Защита прав детей в международных вооруженных конфликтах. Принцип особой защиты прав детей в период вооруженных конфликтов. Требования к государствам

Мировое сообщество должно учитывать, что в той или иной стране могут возникнуть ситуации, при которых для несовершеннолетних окажется невозможным дальнейшее проживание в стране своего гражданства или в другой стране, где они постоянно проживают. Исходя из этого, в ст. 22 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что "государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства. С этой целью государства-участники оказывают в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции".

В подобных случаях речь главным образом идет не о защите прав ребенка от общественно опасных посягательств, а о защите самого ребенка как человеческого существа в связи с тем, что он оказался в трудной жизненной ситуации. В данной норме Конвенции признаются также его права на приобретение статуса беженца и на гуманитарную помощь и защиту. Представляется, что в России указанные положения Конвенции реализованы с достаточной полнотой в Законе РФ от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах". Так, в п. 5 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что признание беженцем лица, не достигшего возраста 18 лет и прибывшего в Российскую Федерацию без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории РФ осуществляется с учетом интересов этого лица после получения сведений о его родителях или опекунах. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей о признании беженцем, а при отсутствии родителей – в ходатайство одного из взрослых членов семьи, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение несовершеннолетнего лица и обязанность по его воспитанию и содержанию. Несовершеннолетнему, прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или иных законных представителей, выдается свидетельство о признании его беженцем.

В то же время, как указано в ст. 11 Конвенции, "государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям". К их числу относится Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. С данной нормой тесно соприкасаются положения, содержащиеся в ст. 35 Конвенции о том, что государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. Наиболее эффективной в данном случае признаются уголовно-правовая защита прав и интересов ребенка, объявление на национальном уровне соответствующих действий преступными и установление за их совершение уголовной ответственности с назначением наказания. Именно такой подход к решению проблемы защиты прав ребенка от подобных правонарушений используется в России. При этом в качестве квалифицирующих признаков преступлений, предусматривающих назначение более сурового наказания, предусматривается их совершение в отношении заведомо для виновного несовершеннолетних лиц. К числу таких преступлений относятся, в частности: похищение человека (п. "д" ч. 2 ст. 126 УК); незаконное лишение свободы, не связанное с похищением (п. "д" ч. 2 ст. 127 УК); торговля людьми (п. "б" ч. 2 ст. 127.1 УК); использование рабского труда (п. "б" ч. 2 ст. 127.2 УК). В известной мере к таким действиям относится подмена ребенка (ст. 153 УК).

В конце прошлого века и в текущем столетии мировое сообщество столкнулось с опасностью вовлечения несовершеннолетних во всякого рода вооруженные конфликты на межнациональной, межконфессиональной, социальной и иной почве. Учитывая это обстоятельство, Конвенция в ст. 38 предусматривает, что "государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними".

Как отмечается в науке международного права, особый уровень уязвимости права человека приобретают в период военных действий, вне зависимости от типа самого́ вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право тесным образом связано с защитой основополагающих прав человека по целому ряду общих и специальных принципов и правил. В том числе его нормы касаются общегуманного отношения к некомбатантам и особой протекции детей .

Защита детей от военных событий находит свое место, прежде всего, в международных соглашениях универсального уровня. Так, п. 1 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право каждого ребенка, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства. Проблема определения возраста, в котором ребенок становится взрослым человеком, является сложной, как в области физиологии и психологии, так и в правовой сфере. Юридическая наука связывает его наступление с правовым статусом лица и осуществлением им своей дееспособности. При вооруженном конфликте этот вопрос приобретает особое значение с точки зрения осознания детьми своего прямого или опосредованного участия в войне. Военные действия детей-комбатантов в мире являются крайне острой темой в связи с постоянными вооруженными столкновениями и низким уровнем экономики в странах африканского континента (Сомали, Чад, Кения) и военной ситуацией в Афганистане и Ираке. Зачастую такие оплаченные вербовки подростков в вооруженные силы являются финансовым источником существования для их семей. Международное гуманитарное право предоставляет особую защиту детям в возрасте до 15 лет.

Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повышает минимальный возраст добровольного призыва лиц в национальные вооруженные силы и признает за теми, кто не достиг 18 лет, право на особую защиту (п. 1 ст. 3). Обязательный призыв лиц, не достигших 18 лет, запрещается ст. 2 Протокола.

Государства – участники Протокола, которые допускают добровольный призыв несовершеннолетних лиц до 18 лет, должны представить национальные гарантии, что:

  • – призыв действительно имеет добровольный характер;
  • – он производится с согласия родителей или законных опекунов призываемых лиц;
  • – эти лица получили полную информацию об обязанностях военной службы и представили достоверные доказательства своего возраста до принятия их на военную службу.

Федеральный закон от 26.06.2008 № 101-ФЗ "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах" содержит два заявления России по поводу призыва на военную службу в вооруженные силы. Первое из них состоит в том, что российские граждане, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежат призыву и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы. Второе заявление касается права на поступление в военные образовательные учреждения граждан Российской Федерации, достигших 16-летнего возраста. Отмечено, что при зачислении в такие учреждения (военные училища) они приобретают статус военнослужащих, проходящих службу по призыву. Позиция России в вопросе призывного возраста построена на дифференцированном подходе. Сохраняется общий принцип ст. 1 Конвенции о правах ребенка и одновременно существуют исключения в отношении части молодежи, делающей выбор в пользу профессионального военного образования.

Статья 4 Факультативного протокола 2000 г. применяет обязанность не вербовать и не использовать в военных действиях лиц, не достигших 18 лет, и в отношении вооруженных групп, которые представляют собой оппозиционные формирования. Указанным правилом государствам – участникам Протокола предоставляется возможность применения данной нормы к ситуациям внутренних конфликтов и гражданских войн для особой защиты детей. Основы этого правового подхода были заложены еще ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны. Она исходит из того, что применение минимума норм гуманного обращения сторонами вооруженного конфликта не влияет на их юридический статус. Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка основан на том же постулате международного гуманитарного права.

