Право участвовать в выборах рф иностранным гражданам. Реализация избирательных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления в России и европейском союзе: теория и практика. Какие права дает вид на жительство в россии

Вид на жительство в России для иностранных граждан дает множество прав и свобод. Можно беспрепятственно передвигаться внутри страны и за ее пределы, получить социальные гарантии и другие права, в частности на работу, медицинское обслуживание. Рассмотрим подробней, а есть ли право граждан в ВНЖ на голосование и свободное волеизъявление.

ВНЖ – ряд преимуществ

Вид на жительство дает гражданину большие права:

  • Право на труд;
  • На образование;
  • На медицинское обслуживание;
  • На кредитование;
  • На образование юридического лица;
  • На приобретение в собственность недвижимости;
  • На пенсионное обеспечение.

Соблюдая все нормы и законы страны, любой гражданин может после ВНЖ подать заявку на гражданство в России. Тогда права его заметно расширятся.

Уровни власти и право участия в их выборе

Согласно законодательству РФ в стране существует несколько видов власти:

  • Законодательная и исполнительная;
  • Федеральная и муниципальная.

Федеральная власть – это та, которая управляет страной. Муниципальная – городом, поселком или районо.

Иностранный гражданин, получивший вид на жительство в России, имеет право голосовать только на местных выборах, то есть регионального или муниципального уровней. Голосовать, к примеру. За депутатов Государственной Думы такой человек не может. Точно так же он не допускается до выборов Президента России, в которых могут участвовать лишь граждане страны, достигшие совершеннолетия. Данные положения прописаны в Федеральном законе “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и касаются постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан с видом на жительство.

На основании Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” могут не просто принять участие в голосовании, но и быть избранными в местные органы власти.

Согласно пункту 10, статьи 4 этого закона они абсолютно равноправны в участии в выборах, как и иные избиратели, имеющие гражданство. Помимо этого, граждане с ВНЖ могут участвовать в референдумах также наравне и на тех же условиях, что и коренные жители России. Это касается лишь местных выборов – в городах, селах, поселках, муниципальных районах.

На чем основаны эти права?

Право избирать и быть избранным на муниципальном уровне базируется на международных договорах Российской Федерации с другими странами. Если международные отношения между странами на уровне, то никаких препятствий для голосования представителям этих стран, которые решили получить ВНЖ в России, не будет.

На что ВНЖ не дает право?

Граждане с ВНЖ в России не имеют права избирать и быть избранными в органы федеральной и государственной власти, как и участвовать в референдумах Российской Федерации и ее субъектах.

Данное положение прописано в статье 12 Федерального закона № 115. (Файл закон).

Только предъявив Вид на жительство, можно прийти на избирательный участок и проголосовать за выбранного кандидата. Регистрация временного проживания такого права не дает. Иностранцы с временной регистрацией и РВП не имеют право принимать участие в каких-либо выборах и референдумах.

Кто может получить право на голосование?

Перед тем, как получить ВНЖ в России, надо прожить минимум год в стране и иметь регистрацию временного проживания. Или быть:

  • Политическими беженцами;
  • Бывшими гражданами РФ;
  • Носителями языка;
  • Участниками Государственной программы по добровольному переселению;
  • Высококлассными специалистами, приглашенными в Россию.

Тогда схема получения ВНЖ и права голосовать и быть избранными в местные органы власти будет упрощенной. Все другие категории граждан или лиц без гражданства проходят общую процедуру получения – сначала РВП, затем ВНЖ. Готовят типовой пакет документов для предоставления в миграционную службу:

  1. Переведенный на русский язык паспорт, заверенный нотариально;
  2. Копия миграционной карты;
  3. Документ, подтверждающий, что вы носитель языка;
  4. Участие в государственной программе;
  5. Документ регистрации временного проживания;
  6. Медицинская справка с отметками нарколога, туберкулезного диспансера, лаборатории об отсутствии в крови ВИЧ-инфекции;
  7. Документ об успешной сдаче экзаменов по русскому языку, законодательству РФ и истории России;
  8. Квитанция об оплате госпошлины;
  9. Справка, подтверждающая ежемесячный доход (2-НДФЛ с последнего места работы или другие документы);
  10. 4 фотографии 35 на 45 мм;
  11. Идентификационный номер налогоплательщика.

Важно! Список документов в разный регионах может быть расширен, надо заранее узнавать на месте проживания в ГУ МВД или в ФМС того города и района, где планируете жить.

Примеры из практики

Екатерина: «Решила проголосовать в Ханты-Мансийске на выборах в городскую думу. У меня ВНЖ уже 2 года. Проблем не оказалось, была в списке – по месту прописки. Процедура моего голосования ничем не отличалась от процедуры всех других жителей города. Я собираюсь оформить гражданство, поэтому мне не безразлично, кто в городе придет к власти».

Константин: «У мен вид на жительство из Грузии. Никогда не ходил на выборы. А тут решил пойти голосовать за Президента РФ. Меня в списках не было. На избирательном участке объяснили, что голосовать за первое лицо страны могут только граждане РФ. Что же. Надо становиться гражданином».

Вопрос-ответ

Данил: « Мне непонятно, почему не граждане нашей страны могут занимать место в нашем поселковом сельсовете?»

