Порядок агитации. Агитация: что разрешено и запрещено кандидатам. Понятие предвыборной агитации

Будь то выборы старосты, капитана команды или президента Российской Федерации, победа на выборах требует сочетания харизмы, качественной избирательной кампании и убедительного посыла. Чтобы узнать, как убедить людей проголосовать за вас, ознакомьтесь с рекомендациями ниже.

Шаги

Знайте свою аудиторию

    Узнайте о насущных проблемах. Поговорите с избирателями, чтобы выяснить, что заботит их, в ходе данной избирательной кампании: обеспокоены ли они качеством руководства действующего президента или слишком высокими налогами. Узнайте как можно больше об этих проблемах и разработайте ясно обдуманные, но убедительные тезисы. Баллотируйтесь не только по той причине, что вы хотите выиграть. Вы действительно должны заботиться о вопросах, стоящих на кону.

    Исследуйте конкурентов. Выборы - это игра НЕ одного участника. Вы должны рассмотреть других кандидатов и выяснить, как превзойти их предвыборную кампанию и убедить людей проголосовать за вас, а не за них. Узнайте все, что необходимо о ваших основных конкурентах. Попробуйте выделиться на их фоне них по ключевым вопросам и поиграйте с их недостатками и скандалами, которые они, возможно, пытаются скрыть.

    Найдите поддержку. Само собой разумеется, что вы не сможете понравиться всем без исключения и проголосуют за вас не все, но, тем не менее, справедливо и то, что далеко не каждый избиратель представляет собой крепкий орешек. Найдите основные группы людей, которые с удовольствием проголосуют за вас, и начните работу с ними заранее. Эти сторонники являются чрезвычайно важными для организации добровольцев и повышения избирательных фондов. Не стоит уделять слишком много времени в попытках убедить эту группу проголосовать за вас, однако и не пренебрегайте ими полностью, ведь кандидат, так или иначе отчуждающийся от своих сторонников, практически ставит на себе крест.

    Найдите неуверенных избирателей. Категория неопределившихся избирателей приводит в бешенство политически подкованных, но, тем не менее, именно эта группа может решить исход выборов. Узнайте, что их волнует, какие факторы или политика может завоевать их голоса, а затем начни настойчивую работу с ними. После построения и организации своей группы поддержки привлечение избирателей, которые по-прежнему стоят на пороге выбора, и сторонников оппонентов стоит во главе угла миссии вашей кампании.

    Регулярно проводите опросы избирателей. Говорят, первый блин всегда получается комом. То же самое применимо и к первоначальной стратегии кампании. Именно поэтому необходимо проводить опросы избирателей, чтобы узнать, как продвигаются ваши дела на самом деле и какие изменения необходимо внести в кампанию. Обязательно сделайте разбивку ваших результатов опроса по демографическим группам, что бы понять, каков может быть расклад в реальной ситуации.

    Сделайте правильный посыл

    1. Расскажите историю. Избиратели нейтрально относятся к банальным холодным перечислениям пунктов избирательной кампании - их трогают цельные истории баллотирующихся. Из грязи в князи, борьба аутсайдера с укоренившимися интересами, движение, пытающееся восстановить общество, стабильность которого подорвана действиями посторонних или инсайдеров, - это истории, которым люди действительно верят. Ваша кампания должна поведать избирателям историю как о вас, так и о них, делающих выбор именно в вашу пользу. Ваши агитационные материалы должны содержать описание своего видения того, что эти выборы означают для вас и в какое русло направится развития общество, если оно выберет именно вас.

      Используйте наилучшую модель поведения. Печальная истина политики состоит в том, что люди склонны голосовать за самых харизматичных или самых опытных кандидатов вместо тех, которые в реальности предлагают наиболее эффективную политику. Многие выдающиеся кандидаты понесли поражение, продемонстрировав свою слишком жестокую или пассивную сторону. Люди должны чувствовать, что вы похожи на них, что они могут с вами подружиться или, по крайней мере, разделить трапезу с вами. Постарайтесь быть харизматичным, скромным, вежливым, доброжелательным и с чувством юмора, и избегайте смешивания своего имени с элитарным или чиновническим.

