Значение законодательных актов. Законодательные акты. Под источниками права понимаются источники права в материальном и формальном смысле. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т. п. значение, то есть издаваться исполнительными органами всех субъектов Федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством РФ установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это -- распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, то есть их адресатом является определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о наложении на виновного в совершении административного правонарушения административного наказания.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, трудового и т. п.). Тем не менее, главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ".

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. Тем самым создается впечатление, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые дозволения, предписания и запреты, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к конкретным лицам. Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям). Об их масштабности, то есть территориальной распространенности, уже говорилось. Иногда в одном административно-правовом акте могут сочетаться черты нормативности и индивидуальности, т,о есть нормы "переплетаются" с предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение о преобразовании действующего исполнительного органа или об образовании нового, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем. Такого рода акты называются смешанными, причем иногда их выделяют в самостоятельный вид правовых актов наряду с нормативными и индивидуальными. Для этого, однако, достаточных оснований не имеется. Поскольку индивидуальные предписания в подобных случаях "сопровождают" нормативные, постольку для определения юридической природы акта необходимо ориентироваться на его преобладающее качество, а именно -- на нормативность.

Помимо нормативных и индивидуальных, иногда упоминаются общие акты, содержащие общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня) либо общие требования (например, экономить ресурсы). Однако перенос выходного дня -- типичный пример индивидуального управленческого решения, а призыв к экономии ресурсов -- вообще не имеет юридического значения.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Подзаконные акты могут быть подразделены на виды по юридической силе.

Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, иерархический структурный ряд состоит из четырех элементов:

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Законы субъектов РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

Нормативные акты органов местного самоуправления;

2. Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ

3. Акты муниципалитета

Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме.

Добрый день!

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на:

законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ);

подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

акты органов представительной власти (законы и постановления);

акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.

Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Система Российского Законодательства:

Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),

федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):

федеральные конституционные законы,

федеральные законы (включая кодексы),

законы субъектов РФ.

Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.

К ним относятся акты:

Президента РФ (указы, распоряжения),

правительства (постановления, распоряжения),

федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, постановление Правительства РФ, Указы ВС СССР, постановления министерств РФ, постановления министерств СССР, письма и постановления министерств.

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

основы законодательства,

Например, Основы жилищного законодательства.

Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права.

Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.

В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке - вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.

Например, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

указы и распоряжения Президента РФ,

Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ.

постановления и распоряжения Правительства РФ,

Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

акты министерств и ведомств,

Иначе называемые - ведомственные акты - подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.

акты субъектов Российской Федерации,

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др.

Например, Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

акты органов местного самоуправления.

Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательные акты и подзаконные акты

По юридической значимости нормативно-правовые акты распределяются: Постановления Правительства РФ, Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ, Акты муниципалитета

В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе. При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

Вертикальное - распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.

Горизонтальное - это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация - когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.

Законы в рассматриваемый период носили разнооб­разные названия: уставы, регламенты, учреждения, ука­зы, причем точно установить разграничение между этими понятиями невозможно.

Наиболее важными для истории права памятниками эпохи Петра I явились регламенты, в которых определя­лись состав, устройство, круг ведомства и порядок делоп­роизводства вновь организованных Петром учреждений.

Среди этих регламентов необходимо отметить Генераль­ный регламент, или Устав коллегиям, которым был уста­новлен общий порядок службы во всех коллегиальных учреждениях - как центральных, так и местных (28 фев­раля 1720 г.), регламенты отдельных коллегий, например регламент Штатсконтор-коллегии, регламент Камер-кол­легии, регламент Духовной коллегии (Синода).

Близко к регламентам по кругу рассматриваемых воп­росов стояли указы об учреждении наиболее важных дол­жностей, например о должности сенаторов, о должности генерал-прокурора при Сенате, о должности прокурора в коллегиях, указ о должности фискалов. Далее необходи­мо отметить уставы, которые при Петре отличались от регламентов тем, что они кроме норм, регулирующих дея­тельность соответствующих учреждений, содержали в себе и нормы материального права. Среди уставов наибольшее значение имели Воинский Устав 1716 г., Морской Устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г.. Устав о винокурении 1765 г. Устав благочиния 1782 г., Училищный устав 1786 г.

Воинский Устав явился кодексом военного права. Он содержал не только постановления, касавшиеся органи­зации и функций всех военных учреждений и высших чинов в армии, но и военно-уголовный и военно-процес­суальный кодексы. Он является свидетельством ориги­нальной военно-организационной и юридической мысли Петра I. Воинский Устав состоял из трех частей.

Первая часть Воинского Устава являлась уставом воинским в узком смысле. B нем дается описание высших и полковых чинов, содержатся нормы уставов внутрен­ней, гарнизонной, караульной и полевой службы. Этот Воинский Устав был утвержден в 1716 г. Вторая часть - «Артикул воинский с кратким толкованием» является сборником военно-уголовного права; третья часть - «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» - сборником военно-процессуального права. Оба эти памят­ника впервые были изданы в 1715 г.