Что касается специальной (отраслевой) защиты детей – жертв вооруженных конфликтов, то она, прежде всего, осуществляется с помощью норм международного гуманитарного права. А. Ю. Ястребова называет следующие принципы такой защиты :

  • – находящиеся в вооруженном конфликте стороны принимают все меры к тому, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали участия в военных действиях в качестве комбатантов. Этого требует от сторон конфликта п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. В частности, они должны воздерживаться от вербовки детей в вооруженные силы. Этот принцип закреплен также в п. 2 и 3 ст. 38 Конвенции о правах ребенка, что говорит о заимствовании отраслевых принципов (lex specialis) универсальными соглашениями. Таким образом, международное сообщество при защите прав детей в период войны может использовать общие и специальные инструменты протекции. Кроме того, эксперты Международного Комитета Красного Креста справедливо отмечают, что понятие "вербовка" включает в себя одновременно принудительные и добровольные методы. Это предполагает дополнительную обязанность сторон конфликта воздерживаться от призыва детей, стремящихся добровольно вступить в состав вооруженных сил или иных военных формирований;
  • – исходя из того, что полностью запретить участие подростков в военных действиях невозможно, п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I 1977 г. предлагает сторонам вооруженного конфликта при вербовке в армию лиц в возрасте от 15 до 18 лет отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. Нужно сказать, что эта установка носит условный характер, так как государства-участники могут сослаться на сложность военной ситуации, чтобы законно осуществить "молодой" призыв в свои вооруженные силы;
  • – если при международном вооруженном конфликте дети в возрасте до 15 лет, несмотря на запрет, предусмотренный п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I, все же призваны в состав вооруженных сил, то они продолжают пользоваться особой защитой;
  • – дети в любых условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением и должны быть защищены от любого рода непристойных посягательств. Участники конфликта обязаны обеспечить им эту защиту и помощь;
  • – в отношении детей продолжают действовать принципы сохранения и единства семьи, поддержания культурных традиций и надлежащей системы воспитания и образования детей;
  • – дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых, в случае ареста, задержания или интернирования;
  • – смертный приговор за правонарушение, связанное с вооруженным конфликтом, не приводится в исполнение в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, в тот момент, когда оно было совершено;
  • – освобождение и возвращение детей в места их постоянного проживания или размещение их в третьей нейтральной стране должны быть по возможности облегчены;
  • – эвакуация детей производится только с согласия родителей, опекунов или ответственных за попечение лиц (п. 1 ст. 78 Дополнительного протокола I);
  • – во время эвакуации должно быть обеспечено обучение каждого ребенка;
  • – на власти принимающей страны возложены обязанности по идентификации детей и предоставлению информации о них в Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста. Это делается для того, чтобы облегчить последующее возвращение детей в их семьи и страну их гражданской принадлежности. Кроме того, ст. 24 IV Женевской конвенции о защите гражданского населения 1949 г. предусматривает меры по установлению личности всех детей до 12 лет с помощью ношения опознавательного медальона или другими способами (возможно и применение современных методов дактилоскопии).

Что касается защиты детей в период вооруженных конфликтов на внутригосударственном уровне, то ст. 4 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. в п. 3 запрещает участие в военных действиях детей, не достигших 15-летнего возраста, и их вербовку сторонами немеждународного вооруженного конфликта. Как и в ситуации международного конфликта, даже в случае вовлечения детей в конфликт к ним продолжает применяться особая защита. Тем не менее, как отмечает А. Ю. Ястребова,

Дополнительный протокол II не предлагает детальной регламентации правового статуса детей, которые могут быть задержаны как вооруженные участники воюющей оппозиции. Если нормы Дополнительного протокола I обращены к самим участникам международного конфликта, то Дополнительный протокол II направлен в этой части на прямой запрет участия в вооруженной борьбе в отношении детей и подростков. По мнению автора, современному международному гуманитарному праву необходимо более предметно подойти к правовому статусу детей, которые участвовали по своей или чужой воле в войне на стороне оппозиции и попали в военный плен. Нужно уточнить в этой части содержание п. 3 (d) ст. 4 Дополнительного протокола II 1977 г. Так или иначе, проблемы защиты детей в период вооруженного конфликта продолжают оставаться открытыми. Политические и военные события, происходившие в Чеченской Республике, автономном крае Косово, Афганистане, Таджикистане, Южной Осетии, показывают особую незащищенность детей во время вооруженных противостояний. Зачастую взрослым людям очень сложно остановить стремление детей помочь своим родителям, которые сражаются с оружием в руках, и последовать их примеру.

В ст. 39 Конвенция о правах ребенка, как бы подводя своеобразный итог международно-правовой регламентации защиты несовершеннолетних как жертв всякого рода эксплуатации и правонарушений, устанавливает следующее: "государства- участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка". Данное положение Конвенции основано на многочисленных наблюдениях специалистов, отмечающих деформацию детской психики практически у всех детей – участников вооруженных конфликтов. Ростовские психологи, педагоги и журналисты, занимавшиеся программами оздоровления детей – жертв военных конфликтов в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике, отмечают у них синдром "упущенного детства". Презюмируется, что детство является обязательным в жизни каждого человека периодом формирования личности. Специалисты указывают: "Сравнивая одинаковые по времени отрезки жизни ребенка и взрослого, мы ясно видим, что они находятся как бы на разных временны́х осях.

Так, если за 10 лет жизни взрослый может несколько постареть или возмужать, то у ребенка в те же годы происходят бурный рост и физическое, психическое, умственное и нравственное формирование. И то, что недополучено в детстве, что было упущено, практически невозможно выправить, восполнить в течение всей жизни. В результате ребенок может войти во взрослость ущербным в одном или нескольких отношениях" . Бесспорно, что принципы особой защиты детей в военных действиях должны жестко соблюдаться всеми участниками вооруженного конфликта, с привлечением системы контроля на универсальном (учреждения ООН, в частности ЮНИСЕФ) и специальном (Международный Комитет Красного Креста и державы-покровительницы) уровне.

Важным условием практической защиты детей при вооруженном конфликте является применение общей протекции гражданского населения, предусмотренной IV Женевской конвенцией 1949 г. Международно-правовые основы обращения с гражданскими лицами, такие, как необходимость проведения различия между комбатантами и некомбатантами, запрет неизбирательных нападений и использования военных мер в отношении мирного населения, ограждение его от опасностей войны, вне сомнения, направлены и на детей.

