Кастинг, евнухи и ночи любви. Что скрывали гаремы турецких султанов. Будьте всегда открыты и активны

16 августа 2017

Как жила Роксолана-Хюррем и другие обитательницы дворца султана Сулеймана и что в сериале не соответствует исторической действительности

«Великолепный век» – один из самых популярных турецких сериалов. Захватывающая любовная история, шикарные декорации и костюмы, судьба целой династии. Сериал называют историческим, хотя многие критики отметили искажение фактов. И все же создатели постарались воссоздать восточный колорит. Особенно жизнь и быт гарема.

В центре сюжета - судьба наложницы-украинки Александры/Роксоланы (или Хюррем ). Это история самой влиятельной и могущественной женщины Османской империи. Будучи простой наложницей, она сумела добиться любви султана Сулеймана Великолепного , десятого султана, правившего Османской империей с 1520-х годов, став главной женой и матерью престолонаследника.

Интриги, наветы, ложь, хитрость, подкуп, убийства - Хюррем все пускала в ход для того, чтобы добиться поставленной цели. Собственно, здесь создатели «Великолепного века» не преувеличили. В гаремах в те века царило коварство.


Факт: Как считают историки, родоночальниками гаремов является династия арабских халифов Абассидов, которые правили на Ближнем Востоке с середины 700-х годов по середину XIII века. Гарем Османской империи пользовался славой самого крупного на протяжении пяти веков.

Царство женщин

Гарем или харам - это женская обитель, куда посторонним мужчинам вход заказан, не зря слово «харам» в арабском означает «запретное». Во времена Османской империи там обитали жены, малолетние дети, наложницы, рабыни, многочисленные султанские родственницы, а также прислуживающие им и выполняющие роль охранников евнухи. Гаремы жили собственной жизнью, там существовал свой, особый этикет и правила. В каждом из них действовала строгая иерархия. Самые влиятельные и умные обитательницы гаремов могли воздействовать и на политику государства.


Крупные гаремы насчитывали более тысячи наложниц и были символами могущества правителя; степень оказываемого ему уважения во многом зависела от «качества» и количества гарема. Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым большим по площади в мире был состоявший из 400 помещений Зимний гарем Большого сераля Топкапы в Стамбуле. Его построили еще в 1589 году. В начале ХХ века, ко времени свержения султана Абдула Хамида II в 1909 году, количество его обитательниц уменьшилось в разы — с 1200 до 370 наложниц.


Агенты двора платили огромные суммы за красавиц на невольничьих аукционах. Не красавица попасть туда шанса не имела. На их содержание тратились огромные суммы – порой гаремы разоряли владельцев и опустошали казну.

Во времена Османской империи после смерти хозяина ставший ненужным гарем переселяли в старый и далеко не роскошный дворец, так как новый султан набирал новых одалисок. Со временем обитательниц гарема стали часто и вовсе распускать. Так, например, обычно происходит и сегодня.

Главным, а зачастую и единственным посетителем гарема был муж, хозяин дома. Еще позволялось заходить хранителю султанских покоев – визирю, а также евнухам. В некоторые гаремы пускали «гостей» — например, рассказчиков или музыкантов.


Жизнь обитательниц «женского царства» не ограничивалась стенами дворца. Многие гаремные красавицы могли посещать родных, выходить в город (разумеется, в сопровождении).

На заре империи султаны женились на дочерях правителей других государств, но со временем женами все чаще становились бывшие рабыни. И в истории Османской империи самой первой рабыней, которую султан официально взял в жены, стала Хюррем. На этом и построена история «Великолепного века».

Правда и вымысел

История появления в гареме Сулеймана Хюррем передана правдиво. Ее действительно купил на рынке визирь султана Ибрагим-паша (в фильме роль исполнил актер Окан Ялабык ) в подарок владыке. На тот момент девочке было 14 лет. Всех наложниц, предназначенных для гарема, учили турецкому языку, музыке, танцам, поэзии, рукоделию. Иноверкам, как это произошло с Роксоланой, приходилось принимать мусульманскую веру. Любовной науке и сексуальным премудростям обучали дамы с большим опытом – специально нанятые наставницы или, например, родственницы султана.


