Правильные схемы оформления освещения для фотостудий. Как выставить свет для портрета: советы для новичков

В статье повествуется о том, как можно сделать качественный портрет в студии, пользуясь только двумя источниками света, белыми зонтами, портретной тарелкой, белым и черным бумажным фоном и портретным отражателем.

Не стоит себя тешить тщетными ожиданиями того, что изучив данные методы, вы сразу научитесь делать снимке на уровне великих фотографов.
Однако, данный материал существенно расширит знания по применению студийного освещения и даст толчок к саморазвитию и изучению нового материала.

В статье будут описаны методу постановки света только двумя источниками. Почему так? Почему не три? Всё просто. Во-первых, большое количество света не всегда влияет на качество снимка. Во-вторых, овладев техникой работы с двумя источниками, легко можно перейти к работе с тремя и более вспышками. В третьих, чаше всего в студиях бывает только два источника света. Это можно считать базовым минимумом, но он часто бывает и максимумом. В домашней студии, где ограничено пространство, и, как правило, бюджет, два источника света - это норма.

Первая схема.

Использование одного источника света (рефлектор «тарелка» + моноблок), а также белый фон из бумаги позволяют получить жесткий рисунок теней и света. Переход света и тени получается четким и резким. Для достижения такого эффекта модель должна стоять очень близко к фону. Благодаря этому источник света, располагающийся фронтально, будет создавать плотную тень на бумажном белом фоне. Моноблок можно располагать на различной высоте. Чем он будет располагаться выше, тем тень будет длиннее. Удобнее всего будет использовать стойку «журавль». Она позволит устанавливать свет напротив модели, и стойка не будет мешать съемке.

Вторая схема.

Эта схема с одним источником света. Будет использоваться моноблок и белый зонт «на просвет». Фон для модели будет черным. При этой схеме можно сделать портрет, на котором освещение модели будет реализовано только с одной стороны. Такое освещение добавит портрету глубину и выразительность, однако не любой модели подойдет такое освещение. Модель должна быть несколько удалена от фона, а моноблок находится на уровне её головы.

Третья схема.

Используем два моноблока с белыми зонтами «на просвет» и бумажный фон белого цвета. Освещение устанавливаем и направляем диагонально к модели. Главный источник освещения располагается слева. Он рисует мягкую светотень. Дополнительное освещение устанавливается справа за моделью и освещает фон. Дополнительный источник в такой схеме будет устранять провалы в тенях справа, и создавать контровое освещения, придавая объем снимку. Модель располагается в три четверти к фону. Основной источник света располагается на уровне лица модели или немного выше, а дополнительный на уровне плеч. Дополнительную своеобразную атмосферу создало мокрое стекло, через которое был сделан снимок.

Четвертая схема.

Эта схема использует освещение и фон аналогично прошлой схеме. Свет устанавливается по обе стороны от модели под углом 45 градусов. Оба они выполняют функцию заполнения сцены светом. Это создает мягкое освещение. Глубоких теней при такой схеме не будет. Из-за недосвеченности белый фон становится слегка серым. Чтобы исключить фон из кадра, можно кадрировать портрет.
Снимая портреты в стиле «Beauty» хорошо использовать портретный отражатель. Данный снимок демонстрирует преимущества этого аксессуара. Отражатель позволяет гибко настраивать тени на лице и шеи модели. В примере использовался не большой отражатель диаметром 32 дюйма, серебряного цвета. Он был расположен по центру кадра на уровне груди.

Пятая схема.

Два моноблока с белыми зонтами «на просвет» устанавливаются по диагонали к объекту съемки, который располагается на черном фоне. Главным источником будет тот, что слева. Он создаст на лице модели теневой треугольник. Такую схему часто называют — «треугольник». Контровый свет создает второй источник. Он подсвечивает фигуру и волосы модели, а также придает объем. Засвет фона делает его не черным, а сероватым, но от этого снимок только выигрывает, так как серый намного легче воспринимается, он более нейтрален.

Шестая схема.

