Какие страны зарубежной европы проповедуют православие. В каких странах мира православие является официальной религией

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. ortodoxia - православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства - восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название «православная» закрепилось за Восточной церковью.

Считается, что православие возникло в 33 среди греков, живших в Иерусалиме. Основателем его был сам Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства.

Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры - Апостольский и Афанасьевский православием не отвергаются, однако считается, что они покрываются Никео-Цареградским символом. Этот символ состоит из 12 членов и особенно подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и образовывались ереси. Принятая на I и II Вселенских соборах формула у православных не изменялась и сохранилась в первоначальном виде. Она такова: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаювоскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящён Богу Отцу, который сотворил весь существующий мир. Со второго по седьмой члены символа веры посвящены Сыну Божьему - Иисусу Христу. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Они ждут второго пришествия Иисуса Христа (когда же оно будет, известно только Богу) и установления на Земле Царства Божьего. Восьмой член символа веры посвящён Святому Духу, который, согласно православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры говорится о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви - Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру. Приобщение к Церкви происходит через крещение - этому посвящён десятый член символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также 6 других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры говорится о вере в воскресение из мёртвых и в вечную жизнь.

На II Вселенском соборе было решено впредь не вносить в символ веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру.

Православные верят в посмертное воздаяние - рай и ад.

Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.

В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются так называемые евангельские таинства - крещение и причащение - как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение - это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство - это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам.

Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами. Это освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т. д., погребение, пострижение в монашество (два последних действия в раннем христианстве считались таинствами).

Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов»,21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Священное Предание в широком смысле слова - это живая память Церкви, это сохранение Церковью своего учения разными способами. В этом смысле и Библия (Cвященное Писание) может рассматриваться как часть Священного Предания. В более же узком смысле Священное Предание понимается как постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви II-VIII вв. Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680), II Никейский (787).

По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Подчёркивается, что сила этой иерархии заключается в её непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. У православных практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на чёрное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Белые священники до принятия сана имеют право жениться, чёрное же духовенство даёт обет безбрачия. Большинство православных таинств могут совершать как архиереи, так и иереи. Таинство священства совершают только архиереи, причём по сложившейся традиции при поставлении епископов рукополагающих архиереев должно бытьне менее двух (хотя в истории православия были исключения из этого правила). Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин (мужчина или женщина, исповедующие христианство).

В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами.

У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т. д.

В православии кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. В настоящее время у православных совершаются литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Чин литургии состоит из трёх частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещёные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам.

Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением (музыкальные инструменты в богослужении не используются, так как считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками).

У православных нет жёсткой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии , Американская. Кроме того, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской православной церкви, Финляндская - от Константинопольской, Японская - от Русской. В последнее время значительную автономию получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) объявили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Имеются также православные церковные организации, не признающие руководства ни одной автокефальной церкви, хотя и не претендующие на автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, которая отделилась от Русской православной церкви.

У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые продолжают пользоваться в церковной жизни юлианским календарём. Наиболее многочисленны группы сторонников старого календаря в Греции . Юлианский календарь сохранён и в пользующихся автономией монастырях Афона (Греция), насельники которых особенно последовательно выступают против перехода на григорианский календарь.

Из-за того что в разных православных церквах приняты разные календари, отмечаемые в них праздники, хотя в своей основе идентичны, приходятся на разные дни.

Самым большим праздником у православных считается Пасха - «праздников праздник». Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К двунадесятым праздникам относятся Рождество Христово (отмечается 25 декабря в церквах, принявших григорианский календарь, и 7 января по новому стилю в церквах, сохранивших юлианский календарь), Крещение Господне, или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).

Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы, праздник апостолов Петра и Павла, дни памяти некоторых святых, например Николая Угодника, Великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В каждой поместной церкви имеются свои особо почитаемые святые. Многие большие праздники предшествуются у православных предпразднествами. Перед некоторыми праздниками (Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла) соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой. Существуют и однодневные посты.

Общая численность православных в 1996З - 182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России - по разным оценкам,70-80 млн. Православные живут также на Украине (около 30 млн.), в Румынии (20 млн.), Греции (9,5 млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Югославии - Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (свыше 550 тыс.), Польше (800 тыс.), Хорватии (700 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (440 тыс.), Эстонии (300 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Латвии (около 400 тыс.), Литве (150 тыс.), Швеции (около 75 тыс.), Австрии (70 тыс.), Швейцарии (70 тыс.), Финляндии (56 тыс.), Бельгии (53 тыс.), Италии (36 тыс.), Словакии (34 тыс.), Венгрии (30 тыс.), Чехии (около 75 тыс.). В России православие исповедует прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживается также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считается большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками традиционных верований. Православную веру исповедует и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

На Украине православия придерживаются кроме большинства украинцев живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В

Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.

Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.

Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.

10. Грузия (3,8 млн.)


Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.

Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.

9. Египет (3,9 млн.)


Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия - Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.

8. Белоруссия (5,9 млн.)


Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.

7. Болгария (6,2 млн.)


Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.

6. Сербия (6,7 млн.)


Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.

Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.

5. Греция (10 млн.)


Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета - греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.

4. Румыния (19 млн.)


Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).

Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.

3. Украина (35 млн.)


В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.

Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.

2. Эфиопия (36 млн.)


Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.

1. Россия (101 млн.)


Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, - это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.

Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.

В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.

Православие распространилось в Западной Европе, прежде всего, вследствие массовой эмиграции, пришедшейся на период между двумя мировыми войнами. Речь идет, во-первых, о 2,1 миллионах человек, эмигрировавших из России после революции 1917 года: из них немало уехало в Америку, но многие обосновались и в Европе (во Франции, Германии, Великобритании). Во-вторых, после гибели Малоазийской Греции (1922-1923) здесь появились также эмигранты-греки. Приток православных продолжался и после Второй мировой войны: из-за «железного занавеса» в Европу накатила новая волна эмиграции. Затем, в 1960-70-х годах появились эмигранты из Сирии и Ливана, наконец, новый приток эмигрантов из Румынии и Сербии (а также из России и с Украины) последовал за падением Берлинской стены и распадом Югославии.