      Оставайтесь верными своему посылу. Как средства массовой информации, так и ваши конкуренты будут провоцировать вас на разговоры о скандалах из вашего прошлого, на вопросы, где ваша позиция несколько отличается от избирательской, или на все то, что в настоящее время превалирует в потоке новостей. Не отвлекайтесь! В ходе дебатов или агитационных мероприятий всегда возвращайте тему разговора к своему основному посылу.

      Придумайте лозунг. Сделайте его коротким и добрым - это должно быть что-то, что люди смогут вспомнить. Попробуйте зарифмовать его или оформить его в виде кричалки, которую люди смогут повторять. Будет еще лучше, если лозунг может помочь людям всегда помнить ваше имя. Нюансы политической программы, возможно, помогут вам заполучить одобрение, но среднестатистический избиратель будет помнить о вас ровно столько, сколько заложено в вашем лозунге, - поэтому убедитесь, что он выгодно отличает вас от оппонентов и соответствует тому, что волнует избирателя.

      • Если в вашей кампании есть один явно доминирующий вопрос, по которому вы можете занять определенную позицию, можно оформить его в следующие лозунги: "Иван Иванов: Люди, а не трубопроводы" или даже "Иван Иванов: Скажи “НЕТ” новым стоп-сигналам".
    2. Переходите в атаку. Вызовите ваших противников для публичного обсуждения любых спорных позиций, которые они, возможно, занимали в прошлом, или любых скелетов, которые они имеют в своем шкафу. Люди не слишком приемлют негативную агитацию, но она по-прежнему работает. Большое количество компромата может иметь негативные последствия для вас, но успешные кампании должны иметь некоторый укус. Голос против вашего оппонента так же хорош, как и голос в вашу пользу.

      • Если это возможно, постарайтесь заиметь третье лицо, которое бы сконцентрировалось на критическом аспекте, в то время как вы остаетесь в стороне. Успешные кандидаты в президенты часто позволяют своим кандидатам на пост вице-президента выступать в качестве "служебной собаки", при этом сосредотачиваясь на положительных моментах.

    Ведите выигрышную кампанию

    1. Задействуйте добровольцев. Даже при относительно небольших выборах очень трудно запустить выигрышную кампанию, полагаясь на собственные силы. Привлеките добровольцев, чтобы помочь вам организовать ваши агитационные мероприятия и донести вашу программу до избирателей. Задействуйте в помощь вам своих друзей и семью. Один убежденный волонтер может стоить сотни голосов в день выборов.

      Отдавайте предпочтение личным контактам. Лично общайтесь с максимальным количеством людей. Даже в эпоху цифровых технологий разговор лицом к лицу по-прежнему остается наилучшим способом донести свою позицию. Сделайте так, чтобы ваши самые убежденные волонтеры и другие участники вашей предвыборной кампании постоянно базировались в непосредственной близости в вам. Как можно чаще встречайтесь с избирателями в оживленных публичных местах и на крупных событиях. Возможно, некоторые люди отвергнут вас, но те, которые задержатся, чтобы послушать вас - или даже пожать вашу руку - будут гораздо более склонны к тому, чтобы проголосовать именно за вас.

    2. Распространяйте личную символику. Наиболее характерные продукты любой большой кампании - плакаты, брошюры, кнопки, наклейки на бампер и футболки. На многих из них нет ничего, кроме имени и лозунга кандидата - или даже просто логотипа. Они значат не слишком много для непосредственного привлечения на свою сторону отдельного избирателя, но, по крайней мере, он сможет уловить ваше имя на них и, возможно, зайти на ваш личный сайт. Они также демонстрируют избирателям, в каких районах вы уже оказываете поддержку, и многие из избирателей становятся готовыми присоединиться к движению, когда оно уже в какой-то степени популярно.

      • Возможно, вы ничего не измените, если разместите агитационные знаки около своего дома, однако ваши добровольцы будут несколько подавлены, если им придется агитировать в районе, который кишит знаками исключительно вашего ярого оппонента. Политика - это гонка вооружений. Если ваши оппоненты что-то делают, вы должны быть готовы, чтобы соответствовать им.
    • Изучите кампании великих политиков, чтобы изучить стратегии, которые работали в прошлом.
    • Не прибегайте к плагиату! Если вы не будете оригинальным, за вас почти наверняка не проголосуют.

