Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: регулирование и правоприменение. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Что оценка уязвимости транспортных средств

Оценка уязвимости ОТИ и ТС позволяет определить степень, насколько объекты транспортных средств и транспортной инфраструктуры, защищены от угрозы совешения на них актов незаконного вмешательства.

Грамотная оценка транспортной уязвимости проводится специализированными организациями в сфере обеспечения безопасности на траспорте, либо субъектами транспортной инфраструктуры. Все полученные сведения о результатах оценки представляют собой информацию ограниченного доступа и составляют государственную тайну.

Компания «СБ-Урал» предлагает качественное проведение услуг по оценке уязвимости транспортных средств в Екатеринбурге и области. Окончательная стоимость оценки рассчитывается на договорной основе. Цена зависит от срока исполнения работ, категории ТС и ОТИ (автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовые, АВ, АС), категории (межобластные, междугородние, городские, пригородные, иномарки и отечественного производства). Время выполнения работ составляет 10 - 30 дней.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры делится на четыре основных этапа:

    рассмотрение технологических и технических параметров объекта;

    определение систем мер по защите от АНВ;

    изучение вариантов применения потенциальных угроз;

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ установлен приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» и методических указаний ФДА.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

Стоимость услуги:

на проведение оценки уязвимости ТС
Наименование услуги Сроки (сутки) Стоимость (руб) *
Категория (1,2,3)
Автобусы 10дней/ 20дней/ 30дней 45 000/ 35 000/ 30 000 межобластные
Автобусы 10дней/ 20дней/ 30дней 40 000/ 35 000/ 30 000 межгород
Автобусы 10дней/ 20дней/ 30дней 35 000/ 30 000/ 2 5 000 город, пригород
Грузовые О/ грузы 10дней/ 20дней/ 30дней 45 000/ 35 000/ 30 000 и ностранные марки (3)
Грузовые О/ грузы 10дней/ 20дней/ 30дней 40 000/ 35 000/ 30 000 о течественные (3)
Трамвай (вагон) 10дней/ 20дней/ 30дней 35 000/ 30 000/ 25 000 город, пригород
Троллейбусы 10дней/ 20дней/ 30дней 35 000/ 30 000/ 25 000 город, пригород


на проведение оценки уязвимости ОТИ
Наименование услуги Сроки (сутки) Стоимость (руб) * Категория (1,2,3)
АВ, АС 10дней/ 20дней/ 30дней 130000/ 125000/ 99000 1.2 категория
АВ, АС 10дней/ 20дней/ 30дней 110000/ 105000/ 85000 3 категория
АВ, АС 10дней/ 20дней/ 30дней 80000/ 60000/ 50000 4 категория

* Примечание : стоимость оценки ТС и ОТИ может быть договорной

Специалисты компании РосБезопасность помогут в кратчайшие сроки провести оценку уязвимости транспортного средства. Заказать проведение оценки уязвимости транспортного средства (ОУ ТС) Вы можете, оставив заявку на сайте или по телефону. Стоит отметить, что она проводится специализированными организациями или субъектом транспортной инфраструктуры. Иногда процедуру ошибочно называют также оценкой безопасности транспортных средств. Это допустимо в разговорной речи, но не в юридической плоскости и официальной терминологии.

Оценка уязвимости транспортных средств. Стоимость, сроки проведения

Цена на проведение оценки уязвимости транспортных средств зависит от многих факторов: количество и тип транспортных средств (если группа транспортных средств идентична по своим конструктивным и техническим характеристикам и при этом находится в собственности одного субъекта транспортной инфраструктуры или используется им на ином законном основании, то допускается применять результаты оценки уязвимости транспортного средства на всю группу ТС), территориальное расположение ТС, тип транспортного средства (Росавтодор, Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот) и др. Таким образом минимальная стоимость оценки уязвимости транспортного средства - от 25 000 рублей . Результаты оценки уязвимости транспортного средства утверждаются компетентным органом (соответствующим Федеральным агентством) в течении 30 дней с момента предоставления. Срок проведения оценки уязвимости транспортного средства не должен превышать 1 (один) месяц .