Каждая женщина в гареме имела свой статус, права и обязанности. На основании статуса определялась величина ее жалованья, количество отведенных ей покоев и прислужниц, право занимать определенную должность. И эта иерархия также хорошо отражена в сериале.

В часы досуга наложницы ходили в хаммам, читали, танцевали, музицировали, гадали. Но ворожить было нельзя, за это наказывали. И в сериале это тоже показано. Многие зрители помнят сцены, где Хюррем посещает ворожею и опасается, что кто-нибудь узнает об этом.


Женщины, пользующиеся особой благосклонностью, получали дорогие подарки, баловать гарем являлось одной из главных обязанностей супруга. Османские султаны порой дарили любимым наложницам целые дворцы и осыпали драгоценностями – последние активно демонстрировались женщинами. По легенде султан Сулейман (его сыграл актер Халит Эргенч ) даже делал дорогие украшения своими руками. После первой ночи он подарил Хюррем кольцо с каплевидным изумрудом.


Факты, которые приукрасили создатели фильма

Образ исторической Хюррем отличается от того, который воплотила турецкая актриса Мирьем Уизерли . Сохранились воспоминания венецианского посла тех времен. Он пишет, что Хюррем была скорее миловидной, чем красивой. В «Великолепном веке» Хюррем просто красотка. И скромной ее трудно назвать. Впрочем, все те ухищрения и приемы, которые она использовала для того, чтобы завоевать расположение Сулеймана и потом добиться привилегий для сыновей, действительно зафиксированы историей. Исследователи подтверждают, что после ее появления в гареме султан Сулейман перестал «входить» к другим женщинам.

Другой романтический вымысел создателей «Великолепного века» связан с историей первой жены Сулеймана. В реальности Махидевран Султан (в сериале ее сыграла актриса Нур Айсан ) не была супругой султана. А после того как в порыве ревности она попробовала отравить Хюррем, ее навсегда изгнали из дворца. В сериале же владыка простил ее, позволив вернуться во дворец.

Приукрасили создатели сериала и внешний образ героинь. Прежде всего это касается одежды, которую костюмеры «Великолепного века» заметно осовременили. Таких декольтированных платьев во времена Османской империи точно не носили. Наряды в те века были гораздо проще по фасону, главное богатство костюмов составляла отделка, а также дорогие и фактурные ткани с блестками и золотыми нитями. Ну и, конечно, украшения.


Вольно обошлись создатели «Великолепного века» и с прическами героинь. В то время как в сериале красавицы щеголяли роскошными локонами, реальные обитательницы гаремов убирали волосы в аккуратную прическу. Восточные красавицы XVI столетия и подумать не смели о том, чтобы ходить с распущенными волосами – чаще всего им приходилось носить косы.

Гаремы XXI века

Обитательницы современных гаремов чаще всего вольны делать с прическами что угодно. Но что касается иерархии и внутренних правил, то принципы остались прежними. И сегодня гаремы – далеко не пережиток прошлого. По статистике, больше 40% жительниц Пакистана, Иордании, Йемена, Сирии, Мадагаскара, Ирана, Ирака и некоторых стран Африки живут в полигамном браке.

Обладателем одного из самых больших гаремов являлся экс-президент Ирака Саддам Хусейн – по некоторым данным, у него было около пятисот наложниц. А в гареме одного из богатейших мужчин современности – султана Брунея – около семисот женщин. Очень часто в современных гаремах оказываются не восточные женщины, а европейки и американки. Так в гареме султана Брунея одно время находилась «Мисс США-1992» Шеннон Маккетик . А в 2000 году после смерти бывшего президента Сирии Хафеза Аль-Асада выяснилось, что среди его 40 наложниц не было ни одной арабской девушки – как писала европейская пресса, среди них были и немки, и шведки, и француженки.

Перевод небольшого куска из книги известного турецкого профессора-османиста Ильбера Ортайлы «Жизнь во дворце ».