    Предупреждения

    • Кампании может быть чрезвычайно утомительной. Вы должны будете вложить в нее все возможное, но не слишком перетруждайте себя. В отличие от удачной речи, одна скомканная может навести фурор в СМИ, поэтому просто постарайтесь немного поспать.

Текст статьи 5.10 КоАП РФ в новой редакции.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения - отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект - установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.

Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 - 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.

В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 - 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду - зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

Воинские части, военные учреждения и организации;

Благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;

Избирательные комиссии (комиссии референдума);

Иностранные юридические лица;

Международные организации и международные общественные движения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).

2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании - см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Агитационный период

Период проведения предвыборной агитации по общему правилу начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается за сутки до дня голосования. Таким образом, данная стадия начинается одновременно со стадией выдвижения кандидатов и заканчивается за 24 часа до начала последней стадии (голосования и определения его итогов, результатов выборов и их опубликования).

Однако такие отклонения не являются существенными и не могут поставить под сомнение обоснованность и целесообразность выделения предвыборной агитации в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, поскольку она имеет свою специфическую цель, особый круг субъектов, предусматривает своеобразные избирательные действия и процедуры.

Предвыборная агитация как правовой институт

Нормы, регулирующие правила проведения предвыборной агитации, имеют общий предмет (агитационная деятельность субъектов избирательного процесса) и тесно связаны между собой, на основании чего ученые традиционно выделяют институт предвыборной агитации. При этом необходимо отметить, что институт предвыборной агитации, наряду с информированием, является составляющей частью института информационного обеспечения избирательного процесса.

Общие условия проведения предвыборной агитации

Общими условиями проведения предвыборной агитации в любой форме являются установленные законодательством требования к субъектам предвыборной агитации и к срокам ее проведения.

Субъектов предвыборной агитации можно разделить на две группы – субъекты, наделенные общим агитационным правовым статусом, и субъекты, наделенные специальным агитационным правовым статусом.

Общим агитационным правовым статусом наделены те участники избирательного процесса, которые реализуют активное избирательное право, – граждане и общественные объединения.

Пункт 1 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. В соответствии с подп, "е" п. 7 данной статьи этим правом наделены также и иностранные граждане, обладающие в соответствии с международными договорами и избирательным законодательством РФ правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Однако необходимо подчеркнуть, что самостоятельно граждане и общественные объединения в соответствии с избирательным законодательством имеют возможность проводить предвыборную агитацию только теми методами, которые не требуют финансовых затрат (собрания, диспуты, дискуссии, демонстрации, шествия, пикетирования, беседы, выступления, призывы, доклады, лекции и т.д.), поскольку в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав любая предвыборная агитация должна быть оплачена из избирательного фонда, а правом создавать избирательные фонды в настоящее время обладают только кандидаты и избирательные объединения.

Некоторые вопросы общего агитационного правового статуса были рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации". В частности, Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу ст. 29 (ч. 4) и 32 (ч. 2) Конституции РФ граждане Российской Федерации, будучи носителями активного избирательного права и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, – в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции.

Специальным агитационным правовым статусом обладают те субъекты избирательного процесса, которые в ходе избирательной кампании реализуют пассивное избирательное право – кандидаты и избирательные объединения.

В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав кандидаты и избирательные объединения самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Однако, как было указано выше, все расходы на предвыборную агитацию должны осуществляться исключительно за счет средств избирательных фондов.

Кроме того, зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов, обладают правом на получение бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, на получение на безвозмездной основе помещений для проведения агитационных мероприятий. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям содействие.

Рассматривая вопрос о субъектах предвыборной агитации, необходимо подчеркнуть, что Закон о гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень лиц, которые не имеют права проводить предвыборную агитацию, а также не имеют права выпускать и распространять любые агитационные материалы. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации и др. (п. 7 ст. 48).

