Волевая регуляция деятельности и ее совершенствование. Особенности простых и сложных действий. Простые волевые действия.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Однако, как мы уже отмечали, вы также можете чувствовать, что пьете, даже если нет необходимости или отрицательных признаков, связанных с этой потребностью: это вторичное употребление алкоголя с социальными и культурными коннотациями и прочно привязано к формам обучения опытный этим человеком.

Это утверждение должно быть квалифицировано с точки зрения колебаний пороговых значений, относящихся к удовлетворению, и необходимости, в стиле гидравлической модели, предложенной Лоренцем. По словам Риберо-Маруланды и Варгаса Гутьерреза. Эмоциональное регулирование, также называемое смысловыми или эмоциональными способностями-синонимами из когнитивно-поведенческой парадигмы, о чем свидетельствуют результаты этого исследования, определяется как умение людей и преднамеренный процесс, требующий усилий для участия и воспринимать чувства надлежащим и точным способом, способность адекватно ассимилировать и понимать их, а также способность регулировать и изменять наше настроение или настроение на добровольной основе.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

Таким образом, эмоциональный интеллект концептуализируется как способность человека повышать его качество жизни; поскольку, между прочим, способствует сосуществованию и социальным связям. Подобным образом, эта способность позволяет избежать импульсивности и, следовательно, сотрудничает в адаптации к непосредственному контексту соответствующим и социально регулируемым образом.

Модель технологического процесса с высоким уровнем эмоционального регулирования утверждает, что стратегии регулирования можно классифицировать в зависимости от момента, когда они оказывают первое влияние на временную последовательность эмоционального развертывания. После этой дифференциации можно выделить два основных основных механизма. Один из них объединяет стратегии, «ориентированные на антецедент», которые являются теми, которые выполняются до того, как тенденции эмоционального реагирования полностью активируются.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

С другой стороны, стратегии, «ориентированные на ответ», - это те, которые реализуются после того, как были созданы эмоциональные ответы. В этих рамках два инструмента - это те, которые получили больше всего. эмпирические и экспериментальные исследования, которые часто используются в повседневной жизни и влияют на фундаментальные моменты эмоционального становления. Когнитивная переоценка - это стратегия, ориентированная на антецедент, которая ссылается на построение альтернативных значений события или ситуации, чтобы уменьшить его негативное эмоциональное воздействие.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

С другой стороны, подавление эмоционального выражения является стратегией, направленной на реакцию, направленную на подавление поведенческого выражения эмоционального переживания. Обычно когнитивная переоценка считается более адаптивной стратегией, тогда как подавление эмоционального выражения является менее здоровой стратегией, потому что, несмотря на подавление экспрессии отрицательного аффекта, опыт остается неизменным или даже усиливается как результат несоответствия между внутренним опытом и внешним выражением.

В настоящее время эмоциональное регулирование считается динамическим процессом, который можно улучшить с помощью образовательных процессов и со временем. Теоретические и экспериментальные разработки показывают, что эмоциональное регулирование - это способность, которая развивается на ранних стадиях и в рамках диадических отношений. Для этого большинство родителей используют различные стратегии, такие как прямое вмешательство, моделирование, выборочное подкрепление, контроль окружающей среды и устные инструкции.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

Кроме того, было обнаружено, что одной из фундаментальных переменных для разработки стратегий эмоционального регулирования является привязанность между младенцем и его родителями, поскольку он влияет на процесс обучения. С другой стороны, исследование Калкина, Гилла, Джонсона и Смита приводит к выводу, что эмоциональная реактивность и эмоциональная регуляция предсказывают два ключевых социального поведения у двухлетних детей: сотрудничество и конфликт. Это свидетельствует о важности эмоционального регулирования как предпосылки для развития различных социально значимых поведений.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

Хотя стратегии эмоционального регулирования у маленьких детей, как правило, довольно примитивны, по мере их роста, их репертуар навыков развивается от внешнего и поведенческого к более внутренним и когнитивным стратегиям. В возрасте восьми или девяти лет дети научились регулировать свои эмоции через познания или мысли о себе, своих чувствах и других. Кроме того, было доказано, что когнитивная переоценка как стратегия эмоционального регулирования оказывает посредническое действие между личностью и благополучием в детской популяции.