Решение вопроса о происхождении Воинского Устава Петра является заслугой советских ученых П. П. Епифа­нова и М. М. Исаева. П. П. Епифанов доказал, что ос­новным источником строевой и технической частей Уста­ва 1716 г. являлись первые уставные положения армии и личные инструкции и указы Петра, возникшие в ходе Северной войны и отражавшие последовательно моменты развития регулярной армии. Изучая соотношение памят­ников права, именно М. М. Исаев указал общие черты и различия Устава Воинского, Артикула воинского с крат­ким толкованием, Краткого изображения процессов или судебных тяжб и особого памятника военного права - положения «О экзерциции по приготовлению к маршу и о должности полковых чинов».

B деле организации русского военно-морского флота имел большое значение Морской Устав, составленный са­мим Петром I.

Другие законодательные акты носили название ука­зов, инструкций, манифестов (акты, имевшие торжествен­ный характер), грамот и т.

П. Среди указов заслуживает внимания указ об единонаследии 1714 г., который создал в России систему майората, отмененный императрицей Анной Ивановной в 1731 г. K числу указов можно отнес­ти «Табель о рангах» 1722 г. B истории процесса в рас­сматриваемый период особое значение имел Указ о форме суда, изданный в 1723 г.

Из законодательных актов, изданных преемниками Петра I, надо отметить Устав о векселях 1729 г., который имел своей целью регулировать вексельное обращение, и Устав благочиния 1782 г., посвященный организации го­родской полиции и содержащий ряд постановлений в об­ласти уголовного права.

Необходимо также указать на манифест 1762 г., осво­бодивший дворян от обязательной службы, Учреждение о губерниях 1775 г., Жалованные грамоты дворянству и го­родам 1785 г., Указ «О суде и наказаниях за воровство разных родов» 1781 г., «Акт о порядке престолонасле­дия» и «Учреждение о императорской фамилии» 1797 г.

Большую помощь в деле изучения основных момен­тов истории русского права может оказать изучение судеб­ных решений, в особенности решений высших судебных инстанций.

Предпосылки реформ политического аппарата и изда­ния главнейших законодательных актов можно установить путем изучения материалов, относящихся к работе соответ­ствующих комиссий, подготавливавших проекты законов.

Очень большое значение имеет также изучение пере­писки русских императоров и ближайших их помощни­ков. Велика роль и мемуарной литературы.

Попытки кодификации. Реформаторская деятельность Петра I имела своим последствием накопление огромно­го законодательного материала. При преемниках Петра также было издано множество законов, либо отменяю­щих петровское законодательство, либо развивавших его. Основной кодекс Русского государства - Соборное уло­жение 1649 г. - ни в эпоху Петра I, ни позже не было отменено, оставались в действии также и позднейшие ука­зы («Новоуказные статьи»).

Господствующий класс - дворянство - был заинтере­сован в том, чтобы основные принципы и нормы права, утвердившиеся в ХѴШ в. и обеспечивавшие ему исключи­тельные привилегии, были проведены во всей правовой сис­теме, чтобы они пронизывали весь законодательный мате­риал. C другой стороны, существование огромного множества законов, не сведенных в один сборник, крайне затрудняло деятельность представителей администрации и судей. Есте­ственно, что был поставлен вопрос об объединении всего законодательного материала, о создании единого кодекса. Необходимость кодификации отлично сознавалась Петром I и его ближайшими помощниками и преемниками. Они по­нимали, что составление кодекса не может быть делом од­ного человека, что оно может быть осуществлено лишь B результате продолжительной работы целого коллектива - особой комиссии из компетентных людей, которые должны хорошо разбираться в основных принципах права ХѴШ в.

Кодификационные комиссии работали еще с самого начала XVIII в., с 1700 г. Они не раз создавались и рас­пускались заново и их работа не приводила к каким-либо положительным результатам. Всего в XVIII в. было со­звано девять таких комиссий (включая Екатерининскую). Неудача всех комиссий в значительной степени предопре­делялась тем, что план и основные принципы, положен­ные в основу работы комиссий, постоянно менялись, пе­ред комиссиями ставились новые задачи, состав комиссий часто менялся, комиссии распускались и вновь учрежда­лись, не доводя дела до конца и начиная все сначала.

B 1767 г. новую Комиссию для составления нового Уложения созвала Екатерина II. Состав Комиссии комп­лектовался путем выборов из представителей сословий. Кроме депутатов от сословий в Комиссию входили пред­ставители от государственных учреждений - Сената, Си­нода, коллегий, канцелярий (всего 28 представителей). Bcex депутатов было 564; из них депутатов от дворян было 161, от городского населения - 208, от казаков - 54, от крестьян - 79, от «инородцев» (т.е. национальных мень­шинств) - 34. Выборы от сословий происходили таким образом, что в состав Комиссии вошли наиболее зажиточ­ные и самые благонадежные, «преданные престолу и оте­честву» элементы. K выборам не были допущены крепост­ные крестьяне - помещичьи и посессионные, а также экономические крестьяне и половники (категория зависи­мых крестьян на Севере России) . Таким образом, классо­вое, дворянское господство в Комиссии обеспечивалось.