К православным-эмигрантам прибавились и коренные европейцы, открывшие для себя духовные сокровища православия благодаря общению с эмигрантам. К таким обратившимся в православие относятся, теологи Оливье Клеман и Элизабет Бер-Сижель. Многие потомки эмигрантов во втором, третьем, четвертом поколении сами стали европейцами, и лишь вера связывает их с родной культурой.

О церковном устройстве в Православии
Каждая православная община за рубежом остается в юрисдикции своего «родного» патриархата (арабы - Антиохийского, греки - Константинопольского, русские - Московского и т.д.). Такая ситуация вступает в противоречие с принципом церковного устройства, согласно которому в одной епархии не может быть больше одного епископа: в Европе на одной территории сосуществует множество православных юрисдикций (см. статистику ниже). Только в Париже насчитывается шесть православных епископов!

Вместе с тем, уже с 1930-х годов православные Европы осознали, что их эмиграция - явление не кратковременное и что Восточной Церкви необходимо явить на Западе свое деятельное присутствие. Появилась идея создания поместной Православной Церкви. Однако только в 1960-х годах было организовано Православное братство в Западной Европе, поставившее себе целью «трудиться ради единства православных, независимо от их национальности и юрисдикции, привносить православную веру в существующее общество».

С тех пор в жизни православных на Западе произошли значительные изменения. Так, в 1967 году во Франции был создан Православный межъепископский комитет, в 1997 году ставший Ассамблеей православных епископов Франции. Посредством этого органа (и органов, созданных по его образцу в других странах) осуществляется взаимодействие между различными юрисдикциями.

Однако окончательное решение по православной диаспоре по-прежнему остается далекой перспективой: оно должно быть принято Всеправославным собором, о созыве которого говорят еще с 1960-х годов.... В октябре прошлого года на совещании (по-гречески «синаксисе») в Стамбуле предстоятели православных Церквей заявили, что желают «скорейшего исправления всех канонических аномалий, вызванных в так называемой православной диаспоре историческими обстоятельствами и пастырскими нуждами, и преодоления всех влияний, чуждых православной экклезиологии». Для обсуждения этого крайне сложного вопроса планируется провести две встречи на острове Родос, в мае и октябре текущего года.

Что мешает объединению?
В то время как православные на Западе все больше стремятся к созданию поместной Церкви, на родине у них идет сложный период восстановления после коммунистического режима (в славянских странах) или же сохраняется тяжелая политическая ситуация (на Ближнем Востоке). А потому у православных Церквей есть более насущные проблемы, чем организация европейской диаспоры. Зачастую Церкви-матери не готовы к отделению своих зарубежных общин. Как сказал один французский православный: «Такие патриархаты, как Константинопольский существует лишь благодаря диаспоре. И если ее отнять, что же вообще останется в этом патриархате?».

Кроме того, рост эмиграции побуждает Церкви некоторых стран (например, румынскую, сербскую и русскую) укреплять свои юрисдикции на Западе. Как объясняет Николя Бер, глава Православного братства, эти Церкви «не хотят утратить контакта с эмигрантами. Перед нами стоит вопрос, - продолжает Бер, - как создать поместную Церковь, не оборвав при этом связей с каждой Церковью-матерью». В то же время новые эмигранты (общины которых нередко возглавляют высокообразованные священники) сами начинают включаться в ситуацию и задаваться вопросом о поместной Православной Церкви.

Наконец, есть еще одна трудность: отношения с Католической Церковью. Московский патриархат весьма неодобрительно отнесся к восстановлению в России католической иерархии. По словам Николя Бера, «новый Патриарх Кирилл воспринимает Папу как патриарха Запада, не желающего придания официального статуса православной организации, которая противостоит ему в диалоге». По сути дела, принцип «в одном городе - один епископ», подразумевающий недопустимость существования католических юрисдикций на «канонических православных территориях», может быть обращен против самих православных при их попытках создать свою организацию на Западе. В то же время, многие православные воспринимают создание поместной Церкви в Европе лишь как переходный этап на пути к чаемому воссоединению католиков и православных - как на Западе, так и на Востоке.

Николя Сенез

Православные общины в Европе

Статистика
Точных данных о количестве православных в Западной Европе не существует, различные оценки расходятся.

Ниже приводятся данные об общем числе православных (без учета юрисдикции) в отдельных странах:

Германия - около 1,2 млн.
Франция - от 300 до 500 тыс., в их числе значительная интеллектуальная прослойка, например, выпускники Свято-Сергиевского института в Париже
Италия - от 200 до 600 тыс.
Великобритания - от 250 до 300 тыс.
Швейцария - 132 тыс.
Бельгия - от 70 до 80 тыс.
Швеция - от 50 до 60 тыс.
Нидерланды - 20 тыс.

Юрисдикции

В Западной Европе имеют свои юрисдикции 6 патриархатов:

Константинопольский Вселенский патриархат (к нему принадлежат греки и те русские, которые отделились от Московского патриархата в 1930 году),
Антиохийский патриархат (арабы),
Московский патриархат (русские, в том числе члены Русской Православной Церкви Заграницей, отделившейся от Москвы в 1920 году и воссоединившейся с ней в 2007-м),
Сербский патриархат (сербы),
Румынский патриархат (румыны),
Болгарский патриархат (болгары),
Грузинская Церковь
Православные Церкви и Евросоюз

Рост Евросоюза привел к тому, что в него вошли страны с традиционно православным населением. Таким образом, в рамках ЕС оказались:

Элладская Православная Церковь (с 1981 г.),
Константинопольский Патриархат, имеющий юрисдикцию над епархиями Крита и Родоса (с 1981 года),
Финляндская автономная Церковь (с 1995 г.),
Кипрская, Чехословацкая и Польская Церкви, Московский патриархат (епархии в Латвии и Литве), Эстонская автономная Церковь (с 2004 г.),
Румынский и Болгарский патриархаты (с 2007 г.)

В России хорошо знают Европу туризма и Европу шопинга, но, к сожалению, мало знают Европу паломничества. Это святыни, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, мощи угодников Божиих, места, где кровью мучеников утверждалось христианство... По сути, Европа - это пространство, в котором разворачивалась ранняя история нашей Церкви.