Скидки

Компания РосБезопасность ценит своих клиентов. У нас развита гибкая система скидок на оказываемые услуги:

  • При повторном обращении (скидка 10%)
  • При заказе смежных документов по транспортной безопасности (скидка 10%)
  • При обращении со ссылкой на организации, которые сотрудничали с нами ранее (скидка 5%)
  • При количестве объектов 2 и более (скидка 5%)

Оценка уязвимости ТС. Порядок проведения

Обращение в компанию РосБезопасность:

  • определение стоимости работ
  • определение сроков разработки и согласования результатов оценки уязвимости ТС
  • подготовка и отправка комплекта документов для Заказчика (коммерческое предложение, презентация, проект договора)

Сотрудничество с компанией РосБезопасность:

  • сбор исходных данных
  • определение даты и времени выезда специалиста для обследования объекта
  • составление оценки уязвимости транспортного средства
  • утверждение разработанного проекта Заказчиком
  • утверждение результатов ОУ ТС в компетентном органе

Срок действия, периодичность проведения оценки уязвимости транспортного средства

Оценка уязвимости транспортного средства проводится повторно в следующих случаях:

  • при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств
  • при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик транспортного средства
  • при изменении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства

Наказание, штрафы за невыполнение требований в области транспортной безопасности

Отсутствие документации транспортной безопасности объекта свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 11.15.1:

  • Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей .
  • Повторное совершение административного правонарушения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

Руководящие документы

Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость проведения оценки уязвимости транспортных средств (ТС):

  • Приказ Минтранса России от 12.04.2010 N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»
  • Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утв. Росавиация
  • Распоряжение Федерального дорожного агентства от 15 ноября 2011 г. № 871-р об издании и применении ОДМ 218.4.007-2011 «Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства»
  • ОДМ 218.6.012-2013 «Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта», утв. Росавтодор
  • Приказ Росжелдора от 25.10.2011 № 515 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»
  • Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта утв. Росморречфлот

Время чтения: 3 минут

С 2007 года для отдельных категорий транспортных средств (ТС) и многочисленных объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) в Российской Федерации действуют особые правила эксплуатации согласно положениям ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ. Эти требования касаются защищённости ТС и ОТИ от внешних воздействий, которые могут повлечь нарушение их работы, причинить вред гражданам и организациям. Процедуру оценки уязвимости транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, проходят все средства перевозки, а также вокзалы, мосты, аэродромы, особые участки дорог, метро и другие ОТИ.

Для чего нужна оценка уязвимости

Из-за напряжённой геополитической обстановки в мире и внутри РФ, в связи с участившимися в середине двухтысячных годов случаями терроризма руководство нашей страны занялось кардинальным пересмотром системы предупреждения подобных ситуаций, в том числе путём разработки и внедрения новых механизмов безопасности.

По задумке законодателей, проведение оценки уязвимости транспортных средств и ОТИ должно стать эффективным превентивным методом борьбы с любыми потенциальными опасностями, которые могут угрожать жизни и здоровью человека, сохранности имущества граждан и юрлиц.

Чтобы разобраться в тонкостях оценки уязвимости, понять, кому и зачем она нужна, обратимся к Закону о транспортной безопасности, который является основным нормативным актом, регулирующим эти вопросы. Итак, оценка уязвимости ОТИ и ТС – комплекс мероприятий, направленных на диагностирование уровня защиты этих объектов от потенциальных внешних опасностей в виде актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости является одним из важных элементов системы обеспечения транспортной безопасности, которая действует в нашей стране.

Обязанность проводить оценку уязвимости ОТИ и ТС возложена законом на:

  • перевозчиков, то есть тех лиц, которые на профессиональной основе занимаются перевозками людей, животных, багажа, грузов, в том числе опасных;
  • организации, на чьём балансе находятся те или иные ОТИ.

Правом заниматься оценкой уязвимости транспорта и транспортной инфраструктуры обладают только учреждения и организации, специально уполномоченные на это Министерством транспорта России. Как правило, это частные компании, получившие соответствующие разрешения. Контроль деятельности таких фирм, а также общий надзор в области транспортной безопасности осуществляют Минтранс и подведомственные ему агентства. В частности, вопросами безопасности автомобильного транспорта и автодорог занимается Федеральное дорожное агентство или Росавтодор.

Как выполняется оценка уязвимости

Процедуры проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС детально регламентированы в тексте приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87. Пункт 3.1. приказа содержит подробный перечень работ, которые входят в оценку.