Анатолий Кириллов, юрист: В соответствии с пунктом 12 ФЗ № 115 граждане, имеющие ВНЖ могут баллотироваться на должности в органы местного самоуправления. Вопрос в другом. Если вы против, то как гражданин РФ вы должны выразить свое волеизъявление в голосовании. Тогда данная кандидатура, если большинство будет против, не займет этот пост. Иностранец без гражданства, но с видом на жительство может выдвигать свою кандидатуру в органы местного самоуправления, но не может участвовать в выборах федеральной власти и Президента, также служить в армии, занимать государственную должность. Эти планы можно реализовать, когда данный кандидат получит гражданство РФ.

Распространенные ошибки

Анатолий Кириллов, юрист: Несмотря на то, что ВНЖ дает право голосовать и даже выдвигать свою кандидатуру на выборы на региональном уровне. Не стоит забывать о ряде других ограничений:

  • Работать на секретных предприятиях;
  • На оборонных предприятиях;
  • Входить в экипажи судов под российским триколором;
  • Быть капитаном воздушного судна в гражданской авиации;
  • Посещать закрытые города и территории.

Некоторые респонденты сетуют, что ВНЖ ничем не отличается от их прав и обязанностей, то есть тех, кто с рождения – гражданин РФ. Это далеко не так. Прав у иностранцев намного меньше, а обязанностей больше. К примеру, они должны один раз в год уведомлять миграционную службу о своем присутствии в РФ. В соответствии с регламентирующими документами, каждый обладатель ВНЖ периодически ставит в известность миграционную службу о том, что он никуда не выехал, продолжает жить в РФ, обеспечен жильем и регулярным доходом. Все это подтверждается документами и справками. Если не достает хотя бы одного документа, иностранец может быть депортирован на 3 месяца или оштрафован. По его возвращении придется начинать все сначала – с оформления регистрации временного проживания.

Анатолий Кириллов, юрист: Если вы хотите стать полноценным гражданином России, то выполняйте все законы нашей страны, вовремя проходите процедуры оформления тех или иных актов по открытию РВП, ВНЖ и гражданства. Не нарушайте закон и порядок на территории РФ. Тогда после 5 лет ВНЖ получите гражданство и можете полноценно участвовать в выборах законодательной и исполнительной власти федерального уровня. А также можете сами выдвинуть свою кандидатуру на тот или иной пост или должность.

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах , мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» N55-ФЗ от 30.03.99 года).

1. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?

Во-первых, для того, чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России - избиратель - должен достичь 18 лет. Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Могут ли иностранные граждане избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования?

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Калининградской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

3. Кто может избираться депутатом в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?

Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа местного самоуправления и главой муниципального образования.

Надо отметить, что гражданин вправе избираться депутатом или главой муниципального образования независимо от того проживает он или нет на территории муниципального образования.

4. На какой срок избираются депутаты представительных органов местного самоуправления?

Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.

В городе Пионерском и Гурьевском районе этот срок составляет 4 года.

5. На какой срок избирается глава муниципального образования?

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

В муниципальных образованиях - городе Пионерском и Гурьевском районе главы избираются на 4 года.

6. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты и кандидатов на пост главы муниципального образования?

Кандидаты могут быть выдвинуты отдельными избирателями, группами избирателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть также выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу, и только одного кандидата на пост главы муниципального образования.

Выдвижение кандидатов возможно при условии предоставления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться.

7. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?

Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указать номер (номера) и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса.

8. Как узнать является ли кандидат иностранным гражданином?

В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно быть указано наименование соответствующего иностранного государства.

9. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?

Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

10. Обладают ли кандидаты равными правами?

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

Привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
- использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
- пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
- использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
- проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
- использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

11. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации?

Для регистрации кандидата в депутаты необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Для регистрации кандидата на пост главы муниципального образования необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования , но не более трех тысяч.

12. Могу ли я расписаться в подписных листах в поддержку 3 кандидатов?

В соответствии с избирательным законодательством Вы имеете право поставить свою подпись в подписных листах любого количества кандидатов. Однако голосовать можете только за одного кандидата.

13. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?

Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи. Равно как и администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.

14. Что является подкупом избирателей?

В соответствии с избирательным законодательством запрещается осуществлять подкуп избирателей:

Вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационная работа);
- производить указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
- проводить льготную распродажу товаров;
- бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации;
- предоставлять услуги избирателям безвозмездно или на льготных условиях.

15. Как можно агитировать?

Агитация при проведении выборов может проводиться:

Через средства массовой информации;
- путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
- путем выпуска и распространения агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных);
- в других установленных законом формах.

16. Может ли священнослужитель призывать своих прихожан голосовать за кандидата на пост главы муниципального образования?

Нет. Предвыборную агитацию запрещено проводить следующим организациям и лицам:

Органам государственной власти, органам местного самоуправления;
- депутатам, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям ;
- членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

17. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?

В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.

18. Что такое избирательный округ?

Избирательный округ - это территория, которая образована в соответствии с федеральными законами, законами Калининградской области и от которой непосредственно гражданами избирается один депутат.

При выборах главы муниципального образования избирательным округом является вся территория муниципального образования

Так, в городе Пионерском образуются 9 избирательных округов, для выборов 9 депутатов Городского Совета.

19. Что такое избирательный участок?