Статья 14 IV Женевской конвенции устанавливает возможность создания сторонами конфликта на собственной или оккупированной территории санитарных и безопасных зон и местностей для того, чтобы оградить от военных действий в том числе и детей до 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семи лет. Такие зоны не должны быть объектами каких бы то ни было военных нападений. Согласно ст. 50 Конвенции не допускается изменение оккупирующей стороной гражданского состояния детей, т.е. их гражданства и семейно-правового статуса. Эвакуация детей в другую страну возможна только в случаях, когда речь идет о временных мерах безопасности. Как правило, воюющее государство организует такую эвакуацию для детей своих граждан. Данная норма исчерпывающим образом закреплена в ст. 78 Дополнительного протокола 11977 г. Помимо этого правила, ст. 50IV Женевской конвенции обязывает оккупирующее государство заботиться о поддержке детей, разлученных вследствие войны с родителями и близкими. Это касается организации их обучения своему национальному языку и религии и предоставления им должного содержания.

Дети и война: сб. статей. М.: Международный Комитет Красного Креста (МККК), 1995.

Одной из наиболее острых проблем во время вооруженных конфликтов является вопрос об обеспечении защиты гражданского населения, в особенности детей. Несмотря на широкое признание в международном праве необходимости защиты гражданского населения, в настоящее время данная проблема приобрела особую актуальность. Анализ современных войн показывает, что появились новые виды конфликтов, особенностью которых являются постепенное стирание грани между комбатантами и гражданским населением, повышение роли экономического фактора в войне, возникновение новых видов вооружений и т.д. Тем не менее, несмотря на то, что международное гуманитарное право четко регламентирует необходимость защиты прав детей во время вооруженного конфликта , обеспечить эту защиту удается далеко не всегда.

Отметим, что начало международно-правовой защиты прав и интересов детей было положено в рамках Лиги Наций , а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и вза- имозависимости. Международно-правовые нормы о правах детей и о защите детей являются составной частью общих норм о правах человека.

К числу документов, которые регулируют права детей в период вооруженных конфликтов относятся:

  • Декларация прав ребенка 1924 г.,
  • Декларация о правах ребенка 1959 г.,
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г. (не подписали Сомали и США)
  • Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, устанавливающий возрастной предел в 18 лет для принудительного призыва и прямого участия в военных действиях и требует от государств-участников снижения минимального возраста для добровольной вербовки как минимум до 16 лет;
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
  • Международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.
  • Римский Статут Международного уголовного суда 1998, который квалифицирует призыв, вербовку или использование детей в возрасте до 15 лет в военных действиях как военное преступление;
  • Многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН - 1261(1999), 1314 (2000), 1379 (2001), 1460 (2003), 1539 (2004), 1612 (2005) - касаются защиты детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами;
  • Четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года обеспечивают особую защиту детей во время вооруженного конфликта. В частности, можно сказать, что дети пользуются двойной защитой в соответствия с международным гуманитарным правом: общей защитой как все мирные жители и лица, прекратившие принимать участие в боевых действиях, и особой защитой, которой они пользуются, являясь детьми. Более 25 статей Женевских конвенций и их Дополнительных протоколов регламентируют порядок защиты детей. К ним относятся правила о запрете смертной казни, обеспечении доступа к продовольствию, медицинской помощи и образованию в зонах конфликта, содержанию под стражей, разлуке с родными и участию детей в военных действиях. Права, гарантированные детям Конвенцией о правах ребенка, которую ратифицировали почти все страны мира, действуют также во время вооруженного конфликта.

Помимо этого стоит отметить роль Международного Комитета Красного Креста, который ставит своей целью предоставление помощи всем жертвам вооруженного конфликта с целью защиты жизни и здоровья людей и облегчения их страданий. Помощь детям предоставляется на основании их потребностей – продовольствие, вода, укрытие, медицинская помощь, предоставление наборов по уходу за детьми, обеспечение охраны материнства и детства, снабжение детей школьно-письменными принадлежностями и.т.д.

Сегодня, более чем в 30 странах свыше 250 тыс. детей в возрасте до 18 лет подвергаются жестокой эксплуатации в качестве солдат. За последнее десятилетие в результате вооруженных конфликтов и гражданских войн погибли 2 млн. детей, еще 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами. Многие другие, кого война сделала сиротами или разлучила с родителями, пережили тяжкие эмоциональные потрясения в борьбе за выживание.

Еще в 2008 Генеральный секретарь ООН сформулировал коллективную волю следующим образом: «Обеспечение защиты детей в вооруженных конфликтах - это наиболее безошибочный способ проверки на качество для Организации Объединенных Наций и ее государств-членов. Это моральный призыв, и он заслуживает того, чтобы стоять над политическими интересами. Решение этой задачи требует новаторского и бесстрашного подхода и приверженности со стороны всех основных участников процесса».

Таким образом, защищая детей, живущих в атмосфере насилия и жестокости, миротворцы могут разорвать порочный круг и заложить основы долгосрочного мира.

Защита детей в условиях вооруженных конфликтов

Проблема детей и вооруженных конфликтов носит международный характер и требует совместных путей решения. За десятилетие в период с 1993г. в ходе вооруженных конфликтов 2 миллиона детей погибли, 6 миллионов остались бездомными, 12 миллионов получили ранения или остались инвалидами; кроме того, по меньшей мере 300 тыс. детей-солдат участвуют в 30 конфликтах в различных точках земного шара 1 . По последним данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) дети становятся жертвами вооруженных конфликтов в Афганистане, Ираке, во многих районах Сомали 2 . Также зафиксированы акты терроризма в Пакистане, в которых пострадали дети. Шокирующим явлением стала трехнедельная израильская военная операция, начавшаяся 27 декабря 2008г., в ходе которой было убито 1,300 жителей Газы. 5300 человек получили ранения. Около трети всех жертв - дети 3 . Статистические факты показывают, на сколько остро военные действия затрагивают участь детей.

Защита детей в условиях вооруженных конфликтов представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, основные из которых: нормы обычного гуманитарного права (ОМГП); IV Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949г., Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1977, Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о наихудших формах детского труда 1999г., Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участи детей в вооруженных конфликтах 2000г.

Конвенция о правах детей 1989 дает следующее определение ребенка: ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Следует отметить, что если лицо достигает совершеннолетия по национальному законодательству до наступления 18 лет, то изменяется его гражданская правосубъектность. Но в условиях войны эти лица будут признаваться детьми, и пользоваться особой защитой. Международное гуманитарное право (МГП) предусматривает общую и особую защиту детей, не принимающих непосредственного участия в военных действиях, а также общую и особую защиту детей, подпадающих под категорию комбатантов.