Паломниками называли людей, которые отправлялись в пешее путешествие к местам, связанным с земной жизнью Спасителя, или к великим святыням, или в монастыри, - по различным маршрутам, но неизменно с одной целью - приблизиться сердцем ко Христу. Был обычай отправляться в паломничество, если на душе есть тяжесть от совершённого греха - и есть потребность очистить душу, принести покаяние.

Мы хотели бы отметить три важных момента: Господь дает нам возможность соприкоснуться со святынями - зримыми частицами того, что, по сути, этому миру уже не принадлежит.(в Собор Парижской Богоматери стекаются сотни людей, чтобы помолиться у Тернового Венца Спасителя, который был на Его Главе, спустя почти две тысячи лет, он является доказательством страданий Господа за нас. В Кафедральном соборе французского города Шартр хранится Плат Пресвятой Богородицы, а в немецком городе Ахене хранят пелены, в которые укутали новорожденного Богомладенца. Во французском городе Амьен открыто почивает лицевая часть Главы Крестителя Господня Иоанна).

Во-вторых, в Европе очень гостеприимны к паломникам из России: святынь на Западе много, но здесь не сохранилась традиция столь глубокого их почитания, как в Русской Православной Церкви. К ним не прикладываются, у них редко служат молебны. Приезды наших паломников дают пример иного, более теплого, трепетного отношения к реликвии.

Места, которые посещают паломники - это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. Здесь рассказывается о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная ее составляющая - одна их самых сложных тем в паломнических турах.

Святыни Австрии: Вена - собор во имя Св. Первомученика Стефана, «Венский Грааль» (Святая Чаша, вывезенная из Константинополя).

Святыни Болгарии: Рильский монастырь - мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь - чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом - комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни Германии: Кельн - мощи Святых Волхвов (Кёльнский кафедральный собор), Трир - Хитон Иисуса и мощи Св. Равноапостольной царицы Елены (кафедральный собор во имя Св. Петра).

Святыни Франции: Амьена - мощи Св. пророка Предтечи и Иоанна Крестителя, Париж - мощи Св.Диониса Ареопогита и святой Марии Магдалины, Терновый Венец Спасителя. Марсель - аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс - кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.

Святыни Испании: Валенсия - Святая Чаша (Чаша Грааля) в Кафедральном Соборе. Эскориал - дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» — уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых. Сантьяго-де-Компостела - Кафедральный Собор с мощами Святого Апостола Иакова Заведеева.

Святыни Кипра: Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан. К Священным местам Кипра относят монастырь Пресвятой Богородицы (11 век). Здесь в иконостасе соборного храма находится чудотворный образ Богоматери Милостивой (Киккотиссы), который, согласно преданию, был написан евангелистом Лукой ещё при жизни Божьей Матери. Сейчас этот монастырь является основой всей греческой культуры на Кипре.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Черногории: Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог - мощи святого Василия Острожского.

Святыни Чехии: Прага - мощи Вячеслава Пражского и Людмилы.

Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН (Алфеев). Православие в новой Европе: проблемы и перспективы

В сознании многих людей Европа связывается преимущественно с католической и протестантской традициями. В последнее время к ним прибавился еще ислам, который стал объектом пристального внимания средств массовой информации, пытающихся предугадать последствия роста сторонников этой религии в странах Европы. О православии же и его роли в формировании европейской идентичности задумываются и говорят мало. Даже сам термин «orthodox» у многих скорее ассоциируется с иудаизмом, чем с христианством.

Между тем, православное христианство на протяжении веков составляло и продолжает составлять неотъемлемую часть европейской идентичности. Это подтверждается как количеством православных верующих, проживающих в странах Старого Света, так и тем вкладом, который православное христианство вносило и продолжает вносить в развитие европейской культуры и духовности.

Статистика
В мире существует пятнадцать автокефальных Поместных Православных Церквей, численность членов которых составляет, по некоторым данным, приблизительно 226.500.000. Из них три (Александрийская, Иерусалимская и Американская) не представлены на территории Европы. Они, однако, составляют лишь 6 процентов от общего числа православных во всем мире. Остальные же 94 процента - 209.000.000 - проживают в Европе. К православной традиции принадлежит большинство верующих одиннадцати европейских стран: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории, Греции, Кипра, Македонии и Грузии. Во многих других странах Европы - в частности, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Албании - православные составляют значительное по численности меньшинство.

Наибольшее количество православных верующих проживает на территории Восточной Европы. Из западноевропейских стран православными являются две - Греция и Кипр. Впрочем, и в тех странах Западной Европы, которые не принадлежат к православной традиции, проживает не менее двух миллионов православных верующих.

Структура Православной Церкви
На Западе бытует мнение, согласно которому Православная Церковь в структурном отношении составляет некий восточный аналог Католической Церкви.

Соответственно, Патриарх Константинопольский воспринимается как аналог Папы Римского, или как «восточный папа». Между тем, Православная Церковь никогда не имела единого главы: она всегда состояла из автокефальных Поместных Церквей, находящихся в молитвенно-каноническом общении одна с другой, однако лишенных какой-либо административной зависимости одна от другой. Константинопольский Патриарх традиционно считается первым по чести среди 15 глав автокефальных Поместных Церквей. До 1054 года правом первенства во Вселенской Церкви пользовался епископ Рима, тогда как епископ «Второго Рима» (Константинополя) занимал второе место в диптихе. После разделения Церквей первое место в православном мире перешло к Константинопольскому Патриарху, которому с византийских времен усвоен титул «Вселенского&! raquo;, не имеющий, впрочем, никаких административных импликаций и не указывающий на какую-либо вселенскую юрисдикцию. Некоторые западные средства массовой информации называют Константинопольского Патриарха «духовным лидером 300-миллионного православного населения планеты», однако для такого названия нет достаточных оснований. У православного населения планеты, в отличие от католического, нет единого духовного лидера: для членов каждой Поместной Церкви духовным лидером является ее предстоятель. Так например, для 160-миллионной Русской Православной Церкви духовным лидером является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Отсутствие единого административного центра в Православной Церкви обусловлено как историческими, так и богословскими причинами. Исторически это связано с тем, что ни один из предстоятелей Поместных Православных Церквей ни в византийскую, ни в послевизантийскую эпоху не обладал такими же правами, какими на Западе обладал Папа Римский. Богословски же отсутствие единого главы объясняется принципом соборности, который действует в Православной Церкви на всех уровнях. Данный принцип предполагает, в частности, что каждый архиерей управляет епархией не самостоятельно, а в согласии с клиром и мирянами. В соответствии с тем же принципом предстоятель Поместной Церкви, будучи, как правило, председателем Архиерейского Синода, управляет Церковью не единолично, а в сотрудничестве с Синодом.

