Регистрация нормативных актов в минюсте. Государственная регистрация нормативного правового акта. Список нормативных актов

В целях приведения в соответствие с положениями действующего законодательства и в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти вместо разъснений, ранее введенных в соответствии с приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217, подготовлены новые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

Так в Разъяснения, в частности, включены (на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" положений о полномочиях Банка России в части издания нормативных актов в форме указаний, положений и инструкций.

Также включены положения о том, что проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством.

В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ исключены положения об обязательном прохождении отдельных проектов актов государственной экологической экспертизы.

В отличии от ранее действовавших Разъяснений, установлено условие, при котором допускается ссылка в нормативном правовом акте на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на регистрацию. Такого рода ссылка допускается в случае одновременного направления акта, на который делается ссылка, в Минюст России.

Исключено правило о том, что изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, вносятся приказом.

В связи с преобразованием структуры федеральных органов исполнительной власти внесены соответствующие уточнения в перечень органов, уполномоченных направлять нормативные правовые акты на государственную регистрацию. Данным полномочием наделены федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); иные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат регистрации (ЦБР, ПФР, ФФОМС; ФСС РФ).

Поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг упразднена (с передачей ее функций по контролю и надзору Федеральной службе по финансовым рынкам) из перечня нормативно-правовых актов, подлежащих направлению на государственную регистрацию, исключены нормативные правовые акты ФКЦБ, принятые начиная со 2 декабря 1998 г. Помимо нормативных актов ЦБР, непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан и при этом принятых начиная с 4 мая 1995 г., обязательному направлению на регистрацию подлежат все нормативные акты Банка России, за исключениями, предусмотренными Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, - с момента вступления в силу данного Закона. Не подлежат регистрации нормативные акты ЦБР, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Уточнены положения, касающиеся полномочий Минюста России о направлении представлений об отмене или изменении нормативных правовых актов.

26. В соответствии с Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей.

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, находящихся в ведении МЧС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему МЧС России, а также утвержденные двумя или более федеральными органами исполнительной власти.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

27. Представление в Минюст России подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта обеспечивается руководителем структурного подразделения центрального аппарата, организации МЧС России, являющимися его головным разработчиком, в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе) не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения). При этом Департамент управления делами выдает под роспись для представления в Минюст России сотруднику соответствующего структурного подразделения МЧС России подлинник нормативного правового акта и 5 его копий, заверенных гербовой печатью.

Отметка о заверении соответствия копии документа подлиннику проставляется ниже реквизита "Подпись" и состоит из заверительной надписи "Верно", наименования должности и личной подписи лица, заверившего копию, расшифровки подписи (инициалы, фамилия), даты заверения.

Каждый экземпляр копии нормативного правового акта должен быть прошнурован (или скреплен степлером). На месте скрепления проставляется надпись "пронумеровано и прошнуровано __ листов", подпись и печать с на именованием соответствующего структурного подразделения центрального аппарата МЧС России.

Копии нормативного правового акта должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России с сопроводительным письмом за подписью первого заместителя Министра или заместителя Министра, ответственного за разработку нормативного правового акта.

28. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:

подлинник нормативного правового акта и 5 его заверенных копий;

справка-обоснование, подписанная руководителем Департамента правового обеспечения;

в случае подписания нормативного правого акта лицом, замещающим Министра - копия приказа о возложении обязанностей Министра на лицо, выполняющее его обязанности;

сопроводительное письмо за подписью соответствующего заместителя Министра.

29. Представляемый на государственную регистрацию нормативный правовой акт визируется руководством Департамента правового обеспечения на обороте каждого листа оригинала с проставлением на них штампов правовой экспертизы.

30. В случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта МЧС России ответственный исполнитель представляет на утверждение не позднее 10 дней со дня получения этого отказа соответствующий документ об его отмене, копия которого направляется в Минюст России.

31. Возможен возврат нормативного правового акта в МЧС России без государственной регистрации по его запросу, подготовленному на основании ходатайства ответственного исполнителя перед руководством Министерства, а также если допущены отступления от установленного порядка представления акта на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

32. При возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации в случае нарушения установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нарушения устраняются, а нормативный правовой акт повторно представляется на государственную регистрацию в течение месяца.

33. Нормативные правовые акты МЧС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело". Опубликование этих актов в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело" является официальной публикацией.

34. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрениях или наложении взыскания и т.п.);

действия которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения).

б) акты, которыми решения вышестоящих органов государственной власти доводятся до сведения организаций системы МЧС России.

в) акты, направленные на организацию исполнения решений органов государственной власти или решений МЧС России и не содержащие новых правовых норм.

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.

35. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

36. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования.

ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование (федеральные министерства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) затрагивающие права, свободы, и обязанности гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти;

4) постоянно действующие и временные, т. е. принятые на определенный срок;

5) в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (ГОСТы, СНиПы, и т. п.), если они не содержат правовых норм ;

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.