Схема реализует использование двух моноблоков и зонтов «на просвет» с бумажным белым фоном. Свет устанавливается по обе стороны от модели и светит под углом 90 градусов. Оба моноблока работают как заполняющий свет. Светотени получаются мягкими, но по центру тень приобретает глубину. Эта схема добавляет выразительность снимку, но может быть приемлема не для всех моделей. Белый фон становится сероватым.

Седьмая схема.

Эта схема демонстрирует использование двух моноблоков и одного белого зонта «на просвет», а также черного бумажного фона. Оба моноблока располагаются слева и справа от модели. Главный источник ставится фронтально к модели и будет выполнять заполнение кадра светом. Благодаря ему будет достигнуто равномерное заполнение кадра светом. Второй моноблок устанавливается справа, немного за моделью. Он создаст контровое освещение, подсветит фигуру и добавит немного жесткости и объема. Для рассеивания светового потока применяется чашка, которая поставляется в одном комплекте с моноблоком. она позволяет получить жесткие переходы от света к тени. Контровой источник света выполняет еще одну функцию. он прорисовывает мелкие брызги воды.

Восьмая схема.

Два моноблока с белыми зонтами «на просвет» устанавливаются за моделью и направляют свой свет на белый фон. Угол падения света - 45 градусов. Оба источника создают мягкий силуэт модели. Белый фон и заполняющий свет делают модель слегка засвеченной. Незначительные детали скрыты в тенях, но черты лица различимы. В данной схеме применима тонировка фона. В нашем примере розовый создал нежность и теплоту.

Девятая схема.

Данная схема требует большего количества аксессуаров. Понадобятся: два моноблока, рефлектор «тарелка», стандартная чашка, а также белый фон. Располагаем оборудование согласно схеме. «Тарелка» устанавливается фронтально выше глаз модели. Это даст рисунок теней на лице модели напоминающий бабочку. Иногда эту схему называют «голливудский портрет» из-за того, что в киноиндустрии многие портреты сняты таким образом. Более высокое расположение рефлектора даст более длинную тень от носа. Фон за моделью располагается на расстоянии около одного метра. Из-за этого тень падает на фон, и кадр становится более плотным. Плотность кадра можно регулировать отдалением или приближением модели к фону.
Для этой схемы хорошо подойдет стойка «журавль», которая не будет мешать фотографу при съемке. Дополнительный свет устанавливается за моделью на одном уровне с плечами. Он создает контровой свет. Этот свет прорисовывает фактуру волос и придает объем.

Десятая схема.

Эта схема практически полностью повторяет четвертую. Расположение оборудования такое же. Единственное отличие - это отсутствие импульсов света. Для примера был снят портрет только с пилотным светом. Благодаря маленькой мощности света можно делать снимок с намного меньшей глубиной резкости.

Схем постановки света в студии при съемке портрета очень много. Приведенные десять примеров призваны облегчить постижение техники освещения. Любой начинающий фотограф найдет в этих схемах для себя что-то новое.

На основе материалов с сайта:

Дата публикации: 22.03.2017

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это - два самых распространённых заблуждения.

Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5, 1/200 с, 62.0 мм экв.

Техника и настройки

Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.

Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом - наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.

В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F3.2, 1/200 с, 24.0 мм экв.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F2.8, 1/200 с, 44.0 мм экв.

Световые схемы

Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.

При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.

Насадки и их применение

Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,- небольшой квадратный.

Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна.

Стрипбокс - это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели.

Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры.

Светоотражатель - аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности - нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро - холодным, а белый - нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду.

Схема 1: Светлый фон

Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.

Таким образом, у нас получается вот такая картинка:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.

Схема 2: Светлый фон

Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.

Получается вот такая картинка:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.

Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.

Схема 3: Тёмный фон

Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.

Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.

Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Схема 4: Тёмный фон

Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью - стрипбокс с сотами. Соты - это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.

В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.

Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Получаем результат:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Схема 5: Белый фон

При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае - софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один - перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).

Научиться эффективно пользоваться светом - важная ступень для каждого фотографа, ничто не заменит понимания того, как работает свет и как использовать его в интересах своей работы. При съемке портретов я всегда предпочитаю естественное освещении, даже если снимаю в закрытом помещении. Работа с естественным светом не так проста, есть множество аспектов, которые необходимо понять, чтобы не допустить ошибок.

1. Чего ради вы снимаете.

