Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» Горького: описание, история жизни. «Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль»)

Старуха Изергиль образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика . Старуха Изергиль - главная героиня одноименного рассказа . Эта женщина прожила очень долгую жизнь (около семидесяти лет), испытала множество радостей и бед. Богатый житейский опыт сделал старуху Изергиль очень мудрой. Она знает большое количество древних преданий и легенд, имеющих глубокий философский смысл.

2. Внешний вид . Внешне старуха похожа на ведьму: "заостренный подбородок с седыми волосами" и "сморщенный нос", напоминающий "клюв совы", "на месте щек... черные ямы", "пепельно-седые волосы". Лицо и руки Изергиль покрыты сетью морщин. Отталкивающую картину дополняет скрипучий голос. Глядя на это старое, изможденное временем тело, невозможно представить, что когда-то старуха тоже была молодой красивой девушкой.

3. История жизни . В молодости Изергиль была очень веселой и беззаботной. Переизбыток сил позволял ей с легкостью работать "с восхода по закат", а затем всю ночь петь и гулять с парнями. Изергиль впервые познала любовь к мужчине в возрасте пятнадцати лет. Ее избранником оказался простой рыбак. Но он быстро наскучил энергичной и свободолюбивой девушке. Ее душа тянулась к смелым и мужественным людям, живущим опасной жизнью.

Молодая молдаванка познакомилась с гуцулом (представитель этнической группы украинцев, проживающих на Карпатах). Изергиль понравился его неукротимый характер. Однако и этот роман был недолгим, так как гуцула вскоре казнили. Вероятно, Изергиль принимала участие в мести человеку, который предал ее любимого.

В поисках новых острых ощущений Изергиль довелось побывать даже в турецком гареме. Но и на этот раз она испытала скуку от богатой однообразной жизни. Девушка сбежала вместе с сыном хозяина гарема - совсем молодым мальчиком, который умер "от тоски по дому, или от любви".

Следующим любовником Изергиль был "маленький полячок", с которым она переехала в Польшу. Он быстро ей надоел. Во время ссоры женщина просто взяла и бросила "полячка" в реку. Оказавшись без мужской поддержки, Изергиль стала торговать собой. Но она все же не опустилась до положения женщины, готовой на все ради денег. Мужчины дрались и разорялись, чтобы добиться ее благосклонности.

Молодость Изергиль быстро прошла. Дожив до сорока лет, она поняла, что уже не может с легкостью покорять мужчин. В этом возрасте ее настигла последняя настоящая любовь к одному "шляхтичу". Постаревшая женщина впервые узнала, что значит быть брошенной любимым человеком. Чтобы вернуть любимого, она пошла на преступление: убила часового и освободила пленных поляков.

Изергиль в очередной раз доказала, что никому и никогда не покорится. Она отвергла благодарность любимого и рассталась с ним. Годы уже не позволяли женщине вести прежнюю вольную жизнь. Изергиль вернулась на родину и вышла замуж. Ее супруг умер год назад. Теперь Изергиль доживает свой век, глядя на счастье молодых людей и сравнивая с ними свою жизнь.

4. Жизненная философия . Изергиль ни о чем не жалеет. Она уверена, что молодость и здоровье даны человеку для того, чтобы щедро растратить их. Любовь к яркой насыщенной жизни - вот что Изергиль считает главным. Лучшим утешением для старой женщины являются окружающие ее молодые здоровые люди, которые всецело отдаются любви и работе.

Она упрекает рассказчика (и русских в целом) за скучную и однообразную жизнь ("мрачные все, как демоны"). Многочисленные романы и путешествия по разным краям позволили Изергиль сполна насладиться своими лучшими годами. Она не видит ничего позорного в своей жизни, ведь ее душа всегда оставалась независимой.

Изергиль никто не покорял, она сама выбирала мужчин, которые ненадолго привлекали ее внимание. Каждому периоду жизни Изергиль соответствует определенный тип любви: страсть к гуцулу, жалость к молоденькому турку, насмешка над поляком, готовность на смерть ради "шляхтича", искренняя привязанность к мужу.