Дети, не принимающие непосредственного участия в военных действиях , входят в категорию покровительствуемых лиц и пользуются общей защитой предназначенной для гражданского населения IV Женевской Конвенции. По принципу разделения комбатантов от некомбатантов запрещается нападение на детей. Принцип гуманного обращения с людьми запрещает меры принуждения как физического, так и морального порядка, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские или научные опыты, и другое грубое насилие со стороны представителей гражданских или военных властей. Воспрещены коллективные наказания, запугивание, террор, взятие заложников, репрессии и ограбление. Ст. 7 Дополнительного Протокола II предусматривает оказание медпомощи и ухода, без какого бы то ни было различия, кроме как медицинских соображений. Особая защита детей Дополнительный протокол I в ст. 77 п. 1 утверждает, что дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Этот положение дополняет норма 135 (ОМГП), которая включает в себя: защиту от всех форм сексуального насилия; содержание отдельно от взрослых в случае лишения свободы, если только они не являются членами одной семьи; доступ к образованию, питанию и услугам здравоохранения; эвакуацию из зоны боев для обеспечения безопасности; воссоединение беспризорных детей с их семьями. Нормы ОМГП применяются во время как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов.

МГП выделяет различные группы детей по возрастному критерию: от 15 до 18 лет, дети до 15 лет, 12 и 7 летние дети, новорожденные приравниваются к больным и раненным (ст. 8 Дополнительного протокола I). Лиц до 18 лет нельзя принуждать к работам на оккупированной территории (IV Женевская конвенция, ст.51) , Оккупирующая держава ни в коем случае не должна изменять гражданство детей, зачислять их в зависящие от нее формирования или организации и подвергать их какому-либо участию в военных операциях (IV Женевская конвенция ст. 50, 51). Детям обеспечено такое же благоприятное обращение со стороны конфликтующей державы, на территории которой они оказались, как и со своими гражданами (IV Женевская конвенция, ст.38).

Гарантированы преференциальные меры в отношении питания, медицинского ухода и защиты, принятые до оккупации (IV Женевская конвенция, ст. 50), дополнительное питание для интернированных детей в соответствии с их физиологическими потребностями (IV Женевская конвенция, ст. 89). Дети до пятнадцати лет и дети до семи лет, вместе с матерями, имеют право находиться в санитарных зонах и зонах безопасности, в случае их создания. Держава, во власти которой оказались покровительствуемые лица должна предоставить им необходимую медицинскую помощь. Договаривающиеся стороны обеспечивают свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми религиозных культов, предназначенных только для гражданского населения (IV Женевская конвенция, ст.23). А относительно посылок, предназначенных для детей младше пятнадцати лет и рожениц, допускается свободный пропуск необходимых продуктов питания, носильных вещей, укрепляющих средств.

В условиях военных действий, должны прилагаться все усилия для сохранения целостности семьи, недопущения ее разъединения. Ст.26 IV Женевской конвенции предусматривает, что каждая из находящихся сторон обязуется облегчать розыск, производящийся членами разрозненных семей с целью установления связи друг с другом, способствовать их соединению. В ст. 74 Протокола I и в ст. 4 Протокола II сказано, что, в случае вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного характера, государства должны предпринять все возможные меры по воссоединению разъединенных семей. Работа гуманитарных организаций способствует разрешению этой задачи, их деятельность поощряется. В случае интернирования члены одной семьи должны содержаться вместе и, по возможности, в одном помещении и жить отдельно от других интернированных, им также должны быть предоставлены необходимые возможности для того, чтобы вести семейную жизнь. В исключение ставятся случаи, когда работа или здоровье или обстоятельства, связанные с уголовной и дисциплинарной ответственностью сделают разлуку необходимой. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родительского попечения, были интернированы вместе с ними.

Осиротевшие и потерявшиеся дети становятся брошенными на произвол войны. К сожалению, вооруженные конфликты всегда сопровождаются подобными трагическими явлениями. «Беспризорники» остаются без какого-либо надзора и поддержки. В таком состоянии они представляют легкую добычу для вербовки, совращения и продажи. Статья 24 IV Конвенции содержит важное положение о недопустимости беспризорного состояния детей. И поэтому, стороны, находящиеся в конфликте, будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями в результате войны, не были предоставлены сами себе. При всех обстоятельствах стороны обязуются облегчить их содержание, выполнение религиозных обязанностей и заниматься их воспитанием, если это возможно, в лице представителей тех же культурных традиций. С согласия Державы-Покровительницы, если таковая имеется, будет осуществлен прием этих детей на ее территорию, с учетом вышеперечисленных обязанностей. Кроме того, конфликтующие стороны будут принимать меры установления личности всех детей до 12 лет путем ношения опознавательного медальона или другим способом.

Поддержание культурной среды ребенка ставится в обязанность Государствам-участникам Конвенции 1989 о правах ребенка, даже в случае военной агрессии по отношении друг к другу. В ст.14 п.1. этой Конвенции провозглашается право ребенка на свободу мысли, совести и религии, а в ст. 28 признается право ребенка на образование. Гуманитарное право продолжает эти начала. Так, оккупирующая держава должна с помощью национальных и местных властей оказывать содействие учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей, для того, чтобы их работа протекала успешно. Оккупирующая держава должна принять все необходимые меры, установления личности детей и регистрации их родственной связей. В случае, если местные учреждения не будут в состоянии справляться со своими функциями по содержанию и обучению детей-сирот или детей разлученных со своими родителями вследствие войны, то оккупирующая держава должна взять эти функции на себя, при условии, если эти дети не могут быть обеспечены заботой родственников или друзей. Обучение должно производиться по возможности лицами их национальности, языка и религии. Оккупирующая держава не должна затруднять применение преференциальных мер в отношении питания, медицинского ухода и защиты от действия войны, применяемые к детям до 15 лет, беременным женщинам и матерям с детьми до 7-летнего возраста (ст. 50 IV Женевской Конвенции). В случае интернирования, Держава, во власти которой оказались дети, поощряет их интеллектуальную, просветительскую и спортивную деятельность. Должно быть обеспечено обучение и детей и подростков, так, чтобы они смогли посещать школы либо внутри мест интернирования, либо за их пределами. Детям и подросткам будут отведены специальные участки для занятия спортом и спортивными играми на открытом воздухе (IV Женевская Конвенция, ст. 94). Гуманное обращение в период немеждународных вооруженных конфликтов в ст. 4 ПротоколаII предусматривает получение детьми образования, включая религиозное, согласно пожеланиям их родителей и иных законных представителей. Ч.2 ст. 28 Декларации о правах ребенка устанавливает поддержание школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. А детям-жертвам вооруженных конфликтов должна быть предоставлена дополнительная психологическая поддержка и бережное отношение. Все выше перечисленные обязанности распространяются и на державу, принимающую эвакуируемых детей. Эвакуация рассматривается как нежелательное перемещение детей из их естественного окружения, за исключением случаев, когда она необходима для сохранения жизни и здоровья населения. Если эвакуацию проводит иностранное государство, то необходимо письменное согласия родителей и иных законных представителей, либо лиц, несущих главную ответственность за попечение над детьми (ст.17 IV Конвенции) и в ст. 78 Протокола I предусмотрено, что в остальных случаях сторонам, находящимся в конфликте, разрешено эвакуировать только своих граждан. В целях облегчения возвращения в свою страну, власти осуществляющие эвакуацию и по возможности, власти принимающей стороны заполняют на каждого ребенка карточку с фотографией, которую они направляют в Центральное агентство МККК. Содержание карточки указано в той же статье. В условиях вооруженного конфликта немеждународного характера временная эвакуация детей в безопасный район внутри страны осуществляется при сопровождении родителей и иных лиц, ответственных за их безопасность и благополучие 4ст.ПротоколаII.