Известно, что с тех пор, как Султан Орхан Гази женился на Халофере (Нилюфер), дочери Византийского Императора, практически все невестки Династии были иностранками. Да и существуют ли в мире династии, находившиеся при власти, но при этом не смешивающие кровь с иностранными принцессами? И это только в последнее время стала подниматься тема о культурных проблемах самоидентификации при матери-иностранке, в Османской Империи ничего подобного не было. Обращённые в ислам мальчики и девочки во дворце и в корпусах обучались турецкому языку и исламской культуре. Украинка Роксолана стала Хюррем и выучила за несколько лет турецкий так хорошо, что могла писать на нём стихи. История говорит о том, что Османская династия как раз делала очень многое для сохранения турецкой культуры. С 1924 года растущие и учащиеся за границей в изгнании потомки рода не имеют возможности въехать на родину, но при этом до недавнего времени они великолепно владели турецким и знали все турецкие традиции и обычаи. Это – отличный пример и яркое наследие прекрасного дворцового образования.

Значение Гарема

Гарем на арабском обзначает «запрещённый и тайный». Напротив тому, что считает большинство, гарем не является понятием, характерным исключительно для восточных мусульман, оно универсально, т.е. было в ходу в разных местах и в разный период. При этом нельзя сказать, что нации или правители, у которых гарем отсутствовал, были более уважительны по отношению к женщинам.

Гарем – самое известное место дворца Топкапы, о котором говорят больше всего. Но это и место, представление о котором очень далеко от истины. Гарем занимал первое место в дворцовом и государственном протоколе, потому что это обитель Падишаха; а во главе обители стояла Султан.

Гарем означает «самая тайная и скрытая часть человеческой жизни, самая неприкасаемая часть дома». Вопреки общепринятому мнению, гаремы были не только у ближневосточных мусульман, закрытые для внешнего доступа части были во дворцах Китая, Индии, Византии, древнего Ирана и даже ренессансной Италии, в Тоскане и при дворе патрициев Флоренции. Тут были и наложницы, и женщины и девушки высшего сословия, которые жили вдали от чужих взглядов. В Османском дворце же гарем был институтом.

Образование в гареме

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.

В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.

Валиде Султанши и хасеки

Во главе гарема стояла мать Падишаха — Валиде Султан. По свидетельствам историков, Хатидже Турхан Султан (мать Мехмеда IV) в своё время очень любил народ. А вот Кёсем Султан, напротив, была злополучной Валиде, но в день её убийства большое количество людей в Стамбуле остались голодными, а много бедных невест остались без приданого (прим.пер — Кёсем Султан организовывала бесплатные кухни для бедняков и обеспечивала приданным бесприданиц).

Эметуллах Рабиа Гюльнуш Султан (1642-1715)

Среди были такие, как Гюльнуш Султан, которые прожили долгую и счастливую жизнь. Гульнуш – любимая хасеки Мехмеда IV, неразлучная с ним до конца жизни. Она долгое время была Валиде Султан, поскольку являлась матерью Мусафы II и Ахмеда III. Народ её любил, она построила мечеть в Ускюдаре, которую можно назвать примером Османского барокко, её могила находится там же. Из-за её имени, которое означает «подобная розе», в её открытом тюрбе всегда высаживают розовые кусты. Но её муж, как и два сына были сброшены с престола. Есть и такие хасеки, которым пришлось пережить несчастную судьбу своих мужей и сыновей-правителей, как и Гюльнуш Султан. Например, вспомним мать Султана Абдульазиза — Пертевнияль Валиде Султан. Хасеки и Валиде, мужья и сыновья которых умерли, были вынуждены переезжать в старый дворец, как бы печально это ни было.

