Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях. Доказывание и доказательства в административном производстве по делам об административных правонарушениях В данной работе, наряду с источниками административного права - Конституц

В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения этого проступка, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, виновно в его совершении, а также учесть ряд иных обстоятельств, которые могут повлиять на исход дела (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, сведения о характере и размере причиненного вреда и др.).

Доказывание - это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств. Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которых оно находится. Относимостъ доказательств - это способность доказательств обосновывать, доказывать, опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, т. е. относиться к предмету доказывания. Допустимость доказательств означает, что, во-первых, известно происхождение полученных сведений и оно может быть проверено, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которых оно находится, не нарушены права других участников производства по делу. Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, даже если они были получены от лица, вызванного в качестве свидетеля, эксперта, изложены в документе и т. д. Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т. д.). Не могут также использоваться в качестве доказательств материалы, не приобщенные к делу. Обстоятельства, устанавливаемые доказательствами, можно разделить на две группы: к первой группе относятся обстоятельства, входящие в предмет доказывания; ко второй - обстоятельства, которые непосредственно с предметом доказывания не связаны, но имеют значение для установления истины (промежуточные факты). Знание обстоятельств, относящихся ко второй группе, установление их связей с обстоятельствами предмета доказывания позволяют составить полную картину правонарушения.

доказательства принято классифицировать по различным основаниям: По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы. Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации - физическое лицо. Вещественные доказательства - это материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные. Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения). Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).

Эти данные устанавливаются:

протоколом об административном правонарушении;

Ø иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

Ø объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

Ø показаниями потерпевшего, свидетелей;

Ø заключениями эксперта;

Ø иными документами;

Ø показаниями специальных технических средств;

Ø вещественными доказательствами.

79. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставление и административное задержание граждан.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установления личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности. Доставление , то есть принудительное препровождение физического лица. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным. Доставление может осуществляться: 1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) 2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел 5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации 10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил - в служебное помещение таможенного органа; Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. Административное задержание - мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание.. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы). Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа. Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении: - посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;- совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации; - о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции. Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.

80. Меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях: привод, изъятие вещей и документов, арест товаров.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установления личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объектив ному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, применяется привод ука занных физических лиц либо законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Привод осуществляется на основании определения о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении. Привод исполняется органом внутренних дел (милицией) в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ. Сотрудник милиции, выделенный для исполнения привода, на основании имеющихся в определении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода. При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода, немедленно извещаются судья, орган, должностное лицо, вынесшие определение о приводе. При отсутствии у лица, подлежащего приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок и правлаа возмещения расходов, а также последствия уклонения от явки. Если лицо, подлежащее приводу, выразило желание добровольно следовать к месту вызова, у него берется письменное обязательство о явке к назначенному сроку, которое начальник органа внутренних дел (милиции) немедленно направляет судье, органу, должностно му лицу, вынесшим определение о приводе. В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его сотрудником милиции. Применение оружия, наручников и связывание при этом категорически запрещаются. Лица, исполняющие привод, обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих честь и достоинство доставляемого, по возможности удовлетворять его за конные требования и просьбы. Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Привод несовершенно летнего свидетеля, не достигшего 16 лет, производится с уве домлением его родителей либо иных законных представителей. Привод несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также, как правило, требует уведомления названных лиц. В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих явке по вызову, орган внутренних дел (милиция) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу. Изъятие вещей и докум ентов - мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая заключается в принудительном прекращении владения (пользования, распоряжения) лицом определенной вещью (предметом) или документом и направлена на обеспечение доказательственной базы по делу. Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Арест товаров , явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном право нарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, , на которые наложен арест. Копия протокола об аресте товаров, вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

81. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице досмотр территории, досмотр транспортного средства.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице, понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа, груза и другого имущества гражданина со вскрытием тары, упаковок, замков (в отличие от осмотра, который проводится визуально, без вскрытия тары, упаковок, замков). Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в случаях: когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения; при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах; когда очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; когда имеются показания технических средств контроля и в некоторых других случаях. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание. Это сотрудники: органов внутренних дел (милиции); ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов Российской транспортной инспекции. Досмотру должно предшествовать предложение должностного лица, уполномоченного произвести досмотр, лицу, в отношении которого имеются данные о совершении им административного правонарушения, предъявить документы, подтверждающие его личность, а также документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения. При осуществлении личного досмотра необходимо обеспечить защиту безопасности досматриваемого лица, его здоровья, чести и достоинства. Ни в коем случае нельзя разглашать сведения, ставшие известными должностным лицам при осуществлении личного досмотра, которые компрометируют досмотренное лицо. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. Досмотр вещей производится, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). Это случаи, когда: истек срок хранения вещей в автоматических камерах хранения; не удалось установить или доставить собственника данных вещей или предметов; имеются сведения о наличии в них взрывных устройств и др. В любом случае при досмотре должна быть обеспечена сохранность досматриваемых вещей и предметов, их товарного внешнего вида. Досмотр транспортного средства любого вида, т. е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется также в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр производится с открытием салона, багажника, кузова в присутствии двух понятых. Его осуществляют должностные лица дорожно-патрульной службы ГИБДД, органов Российской транспортной инспекции, военной автомобильной инспекции. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. Факт осуществления досмотра транспортного средства и его результаты в обязательном порядке фиксируются в протоколе. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

82. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: временный запрет деятельности, залог за арестованное судно.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности применяется, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Эта мера обеспечения производства по делу осуществляется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и некоторых других негативных последствий. Применение временного запрета деятельности допускается только в том случае, если предотвращение таких последствий иными способами невозможно. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются: основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется производство; объект, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности; объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Залог за арестованное судно Данная мера может применяться в отношении российских и иностранных судов, зарегистрированных в России или иностранном государстве и явившихся орудием совершения одного из административных правонарушений.

Залог за арестованное судно применяется в обязательном порядке в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Ходатайство о применении залога в письменной форме направляется в суд или должностному лицу, в производстве которых находится дело. Должностное лицо при получении ходатайства о применении залога за арестованное судно обязано немедленно в течение 3 суток направить указанное ходатайство со всеми материалами дела в суд, уполномоченный рассматривать данное дело. Решение о применении залога за арестованное судно и размере указанного залога принимается судом в срок не более 10 дней со дня получения ходатайства. Размер залога за арестованное судно определяется судом с учетом размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ, или с учетом определяемых на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения или размера ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения. Размер залога за арестованное судно не может быть менее размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения. Решение судьи о применении залога за арестованное судно выносится в форме определения, которое может быть обжаловано.Копии определения о применении залога за арестованное судно вручаются должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, залогодателю или его законному представителю, физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю указанного юридического лица либо защитнику. Деньги, являющиеся предметом залога за арестованное судно, вносятся на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. О принятии указанного залога судом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. О применении залога за арестованное судно МИД России незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага иностранного судна в России.

83. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, отстранение от управлением транспортным средством

Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство приводится в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судоводителя) в транспортном средстве и т. д.

Судоводители подлежат отстранению от управления транспортным средством, если имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Водители автомототранспортных средств подлежат отстранению от управления транспортным средством в случаях, если: 1) в отношении них имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения; 2) они не имеют права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишены этого права; 3) не имеют при себе документов на право управления транспортным средством, регистрационных документов на транспортное средство, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца; 4) управляют транспортными средствами, которые имеют заведомо неисправные тормозную систему (за исключением стояночного тормоза), рулевое управление или сцепное устройство в составе поезда.

Отстраненное от управления транспортным средством лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Такими достаточными данными являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Для того чтобы отстранить водителя от управления и направить на медицинское освидетельствование, достаточно также заявления граждан или признания самого водителя об употреблении им спиртных напитков.

При этом важно уяснить, что под управлением следует понимать выполнение водителем своих функций только во время движения транспортного средства. Наличие перечисленных факторов, когда водитель находится в транспортном средстве, стоящем в гараже, на парковке, стоянке, при выполнении водителем ремонтных работ не может являться основанием для направления его на освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Такими лицами являются сотрудники полиции, в том числе ГИБДД, должностные лица органов рыбоохраны...