Агитационный период – период избирательной кампании, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. По общему правилу он начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Помимо общего агитационного периода Закон о гарантиях избирательных прав предусматривает также и специальный период. В соответствии с п. 2 ст. 49 предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования. Этот срок распространяется на проведение агитации с использованием как государственных, так и негосударственных СМИ. Телевидение и радио – наиболее мощные средства распространения любой, в том числе и агитационной, информации. Ограничение временного периода, в течение которого разрешается использовать данный метод предвыборной агитации, необходимо, прежде всего, для того, чтобы исключить чрезмерное воздействие на сознание избирателей и тем самым создать условия для свободного осуществления ими своего выбора. В то же время период между регистрацией всех кандидатов и датой, когда можно начинать вести предвыборную борьбу на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях, необходим для проведения ряда мероприятий, например жеребьевки, по распределению платных и бесплатных эфирного времени и печатных площадей.

Окончанием срока проведения агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях является общий срок окончания агитационного периода: ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

В целом целесообразность запрещения предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день не подлежит сомнению. Избирателю предоставляются сутки для того, чтобы он мог определиться со своими предпочтениями без какого-либо воздействия со стороны заинтересованных лиц и совершить свободный, осознанный выбор.

Статья 49 Закона о гарантиях избирательных прав предусматривает еще одно исключение из общего правила: согласно п. 4 данной статьи агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

1)через средства массовой информации;

2)путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

3)путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе:

1) передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное;

2) при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ;

3) cо дня регистрации до подведения общих итогов голосования проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

4) принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:

1) оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями..

Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. См. статьи (26-29)

62.Права и обязанности кандидатов и избирательных объединений.

Все кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их представители обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Во-первых, они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору (т.е. в частных фирмах), на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности.

Программа кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) не должна провозглашать идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, в том числе классовой исключительности либо вражды, содержать призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики, прав и свобод человека, совершению иных действий, противоречащих Конституции и законам Российской Федерации.

При нарушении указанных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения такой программы после регистрации - отменить ее.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей (в том числе по финансовым вопросам) соответствующими избирательными комиссиями.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат обязан не позднее чем через 30 дней после окончания выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах, источниках и о расходовании своего избирательного фонда.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право проводить встречи со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме.

Собрания и встречи кандидатов с избирателями проводятся в нерабочее время.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Однако предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, запрещается.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).

Распространение анонимных печатных материалов запрещается.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Зарегистрированный кандидат должен вести предвыборную агитацию, соблюдая правила, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о выборах.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Законодательство разделяет понятия «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии. Они предоставляют полную информацию о предстоящих выборах – о процедуре, всех кандидатах и т.д.

Если кратко, то цель агитации – склонить избирателя в определенную сторону, а информирования – предоставить избирателю объективную информацию.

В случае выборов в коллегиальный орган власти форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законами:

  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

В случае выборов президента РФ форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Каждый кандидат, участвующий в выборах, имеет право на предвыборную агитацию. Кандидат или избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы предвыборной агитации.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Запрещена предвыборная агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Агитационный период для кандидата или избирательного объединения начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов.

Формы и методы предвыборной агитации

Проведение предвыборной агитации в РФ должно проходить в допускаемых законом формах и законными методами.

  • на каналах организаций телерадиовещания и в СМИ
  • посредством проведения массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий, собраний, публичных дебатов и дискуссий
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов
  • иными не запрещенными законом методами предвыборной агитации
  • призывать голосовать за или против кандидата или списка кандидатов;
  • выражать предпочтение кандидату или списку кандидатов любым законным способом;
  • рассказывать о возможных последствиях в случае, если кандидат будет или не будет избран, если список кандидатов будет допущен или не допущен к распределению мандатов;
  • распространять информацию о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями;
  • распространять информацию о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • любая законная деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату.

Нарушения в предвыборной агитации

Нарушениями предвыборной агитации являются:

  • привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
  • использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
  • предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
  • использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.

Законом также запрещается проводить предвыборную агитацию:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям и учрежденным ими организациям;
  • членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.

Запрещено нарушать сроки предвыборной агитации и агитировать за день до голосования, в так называемый «день тишины» и в день голосования.

Предвыборная агитация в СМИ

Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений.

Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. За исключением СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.