Прежде, чем взяться за камеру, вы должны определиться, какой кадр вам нужен. Есть ли у съемки какая-то цель?

Может быть, это актерская или бизнес-съемка, может быть, фэшн, семейный портрет, съемка для интернет-продвижения или просто для друга. Хорошенько подумайте о настройке и стиле съемки в зависимости от ее целей. Понадобится ли вам дополнительная одежда, макияж и время для стилизации? Каков должен быть антураж - для портрета, изображающего человека в знакомой обстановке, возможно, на работе или дома?

2. Место, место, и еще раз место.

Как только Вы определились с целью съемки, Вам будет гораздо легче выбрать подходящее для нее место. Подумайте, что могло бы соответствовать общему стилю съемки, например, какая-нибудь живописная местность с широкими пространствами, берега реки, озера, холмы или парк?

Может быть, Вы хотите представить объект съемки в русле шумного города среди современной архитектуры, непрерывного движения и толпы? Также можно использовать комнату в помещении. Более просторные комнаты, как правило, ярче (за счет того, что в них обычно несколько окон) и дадут Вам ощущение относительной свободы для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут для съемки, которая требует глубоких теней и мрачной атмосферы. Не забывайте использовать то, что вокруг Вас, особенно в помещениях, это касается дверных проемов, окон, лестниц, колонн, все может создать необходимую поддержку общей композиции в кадре.

3. Определить качество света.

Одна из самых важных вещей, которую необходимо учесть при съемке на открытом воздухе, это время суток, в которое Вы снимаете. Я советую работать в середине дня, потому что прямой солнечный свет, его яркие лучи, только затруднят Вашу работу и будет непросто избежать пересвета в кадре.

Лучше всего снимать немного раньше или позже, вплоть до полудня или после полудня, так у Вас будет достаточно света для работы, и этот свет не будет слишком сильным. Кроме того, можно попробовать снимать в пасмурную или облачную погоду. Может прозвучать, как плохая идея, однако на самом деле облака действуют как диффузор, и Вы можете работать в течение всего дня с постоянным источником света.

Помните об основах светотени. Резкий или жесткий свет создает драматические тени. Если это не есть Ваша цель, Вы можете сделать так, чтобы прямой свет падал на весь объект сразу. Мягкий свет может сделать предметы более плоскими на вид, но зато позволяет меньше волноваться о потере деталей в ярко освещенных или, наоборот, темных пространствах.

Если Вы работаете в помещении, Вы можете впустить в комнату столько света, сколько Вам нужно. Зная Ваше местоположение, Вы можете легко определить, какое время суток предлагает лучшее освещение, это зависит от того, в какую сторону выходят окна (север, юг, восток или запад).

4. Правильная позиция.

Одним из основных преимуществ искусственного света в студии - это свобода передвижения и регулирования высоты и наклона источника света в соответствии с Вашими требованиями и желаниями. Это, очевидно, невозможно, когда речь заходит о естественном освещении, поэтому Вам и карты в руки, чтобы Вы, как фотограф, смогли использовать свет, который находится в Вашем распоряжении, как можно лучше. Когда Вы находитесь на месте съемки, необходимо решить, где именно будет Ваша модель, и каково положение солнца в небе на данный момент. Важно, чтобы модель не смотрела прямо на солнца, иначе ее взгляд будет перекошен, а глаза на мокром месте! Начните с того, чтобы солнце было в стороне, и работайте с той точки. Хороший совет: повернуть модель на все 360 градусов, и следить за тем, как в определенной точке солнечный свет ложится на нее. Таким образом, Вы будете иметь возможность наблюдать, как меняется освещение, а значит, сможете выбрать наилучшую позицию.

5. Использовать свет в собственных интересах.

Есть несколько методов, с помощью которых Вы можете получить набиольшее количество света. Всякий раз, когда я использую естественное освещение, я ношу с собой отражатель. Это может быть чрезвычайно полезно для съемки портретов, так как Вы можете отражать свет, выделяя ключевые особенности лиц, не ослепляя их и не заставляя смотреть на солнце.