Каждый из депутатов должен был представить наказ от своих избирателей: от депутатов из крестьян требова­лись своды погостных наказов.

Открытие Комиссии состоялось в присутствии Ека­терины II. Екатерина вручила генерал-прокурору князю

Вяземскому, открывшему заседания Комиссйи, свой На­каз, предназначенный для депутатов Комиссии.

Основным источником Наказа Екатерины явилось про­изведение французского политического писателя Монтескье «О духе законов». Кроме того, ею были использованы сочи­нение итальянского криминалиста Беккариа *0 преступле­ниях и наказаниях» и ряд произведений менее известных писателей. Ho в Наказе самые важные принципы французс­кой просветительной философии были изменены.

Екатерина решительно отбросила в своем Наказе все те положения учения философов-просветителей, которые хоть в малейшей степени ограничивали власть монарха. Еще бо­лее лицемерно поступила Екатерина со взглядами просвети­телей на крепостное право. Некоторые из положений, кри­тикующих крепостное право, она воспроизвела в черновом варианте своего Наказа, но затем предоставила своим при­ближенным, редактировавшим Наказ, в большинстве своем крепостникам, право вычеркивать все, что им не нравится. Сама Екатерина сознавалась, что «они более половины того, что было написано мной, помарали». B первую очередь они, конечно, «помарали» все места о крепостном праве. B На­казе последней редакции нет ни слова об улучшении поло­жения крепостного крестьянства, не говоря уже о ликвида­ции крепостничества, что было одним из основных требований просветительной философии.

Другой документ, врученный Екатериной генерал-про­курору, открывавшему Комиссию, «Обряд управления Ко­миссией» содержал совокупность правил, определивших распорядок и делопроизводство в Комиссии. Общее уп­равление работой всей Комиссией и представительство на ее заседаниях были представлены особому лицу - мар­шалу. Ha дела Комиссии имел довольно большое влия­ние генерал-прокурор, ввиду чего Екатерина написала ге- нерал-прокурорский приказ, т. e. инструкцию, на основании которой он должен был действовать во время составления Уложения.

Наконец, уже спустя несколько месяцев после нача­ла работы Комиссии, Екатерина издала четвертый доку­мент, которым должна была руководствоваться Комис­сия - «Начертание о приведении к окончанию Комиссии по составлению проекта нового Уложения». «Начерта­ние» имело своей целью ознакомить депутатов со взгля­дами^ Екатерины на государственное устройство и управ­ление.

31 июня 1767 г. Комиссия приступила к своей дея­тельности. Маршалом Комиссии был назначен Бибиков, который впоследствии принимал деятельное участие в подавлении восстания Пугачева.

Комиссия начала свою работу с чтения Наказа Ека­терины, а затем отдельных депутатских наказов, прежде всего крестьянских. После этого она занялась вопросом о правах дворянства. C этой целью стали читать ранее из­данные законы о дворянстве. He докончив этого чтения, перешли к законам о купечестве. Далее, не закончив чте­ния законов о купечестве, перешли к чтению законов о привилегиях эстляндских, лифляндских и вообще ост­зейских провинций. Этой читкой законов Комиссия зани­малась до конца 1767 г., затем Комиссия переехала из Москвы в Петербург, где она в продолжении пяти меся­цев работала также совершенно непродуктивно.

Работа Комиссии продолжалась до 17 декабря 1768 г., когда по случаю объявления войны Турции общее собра­ние Комиссии было закрыто на неопределенное время. После этого продолжали работать лишь некоторые част­ные комиссии, существовавшие вплоть до 1774 г., когда депутаты, входившие в состав этих комиссий, были рас­пущены. Таким образом, возложенная на Комиссию зада­ча не была выполнена. Комиссия не была в состоянии не только составить новое Уложение, но и обсудить, а тем более принять ни одного проекта.

Основной причиной неудачи екатерининской Комис­сии являлось то, что сама Екатерина и ее ближайшее окру­жение не желали и не собирались довести дело до конца.

Чем можно объяснить, что Екатерина не желала продолжения работы Комиссии? Для понимания этого можно учесть следующее. Прежде всего, в случае приня­тия нового Уложения пришлось бы отразить в нем идеи Наказа, который она составила, в немалой степени имея в виду повлиять на общественное мнение Западной Ев­ропы. B какой степени она разделяла идеи французских просветителей, показывает вся последующая ее реакци­онная деятельность. И, следовательно, к закреплению этих идей в качестве доктринальной основы законода­тельства она вряд ли искренне стремилась. Кроме того, Екатерина самим фактом созыва Комиссии достаточно укрепила свой авторитет среди русского дворянства. Этим была достигнута основная цель. B дальнейшем Екатери­не Комиссия была не нужна, тем более, что благодаря ей правительство сумело ознакомиться с чаяниями широких масс населения. Наконец, приходится учитывать и свиде­тельство самого маршала Бибикова, что Комиссия была распущена вследствие постановки вопроса о крепостном праве. Хотя вопрос этот был поставлен некоторыми депу­татами крайне осторожно, тем не менее сам факт поста­новки этого вопроса был непереносим для Екатерины и ее ближайшего окружения.