Из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
- границы избирательных участков не должны пересекать границ муниципального образования.

Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании и приписанных к порту на территории муниципального образования.

20. Можно ли образовывать избирательные участки в воинских частях?

Только в порядке исключения могут быть образованы избирательные участки в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях.

21. Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение местных выборов?

Подготовку и проведение местных выборов, защиту избирательных прав граждан осуществляют:

1. при выборах депутатов представительных органов:


- окружные избирательные комиссии;

2. при выборах главы муниципального образования:

Избирательная комиссия муниципального образования;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.

В подготовке и проведении местных выборов участвует избирательная комиссия Калининградской области в пределах полномочий, установленных законами Калининградской области.

22. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

23. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?

Основная тяжесть работы по организации и проведению голосования ложится на плечи членов участковой избирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входит:

Информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,
- уточнение списка избирателей,
- подготовка помещения для голосования,
- непосредственно проведение голосования и подсчет голосов,
- иные полномочия, установленные законодательством.

24. Кто включается в списки избирателей?

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.

25. Могут ли военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории муниципального образования включаться в списки избирателей?

В случае, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местных выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

26. Где и когда можно ознакомиться со списком избирателей?

27. Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей, или заметили ошибку?

Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

28. Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, группой избирателей.

Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

29. Какое количество избирателей имеют право направить своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию?

Наблюдатель от группы избирателей должен представить в свою участковую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 30 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, а также предъявить паспорт или замещающий его документ.

30. Когда начинается и заканчивается голосование?

31. Как можно получить избирательный бюллетень?

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта.

32. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорта гражданина Российской Федерации - только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).

33. Что делать при получении бюллетеня?

При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.

34. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?

Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

35. Можно ли проголосовать за своих родственников?

36. Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня?

Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей . Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

37. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень?

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя .

Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

Нет. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.

40. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе?

За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней - на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня - в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования.

41. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися? - в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;

48. Куда можно обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан?

По общему правилу, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, территориальных и участковых избирательных комиссий обжалуются в районные, городские суды, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Примерная форма жалобы на нарушение прав приведена в Приложениях.

Красинский Владислав Вячеславович
кандидат юридических наук, эксперт
Российского общественного института
избирательного права (РОИИП)

Источник опубликования: Красинский В.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам ограничения прав российских граждан на участие в выборах в связи с наличием иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства // Современное право. 2011. № 6. С. 46-52; www.krasinskiy.ru

В статье анализируются правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам ограничения прав граждан на участие в выборах. Автором рассмотрены подходы органов конституционной юстиции к решению вопросов гражданства и правовые требования к организаторам выборов.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, ограничения прав граждан, Конституционный Суд Российской Федерации, Европейский Суд по правам человека.
The article examines legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation concerning restriction of the electoral rights of citizens. The author studies the positions of bodies of the constitutional justice to the decision of questions of citizenship and legal requirements to organizers of elections.
Key words: elections, electoral process, restrictions of the rights of citizens, Constitutional Court of the Russian Federation, European Court of Human Rights.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Аналогичные ограничения для кандидатов, связанные с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, закреплены в пункте 5.1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и статье 5 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Данное требование к кандидатам, баллотирующимся на выборах в органы государственной власти, было введено законодателем с учетом интересов национальной безопасности в целях ограничения иностранного влияния на политические процессы, проходящие в Российской Федерации, а также укрепления политико-правовой связи избираемых народных представителей с российским государством.

Конституционность и обоснованность приведенных законодательных положений была подтверждена решениями Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации.

В Определении от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации обосновал правомерность ограничения пассивного избирательного права в связи с наличием гражданства иностранного государства.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, «поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица - в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти - в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Между тем формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации».

Аналогичное дело было разрешено Верховным Судом Российской Федерации по заявлению В.К. Буковского об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 декабря 2007 г. № 80/644-5 «Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Буковского В.К. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей».

В период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва по заявлению ЦИК России Верховным Судом Российской Федерации была отменена регистрация ряда кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, включенных в зарегистрированные федеральные списки кандидатов, в связи с отсутствием у них гражданства Российской Федерации либо наличием гражданства иностранного государства.

Ограничение избирательных прав в отношении лиц, имеющих иностранное гражданство, применяется в законодательстве большинства государств.

Гражданство представляет собой не только политическую принадлежность к конкретному государству, но и состояние подвластности, подчинения лица суверенной государственной власти. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой, как институт защиты прав и интересов государства.

Наличие иностранного гражданства предполагает ограничение прав и возможностей участия лица в управлении делами государства. В связи с этим иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, участвовать во всенародных референдумах, быть учредителями и членами политических партий.

Статья 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

Буквальное толкование пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» позволяет сделать вывод о наличии двух самостоятельных оснований ограничения пассивного избирательного права российских граждан:

Наличие гражданства иностранного государства;

Наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вид на жительство рассматривается законодателем как документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Вид на жительство является документом, необходимым для регистрации иностранного гражданина и лица без гражданства по месту жительства.

Статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории государства (имеющего вид на жительство), качественно отличается от правового статуса иностранного гражданина, временно пребывающего в государстве.