У взрослых эмоциональное регулирование связано с повышением благосостояния; в частности стратегии, ориентированные на антецедент. С другой стороны, постулируются две стратегии негативной эмоциональной регуляции, такие как руминация и самопоглощение, как посреднические переменные между негативным воздействием и беспокойством. Аналогичным образом, трудности в эмоциональной регуляции отмечаются при различных расстройствах, таких как большая депрессия, самоповреждение и расстройства пищевого поведения, среди прочих.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Кроме того, постулируется, что дефицит стратегий эмоционального регулирования может выступать в качестве посредника между травматическими переживаниями и развитием симптоматики, характерной для пограничного расстройства личности. С другой стороны, исследование Хайнцена, Келера, Смэца, Хоффера и Хучзермайера предлагает ассоциации между личностными чертами. психопатических и неадекватных стратегий эмоционального регулирования.

Короче говоря, эмоциональное регулирование является необходимым навыком для надлежащего развития в меняющемся контексте, который во многих случаях превосходит способность людей справляться. Хотя необходимые навыки начинают развиваться в очень раннем возрасте, на них сильно влияет качество социальных взаимодействий и продолжает развиваться даже в пожилом возрасте. Поскольку они способны быть модифицированными и обученными, роль специалистов психологии становится актуальной в этом контексте. Благодаря соответствующим вмешательствам людям можно помочь в разработке стратегий эмоционального регулирования, которые могут оказать значительное влияние на качество социальных взаимодействий, уровень благосостояния, производительность на рабочем месте и многие другие.

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности.

Эмоциональная реактивность и стратегии эмоционального регулирования как предсказатели социального поведения со сверстниками во время малышей. Двойное бремя: эмоциональное питание и отсутствие когнитивной переоценки при употреблении беспорядочных женщин. Поведенческие стратегии для эмоционального регулирования младенцев с отцами и матерями: ассоциации с эмоциональными выражениями и качество прикрепления. Повышенная реактивность гнев и снижение толерантности к бедствиям при главном депрессивном расстройстве. Эмоциональное регулирование Дефицит в качестве медиаторов между воздействием травмы и пограничными симптомами. Взаимосвязь между дисфункцией эмоций и преднамеренным самооценкой среди студентов-выпускниц женского пола в городском пригородном университете. Регулирование эмоций: аффективные, когнитивные и социальные последствия. Эмоциональное регулирование у заключенных молодых правонарушителей с психопатологическими признаками. Библиометрический анализ концепции эмоционального регулирования из когнитивно-поведенческого подхода: взгляд из наиболее представительных источников и авторов. Признание и эмоциональное регулирование. Регулирование эмоций с учетом приоритета, модуляция ответа и благополучие. Влияние темперамента и стилей эмоциональной регуляции в определении эмоциональных состояний.

  • Взаимосвязь личности и эмоционального благополучия у детей.
  • Роль эмоционального регулирования.
Исполнительные функции - это скрытые и самонаправленные познавательные навыки, которые служат цели.

Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Анатомически исследования нейровизуализации помещают их в префронтальную долю. Они направляют наше поведение и нашу познавательную и эмоциональную деятельность. Используя сравнение, мы могли бы сказать, что это мозг головного мозга или, как сказал Гольдберг, дирижер оркестра, который руководит и контролирует остальную часть мозга.

Хотя они являются независимыми процессами, исполнительные функции координируются и взаимодействуют для достижения целей и относятся к широкому набору адаптивных возможностей, которые позволяют нам анализировать то, что мы хотим, как мы можем это достичь и каков наиболее подходящий план действий для их достижения, самостоятельно руководствуясь нашими собственными инструкциями, не завися от внешних указаний.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. По мнению В.А. И Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

Поэтому исполнительные функции помогают нам. Чтобы противостоять интерференции среды, избегая отвлекающих факторов раздражителями, которые мало релевантны.