Впрочем, отсутствие единой административной системы в Православной Церкви имеет и свои отрицательные стороны. Одной из порождаемых им проблем является невозможность апелляции к высшей инстанции во всех случаях, когда возникает конфликт между двумя Поместными Церквами.

Другой проблемой, порождаемой отсутствием единого административного центра в Православной Церкви, является невозможность урегулировать разногласия между Церквами по вопросу о пастырском окормлении так называемой «диаспоры» - православного рассеяния. Суть проблемы заключается в следующем. Основываясь на 28-м правиле Халкидонского собора, предоставляющем епископу «нового Рима» право поставления епископов для «варварских земель», Константинопольский Патриархат претендует на право церковной юрисдикции над теми странами, которые не принадлежат к православной традиции. Другие Поместные Церкви, однако, имеют свои дисапоры в Европе и за ее пределами. Так например, русское рассеяние включает сотни тысяч православных верующих, из которых большинство принадлежит Московскому Патриархату. Помимо русской и греческой диаспор, в Европе имеются также сербская, румынская и болгарская диаспоры, каждая из которых окормляется архиереями и кл! ириками своих Поместных Церквей.
Вопрос пастырского окормления диаспоры может быть решен лишь Всеправославным Собором. Подготовка к такому Собору велась достаточно интенсивно на протяжении тридцати лет (начиная с 1960-х и вплоть до начала 1990-х годов), однако в настоящий момент приостановлена из-за разногласий между Церквами. Хочется надеяться, что Всеправославный Собор все-таки состоится и что вопрос пастырского окормления диаспоры будет решен к взаимному согласию Православных Церквей.

Церковные расколы
Наряду с канонической (т.е. законной) Православной Церковью, в мире существует немало альтернативных структур, именующих себя православными. На церковном языке эти структуры называются «раскольничьими». В настоящий момент наиболее многочисленными альтернативными канонической Православной Церкви структурами являются так называемые «старостильники» в Греции и «филаретовцы» на Украине. Значительно менее многочисленными являются украинские «автокефалисты». Отдельного упоминания заслуживают церковный раскол в Болгарии и продолжающееся вот уже восемьдесят лет разделение в среде верующих Русской Православной Церкви в рассеянии.

Понятие «раскол» отсутствует в современном политическом лексиконе, так же как и понятия «каноничности» или «неканоничности» применительно к той или иной Церкви. Светское государство (а таковыми являются все государства Европы) в большинстве случаев не делает различия между каноническими и неканоническими Церквами, давая тем и другим равные права на существование и предоставляя возможность самим Церквам решать свои внутренние проблемы.

В то же время в новейшей истории Европы имели место случаи прямой поддержки раскольников светскими властями. Так например, «филаретовский» раскол на Украине был поддержан тогдашним президентом республики Л. Кравчуком, что позволило расколу набрать значительные обороты. Болгарские раскольники в начале 1990-х годов также были поддержаны тогдашними властями Болгарии. И в том и в другом случае поддержка раскола светскими властями имела самые пагубные последствия для развития религиозной ситуации. На Украине она продолжает оставаться крайне напряженной. В Болгарии, напротив, раскол был фактически преодолен благодаря, во-первых, прекращению поддержки со стороны светских властей, а во-вторых, слаженным действиям Поместных Православных Церквей, представители которых на Соборе в Софии в 1998 году убедили раскольников принести покаяние и вернуться в лоно канонической Церкви.

Насколько вредным является прямое вмешательство государства во внутренние проблемы Церквей и насколько пагубной является поддержка государством того или иного раскола, настолько же полезным и эффективным может быть выступление государства в роли независимого и незаинтересованного посредника между двумя сторонами межцерковного конфликта. Так например, в ходе визита в США в октябре 2003 года Президент России В. Путин передал главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Лавру приглашение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетить Россию для обсуждения вопроса о преодолении раскола, происшедшего в 1920-е годы по сугубо политическим причинам. Подобные приглашения к диалогу поступали в адрес руководства Зарубежной Церкви и ранее, однако оставались без ответа. В данном же случае приглашение было с благодарностью принято. 18-19 ноября Москву посетила официальная делегация Зарубежной Церкви, которая встречалась со Святейшим Патриар! хом и другими ведущими иерархами Московского Патриархата, а в мае 2004 года в Москву для официальных переговоров о воссоединении прибыл глава Зарубежной Церкви митрополит Лавр. 22 июня 2004 года началась работа совместной комиссии по преодолению существующих разногласий между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. Подобный прогресс казался немыслимым еще несколько лет назад. Хочется надеяться на то, что переговоры приведут к полному восстановлению евхаристического общения между двумя «ветвями» Русской Церкви.

Православие и расширение Евросоюза
В настоящий момент новые возможности открываются для Православной Церкви в связи с расширением Европейского Союза. До этого времени в составе Союза находилось лишь одно православное государство - Греция, которую С. Хантингтон в своей нашумевшей книге «Конфликт цивилизаций» охарактеризовал как «аномалию», как «православного аутсайдера среди западных организаций». С расширением ЕС Православие перестанет быть в нем аутсайдером, так как членами Союза станут еще три страны православной традиции: Румыния, Болгария и Кипр. Кроме того, в состав Союза войдут страны с значительной православной диаспорой, такие как Польша, Эстония, Латвия, Литва, Словакия. Все это укрепит позиции Православия на территории Евросоюза и существенно расширит возможности православного свидетельства в новой Европе. После вхождения в состав Союза перечисленных стран число православных общин, находящихся на его территории, будет исчисляться десятками тысяч! , а число верующих - десятками миллионов. В дальнейшей (пусть и весьма отдаленной) перспективе возможно вступление в Евросоюз еще ряда православных государств, таких как Украина, Молдова, Грузия, Армения, Сербия и Албания.

