Разряды прилагательных правила. Разряды прилагательных по значению. Качественные прил

В русском языке - это часть речи, основная функция которой - обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилагательные способны изменяться по падежам и числам, а в форме единственного числа - еще и по родам, а также классифицируются по особым лексико-грамматическим группам - разрядам. Таким образом, разряды прилагательных - это три большие группы, объединяющие слова, сходные по значению и способу обозначения признака предмета. Имена прилагательные, принадлежащие к каждому из разрядов, имеют свои особенности изменения и употребления. Поговорим об этом подробнее далее, а ниже представлена сводная таблица.

Разряды имен прилагательных

Разряд

Оттенок значения

Степень сравнения

Краткая форма

Сочетание с наречием «очень»

Примеры

Качественные

Признак предмета со стороны его качества, то есть признак может проявляться в той или иной мере

Хороший, добрый, легкий, красивый, бедный, старый

Относительные

Признак предмета, обозначающий отношение к месту, времени, материалу и т. д., то есть постоянный, неизменный

Вечерние (часы), железный (прут), молочный (суп), континентальный (климат)

Притяжательные

Признак предмета как обозначение принадлежности к чему-либо или кому-либо

Волчья (шкура), девичья (честь), дедов (пиджак)

особенности значения, изменения и употребления

Качественные прилагательные - это лексико-грамматический разряд, который объединяет слова, обозначающие качество предмета, то есть признак, который способен проявляться в той или иной степени, в большей или меньшей мере, например: дорогая кукла, красивая девочка, бедный художник, талантливый актер . Качественные прилагательные, помимо изменения по падежам, родам и числам, способны еще образовывать краткие формы, степени сравнения и сочетаться с наречием «очень». Другие разряды и притяжательные) этих характеристик не имеют.

Образование кратких форм

Краткая форма образуется от полной и имеет с ней тесную семантическую связь: тесный - тесен, тесна, тесны; красивый - красив, красива, красивы; вредный - вреден, вредна, вредны . Существует ряд прилагательных, которые когда-то в русском языке имели и полную, и краткую формы, но сегодня употребляются только в краткой, например: рад, люб, горазд, должен и другие.

Примечательно, что исторически именно считается базовой, исходной, и на начальных этапах развития языка полная форма образовывалась от краткой. Сегодня при образовании краткой формы может наблюдаться чередование или выпадение гласных: зелёный - зелен, зелена, зелены; резкий - резок, резка, резки . Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по родам (в единственном числе), но не склоняются. В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого: В этом платье графиня была необыкновенно красива.

Образование степеней сравнения

Сравнительная и сравнения - это иллюстрация того, насколько ярко и полно выражено данное качество в предмете: папа хороший - лучше - лучший; артист талантливый - талантливее другого - талантливейший . Напомним, что другие разряды прилагательных обозначают признак предмета как постоянный, не способный к градации.

Степени сравнения могут образовываться как синтетически - суффиксально (дорогой - дороже, красивый - красивейший ), так и аналитически - при помощи специальных слов:

  • сравнительная - более, менее + начальная форма прилагательного (более сложный, менее интересный );
  • превосходная - наиболее, наименее, самый + начальная форма прилагательного (наиболее привлекательный, самый веселый ) либо всего, всех + простая сравнительная степень прилагательного (поет лучше всех, ценится дороже всего ).

Слова данной части речи в синтетической сравнительной форме не изменяются по падежам, числам и родам и не согласуются с существительным, признак которого они обозначают. Их синтаксическая функция в предложении - именная часть составного именного сказуемого (Старый друг - лучше новых двух ).

Для большинства качественных прилагательных простые и составные формы степеней сравнения могут существовать параллельно, но встречаются слова, которые в современном языке не образуют простую сравнительную степень: массовый, ранний, робкий и другие.

Другой нюанс, на который нужно обратить внимание, - это образование от разных основ, например: хороший - лучше, плохой - хуже, малый - меньше .