В погожие, светлые дни стоит попробовать прием с солнцем за объектом съемки. Опять же пригодится отражатель, когда Вы попытаетесь достичь теплого свечения вокруг фигруы Вашей модели, с помощью отражателя лицо не будет затемнено.

Помните, что у вас есть возможность использовать различные тени. Например, тенистое место под деревом может быть интересно, когда прямой солнечный свет слишком яркий, но в этом случае не забудьте проверить, равномерно ли распределяется тень, чтобы избежать слишком глубоких теней.

Тени являются отличным способом подчеркнуть особенности объекта, это может быть легко достигнуто при наличии источника света, направленного непосредственно в сторону объекта. Просто убедитесь в том, что тени не скрывают ключевых особенностей.

6. Окна.

Используя солнечный свет, проникающий через окно, можно снять отличный кадр с драматическим эффектом, это мой излюбленный метод. Мягкий свет через окно - это идеальный момент для сильной съемки, он работает особенно хорошо, если свет выделяет лишь одну сторону лица, оставляя другую в тени.

Основное правило заключается в том, что чем ближе Вы к окну, тем с большим количеством света придется работать, а значит, контраст между светом и тенью будет сильнее. Кроме того, если свет, проникающий через окно, слишком яркий, у Вас всегда есть возможность использовать шторы или жалюзи, чтобы немного рассеять его.

7. Настройки камеры.

Как и в любом портретной работе, здесь есть несколько приемов, которые помогут Вам получить желаемый результат. Во-первых, фокусировка на глазах. Когда мы смотрим на фото, первое, что мы замечаем, за что цепляемся взглядом, это глаза. Убедитесь, что глаза являются центром кадра и используйте ручную фокусировку, чтобы не бояться, что автофокус Вас подведет!

Еще одна хорошая идея - это большие значения диафрагмы (малое f-число), это размоет фон, чтобы ничто не отвлекало от объекта съемки.

8. Контакт играет ключевую роль.

Крайне важно - то, как Вы взаимодействуете с моделью. Убедитесь в том, что между Вами есть контакт, прежде, чем начинать съемку. Разговоры, обсуждение идей съемки - это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута.

Когда Вы снимаете, не думайте, что Ваша модель обладает сверхъестественными способностями и читает Ваши мысли. Она не будет знать, что Вы хотите, как себе представляете и что ждете от нее, если Вы не скажете об этом. Если Вы хотите запечатлеть какую-то особую форму, не стесняйтесь демонстрировать модели пример позы.

Некоторые практические рекомендации действительно помогают, хотя бывают и такие объекты, которые не выносят, когда им указывают, как делать их работу! Кроме того, помните, модель работает на съемках больше, чем Вы, и устает тоже больше. Делайте перерывы.

9. Тип света.

Не надейтесь, что все ситуации, в которых Вы используете естественный свет, будут одинаковыми. Качество и цвет света будет меняться в зависимости от времени суток, времени года и погоды. Через несколько дней у Вас будет желтый и теплый свет, хотя сейчас, допустим, на фото преобладают холодные голубые оттенки.

Здесь вступает в игру баланс белого. Вы можете менять настройки камеры, чтобы адаптироваться к новым условиям света, все равно достигая нужного Вам результата. Я предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время последующей обработки, но и варианты настроек непосредственно во время съемки тоже очень неплохо справляются с этой задачей.

10. Попробуйте сами.

Так, на этом в общем-то все! Надеемся, что эти несколько простых советов по поводу света просветили Вас (каламбур), и Вы готовы теперь к съемкам в естественном освещении. Наиболее сложный урок предоставит Вам личный опыт.

Не бойтесь просить семью или друзей о помощи. Это даст Вам отличную возможность попрактиковаться в методах съемки и заодно научит снимать кое-какие темы (это зависит, конечно, от того, кого Вы выберете "мишенью" своей тренировки). Всегда говорите им обо всем, что они должны делать, даже если это сводится к простому - "Стой там и улыбайся"!

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?


Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).


Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих - это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.

Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.

Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение

Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.

Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник. Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.

Роль освещения в портрете сложно переоценить. Выразительность и правдивость фотопортрета зависит не только от его композиции, но и в значительной степени от рисунка, создаваемого светом и тенью на лице и фигуре человека.