Гос. регистрация нормативного правового акта включает:

а) юр. экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;

б) принятие решения о необходимости гос. регистрации данного акта;

в) присвоение регистрационного номера;

г) занесение в гос. реестр.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный «Бюллетень», распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация актов осуществляется Минюстом РФ, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного акта включает в себя Старилов Ю.Н. Административное право России в условиях современного правового государства. // Право и политика 2013. - № 2. - с. 22-37:

  • · юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
  • · принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
  • · присвоение регистрационного номера;
  • · занесение в государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подлежащие государственной регистрации нормативные акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в 6 экземплярах (один подлинник и пяти копий, одна из которых должна быть на магнитном носителе) в Федеральную регистрационную службу.

Государственная регистрация нормативных актов производится в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца. Нормативные акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом России издавшему их органу с указанием причин отказа.

В течение суток после регистрации подлинник нормативного акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется в федеральный орган, представивший акт на государственную регистрацию.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».Срок опубликования актов Президента РФ - в течение 10 дней после их подписания. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации" // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/ постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

Опубликование актов Президента РФ и Правительства РФ в указанных изданиях является официальным опубликованием. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке,не влекут за собой правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Нормативные акты министерств публикуются также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты органов исполнительной власти республик и других субъектов Федерации публикуются в соответствующих изданиях этих субъектов, например в «Вестнике Администрации Санкт-Петербурга».

Каково же действие актов управления? Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их первого официального опубликования или с момента опубликования, если это отражено в нормативном правовом акте. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. В таком же порядке, т. е. с момента подписания (принятия), вступают в силу правовые акты федеральных министерств, глав администраций и других органов исполнительной власти и их должностных лиц субъектов Федерации, если в актах не указан другой срок введения его в действие.

При несоблюдении установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов может встать вопрос об их действительности. Такие акты могут быть ничтожными и оспоримыми.

Ничтожными называются правовые акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать и не порождают юридических последствий. Например, ничтожными являются акты, которые приняты с нарушением компетенции издававших их органов или содержащие предписания подчиненным лицам осуществить противоправные действия.

Оспоримыми называются акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. Например, оспоримыми являются акты, которые содержат неточности фактического характера.

Вопрос о законности оспоримого акта решается полномочным государственным органом: вышестоящим органом исполнительной власти, прокурором, судом. В одних случаях оспоримые акты могут быть признаны правомерными (после устранения обнаруженных в них недостатков), в других - недействительными. Однако до признания акта недействительным оспоримый акт имеет юридическую силу и порождает правовые последствия.

Акт управления может утратить юридическую силу не только в связи с признанием его недействительным. Он может быть отменен органом, издавшим этот акт, или вышестоящим органом. Так, постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции РФ) Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Текст] // Российская Газета. - 25 декабря 1993год..

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации») Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации" // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/.От отмены актов управления следует отличать приостановление их действия или исполнения. Это означает официальное временное прекращение действия акта. Приостановление действий актов управления производится в тех случаях, когда уполномоченный на то орган считает изданный акт незаконным либо нецелесообразным. Затем уже, в зависимости от результатов, акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.

Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов следующие:

  • а) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ст. 85 Конституции) Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Текст] // Российская Газета. - 25 декабря 1993год.;
  • б) Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции вправе приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти (ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации" // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/);
  • в) принесение протеста прокурора на постановление о наложении административного наказания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста;
  • г) подача жалобы в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного наказания приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы.

Введение.

«Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими государственную регистрацию, являются:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

· Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.07.1999 N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с Постановлением № 1009 государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).

Определения нормативного правового акта и правовой нормы приводятся в Постановлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»:

Направленные в Минюст России нормативные акты проходят проверку на необходимость их регистрации и соответствие действующему законодательству.

Государственная регистрация нормативно-правовых актов.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Постановление N 1009 также устанавливает сроки регистрации указанных актов. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) направляются в Минюст России. Государственная регистрация возложена на Департамент регистрации и контроля за ведомственными актами, который в течение 15 дней с даты поступления акта производит его регистрацию. Минюст России, в случае необходимости, может продлить срок регистрации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.

включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением регистрационного номера. Государственный реестр зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов, а также справочный материал об отказе в регистрации и о возвращении без регистрации публикуются в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации.

Зарегистрированные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы , за исключением тех нормативных правовых актов или их отдельных положений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, т. е. имеющие гриф «совершенно секретно», «секретно», «не для печати», «для служебного пользования».

Официальными источниками опубликования для зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти ». При опубликовании и рассылке зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Основанием для отказа в государственной регистрации является противоречие нормативного правового акта действующему законодательству. Каковы последствия отказа в государственной регистрации? В случае если нормативный правовой акт признан противоречащим действующему законодательству, он не подлежит применению с момента подписания (утверждения). Указанный нормативный акт подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти, его издавшим.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию , а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий , как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативный правовой акт может быть признан не нуждающимся в государственной регистрации в результате проведения юридической экспертизы. Такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием в письменной форме оснований для принятия данного решения.

Такие акты, как правило, не содержат правовых норм (новых правовых норм) и носят организационно-технический характер. Указанные документы подлежат опубликованию и вступают в силу в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Минюстом России без государственной регистрации , если нарушены установленные порядки представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.