Государственная регистрация ведомственных нормативных актов. Государственная регистрация нормативного правового акта Какие приказы регистрируются в минюсте

11. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

А) федеральные органы исполнительной власти (ми­нистерства РФ, государственные комитеты РФ, феде-

Службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

6) иные органы и организации, нормативные право­вые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции РФ, (например, Центральный банк РФ).

12. Государственной регистрации подлежат норма­тивные правовые акты:

Гражданские, политические, социально-экономичес­кие и иные права, свободы и обязанности граждан

РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Кон­ституции РФ и иных законодательных актах РФ;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

Б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведом­ственных соответствующим федеральным органам ис­полнительной власти, а также устанавливающие пра­вовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;

В) имеющие межведомственный характер, т. е. со­держащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального орга­на исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направ­ляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат норматив­ные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на опре­деленный срок)), в т. ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

13. Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государ­ственную регистрацию названные в п. 12 настоящих

Разъяснений подписанные (утвержденные) норматив­ные правовые акты.

В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечислен­ным в п. 12 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистра­цию в Министерство юстиции РФ. Окончательное ре­шение вопроса о необходимости государственной реги­страции принимает Министерство юстиции РФ после проведения юридической экспертизы.

Нормативные правовые акты, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, приня­тые федеральными органами исполнительной влас­ти после 14 мая 1992 г.;

Нормативные правовые акты, устанавливающие пра­вовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г. ;

Нормативные правовые акты Центрального банка РФ, непосредственно затрагивающие права, свобо­ды или обязанности граждан, принятые начиная с 4 мая 1995 г. ;

Нормативные правовые акты Федеральной комис­сии по рынку ценных бумаг, принятые начиная со 2 декабря 1998 г., т. е. с момента вступления в силу Федерального закона от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных Нормативные правовые акты, изданные до вступ­ления в силу постановления Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки

Нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регист­рации", которые не соответствуют перечню видов нор­мативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).

15. Не подлежат представлению на государствен­ную регистрацию:

А) индивидуальные правовые акты:

Персонального характера (о назначении или осво­бождении от должности, о поощрении или наложе­нии взыскания и т. п.);

Действие которых исчерпывается однократным при­менением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

Б) акты, которыми решения вышестоящих государ­ственных органов доводятся до сведения органов и орга­низаций системы федерального органа исполнительной власти;

В) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных реше­ний федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

Г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы ста­тистического наблюдения и т. п.), если они не содер­жат правовых норм;

16. Подлежащие государственной регистрации нор­мативные правовые акты представляются в Министер­ство юстиции РФ не позднее 10 дней со дня их подпи­сания (утверждения).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно не­сколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на федеральный орган исполнитель­ной власти, который указан первым в числе подписав­ших (утвердивших) акт.

В случае если нормативный правовой акт утверж­ден совместно федеральными органами исполнитель­ной власти и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции РФ, и данные органы (организации) ука­заны первыми, нормативный правовой акт представля­ется на государственную регистрацию федеральным органом исполнительной власти, следующим за указан­ными органами (организациями).

17. Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Министерство юсти­ции РФ руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти в 6 экзем­плярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Норматив­ные правовые акты, содержащие сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиден­циального характера, представляются в двух экземп­лярах (подлинник и одна копия).

В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руко­водителя федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязаннос­тей прилагается к нормативному правовому акту.

Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, а также четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юри­дической службы федерального органа исполнительной власти.

18. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального орга­на исполнительной власти, иного органа (организации), представляющего нормативный правовой акт на регис­трацию.

Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной вла­сти, иных органов (организаций), подписывается ру­ководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (орга­низаций). В справке отражаются:

А) основания издания нормативного правового акта:

Сведения об актах законодательства РФ (наимено­вание, дата, номер, официальный источник опуб­ликования, номера статей, пунктов), на основе ко­торых федеральному органу исполнительной влас­ти (федеральным органам) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента РФ или Правительства РФ (копия поручения прилагается к справке);

Сведения об актах законодательства РФ (наимено­вание, дата, номер, официальный источник опуб­ликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) в случае изда­ния нормативного правового акта по инициативе фе­дерального органа исполнительной власти, иного органа (организации);

Б) сведения о всех действующих нормативных пра­вовых актах, изданных федеральным органом испол­нительной власти (федеральными органами исполни­тельной власти), иным органом (организацией) по дан­ному вопросу, в т. ч. о зарегистрированных в Мини­стерстве юстиции РФ с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В слу­чае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;

В) сведения о согласовании нормативного правово­го акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организаци­ями), если такое согласование является обязательным;

Г) перечень актов законодательства РФ, использо­ванных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).

