Основные признаки местного самоуправления в рф. Понятие и отличительные признаки местного самоуправления. территориально ограниченный выборный принцип

Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К ним он относит:

  • - различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
  • - разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграничении круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
  • - самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;
  • - территориально ограниченный выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

Таким образом, можно дать, на мой взгляд, более точное понятие местного самоуправления, что это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

В понятии местного самоуправления можно тоже выделить несколько основных элементов (признаков):

  • 1) содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках деятельности местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
  • 2) местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ подчеркивает, что структура органов местного самоуправления в основном определяется населением самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;
  • 3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
  • 4) местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);
  • 5) местное самоуправление осуществляется из интересов населения, а также из его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации -- отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

Одним из главных моментов в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Субъекты местного самоуправления

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов ТОС.

Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К ним он относит:

Различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

Разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграничении круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

Самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;

Территориально ограниченный выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Конституции РФ.

Таким образом, можно дать, на мой взгляд, более точное понятие местного самоуправления, что это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

В понятии местного самоуправления можно тоже выделить несколько основных элементов (признаков):

1) содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках деятельности местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

2) местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ подчеркивает, что структура органов местного самоуправления в основном определяется населением самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;

3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

4) местное самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);

5) местное самоуправление осуществляется из интересов населения, а также из его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации - отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

Одним из главных моментов в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Понятие, признаки и система органов местного самоуправления

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть не только непосредственно, но и через органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г.

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Значительная часть ученых-муниципалистов полагают, что должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать в качестве муниципального органа (например, глава муниципального образования). Такая точка зрения вытекает и из практики Конституционного Суда РФ, который указал, что понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими 1 См.: определение от 26 сентября 1996 г. «Об отказе в принятой к рассмотрению запроса Государственной думы Ярославской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». .

Орган местного самоуправления имеет определенные признаки:

создается и действует от имени соответствующего муниципального образования . В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому государственные органы (за отдельными исключениями) не участвуют в формировании органов местного самоуправления;

создается и действует на основе законов или других нормативно-правовых актов- в установленных ими формах и методами . Так, например, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

реализует полномочия по решению вопросов местного значения, совокупность которых составляет его компетенцию (с общетеоретической точки зрения - выполняет свойственные только ему задачи и функции, реализуя общие функции местного самоуправления). Такие полномочия закрепляет Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г., другие федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты:

характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью в структуре местного самоуправления . Каждый орган местного самоуправления в определенных рамках относительно самостоятелен и организационно обособлен. Некоторые органы местного самоуправления являются юридическими лицами. В соответствии с п. 2 ст. 41 названного Закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с ним и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Однако структурные подразделения таких органов местного самоуправления самостоятельностью не обладают (как и правами юридического лица), например, комиссии представительного органа муниципального образования.

Также данный признак подчеркивает различие между органами государства и органами местного самоуправления (хотя большинство признаков у них общие). В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (а значит, не являются частью общего государственного аппарата, а органы государственной власти не являются частью структуры органов местного самоуправления);

наделен властными полномочиями , т.е. его решения принимаются от имени муниципального образования, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой (в том числе государства). В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Данный признак позволяет отличать муниципальные органы (как и государственные) от учреждений и организаций, таковыми не являющихся. Например, учреждения здравоохранения, образования и науки (вузы, научно-исследовательские институты, школы и т.д.) властными полномочиями не обладают и не могут выносить общеобязательных решений (хотя должностные лица этих учреждений и организаций имеют некоторые властные полномочия).

Упорядоченная в соответствии с нормативными правовыми актами совокупность органов местного самоуправления составляет их систему. Она имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение.

В соответствии со ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, является наличие в структуре органов местного самоуправления:

  • представительного органа муниципального образования;
  • главы муниципального образования;
  • местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Другие органы местного самоуправления являются факультативными (например, контрольный орган местного самоуправления). Хотя принцип разделения властей, применяемый на государственном уровне, не в полной мере может быть реализован в местном самоуправлении, однако определенным образом все же себя проявляет.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

В п. 4 ст. 27 Закона СК «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» с учетом исторических и иных местных традиций устанавливаются следующие варианты наименования органов местного самоуправления поселения:

  1. представительный орган поселения - совет, дума;
  2. глава поселения - глава (наименование поселения), глава-мэр;
  3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация (наименование поселения).

Наименования органов местного самоуправления муниципальных районов установлены Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края» - представительные органы муниципальных районов первого созыва именуются советами соответствующих муниципальных районов; глава муниципального района Ставропольского края именуется главой соответствующего муниципального района; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) именуется администрацией соответствующего муниципального района.

В п. 2 ст. 10 Закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» указано, что органы местного самоуправления в муниципальных образованиях имеют наименования:

  1. представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание внутригородского муниципального образования в г. Москве;
  2. глава муниципального образования - руководитель внутригородского муниципального образования в г. Москве;
  3. исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет внутригородского муниципального образования в г. Москве.

Отдельно необходимо указать на правовое положение избирательной комиссии муниципального образования. В соответствии со ст. 39 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. При этом избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Это указывает на уникальное положение избирательных комиссий муниципального образования, которые занимают промежуточное положение между государственными органами и органами местного самоуправления.