Обратите внимание на портреты в фотоальбомах и журналах. На то, как освещены люди на них. Я думаю, что многие из вас первым делом отметят, насколько объемными выглядят эти картинки. Именно в этом состоит основная задача портретного освещения - показать объем пространства и объекта съемки на двухмерном изображении, создать для нашего взгляда «эффект 3D». Кроме того, освещение помогает придать настроение фотографии. Например, снимая портрет в так называемом «низком ключе», то есть с преобладанием темных оттенков, мы придаем ему драматичности, отчасти загадочности и таинственности:

Но функциональное назначение освещения всё же первично - показать округлость черт посредством очерчивания лица и фигуры человека. Кроме того, хорошее освещение дает возможность показать фактуру кожи. В конце концов, хорошее освещение идеализирует наш портрет, позволяя ему притягивать внимание зрителя.

Свет и тень. Понятие рисующего света

Рисующий свет является основой освещения портрета. Это свет, создающий главный светотеневой рисунок на лице и фигуре человека. Именно рисующий свет определяет объемность портрета. Источники рисующего света могут быть как естественными (солнце), так и искусственными (лампы постоянного света, вспышки). Положение рисующего источника света крайне важно при съемке портрета. Его должно быть ровно столько, сколько надо, и именно там, где надо.

Вторая по значимости характеристика света в портрете - объём и характер теней. Фотограф должен понимать, что чем больше теней в портрете, чем больше скрыты мелкие детали, тем драматичнее он выглядит. Мы можем при съемке оценивать качество падающих теней и дозировать их для получения необходимого результата. Например, в следующем портрете тень очень хорошо подчеркивает фигуру молодого человека, позволяя акцентировать внимание не только на его лице, но и мускулах:

Жесткий и мягкий свет

Перед тем как перейти к главному вопросу урока - «Как сделать хороший портрет в помещении?», давайте рассмотрим еще два понятия. Эти понятия - жесткий и мягкий (или рассеянный) свет.

Жёсткий свет порождается источником света, чья мощность значительно превосходит мощность всех остальных источников света, и чьи лучи падают на объект съемки практически параллельно друг другу. В качестве примера такого источника можно привести солнце, открыто горящую лампочку, свет от автомобильных фар, прожекторов. Поскольку мощность источника жесткого света доминирует над остальными, на фото мы получаем резкие, контрастные тени.


Жесткий свет очень фактурен и позволяет выявлять детали. За светотеневым рисунком в случае жесткого света нужно крайне внимательно следить - неправильно упавшие тени или пересветы могут легко «убить» хороший кадр.

Мягкий свет - полная противоположность жесткому. Он, наоборот, склонен скрывать детали и смягчать светотеневой рисунок. Если вы хотите сгладить неровности кожи, то мягкий свет - лучший способ для этого. В качестве примера рассеянного освещения можно привести облачное небо, свет лампочки через плафон, свет от окна, проходящий через занавеску.

Источники постоянного света при съемке в помещении

Давайте-ка оглядимся дома и посмотрим, какие источники света мы можем отметить в первую очередь. Наверняка многие сразу назовут окно. Действительно, это самый большой источник света в нашей квартире (в светлое время суток, разумеется). Также у каждого из нас в квартире можно найти массу различных осветительных приборов - люстры, бра, точечные светильники, торшеры, лампы для подсветки картин. На корпоративном мероприятии, в клубе или ресторане в помещении может использоваться свет софитов или специальных ламп.

Очевидно, нам пока что есть, на что обратить внимание, и не прибегая к помощи вспышки. Поэтому давайте разберем особенности перечисленных источников более детально.

Свет от окна

Естественный свет от окна - источник света, давно снискавший славу у многих фотографов. Как известно, великий Рембрандт очень любил использовать оконный свет при создании своих работ. Самое время почувствовать себя Рембрандтом!

Использование прямого света от окна не всегда оправдано. В первую очередь за счет того, что если вы поставите модель при таком свете возле окна, то получите очень сильный перепад яркостей и в результате ненужные пересветы и провалы в тенях. Чтобы этого избежать, нужно добиться более мягкого освещения.

Если за окном пасмурная погода, небо затянуто тучами, то думать не о чем - рассеянный свет уже есть, остается только снимать.