Иностранным гражданам, постоянно проживающим в государстве (имеющим вид на жительство), гарантируются личные, социально-трудовые, имущественные, культурные права. Они могут вступать в общественные объединения, если это не противоречит их уставам. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Таким образом, наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, обладает двойственной правовой природой. С одной стороны, оно позволяет иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, реализовать свои избирательные права на муниципальных выборах и референдумах, проходящих в Российской Федерации. С другой стороны, оно ограничивает пассивное избирательное право граждан Российской Федерации, располагающих подобными документами.

Рассмотрим реализацию комментируемых законодательных положений в практике судопроизводства. При проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области четвертого созыва 11 октября 2009 г. кандидату Ч. было отказано в регистрации на основании отсутствия у него пассивного избирательного права в связи с наличием иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. При подаче документов для регистрации в качестве кандидата Ч. представил документ «удостоверение лица индийского происхождения». Организаторами выборов и Судебной коллегией по гражданским делам Тверского областного суда были направлены запросы в уполномоченный орган, обладающий информацией о наличии (отсутствии) у граждан Российской Федерации вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства - МИД России. Из переписки с МИД России было установлено, что удостоверение лица индийского происхождения дает его владельцу право на безвизовый въезд в Индию и постоянное проживание на территории этой страны в течение 15 лет с последующим продлением еще на 15 лет. На этом основании суд сделал вывод, что у кандидата Ч. отсутствовало пассивное избирательное право на соответствующих выборах в связи с наличием у него удостоверения

лица индийского происхождения, являющегося иным документом, подтверждающим право Ч. на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Впоследствии Ч. обжаловал это решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 9 сентября 2009 г. в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований для его отмены (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. по делу № 35-ГО9-11).

Нормативным правовым актом, регламентирующим предоставление избирательным комиссиям информации о наличии (отсутствии) у граждан Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, является Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 589 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации».

Следует отметить, что подобного рода сведения предоставляются МИД России лишь по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации применительно к федеральным избирательным кампаниям. Порядок, сроки и формы взаимодействия избирательных комиссий других уровней (избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, комиссий муниципальных образований, окружных и территориальных комиссий) с МИД России при проведении региональных и муниципальных выборов нормативно не урегулированы.

В настоящее время европейскими международными организациями (в первую очередь, Советом Европы) предпринимаются активные усилия по предоставлению иностранным гражданам и лицам с множественным гражданством полного объема политических прав, адекватного правосубъектности граждан государств.

Важное значение для развития правовых принципов, касающихся множественного гражданства, имело Постановление Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2008 г. по делу «Танасэ и Киртоакэ против Молдовы», а также Постановление Большой Палаты Европейского Суда по правам человека от 27 апреля 2010 г. по делу «Танасэ против Молдовы».

Предметом рассмотрения являлось законодательство Республики Молдова, устанавливающее ограничения на замещение депутатских мандатов лицами, имеющими множественное гражданство. 29 апреля 2008 г. в Молдове был принят Закон № 273, в соответствии с которым лицо с двойным гражданством в момент регистрации кандидатом в депутаты Парламента должно было информировать Центральную избирательную комиссию о гражданстве иностранного государства. В случае избрания на выборах указанное лицо обязывалось представить в Конституционный Суд официальное подтверждение инициирования процедуры отказа от двойного гражданства. В противном случае депутатский мандат подлежал аннулированию.

Заявителем выступил заместитель председателя Либерально-демократической партии Молдовы Александр Тэнасе, имеющий гражданство Румынии и избранный в Парламент Молдовы в 2009 г. После выборов заявитель возбудил процедуру отказа от румынского гражданства в целях подтверждения своего мандата Конституционным судом.

В Постановлении от 18 ноября 2008 г. Европейский Суд по правам человека установил, что по делу было допущено нарушение требований статьи 3 Протокола № 1 Европейской Конвенции, гарантирующей право на свободные выборы.

Большая Палата Европейского Суда по правам человека 27 апреля 2010 г. постановила, что запрет на двойное гражданство для депутатов парламента нарушает статью 3 Протокола № 1 Европейской Конвенции. Положения, препятствующие избранным депутатам, имеющим множественное гражданство, занимать места в парламенте, были признаны несоразмерными.

Под влиянием европейского опыта Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление по жалобе А.М. Малицкого, в котором фактически были поставлены под сомнения прежние правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам ограничения прав российских граждан на участие в выборах в связи с наличием иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Несмотря на то, что в деле «Тэнасе и Киртоакэ против Молдовы» речь шла об ограничении пассивного избирательного права депутатов парламента, имеющих множественное гражданство, а в деле А.М. Малицкого рассматривалась конституционность правовых требований об отсутствии у членов территориальных избирательных комиссий вида на жительство, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, Конституционный Суд Российской Федерации в решении по делу Малицкого поменял свою прежнюю позицию по проблеме фактической (или формально-юридической) подчиненности лица суверенной воле иностранного государства.

Право граждан на участие в выборах реализуется не только избирателями, кандидатами в депутаты (на выборные должности), наблюдателями, но и организаторами выборов. Элементом характеристики специального правового статуса организатора выборов являются требования к членам избирательных комиссий, соответствие которым предоставляет лицу право занимать эту должность.

Законодательные требования к работе в составе избирательных комиссий предполагают отсутствие у членов комиссий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Проанализируем правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные по делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого.