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям. Освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку. Результаты освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования. Такой акт составляется в двух экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения. Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения. Этот экземпляр акта приобщается к протоколу об отстранении лица от управления транспортным средством и направлении его на медицинское освидетельствование. Второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения. Если в результате освидетельствования факт опьянения не подтверждается, транспортное средство возвращается водителю.

84. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: изъятие вещей и документов.

- изъятие вещей и документов. Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения, или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении

Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде.

Составляется протокол. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

85. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

КоАП РФ предусматривает в ряде случаев необходимость задержания транспортного средства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ задержание судна осуществляется в случаях управления им лицом, находящимся в состоянии опьянения, или уклонения лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Задержание же автомототранспортных средств осуществляется в случаях :

1) управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца; 2) управления транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортным средством или лишенным этого права; 3) управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 4) управления транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе поезда; 5) нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле.

В случае управления транспортным средством водителем, не имеющим права на управление, транспортное средство задерживается в тех случаях, когда водитель вообще не имеет права на управление транспортными средствами, и в тех случаях, когда имеющееся у водителя водительское удостоверение не позволяет управлять транспортным средством данной категории.

Во всех перечисленных случаях транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

В КоАП РФ установлена новая процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - запрещение эксплуатации транспортного средства . Эта мера выражается в снятии с транспортного средства государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации.

Запрещение эксплуатации транспортного средства, согласно ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ, осуществляется в случаях нарушения правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин; управления транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, что не может вызывать возражений.

Однако согласно этой же части данной статьи запрещение эксплуатации транспортных средств производится и в случаях совершения нарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, т. е. при управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе поезда, что вызывает недоумение. Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ в подобных случаях транспортное средство задерживается, а это не идентично запрещению.его эксплуатации. Это противоречие при доработке Кодекса должно быть устранено.

Задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации производятся должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, совершение которых послужило основанием для осуществления этих мер.

О задержании транспортного средства или о запрещении его эксплуатации либо составляется отдельный протокол, либо делается запись в протоколе об административном правонарушении. К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право лицо, во владении которого находится транспортное средство, требовать составления самостоятельного протокола о его задержании (запрещении эксплуатации).

Копия протокола о задержании транспортного средства или протокола о запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Присутствие понятых при составлении протокола о задержании транспортного средства или протокола о запрещении его эксплуатации законом не предусмотрено. Однако протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.

Литература:

Основная:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (гл. 26, 27): [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 694: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Об утверждении инструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. Анненков, А.Ю. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Анненков // Административное право и процесс. – 2011. – № 12.

7. Горяинов, А. И. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, применяемые в отношении транспортного средства / А. И. Гаряинов, В. В. Кузин, А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. – 2009. – № 5.

8. Кизилов, В. В. Предмет доказывания, доказательства и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях гражданских служащих / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. – 2011. – № 8.

9. Кизилов, В. В. Доказательства по делам об административных правонарушениях гражданских служащих / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. – 2011. – № 9.

10. Куратов, А.А. Организация меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде принудительного привода / А.А. Куратов // Административное право и процесс. – 2011. – № 6.

11. Самбор, Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека / Н.А. Самбор // Административное право и процесс. – 2012. – № 12.

12. Соколов, А.Ю. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 10.

13. Соколов, А.Ю. Отстранение от управления транспортным средством как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 11.

14. Соколов, А.Ю. Проблемные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны правил рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды обитания / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 12.

15. Суворова, Ю.В. К вопросу о временном запрете деятельности как мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении / Ю.В. Суворова // Российская юстиция. – 2013. – № 6.

Дополнительная:

1. Знаменщикова, Н. Н. Порядок и особенности прав и свобод и законных интересов граждан в процессе осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Казина, Т. В. Понятие и содержание доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Марфицин, П.Г. Доказательство и доказывание в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях: сравнительно-правовой анализ / П.Г. Марфицин, А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2012. – № 5.

4. Марфицин, П.Г. Показания и объяснения в административно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве: вопросы и терминологии / П.Г. Марфицин, А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2013. – № 5.

5. Нобель, А.Р. Вопросы использования в доказывания по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, и документов, полученных в результате осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Р. Нобель // Административное и муниципальное право. – 2013, № 7.

