Литературное крылечко: «древняя русь сказка и быль. Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Древняя Русь

Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.

Задачи:

1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.

2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.

3. Развивать интерес к истории России.

(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.

(Слайд 2) Есть на Княжем Острове

Книга Голубиная?

Но не всяк туда пройдёт,

В сторону былинную...

Там три Дуба старые,

К ним тропинки узкие,

Корни там твои, сынок,

Что зовутся русскими,

Что зовутся русскими...

В сердце Любовь, звон в Небесах...

О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)

Как называется наша страна?

Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.

(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).

1 Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?

Кто же такие предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).

А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)

(Слайд 4) - Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)

А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)

(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)

2. Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние

(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)

(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)

Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».

Предположите почему поселок высоким забором? (В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)

Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10) Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. (Слайд картина Васнецова « Богатыри»).

4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?

Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.

Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)

Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.

(Слайд 11) 5. Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.

– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством)

Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, чеснок, свеклу.

Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.

Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?

А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.

Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.

Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?

Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!

Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.

Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!

Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.

Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).

Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!

Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).

Где будет располагаться река? (за частоколом)

Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)

Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!

Теперь вы поставьте дома на наш макет.

Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.

Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.

Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).

Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!

Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?

На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.

(Слайд 12) Святая Родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родились, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Т.Г.Шевченко

Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.

Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский... (народ).

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Скажите, кто вы?

Мы – (Славяне!)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – (россияне)

Издревле, кто вы?

Мы – (Славяне)

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.


Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула

Сценарии праздника

Цель : Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление.

Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Материалы : Фишки-кружки с изображением колоска.

В : Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

(Звучит фонограмма криков петухов).

В.(зазывая):

— ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте,

Пастушок, в рожок играй

Новый день скорей встречай!

В : Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

Д : Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

В : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?

Д : Вольга был знатный князь, а Микула

— простой крестьянин.

В : Хорошо, так как же они такие разные встретились?

Д : Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

В : Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот

— победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)

В : Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

Д : Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул.

Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

В : Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

(Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).

В лес идёт

— домой глядит, из лесу идёт

— в лес глядит. (Топор).

Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).

Деревянная шея, железный клюв, стучит

— тук, тук, тук. (Молоток).

Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

В : Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?

(Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего

— дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зёрнышко пшеницы.

Дятел отвечает : Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)

После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

Д : Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

В : Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». .............

Светлана Иванова
Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени»

ВЕД : Здравствуй Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю : «Здравствуй, Русь!»

«РОДНИКОВАЯ РУСЬ»

ВЕД : А теперь давайте мы с вами отправимся в путешествие по Реке Времени . И сегодня мы попадем к князьям Древней Руси-Игорю и Ольге.

ВЕД : Итак, все готово для путешествия . Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Представьте, что мы с вами поплыли по невидимой Реке Времени . Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.

Звучит музыка.

ВЕД : Ребята, а в старину вся земля была покрыта лесами, было очень много рек и озер. Это помогало нашим предкам выживать, помогало им бороться с врагами. На воде далеко слышно. По реке можно преодолеть большие расстояния. А в лесу птицы взлетали и шумели при приближении врага. И это помогало русичам подготовиться к бою . А слышите, как красиво поют птицы! И лес обладал особой силой : он оберегал, кормил и защищал людей. Поэтому русичи его так любили и берегли.

Дети, посмотрите, мы с вами подплываем к удивительно красивой березовой роще (выходят из ладьи) . Давайте подойдем к березке поближе. В старину люди рассказывали своему любимому дереву о беде- и дерево лечило его, отводило все плохое, и человек снова становился бодрым и здоровым. Давайте и мы поговорим с нашей подругой, помощницей-Березкой. Притроньтесь к ее веточкам и загадайте свое заветное желание… А теперь можно и хоровод завести возле этой красавицы.

«БЕРЕЗКА»

ВЕД : Ребята, я знаю, что вы приготовили рисунки о нашей Русской Земле. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

ВЕД : Сейчас давайте отдохнем, посидим на травушке- муравушке и посмотрим, что будет дальше.