Дети-комбатанты. Участие детей в вооруженных конфликтах осуждается мировым сообществом. Еще в 1977 г. с принятием 1доп.п. было установлено, что государства предпринимают все возможные меры для того чтобы дети, не достигшие 15 лет не принимали непосредственного участия в военных действиях. Норма носит скорее рекомендательный характер, нежели императивный, а значит, не исключает возможности внедрения в военную среду детей младше 15. С принятием Конвенции о правах ребенка в 1989 г. эта положение приняло несколько иное звучание: Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. Хотя ребенком по общему правилу считается любое лицо до 18 лет, практика показывает, что фактически предотвратить участие в военных действиях лиц младше этого возраста невозможно. Но по общим началам об особом обращении с детьми власти руководствуются следующими принципами: При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста (Конвенция 1989 ст. 38 п. 3., 77 ст. ПротоколаI). В соответствии с Факультативным протоколам к Конвенции о правах ребенка и Конвенцией о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, лица, не достигшие 18 летнего возраста не подлежат обязательному призыву в вооруженные силы, а вооруженные группы, отличные от вооруженных сил, ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать в военных действиях лиц, не достигших 18 лет. Эти правила закреплены в нормах ОМГП (136,137 ОМГП), которые также фиксируют следующую практику. Статутом Международного уголовного суда привлечение детей к активному участию в военных действиях относит к военным преступлением как во время международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов. Устав специального суда по Сьерра-Леоне подтверждает этот вывод. В резолюции принятой 1996 г. и касающейся печальной участи африканских детей в ситуации вооруженного конфликта, совет министров ОАЕ заключил, что использование детей в вооруженных конфликтах является нарушением их прав и считается военным преступлением. План действий, принятый на 17 международной конференции Красного Креста и Красного полумесяца в 1999 г., требует, чтобы стороны вооруженного конфликта приняли все меры, в том числе уголовного характера, чтобы положить конец участию детей в военных действиях. Тем не менее, единообразной практики в отношении минимального возраста вербовки нет. Но общепризнанно, что он должен быть не ниже 15 лет. И сейчас общие усилия международного сообщества направлены на предотвращение какого-либо участия детей в военных действиях.

Общая защита. Ребенок, завербованный в вооруженные силы, приобретает статус комбатанта и на него распространяется действие раздела 2 Протокола, и Конвенции I. Статус комбатанта также может быть приобретен в случае, предусмотренном в 2 ст. Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. В отношении детей комбатантов запрещено использование калечащего и причиняющего лишние страдания оружия (Женевская Конвенция 1980). Нападение не производится на раненных, больных и сложивших оружие детей-комбатантов. Им обеспечивается гуманное обращение, медпомощь, уход без какой бы то ни было дискриминации. Строго запрещено посягательство на жизнь и личность, запрещено добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или создавать условия для их заражения (ст. 12 Женевской Конвенции I). При попадании во власть неприятеля, дети комбатанты автоматически становятся военнопленными, на них распространяется действие Женевской Конвенции III. Но дети остаются детьми, независимо от того, участвуют они в вооруженных действиях или нет. И, в силу п. 3 ст. 77 Дополнительного протокола, пп.d п.2 ст. 4 Протокола II, норма 136 ОМГП, им предоставляется особая защита . В частности, при наложении дисциплинарного взыскания, и в ходе судебного разбирательства принимается во внимание их возраст. Обеспечивается соблюдение преференциальных мер, как то дополнительное питание, необходимая медицинская и иная помощь. Запрещено привлечение к обязательным работам. Дети должны содержаться отдельно от взрослых или вместе со своей семьей. Они продолжают пользоваться особым уважением, а находящиеся в конфликте стороны призваны обеспечить защиту и помощь, которая им требуется ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77 Протокола I). Делегаты МККК и представители Державы-покровительницы посещают лагеря военнопленных, проверяя тем самым условия содержания заключенных. Они проводят беседы с пленными и принимают во внимание их жалобы. Репатриация детей-солдат производится по общим правилам. Однако, принимая во внимании их возраст, можно попытаться убедить стороны в конфликте заключить соглашение с целью обеспечить быстрейшую репатриацию детей, применив по аналогии правила, касающиеся раненных и больных военнопленных, чьи интеллектуальные и физические способности подвергаются серьезной опасности при дальнейшем содержании в заключении 1 . В случае ранения, 109 ст. Женевской Конвенции III предусматривает репатриацию при согласии. По ст. 117 той же Конвенции, ни один репатриированный не может быть использован на действительной военной службе. А значит государству, в чьей власти находятся дети, разумно было бы потребовать от державы, за которой они числятся гарантий, что они не будут снова посланы в бой. МККК подчеркивает, что для самих детей желательно быть репатриированными, и, таким образом, воссоединиться с семьями. Репатриация по окончании военных действий производится немедленно, за исключением случаев, когда против них возбуждено уголовное дело. МККК следит, чтобы дети были репатриированы в первую очередь.

Гуманитарное право предусматривает ответственность детей за правонарушение . В случае задержания или интернирования детей к ним ни в коем случае не должны быть применены карающие меры, а лишь исключительно воспитательного характера. Дети будут размещены отдельно от взрослых или со своей семьей. Смертный приговор не выносится и не подлежит исполнению, если на момент совершения преступления лицу не исполнилось 18 лет (ст. 77 Протокола I). Ст. 37 Конвенции о правах ребенка 1989г. гласит: ни один ребенок не подвергается жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет; ни один ребенок не быть лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.