Изергиль рассказывает собеседнику две сказки, выражающие две крайние точки зрения на смысл человеческой жизни. В предании о Ларре осуждается чрезмерная гордыня, обрекающая человека на вечное одиночество. История Данко - гимн самоотверженного служения всему человечеству ценой собственной гибели. Жизнь Изергиль - золотая середина между этими крайностями. Гордый характер женщины не отдаляет ее от людей, а позволяет сохранять собственное достоинство в любой ситуации. Изергиль тоже способна на бескорыстный подвиг, но пойдет на него только ради одного конкретного человека, а не из-за отвлеченной общей идеи.

Сочинение

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая - легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко.
Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень.
Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Изергиль очень стара, она стала почти как тень, тоже стало и с Ларрой. Особенное место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза» , «отрескавшиеся губы», «морщенный нос, загнутый словно, нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».Они повествуют о нелегкой жизни героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Старуха – человек, живущий среди людей.
Данко – противоположность Ларры. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут, мечтает о свободе не только для себя,а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он жертвуя собой, ведет их из темного леса к золотой сияющей реке. Любовь Данко к людям и желание им помочь настолько велики, что его сердце превращается в горящий факел, который не может затушить ни человек, ни ветер, ни время. Однако, люди жестоки, и как только они оказались в безопасности, гордое сердце Данко оказывается растоптанным осторожным человеком, испугавшимся чего-то.
Анализ отрывка из рассказа.
То что сделал Данко – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени. Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. И тогда он разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.Он совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью ради маленьких, неблагодарных людей. Они не способны понять истинное благородство и подчиняются диким, животным инстинктам. Они пляшут у костра, радуясь, что трудности позади и забыли того, кому этим обязаны. А тот лежит бездыханный и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.

И лишь легенда воспевает имя Данко.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры

Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина): "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу." О внешности старухи Изергиль известно следующее: "Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились." "...куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами..." "...улыбаясь беззубым ртом." "Ее черные глаза были все-таки тусклы... Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами." "...живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень." У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос: "Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями." "Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века..." "Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом..." "Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой..." Старуха Изергиль знает много сказок и легенд: "...Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку." Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу: "Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними." Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь: "...хорошие минуты моей жадной жизни." "...Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов: "А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!.." Старуха Изергиль - свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь: "...я порву цепи, как бы они крепки ни были..." Изергиль никогда не была ничьей рабой: "Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей." У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним: "Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…" При этом гордая Изрегиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним: "...он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <...> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним." (о поляке) Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда: "Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками." Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного - шляхтича Аркадэка: "Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу." Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад: "Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада..." "...я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад..." В молодости Изергиль много работала: "Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти." Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч: "Я, как солнечный луч, живая была." В молодости Изергиль была красавицей: "Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.." "Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь - молдаванина-рыбака: "...и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <...> Он был рыбаком с Прута... <...> ...только поет да целуется, ничего больше!" Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат): "Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <...> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <...> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова." Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гареме целую неделю: "А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скучно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <...> Он был уж немолодой, этот турок. <...> Богатый он был, этот турок." Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний мальчик вскоре умер. В это время Изергиль было около 30 лет: "И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лет шестнадцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <...> Мальчик? Он умер, мальчик… <...> Вдвое старше его я была тогда уж. И была такая сильная, сочная… а он – что же?.. Мальчик!.." В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина ударила Изергиль ножом за ее отношения с "занятым" мужчиной: "Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню." После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу: "Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <...> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый." Расставшись с монахом, Изергиль попала к жиду и работала на него: "Дошла до города Бохнии. Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <...> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня." Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого: "Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго... <...>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом." В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изрубленным лицом, но он вскоре погиб: "Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок... <...> он любил подвиги... <...> О, этот, рубленый, был хороший человек! <...> Наверное, ваши убили его во время бунта." Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим поклонником Изергиль: "Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…" Наконец Изергиль выкупила себя у пана и стала независима. Она жила в Кракове и была богата: "А с жидом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…" Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь - красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней: "О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да." "И тот там же поет… Аркадэк мой." Чтобы спасти шляхтича из плена, Изергиль пошла на убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним: "...свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <...> Он и задохнулся…""Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»" Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет: "Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь." 40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе: "И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени." Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи: "И живу я вот! Одна живу…"