6. Ребец, К. В. Документы как источник доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях / К. В. Ребец // Административное и муниципальное право. – 2009. – № 4.

При рассмотрении вопросов темы обучаемому необходимо: 1) раскрыть понятие мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставления, административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятия вещей и документов, отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, привода, временного запрета деятельности и т.д.); 2) обозначить правовую основу применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 3) назвать цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 4) назвать основания, порядок и пределы применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 5) перечислить субъекты применения, порядок и сроки оформления применения мер; 6) обозначить процессуальное оформление применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

При рассмотрении вопросов темы обучаемому необходимо: во-первых, раскрыть содержание и особенности обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении; во-вторых, назвать источники доказательств, как объективные, так и субъективные в виде: объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей, заключение эксперта, специалиста, протоколы, предусмотренные КоАП РФ, показания специальных технических средств и иные вещественные доказательства; в третьих, более детально рассмотреть необходимость проведения экспертизы, взятия проб и образцов, выполнение поручений и запросов по делу об административном правонарушении, истребовании сведений, оценку доказательств.

Административное правонарушение - это понятие, с которым может столкнуться каждый человек и гражданин государства. Нередко случается и так, что люди становятся правонарушителями или потерпевшей стороной. Для того чтобы привлечь виновное лицо к ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, при наличии которого уполномоченными на то органами открывается производство по делу. В процессе его формирования производится сбор доказательств, которые впоследствии используются в суде для разбирательства в сути дела.

Каким бывают доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях? Что такое предмет доказывания? Какими методами производится сбор доказательств по делам об административных правонарушениях? Об этом далее.

Понятие административного правонарушения

Перед тем как начать рассматривать вопросы, связанные с доказательствами, следует разобраться в том, что же будет признано административным правонарушением.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что административное правонарушение - это деяние, которое может быть исполнено в пассивной форме, то есть, проявиться в бездействии. Данное действие может быть совершено физическим лицом, то есть человеком или юридическим лицом (любое предприятие, учреждение или организация).

По административным правонарушениям имеются статьи в КоАП РФ, которые характеризуют состав совершенного деяния. Как правило, действие/бездействие человека или юридического лица, в соответствии с данными составами, направлено против некоторых общественных отношений, в частности, таковыми могут быть те, что имеются в сфере общественной нравственности, здоровья населения, порядка, экологии и т.п.

Понятие доказательства по делу об административном правонарушении

Для того, чтобы в процессе производства как следует разобраться во всей сути дела, следственные органы должны рассмотреть все доказательства, которые указывают на наличие вины (и ее степень) подозреваемого лица. Доказательствами по делам об административных правонарушениях являются все фактические данные, которые указывают на наличие или, наоборот, отсутствие у виновного деяния со стороны физического или юридического лица. Все сведения подобного рода должны иметь определенное значение для ведения дела, относиться непосредственно к нему, а также указывать на виновность или невиновность данного лица.

Источники доказательств

Законными доказательствами по делам об административных правонарушениях являются те, которые были добыты из разрешенных в нормативных актах источников - полный их перечень указывается в КоАП РФ.

В первую очередь суд и должностные органы, в ведении которых находится производство по делу, должны принимать во внимание показания свидетелей совершения правонарушения (если таковые имеются). Подобные показания - один из основных источников доказательств по делам об административных правонарушениях. Кроме этого, во внимание также принимаются показания самого лица, в отношении которого ведется производство по делу. Наибольшее количество доказательств должностное лицо, рассматривающее дело, может получить из протокола, который был составлен в процессе документирования состава правонарушения.

Во внимание также могут быть взяты заключения экспертов или специалистов в области той либо иной сферы, а также показания, предоставленные техническим средствами. Немаловажное значение также имеют вещественные доказательства, которые относятся к отдельной большой группе.

Допустимость доказательств

Все доказательства по делу об административном правонарушении должны быть допустимыми. Это означает, что каждое из них должно быть добыто исключительно законными методами при соблюдении всех процедур, необходимых для этого.