Но если на небе яркое солнце, то стоит смягчить его, чтобы портрет не был испорчен. Можно это сделать, завесив окно тюлем или, к примеру, белой простыней. Таким образом, вы превратите окно в подобие студийного софтбокса.

Еще один вариант смягчения резких теней - использование специального отражателя (серебристого или золотого).

Проведем небольшой эксперимент. Поставьте модель перпендикулярно окну. Вы видите, что одна сторона освещена, а вторая уходит в глубокую тень. Попробуйте к затененной стороне лица модели поднести лист плотной белой бумаги, и вы увидите как тень станет светлее. Таким же образом работает и отражатель, высветляя тени. Причем вы можете выбрать цвет отражателя - например, серебристый сохранит более естественные цвета кожи, а золотистый придаст им теплоты. При работе с отражателями вам будет сложно справиться в одиночку, поэтому зачастую может понадобиться помощник, который сможет его подержать на нужном расстоянии.

Какую точку съемки нам выбрать при съемке? Здесь все зависит от того, какого результата необходимо достичь. Если необходим боковой свет - располагайте модель боком к окну. Если нужен фронтальный - располагайте модель напротив окна.

Многие любят снимать эффектный силуэт в контровом свете от окна - для этого необходимо выстроить экспозицию по освещенности окна. Если же вы хотите снять портрет напротив окна, то вам, возможно, придётся воспользоваться накамерной вспышкой, чтобы высветлить фигуру человека или, как вариант, ввести коррекцию экспозиции в положительную сторону.

Очень эффектно расположение человек под углом 45 градусов к окну - так вы получите очень объемное освещение. Фотокамера размещается, как можно ближе к окну и обращена объективом внутрь комнаты.

Полезно знать!

  • Если в кадр попадает элемент интерьера, следите за его презентабельностью. Если к интерьеру есть неустранимые претензии, то старайтесь больше работать с крупными планами;
  • Чем больше человек смещает от центра к краю окна, тем падающий на него свет становится мягче;
  • Следите за гистограммой яркости в вашем фотоаппарате, особенно если вам кажется, что лицо пересвечено. Помните, что лучше недосветить кожу, так как убирать пересветы гораздо сложнее, а порой просто невозможно;
  • Блики в глазах - важная часть портрета, которая придает ему жизни. Пустые, черные глаза не остановят надолго ваш взгляд на портрете, поэтому постоянно обращайте внимание, чтобы в глазах отражался свет.

Комнатное освещение

У нас в квартире может быть много разных светильников - люстры, бра, торшеры. И было бы неразумно не попробовать использовать их возможности. Первое, на что стоит обратить внимание - это на цветовую температуру таких источников. Многие из них, как, например, обычные лампочки накаливания, имеют теплый свет, поэтому перед тем, как начать съемку, стоит выставить баланс белого на вашей камере в соответствии с имеющимся освещением. Впрочем, если вы снимаете в формате RAW, баланс можно также подправить и при конвертации в специальном редакторе.

Как правило, комнатные светильники не очень яркие, поэтому для получения резких снимков могут понадобятся более долгие выдержки, и, соответственно, штатив для уменьшения вибрации камеры. Очень большим плюсом будет наличие у вас светосильной оптики (хотя наличие такой оптики - априори плюс при съемке портрета). В противном случае придется снимать на больших числах ISO, а в этих случаях существует большой риск появления цифрового шума на снимке.

Ниже я привел пару примеров снимков, которые можно сделать при помощи комнатного освещения. В первом случае роль рисующего света играют лампочки освещения на стене, они матовые, поэтому свет получается не очень жесткий. Во втором примере я использовал эти же лампочки, чтобы создать контровое освещение, а также добавил света от ламп в комнате.


Каким заставить свет падать правильно?

Крайне важно понимать, в каком положении тот или иной источник дает наиболее интересный свет на лице. Наверняка многие из вас в детстве пугали бабушек, родителей, друзей и подруг, подсвечивая фонариком себе лицо снизу. Действительно, такой свет (как многие его называют - «хичкоковский» - по аналогии с фильмами известного мастера триллеров) выглядит страшновато, поэтому таким образом мы светим в случае необходимости передать подобный эффект.