От прилагательных в сравнительной и превосходной степени следует отличать слова-проявления субъективной оценки, которые обозначают не степень проявления данного признака в конкретной ситуации, а оценку этого признака говорящим: малюсенькая ручка, хорошенькое личико, большущие лапы . Не следует включать в эту группу прилагательные с суффиксами -оват -/-еват -: такие слова обозначают не субъективную оценку признака, а объективную неполноту его проявления, например: беловатая дымка, зеленоватый оттенок .

Относительные прилагательные

Если сравнивать разряды имен существительных и прилагательных, то можно провести следующую параллель: вещественные существительные обозначают вещество, материал, а относительные прилагательные - признак по отношению к этому веществу, материалу: дерево - деревянный, рис - рисовый, лед - ледяной . Однако признак, обозначаемый прилагательными данной группы, может относиться не только к материалу, но и месту, времени и т. д., например: вечерний, летний, зарубежный, отечественный, прибрежный . Этот признак проявляется постоянно и не может быть выражен в большей или меньшей мере, поэтому относительные прилагательные неспособны формировать степени сравнения.

Притяжательные прилагательные

Этот разряд объединяет прилагательные, отвечающие на вопрос чей? и обозначающие принадлежность предмета к кому-либо или чему-либо: папин друг, волчий клык, овечья шерсть, дедова фуражка .

Разряды прилагательных: употребление слов в переносном значении

Чтобы повысить в некоторых случаях прилагательные из одного разряда могут использоваться в значении слов из другого разряда, например: железная кружка - железные нервы, волчий след - волчий взгляд, золотая цепочка - золотые руки . В связи с этим разряд прилагательного определяется не только с учетом общих формальных показателей, но и с пристальным вниманием к контексту.

На этом уроке вы расширите свои знания об именах прилагательных, узнаете о разрядах имен прилагательных по значению.

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын .

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными . Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый ), - качественные . Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый ) называются относительными . Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом - дом из дерева

Зимний день - день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей? , перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой? , перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка -

В земляную щелку.

По холодной росе -

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая? ). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая ).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожан ый.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый .

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на -о : строго .

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий .

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы -л -, например, беглый ; -ск -, например, людской ; -ин - - тополиный ; -ов - - ежовый ; -н- - лесной .

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов -ий - - лисий , -ов - - отцов , -ин - - мамин .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разрядах прилагательных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

2. Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс - бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле . (По В.Белову)



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.

Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

Структура урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

3. Сообщение урока. Обозначение цели урока.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление.

1) определение разряда прилагательных

2) физминутка

3) кроссворд

4) работа с текстом

5) исключи лишнее

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

Вы с ним согласны?

Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём соревнование между рядами, проверив тем самым пройденный материал.

2. Повторение пройденного материала.

На доске три столбика слов для каждого ряда. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.

Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных. (Правильные ответы оцениваются)

3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.

Слайд № 1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны “вынести” из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

4. Изучение нового материала.

(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.)

Слайд №2. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?

Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд №3. Начнем заполнять таблицу.

Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.

Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Слайд №9. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр.

Слайд №10. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

Слайд №12. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №13. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее.

Слайд №14. Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слеплен из глины.

Слайд №15. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени.

Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме.

Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать на действие. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега.

Слайд №18. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.

Слайд №19. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо.

Слайд №20. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. Например, папина шляпа, заячий след.

Слайд №21. Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей.

5. Закрепление.

1) Определи разряд прилагательных.

Слайд № 22-33. Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

2) Физминутка.

Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

3) Кроссворд.

Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Слайд №34.

Слайд № 35. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)

Слайд № 36. Существующий с давнего времени. (Старый)

Слайд № 37. Совершенно верный ответ. (Точный)

Слайд № 38. Любящий безделье. (Ленивый)

Слайд № 39. Не знающий страха. (Смелый)

Слайд № 40. Доставляющий удовольствие. (Приятный)

Слайд № 41. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)

Слайд № 42. Полный злобы. (Злой)

Пирог из яблок (Яблочный)

Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)

4) Работа с текстом.

Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)

В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

5) Исключи лишнее.

Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ.

Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?

Слайд № 43-48. Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост.

Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.

Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.

Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.

Анютины глазки – цветы.

Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.

Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.

6. Итог урока.

С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?

Соответствуют ли названия значениям прилагательных?

Что обозначает каждый разряд прилагательных?

Молодцы! Все, кто работал на уроке, получили оценки.

7. Задание на дом.

Сравните таблицу, которую заполнили на уроке с теоретическим материалом § 50-52. Слайд № 49. Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.

Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?

§1. Общая характеристика имени прилагательного

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
  • изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.

3. Синтаксическая роль в предложении : у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

§2. Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания,
менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий ,
сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе) выражены окончаниями: сладкий, сладкому, сладкие, сладкая и т.п.

§3. Разряды прилагательных по значению

В зависимости от характера значения имена прилагательные делятся на:

  • качественные: большой, маленький, хороший, плохой, весёлый, грустный,
  • относительные: золотой, завтрашний, лесной, весенний,
  • притяжательные: лисий, волчий, папин, мамин, отцов.

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такие признаки, которые могут быть выражены в бо´ льшей или ме´ ньшей степени. Отвечают на вопрос: Какой ?
У них есть:

  • полные и краткие формы: хороший - хорош, весёлый - весел
  • степени сравнения: маленький - меньше - наименьший и самый маленький.

Большинство качественных прилагательных - непроизводные слова. Основы качественных прилагательных - производящие основы, от которых легко образуются наречия: плохо ← плохой, грустный ← грустно.
Значения качественных прилагательных таково, что большинство из них вступают в отношения

  • синонимии: большой, крупный, огромный, громадный
  • антонимии: большой - маленький.

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные соотносятся по значению со словами, от которых они образованы.Поэтому они так названы. Относительные прилагательные - это всегда производные слова: золотой←золото, завтрашний←завтра, лесной←лес, весенний←весна . Признаки, выражаемые относительными прилагательными, не имеют разных степеней интенсивности. У этих прилагательных не бывает степеней сравнения, а также полных и кратких форм. Отвечают на вопрос: Какой ?

Притяжательные прилагательные

Эти прилагательные выражают идею принадлежности. Они в отличие от качественных и относительных прилагательных отвечают на вопрос: Чей ? Притяжательные прилагательные не имеют степеней сравнения, а также полных и кратких форм.
Суффиксы притяжательных прилагательных: лисий - -ий- [ий’], мамин - -ин-, синицин - [ын], отцов - -ов-, Сергеев -ев-.
Набор окончаний у притяжательных прилагательных особый. Даже из приведённых примеров видно, что в начальной форме (им.п., ед.ч., м.р.) у них нулевое окончание, в то время как у других прилагательных - окончания - -ый, -ий, -ой.

Формы им.п. и в.п. притяжательных прилагательных ед. и мн.ч., как у существительных, а остальные - как у прилагательных:

Единственное число

Им.п. ж.р. - а: мамина, лисья, м.р.- : ,мамин, лисий ср.р. - о, е: мамино, лисье.

Род.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ого, его: маминого, лисьего.

Дат.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ому,ему: маминому, лисьему.

Вин.п. ж.р. - у,ю: мамину, лисью, м.р. и ср. р. - как им.п. или р.п.

Тв.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ым, им: маминым, лисьим.

П.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ом, ем: мамином, лисьем.

Множественное число

Им.п. - ы, и: мамины, лисьи.

Род.п. - ых, их: маминых, лисьих.

Дат.п. - ым, им: маминым, лисьим.

Вин.п. - как им.п. или в.п.

Тв.п. - ыми, ими: мамиными, лисьими.

П.п. - ых, их: маминых, лисьих.

Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Такие переходы обусловлены особенностями контекста и связаны, как правило, с использованием прилагательных в переносных значениях. Примеры:

  • лисья нора - притяжательное прилагательное, а лисья хитрость - относительное (не принадлежит лисе, а как у лисы)
  • горькое лекарство - качественное прилагательное, а горькая правда - относительное (соотносится с горечью)
  • лёгкая сумка - качественное прилагательное, а лёгкая жизнь - относительное (соотносится с лёгкостью)

§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные имеют обе формы: и полную, и краткую.
В полной форме они склоняются, т.е. изменяются по числам, по родам (в ед.ч.) и по падежам. Полные прилагательные в предложении могут быть определением или частью составного именного сказуемого.

Поздней ночью они вышли из дома.

Поздний - качественное прилагательное, положит. степень, полное, в форме ед.ч., ж.р., тв.п.

В краткой форме прилагательные не склоняются. Они не изменяются по падежам. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам (в ед.ч.). Краткие формы прилагательных в предложении обычно бывают частью составного именного сказуемого.

Девочка больна.

Больна - качественное прилагательное, положит. степень, краткая форма, ед.ч., ж.р. В современном языке в роли определений краткие прилагательные бывают в устойчивых лексических сочетаниях, например: красна девица, средь бела дня.

Не удивляйтесь:

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд.

Относительные и притяжательные прилагательные имеют только полную форму. Обратите внимание: у притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- в им.п. совпадающей с ним формой в.п. окончание - как в кратких формах.

§5. Степени сравнения

Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.

  • Положительная - это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.
  • Сравнительная определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.
  • Превосходная выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.

Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выше, веселее, высочайший, веселейший, либо с помощью слов: более, менее, самый. Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:

  • простыми формами: выше, высочайший,
  • составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.

Среди простых форм в русском языке, как и вдругих языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы.

  • хороший, плохой - положительная степень
  • лучше, хуже - сравнительная степень
  • лучший, худший - превосходная степень

Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по разному:

  • Сравнительная степень (простая): выше, ниже - не изменяется.
  • Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими - изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе - по родам.
  • Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим - изменяется по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.
  • Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие - оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.

Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:

Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше, а теперь выше Иван.

Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:

Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребята, были более взрослыми, чем я думала.
Я обратилась к самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли имя прилагательное самостоятельной частью речи?

  2. Какие прилагательные могут выражать признаки, выражаемые в большей или меньшей степени?

    • Качественные
    • Относительные
    • Притяжательные
  3. Для каких прилагательных характерны лексические отношения синонимии и антонимии?

    • Для качественных
    • Для относительных
    • Для притяжательных
  4. Являются ли относительные прилагательные производными?

  5. У каких полных прилагательных набор окончаний особенный?

    • У качественных
    • У относительных
    • У притяжательных
  6. Изменяются ли прилагательные в полной форме по падежам?

  7. Для каких форм прилагательных характерна синтаксическая роль определения?

    • Для полных
    • Для кратких
  8. Все ли прилагательные изменяются по падежам?

    • Не все
  9. Все ли прилагательные изменяются по родам?

    • Не все
  10. Изменяются ли прилагательные в превосходной степени по падежам?

  11. Могут ли сравнительная или превосходная степени выражаться одним словом?

  12. Могут ли прилагательные переходить из одного разряда по значению в другой?

Правильные ответы:

  1. Качественные
  2. Для качественных
  3. У притяжательных
  4. Для полных
  5. Не все
  6. Не все

Вконтакте

На этом уроке вы расширите свои знания об именах прилагательных, узнаете о разрядах имен прилагательных по значению.

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын .

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными . Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый ), - качественные . Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый ) называются относительными . Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом - дом из дерева

Зимний день - день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей? , перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой? , перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка -

В земляную щелку.

По холодной росе -

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая? ). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая ).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожан ый.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый .

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на -о : строго .

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий .

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы -л -, например, беглый ; -ск -, например, людской ; -ин - - тополиный ; -ов - - ежовый ; -н- - лесной .

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов -ий - - лисий , -ов - - отцов , -ин - - мамин .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разрядах прилагательных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

2. Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс - бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле . (По В.Белову)