Тем не менее, сложно назвать такое решение законодателя безупречным, так как в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, т.е. избирательная комиссия муниципального образования (исходя из формально-юридического смысла данного словосочетания) не может не быть органом местного самоуправления. На этот момент уже обращалось внимание в специальной литературе 2 Николенко (Белявская) М.С. Становление и развитие муниципального избирательного нрава и законодательства на примере совершенствования системы избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов // Бюллетень избирательной комиссии Ставропольского края. 2006. № 2. С. 52. . Однако в науке конституционного и муниципального права единого мнения по этому поводу не сложилось.

Классификация органов местного самоуправления возможна по различным основаниям.

В зависимости от способа формирования органы местного самоуправления подразделяются на выборные и создаваемые в ином порядке.

Выборные органы местного самоуправления образуются в результате муниципальных выборов, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пример - представительные органы местного самоуправления).

Создаваемые в ином порядке - например, в порядке назначения (глава местной администрации). Однако определенности и единообразия в наименовании способов формирования органов местного самоуправления в отечественном законодательстве нет.

В зависимости от способа функционирования и порядка принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы осуществляют деятельность, принимают решения и несут за них ответственность в коллективном порядке (представительный орган муниципального образования).

Единоначальные органы возглавляются должностным лицом, за которым остается право окончательного решения и ответственность за него (например, в местной администрации такое лицо - глава).

В зависимости от характера компетенции выделяются органы местного самоуправления общей и специальной компетенции.

В ведении органов общей компетенции находятся все вопросы местного значения данной муниципальной единицы. Это, например, представительный орган местного самоуправления и местная администрация.

Органы специальной компетенции занимаются вопросами, относящимися к какой-либо конкретной сфере. Это, например, контрольный орган местного самоуправления.

При изучении данной темы (как и многих других) учащимся необходимо учесть, что правовое регулирование положения органов местного самоуправления подвержено частым изменениям, поэтому им необходимо самостоятельно уточнять некоторые данные в соответствующих нормативных правовых актах.

За последние 200 лет местное самоуправление получило развитие во всем мире. Оно законодательно оформилось и накопило огромный опыт решения местных проблем. Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 г. В Европейской хартии дается следующее определение местного самоуправления:

«1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону» .

Из вышеприведенного определения вытекают сущностные характеристики местного самоуправления:

  • реальное народовластие, основанное на выборности местных органов, наделении их соответствующими ресурсами и правом самостоятельного распоряжения ими;
  • выполнение задач и функций в интересах населения, объединенного общими условиями проживания;
  • осуществление местных дел под свою ответственность;
  • неуклонное соблюдение законности, правовых норм;
  • доступность и открытость власти местному сообществу;
  • органы местного самоуправления призваны заниматься решением общих проблем жизнедеятельности населения в конкретном поселении, на определенной территории.

В действующем в настоящее время Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) приведено следующее определение местного самоуправления:

«Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций» (выделено нами. - Лет.).

Отличие этой формулировки от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии сделан акцент на деятельности органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж затем органы местного самоуправления. Однако на практике органы местного самоуправления в европейских и других демократических странах постоянно привлекают своих граждан к участию в обсуждении и решении местных дел через опросы, референдумы, собрания, другие формы выявления мнения населения, тогда как в России подобные традиции лишь формируются. Другая особенность определения местного самоуправления, данного в Европейской хартии, заключается в том, что в нем говорится не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, является главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 г. названной Хартии требует учета всех ее отправных положений.

Европейской хартией местного самоуправления установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Конституцией России (ст. 3) определено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Признание местного самоуправления как особой формы власти и как особого общественного института означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местной общины, местного сообщества - муниципальный интерес. Этот интерес состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания на территории. Имеется в виду, что местное сообщество (жители) и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества своей жизни, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами. Местное самоуправление изыскивает и привлекает для решения своих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы.

Из признания государством местного самоуправления вытекает признание важности, весомости, значимости местных (муниципальных) интересов в реализации государственной политики. В этом смысле местное самоуправление чрезвычайно выгодно и важно для государства. Оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Мировой и отечественный опыт констатирует, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного управления и самоуправления.

Руководство современной России неоднократно подчеркивало важность и значимость местного самоуправления для социально-экономического развития страны, для усиления контроля населения над властью.

Местное самоуправление действует на основе общих принципов. Принципы местного самоуправления - основополагающие идеи, отражающие сущностные признаки местного самоуправления, определяющие требования к его организации и деятельности органов местного самоуправления. К ним относятся:

  • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  • гласность деятельности местного самоуправления;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
  • государственная гарантия местного самоуправления.

Хотя указанные принципы кажутся очевидными, их соблюдение на практике сталкивается со значительными трудностями. Наибольшую сложность представляет обеспечение соответствия материально-финансовой базы местного самоуправления его полномочиям. Со стороны некоторых органов государственной власти субъектов РФ не изжиты привычки «командовать» местным самоуправлением. Не все органы местного самоуправления обеспечивают должный уровень гласности своей деятельности. Достижение соблюдения всех общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации - весьма сложная задача, решение которой требует времени и немалых усилий.

  • Европейская хартия местного самоуправления. Принята в Страсбурге в 1985 г. Русскаяверсия: Страсбург: Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990. Ст. 3. Ратифицированав 1998 г.