Выходит Князь Игорь и Ольга.

ВЕД : А вот и князь Игорь с Ольгой.

КН. ИГОРЬ : О, свет девица, будь здорова! Как звать, величать тебя?

ОЛЬГА : Благодарствуйте (поклон) князь! Ольгой меня кличут.

КН. ИГОРЬ : Будь добра, перевези меня на тот берег, Ольга.

ОЛЬГА : Садись, свет-князь, путь нелегкий…

Князь стоит как зачарованный, не может отвести глаз.

Звучит музыка, Игорь и Ольга уплывают.

ВЕД : Какой вам показалась Ольга?

ДЕТИ : Красивой.

ВЕД : А что с князем случилось, заметили?

ДЕТИ : Да, он влюбился.

РЕБЕНОК : Она была такой прекрасной,

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял Великий князь.

ВЕД : Ольга вышла замуж за Великого князя Игоря и стала настоящей княжной, мудрой и заботливой. Они жили дружно, мирно. Ольга родила сына добра-молодца, будущего героя- полководца Святослава. Мирно жили князь и княгиня, но однажды случилась беда.

Пошел Игорь со своею дружиною, богатырями-воинами, защищать землю Русскую от врагов и погиб там. Узнав о смерти мужа Ольга долго горевала. Иногда звала девиц-красавиц, чтобы пели ей песни. И девицы тут как тут, с работой в руках, да с песней на устах. Были девицы умелицами большими : что шерсть прясть, что шить, что вышивать.

«ПРЯЛИЦА»

ВЕД : Ольга была не только красивой и мудрой, но и смелой, мужественной и терпеливой. Она разумно правила Землей Русской и прославляла Русь. Вот какие у нас были сильные, несгибаемые предки- славяне, что жили на нашей Русской Земле.

РЕБЕНОК : Живи, Земля!

Не поддавайся грусти,

Не умирай

В огне и под пятой.

РЕБЕНОК : Свети, Земля!

Тебя назвали Русью

Враги, и те, зовут тебя

ВЕД : Да! Хранит память лет Река Времени и открывает их нам в своих летописях, а детям в сказках, былинах, чтобы и они учились любить свою Землю и защищать ее. Ведь Древняя Русь никуда не ушла! Над нами то же небо, под ногами у нас та же Земля, и те же сказки и былины, песни живут на Земле. Они говорят еще и о нашей старине, о Древней Руси. А что значит любить Русь, Россию, Родину?

ДЕТИ : Это значит беречь ее от врагов, делать все для того, чтобы она процветала, не совершать дурных поступков.

ВЕД : Да, наша Древняя Русь прошла сквозь бури войн и битв, и стала сильной и могучей. Великие князья Руси расширили земли русские. Русь стала огромной страной, и жить всем на Родине стало хорошо и привольно. Быстро развивались ремесла, в том числе и кузнечное дело. И много пелось песен в наступившие мирные времена .

«ВО КУЗНИЦЕ»

Исполняется в сопровождении оркестра.

ВЕД : После сына Святослава Русью правил князь Владимир, внук Ольги. А прославился он битвами за Русь, военными походами. Он «крестил» Русь- при нем было принято христианство, т. е. православная вера. Он очень заботился о своем народе, строил церкви, школы. Он учил всех добру и милосердию. Как вы думаете, наши предки любили своего князя?

ДЕТИ : Любили, за смелость и отвагу, доброту и милость, за защиту и помощь.

ВЕД : Кто из вас знает, как еще называли князя Владимира?

ДЕТИ : Ему дали самое красивое и душевное прозвище. Они называли его «Красно Солнышко» .

ВЕД : А как прославлял русский народ своих героев?

ДЕТИ : В сказках, легендах и былинах.

ВЕД : Как вы думаете, о ком еще рассказывается в былинах?

ДЕТИ : О богатырях, о силе и храбрости наших предков.

ВЕД : Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

ДЕТИ : Святой, Великой, Богатырской.