Оценка транспортных средств

Оценка уязвимости ТС включает в себя следующие процедуры:

  • исследование транспортного средства с точки зрения технического и технологического устройства, а также изучение его эксплуатации; по итогам работ специалист определяет, какие конструктивные элементы ТС являются критическими для безопасности – иными словами, где есть слабые места;
  • исследование тех систем безопасности, которые уже есть в конструкции ТС в качестве защитных мер от внешних воздействий. По итогам следует подробное описание этих мер и оценка того, насколько они соответствуют законодательно установленным требованиям к безопасности;
  • изучение тех методов воздействия на транспортные средства, которыми могут воспользоваться потенциальные злоумышленники для нарушения целостности систем ТС. Результат работ – создание так называемой модели нарушителя, то есть детальное описание всех возможных способов незаконного вмешательства в работу ТС;
  • на основании всех перечисленных действий специалист формирует перечень рекомендаций по улучшению и оптимизации мер безопасности.

Оценка объектов транспортной инфраструктуры

Процедура оценки объектов транспортной инфраструктуры включает в себя те же этапы с незначительными отличиями: исследуя технические и технологические особенности ОТИ, специалист в обязательном порядке учитывает особенности рельефа, геологические и гидрологические показатели, окружение объекта и другие важные детали, связанные с его расположением на местности.

В остальном оценка уязвимости ОТИ и ТС проходит одинаково. Заключение о проведённой оценке оформляется в виде двух идентичных документов на бумаге и одного в электронном виде – на магнитном диске.

Сроки проведения и стоимость оценки

Оценка уязвимости проводится в срок не более 1 месяца. В случае если в ОТИ или ТС произвели конструктивные, технологические либо иные изменения, которые повлияли на характеристики этих объектов, не позднее месяца со дня наступления таких изменений необходимо провести дополнительную оценку уязвимости.

Стоимость оценки зависит от тарифов, установленных оценочным организациям приказами Федеральной службы по тарифам: она определяет почасовые ставки за работы по оценке уязвимости для каждого субъекта РФ. Размер тарифов можно уточнить на сайте ФСТ России.

Согласование оценки уязвимости

После того как специализированная организация составила заключение об оценке уязвимости ОТИ или ТС, его необходимо согласовать и утвердить в контролирующем органе.

Заключения, вынесенные в отношении автотранспорта и автомобильных ОТИ, рассматривает Росавтодор. Срок согласования – не более 30 дней.

На основании утверждённой оценки уязвимости в течение трёхмесячного срока перевозчики и владельцы ОТИ обязаны составить план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) и также согласовать его с Росавтодором. Реализация ПОТБ на практике должна произойти не позднее 6 месяцев с даты утверждения оценки уязвимости.

Александр Старовойтов о транспортной безопасности: Видео

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ

Общие требования

Издание официальное

Стенда ртмнформ 2016

ГОСТ Р 57119-2016

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Рустехинновации» (ЗАО «Рустехиннова-ции»), Закрытым акционерным обществом «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИ-ПРОЕКТ»). Ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности «Транспортная безопасность»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2016 г. № 1318-ст

4 8ВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 57119-2016

1 Область применения............................................1

3 Термины и определения..........................................1

4 Обозначения и сокращения........................................2

5 Общие требования.............................................3

5.1 Требование учета результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС.....3

5.2 Требования к порядку проведения оценки уязвимости на ОТИ..................5

5.3 Требования к порядку проведения оценки уязвимости ТС....................11

Библиография................................................17

ГОСТ Р 57119-2016

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях установления единой терминологической базы и общих требований к деятельности субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. с изменениями и дополнениями.

ГОСТ Р 57119-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Общие требования

Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles.

General requirements

Дата введения - 2017-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ). транспортных средств (далее -ТС) и транспортного оборудования (далее -ТО) от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АН8).

Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность по оценке уязвимости ОТИ и ТС.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5-2015 Межгосударственная система стандартизации.

ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный ствндарт. на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный ствндарт. на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный ствндарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

6 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56461. а также следующие термины с соответствующими определениями:

Издание официальное

ГОСТ Р 57119-2016

3.1 акт незаконного вмешательства; АНВ: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт. угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3.2 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (инженерные сооружения ТБ): Части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки. двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ. ТС и/или на их критические элементы.

3.4 критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент): Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС. АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

3.5 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.6 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.7 модель нарушителя: Описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности. оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых цепях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.

3.6 нарушитель: Лицо (группа лиц), совершившее(ая) или пытающееся(аяся) совершить АНВ. а также лицо (группа лиц), окаэыеающее(ая) содействие в этом, в том числе с использованием ТС.