  • Задайте желаемую цель.
  • Планируйте и выберите стратегии, необходимые для достижения цели.
  • Организация и управление задачами.
  • Выберите необходимое поведение.
  • Уметь инициировать, разрабатывать и завершать необходимые действия.
  • Запретить автоматическое поведение.
  • Контролируйте, хорошо ли вы себя чувствуете или нет, и узнайте о ошибках.
  • Предсказывать последствия и другие неожиданные ситуации.
  • Измените планы устранения ошибок.
  • Контролируйте время и достигните цели в прогнозируемое время.
Исполнительные функции дифференцируют нас от других видов животных, которые автоматически реагируют на присутствующие экологические стимулы.

Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

В. Е. Дружинин. Волевая регуляция поведения

С другой стороны, у человека есть эти познавательные способности для решения сложных ситуаций, новых или незнакомых, когда привычное поведение не полезно или уместно, и мы точно не знаем, что делать и как делать для достижения нашей цели. Именно тогда, когда исполнительные функции действуют и помогают нам выбирать и планировать наиболее подходящее поведение.

В свою очередь, первые пять исполнительных функций контролируют шестой компонент системы Баркли. Можно сказать, что торможение - это тормоз поведения: он останавливает автоматическую реакцию на стимул, чтобы ответить задумчиво и правильно. Для Баркли тормозный дефицит, помимо генерации импульсивного, гиперактивного и дезорганизованного поведения, ответственен за когнитивные дефициты и изменения в остальных исполнительных функциях: торможение создает паузу между стимулом и ответом, так что другие функции на сцену выходят руководители. В этом интервале исполнительные функции помогают нам анализировать возможные последствия действия, и на основе этого мы планируем и организуем для достижения цели. Если эта пауза не существует, другие исполнительные функции не могут вмешиваться. Поведенческое торможение, более связанное с управлением двигателем, относится к способности контролировать и останавливать спонтанное и импульсивное поведение в соответствующее время. Одна из проблем, вызванных тормозящим дефицитом, связана с трудностью задержки немедленных чаевых. Понятно, что этот аспект тесно связан с «низкой толерантностью к разочарованию», которую они проявляют. Автор также указывает, что не все гиперактивно-импульсивные дети ведут себя одинаково, и, в отличие от тех, кто реагирует импульсивно, мы можем найти людей, которые, будучи гиперактивно-импульсивными, при выполнении школьных заданий, например, могут задерживаться навсегда и совершать много ошибок, характерные черты невнимательных людей. Это импульсивное поведение или тормозящий дефицит существенно влияет на академическую производительность, саморегуляцию, необходимую для повседневной деятельности, и отвечает за большинство проблем в психосоциальном взаимодействии.

Активность длительная, скучная, повторяющаяся и требует постоянных умственных усилий. Они могут уделить внимание новым действиям, но если они продолжатся, они также со временем распадаются. Возможность гибко менять фокус внимания, то есть посещать более одного стимула за один раз или переходить от одного к другому в качестве альтернативы. Концепция памяти относится к способности сохранять, хранить и вызывать информацию. Сенсорная память, которая собирает эту информацию, захваченную чувствами, то есть информацию, на которую было обращено внимание. Эта сенсорная информация остается очень эфемерным временем и, если ее не обрабатывать в рабочей памяти, теряется. Рабочая память, по мнению некоторых авторов, считается одной из исполнительных функций.

  • Самонаправленный внутренний язык или невербальная рабочая память.
  • Контроль эмоций и мотивации.
  • Планирование и решение проблем.
  • Ингибирование охватывает как поведенческие, так и когнитивные аспекты.
  • Когда цель выше их возможностей, из-за трудностей, которые они испытывают.
  • Рабочая память.
  • Существуют разные типы памяти.
  • Долгосрочная память, которая является постоянным хранилищем.
Более того, рабочая память позволяет нам построить сознание времени, понимаемое как последовательная и унифицированная последовательность воспоминаний, чтобы иметь смысл; мы воспринимаем различия в изменениях между текущим состоянием и более ранним состоянием, которое память все еще помнит.

