Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Типы специальных дошкольных учреждений Дошкольное обучение детей с овз

Психология и педагогика

Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

Правила обучения дошкольников с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья , согласно официальному определению, - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте F gosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании - то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

Классификация детей с ОВЗ

    Дети с нарушениями слуха.

    Дети с нарушениями зрения.

    Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Дети со стойкими нарушениями интеллекта.

    Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

    Дети с нарушениями речи.

    Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

    Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака - подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней - серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности - это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные - значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

    Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.

    Проблемы с общей и мелкой моторикой.

    Заторможенность в развитии речи.

    Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.

    Проблемы с познавательной деятельностью.

    Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.

    Низкая или слишком высокая самооценка.

    Неуверенность в своих силах.

    Полная или частичная зависимость от окружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии - это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» - книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Задачи обучение детей с ООП:

    Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

    Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.

    Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.

    Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход - это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов - например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

Система специального образования для детей с ОВЗ

Содержание специального образования , его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ОВЗ.Стандарт специального образования отражает требования к коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, трудовой и начальной профессиональной подготовке. При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий недостатки развития, так и особенности, характерные для какой-либо категории. Стандарт специального образования учитывает также степень выраженности нарушения и соответственно ограничения возможностей (например, стандарт образования для незрячих, и отдельно для слабовидящих), а также возможность сочетания с другим нарушением развития (например, сочетание нарушения зрения с нарушением интеллекта). Стандарты специального образования ориентированы на растущего человека с ОВЗ на протяжении всего периода его становления и социализации, т.е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста.

Существуют ДОУ специального назначения :

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные детские дома;

Дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:

С нарушением слуха (глухих, слабослышащих);

С нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

С нарушением речи (для детей с заиканием, с ОНР, ФФН);

С нарушениями интеллекта;

С нарушениями ОДА.

ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес.до 7 лет . Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Наполняемость групп – до 15 детей. В штат вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники. Для детей с ОВЗ посещение специального ДОУ бесплатно .

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Занятия перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных ДОУ проводят учителя-дефектологи.

Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида.



Для детей с ОВЗ, которые не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания . Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Общая продолжительность занятий составляет 5 часов в неделю.

Еще один тип – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи . Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети: с высокой степенью педагогической запущенности, с нарушениями ЭВС, подвергшиеся психическому и физическому насилию, вынужденные покинуть семью.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения при специальных школах и школах-интернатах . Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Из истории специальной педагогики известно, что в СССР к началу 70-х г.г. 20 века была выстроена сеть специальных дошкольных учреждений: ясли - сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и массовых детских домах, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе развития сети специальных дошкольных учреждений учеными были разработаны принципы построения специального дошкольного образования:

1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. В соответствии с этим создавались дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

2. Меньшая, по сравнению с массовыми дошкольными учреждениями наполняемость комплектуемых групп.

3. Наличие в штате специалистов-дефектологов и дополнительных медицинских работников.

4. Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами

5. Введение специальных занятий, таких как развитие слухового и зрительного восприятия, ЛФК и т.д.

6. Бесплатность обучения и воспитания. За пребывание детей в обычных садах, родители вносят ежемесячную оплату за питание, но для детей с отклонениями в развитии сделано исключение.

В 90-х годах 20 века были утверждены типовые положения для каждого вида образовательных учреждений. К ним прежде всего относятся ДОУ. В соответствии с положением дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в ДОУ обеспечиваются воспитанием, обучением, уходом и оздоровлением. Ребенок, имеющий отклонения, принимается в ДОУ при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного типа.

Наполняемость групп идет в зависимости от типа нарушения: 6-10 человек для детей с тяжелыми нарушениями речи, с ФФН - до 12 человек, глухих, слепых - до 6 человек, с нарушением интеллекта - до 6-8 человек, с комплексными дефектами - до 5 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организуются группы кратковременного пребывания в ДОУ. Занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами 2-3 человека в присутствии родителей. Также оказывается современная психолого-педагогичсская и консультативная помощь.

Частым явлением в нашей стране становятся образовательные учреждения общего типа комплекс ДОУ - начальная школа. Для ребенка с ограниченными возможностями переход к школьному обучению означает включение не только в новый для него вид деятельности, но и совершенно иные условия жизни. Все это может ухудшить ситуацию. В данном виде учреждения ребенок будет чувствовать себя более комфортно. Ребенок приступит к школьному обучению в привычной для него обстановке.

Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти учреждения предназначены для детей следующих категорий: с высокой степенью педагог ической запущенности, с трудностями в обучении, с признаками социальной дезадаптации, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. здесь работают педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектолога и др.

Также в стране имеются оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, - санаторно-лесные школы, санаторные детские дома. Здесь оказывают помощь семьям в воспитании проблемных детей, нуждающихся в длительном лечении, получении ими образования, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Нередки случаи, когда дети с ограниченными возможностями не посещали дошкольные учреждения. Для их подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для них создаются дошкольные группы при коррекционных школах и школах- интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых формируются предпосылки учебной деятельности. Контингент таких групп составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии или дети, не имеющие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение.

Еще по теме Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.:

  1. 66. Организация лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями.
  2. 13. Уровни образования и возможности реализации индивидуальной образовательной траектории при непрерывном образовании.
  3. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования
  4. Б) НОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МОДЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 27 НОЯБРЯ 2011 Г. N 2562 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Доклад на тему:

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья .

Выполнила: воспитатель МБДОУ

«Солнышко»Лямина О.О.

2018

Л.С. Выготский считал, что:

Построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;

Развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

Изменение представления общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации).

Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Инклюзивное образование строится на принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
  • услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в
  • контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
  • быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Некоторые из них, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

На базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» был создан консультативный центр «Росток». Цель его создание обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.

Основными задачами консультативного пункта являются:

  • Сопровождение семейного дошкольного образования детей от 1 до 7 лет, содействие их социализации.
  • Оказание консультативной, методической, диагностической, коррекционной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
  • Формирование социального опыта детей в процессе взаимодействия и общения с семьей.
  • Своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью квалифицированной коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии.

При выявлении детей с ОВЗ используется комплексный подход.

1. Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения).

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов).

3. Охрана и укрепление здоровья детей.

Наш детский сад посещает небольшое количество детей с ОВЗ, имеющие только особые образовательные потребности. Используется полный вариант иклюзии, то есть посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно. Работа начинается, с того, что изучается семья. К сожалению, наши специалисты встречаются с такой проблемой как нежелание родителей видеть, что с их ребенком что-то не так. Часто очень не просто достичь оптимального взаимодействия с семьей. Работа начинается с анкетирования, индивидуальных бесед и консультации. То есть в начале проходит социальная адаптация родителей.

На следующем этапе проводится диагностика ребенка, каждый специалист (логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, воспитатели) обращает внимание на свою область. Проводится наблюдение за воспитанником в группе. Так же большой вклад вносят младшие педагоги, так как есть дети, которым нужна помощь в самообслуживании.

На основании полученных результатов выбирается программа, соответствующая образовательным и социальным потребностям ребенка.

Основные методы, которые используем в своей работе:

  1. Исследовательский.
  2. Проблемное изложение.
  3. Объяснительно – иллюстративный.
  4. Частично поисковый.
  5. Репродуктивный.

Наиболее эффективным методом улучшения психоэмоционального состояния является коррекционно – развивающая сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. Благодаря таким занятиям наблюдалось улучшение эмоционального состояния ребенка, уменьшение тревожности, развитие самосознания.

Таким образом, в России инклюзивное образование носит экспериментальный характер, по – этому имеет ряд недостатков. В основной это касается небольших городов и районных центров, которые не имеют материально – техническое оснащение в учреждениях, многие педагоги не обладают знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии, нехватка специалистов.

С одной стороны, инклюзивное образование является более развитой и эффективное системой образования и не только с особыми детьми, но и со здоровыми. Дошкольные учреждения дают основу формирования личности, учат взаимодействовать друг с другом, решать образовательные проблемы. Но с другой стороны без должного финансирования и поддержки со стороны государства невозможно выполнить поставленные задачи инклюзивного образования.

Литература.

  1. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 170 с.
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с. : табл. - (Библиотека программы "От рождения до школы"
  3. Любавина, Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности [Текст] / Н. В. Любавина // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 64-69.
  4. Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
  5. Архипова, Е. Ф. Программа "От рождения до школы" о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации ФГОС ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / Е. Ф. Архипова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 3. - С. 9-10.
  6. Афиногенова, Е. Особенный детский сад [Текст] / Е. Афиногенова // Культура здоровой жизни. - 2012. - № 2. - С. 28-29.

~ ~


Светлана Дементьева
Дошкольное образование детей с ОВЗ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности здоровья.

Сегодня перед современным обществом стоит важная задача - обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование , в том числе и дошкольное – инклюзивное образование .

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников . При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно0образовательный процесс .

На основании наличия у ребёнка особых потребностей вам не вправе отказать в получении образования в желаемой форме и в желаемом дошкольном учреждении . Единственное, что может стать помехой – недостаточное техническое обеспечение ДОО, если для полноценного обучения ребёнка-инвалида требуются особенные технические средства.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей ?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование , этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить время на особых детей . Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения .

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Различаю следующие виды инклюзии :

Временная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив на определенное время (на празднике, прогулке, экскурсии)

Частичная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив в режиме половины дня

Полная инклюзия – ребенок посещает детский сад в режиме полного дня, самостоятельно. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками.

На базе ДОО существуют следующие формы инклюзивного обучения :

Группы комбинированной направленности - в одной группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой ДОО , с учетом особенностей психофизического развития и возможности воспитанников.

Группы компенсирующей направленности - в одной группе обучаются дети с определенными нарушениями развития (например, речевого) .

Обучение на дому – индивидуальное воспитание и обучение ребенка на дому.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОО делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей , позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день наше дошкольное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе , интеграции их с учётом развития каждого ребёнка

Публикации по теме:

Дошкольное образование - уникальная ступень непрерывного образования Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование.

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста». Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем,.

Дошкольное образование в Финляндии. Личный взгляд В сентябре этого года вместе с коллегами педагогами Калининского района я ездила по обмену опытом в соседнюю нам Финляндию. По прибытии.

Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование» Дошкольное детство - период особой социально - эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у.

Дошкольное образование: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги, имею честь представить вашему вниманию сценарий занятия по формированию у детей младшего возраста первичного.

Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование Пояснительная записка. Программа образовательной области «Коммуникация» «Речевое развитие» разработана в соответствии с основной образовательной.