Про свет «в лоб» мы уже вскользь упоминали - при таком свете на выходе вы получите достаточно плоскую картинку. Нам же нужно добиться объема!

Наиболее правильное расположение источника света - чуть выше головы модели. Попробуйте взять обычный фонарик и использовать кого-нибудь из друзей в качестве «подопытного». Как только вы начнете светить фонариком чуть выше лица и направите свет под углом приблизительно 45 градусов к нему, то увидите, как лицо станет «прорисовываться»: появятся тени под носом, глазами, нижней губой, подбородком. Если у человека выраженные скулы, то они также будут подчеркнуты тенями.

Сразу же может возникнуть еще один вопрос -

Как следить за тенями?

Если поставить человека под свет, падающий вертикально сверху, то ваш взгляд мгновенно обратит внимание на сильные тени под носом, глазами и подбородком.

Тень от носа - первое, на что мы обращаем внимание. В идеале она должна занимать максимум 2/3 области между носом и верхней губой, не касаясь последней. Особенно важно за этим наблюдать, когда вы снимаете человека с массивным или очень длинным носом. Если нет возможности поставить источник пониже (например, в случае с люстрой или торшером), можно попросить человека приподнять подбородок. Тогда длина тени под носом станет меньше.

Если свет держать над моделью, но повернуть также под углом к лицу, то тень от носа начнет сползать на щеку. За этим тоже нужно следить, чтобы мы с вами не получили длинного «носа Буратино». Если свет падает на модель сбоку, то тень от носа должна быть либо не очень выражена, либо падать таким образом, чтобы сливаться с тенью на щеке. В результате под глазом получится классический треугольник.

Падающий сверху свет создает тень от надбровных дуг на глазах. Мы с вами помним, насколько важны глаза в портрете, поэтому не стоит перебарщивать с тенями. Как правило, тень от надбровных дуг должна максимум покрывать веки и немного верхней области глаз. Если же ваши глаза целиком провалятся в тень, то мы с вами получим портрет не человека, а мишки-панды.

Использование накамерной вспышки

Если вы хотите избежать цифрового шума на фотографии и обойтись без использования штатива, то в таком случае накамерная вспышка становится настоящим спасением при недостаточном освещении. Поворотный механизм головки вспышки позволяет добиваться различных светотеневых рисунков. Об этом может свидетельствовать проведенный мной наглядный эксперимент.

На первой фотографии я направил накамерную вспышку «в лоб», в результате чего получилась низкоконтрастная, белесая картинка с жесткой тенью на стене и без всякого рисунка на лице модели.

Вторая фотография выглядит интереснее - я повернул головку вспышки в сторону стены слева и сделал снимок. Как мы видим, здесь получился объем за счет светотеневого рисунка, образованного перепадом яркостей. Стали интереснее выглядеть черты лица, тень красиво обрисовала мускулы на руках юноши.

Последний снимок был сделан при помощи вспышки в потолок. Этот результат также получился лучше изначального, но понравился мне меньше чем второй. В первую очередь это произошло из-за того, что потолок в помещении был достаточно темный и не смог в полной мере отразить свет от вспышки. Более того, цвет потолка был коричневатым, и свет, отразившись от него, подкрасил фотографию соответствующими оттенками.

Тем не менее, вы легко можете использовать свет от потолка при съемке портрета. Если свет падает вертикально, на портрете у модели получатся «глаза панды», такой эффект можно погасить, используя белый козырек на вспышке (например, во вспышке Canon Speedlite 580 EX он встроенный, в другом случае не составит труда сделать его самому из белого картона) или специальный рассеиватель. Часть света от вспышки будет уходить в потолок, а часть - отражаться на лице человека, что позволит подсветить ненужные тени.

С помощью накамерных вспышек можно добиться очень хороших результатов, как, например, на следующих фотографиях, которые я сделал на встрече ветеранов, посвященной Дню Победы:

Отраженный от потолка свет создал очень красивый рисунок на лицах. После придания необходимой фактуры в графическом редакторе я получил два очень драматичных портрета. При съемке я использовал длиннофокусный объектив, что позволило «выхватить» эти портреты, не привлекая внимания героев, а также максимально открыл диафрагму - до 2.8, что позволило размыть лишний фон и акцентировать все внимание на лицах.