ВЕД : А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

ДЕТИ : Значит, люди на земле были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей.

ВЕД : Да, правильно. Я предлагаю вам рассмотреть

иллюстрацию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ :

В. М. Васнецова «Три богатыря»

ВЕД : Подрастали защитники Руси- богатыри. И среди многих прославленных богатырей сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

ДЕТИ : Три богатыря.

ВЕД : Знаете их имена?

ДЕТИ : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

ВЕД : Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое оружие? А как они одеты? Легкое у них снаряжение? Легкий шлем, или тяжелый? (ответы)

ВЕД : Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

Художник изобразил на картине великих сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но это не спасало их от поражения. А вы помните кто автор картины?

ДЕТИ : Виктор Михайлович Васнецов.

ВЕД : А как назвал ее художник?

ДЕТИ : «Три богатыря»

ВЕД : Ребята, а вы знаете стихи о Русской Земле? Давайте послушаем.

«БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

ВЕД : Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Вы любите собирать мозаику? Мы приготовили для вас небольшую головоломку. Из этих фрагментов должна получиться прекрасная картина. Давайте попробуем ее собрать.

Дети собирают картину и придумывают название.

ВЕД : Отдохнули немного? Нам пора отправляться дальше. Представьте себе, что мы на ковре-самолете перелетаем во времена Древней Руси…Давайте возьмемся за руки, чтобы не упасть с ковра…

Звучит фонограмма. Дети попадают в крестьянскую избу.

ВЕД : И вот мы оказались в крестьянской избе, где в красном углу иконы стоят, лампада тихо освещает лики, а внизу стол большой, с длинными лавками, чтобы вся семья поместилась. В закутке печь, в люльке ребенок спит (музыка затихает) . Мы оказались с вами в горнице, главной комнате, старинной избы. А теперь тише, тише… Пусть старое время оживет . Может быть, мы увидим Илью Муромца?

Звучит фонограмма.

ВЕД : В давние времена жила - была крестьянская семья около города Мурома, в селе Корочарово. И родился здесь долгожданный сын, которого назвали Ильей, Илюшенькой. Отец - умелец люльку смастерил, мама- колыбельные песни пела.

ВЕД : Но случилась беда…Занемог Илюша, отнялись у него руки- ноги, и тридцать лет и три года просидел он на полатях, молясь, да думу горькую думая, глядя в окошко малое. А хотелось ему…

ИЛЬЯ : Ах и тесен мир здесь для меня!

Вдаль бы, за моря стремиться мне

За облака высоко,

Сражаться с недругом жестоко

За Родину, за веру, за царя!

А встретивши врага, с думою ясной

Все проявить : отвагу, доблесть, мужество и честь!

И победить.

ВЕД : Но не ходили его ноги, не двигались руки, только силы прибывали. Много молился Илья. И днем и ночью просил помощи у Бога. И вот, однажды, случилось чудо! Постучались к нему калики перехожие- это странники, которым было открыто будущее и дан дар целительства.

Стучат калики.

ИЛЬЯ : Двери открыты, входите, люди добрые!

КАЛИКИ : (кланяются) Мир дому твоему!

ИЛЬЯ : Спаси вас Бог!

ВЕД : Так принято было в старину говорить. А теперь, как люди говорят, знаете? Какое слово произошло от слов «Спаси Бог» ?

ДЕТИ : «Спасибо!

1КАЛИК : На земле нашей враг горе творит.

2КАЛИК : Жжет дома, людей русских убивает.

3КАЛИК : А умельцев - золотые руки, да девиц- красавиц в плен угоняет.

ВМЕСТЕ : Стонет Земля Русская, а ты. Илья, сиднем сидишь?

ИЛЬЯ : Рад бы я за Землю Русскую бой принять, рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают.

1КАЛИК : А коли поможем тебе, поставим на ноги, что делать будешь?

ИЛЬЯ : Воевать! Землю Русскую защищать!

ВЕД : И стали калики перехожие лечить Илью.