В законодательстве также указывается на то, что любое доказательство должно быть проверено, и к нему в любой момент можно обратиться для проверки источника. Кроме всего прочего, допустимость доказательств подразумевает сбор доказательств должностными лицами без превышения своих полномочий и злоупотребления ими. В данном процессе ни в коем случае не должны быть нарушены права других лиц, в том числе и участников дела.

Относимость доказательств

Кроме допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях, существует еще значение относимости. Другими словами, каждый факт, который предоставляется на рассмотрение должностному лицу по сути вопроса, должен полностью относиться к предмету доказывания. Любой факт или сведение должны обосновывать или, наоборот, опровергать те обстоятельства, которые являются предметом рассмотрения.

Какие сведения не могут быть доказательствами

В законодательстве предусмотрен небольшой перечень тех обстоятельств, при наличии которых полученные данные не могут выступать доказательными по делу об административном правонарушении. В первую очередь таковыми не считаются слухи, домыслы, а также предположения лиц даже в том случае, если они были представлены человеком, проходящим по делу в качестве свидетеля. Не являются прямыми доказательствами также и данные, которые были получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, но на момент их представления не были проверены. В таком случае суд или должностные органы могут рассматривать их как ориентировочные материалы, а приобщить к делу на правах допустимых доказательств их можно только после уяснения и уточнения. Если в процессе разбирательства по существу имеются материалы, которые относятся к делу, но не приобщены к нему, то такие сведения также не могут быть допустимыми доказательствами.

Процесс доказывания

В ходе разбирательства по существу дела нельзя обойтись без такой процедуры, как доказывание. Она подразумевает действия для установления истины по факту совершившегося правонарушения. Причем данная истина должна быть исключительно объективной.

Данный процесс подразумевает не только рассмотрение имеющихся фактов и установление их относимости к делу, но и сбор доказательств по делу об административном правонарушении, их исследование, а также оценку.

Все полученные факты должны быть надлежащим образом отражены в материалах дела.

Виды доказательств

Все доказательства, которые могут быть представлены в материалах дела, законодательство делит на несколько категорий, в зависимости от различных факторов. По источнику происхождения принято отделять друг от друга документы, личные и вещественные доказательства. Документы - это носители, на которых в письменной или иной форме зафиксированы сведения о совершении правонарушения. Что касается вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях, то они представляют собой исключительно предметы, которые являются орудием правонарушения или несут в себе информацию по рассматриваемому вопросу. Вещественным доказательством может послужить, например, материальный объект правонарушения, орудие, а также фотоснимки.

Что касается личных доказательств, то к ним относятся показания, предоставляемые свидетелями, объяснения нарушителя, а также любая другая информация, которая предоставляется физическим лицом.

Имеется и другой признак, по которому классифицируются административные правонарушения, - это способ формирования доказательств. По данному критерию все доказательства разделены на первоначальные и производные. К первому случаю относятся факты, взятые напрямую из источника, а ко второму те, которые были получены на основе имеющихся первоначальных сведений, через некоторых посредников.

И наконец, третья группа в классификации доказательств - по характеру взаимосвязи между доказательством и фактом, который подлежит установлению. По данному критерию они делятся на прямые и косвенные. Прямые четко указывают на причастность физического или юридического лица к предмету доказывания доказательства по делу об административном правонарушении. Косвенные же служат обоснованием для каких-либо фактов, которые могут послужить разгадкой к раскрытию сути дела.

Процессуальная форма вещественных доказательств

Любое вещественное доказательств, которое участвует в деле об административном правонарушении, должно быть правильно оформлено. В законе предусмотрена четкая инструкция того, как именно это должны сделать уполномоченные органы.

В первую очередь в процессе рассмотрения данного объекта важно процессуальное оформление факта его обнаружения или процесса получения предмета уполномоченным лицом. Кроме этого, необходимо в обязательном порядке подробно описать его и указать в деле, что данный объект является вещественным доказательством. Кроме всего вышеперечисленного, также важен факт приобщения доказательства к делу - в противном случае оно не может быть использовано как таковое.

Любое вещественное доказательство должно храниться в материалах дела до того момента, пока не будет вынесено окончательное постановление или решение о наложении административного взыскания.