7 декабря 2006 г. гражданин А.М. Малицкий был назначен членом территориальной избирательной комиссии района «Преображенское» г. Москвы с правом решающего голоса. 26 июня 2009 г. в Московскую городскую избирательную комиссию поступило уведомление А.М. Малицкого о том, что с 12 июня 2009 г. ему предоставлен вид на жительство на территории Литовской Республики. Московская городская избирательная комиссия решением от 9 июля 2009 г. в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прекратила полномочия члена территориальной комиссии А.М. Малицкого и назначила в состав территориальной комиссии другого представителя. Решением Московского городского суда от 10 августа 2009 г., оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2009 г., в отмене решения Московской городской избирательной комиссии Малицкому было отказано.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае получения членом комиссии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Таким образом, «наличие у гражданина Российской Федерации вида на жительство является препятствием к осуществлению им полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в связи с тем, что осуществление таким лицом полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из его принадлежности к иностранному государству».

Формально юридическая либо фактическая подчиненность организатора выборов в Российской Федерации, имеющего вид на жительство в иностранном государстве, суверенной воле не только российского народа, но и народа иностранного государства противоречит государственному суверенитету и ставит под угрозу осуществление гражданами Российской Федерации своих конституционных прав.

Наличие у гражданина вида на жительство в иностранном государстве, как правило, корреспондирует обязанности обладателя вида на жительство проживать на территории соответствующего иностранного государства. Так, согласно статье 9 Директивы 2003/109/ЕС «О статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе» (принята Советом Европейского Союза 25 ноября 2003 года) - одного из ключевых нормативных актов в области иммиграционной политики, призванного установить единообразные условия проживания в государствах - членах Европейского Союза лиц, не являющихся их гражданами, отсутствие соответствующего лица на территории Европейского Союза в течение периода в двенадцать последовательных месяцев может служить основанием для утраты статуса долгосрочного резидента (подпункт «с» пункта 1). Данное обстоятельство может существенно осложнить работу избирательной комиссии в период проведения выборов и референдумов, поскольку избирательные комиссии являются коллегиальными органами.

Предусмотренное федеральным законом правовое ограничение для граждан Российской Федерации, имеющих вид на жительство, быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, обусловлено необходимостью защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения безопасности государства, защиты прав и свобод других лиц.

При определении порядка формирования и деятельности избирательных комиссий законодатель осуществлял такое правовое регулирование, которое, с одной стороны, отвечало бы целям обеспечения свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при реализации ими избирательных прав, а с другой - не допускало использования публично значимых полномочий избирательных комиссий в ущерб правам и свободам граждан и иным конституционным ценностям, что относится и к определению условий назначения граждан Российской Федерации членами избирательных, комиссий с правом решающего голоса и исполнения ими соответствующих полномочий.

Вместе с тем, 22 июня 2010 г. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобе А.М. Малицкого признал неконституционными положения подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым граждане России, имеющие вид на жительство иностранного государства, не могут быть членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса. По мнению Конституционного Суда, участие гражданина Российской Федерации, обладающего видом на жительство на территории иностранного государства, в деятельности территориальной избирательной комиссии в качестве члена с правом решающего голоса «не представляет угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства, не ставит под сомнение способность такого гражданина независимо, беспристрастно и с соблюдением требований закона осуществлять полномочия члена избирательной комиссии».

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе А.М. Малицкого оставляет множество вопросов.

Во-первых, распространяется ли возможность быть членами избирательных комиссий для граждан России, имеющих вид на жительство на территории иностранного государства, на иные, помимо территориальных, избирательные комиссии - участковые комиссии, комиссии муниципальных образований, окружные комиссии, комиссии субъектов Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Во-вторых, почему в одном случае наличие у гражданина вида на жительство на территории иностранного государства рассматривается как угрозаосновам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства, а в другом - нет. Исходя из такой логики, можно было бы признать неконституционным ограничение пассивного избирательного права граждан, имеющих вид на жительство на территории иностранного государства. Однако в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.В. Кара-Мурзы на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избран иной подход.

Неубедительность и противоречивость анализируемой конституционно-правовой аргументации привела к тому, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе А.М. Малицкого отсутствуют мотивировочные элементы и ссылки на Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе В.В. Кара-Мурзы

Как представляется, Конституционному Суду не следовало «стесняться» собственных решений.

Постановления Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2008 г. № 7/08 по делу «Тэнасе и Киртоакэ против Молдовы» (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по правам человека от 27 апреля 2010 г. по делу «Тэнасе против Молдовы»), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого» и их конституционно-правовое доктринальное толкование кардинально отличаются в силу ряда причин.

Во-первых, Республика Молдова на законодательном уровне признает множественное гражданство. Статья 62 Конституции Российской Федерации предусматривает только двойное гражданство, которое допускается лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Получение гражданства другого государства иным путем не признается Российской Федерацией. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовые требования к кандидатам в депутаты (на выборные должности) и организаторам выборов закреплены в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», являются необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, не допускают расширительного толкования и не служат оправданием ущемления прав и свобод в зависимости от национальной принадлежности или иного обстоятельства.

Во-вторых, в Российской Федерации, в отличие от Республики Молдова, отсутствуют значительные по численности группы населения, имеющие множественное гражданство. В Постановлении Большой Палаты от 27 апреля 2010 г. Европейский Суд подчеркнул особое положение Молдавии, имевшей потенциально большую долю лиц с двойным гражданством и лишь недавно приобретшую независимость.