!КАЛИК : Выпей, Илья, живой водицы, чистой, целебной и почувствуешь, как силы прибавляются!

2КАЛИК : А это святой хлебец : съешь его, Илья, и начнут ноги оживать.

3КАЛИК : Подожди, Илья, не вставай еще, послушай. Я скажу тебе, как найти богатырского коня, чтобы он вынес тебя отовсюду и стал другом сильным (шепчет что- то на ухо Илье) .

1КАЛИК : а это тебе в дар от нас плеточка шелковая, которая поможет тебе в трудную минуту. И помни, Илья.

2КАЛИК : Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, врагом и ложью.

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью!

3КАЛИК : А правда в том, чтобы любить

И землю защищать без меры, без предела!

3КАЛИК : И всем скитальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!

(кланяются)

ИЛЬЯ : (вскочив на ноги, низко кланяется каликам)

Спасибо, люди Божие, за исцеление (поклон)

Спасибо за светлые дары ваши (поклон)

Спасибо за добрые слова напутствия (поклон)

Слово даю, выполню их!

ВЕД : И проводил Илья Божьих людей, странников, за околицу и пошел к родителям просить благословения на борьбу с врагом.

Звучит фонограмма.

ВЕД : То не сырой дуб к земле клонится,

То не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается то сын перед батюшкой,

Просит он себе благословеньица.

ИЛЬЯ : (кланяется в ноги родителям)

Ой, ты гой еси, родный батюшка,

Дай ты мне благословеньице,

Я поеду в славный стольный град

Поклониться чудотворцам киевским.

К Великому князю Владимиру!

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую!

ОТЕЦ : Я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела- благословения моего нет тебе.

ВЕД : Поклонился Илья отцу, матери до самой земли и поехал на службу к Великому князю Владимиру - Красно Солнышко.

Колокольный звон.

ВЕД : И распрямилась Русь от плена жестокого. И полнилась Земля ликованием и радостью победы! И все церкви звенели великим, победным колокольным звоном!

ДЕТИ : О сколько здесь раздолья и тоски

Россия отчая, Россия-мать

И скорбь, как радость, царственно красива!

Какое благородство здесь в при

И думы поднебесно высоки!

И эта репреступность эта стать

И выдыхаю сердцем я : Россия!

Была и есть еще у нас в народе!

Какое благородство здесь в природе!

«ЧТО ЗОВЕМ МЫ РОДИНОЙ»

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

    (Исполнение гимна семьи) Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня мы поговорим о семье и о семейных праздниках в древние времена. Прозвучал гимн семьи.

Давайте вспомним, кто такие, Пётр и Феврония.

Князь Петр и княгиня Феврония

Петр и Феврония, благоверные святые князья, память которых совершается 8 июля, стали именем праздника любви и верности. Он установлен в 2008 году по инициативе Светланы Медведевой. Она же предложила сделать символом праздника ромашку. Однако это светская сторона праздника, которая постепенно обрастает всеми атрибутами официоза.

В древности,князья на Руси. стали почитаться в народе первыми, но особенно это стало очевидным в монгольские времена – XII-XIII век. Однако к концу XV века эта тенденция прервалась. Князей, и вообще мирян, перестали причислять к лику святых, канонизировать стали священнослужителей и монахов.

Александр Простев. Святые благоверные князья Петр и Феврония

О Петре и Февронии известно то, что они княжили в Муроме в течение четверти века – с 1203 по 1228 год. Их житие не рассказывает ни о детстве супругов, ни о том, кто их родители. Упоминается только, что Петр – второй сын князя Юрия Владимировича Муромского и что он вступил на престол в 1203 году.

А.Простев. Святой князь Петр

2. Феврония – дочь крестьянина-бортника из Рязанской деревни. Полюбив друг друга, князь Петр и ставшая его женой Феврония оставались верными друг другу до последних дней своей жизни и умерли вместе – восьмого июля. Этот день сегодня стал всероссийским днем любви и супружеской верности.