3.9 непосредственная угроза: Совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

3.10 опасные грузы: Вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности. которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения ТС. устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц (1).

3.11 уровень безопасности транспортного комплекса: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

3.12 элементы технологического комплекса и объекты вида транспорта: Сооружения и устройства вида транспорта.

4 Обозначения и сокращения

БТИ - бюро технической инвентаризации.

ИССО - искусственное сооружение.

КПП - контрольно-пропускной пункт.

МВД России - Министерство внутренних дел России.

МЧС России - Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

ОВД РФ - органы Внутренних дел Российской Федерации.

ТБ - транспортная безопасность.

ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.

ФСБ России - Федеральная служба безопасности России.

ГОСТ Р 57119-2016

5 Общие требования

При проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС общими являются требования:

По учету результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС;

По организации, точности, своевременности и скорости данного вида обслуживания .

5.1.2 Воздушный транспорт

ОТИ: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением. а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения. устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ. так и за ее границами.

ТС являются: воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения .

5.1.3 Морской и речной транспорт

ОТИ: внутренние водные пути, вокзальные комплексы, морские порты, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС. находящиеся как в зоне ТБ. так и за ее границами .

ТС - это: суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых . .

5.1.4 Железнодорожный транспорт

5.1.4.1 Первая группа ОТИ:

ОТИ: раздельные пункты (далее - РП) [земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т. д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды. ИССО. кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения. сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки).

Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры вида транспорта.

5.1.4.2 Вторая группа ОТИ

ОТИ: железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).

ГОСТ Р 57119-2016

5.1.4.3 Третья группа ОТИ

ОТИ: ИССО. а том числе железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала); путепроводы; эстакады; сепеспуски; тоннели.

5.1.4.4 Четвертая группа ОТИ

отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов:

Объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:

Линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации. централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте.

Строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых, трансформаторных, комплектных трансформаторных подстанций, дизельных электростанций.

Строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки.

Строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования.

Сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания.

Здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства электроснабжения.

Системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения:

объекты водоснабжения, в том числе: водозаборные устройства, водоочистные устройства, насосные станции, сети водоснабжения, водонапорные башни;

пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, в том числе:

Стационарные пункты управления владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава.

Защищенные и запасные пункты управления.

Строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения информационно-вычислительных и диспетчерских центров.

Строения, сооружения и помещения, предназначенные для эксплуатации линейного и станционного оборудования сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи,

Здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства связи и информатизации, используемые при ремонте технических средств систем связи и вычислительной техники;

отдельно расположенные объекты гражданской обороны (вне территории станций): убежища, противорадиационные укрытия, а также объекты жизнеобеспечения, в том числе котельные, больницы.

5.1.4.5 Пятая группа ОТИ

объекты вагонного хозяйства, в том числе:

Производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов, пункты технического обслуживания и ремонта вагонов, вагоноколесные мастерские, вагоноремонтные заводы.

Пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей.

Промывочно-пропарочные и дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов.

Пункты подготовки вагонов для перевозок;

объекты локомотивного хозяйства, в том числе:

Основные депо (электровозные, эпектроподеижной состав, тепловозные), в том числе производственные участки текущего ремонта, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов) пескосушилки. склады топлива и смазочных материалов. устройства для постановки электровозов в ремонтные стойла и разворота секций электровозов. другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются.

Оборотные депо (электровозные, элекгроподвижной состав, тепловозные), в том числе пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов) пескосушилки. склады топлива и смазочных материалов, устройства для разворота секций электровозов. другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются.

ГОСТ Р 57119-2016

Локомотиворемонтные и электровагоноремонтные заводы;

здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:

Контейнерные площадки, терминалы, грузовые дворы.

Используемые при содержании, ремонте и эксплуатации устройств и механизмов, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов.

Используемые при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений. путевых машин, механизмов и специального путевого подвижного состава;

здания, строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются:

Базы и склады: без путевого развития; имеющие путевое развитие базы хранения мобилизационного резерва; имеющие путевое развитие базы хранения специального запаса, включая локомотивы. вагоны и другие материальные ценности: склады гражданской обороны, стационарные военно-продовольственные пункты.