Реабилитация. Насилие, жертвами или свидетелями которого стали дети, может побудить целые поколения к тому, чтобы решать споры насильственными методами. Страдающие в результате войны дети всегда должны быть объектом первостепенного внимания в рамках усилий, направленных на предотвращение возникновения или рецидива конфликта, в том числе в рамках механизмов, призванных обеспечить справедливость и примирение после завершения конфликта. Благодаря таким средствам, как недавно начатое размещение советников по вопросам защиты детей, миротворческие миссии могут также способствовать социальной реабилитации детей и, таким образом, предотвращению рецидива конфликта. Опыт деятельности ЮНИСЕФ по обеспечению социальной и экономической реинтеграции демобилизованных детей-солдат, например в Судане, Сьерра-Леоне и Демократической Республике Конго, показывает, что такая деятельность имеет критически важное значение для предотвращения рецидивов конфликтов 1 . Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной жертвам нарушений норм международного права 2 , государства должны обеспечить в своих национальных законодательствах гарантии того, чтобы лица, подвергавшиеся насилию или испытавшие посттравматический шок, были окружены особым вниманием и заботой во избежание повторного травмирования их психики в ходе судебного разбирательства. Эта резолюция предусматривает целый комплекс реабилитационных мер в поддержку жертв вооруженных конфликтов.

Документ

Реализации государственной политики в сфере защиты детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей" Указ... , ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на...

  • «Социальное обеспечение участников боевых действий и вооруженных конфликтов: состояние, проблемы, правовое регулирование»

    Документ

    Участников боевых действий и вооруженных конфликтов : состояние, проблемы, правовое... в органах социальной защиты населения для участников... положения, питания, жилищных условий , одинокие пенсионеры – родители... оздоровительного отдыха детей из семей...

  • Перечень государственных услуг, предоставляемых управлениями социальной защиты населения (усзн) и Клиентскими службами усзн в мфц по экстерриториальному принципу . Преступлениями объявлены: работорговля; ... В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов . Киев, 1986. ...

  • Международный Комитет Красного Креста Российское общество Красного Креста

    МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

    Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений

    Защита детей во время вооруженных конфликтов

    Международное гуманитарное право предусматривает общую и особую защиту детей в период вооруженного конфликта.

    1. Общая защита детей как части гражданского населения

    Под общей защитой детей понимается, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются, например, следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение.

    2. Особая защита детей как части гражданского населения

    Особая защита детей как части гражданского населения предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств; стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые требуются детям ввиду их возраста.

    2.1. Специальные положения о защите детей от последствий военных действий.

    Дети, не достигшие 15 лет, могут быть приняты в санитарных или безопасных зонах, созданных сторонами, участвующими в международном вооруженном конфликте.

    В случае необходимости и по возможности с согласия родителей принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий в более безопасные районы.

    2.2. Особая помощь.

    Стороны, находящиеся в конфликте, должны разрешить свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет.

    Оккупирующая сторона должна оказывать содействие деятельности учреждений, попечению которых вверены дети на оккупированной территории.

    Сторона, во власти которой находятся интернированные, должна оказать поддержку всем иждивенцам интернированных, которые не имеют достаточных средств к существованию или не могут сами зарабатывать себе на жизнь.

    Предпочтение при распределении гуманитарной помощи должно быть отдано детям.

    2.3. Ребенок и его семья.

    Общей обязанностью сторон, участвующих в вооруженном конфликте, является содействие воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта,

    Интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении, отдельно от других интернированных, и им должны быть предоставлены необходимые условия для ведения нормальной семейной жизни. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родительского попечения, были интернированы вместе с ними.

    Оккупирующей стороне запрещается изменять семейное или гражданское состояние детей. Она должна способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей, а также создать в рамках Справочного бюро по делам покровительствуемых лиц специальный отдел, занимающийся установлением личности детей. Наличие системы идентификации детей - важная мера, не допускающая того, чтобы тысячи детей оказались без присмотра в связи с вооруженным конфликтом. За каждым человеком, находящимся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, признается право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились.

    2.4. Культурная среда ребенка.

    Защищая семью, международное гуманитарное право защищает также моральные ценности, религию, культуру и традиции, в которых ребенок был воспитан. Находящиеся в конфликте стороны должны обеспечить, чтобы воспитание детей до 15 лет, осиротевших или разлученных с семьями, было поручено людям тех же культурных традиций. Прием таких детей в нейтральных странах должен происходить в соответствии с теми же принципами.

    Оккупирующая сторона должна принимать меры по содержанию и обучению детей-сирот или детей, разлученных с родителями, если они не могут быть обеспечены заботой близких родственников или друзей. Обучение, по возможности, должно проводиться лицами их национальности, языка и религии.

    Оккупирующая сторона должна с помощью местных властей оказывать содействие учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей. Детям и подросткам должно быть разрешено посещать школы.

    2.5. Гражданские права ребенка.

    Оккупирующей стороне запрещается изменять гражданское состояние ребенка: ни гражданство, ни гражданский статус ребенка не могут быть изменены.

    Оккупирующая сторона не должна зачислять детей в зависящие от нее формирования или организации.

    2.6. Арестованные, задержанные или интернированные дети. Дети, которые были арестованы, задержаны или интернированы, должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых. Когда задержанию или интернированию подвергаются семьи, их, по возможности, размещают в одном и том же месте и содержат как отдельные семьи.

    Находящиеся в конфликте стороны должны прилагать усилия к заключению во время военных действий соглашений об освобождении, репатриации, возвращении на место жительства или госпитализации в нейтральной стране детей, беременных женщин и матерей с грудными и малолетними детьми.

    2.7. Дети и смертный приговор,

    Если в момент совершения правонарушения ребенок не достиг 18-летнего возраста, то смертный приговор в отношении его не может быть приведен в исполнение, даже если он принимал участие в военных действиях.

    3. Дети, принимающие участие в военных действиях

    Запрещается участие детей до 15 лет в военных действиях. МГП содержит специальную норму, согласно которой стороны в конфликте должны воздерживаться от принудительного призыва и добровольного зачисления их в свои вооруженные силы. При вербовке детей, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, необходимо стремиться отдавать предпочтение детям более старшего возраста.