При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в госу­дарственной регистрации, в справке указываются но­мер и дата письма Министерства юстиции РФ, кото­
рым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

В сопроводительном письме либо в справке необхо­димо указать телефон и фамилию специалиста и руко­водителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за про­хождение государственной регистрации акта в Мини­стерстве юстиции РФ.

В случае если нормативный правовой акт направ­ляется на государственную регистрацию повторно, а также, если он издан взамен акта, в регистрации кото­рого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции РФ об отказе в государственной регистрации либо возвращении нор­мативного правового акта без государственной регист­рации.

19. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нор­мативных правовых актах бывших министерств, ве­домств СССР, оформлять такое изменение следует пу­тем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на террито­рии РФ не применяются.

20. Государственная регистрация нормативных пра­вовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. Если оконча­ние указанного срока приходится на нерабочий день, то срок государственной регистрации продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.

В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не бо­лее чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

21. Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них соответствующего штампа возвра­щаются Министерством юстиции РФ издавшему их федеральному органу исполнительной власти, иному органу (организации) с письменным указанием причин отказа.

В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель федераль-

13 Деловые документы
ного органа исполнительной власти или лицо, испол­няющее его обязанности, издает соответствующий до­кумент об отмене нормативного правового акта, в реги­страции которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции РФ. Данный документ не дол­жен содержать правовых норм и нуждаться в государ­ственной регистрации.

В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необ­ходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции РФ об отказе в государственной регистрации.

22. Нормативный правовой акт может быть возвра­щен Министерством юстиции РФ без регистрации фе­деральному органу исполнительной власти, представив­шему этот акт на государственную регистрацию, по его просьбе. В этом случае федеральный орган исполни­тельной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководи­телем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

Нормативный правовой акт может быть также воз­вращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила подго­товки нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правитель­ства РФ от 13.08.97 № 1009. В этом случае Министер­ство юстиции РФ возвращает нормативный правовой акт с указанием письменно конкретных причин. В слу­чае возвращения нормативного правового акта без ре­гистрации одна его копия остается в Министерстве юстиции РФ.

Нормативный правовой акт должен быть повторно представлен на государственную регистрацию в тече­ние месяца либо в Министерство юстиции РФ должна быть направлена копия документа об отмене норматив­ного правового акта. Данный документ не должен со­держать правовых норм и нуждаться в государствен­ной регистрации. В сопроводительном письме, с кото­рым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции РФ о возвращении без государственной регистрации.

23. В случае если представленный на государствен­ную регистрацию акт в результате проведения юриди­ческой экспертизы признается Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнитель­ной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) осно­ваний для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом одна копия акта остается в Министерстве юстиции РФ. Если в такой акт будут внесены изменения, он подле­жит представлению в Министерство юстиции РФ для проведения юридической экспертизы.

24. При принятии решения о государственной ре­гистрации нормативный правовой акт заносится в Го­сударственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присво­ением ему регистрационного номера.

Подлинник нормативного правового акта выдается сотруднику федерального органа исполнительной вла­сти под расписку после присвоения ему регистрацион­ного номера, занесения в Государственный реестр нор­мативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти и проставления соответствующего штампа. Если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он может быть на­правлен Министерством юстиции РФ по почте в феде­ральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

25. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат офи­циальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержа­щих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубли­кованию, в течение дня после государственной регист­рации направляются Министерством юстиции РФ в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издатель­ства "Юридическая литература" Администрации Пре­зидента РФ, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

В исключительных случаях приложения к норма­тивным правовым актам, содержащие таблицы, графи­ки, карты, схемы (носящие вспомогательный или до­полнительный характер), по согласованию федераль­ного органа исполнительной власти, иного органа (орга­низации) с Министерством юстиции РФ могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подле­жит опубликованию в порядке, определяемом федераль­ным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу так­же определяется федеральным органом исполнитель­ной власти, издавшим акт.

После опубликования акта, признанного не нужда­ющимся в государственной регистрации, федеральный орган исполнительной власти информирует Министер­ство юстиции РФ об источнике опубликования (наиме­нование издания, его номер и дата). Один экземпляр данного издания направляется в Министерство юсти­ции РФ.

26. Изменения и дополнения в нормативные право­вые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (от­мене) подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами.

27. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, толь­ко после их регистрации и официального опубликова­ния.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдель­ных их положений, содержащих сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиден­циального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опуб­ликованные в установленном порядке, не влекут пра­вовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответ­ствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за не­выполнение содержащихся в них предписаний. На ука­занные акты нельзя ссылаться при разрешении спо­ров.