В психологии проблема активности сознания рассматривается как проблема воли, произвольной деятельности. Решающее значение здесь имеет определение таких философских категорий, как "необходимость" и "свобода воли", а также выяснение их взаимоотношений. Эти вопросы являются весьма важными при решении многих проблем и затрагивают область права, государства, воспитания, обучения и др. Именно в волевом действии проявляются основные характеристики личности: самоконтроль, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др. Истинно высокая волевая направленность личности, повышенная требовательность к себе помогает легче переносить душевные невзгоды. Такие люди своим поведением благотворно влияют на окружающих. Даже в экстремальных ситуациях они остаются непоколебимо стойкими к любым аффектам; они бывают способны не только оказать посильную помощь себе, но и окружающим.

Воля - это, прежде всего, сознательная целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий. Воля возникла и развилась в труде, в процессе воздействия человека на окружающую среду. Она не сразу приобрела те развитые формы, которые мы наблюдаем и изучаем у современного человека.

В процессе исторического развития человеческой личности воля выступает как вполне определившееся качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Вместе с тем воля, соединенная с интеллектом, выступает естественным тормозом, который сдерживает влечения. У человеческой воли не должно быть иной цели, кроме поддержки сознания.

В сложном волевом действии различают три основных этапа: осознание цепи, планирование действий и исполнение решения. Выбор и осознание целей зависят от мотивов поведения человека.

Нередко у человека возникает не одна, а несколько целей, определенных мотивами, не совместимыми друг с другом, обязательно требующими выбора одного из них. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, принято называть борьбой мотивов. В этой борьбе проявляется воля человека, ее сила и слабость. Волевые люди всесторонне обсуждают мотивы и довольно быстро приходят к формированию цели. Люди со слабой волей долго не могут принять решения, а приняв его, часто изменяют и даже отказываются от него.

Поиск решения требует определенных качеств личности: ответственности, самообладания, терпения, настойчивости, критичности, принципиальности и др. Воля и волевой акт теснейшим образом связаны с характером личности, хотя энергичный, волевой поступок может совершить в состоянии аффекта и безвольный человек. Поэтому сила воли больше познается не в отдельных поступках, а в стойкой и длительной активности личности. Решительность и воля часто дают слабому уму превосходство над умом более сильным, если тому не хватает воли. Потому говорят: "Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, нежели один ум без мужества".

В преодолении препятствий воля проявляется в умении делать то и поступать так, как требует чувство долга. Оно предполагает высокую ответственность человека, способность его действовать во имя интересов своей страны, своего народа, людей, которые его окружают. Исполнением решения заканчивается волевой акт.

Воля проявляется в умении заставить себя сделать то, что признаешь нужным, подавить те желания и влечения, которые этому препятствуют. Таким образом, воля - это, прежде всего, власть над собой, управление своими действиями, регулирование своего поведения. Она проявляется также в преодолении внешних препятствий: трудностей в работе, разного рода помех, сопротивления других людей и др.

Воля тесно связана с разными сторонами психики, и особенно с чувствами. Волевые реакции развиваются из чувств и снова переходят в чувства.

Человеку свойственно искать поддержки, одобрения и благожелательного отношения к себе. Люди со слабой инициативой, вялым характером, с шаткими убеждениями, как правило, тяготеют к людям инициативным, с богатой одаренностью. В этом можно видеть явление, способствующее нормализации жизнедеятельности человека. Такой путь взаимного выбора, основанного на психологических контрастах, характеризуется тем, что спокойные и грустные ищут себе в друзья тех, кто бы их мог занять, отвлечь от мыслей и переживаний, рассеять грусть. Легко возбудимые хотят подружиться со спокойными, уравновешенными и веселыми.

Благополучие человека во многом зависит от тех, кто его окружает. Сочувствие и понимание другого не появится, пока человек не освободится от антипатии, а формирование положительных эмоций зависит от предпосылок, которые создают воля и самоанализ. Именно самоанализ, но не самокопание определяют нормализацию психических процессов и человеческих реакций, создавая душевный покой. Только через понимание собственной жизни и самоконтроль человек начинает понимать других. Результатом этого бывает избавление от ложных взглядов и предрассудков (проявления враждебности). Враждебность с ярко выраженным гневом является состоянием, а предрассудки проявлением враждебности как черты.