    Если же дети принимают непосредственное участие в военных действиях, на них распространяется действие норм МГП, касающихся правового положения сражающихся. В тех случаях, когда дети, не достигшие 15-летнего возраста, попадают во власть противника, они продолжают пользоваться особой защитой. Дети старше 15 лет могут претендовать на статус военнопленного, а в случае нарушения норм МГП (совершения военных преступлений) они несут уголовную ответственность по действующему законодательству.

    Борченко В. А., Долганова Н. В. Защита прав несовершеннолетних в период вооруженных конфликтов // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 1 (73). С.19-23.

    Borchenko V. A., Dolganova N. V. Minors rights protection in armed conflicts. Bulletin of Pri-kamsky Social Institute. 2016. No. 1 (73). Pp. 19-23. (In Russ.)

    В. А. Борченко, Н. В. Долганова

    Самарский юридический институт ФСИН России, Самара, Россия

    ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

    Борченко Вера Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, доцент, подполковник внутренней службы.

    E-mail: borchenko. vera@yandex. ru

    Долганова Надежда Владимировна - курсант 5 курса, рядовой внутренней службы.

    E-mail: maksakova1994@inbox. ru

    В статье исследуются проблемные вопросы защиты прав детей во время вооруженных конфликтов. Проведен анализ международных и национальных нормативных актов, в которых закреплены стандарты защиты прав и интересов ребенка. Определены недостатки и пробелы в законодательстве, рассмотрены также нарушения в отношении несовершеннолетних во время вооруженных конфликтов, в том числе на Украине.

    Ключевые слова: несовершеннолетние, дети, вооруженный конфликт, ответственность, преступление против несовершеннолетних.

    V. A. Borchenko, N. V. Dolganova

    Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, Russia

    MINORS RIGHTS PROTECTION IN ARMED CONFLICTS

    Borchenko Vera A. - Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor Department of Civil Law, lieutenant colonel of internal service.

    Dolganova Nadezhda V. - 5th year cadet.

    The article examines the problematic issues of minors rights protection during armed conflicts. There is the analysis of the international and national regulations, in which set standards for the protection of the rights and interests of the child are enshrined. The authors identified legislation gaps and abuses against minors in Ukraine during the armed conflict.

    Key words: minors, children, armed conflict, responsibility, crimes against minors.

    Семья и дети всегда были одной из высших ценностей общества. И все же ребенок занимает особое место, это обусловлено недостаточным уровнем его физического и психического развития, а значит, и невозможностью самостоятельно защищать и отстаивать свои права и интересы. В связи с этим защита прав ребенка является одной из важнейших задач, ведь отношение к детям, уважение их человеческого достоинства очень точно отражают уровень гуманности и цивилизованности государства.

    © Борченко В. А., Долганова Н. В., 2016

    Изучение преступлений против несовершеннолетних, безусловно, актуально. В наши дни такие преступления стали социальным бедствием, угрожающим безопасности подростков. Ведь нередко взрослые лица вовлекают несовершеннолетних в совершение преступлений, тем самым нарушая полноценный процесс воспитания молодого поколения. К тому же несовершеннолетние за совершение общественно опасных деяний несут в отличие от взрослых менее строгое наказание.

    Преступления против несовершеннолетних представляют собой общественно опасные посягательства, которые непосредственно нарушают общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание несовершеннолетних .

    Основная проблема защиты детей как особой возрастной категории гражданских лиц, пользующихся особой защитой международного гуманитарного права при всех обстоятельствах вооруженного конфликта, состоит в таких изменениях характера вооруженных конфликтов, общественного сознания, которые делают привычным участие детей в боевых действиях .

    Международные стандарты в части соблюдения прав ребенка формировались на протяжении последних десятилетий и закрепились в нескольких важных документах.

    В соответствии со ст. 24 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливается право каждого ребенка, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, на такие меры защиты, которые требуются для него как для малолетнего со стороны семьи, общества и государства1.

    Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. требует от государств-участников принятия всех необходимых мер для содействия физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, который является жертвой вооруженных конфлик-тов2. Указанные процессы должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

    Особый уровень уязвимости права человека приобретают в период военных действий вне зависимости от типа самого вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право тесным образом связано с защитой основополагающих прав человека по целому ряду общих и специальных принципов и правил.

    Отраслевые принципы защиты детей в период вооруженного конфликта мы можем сформулировать следующим образом: находящиеся в вооруженном конфликте стороны предпринимают все меры к тому, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали участие в военных действиях в качестве комбатантов. Этого требует от сторон конфликта п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. В частности, стороны конфликта должны воздерживаться от вербовки детей в вооруженные силы. Этот принцип закреплен также в п. 2 и п. 3 ст. 38 Конвенции ООН о правах ребенка, что говорит о заимствовании отраслевых принципов универсальными соглашениями. Таким образом, международное сообщество при защите прав детей в период войны может использовать общие и специальные инструменты протекции.

    Полностью запретить участие подростков в военных действиях невозможно. П. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям предлагает сторонам воо-

    1 Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 дек. 1966 г. [Электронный ресурс]. Доступ из

    2 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. Доступ из

    справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    3 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международ-

    ных вооруженных конфликтов (Протокол I) [Электронный ресурс]. Подписан в Женеве 8 июня 1977 г. Доступ

    из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    руженного конфликта минимизировать вербовку в армию лиц в возрасте от 15 до 18 лет и отдавать предпочтение лицам старшего возраста. Нужно заметить, что эта установка носит условный характер, т. к. государства-участники могут сослаться на сложность военной ситуации, чтобы законно осуществить призыв молодых в вооруженные силы. Если в период международного вооруженного конфликта, несмотря на запрет, предусмотренный п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, дети в возрасте до 15 лет все же призваны в состав вооруженных сил, то они продолжают пользоваться особой защитой.

    Заметим, что проблема определения возраста, с которого ребенок становится взрослым человеком, является достаточно сложной как в области физиологии и психологии, так и в правовой сфере. Юридическая наука связывает его наступление с правовым статусом лица и его дееспособностью. Международное гуманитарное право предоставляет особую защиту детям в возрасте до 15 лет. Конвенция о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 закрепляет норму о том, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Налицо компромисс между системами международного и национального права по установлению возраста совершеннолетия.

    Однако при вооруженном конфликте этот вопрос приобретает особое значение с точки зрения осознания детьми своего прямого или опосредованного участия в войне. Военные действия детей-комбатантов в мире являются крайне острой темой в связи с постоянными вооруженными столкновениями и низким уровнем экономики в странах африканского континента (Сомали, Чад, Кения) и военной ситуацией в Афганистане и Ираке.

    Принцип возрастного ограничения для призыва установлен в п. 3 ст. 38 Конвенции о правах ребенка и применяется к детям до 15 лет. Факультативный протокол 2000 г. (далее - Протокол) к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повышает минимальный возраст добровольного призыва лиц в национальные вооруженные силы и признает за теми, кто не достиг 18 лет, право на особую защиту (п. 1 ст. 3)1. Обязательный призыв лиц, не достигших 18 лет, запрещается ст. 2 Протокола. Государства - участники Протокола, которые допускают добровольный призыв несовершеннолетних лиц до 18 лет, должны представить национальные гарантии того, что:

    Призыв действительно имеет добровольный характер;

    Он производится с согласия родителей или законных опекунов призываемых лиц;

    Эти лица получили полную информацию об обязанностях военной службы и представили достоверные доказательства своего возраста до принятия их на военную службу.

    Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 101-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах» , содержит два заявления РФ по поводу призыва на военную службу в Вооруженные силы. Первое из них состоит в том, что российские граждане, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежат призыву, и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы. Второе заявление касается права на поступление в военные образовательные учреждения граждан Российской Федерации, достигших 16-летнего возраста. Отмечено, что при зачислении в такие учреждения (военные училища) такие граждане приобретают статус военнослужащих, проходящих службу по призыву.

    1 Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах [Элек-

    тронный ресурс]. Принят в г. Нью-Йорке 25 мая 2000 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    2 О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных

    конфликтах [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 июня 2008 г. № 101-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    Позиция России в вопросе призывного возраста построена на дифференцированном подходе. Сохраняется общий принцип ст. 1 Конвенции о правах ребенка, и одновременно существуют исключения в отношении части молодежи, делающей выбор в пользу профессионального военного образования .

    Дети в любых условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением и должны быть защищены от любого рода непристойных посягательств. Участники конфликта обязаны обеспечить им эту защиту и помощь. В случае ареста, задержания или интернирования дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых. Смертный приговор за правонарушение, связанное с вооруженным конфликтом, не приводится в исполнение в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста в тот момент, когда это правонарушение было совершено.

    Политические и военные события в Чеченской Республике, автономном крае Косово, Афганистане, Таджикистане, Южной Осетии, Украине показывают особую незащищенность детей во время вооруженных противостояний. Психологи, педагоги и журналисты, которые участвуют в программах оздоровления детей - жертв военных конфликтов в период вооруженного конфликта, отмечают у них синдром «упущенного детства». Презюми-руется, что детство является обязательным в жизни каждого человека периодом формирования личности. Сильное влияние военной ситуации на семейные связи, отход от привычного круга ценностей, непосильные психологические нагрузки - эти факторы в совокупности формируют сознание детей в указанный период.

    В современном международном гуманитарном праве необходимо предметно подходить к правовому статусу детей, которые по своей или чужой воле участвовали в войне на стороне оппозиции и попали в военный плен.

    Значение защиты детей в международном публичном праве в целом и в международном гуманитарном праве в частности обусловило, как было показано, сочетание универсальных и специальных институтов этого юридического механизма протекции. П. 1 ст. 38 Конвенции ООН о правах ребенка обязывает государства-участников уважать принципы и нормы, применяемые в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, а также обеспечивать их соблюдение.

    Государственные органы также должны принимать меры по обеспечению материальной и медицинской помощи по отношению к детям, отправляющимся в лечебные профилактории, интернаты, оказывать содействие в поиске их родных (ст. 30 Конвенции ООН о правах ребенка).

    Таким образом, международное законодательство свидетельствует о наличии комплекса мер, направленных на защиту гражданского населения, в частности детей. Однако события на Украине, в результате которых гибнет мирное население (в том числе и дети), свидетельствуют о грубом нарушении норм международного права, за которое государство-нарушитель в соответствии с Уставом ООН должно нести ответственность.

    В условиях военных действий права детей должны оставаться доминантой общепризнанных ценностей и основой гуманитарного сотрудничества государств, закрепленными на международно-правовом и национальном уровне.

    Острым остается также вопрос ответственности лиц, которые вербуют и используют детей во время вооруженных конфликтов. Примером могут служить зафиксированные на Украине случаи, когда дети, вопреки всем принципам и предписаниям международного права, использовались в качестве живого щита во время вооруженных конфликтов. Актуальными в этом направлении будут разработка и внедрение алгоритма действий для лиц, которые несут ответственность за детей в экстренных ситуациях.

    Людмила Бокова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, отметила, что, несмотря на подписание Украиной в 1991 г. Конвенции о защите прав ребенка, наблюдается некачественное исполнение условий этих договоров Правительством Украины, а именно:

    1. Детям, оказавшимся в зоне военного конфликта, не предоставляется гуманитарный коридор.

    2. Дети лишены возможности нормально посещать образовательные учреждения.

    3. Дети, в том числе пострадавшие во время вооруженного конфликта, лишены возможности получать первую медицинскую помощь.

    Однако эти действия необходимы для предупреждения участия детей в вооруженных конфликтах, обеспечения их эвакуации из опасных территорий, а также для защиты их жизней и соблюдения прав в условиях боевых действий. Кроме этого, существует насущная необходимость в организации работы по оказанию правовой и социальной помощи детям и молодежи.

    Таким образом, в международном законодательстве существуют комплексные меры, направленные на защиту детей, в частности, во время вооруженных конфликтов, но проблема заключается в том, что имеют место некачественное исполнение, несоблюдение норм международного права отдельными государствами.

    В настоящее время актуален вопрос о внесении в российское законодательство положений, которые касаются преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в период вооруженных конфликтов.

    Библиографический список

    1. Дмитриев А. И., Дьяченко В. И., Цюрупа М. В. Международное гуманитарное право: фи-лософско-правовая доктрина регулирования вооруженных конфликтов: учеб. пособие. М.: Сфера, 1999. Ч. 2: Словарь-справочник основных терминов и понятий.

    2. Международное гуманитарное право в документах / сост. Ю. М. Колосов, И. И. Котляров. М.: Изд-во Незав. ин-та междунар. права, 1996.

    3. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. В. Н. Петрашева. М.: ИНФРА-М; Норма, 2011.