Представляется важным, чтобы уже сейчас, когда идентичность новой Европы еще только формируется, когда создаются законодательные документы, которые будут определять лицо Европейского Союза, православные принимали активное участие в диалоге с европейскими политическими структурами. Важно избежать монополии одной мировоззренческой системы, которая бы диктовала условия всем жителям ЕС, в том числе и принадлежащим к традиционным религиозным конфессиям.

В настоящее время существует реальная угроза того, что западная либеральная идеология будет в объединенной Европе объявлена единственной легитимной моделью общественного устройства. Эта идеология не предполагает активного участия церквей и религиозных объединений в общественной и политической жизни. Религия воспринимается ею как сугубо частное дело отдельных индивидуумов, которое никак не должно сказываться на их поведении в обществе. Такое понимание, однако, противоречит миссионерскому императиву большинства религий, в том числе, разумеется, и христианства. Христос создавал Церковь не только для «келейного употребления», но и для того, чтобы ее члены могли быть активными членами общества, защищая в нем традиционные духовно-нравственные ценности. Поэтому необходим постоянный диалог между религией и секулярным миром. В этом диалоге не последнюю роль может сыграть Православная Церковь.

Очень важно, чтобы за церквами и религиозными объединениями было закреплено право устраивать свою жизнь в соответствии со своими традициями и уставами, даже если последние входят в противоречие с западными либеральными стандартами. Недопустимо навязывание религиозным общинам секулярных норм. Так например, если та или иная церковь не признает женского священства, к ней не должны применяться какие-либо санкции, имеющие целью изменить ее традиционную позицию. Если церковь осуждает «однополый брак» как греховный и противоречащий Священному Писанию, эту церковь не следует обвинять в отсутствии толерантности и разжигании вражды. Если церковь выступает против абортов или эвтаназии, она не должна подвергаться обструкции как отсталая и противящаяся прогрессу. Существует много других областей, в которых позиции традиционных церквей (в первую очередь, Православной и Католической) будут отличаться от западных либеральных стандартов, и во всех этих областях! должно быть обеспечено право церквей на сохранение и проповедь традиционных для них ценностей.

Чтобы не быть голословным, приведу в пример дискуссию, которая разгорелась в православном мире после того, как в январе 2003 года Европарламент проголосовал за отмену запрета на посещение женщинами Святой Горы Афон - полуавтономной монашеской республики на севере Греции, куда нога женщины не ступала в течение тысячи лет. Данный запрет, согласно резолюции Европарламента, нарушает «универсально признанный принцип равенства полов», а также законы, касающиеся свободного перемещения всех граждан ЕС на его территории. Комментируя позицию Европарламента, греческий министр культуры Е. Венизелос сравнил статус Афона со статусом Ватикана, отметив, что последний, будучи членов Совета Европы, представлен в нем исключительно мужчинами. «Запрет на посещение женщинами Афона и административные правила Католической Церкви, так же как и правила других церквей и все подобные вопросы являются элементами традиции, которую ЕС должно воспринимать с толерантност! ью и плюралистическим отношением, характерным для европейской цивилизации», - подчеркнул Венизелос.

Русская Православная Церковь с интересом наблюдает за развитием «европейского проекта» и через свое брюссельское Представительство при ЕС принимает в нем активное участие. Будучи сверхнациональной Церковью, представленной на территории Евросоюза несколькими епархиями, сотнями приходов и сотнями тысяч верующих, Московский Патриархат придает большое значение процессу европейской интеграции, который, по нашему мнению, должен привести к созданию многополярной Европы, где будут уважаться права религиозных общин. Только в этом случае Европа станет подлинным домом для церквей и религиозных объединений, в том числе и для Православной Церкви.

Насколько хорошо вы знаете свою веру, её традиции и святых, а также положение православной Церкви в современном мире? Проверьте себя, прочтя ТОП-50 интересных фактов о Православии!

Представляем вашему вниманию первую часть нашего собрания интересных фактов.

1. Почему «Православие»?

Правосла́вие (Калька с греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

2. Во что верят православные?

Православные христиане верят в единого Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, имеющего единую сущность, но при этом три ипостаси.

Православные христиане, исповедуя веру в Святую Троицу, основывают её на Никео-Цареградском символе веры без добавлений и искажений и на догматах веры, установленных собраниями епископов на семи Вселенских соборах.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39 ). Где нет Духа, там нет Православия», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

3. Как организована Православная Церковь?

Сегодня она разделена на 15 автокефальных (полностью самостоятельных) Поместных Православных Церквей, имеющих между собой взаимное евхаристическое общение и составляющих единое тело Церкви, основанной Спасителем. При этом, основателем и главой Церкви является Господь Иисус Христос.

4. Когда появилось Православие?

В I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

5. Вселенские соборы и Всеправославный собор

В конце июня 2016 года должен состояться Всеправославный собор. Некторорые ошибочно именуют его Восьмым Вселенским собором, но это не так. На Вселенских соборах всегда разбирались значимые ереси, угрожавшие существованию Церкви, чего сейчас не планируется.

Кроме того, Восьмой Вселенский собор уже состоялся — в Константинополе в 879 году при патриархе Фотии. Однако, так как Девятого Вселенского собора не состоялось (а Вселенским предыдущий собор традиционно объявляется последующим Вселенским собором), то на данный момент Вселенских соборов официально насчитывается семь.

6. Женское духовенство

В Православии невозможно представить женщину диаконом, священником или епископом. Это не связано с дискриминацией или неуважением к женщине (примером тому — Богородица, почитаемая превыше всех святых). Дело в том, что священник или епископ на богослужении представляет собой образ Господа Иисуса Христа, а он вочеловечился и прожил свою земную жизнь мужчиной, именно поэтому его не может представлять женщина.

Известные же в Древней Церкви диакониссы — это не женщины-диаконы, а катехизаторши, беседовавшие с людьми перед Крещением и выполнявшие другие функции церковнослужителей.

7. Численность православных

Данные середины 2015 года свидетельствуют, что в мире 2 419 миллионов христиан, из которых 267-314 миллионов относят к Православию.

На самом деле, если отнять 17 миллионов раскольников различного толка и 70 миллионов членов Древних Восточных Церквей (не принимающих постановлений одного или ескольких Вселенских соборов), то строго православными можно считать 180-227 миллионов человек по всему миру.