Документы как доказательства

Такой тип доказательств по делу об административном правонарушении имеет важное значение в ходе судебного разбирательства. Любой документ, который используется в процессе, должен быть относимым и допустимым, в противном случае он не может быть использован для рассмотрения вопроса по существу. Что касается формы предоставления информации, то она может быть любой: в ходе рассмотрения используются как бумажные, так и электронные (и любые другие) носители. Основное требование к документам - это их правдивость и относимость к делу.

К понятию документа как источника доказательств может быть отнесена также видеозапись или звуковая дорожка. Кроме этого, в судебном заседании доказательством могут быть признаны материалы кинолент, фото, а также данные, взятые из информационных справочников, банков данных, баз, а также из других аналогичных источников.

Экспертиза и показания специальных технических средств

Данный вариант доказательств становится все более популярным в современном мире. Нередко органы, проводящие расследования по делам об административных правонарушениях, обращаются к специалистам и экспертам, которые являются профессионалами при разъяснениях различных вопросов.

Экспертиза может быть назначена по делам, в которых необходимо профессиональное разъяснение определенных моментов, важных для разрешения дела по существу. Она проводится исключительно одним специалистом или группой. По результатам проведенного исследования в обязательном порядке составляется заключение с подписью ответственного лица.

Использование показаний специальных технических средств - это еще один вариант получения доказательств, который довольно схож с работой эксперта. В отличие от первого варианта, в данном случае вся информация предоставляется специально разработанным прибором или оборудованием.

Фальсификация доказательств

В процессе изучения материалов, предоставленных в деле, должностное лицо опирается исключительно на предоставленные ему доказательства. Для того, чтобы вынесенное решение было честным и справедливым, законодательство запрещает какую бы то ни было фальсификацию доказательств по делам об административных правонарушениях. В противном случае, лицо, которое умышленно свершило подделку документов или иного доказательства, предоставило ложные сведения и показания, несет ответственность, установленную Уголовным Кодексом РФ.

Вопрос 286. Особенности доказывания по делу об административном правонарушении.

В ст. 26.1 КоАП указан перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Затем устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Им может быть физическое или юридическое лицо.

Обязательному установлению подлежит виновность лица в совершенном им правонарушении, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие.

При наложении административных наказаний подлежат доказыванию обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Их перечень содержится соответственно в ст. 4.2 и 4.3 КоАП. При этом необходимо учитывать, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также подлежат выяснению. Это обусловлено тем, что в целом ряде случаев нанесенный ущерб является обязательным признаком состава правонарушения. Кроме того, в ст. 4.7 КоАПрегламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, содержатся в ст. 24.5 КоАП. Их выяснение имеет важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К таким обстоятельствам относятся:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

1) отмена закона, установившего административную ответственность;

2) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

3) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Доказыванию подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу – его имущественное и финансовое положение.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Важное значение имеет решение вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Под относимостью доказательств понимается наличие причинной, объективной связи доказательства с установленными по делу обстоятельствами. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных. Следует также иметь в виду, что Пленум ВС РФ в своем постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

В целях получения доказательств судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, – незамедлительно.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 24. 7. Издержки по делу об административном правонарушении 1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 29. 10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Статья 29. 12. Определение по делу об административном правонарушении 1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;2) дата

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении 1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении 1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;2) дата и

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

СТАТЬЯ 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении 1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку)

Из книги автора

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении 1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;2) сумм,

Из книги автора

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Из книги автора

Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении 1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;2) дата

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 282. Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов, КоАП

Из книги автора

Вопрос 284. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, виды, основания и порядок применения. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1.КоАП):В целях пресечения административного правонарушения,

Из книги автора

4.4. Производство по делу об административном правонарушении 4.4.1. Возбуждение дела об административном правонарушении Основаниями для возбуждения административного производства являются обстоятельства, перечисленные в ст. 28.1 КоАП РФ. Во-первых, это непосредственное

Из книги автора

4.4.2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае, если имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу. В таком случае должностное

Из книги автора

4.5. Участники производства по делу об административном правонарушении 4.5.1. Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со

В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения этого проступка, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, виновно в его совершении, а также учесть ряд иных обстоятельств, которые могут повлиять на исход дела (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, сведения о характере и размере причиненного вреда и др.).