Используемые при ремонте и эксплуатации устройств и пиний сигнализации, централизации и блокировки.

5.1.4.6 Шестая группа ОТИ

Объекты железнодорожного транспорта необщего пользования:

Объекты технологического железнодорожного транспорта.

К ТС железнодорожного транспорта относятся: локомотивы (паровозы, тепловозы, электровозы), электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, составы метро, дрезины, самоходные машины, вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.

5.2 Требования к порядку проведения оценки уязвимости на ОТИ

5.2.1 Этап I Изучение технических и технологических характеристик, организации эксплуатации и функционирования ОТИ

Этот этап включает в себя:

а) изучение деятельности ОТИ. в том числе:

Устава юридического лица; документов, подтверждающих регистрацию в качестве юридического лица, а также прав собственности или иных вещных прав на ОТИ. а также на здания, сооружения и оборудование (свидетельства государственной регистрации прав собственности, выписки из реестра федерального имущества, документы кадастрового учета, ситуационный план); технических паспортов станционных путей, профиля станционных путей, горок, технико-распорядительного акта, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования, документов, определяющих границы станционной площадки, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению объекта; документации по отдельным элементам (земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы, вагонные замедлители и т. д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционного оборудования сетей связи (в том числе пневмопочты) и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы, электро- и энергоснабжения, пункты технического обслуживания вагонов, том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей, пункты экипировки локомотивов, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов и их площадь, площадь вокзальных помещений, пассажирских платформ, водоразборные колонки, устройства водоснабжения, канализации (в том числе принадлежащие местным сетям) и другие устройства); местоположения относительно ближайшего населенного пункта, включая юридический и почтовый адреса, номера телефонов (для ОТИ); локального нормативного акта о назначении лица (лиц), ответствекного(ых) за обеспечение ТБ на ОТИ; сведений об организациях, располагаемых в зоне безопасности, в зонах безопасности свободного доступа; регламента работы ОТИ;

б) изучение географических, топологических, этнических, климатических, геологических, гидрологических особенностей ОТИ;

в) изучение документации ОТИ:

Генерального плана, в том числе планы: территории ОТИ с указанием границ и конфигурации ;

ГОСТ Р 57119-2016

Определение структурных подразделений владельца ТС. в чьем ведении находится техническая. технологическая, бухгалтерская документация на ТС:

Изучение основных технических и эксплуатационных документов на ТС с целью изучения эксплуатационных характеристик ТС (допустимая скорость эксплуатации, тяговое усилие, грузоподъемность. грузовместимость, пассажироеместимость, габарит, способность перевозить людей и опасные грузы, возможность обращения в межгосударственном сообщении, межремонтные сроки);

Изучение общего плана (чертежей) ТС. конструктивного состава ТС (паспортов элементов, технологического оборудования), схем, специфики мест стоянок, района эксплуатации ТС. границ зоны ТБ ;

Изучение документов, определяющих порядок и процедуры технического обслуживания и ремонта ТС:

Изучение характера совершаемых ТС рейсов (в границах одной станции с выходом на главные пути, без выхода на главные пути, регулярные по одному маршруту, нерегулярные и т. д.);

Изучение интенсивности использования ТС. характера перевозимых грузов (вида пассажирского сообщения), габарита ТС, максимальной скорости движения ТС;

Изучение географических, топологических, этнических, климатических (для определения соответствия режима работы инженерно-технических систем ТБ климатическим условиям районов эксплуатации ТС), а также криминогенной характеристик районов эксплуатации и обслуживания ТС;

Подготовку описания технических и технологических характеристик ТС. организации его эксплуатации.

5.3.2 Изучение принятой на ТС системы мер по защите от АНВ

Должно включать:

Изучение документов, регламентирующих обеспечение ТБ ТС (в том числе сформированных в состав высокоскоростных, скоростных, остальных пассажирских поездов, грузовых, грузовых ускоренных поездов, маневровый состав, группу вагонов), включая приказы о назначении лиц, ответственных за обеспечение ТБ;

Изучение документов по вопросам взаимодействия с соответствующими территориальными подразделениями МВД. ФСБ. МЧС России, других органов государственной власти и местного самоуправления;

Изучение процедур реагирования на потенциальные угрозы АНВ. порядка и состава привлекаемых подразделений ТБ;

Изучение состава и инструкций ответственных должностных лиц. связанных с обеспечением ТБ ТС;