Были и те, кто попадал в гарем, получал образование и покидал его, удачно выйдя замуж. Были и те, кого выдавали замуж за обычных, ничем не примечательных мужчин. Некоторые из них, как, например, Кетхюда Деф-и Гам Хатун, возвышались до довольно высоких позиций (хазнедар уста – управитель-казначей), а некоторые работали на простых позициях и занимались даже уборкой. Сначала девушек учили турецкому, потом – Корану и грамоте. Девушки также получали уроки восточных танцев, музыки, изящных искусств и т.д. Помимо этого они обязательно изучали дворцовый протокол, этикет и правила хорошего тона. Благодаря знанию религии и главное – традиций и правил поведения там, где они жили, их все называли «дворцовыми дамами» и крайне уважали за их воспитание. Если в каком-то районе проживала женщина, получившая образование во дворце, этого было достаточно для того, чтобы весь район выучил дворцовый турецкий и дворцовый этикет. А те, кто жил рядом с этими образованными женщинами, передавали полученные знания на протяжение нескольких поколений.

Политика и интриги в гареме – это лишь короткий период долгой истории. После того, как Кёсем Султан была убита в результате заговора гарем снова вернулся на круги своя к спокойной и размеренной жизни. Венецианка Бафо (Нурбану или Сафие Султан), Хюррем Султан, Кёсем Султан – это те имена, которые обычно вспоминают в контексте политических интриг. Турхан Султан и её невестка Гюльнуш Эметуллах в политику не вмешивались.

Кызлар-аги, чёрные евнухи, несомненно, самые печальные персонажи гарема. Их руководителем был Дарюссааде-ага, главный Кызлар-ага, пост которого был очень высоким в гаремной иерархии. От традиции брать в гарем чёрных евнухов отказались в 19 веке, несмотря на это на протяжении Республиканских лет в некоторых районах Стамбула часто встречались чёрные евнухи, как остаток от былых традиций.

Писать что-то о гареме – дело неблагодарное, потому что все предпочитают видеть только эротические сказания, описанные ранее. Все знают, как колотило в своё время Англию: все помнят королей, которым рубили головы, и их дворцовые интриги. Или же Францию. Османский гарем даже близко не стоял с тем развратом, который царил во дворцах этих двух стран. Книги о гареме и второсортные романы на тему гаремной жизни всегда вызывали вопросы. Гарем – одна из тех тем, о которой все горазды поговорить, но никто на самом деле ей не владеет. И это очевидно, что все слишком поверхностно оценивают сложность жизни в гареме, тех умных и талантливых женщин, которые в нём жили, культурный контекст и государственный институт, которым был гарем.

Гарем не был свободным местом исключительно для развлечений, прежде всего это был дом. И к нему надо относиться с уважением, как и к любому дому любой семьи.

До конца 15 века Османские Падишахи хоть и были многоженцами, но предпочитали дочерей соседних правителей. Орхан Гази женился на дочери Кантакузина принцессе Феодоре, Мурад I – на дочери императора Эммануила. Йылдырым Баезид Хан женился на дочери гермиянского правителя Кютахьи Сулейман Хана, потом на византийской принцессе, потом на одной из дочерей сербского деспота и, наконец, на дочери Айдыноглу Исы Бея Хафсе Хатун. Некоторые браки Баезида II имели определённые стратегические цели, это очевидно.

Хотя в последнее время её происхождение поддают сомнению, но последней принцессой голубой крови в династии была жена Султана Явуза Селима и Валиде Кануни Султана Сулеймана – дочь крымского хана Менгли Гирея Хафса Хатун.

Бабушка рода Османов Хюррем Султан была умной и красивой украинкой, которую европейцы назвали Роксолана, а Кануни Султан Сулейман даровал ей титул «Султанша», несмотря на том, что она умерла до того, как её дети взошли на престол. Другая бабушка Османской династии Хатидже Турхан Султан, жена Ибрагима I и мать Мехмеда IV тоже была Украинкой. Так что ясно, что наша династия Османов – это смешение турецкой и украинской крови. Те, кто был покрасивее и посообразительнее, смогли возвыситься до Валиде Султан.