Особое значение при этом имеет выяснение обстоятельств, связанных с установлением виновности лица в совершении административного правонарушения.

Доказывание - это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой - фиксации в определенных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

Доказательства всегда представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах.

Это определяет такие качества доказательств, как их относимость и допустимость.

Относимостъ доказательств - это способность доказательств обосновывать, доказывать, опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, т. е. относиться к предмету доказывания.

Допустимость доказательств означает, что, во-первых, известно происхождение полученных сведений и они могут быть проверены, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; и, в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.

Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, даже если они были получены от лица, вызванного в качестве свидетеля, эксперта, изложены в документе и т. д. Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т.д.). Не могут также использоваться в качестве доказательств материалы, не приобщенные к делу.

Обстоятельства, устанавливаемые доказательствами, можно разделить на две группы: к первой группе относятся обстоятельства, входящие в предмет доказывания; ко второй - обстоятельства, которые непосредственно с предметом доказывания не связаны, но имеют значение для установления истины (промежуточные факты). Знание обстоятельств, относящихся ко второй группе, установление их связей с обстоятельствами предмета доказывания позволяют составить полную картину правонарушения.

С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.

По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации - физическое лицо.

Вещественные доказательства - это материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения

правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения. Фотоснимки также относятся к вещественным

доказательствам, если они сделаны в процессе совершения правонарушения либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Примером фотографии как вещественного доказательства служит фотография проезда перекрестка автомобилем на запрещающий сигнал светофора, полученная с помощью автоматического фотодокументирующего прибора.

Документы - это материалы, которые содержат сведения,

зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко-, кино- и видеозаписи, базы и банки данных, иная информация, содержащаяся на магнитных и оптических дисках, магнитной ленте и других носителях.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.

Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).

Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

В зависимости от способа формирования доказательства может быть первоначальными и производными.

Первоначальными доказательствами являются те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

К производным доказательствам относятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). Производные доказательства - это и копии документов, слепки следов.

Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).

Для каждого вида доказательств закон определяет соответствующие правила собирания и закрепления, учитывающие их особенности. Нарушение этих правил делает невозможным использование полученных фактических данных в качестве доказательств. Положение ст. 50 Конституции РФ о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, относится не только к уголовному судопроизводству, но также и к производству по делам об административных правонарушениях. В этой связи особое значение имеет норма, закрепленная в ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Нельзя, в частности, использовать в качестве доказательства информацию, полученную ни с нарушением соответствующих процессуальных положений КоАП РФ, ни с помощью насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Кроме того, федеральным законом от 18 июля 2011 года №242 часть 3 ст.26.2 КоАП дополнена нормой о том, что не допускаются в качестве доказательств материалы, полученные при проведении проверок в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются:

Протоколом об административном правонарушении;

Иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

Объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

Показаниями потерпевшего, свидетелей;

Заключениями эксперта;

Иными документами;

Показаниями специальных технических средств;

Вещественными доказательствами.

Заключение

Основными целями применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются:

а) пресечение административного правонарушения;

б) установление личности правонарушителя;

в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Меры административно-процессуального обеспечения применяются только в связи с административным правонарушением, только по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, реализуются в строгих процессуальных формах и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрению, вынесению постановления по делу и исполнению вынесенного постановления.

По содержанию принудительного воздействия среди мер административно-процессуального обеспечения можно выделить меры ограничения личных неимущественных прав (это доставление, административное задержание, привод, медицинское освидетельствование и личный досмотр), а также меры ограничения имущественного характера (это досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства и др.). Кроме того, эти меры можно классифицировать также и в зависимости от субъекта, в отношении которого они применяются. По этому критерию выделяют меры, применяемые в отношении физических лиц (таковых большинство, например, доставление, административное задержание и др.), и меры, применяемые в отношении юридических лиц (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов).

Как уже выше было отмечено, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должно реализоваться в строгих процессуальных формах с обязательным составлением соответствующего протокола и только специально уполномоченными на это КоАП РФ должностными лицами в пределах их компетенции. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (в частности, ст. 1069 ГК

РФ) за счет, соответственно, федеральной казны, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.