28. В случае обнаружения несоответствия действу­ющего нормативного правового акта, а также акта, со­держащего правовые нормы и не прошедшего государ­ственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, ука­зам и распоряжениям Президента РФ, постановлени­ям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ пред­ложение об отмене такого акта с обоснованием и про­ектом соответствующего распоряжения.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституци­онного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ вправе от­менять акты федеральных органов исполнительной вла­сти или приостанавливать действие этих актов .

26. В соответствии с Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей.

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, находящихся в ведении МЧС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему МЧС России, а также утвержденные двумя или более федеральными органами исполнительной власти.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

27. Представление в Минюст России подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта обеспечивается руководителем структурного подразделения центрального аппарата, организации МЧС России, являющимися его головным разработчиком, в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе) не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения). При этом Департамент управления делами выдает под роспись для представления в Минюст России сотруднику соответствующего структурного подразделения МЧС России подлинник нормативного правового акта и 5 его копий, заверенных гербовой печатью.

Отметка о заверении соответствия копии документа подлиннику проставляется ниже реквизита "Подпись" и состоит из заверительной надписи "Верно", наименования должности и личной подписи лица, заверившего копию, расшифровки подписи (инициалы, фамилия), даты заверения.

Каждый экземпляр копии нормативного правового акта должен быть прошнурован (или скреплен степлером). На месте скрепления проставляется надпись "пронумеровано и прошнуровано __ листов", подпись и печать с на именованием соответствующего структурного подразделения центрального аппарата МЧС России.

Копии нормативного правового акта должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России с сопроводительным письмом за подписью первого заместителя Министра или заместителя Министра, ответственного за разработку нормативного правового акта.

28. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:

подлинник нормативного правового акта и 5 его заверенных копий;

справка-обоснование, подписанная руководителем Департамента правового обеспечения;

в случае подписания нормативного правого акта лицом, замещающим Министра - копия приказа о возложении обязанностей Министра на лицо, выполняющее его обязанности;

сопроводительное письмо за подписью соответствующего заместителя Министра.

29. Представляемый на государственную регистрацию нормативный правовой акт визируется руководством Департамента правового обеспечения на обороте каждого листа оригинала с проставлением на них штампов правовой экспертизы.

30. В случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта МЧС России ответственный исполнитель представляет на утверждение не позднее 10 дней со дня получения этого отказа соответствующий документ об его отмене, копия которого направляется в Минюст России.

31. Возможен возврат нормативного правового акта в МЧС России без государственной регистрации по его запросу, подготовленному на основании ходатайства ответственного исполнителя перед руководством Министерства, а также если допущены отступления от установленного порядка представления акта на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

32. При возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации в случае нарушения установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нарушения устраняются, а нормативный правовой акт повторно представляется на государственную регистрацию в течение месяца.

33. Нормативные правовые акты МЧС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело". Опубликование этих актов в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело" является официальной публикацией.

34. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрениях или наложении взыскания и т.п.);

действия которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения).

б) акты, которыми решения вышестоящих органов государственной власти доводятся до сведения организаций системы МЧС России.

в) акты, направленные на организацию исполнения решений органов государственной власти или решений МЧС России и не содержащие новых правовых норм.

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.

35. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

36. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования.

В целях приведения в соответствие с положениями действующего законодательства и в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти вместо разъснений, ранее введенных в соответствии с приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217, подготовлены новые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

Так в Разъяснения, в частности, включены (на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" положений о полномочиях Банка России в части издания нормативных актов в форме указаний, положений и инструкций.

Также включены положения о том, что проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством.

В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ исключены положения об обязательном прохождении отдельных проектов актов государственной экологической экспертизы.

В отличии от ранее действовавших Разъяснений, установлено условие, при котором допускается ссылка в нормативном правовом акте на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на регистрацию. Такого рода ссылка допускается в случае одновременного направления акта, на который делается ссылка, в Минюст России.

Исключено правило о том, что изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, вносятся приказом.

В связи с преобразованием структуры федеральных органов исполнительной власти внесены соответствующие уточнения в перечень органов, уполномоченных направлять нормативные правовые акты на государственную регистрацию. Данным полномочием наделены федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); иные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат регистрации (ЦБР, ПФР, ФФОМС; ФСС РФ).

Поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг упразднена (с передачей ее функций по контролю и надзору Федеральной службе по финансовым рынкам) из перечня нормативно-правовых актов, подлежащих направлению на государственную регистрацию, исключены нормативные правовые акты ФКЦБ, принятые начиная со 2 декабря 1998 г. Помимо нормативных актов ЦБР, непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан и при этом принятых начиная с 4 мая 1995 г., обязательному направлению на регистрацию подлежат все нормативные акты Банка России, за исключениями, предусмотренными Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, - с момента вступления в силу данного Закона. Не подлежат регистрации нормативные акты ЦБР, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Уточнены положения, касающиеся полномочий Минюста России о направлении представлений об отмене или изменении нормативных правовых актов.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

Юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

Принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

Присвоение регистрационного номера;

Занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее десяти дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в шести экземплярах (подлинник и пять копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

Основания издания нормативного правового акта;

Сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

Сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до пятнадцати дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до 1 месяца.

В течение суток после государственной регистрации подлинник правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации. В таком случае эти нормативные правовые акты возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа. В течение десяти дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издаёт соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

По общему правилу, принятый подзаконный нормативный правовой акт получает юридическую силу в результате его опубликования и истечения определенного срока после опубликования. Своевременное официальное опубликование дает возможность ознакомиться с вновь принятым подзаконным нормативным правовым актом и с изменениями и дополнениями в действующих актах. А это, в сою очередь, позволяет быстрее перестроить деятельность различных структур в заданном направлении. Важно также, чтобы населению страны и должностным лицам было предоставлено достаточное время для ознакомления и изучения новых подзаконных нормативных правовых актов, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы.

Порядок опубликования и вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня определен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания. Официальным опубликованием указанных актов считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Анализ регионального законодательства, регламентирующего такие стадии подзаконного правотворчества, как регистрация, опубликование и вступление в силу подзаконных нормативных правовых актов, позволяет сделать вывод, что содержание этих стадий во многом аналогично соответствующим стадиям подзаконного нормотворчества федеральных органов исполнительной власти.

В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, реализации прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства» создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то есть Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, ведение которого возложено на Министерство юстиции Российской Федерации. Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации приято Положение «О порядке ведения регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а Министерством юстиции разработаны и утверждены Рекомендации по ведению Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно этим рекомендациям в Федеральный регистр включаются следующие данные:

Номера и даты государственной регистрации правовых актов;

Реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

Тексты правовых актов;

Дополнительные сведения.

В качестве дополнительных сведения определены:

Экспертные заключения Министерства юстиции России, федеральных управлений Минюста России по федеральным округам и территориальных органов на правовые акты;

Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;

Решение верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в соответствии со статьей 115 ГПК РСФСР в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, внесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения, независимо от результатов рассмотрения жалоб;

Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов РФ, а также о толковании конституций (уставов) субъектов РФ;

Информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты и представления);

Предписания Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальных органов, адресованные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;

Заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;

Указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

Распоряжения Минюста России о регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Заключение Минюста России в случае принятия решения об отказе в регистрации соглашений или возврате их без регистрации;

Документы о приостановлении или прекращении действия соглашений.

Экспертное заключение включается в Федеральный регистр в случае, если в результате юридической экспертизы установлено несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону.

Заключение

Рассмотрение вопросов лекции позволяет сделать вывод о том, что спектр общественных отношений, регламентируемых подзаконными нормативными правовыми актами разнообразен, поэтому достаточно много субъектов, осуществляющих подзаконное правотворчество. В количественном отношении подзаконных нормативных правовых актов принимается гораздо больше, чем законов, содержание этих актов чрезвычайно многопланово, поскольку они призваны осуществлять более оперативное и конкретное правовое регулирование, нежели это делает закон. Значение подзаконных нормативных правовых актов в регламентации общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования очень велико, так как они позволяют охватить массу подробностей, черт, особенностей, которые не могут быть учтены в рамках закона. Однако отсутствие федерального закона, регламентирующего правотворчество в Российской Федерации в целом, отрицательно сказывается на качестве подзаконных нормативных правовых актов, ведь именно этот документ должен содержать юридические стандарты для оптимального выбора вида акта и его наименования. Вопрос правовой регламентации подзаконного правотворчества – это уже предмет рассмотрения отдельной лекции.

ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование (федеральные министерства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) затрагивающие права, свободы, и обязанности гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти;

4) постоянно действующие и временные, т. е. принятые на определенный срок;

5) в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (ГОСТы, СНиПы, и т. п.), если они не содержат правовых норм ;

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.


Гос. регистрация нормативного правового акта включает:

а) юр. экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;

б) принятие решения о необходимости гос. регистрации данного акта;

в) присвоение регистрационного номера;

г) занесение в гос. реестр.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный «Бюллетень», распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.