В-третьих, в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2008 г. № 7/08 по делу «Тэнасе и Киртоакэ против Молдовы» и Постановлении Большой Палаты Европейского Суда по правам человека от 27 апреля 2010 г. по делу «Тэнасе против Молдовы» в качестве аргументации используются ссылки на международные документы, ратифицированные Молдовой, но не имеющие обязательного значения для Российской Федерации.

В Преамбуле Европейской Конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), на которую ссылается Европейский Суд по правам человека, отмечаются «различные подходы государств к вопросу о множественном гражданстве» и признается, что «каждое государство вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет другое гражданство».

Между тем, сам Европейский суд по правам человека избирательно игнорирует европейские принципы гражданства в угоду политической коньюнктуре и ограничивает суверенитет государств на выбор того или иного подхода к вопросу о множественном гражданстве и определению юридических последствий приобретения (наличия) гражданства иностранного государства. Рецепция Конституционным Судом Российской Федерации подобных решений ЕСПЧ может нанести ущерб конституционному строю, обороноспособности и безопасности государства и в связи с этим представляется преждевременной. Данные обстоятельства актуализируют проблему пределов юрисдикции ЕСПЧ в отношении органов конституционной юстиции суверенных государств и возможности пересмотра формата участия государств в международных договорах, противоречащих принципам национальной правовой системы.

Как справедливо отмечает В.П. Волков, «в новейшей истории вдохновители практически всех так называемых «цветных революций» использовали выборы как повод, а иногда как причину для отстранения от власти своих соперников. Поэтому в современных условиях государство вправе и обязано устанавливать такие требования или критерии для назначения членов избирательных комиссий, которые даже по формальным признакам не должны давать какого-либо повода, чтобы усомниться в наличии хоть малейшей их зависимости от влияния зарубежных заинтересованных сил. Иначе может быть поставлен вопрос о недоверии к избранной власти. … Следует подчеркнуть, что речь идет о принципе формирования избирательных комиссий, который распространяется и на другие категории граждан России. Например, депутаты, судьи также не могут быть гражданами или иметь вид на жительство другого государства. И это ни у кого не вызывает вопросов и не порождает сомнений. Когда же речь заходит об организаторах избирательного процесса, о формировании власти, то почему-то вопросы появляются. А ведь сформированная на выборах власть участвует в формировании всех остальных ветвей власти в стране».

Проведенный анализ конституционно-правовой доктрины свидетельствует о наличии проблем в регулировании правового статуса лиц, обладающих иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, констатирует различие подходов европейских и российских органов конституционной юстиции к правотворчеству и правореализации при решении вопросов гражданства, актуализирует необходимость определения юридических пределов заимствования международного конституционно-правового опыта в рамках национальных правовых систем.


Подробней о правовом регулировании отношений гражданства в интересах обеспечения национальной безопасности России см. Красинский В.В. Конституционно-правовое регулирование российского гражданства в интересах обеспечения национальной безопасности // Политика и общество. 2006. № 1. С. 63-72.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Рос. газ. 2007. 26 декабря.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2007 года по заявлению В.К. Буковского об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 декабря 2007 г. № 80/644-5 «Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Буковского В.К. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей».

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1426 по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Наджаряна С.Н., включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией «Либерально-демократическая партия России»; Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1534 по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Нисанова Г.С., включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией «Либерально-демократическая партия России».

Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2003. С. 7, 79.

Статья 17 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Рос. газ. 2006. 20 июля.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо, получившее вид на жительство, признается постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином. Согласно распространенной в международном сообществе иммиграционной практике получение вида на жительство может служить необходимым этапом приема в гражданство соответствующего государства, хотя и не означает обязательного его приобретения в дальнейшем.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого // Рос. газ. 2010. 7 июля.

Закон Республики Молдова «О гражданстве Республики Молдова» от 5 июня 2003 г. № 1024 разрешил гражданам Молдовы приобретать множественное гражданство.

В настоящее время действует договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.).

В качестве подтверждения актуальности проблемы определения правового положения лиц, имеющих двойное гражданство в Республике Молдова, можно привести следующий пример. По данным Большой Палаты Европейского Суда по правам человека, из 3 800 000 молдавских граждан с 1991 по 2001 год румынское гражданство получили от 95 000 до 300 000 человек; в феврале 2007 г. на рассмотрении находились около 800 000 ходатайств граждан Молдовы о получении румынского гражданства. Кроме того, примерно 120 000 граждан Молдовы имели паспорта Российской Федерации. 21 из 101 депутатов, избранных в Парламент Молдовы 5 апреля 2009 г., имели двойное гражданство.

Выступление члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.П. Волкова на заседании Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 1, подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого //http://www.cikrf.ru/news/relevant/2010/05/28/volkov.html

  • бумагу, которая будет удостоверять личность;
  • бумаги, свидетельствующие о наличии регулярного источника финансовых поступлений, размер которых должен превышать прожиточный минимум и позволять существовать на достаточно благоприятном социальном уровне (или справку, подтверждающую факт нетрудоспособности);
  • документ, свидетельствующий о наличии жилой площади (на основаниях, которые предусматриваются законодательством РФ);
  • справку о состоянии здоровья, выданную специально назначенным медицинским учреждением (она должна засвидетельствовать об отсутствии опасных заболеваний инфекционного характера и зависимости от наркотических веществ);
  • справку об отсутствии ВИЧ.
  • Период действия ВНЖ и варианты его обретения Что касается периода действительности вида на жительство, то он составляет пять лет.