Изучение порядка организации и осуществления перевозки на ТС оружия, боеприпасов, специальных средств и опасных грузов;

ГОСТ Р 57119-2016

Изучение инструкций, определяющих порядок использования систем, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером [постом (пунктом) управления обеспечением ТБ ТС);

Изучение документации о порядке применения средств досмотра, допуска (если это определено законодательством России) пассажиров на ТС и в зоны безопасности ТС. а технического (обслуживающего) персонала в зоны безопасности ТС;

Изучение документов по профессиональной подготовке должностных лиц. ответственных за ТБ ТС (транспортных средств, находящихся в ведении субъекта железнодорожного транспорта);

Изучение сведений о мерах по обеспечению транспортной безопасности ТС. которые позволят незамедлительно перейти на повышенный уровень безопасности (знание должностными лицами порядка своих действий при переходе, согласованность действий должностных лиц различного уровня и различных ведомств, обеспеченность необходимыми материалами и оборудованием);

Изучение процедур по обеспечению проверок, испытаний, калибровок и технического обслуживания инженерно-технических систем ТБ ТС;

Изучение процедур, инструкций по применению системы тревожного оповещения (порядок приведения в действие, ответственные за техническое состояние и применение);

Изучение порядка действий в случае обнаружения в процессе перевозки оружия, боеприпасов или других опасных грузов, предметов или веществ, применяемых в целях совершения АНВ:

Изучение документации об эвакуации при возникновении потенциальной угрозы АНВ:

Изучение документов по организации охраны ТС;

Изучение порядка проверки состояния сил обеспечения ТБ ТС и инженерно-технических систем ТБ ТС (кому предоставлено право проверки, периодичность проверок, действия проверяющих и проверяемых);

Изучение документации по взаимодействию сил обеспечения ТБ ОТИ. на котором находится ТС. и сил обеспечения ТБ ТС;

Изучение функциональных обязанностей персонала ТС по вопросам ТБ:

Обследование фактической организации режима допуска пассажиров и персонала на ТС. в зоны безопасности и обслуживания ТС. соблюдения ответственными лицами регламентов и организационно-распорядительных документов по обеспечению ТБ ТС;

Изучение состава и укомплектованности КПП. постов (пунктов) обеспечения транспортной безопасности ТС. их технической оснащенности:

Определение фактического состояния организации всех технологических процессов обслуживания ТС. организации процедур обработки и размещения багажа, грузобагажа, грузов и обслуживания пассажиров, выполнения корм соответствующих регламентных мероприятий;

Определение фактических процедур обеспечения ТБ. соответствия инженерно-технических систем ТБ при каждом уровне безопасности ТС. а также средств, обеспечивающих их непрерывную работу, с учетом возможного воздействия погодных условий и/или при отсутствии электропитания;

Проверку и обследование фактической организации использования средств досмотра (если определено законодательством России), других технических средств ТБ;

Проверку работоспособности инженерно-технических систем ТБ. конструктивно-технических элементов, связи, оповещения и жизнеобеспечения ТС путем контрольных проверок и срабатываний:

Обследование состояния подразделений ТБ ТС (при их наличии), постов и маршрутов патрулирования. наличия личного состава, а также состояния технической оснащенности, видов вооружения, наличия кинологических подразделений, их фактического использования, проверка соблюдения лицами. ответственными за обеспечение ТБ ТС. своих обязанностей:

Обследование путей эвакуации с ТС и мест сбора, предусмотренных для обеспечения ТБ пассажиров и персонала;

Проверку и обследование фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем ТБ по разным сценариям путем учебной практической отработки АНВ;

Изучение порядка защиты информации и хранения баз данных на ТС;

Фотосъемку отдельных элементов зон безопасности и обслуживания ТС. имеющихся и потенциально возможных мест доступа и укрытий на ТС, мест доступа к критическим элементам ТС. а также элементов инженерно-технических систем ТБ и элементов конструкции ТС. критических элементов ТС;

Определение соответствия изученной проектной, технической, технологической документации, действующих организационно-распорядительных документов по обеспечению ТБ ТС. планов, регламентов. должностных инструкций требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

ГОСТ Р 57119-2016

Определение соответствия изученной документации результатам визуального обследования ТС. обследования систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем ТБ и сил обеспечения ТБ;

Определение соответствия принимаемых мер по обеспечению ТБ ТС. существующей системы обеспечения ТБ ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ;

Определение соблюдения лицами, ответственными за обеспечение ТБ ТС. соответствующих организационно-распорядительных документов;

Определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерных сооружений, инженерно-технических систем обеспечения ТБ и реагирования сил обеспечения ТБ по разным сценариям при всех уровнях ТБ путем учебной, практической отработки АНВ в работу ТС его критических элементов;

Оценку эффективности существующей системы мер по обеспечению ТБ ТС.