Художник Ольга "Святая Феврония"

Служба, посвященная святым, прославляет их как чудотворцев, называя Петра блаженным, Февронию премудрой, а вместе – пресветлой дв о ицей, милостью и молитвами Богу угодившими и по смерти своей неразлучно пребывающими в едином гробу.

Петр прославляется как храбрый воин, победивший змея, а Феврония как мудрая, смиренная и хранящая благоверие. «Сирот и вдовиц заступницы, и в бедах необоримые помощницы, и всех притекающих к вам пристанище небурное, и нелестное утешение сущих в грехах, сохраняйте отечество наше», - так молятся благоверным на службе.

В их житии нет аскетических подвигов, Петр и Феврония полны человеческой доброты и смирения. Их благочестие проявляется прежде всего в любви, нищелюбии, заботе о слабых и сиротах – вот главные их добродетели. Они готовы пожертвовать властью ради ближнего своего, что и отразилось в сказочной легенде о святом князе Петре и его жене княжне Февронии.

1. А что же мы можем сказать о семье? До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения(не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие . Люди много трудились и весело отдыхали.

. (Слайд 1 – семья в древности)

2.Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей.

С древних времён существуют семейные праздники.

К особо любимым праздникам относятся, как в древние времена, так и сейчас: Свадьба, День рождения, Новый год, Пасха.

Сейчас мы расскажем вам как праздновали наши предки, любимые нами праздники.

И так, первый праздник – Свадьба. (слайд 2 древние времена )

Свадебные традиции Древней Руси

1. В Древней Руси существовали свои традиции проведения свадьбы. Некоторые из них повторяли свадебные традиции других народов, но большинство были оригинальными.(слайд красное платье )

До Екатерины Второй, цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции.

Продолжались свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю.

Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).

А мать передавала невесте так называемый «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы.

По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать.

2 .Сама свадьба начиналась с . (СЛАЙД) Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся свадебная процессия отправлялась в церковь.

В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.

Часто жених приезжал в церковь первым и ждал свою невесту перед входом. Только, когда невесте сообщали о прибытии на место венчания жениха, она и сама отправлялась к алтарю. Так проверялась серьезность намерений жениха, а девушки, таким образом, страховали себя от получения «клейма отвергнутой невесты».

Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах дорожка была ковровой и тянулась она прямо до аналоя.

1. После венчания новобрачные спешили к столу. Впрочем, не всегда это был общий стол. Часто молодожены обедали каждый у своих родителей. И лишь получив благословление родителей, жених отправлялся за невестой.

Вот как раз тут приходило время потребовать у жениха ( Слайд)

Немного помучив жениха и слегка опустошив его карманы, вся свадебная процессия отправлялась на общее празднование.

Проводилось общее торжество у родителей жениха. Молодожены на свадебном банкете ничего не должны были пить и не могли много есть. Первую брачную ночь было принято проводить вне дома. Такая традиция установилась из-за порчи, которую по поверью насылала нечистая сила на дом, где играли свадьбу. Вот, чтобы ее обмануть, молодые и уходили в сени, а то и на сеновал.

2. На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там.

На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки (ВИДЕО)

1.(слайд) День рождения – любимый праздник большинства людей. И это не случайно, ведь именно в день своего рождения человек празднует само чудо жизни, радость своего земного существования.

Именинник является центром общего внимания, получает подарки и принимает поздравления. День рождения - особенный день в жизни каждого человека, в независимости от его национальности. Но каждый народ имеет свои взгляды на это торжество и традиции его празднования.

В нашей стране День рождения является очень почитаемым праздником, и отмечать его принято в кругу родных и друзей за большим праздничным столом.

2. Празднование Дня рождения – это традиция, зародившаяся в далеком прошлом, еще во времена языческих верований. В древности люди считали, что в день своего рождения человек становится особенно беззащитным перед злыми духами, которые пытаются причинить ему вред и даже могут украсть его душу. Для того чтобы обезопасить именинника рядом с ним собирались все его родственники и друзья, создавая вокруг него положительную энергию и защищая от негативных сил добрыми пожеланиями и подарками.

1 .В древнем мире, как и в раннем средневековье, празднованию Дня рождения, не придавалось большого значения.

Большая часть людей не пользовались календарями и не отмечали свой день рождения. Да и сама жизнь отдельного человека ценилась не настолько высоко, чтобы устраивать в его честь праздник.

2 .А с распространением христианства эта традиция и вовсе канула в лету. Христианство относилось к земной жизни человека как явлению греховного порядка, поэтому рождение человека не считали нужным отмечать. Пренебрежение к этому празднику усиливалось еще и негативным отношением к языческим традициям .(слайд)

1. Только к XII в. в церквях стали записывать дни рождения и крещения прихожан. Люди получили право отмечать дни рождения. Поначалу этой привилегией пользовалась только знать.

Постепенно традиция стала распространяться и на простых людей, включая женщин и детей..

(Слайд) В России День рождения не отмечали вплоть до 19 столетия. Большее внимание уделялось празднованию Именин. Но и Именины начали справлять только в 17в. Именины праздновались с подлинным размахом.

Гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни . (ПЕСНЯ )

2. В 19 в. дворяне и купцы стали отмечать и День своего рождения. Но только в 20 в. этот праздник стал традиционным семейным торжеством и приобрел большое значение.

(Слайд) В Российском государстве имеет довольно сложную и запутанную историю. Сегодняшнее празднество является результатом синтеза разных языческих праздников и путанице в календаре. В России отмечать в таком виде Новый Год начали с 1699-го по приказу Петра Великого, который постановил, что надо по-европейски отмечать 1 января. Так Петр велел: «учинить украшения от ветвей и древ еловых и сосновых, потешаться огнем с разжиганием костров новогодних, учинять гуляния и стрельбу. Также царским указом приказывалось всем друг друга с праздником поздравлять.

Васильев вечер

2 .Во времена Петра официальный Новый Год имел также и аналог народный, который назывался Васильев вечер и отмечавшийся тоже, как и у нас сейчас на 1 января. Этот праздник был церковным, отдавая дань памяти Василия Великого.

(слайд) Отмечался праздник пиром. На столе главным блюдом считался поросенок жареный, который являлся символом плодородия, плодовитости и обилия домашнего скота в будущем году. На столе в этот вечер ставили все самое лучшее: пышные пироги, колбасу, сытные блины и кутью. Все обильно запивалось медовухой, водкой и пивом. Также в эту ночь надевали все самое нарядное. В Васильев вечер старались не давать в долг денег для того чтобы не было в них в течение года недостатка, а вот получать деньги было хорошо – это сулило богатый год.

1.Новый Год в сентябре

В христианской Руси до указа Петра отмечали праздник 1 сентября. Народ тогда верил, что Бог именно в сентябре сотворил мир. Даже с приказом царя люди все равно еще долго встречали праздник сначала в сентябре, а потом уже по привычному для нас 31 декабря. Стоит сказать, что осеннее празднование Нового Года Древняя Русь позаимствовала у Византии, в которой христианство пришло в 988 году.

Сентябрьский Новый Год встречался на Руси торжественно. Все самые богатые стремились в Москву, где знать устраивала пышные торжества. Вечером все семьи одной семьи собирались у главы в доме, где все угощались медовухой. В 12 ночи вестовой стрелял из пушки, а в храмах и церквях били колокола в знак наступившего нового года. В принципе празднование в христианской Руси практически ничем не отличается от нашего Нового Года.

2 .Языческий Новый Год славян

Намного иначе выглядит у древних славян празднование языческих новогодних торжеств. Хотя следы празднества и остались в наших торжествах, но полностью их восстановить проблематично. В языческой Руси по-новогоднему выглядели несколько празднеств. Также разные традиции были у славянских племен, которых было очень много.

Восточные славяне в древности Новый Год отмечали весной. У них в марте начинался год. Это был период, когда просыпалась природа, и начинался новый жизненный цикл у растений и животных. Именно Масленица считалась тогда славянским Новым Годом.

1.Праздник зимнего солнцеворота – Коляда

Зимние праздники славян соотноситься и с нашим, когда празднуется зимний солнцеворот – Коляда. У древних справляли Коляду с 25 декабря и по 6 января. Сегодня же мы христиане это время празднуем в Новый Год и Рождество. Коляду было принято отмечать 12 дней. И это число было сакральным – 12 использовалось именно в обрядах нового года. Есть даже придание о 12 жрецах руководящих ритуалом. О будущем урожае гадали по 12 снопам, использовали воду, взятую из 12 колодцев. На Коляду священный огонь горел 12 дней.

Особой частью этого празднества были , которые потом стали в наше время святочными праздниками .(Пение колядок)

2. Древние славяне, как и мы, сейчас украшали свои дома ветками сосны и ели. У древних был и свой зимний дух – Трескун, Морозко, Морок, который насылал сильные морозы и реки сковывал льдом. Для того чтобы задобрить этого духа люди выставляли на окно подарки: кисель, кутью и блины.

Даже те малые сведения, которые мы находим в обрядах и легендах показывают, что в Древней Руси праздники Нового Года были гармоничными и логичными, которые отмечали праздник новой жизни.

Как праздновали Пасху на Руси

1.. Пасха является не только самым большим, но и самым древним христианским праздником, установленным еще в апостольские времена. Встреча Пасхи на Руси имеет много традиций. А сама Пасха имеет значение возрождения, обновления . (слайд)

1

Подготовка к Пасхе происходила на протяжении всей Страстной седмицы. Первым делом приводились в порядок и праздничный вид дома и дворы. Готовилась праздничная нарядная одежда. Готовились дрова для отопления жилищ и подготавливались корма скотине, чтобы в праздничную неделю меньше отвлекаться на дела обыденные .

2

В чистый четверг до восход солнца нужно было искупаться, так как вода в этот день считается особой, исцеляющей телесные и душевные недуги, очищающей от всего скверного. Искупавшись и приведя мысли на положительный лад, хозяйки приступали к выпечке пасхальных куличей . (слайд)

2 . Дети красили и расписывали яйца. Мужчины занимались закупкой продуктов для праздничных угощений. (слайд)

В четверг вечером все шли в храм, где начиналась служба страстям Христовым. Зажженную свечу в храме старались донести домой. Ею освещали свое жилище, защищая его от бед, а живущих в нем от болезней. В страстную пятницу ничего делать нел ь зя до окончания службы в храме и выноса плащаницы. Христос страдает на кресте и всяк человек скорбит ! (слайд)

1. Великая суббота- горячая пора для хозяек, идет приготовление праздничного угощения. Все, не зависимо от достатка, старались приготовить «пышный» стол, чтобы угостить всех, кто посетит дом, или простого прохожего, попросившего о милости . (слайд)

В субботу все собирались в храм на ночное Пасхальное Богослужение. На эту службу в церковь приходили из деревень, сел. Все нарядно одеты, все в белом. По окончанию службы празднование охватывало всю Русь - от самой бедной лачуги до дворцовых стен.

7

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок освя щ еной пасхи . (слайд)

8

Потом шли домой, будили деток, даже самых маленьких, и садились за стол говеть.

9

2 . Всю праздничную неделю зазывали гостей и сами обходили всех родственников, кумовей - «Христосовались», посещали праздничные Богослужения. Звон колокола оповещает о празднике. А на Пасху каждый на время мог стать на время звонарем, церковь этого не запрещала . (слайд)

10

Навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородно. А в Пасху – обязательно !

1

Для детей пасхальные забавы: катание и битье яиц, поиск спрятанных яиц. Также дети ходили по домам родственников, где их одаривали яйцами, куличами и сладостями.

Празднование Пасхи продолжалось не один день, и не неделю, а 40 дней – ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.