Как правило, работая с накамерной вспышкой в помещениях, я не использую ее ручной режим (за исключением случаев, когда работаю со вспышкой дистанционно). Современная автоматика накамерных вспышек грамотно просчитывает экспозицию и дает в кадр столько света, сколько нужно. Если вам нужно дать больше или меньше света кадр, то в таком случае можно выставить мощность импульса вручную.

Творческий способ использования накамерной вспышки в помещении

Импульс при срабатывании останавливает движение в кадре. Если снимать при этом на длинной выдержке, то участки, не освещенные светом вспышки, будут размываться. То есть, происходит смешение импульсного и постоянного света. Этот творческий прием я нередко использую, чтобы показать движение в кадре, придать ему необходимую динамику.

В качестве примера приведу фотографии людей, танцующих на свадебном банкете. После того, как срабатывала вспышка, я начинал крутить камерой в разные стороны, качать ее, в общем, любыми средствами приводить в движение (бросать, конечно же, не рекомендую).

В результате движение героев замораживается, а неосвещенные участки сцены размываются. При этом, если в кадре есть источники постоянного света, они дадут причудливые линии, делающие кадр как минимум необычным. Кстати, этот способ называется «съемка с проводкой».

Есть еще один вариант. Ниже вы видите снимок, который я сделал в лимузине. На камере выставлена длительная выдержка. Во время срабатывания затвора я провернул кольцо зуммирования на объективе. Вспышка заморозила выражение лица главного героя, а постоянный свет от окна получился необычно лучистым.

Будьте осторожны при съемке со вспышкой при очень низком освещении, избегайте съемки «в лоб». В противном случае вы рискуете получить засвеченное глазное дно и, как результат, пресловутые красные глаза у ваших героев. В настоящее время существует много средств для устранения этой проблемы, но, согласитесь, гораздо проще перенаправить свет от вспышки, чем затем тратить свое время.

Немного о возможностях фотостудии

Фотостудия - это настоящий рай для фотографа. Лично я считаю студию настоящей кузницей экспериментов. Здесь вы можете смоделировать абсолютно любое освещение - жесткое, рассеянное; управлять мощностью источников и размерами и направлением световых потоков; экспериментировать со смешением импульсного и постоянного света, цветными фильтрами, специальными насадками, и даже выстраивать декорации. При желании можно приглашать на съемку профессиональных визажистов и стилистов, которые создадут для ваших моделей фантастические образы.


Лично я являюсь большим фанатом студии, и большинство моих образов я воплощаю именно здесь. Считаю, что фотограф, который хочет научиться снимать красивые портреты, рано или поздно все равно окажется в студии и почувствует, насколько большими возможностями она обладает.

Клубное освещение как пример использования естественного света

Мое увлечение фотографией началось со съемки концертов. Даже сейчас я иногда снимаю концертные репортажи, потому что именно в такой живой атмосфере рождаются эмоциональные, яркие портреты, которыми легко можно похвастаться и удивить друзей.

Как правило, при съемках мероприятий в хороших, больших клубах на концертах работают светотехники, настраивающие свет под каждую группу, танцевальный коллектив и пр. У многих известных артистов есть свои светотехники - они точно знают, в каком месте использовать фильтр нужного цвета, в каком - включить стробоскоп, а в каком - специально притушить. А поскольку свет на артистов направляется в большинстве случаев сверху, то мы с вами получаем прекрасный рисунок.

Именно естественный сценический свет является главной «фишкой» концертной фотографии. Лично я абсолютно не приемлю использование вспышек при съемке концертов, поскольку считаю, что они портят всю атмсоферу (и, кроме того, сильно мешают артистам). Для того, чтобы получились красивые, резкие фотографии при таком освещении, необходимо прибегать к использованию светосильных объективов. К примеру, я редко снимаю концерты на диафрагме уже, чем 2.8. Кроме того, при подобных съемках я использую высокие значения ISO - от 400 до 800, а выдержку варьирую в значениях от 1/80 до 1/200 (в зависимости от интенсивности освещения и фокусного расстояния объектива).