Перестройка жизни, овладение новой деятельностью всегда связаны с большими психологическими трудностями. Иногда человеку нелегко определить, какой мотив и какая деятельность являются у него ведущими, с какой сферой жизни связан его основной интерес. При этом следует оговориться, что при неполном осознании болезни и связанных с ней ограничений, широта мотивационной сферы может вызывать некритическое отношение к себе. С проблемой мотивов тесно связан и психический надлом личности под влиянием информации о внезапной неизлечимой болезни. В этом случае нередко происходит сужение сферы мотивов, возникает равнодушное отношение к тому, что прежде волновало. При этом нарушение волевого процесса проявляется в повышенной внушаемости, нерешительности, утрате умения владеть собой.

В патологии наблюдаются состояния выраженного в различной степени ослабления воли. Особенно большое значение имеет абулия, которая проявляется в прекращении всякой деятельности и утрате всех желаний. Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова - яркий пример абулической личности. При патологии человек перестает есть, становится неряшливым, неопрятным. Такое состояние именуют как "синдром Диогена" - по имени древнегреческого философа, отличавшегося крайней неприхотливостью в быту и устроившего себе жилище в глиняной бочке при храме.

Гипербулия характеризуется кажущимся повышением деятельности. При этом заболевании человек находится в состоянии чрезмерно повышенного, маниакального настроения, или, наоборот, в полной обездвиженности, автоматической подчиняемости. Следует отметить, что не только психические, но и многие другие соматические болезни оказывающие влияние на психику, проявляются в виде временной повышенной волевой активности.

Часто встречается гипобулия - понижение волевой активности. Начав что-либо делать, человек быстро прекращает работу, но не из-за усталости, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Описывая свое состояние, больной оправдывается: "Вижу - надо делать, умом понимаю, но не в состоянии ни к чему притронуться". Гипобулия обычно сопровождает хронический алкоголизм.

Не составляет особой редкости явление парабулии, т.е. извращения волевой активности, что проявляется в довольно странных и даже нелепых поступках. При этом часто встречается извращение пищевого инстинкта у беременных женщин - они едят мел, яичную скорлупу, древесный уголь. Это явление исчезает само по себе после родов.

При многих соматических болезнях возможны судорожные припадки, которые требуют самого внимательного отношения к больному, вмешательства невропатолога или психиатра.

Расстройства воли (волевой регуляции поведения) простираются от полного ее уничтожения до непрерывного стремления к насильственным действиям, подозрительности. Болезненная подозрительность порождается не какими-то внешними конкретными обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Следует сказать и об импульсивных, часто плохо мотивируемых или совершенно не мотивируемых влечениях, овладевающих рассудком больного, подчиняющих все его поведение. Так, например, встречается клептомания - навязчивое стремление к воровству. Такой человек крадет вещи, не нужные ему, не представляющие для него никакой ценности. Известны и другие импульсивные влечения: пиромания - стремление к поджогу, дромомания- непреодолимое стремление к бродяжничеству, дипсомания - влечение к пьянству, копромания - стремление выражаться нецензурными словами и др.

В жизни различают людей с сильной и слабой волей. Для человека с сильной волей характерны целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, гибкость решений и действий. Для людей со слабой волей характерен низкий уровень этих волевых качеств, они легко внушаемы, подвержены чужим влияниям. В то же время они упрямы, немотивированно стремятся действовать наперекор другим.

Умение подчинять чувство разуму - необходимое условие сильной воли. Каждый человек заинтересован в ликвидации искусственных ситуаций, вызывающих избыточное нервное напряжение, раздражение, плохое настроение. Стремление и поддержание у себя и в окружающих положительного эмоционального состояния - это залог бодрости, счастья и работоспособного долголетия.

Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. - М.: Сфера, 2003. - С. 59-65.