Дает ли вид на жительство право голосовать на выборах?

Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права). Подробнее здесь. Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Есть ли право голосовать у обладателя вида на жительство в рф

Главная-ВНЖ Вопрос, какие права дает вид на жительство в России интересует многих мигрантов, ведь каждый из них ищет лучшую жизнь за пределами своей Родины. Под определением «вид на жительство в России» следует понимать бумагу, выдающеюся гражданину другого государства или личности без подданства, которая является подтверждением законного права жить в РФ на постоянной основе. В представленной статье постараемся разобраться более подробно, какие права мигранту дает ВНЖ в РФ.
Также следует рассмотреть, что представляет собой вид на жительство, какие существуют варианты его оформления, и какая ответственность возникает перед владельцем данной бумаги. Основные аспекты ВНЖ Разрешение на проживание на территории Российской Федерации считается документом, который прилагается к национальному паспорту гражданина иной страны.

Какие права дает вид на жительство в россии

Инфо

Главное, что нужно сделать перед выездом за границу, это узнать есть ли у вас запрет на выезд, в этом поможет проверенный сервис наших партнеров, который, в течении нескольких минут, предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу. Каждый следующий этап легализации в Российской Федерации наделяет иностранного гражданина все новыми правами, а вместе с ними и обязанностями. Если сравнивать РВП с ВНЖ, то второй документ практически приравнивает статус своего обладателя к статусу гражданина РФ.


Но на повестке дня остается вопрос, можно ли голосовать с видом на жительство? И здесь мигрантов ждет некоторое разочарование, о чем и пойдет речь в данной статье.

Избирательные права иностранных граждан

Нет избирательных прав в России[] Армения[] Действующее соглашение

  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации
  • подписан в городе Москве 29 августа 1997 года
  • ратификация - Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 100−ФЗ

Статья 4 1. постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором. 2.

Права граждан получивших вид на жительство в россии

Как получить вид на жительство в России: Видео Похожие статьи Для получения гражданства РФ потребуется собрать комплект документов и пройти ряд процедур. Своими силами это сделать очень не просто, исходя из этого доскональное знание всех нюансов и законов, а также грамотные подсказки экспертов – это Ваш шанс избежать некоторых проблемных обстоятельств и легально находиться на территории РФ. Получите помощь специалистов перейдя по ссылке. Выборы президента РФ 2018 в Анталии Турция.

Права и обязанности граждан получивших вид на жительство в россии

Это означает, что на основании ВНЖ мигрант может жить в России неограниченное количество лет, продлевая его каждый раз на новый период. Читайте подробнее, что такое ВНЖ.Читайте также Получению ВНЖ предшествует целый ряд обязательных миграционных формальностей, которые могут несколько отличаться в зависимости от категории заявителя. К примеру, жители Беларуси освобождены от обязанности получать РВП.
Они могут сразу перейти к оформлению статуса постоянного жителя. к содержаниюПорядок действий при получении ВНЖ Сразу следует отметить, что данная стадия легализации не является первой во всем процессе.

Что дает вид на жительство в россии?

Внимание

Однако данная категория иностранцев для того, чтобы получит гражданство России, должны отказаться от предыдущего в течение 2 лет. Если это условие не выполнится, мигрант лишится ВНЖ. Выдача вида на жительство При одобрении заявления, мигрант получает соответствующее уведомление.


После этого мигрант обязан явиться в органы ГУВМ для получения документа. Детей вписывают в вид на жительство родителей с фотографией, а при достижении 14 лет они получают собственный ВНЖ. РВП, при получении вида на жительство, утрачивает свое действие и подлежит изъятию.
Мигранты из Белоруссии получают вид на жительство сразу после того, как зарегистрируются на месте проживания в субъекте Российской Федерации. Однако требуется подтверждение дохода, необходимого для получения услуг, необходимых на территории государства. Вид на жительство выдается на срок от трех до пяти лет, в зависимости от оснований.
Регистрация ИП Согласно российскому законодательству открыть собственный бизнес в нашей стране может любое лицо, которое достигло совершеннолетия. Это означает, что зарегистрировать ИП могут:
  • граждане РФ;
  • лица иностранного происхождения;
  • апатриды.

Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по месту своей прописки, таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе. Рекомендуем изучите подробнее все аспекты, касающиеся предпринимательства с ВНЖ. к содержаниюМожно ли взять ипотеку с ВНЖ Финансовые трудности могут возникнуть в жизни любого человека.

Можно ли голосовать с видом на жительство

По сути вашего вопроса о нельзя точно ответить, потому как вы не указали относительно какой страны возник вопрос, потому как у каждой страны свое законодательство относительно прав граждан и людей, которые имеют вид на жительство! Поэтому ответ будет зависеть, в первую очередь, от страны! Я точно знаю только в отношении Великобритании, у меня родная сестра через этих ребят получила вид на жительство 2 года назад, реально профессионально срботали! И вот точно знаю, она рассказывала, что при этом она получила такие же права как гражданине, кроме прав голосовать и быть избранным! Если говорить не о России, а об Украине, то насколько я знаю, вид на жительство не позволяет иностранцам голосовать на выборах. Ведь это не оформление гражданства, человек как был гражданином своей страны, так им и остается. И голосовать на выборах он может в своей стране.