Наложницы, поступавшие в гарем, — это или девушки, которых брали в плен воины Крымского Ханства в степях Украины и Польши, или же девушки, купленные на невольничьих рынках специальными поверенными, такими как Азовский или Каффский (Феодосийский) Бей, или же красавицы, захваченные пиратами, курсировавшими между островами в Средиземном море. Например, представительница роди Бафо Нурбану или Сафие Султан, по происхождению Венецианки, как раз из последних. Помимо этого в гарем попадали также девочки из крайне бедных семей, которых их же семьи отдавали в гарем или торговцам рабами, чтобы спасти от нужды.

В 19 веке ситуация кардинально изменилась. В гарем своих дочерей отправляли лояльные к династии и халифату знатные черкесские и абхазские роды, они считали, что отправляют невест для династии. Например, четвёртая жена Абдульхамида II и мать Айше Султан – дочь одного из абхазских беев Агыр Мустафы Бея.

Старый Дворец Баезид, сейчас это здание Стамбульского университета

Как и в любом обществе, в гареме тоже были свои недостатки. Те, кто был красив и умён, ставали любимицами и одалисками Султана, потом хасеки – матерями , или же, возможно, когда-то становились Валиде Султан. И тут не угадаешь. Кто знает, может, хасеки, которую отправили в Старый Дворец, потому что её муж Падишах умер, однажды вернётся в Топкапы в статусе Валиде Султан, приветствуемая с большими почестями загонами янычар на протяжении всего пути из Баезида, а потом во дворце ей поцелует руки сам Султан, потому что это её сын стал Падишахом.

По типу того, как ученики Эндеруна переходили в Бирун и получали государственные должности, точно так же жительниц гарема выдавали замуж за служащих дворца или других гос. служащих. Уровень грамотности во дворце был очень высок. Некоторые наложницы писали даже грамотнее некоторых Шехзаде.

Дворцовый протокол неизбежно имел сходства с дворцовым протоколом европейских государств. В 19 веке Османский дворец посещали некоторые европейские монархи и наследные принцы балканских государств (например, Болгарии). Система международной дипломатии дворца – это центральный государственный аппарат, признававший венское дипломатическое представительное право. Согласно этим протоколам место Гарем-и Хюмаюна изменилось, изменилась жизнь и образование Султанских жён и женщин. Причиной этих изменений было, в том числе, и внешнее давление. В период Второго Мешрутиета иностранные послы и даже гости Египетского принца и некоторые государственные деятели принимали участие в приёмах и баллах в сопровождении своих дам, чего нельзя сказать о жителях Османского дворца.

Внутреннее убранство дворца Бейлербейи

В последние 50 лет Империи Императрица Франции Евгения единолично совершила ответный визит от имени Наполеона III, немецкий кайзер Вильгельм приезжал трижды (один раз вместе с Императрицей), несмотря на то, что Император Австро-Венгрии Карл приезжал с Императрицей Зитой, на всех приёмах, приветствиях и встречах он был только с Падишахом. На официальных приёмах женщин не было. Но приезжие императрицы посещали Валиде Султан и других дам в гареме, те же, в свою очередь, совершили ответный визит во дворец Бейлербейи, в котором проживали гости. Это изменения, благодаря которому женщины династии смогли участвовать в государственном протоколе. Благодаря этому среди женской части гарема значительно возросло число девушек, владеющих европейскими языками.

© Ильбер Ортайлы, 2008

История гарема в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о таком деликатном явлении в жизни империи как султанский гарем.

Пожалуй одной из самых противоречивых тем в истории Османской империи является тема султанского гарема и положения его обитательниц. Представления о гареме во многом сформировались под влиянием записок и воспоминаний западных путешественников и послов, которым якобы доводилось бывать в гареме. Следует отметить, что в то время это была довольно трудноосуществимая задача, так как гарем был запретным учреждением, и туда вход был заказан не только чужестранцам, но и обитателям султанского двора мужского пола, разумеется, кроме самого султана. В сегодняшней заметке постараемся раскрыть некоторые тайны этого загадочного учреждения.

