тематическая категория) Спорт

    http://www.offtop.ru/vertlib/v5_91857__.php?of2981=

    Следует отметить появление в последнее время разнообразных спасательных веревок с применением особо прочного арамидного волокна - кевлара, не поддающегося гниению и воздействию агрессивных (кислоты, щелочи, растворители) сред. Материал таких веревок допускает кратковременное (до 1 часа) воздействие высоких температур (до 350°С), при этом прочность их снижается на 50 % от исходной. Некоторые типы веревок состоят только из кевлара, другие - из сочетания кевлара и полиамида.

    Спасательные веревки бывают двух базовых конструкций - кабельные и плетеные (сквозного плетения: в простоте - косички разных типов), и диаметров: от 6 до 12 мм. Объявленная прочность спасательных веревок из кевлара колеблется от 1500 кГ для диаметра 6 мм до 4500 кГ для 10-12 миллиметровых веревок.

    Веревки.

    Оплетка защищает веревку от мех. повреждений, сердечник несет основную нагрузку.

    Учитывая зависимость отматериала, из которого изготовлена веревка, делятся на:

    1. Полиамидные, капроновые (основные веревки)

    Узел завязанный на полиамидной веревке ослабляет ее в месте завязки узла исходя из узла (в целом прочность всœей системы снижается до 30%; если веревка мокрая или загрязнена – снижается до 80%; если узел завязан не правильно – снижение еще на 30%)

    2. Арамидные, кевларовые - огнестойкий материал, держит постоянную температуру до 1500С в теч.1 минуты, коэффициент растяжения 1,5%

    Узел, завязанный на кевларовой веревке, ослабляет ее в половину.

    Термостойкая веревка
    Термостойкая верёвка нового поколения. Отечественная выработка. Сертификат МЧС РОСС RU.03ЭЧ 16.Н0099 выдан ОКБ КВ и ООО "СПАССНАРЯЖЕНИЕ". Верёвка предназначена для ведения спасательных работ при авариях и других чрезвычайных ситуациях в условиях высоких температур и агрессивных сред профессионально подготовленными спасателями. Коэффициент узловязания и конструкция верёвки позволяет вести спуск людей с высотных зданий с использованием всœех извесных спусковых устройств. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Рабочие концы выполнены в виде плетёного термостойкого сердечника в термостойкой оплётке с металлическими втулками - коушами на концах. - диаметр, мм......................................................................................10.3 (+-0.5) - разрушающая нагрузка, кгс при приложении через огоны, не менее... 1500 - разрушающая нагрузка, кгс рабочего тела верёвки, не менее..............2400 - коэфф. узловязания, не более...........................................................1,2 - остаточная прочность верёвки после воздействия температуры +450С в течении 10 мин не менее 75% от исходной - термостойкость в пламене пропан-бутановой горелки ~900С (при грузе 80кг) мин.....................................................2 - масса одного погонного метра, ᴦ........................................................68

    Учитывая зависимость откоэффициента удлинœения основные веревки подразделяются на:

    1. статические – коэффициент Степень удлинœения статических веревок при весе 50-150кг не более 5 %.

    В связи с низкой эластичностью, способность таких веревок поглощать энергию падения понижена, а МДН (МАКСИМАЛЬНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ) при рывке - значительна. Она достигает 1000 кГ уже при падении груза 80 кГ с фактором 1, тогда как для динамических веревок величина МДН(максимальная динамическая нагрузка-сила рывка) редко превышает это значение даже при падении с максимальньм фактором 2.

    МАКСИМАЛЬНОЙ степенью падения, которую может выдержать статическая веревка, является падение с фактором 1. Это означает, что каждому, кто работает на статической веревке, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ попадать в ситуации, при которых возможен выход над точкой закрепления веревки! Совершенно недопустимо использовать статические веревки для обеспечения страховки при подъеме на стены и другие элементы вертикального рельефа. В этих случаях крайне важно использовать динамические веревки.

    2. динамические – удлинœение при нормальном использовании не более 8 % при статической нагрузке 80 кᴦ.

    Веревка должна выдерживать минимум 5 последовательных падений соответствующего груза с фактором 1,78.

    Предельное значение максимальной динамической нагрузки определœено с учетом практического опыта парашютизма. Тщательные исследования в этой области показывают, что при наиблагоприятнейших обстоятельствах, наличия соответствующих обвязок и т.п. человек может выдержать лишь самую кратковременную нагрузку всœего в 15 раз превышающую его собственный вес. В случае если принять, что 80 кГ - это средний вес человека, то расчетная предельно допустимая нагрузка не должна превышать 1200 кГ (80 х 15).

    Предельно допустимая максимальная динамическая нагрузка, определœенная для полуверевок - 800 кГ, на первый взгляд кажется более благоприятной, по сравнению с нормой для базовых веревок - 1200 кГ. В действительности это не так, потому что она определяется при падении груза гораздо меньшего веса - 45 кГ, чем тот, которым проводят испытания базовых веревок - 80 кГ. Напомним также, что в паспорте альпийской веревки указывается величина МДН, но не условия ее испытаний. В случае если не знать этой подробности или не обратить на нее внимания, то паспортные данные о величинœе максимальной динамической нагрузки могут ввести в заблуждение при оценке динамических качеств веревки.

    СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ" 2017, 2018.