8. Какие существуют Православные Церкви?

Поместных Православных Церквей пятнадцать:

  • Константинопольский Патриархат
  • Александрийский Патриархат
  • Антиохийский Патриархат
  • Иерусалимский Патриархат
  • Московский Патриархат
  • Сербский Патриархат
  • Румынский Патриархат
  • Болгарский Патриархат
  • Грузинский Патриархат
  • Кипрская Православная Церковь
  • Греческая Православная Церковь
  • Польская Православная Церковь
  • Албанская Православная Церковь
  • Чехословацкая Православная Церковь
  • Православная Церковь Америки

В составе Поместных существуют также Автономные Церкви с различной степенью самостоятельности:

  • Синайская Православная Церковь ИП
  • Финская Православная Церковь КП
  • Японская Православная Церковь МП
  • Китайская Православная Церковь МП
  • Украинская Православная Церковь МП
  • Охридская архиепископия СП

9. Пять крупнейших Православных Церквей

Самая крупная Православная Церковь в мире — Русская, насчитывающая 90-120 миллионов верующих. Следующие по численности четыре Церкви в порядке убывания:

Румынская, Элладская, Сербская и Болгарская.

10. Самые православные государства

Самое православное государство в мире — это… Южная Осетия! В ней к Православию себя относят 99% населения (50 с лишним тысяч человек из 51 с лишним тысячи населения).

Россия, в процентном отношении, не входит даже в первую десятку и замыкает дюжину самых православных государств мира:

Греция (98%), Приднестровская Молдавская Республика (96,4%), Молдавия (93,3%), Сербия (87,6%), Болгария (85,7%), Румыния (81,9%), Грузия(78,1%), Черногория (75,6%), Украина (74,7%), Белоруссия (74,6%), Россия (72,5%).

11. Крупные православные общины

В некоторых «нетрадиционных» для Православия странах имеются очень большие православные общины.

Так, в США это 5 миллионов человек, в Канаде 680 тысяч, в Мексике 400 тысяч, в Бразилии 180 тысяч, в Аргентине 140 тысяч, в Чили 70 тысяч, в Швеции 94 тысяч, в Бельгии 80 тысяч, в Австрии 452 тысячи, в Великобритании 450 тысяч, в Германии 1,5 миллиона, во Франции 240 тысяч, в Испании 60 тысяч, В Италии 1 миллион, 200 тысяч в Хорватии, 40 тысяч в Иордании, 30 тысяч в Японии, по 1 миллиону православных — в Камеруне, Демократической Республике Конго и Кении, 1,5 миллиона в Уганде, более 40 тысяч в Танзании и 100 тысяч в ЮАР, а также 66 тысяч в Новой Зеландии и более 620 тысяч в Австралии.

12. Государственная религия

В Румынии и Греции Православие является государственной религией, в школах преподаётся Закон Божий, а жалованье священникам выплачивается из государственного бюджета.

13. Во всём мире

Христианство — единственная религия, представленная во всех 232 странах мира. Православие представлено в 137 странах мира.

14. Мученичество

За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке. По некоторым сведениям, в XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.

15. «Городская» религия

Христианство изначально распространялось именно по городам Римской империи, приходя в сельские окрестности спустя 30-50 лет.

Сегодня большинство христиан (64%) также проживают в городах.

16. «Религия книги»

Основные вероучительные истины и предания христиан записаны в Библии. Соответственно, чтобы стать христианином, необходимо было овладеть грамотой.

Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём.

Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин — эта доля 88% от общей численности, а для женщин — 81%.

17. Удивительный Ливан

Страна, в которой около 60% жителей мусульмане, а 40% — христиане, уже более тысячи лет обходится без религиозных конфликтов.

По Конституции, в Ливане свой особый политический строй — конфессионализм, и от каждой конфессии в местном парламенте всегда присутствует строго оговоренное число депутатов. Президентом Ливана всегда должен быть христианин, а премьер-министром — мусульманин.

18. Православное имя Инна

Имя Инна изначально было мужским. Его носил ученик апостола Андрея Первозванного - христианский проповедник 2 века, вместе с проповедниками Риммой и Пинной жестоко убитый языческим правителем Скифии и получивший статус мученика. Однако, попав к славянам, имя постепенно трансформировалось в женское.

19. Первый век

К концу I века христианство распространилось по всей территории Римской империи и даже перешагнуло её границы (Эфиопия, Персия), а численность верующих достигла 800 000 человек.

К этому же периоду были записаны все четыре канонических Евангелия, а христиане получили своё самоназвание, впервые прозвучавшее в Антиохии.

20. Армения

Первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения. Святой Григорий Просветитель принёс христианскую веру в эту страну из Византии, в начале IV века. Григорий не только проповедовал в странах Кавказа, но и придумал азбуки для армянского и грузинского языков.

21. Стрельба ракетами — самая православная игра

Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетное противостояние между двумя церквями. Цель их прихожан - поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.

22. Откуда на православном кресте полумесяц?

Некоторые ошибочно считают, что он появился в период христиано-мусульманских войн. Якобы, «крест побеждает полумесяц».

На самом деле — это древнехристианский символ якоря — надёжной опоры в бурном море житейских страстей. Кресты-якоря встречаются ещё в первые века христианства, когда об исламе не слышал ещё ни один человек на Земле.

23. Самый большой колокол в мире

В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн), а в 1668 году он был поднят на звонницу в Кремле.

По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тонн, требовалось не менее 40 человек.

Звонил чудо-колокол до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

24. Изображение Бога Отца

Изображение Бога Отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что Бога «никтоже виде когда во плоти». Тем не менее, существует довольно много иконописных изображений, где Бог Отец представлен в виде благообразного старца с треугольным нимбом.

В истории литературы было немало произведений, которые становились мировыми бестселлерами, интерес к которым держался годами. Но проходило время, и интерес к ним пропадал.

А Библия без всякой рекламы пользуется популярностью на протяжении почти 2000 лет, являясь на сегодня бестселлером № 1. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Между тем, православное христианство на протяжении веков составляло и продолжает составлять неотъемлемую часть европейской идентичности. Это подтверждается как количеством православных верующих, проживающих в странах Старого Света, так и тем вкладом, который православное христианство вносило и продолжает вносить в развитие европейской культуры и духовности.