Первым европейцем, кто поведал широкой общественности о гареме и его обитательницах был личный врач Султана Мурада III Доминио Хиросо Лимиано, который описал планировку гарема и оставил сведения о здешних традициях, о том, как живут местные женщины и о школе для родственников султана. Вторым европейцем, которому, по его личным утверждениям, удалось увидеть некоторых женщин гарема, был мастер по изготовлению органов Томас Дэллам. В 1599 году Королева Елизавета вместе с Дэлламом направляет Султану Мураду III в качестве подарка орган с часовым механизмом. Однако до прибытия Дэллама в Стамбул Мурад III умирает, и на престол восходит его сын Мехмед III. Тем не менее английский мастер доставляет подарок, и целый месяц проводит во дворце, собирая и настраивая орган. После этого было множество путешественников, послов и ювелирных мастеров, кто утверждал, что они первые, кому удалось побывать в гареме. Однако, для большинства исследователей основным письменным источником не только по гарему, но и по истории Османской империи, становится труд сотрудника шведского посольства Мурадьи д"Оссона «Общая картина Османской империи», который он опубликовал в 1791 году. А в качестве художественного источника, изображающего жизнь в гареме, принята известная гравюра Меллинга. Первым османским исследователем, которому по специальному разрешению, удалось побывать во дворце Топкапы и описать место жительства придворных особ, был Абдурахман Эреф. Результаты своих исследований Эреф опубликовал в период между 1910 и 1911 годом.

Антуан-Игнас Меллинг. В гареме султана. 1810. Илл. orientaliststyle.com

Если бы я был султан, был бы холостой

Слова знаменитой песни из кинокартины «Кавказская пленница» были весьма актуальными для султанов Османской империи. Во избежание политических и правовых последствий, за исключением некоторых правителей, они не женились, а брали «джарийе», что на русский язык переводится как «наложница», хотя сами османы вкладывали в это понятие несколько иное значение - раба женского пола или служанка.

Так для поддержания института «джарийе», которые, кстати говоря, набирались по принципу «девширме » (перевертыши), и была сформирована система гарема в Османской империи. Что же представлял гарем султана? Прежде всего, это была иерархическая система, во главе с матерью султана и главным евнухом, призванная содействовать продолжению рода султана по мужской линии. Не все обитательницы гарема были наложницами. К султану допускались только самые преуспевшие в обучении девушки, которым преподавали основы ислама, тюркскую культуру, литературу, искусство стихосложения, вышивание, музыку и многое другое. Если школа Эндерун при султане занималась подготовкой будущих государственных служащих, то гарем подготавливал будущих жен для этих самых служащих. Это делалось для того, чтобы госслужащий, назначаемый в отдаленные уголки империи, не обрастал родственными связями с местным населением и сохранял личную преданность султану.

Зульфия мой халат гладит у доски

Все женщины гарема были заняты на различных работах по хозяйству дворца. Каждой из них, в зависимости от положения и социального статуса, выплачивалось ежедневное денежное содержание. К примеру, мать Султана Мурада III Нурбану ежедневно получала 3 000 акче. Для сравнения в то же время глава янычарского корпуса получал всего 500 акче. Известная многим читателям по фильму «Великолепный век» жена Сулеймана Великолепного (Кануни) Хюррем Султан в качестве ежедневного содержания получала 2 000 акче. Распределением заработной платы занимался главный евнух.

Хюррем Султан. Картина XVl века. Илл. wikipedia.org

Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.

Между беременными «женами» султана очень часто возникали споры о том, кто из сыновей станет следующим правителем. Формировались различные союзы и группы, в которые волей не волей были втянуты визири, члены дивана, янычарского корпуса и другие госслужащие. Плелись интриги, готовились заговоры и перевороты.

В виду того, что по правовому статусу джарийе были рабынями, а ислам запрещал порабощение мусульман, обитательницами гаремов в основном становились представительницы других культур и религий. Среди историков есть расхожее мнение, что именно это привело к упадку Османскую империю.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов - исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.

Маленькие тайны большого гарема Османской империи

Харем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.

Восточный гарем - тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.


Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом

Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.


Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.