Оригинал взят у doctalovtyz в

Оригинал взят у mawgli в Одна из главных причин завоза ч#рок: по закону они теперь имеют право голосовать...за путмана

Не так давно жители Екатеринбурга с ужасом для себя сделали одно неприятное открытие:
Оказывается,
благодаря постановлению № 5/8 избирательной комиссии от 17 мая 2013 года,
на выборах в органы местного самоуправления смогут голосовать и избираться
иностранные граждане.
Подобными правами, как оказалось, теперь обладают граждане
Белоруссии, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана
постоянно проживающие на территории области.
Грубо говоря, вчерашние гастарбайтеры получили одинаковые права
с нашими собственными гражданами и могут не только голосовать на выборах,
определяя состав местной власти,
но и сами способны баллотироваться на все должности вплоть до мэра города.

Вот только то, что обнаружили в своём местном законодательстве жители Екатеринбурга,
это даже не вершина айсберга, а так, снежинка, лежащая на заснеженном горном склоне:
Всё дело в том,
что иностранцы обладают точно такими же правами на всей территории России.
В каждом муниципальном образовании и в каждом городе.

Это может показаться абсурдным,
но в России сегодня существует целая законодательная база,
которая гарантирует политические права иностранцам.
Иностранцы могут голосовать на любых местных выборах,
могут выступать в качестве наблюдателей, могут выдвигать своих кандидатов,
в том числе и на ключевые должности вроде мэра города
или председателя городской думы.
И это право им гарантировано целым рядом ключевых федеральных законов.

Как гласит статья 4 пункт 10 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан РФ»:

«На основании международных договоров и в порядке, установленном законом,
иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего
муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления».

О том же говорят Часть 1 статьи 3 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Часть 2 статьи 12 Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
Статья 3 Федерального закона
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
И везде, в каждом из этих законов, чётко прописано:
Постоянно проживающие на территории муниципального образования
иностранцы имеют право избирать и быть избранными.

Причём права эти даны весьма расплывчатой категории иностранцев
- все законы в один голос ссылаются на некие международные договора,
которые заключила Российская Федерация,
но что это за договора и с какими странами они были заключены, не уточняется.
Впрочем, некая информация об этих договорах всё-таки есть:

Так, согласно данным Избирательной Комиссии Алтайского края,
граждане Туркменистана, Республики Казахстан, Киргизской Республики
и Республики Беларусь имеют право голосовать на выборах глав
муниципальных образований и на выборах в представительные органы муниципальных
образований, а граждане Республики Армения - голосовать на местном референдуме.
Примерно такой же список приводит избирком Тюменской области.
Ну а упоминание в постановлении Екатеринбургской избирательной комиссии ещё
и граждан Таджикистана, позволяет внести в этот список и эту южную республику.

В общем, Беларусь и почти вся Средняя Азия.
Плюс некое подобие аналогичных прав имеют и граждане Армении.
Но, исходя из норм законов, получается,
что РФ может в любой момент расширить список стран,
чьи граждане получат политические права на местном уровне,
просто заключив некий абстрактный договор.
К примеру с Китаем.

Грубо говоря, сегодня мигранты обладают ровно теми же политическими правами
на муниципальном уровне, что и наши собственные граждане.
А теперь представим, что в каком-нибудь городе иностранцы составили 30% жителей.
Это уже очень серьёзная электоральная группа, а если к этому добавить ещё и тот факт,
что наши граждане хронически не ходят на выборы, в особенности на местные,
то любой кандидат, просто договорившись с лидерами диаспор,
сможет выиграть выборы и получить заветную должность.
Пообещав что-нибудь значимое этим самым диаспорам естественно.
Но точно с таким же успехом и сами иностранцы могут выставить своих собственных
депутатов или даже своего мэра на выборы и обеспечить им победу.
И всё, посёлок, район, или даже целый город, будут потеряны для наших граждан.
И потеряны они будут на вполне себе законных основаниях.

Но и это ещё не самое страшное:
Режим всё стремительнее теряет поддержку и очень скоро,
даже несмотря на все фальсификации, ему может банально не хватить голосов
от наших граждан.
И что мешает ему «немного расширить» избирательные права иностранцев?
Что мешает ему дать им ещё и право голосования на федеральном уровне?
А ничего не мешает.
Да и прецедент с выборами на муниципальном уровне имеется.

Что есть гражданство?
В первую очередь, гражданские права означают, что только жители данной
конкретной страны являются в ней единственным источником власти
и только им принадлежит исключительное право определять,
кто из них будет править страной в целом и каждой её территорией или поселением
в отдельности.
Но в современной России иностранцы, согласно действующим законам,
являются точно таким же «источником власти» что и граждане.
А это полностью подрывает всю концепцию гражданства как таковую
и ещё раз доказывает - сегодня Россия не принадлежит нам, её гражданам.

Ну а если государство «бесхозно» и иностранцы вправе определять его политику,
причём определять напрямую - через выборы и ключевые управленческие посты,
то долго ли оно просуществует? Боюсь что нет.