Статистика
В мире существует пятнадцать автокефальных Поместных Православных Церквей, численность членов которых составляет, по некоторым данным, приблизительно 226.500.000. Из них три (Александрийская, Иерусалимская и Американская) не представлены на территории Европы. Они, однако, составляют лишь 6 процентов от общего числа православных во всем мире. Остальные же 94 процента - 209.000.000 - проживают в Европе. К православной традиции принадлежит большинство верующих одиннадцати европейских стран: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории, Греции, Кипра, Македонии и Грузии. Во многих других странах Европы - в частности, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Албании - православные составляют значительное по численности меньшинство.

Наибольшее количество православных верующих проживает на территории Восточной Европы. Из западноевропейских стран православными являются две - Греция и Кипр. Впрочем, и в тех странах Западной Европы, которые не принадлежат к православной традиции, проживает не менее двух миллионов православных верующих.

Структура Православной Церкви
На Западе бытует мнение, согласно которому Православная Церковь в структурном отношении составляет некий восточный аналог Католической Церкви.

Соответственно, Патриарх Константинопольский воспринимается как аналог Папы Римского, или как «восточный папа». Между тем, Православная Церковь никогда не имела единого главы: она всегда состояла из автокефальных Поместных Церквей, находящихся в молитвенно-каноническом общении одна с другой, однако лишенных какой-либо административной зависимости одна от другой. Константинопольский Патриарх традиционно считается первым по чести среди 15 глав автокефальных Поместных Церквей. До 1054 года правом первенства во Вселенской Церкви пользовался епископ Рима, тогда как епископ «Второго Рима» (Константинополя) занимал второе место в диптихе. После разделения Церквей первое место в православном мире перешло к Константинопольскому Патриарху, которому с византийских времен усвоен титул «Вселенского&! raquo;, не имеющий, впрочем, никаких административных импликаций и не указывающий на какую-либо вселенскую юрисдикцию. Некоторые западные средства массовой информации называют Константинопольского Патриарха «духовным лидером 300-миллионного православного населения планеты», однако для такого названия нет достаточных оснований. У православного населения планеты, в отличие от католического, нет единого духовного лидера: для членов каждой Поместной Церкви духовным лидером является ее предстоятель. Так например, для 160-миллионной Русской Православной Церкви духовным лидером является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Отсутствие единого административного центра в Православной Церкви обусловлено как историческими, так и богословскими причинами. Исторически это связано с тем, что ни один из предстоятелей Поместных Православных Церквей ни в византийскую, ни в послевизантийскую эпоху не обладал такими же правами, какими на Западе обладал Папа Римский. Богословски же отсутствие единого главы объясняется принципом соборности, который действует в Православной Церкви на всех уровнях. Данный принцип предполагает, в частности, что каждый архиерей управляет епархией не самостоятельно, а в согласии с клиром и мирянами. В соответствии с тем же принципом предстоятель Поместной Церкви, будучи, как правило, председателем Архиерейского Синода, управляет Церковью не единолично, а в сотрудничестве с Синодом.

Впрочем, отсутствие единой административной системы в Православной Церкви имеет и свои отрицательные стороны. Одной из порождаемых им проблем является невозможность апелляции к высшей инстанции во всех случаях, когда возникает конфликт между двумя Поместными Церквами.

Другой проблемой, порождаемой отсутствием единого административного центра в Православной Церкви, является невозможность урегулировать разногласия между Церквами по вопросу о пастырском окормлении так называемой «диаспоры» - православного рассеяния. Суть проблемы заключается в следующем. Основываясь на 28-м правиле Халкидонского собора, предоставляющем епископу «нового Рима» право поставления епископов для «варварских земель», Константинопольский Патриархат претендует на право церковной юрисдикции над теми странами, которые не принадлежат к православной традиции. Другие Поместные Церкви, однако, имеют свои дисапоры в Европе и за ее пределами. Так например, русское рассеяние включает сотни тысяч православных верующих, из которых большинство принадлежит Московскому Патриархату. Помимо русской и греческой диаспор, в Европе имеются также сербская, румынская и болгарская диаспоры, каждая из которых окормляется архиереями и кл! ириками своих Поместных Церквей.
Вопрос пастырского окормления диаспоры может быть решен лишь Всеправославным Собором. Подготовка к такому Собору велась достаточно интенсивно на протяжении тридцати лет (начиная с 1960-х и вплоть до начала 1990-х годов), однако в настоящий момент приостановлена из-за разногласий между Церквами. Хочется надеяться, что Всеправославный Собор все-таки состоится и что вопрос пастырского окормления диаспоры будет решен к взаимному согласию Православных Церквей.

Церковные расколы
Наряду с канонической (т.е. законной) Православной Церковью, в мире существует немало альтернативных структур, именующих себя православными. На церковном языке эти структуры называются «раскольничьими». В настоящий момент наиболее многочисленными альтернативными канонической Православной Церкви структурами являются так называемые «старостильники» в Греции и «филаретовцы» на Украине. Значительно менее многочисленными являются украинские «автокефалисты». Отдельного упоминания заслуживают церковный раскол в Болгарии и продолжающееся вот уже восемьдесят лет разделение в среде верующих Русской Православной Церкви в рассеянии.

Понятие «раскол» отсутствует в современном политическом лексиконе, так же как и понятия «каноничности» или «неканоничности» применительно к той или иной Церкви. Светское государство (а таковыми являются все государства Европы) в большинстве случаев не делает различия между каноническими и неканоническими Церквами, давая тем и другим равные права на существование и предоставляя возможность самим Церквам решать свои внутренние проблемы.

В то же время в новейшей истории Европы имели место случаи прямой поддержки раскольников светскими властями. Так например, «филаретовский» раскол на Украине был поддержан тогдашним президентом республики Л. Кравчуком, что позволило расколу набрать значительные обороты. Болгарские раскольники в начале 1990-х годов также были поддержаны тогдашними властями Болгарии. И в том и в другом случае поддержка раскола светскими властями имела самые пагубные последствия для развития религиозной ситуации. На Украине она продолжает оставаться крайне напряженной. В Болгарии, напротив, раскол был фактически преодолен благодаря, во-первых, прекращению поддержки со стороны светских властей, а во-вторых, слаженным действиям Поместных Православных Церквей, представители которых на Соборе в Софии в 1998 году убедили раскольников принести покаяние и вернуться в лоно канонической Церкви.

Насколько вредным является прямое вмешательство государства во внутренние проблемы Церквей и насколько пагубной является поддержка государством того или иного раскола, настолько же полезным и эффективным может быть выступление государства в роли независимого и незаинтересованного посредника между двумя сторонами межцерковного конфликта. Так например, в ходе визита в США в октябре 2003 года Президент России В. Путин передал главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Лавру приглашение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетить Россию для обсуждения вопроса о преодолении раскола, происшедшего в 1920-е годы по сугубо политическим причинам. Подобные приглашения к диалогу поступали в адрес руководства Зарубежной Церкви и ранее, однако оставались без ответа. В данном же случае приглашение было с благодарностью принято. 18-19 ноября Москву посетила официальная делегация Зарубежной Церкви, которая встречалась со Святейшим Патриар! хом и другими ведущими иерархами Московского Патриархата, а в мае 2004 года в Москву для официальных переговоров о воссоединении прибыл глава Зарубежной Церкви митрополит Лавр. 22 июня 2004 года началась работа совместной комиссии по преодолению существующих разногласий между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. Подобный прогресс казался немыслимым еще несколько лет назад. Хочется надеяться на то, что переговоры приведут к полному восстановлению евхаристического общения между двумя «ветвями» Русской Церкви.

Православие и расширение Евросоюза
В настоящий момент новые возможности открываются для Православной Церкви в связи с расширением Европейского Союза. До этого времени в составе Союза находилось лишь одно православное государство - Греция, которую С. Хантингтон в своей нашумевшей книге «Конфликт цивилизаций» охарактеризовал как «аномалию», как «православного аутсайдера среди западных организаций». С расширением ЕС Православие перестанет быть в нем аутсайдером, так как членами Союза станут еще три страны православной традиции: Румыния, Болгария и Кипр. Кроме того, в состав Союза войдут страны с значительной православной диаспорой, такие как Польша, Эстония, Латвия, Литва, Словакия. Все это укрепит позиции Православия на территории Евросоюза и существенно расширит возможности православного свидетельства в новой Европе. После вхождения в состав Союза перечисленных стран число православных общин, находящихся на его территории, будет исчисляться десятками тысяч! , а число верующих - десятками миллионов. В дальнейшей (пусть и весьма отдаленной) перспективе возможно вступление в Евросоюз еще ряда православных государств, таких как Украина, Молдова, Грузия, Армения, Сербия и Албания.

Представляется важным, чтобы уже сейчас, когда идентичность новой Европы еще только формируется, когда создаются законодательные документы, которые будут определять лицо Европейского Союза, православные принимали активное участие в диалоге с европейскими политическими структурами. Важно избежать монополии одной мировоззренческой системы, которая бы диктовала условия всем жителям ЕС, в том числе и принадлежащим к традиционным религиозным конфессиям.

В настоящее время существует реальная угроза того, что западная либеральная идеология будет в объединенной Европе объявлена единственной легитимной моделью общественного устройства. Эта идеология не предполагает активного участия церквей и религиозных объединений в общественной и политической жизни. Религия воспринимается ею как сугубо частное дело отдельных индивидуумов, которое никак не должно сказываться на их поведении в обществе. Такое понимание, однако, противоречит миссионерскому императиву большинства религий, в том числе, разумеется, и христианства. Христос создавал Церковь не только для «келейного употребления», но и для того, чтобы ее члены могли быть активными членами общества, защищая в нем традиционные духовно-нравственные ценности. Поэтому необходим постоянный диалог между религией и секулярным миром. В этом диалоге не последнюю роль может сыграть Православная Церковь.

Очень важно, чтобы за церквами и религиозными объединениями было закреплено право устраивать свою жизнь в соответствии со своими традициями и уставами, даже если последние входят в противоречие с западными либеральными стандартами. Недопустимо навязывание религиозным общинам секулярных норм. Так например, если та или иная церковь не признает женского священства, к ней не должны применяться какие-либо санкции, имеющие целью изменить ее традиционную позицию. Если церковь осуждает «однополый брак» как греховный и противоречащий Священному Писанию, эту церковь не следует обвинять в отсутствии толерантности и разжигании вражды. Если церковь выступает против абортов или эвтаназии, она не должна подвергаться обструкции как отсталая и противящаяся прогрессу. Существует много других областей, в которых позиции традиционных церквей (в первую очередь, Православной и Католической) будут отличаться от западных либеральных стандартов, и во всех этих областях! должно быть обеспечено право церквей на сохранение и проповедь традиционных для них ценностей.

Чтобы не быть голословным, приведу в пример дискуссию, которая разгорелась в православном мире после того, как в январе 2003 года Европарламент проголосовал за отмену запрета на посещение женщинами Святой Горы Афон - полуавтономной монашеской республики на севере Греции, куда нога женщины не ступала в течение тысячи лет. Данный запрет, согласно резолюции Европарламента, нарушает «универсально признанный принцип равенства полов», а также законы, касающиеся свободного перемещения всех граждан ЕС на его территории. Комментируя позицию Европарламента, греческий министр культуры Е. Венизелос сравнил статус Афона со статусом Ватикана, отметив, что последний, будучи членов Совета Европы, представлен в нем исключительно мужчинами. «Запрет на посещение женщинами Афона и административные правила Католической Церкви, так же как и правила других церквей и все подобные вопросы являются элементами традиции, которую ЕС должно воспринимать с толерантност! ью и плюралистическим отношением, характерным для европейской цивилизации», - подчеркнул Венизелос.

Русская Православная Церковь с интересом наблюдает за развитием «европейского проекта» и через свое брюссельское Представительство при ЕС принимает в нем активное участие. Будучи сверхнациональной Церковью, представленной на территории Евросоюза несколькими епархиями, сотнями приходов и сотнями тысяч верующих, Московский Патриархат придает большое значение процессу европейской интеграции, который, по нашему мнению, должен привести к созданию многополярной Европы, где будут уважаться права религиозных общин. Только в этом случае Европа станет подлинным домом для церквей и религиозных объединений, в том числе и для Православной Церкви.