5.3.3 Определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС

Должно включать;

Изучение во взаимодействии с линейными и территориальными подразделениями ОВД. территориальными органами ФСБ России криминогенной обстановки на маршрутах движения ТС, статистики нарушений на региональном и местном уровне:

Анализ потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к исследуемому ТС с учетом имеющегося перечня угроз и определение наиболее вероятных из них;

Определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ. типов нарушителей. наиболее вероятных целей, тактик и других характеристик;

Определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз совершения АНВ и их масштабов;

Разработку наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к ТС.

мер. которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению ТБ ТС:

Оценка эффективности системы мер по обеспечению ТБ ТС при реализации дополнительных мер.

5.3.5 Требования к оформлению результатов проведенной оценки уязвимости ТС

Результаты проведенной оценки уязвимости ТС должны оформляться специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по установленной форме. Первый и второй экземпляр следует оформлять на бумажном носителе, третий - на цифровом носителе.

5.3.5.1 Аналитическая часть отчета

Содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС. определенных с использованием модели нарушителя, оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ. а также о выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению ТБ ТС.

5.3.5.2 Общая часть отчета

Содержит информацию о ТС. в том числе:

Общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике);

Технические и технологические характеристики ТС (в т. ч. данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), организации эксплуатации ТС;

ГОСТ Р 57119-2016

Сведения о лицах, ответственных за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС. и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;

Сведения о внутренних организационно-распорядительных документах, принятых субъектом транспортной инфраструктуры и направленных на реализацию мер по обеспечению ТБ ТС;

Описание существующих границ зоны безопасности ТС;

Описание действующих мер по обеспечению ТБ ТС;

Описание критических элементов ТС и границ их зон безопасности (свободного доступа, ограниченного доступа и зон уязвимости);

Сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением ТБ на ТС;

Описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем ТБ ТС;

Описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем ТБ ТС. а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;

Описание места размещения и оснащенности действующих КПП;

Описание пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;

Описание порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения ТБ. а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение ТБ в субъекте и на ТС. входящими в состав подразделений ТБ. а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;

Описание порядка действий при тревогах; «угроза захвата», «угроза взрыва»;

Описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России и ОВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;

Описание порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ;

Описание прочих характерных особенностей эксплуатации ТС. которые необходимо включить в отчет об оценке уязвимости ТС. для отображения цельной картины существующей системы мер по обеспечению ТБ ТС.

5.3.5.3 Заключительная часть отчета

Содержит необходимые рекомендации по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями по обеспечению ТБ. по совершенствованию организационных мероприятий, тактики действий, структуре и оснащенности подразделений ТБ. совершенствованию инженерных сооружений и инженерно-технических систем ТБ. в том числе:

Изменения имеющихся технологий обработки грузов и пассажиров, порядка эксплуатации ТС;

Назначения лиц. ответственных за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС. персонала, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;

Изменения принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению ТБ ТС;

Изменения и оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности ТС;

Изменения действующих мер по обеспечению ТБ ТС;

Изменения и оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов ТС;

Изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением ТБ на ТС:

Изменения мест размещения и оснащенности инженерно-технических систем ТБ:

Изменения порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;

Изменения места размещения и оснащенности действующих КПП;

Изменения пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;

Изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения ТБ. а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение ТБ в субъекте и на ТС. входящими в состав подразделений ТБ. а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;

Изменения порядка действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;

Изменения порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России. ОВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;

ГОСТ Р 57119-2016

Изменения порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ. прочие рекомендации. необходи-мые для приведения системы мер ТБ на ТС в соответствие с требованиями по обеспечению ТБ ОТИ и ТС.

5.3.5.4 Результаты оценки уязвимости

Результаты оценки уязвимости одного ТС могут распространяться на группу ТС. идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам, находящуюся в собственное» ти одного юридического (физического) лица или использующуюся им на ином законном основании.

Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации }