Главный государственный врач рф. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач российской федерации

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2019 г. N 10
"О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019 - 2020 годов"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, в целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (далее - ОРВИ) населения Российской Федерации и подготовки к эпидемическому сезону по гриппу и ОРВИ 2019 - 2020 годов, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст. 4591; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3447; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. 1), ст. 4334, ст. 4359; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4160; N 27 (ч. 2), ст. 4238, 2017, N 27, ст. 3932, ст. 3938, N 31 (ч. 1), ст. 4765, ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571; N 30, ст. 4543; N 32 (ч. 2), ст. 5135) и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7589; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6688; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 48; N 14, ст. 2008, 2018, N 11, ст. 1591; N 49 (ч. 1-4), ст. 7521) постановляю:

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопросы о ходе подготовки к эпидемическому сезону заболеваемости гриппом и ОРВИ 2019 - 2020 годов, в том числе:

а) о готовности медицинских организаций к эпидемическому сезону; обеспеченности их материальными ресурсами, включая наличие запаса противовирусных препаратов, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, обеспечение специальной медицинской аппаратурой, транспортом;

б) о подготовке медицинских работников по вопросам оказания медицинской помощи населению при гриппе и ОРВИ, внебольничных пневмониях;

в) о перепрофилировании медицинских организаций на время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ;

г) о готовности образовательных, социальных, медицинских, транспортных, жилищно-коммунальных организаций независимо от их организационно-правовой формы по поддержанию в осенне-зимний период года необходимого температурного режима;

д) об организации с 30.08.2019 системной работы по информированию населения о мерах профилактики гриппа и ОРВИ, о преимуществах иммунопрофилактики гриппа;

е) об обеспечении охватов прививками против гриппа не менее 45% населения, лиц, относящихся к группам риска - не менее 75%.

1.2. Внести при необходимости коррективы в региональные планы профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ.

1.3. Содействовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведении в осенний период 2019 года мероприятий по иммунизации против гриппа лиц, относящихся к группам риска, определенных национальным календарем профилактических прививок, а также лиц, работающих в организациях птицеводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, и лиц, осуществляющих разведение домашней птицы для ее реализации населению.

1.4. Предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку медицинского оборудования, иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения специфической профилактики среди категории граждан, не подлежащих обязательной вакцинации, прочих лекарственных средств для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств в соответствии с расчетной потребностью.

1.5. С учетом эпидемиологической ситуации по гриппу и ОРВИ, складывающейся в регионе, и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

2. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

2.1. Внести при необходимости на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке региональных планов мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ и их финансированию для достижения охвата профилактическими прививками против гриппа не менее 45% от численности населения субъекта Российской Федерации, охвата иммунизацией лиц, относящихся к группам риска, определенных национальным календарем профилактических прививок, не менее 75%, включая лиц, работающих в организациях птицеводства и свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, и лиц, осуществляющих разведение домашней птицы для ее реализации населению.

2.2. Провести оценку готовности медицинских организаций к работе в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, включая обеспеченность профильными койками и специальным оборудованием для оказания медицинской помощи больным гриппом и ОРВИ, внебольничными пневмониями, возможность оперативного перепрофилирования стационаров, развертывания отделений для лечения больных гриппом в амбулаторно-поликлинических организациях и подготовку дополнительного медицинского персонала.

2.3. Обеспечить проведение систематического анализа заболеваемости гриппом, ОРВИ и внебольничными пневмониями в субъекте Российской Федерации для своевременного введения дополнительных противоэпидемических мер и лабораторного обследования больных с тяжелым и нетипичным течением заболевания.

2.4. Организовать, начиная с 30.08.2019, еженедельный сбор данных и оперативное информирование Роспотребнадзора обо всех заболевших с первичным клиническим диагнозом грипп, привитых против гриппа, в том числе с анализом по группам риска.

2.5. Обеспечить проведение серологического мониторинга за гриппом:

а) в предэпидемический период - для оценки состояния коллективного иммунитета к актуальным и ранее циркулировавшим антигенным вариантам возбудителей гриппа;

б) в поствакцинальный период - для оценки эффективности специфической профилактики гриппа;

в) в течении эпидемического сезона - мониторинг за циркуляцией возбудителей гриппа.

2.6. Организовать, начиная с 30.08.2019, информирование населения о преимуществах вакцинопрофилактики и других мерах профилактики гриппа, в том числе с использованием средств массовой информации.

2.7. Обеспечить незамедлительное информирование Роспотребнадзора о регистрации в регионе очагов гриппа птиц и оперативное проведение полного комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах гриппа птиц.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

3.1. С 30.08.2019 и в течение эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ 2019 - 2020 годов обеспечить систематическую подготовку медицинского персонала по вопросам оказания медицинской помощи населению при гриппе и ОРВИ, внебольничных пневмониях (в том числе, по работе с медицинским оборудованием), а также вакцинопрофилактики гриппа, обратив особое внимание на подготовку молодых специалистов.

3.2. Обеспечить проведение прививочной кампании против гриппа в осенний период 2019 года с максимальным (не менее 75%) охватом прививками населения из групп риска, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок, а также других групп населения.

3.3. Организовать своевременное в необходимом объеме оказание медицинской помощи населению на дому, в амбулаторных и стационарных медицинских организациях в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, обратив особое внимание на детей, беременных женщин и лиц, относящихся к группам риска.

3.4. Внедрить в практику для врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, сотрудников скорой медицинской помощи, приемных отделений стационаров опросники для больных с клиническими признаками гриппа и ОРВИ в целях оперативной диагностики и прогноза заболеваний гриппом, другими ОРВИ, внебольничными пневмониями, а также определения маршрутизации и объемов оказания медицинской помощи.

3.5. Организовать контроль динамики состояния здоровья больных гриппом, имеющих хронические заболевания и не привитых против гриппа.

3.6. Принять меры по недопущению внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций, в том числе введению запрета посещений структурных подразделений родовспомогательных стационаров и медицинских организаций второго этапа выхаживания родственниками и лицами, не являющиеся сотрудниками указанных организаций, на период активной циркуляции вирусов гриппа и других респираторных вирусов негриппозной этиологии. Обеспечить допуск матерей по уходу за новорожденными в стационары после прохождения фильтров на предмет выявления острых инфекционных заболеваний, в том числе ОРВИ.

3.7. Обеспечить поддержание неснижаемого запаса противовирусных препаратов, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты в аптечной сети и стационарах.

3.8. Организовать забор и доставку в соответствующие диагностические лаборатории материала надлежащего качества от больных гриппом и ОРВИ:

а) в начале эпидемиологического сезона - от первых случаев гриппа и ОРВИ;

б) в течение эпидемиологического сезона - из очагов в организованных коллективах, от лиц с тяжелой формой заболевания, от привитых от гриппа лиц, заболевших гриппом, а также от лиц, имеющих контакт с домашней или дикой птицей;

3.9. Принять меры по организации проведения диагностических исследований на грипп материала от больных гриппом, ОРВИ, внебольничными пневмониями на базе лабораторий медицинских организаций.

3.10. Принять меры по снижению числа летальных случаев гриппа.

3.11. При регистрации летальных исходов в результате заболеваний гриппом и внебольничных пневмоний проводить комиссионное рассмотрение каждого случая с целью установления причин и факторов, обусловивших летальный исход.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования рекомендовать:

4.1. Принять меры по подготовке образовательных организаций к работе в осенне-зимний период, обратив особое внимание на условия соблюдения оптимального теплового режима, режима проветривания помещений, наличие необходимого оборудования и расходных материалов: бактерицидных ламп, термометров, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания для сотрудников.

4.2. Обеспечить контроль за проведением иммунизации против гриппа сотрудников образовательных организаций.

4.3. Обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, в том числе по приостановлению учебного процесса, отмене массовых культурных и спортивных мероприятий.

4.4. Провести совместно с территориальными органами Роспотребнадзора обучение персонала дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций мерам профилактики гриппа.

5. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовать:

5.1. Организовать иммунизацию сотрудников против гриппа.

5.2. Принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях.

5.3. В период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ:

а) принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ;

б) обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками).

6. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора с 30.08.2019 обеспечить:

6.1. Проведение мониторинга за заболеваемостью гриппом и ОРВИ, внебольничными пневмониями, расшифровку этиологии указанных заболеваний с применением методов быстрой лабораторной диагностики, поддержание необходимого уровня оснащенности диагностическими препаратами лабораторий для идентификации вирусов гриппа, в том числе гриппа птиц.

6.2. Качественный сбор, надлежащие условия и своевременность транспортирования биологического материала в ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора или ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" Роспотребнадзора для проведения углубленных молекулярно-генетических и вирусологических исследований.

6.3. Отправку образцов биологического материала в ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора или ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" Роспотребнадзора для проведения углубленных молекулярно-генетических и вирусологических исследований:

а) от первых заболевших гриппом и ОРВИ;

б) от лиц с тяжелой формой заболевания, от привитых от гриппа лиц, заболевших гриппом, а также от лиц, имеющих контакт с домашней или дикой птицей, из очагов в организованных коллективах;

в) в каждом случае смерти от гриппа и ОРВИ (секционный материал).

7. ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора (Максютов Р.А.), ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" Роспотребнадзора (Акимкин В.Г.) обеспечить:

7.1. Проведение углубленных молекулярно-генетических и вирусологических исследований биологического материала от больных гриппом, представленного центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, информирование Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора о результатах исследований.

7.2. Оказание практической и методической помощи территориальным органам и учреждениям Роспотребнадзора в проведении лабораторной диагностики гриппа и ОРВИ.

8. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора с 30.08.2019 установить контроль за:

8.1. Организацией и проведением иммунизации населения против гриппа, соблюдением условий транспортирования и хранения гриппозных вакцин в медицинских организациях.

8.2. Проведением подготовительных мероприятий к эпидемическому сезону гриппа и ОРВИ медицинскими и образовательными организациями, организациями торговли и другими организациями.

8.3. Своевременностью проведения учета и анализа заболеваемости гриппом и ОРВИ с учетом результатов лабораторных исследований.

8.4. Своевременностью введения ограничительных мероприятий медицинскими и образовательными организациями, организациями торговли и другими организациями при осложнении эпидемиологической ситуации.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Онищенко Геннадий Григорьевич - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач. О нём много пишут и говорят. Его работа на посту руководителя Роспотребнадзора народом оценивается по-разному. Одни считают Онищенко примером для других государственных деятелей и борцом за здоровье нации.

Другие называют зачинщиком непопулярных торговых войн, выполнявшим определённые указания правительства во время напряжённых отношений России с другими странами. Какие бы цели Геннадий Григорьевич не преследовал, он сумел доказать правоту украинскому, грузинскому и белорусскому правительству. Все претензии к поставляемой этими странами продукции были предъявлены после многочисленных анализов. Несведущему человеку тяжело судить о правильности его действий. Но никто не сомневается, что он хороший специалист, который помог стране, и просто образованный и грамотный человек.

12 подвигов Геннадия Онищенко

Но прежде чем добиться успеха в жизни, профессиональной и политической деятельности Геннадий Григорьевич много учился и трудился.

Детство и семья Геннадия Онищенко

21 октября 1950 года в семье украинца и туркменки в небольшом посёлке Чаргын-Таш в Киргизии родился мальчик Гена. Детские годы будущий санитарный врач России провёл, как и все его ровесники. Мама Геннадия Григорьевича была медицинским работником, и он решил пойти по её стопам.

Карьера Геннадия Онищенко

В 1967 году Геннадий Онищенко стал студентом Донецкого медицинского института. Трудовая деятельность началась в 1973 году в должности санитарного врача Ясиноватской санитарно-эпидемической станции. За три года работы Онищенко сумел показать себя грамотным специалистом с хорошими организаторскими способностями. В 1976 году его назначили главным врачом санэпидстанции в городе Красноармейске.

Геннадий Григорьевич много работал, проходил обучение в институте усовершенствования врачей.

На успешную карьеру Онищенко повлияло трудолюбие и стремление везде навести порядок. Его деятельность достойно оценили после обнаружения очага брюшного тифа в Донецкой области.

Молодого эпидемиолога в 1983 году пригласили занять должность главного врача СЭС Московского метрополитена.

В тяжёлый для страны период, во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, Геннадий Григорьевич занимался дезактивацией железнодорожной техники.

Его сослуживцы рассказывают, что он понизил допустимый уровень радиации для работающих в зоне взрыва и этим спас жизнь многим железнодорожникам-ликвидаторам.

В 1988 году Онищенко перевели в Главное управление карантинных инфекций Министерства здравоохранения на должность заместителя начальника. В начале девяностых годов он стал заместителем главного государственного санитарного врача России.

В гостях у Геннадия Онищенко. Пока все дома

Геннадий Григорьевич, занимая высокие должности, в первую очередь помнил, что он является врачом. Когда в Чечне началась эпидемия холеры и возникла угроза заражения сибирской язвой, Онищенко доставлял в республику лекарства и оборудование, проводил исследования почвы. Ему приходилось сталкиваться с боевиками.

Борис Ельцин в 1996 году назначил Онищенко главным государственным санитарным врачом РФ. Соотечественники ежегодно видели его на телеэкранах с предупреждениями об эпидемии гриппа. И только немногие знают, сколько изъяли тонн бракованного алкоголя и пищевых продуктов благодаря его деятельности. В эту пору Геннадий Онищенко принял ряд решений, которые вызвали различные суждения о его деятельности. Это запрет на продажу гигиенических жидкостей, содержащих технический спирт. Из-за невысокой цены препараты употреблялись в качестве спиртных напитков. Онищенко запретил продажу сигарет в учреждениях культуры. Предложил рассмотреть вопрос о запрете рекламы пива и алкогольных напитков в СМИ.


Он активно участвовал в воссоздании системы здравоохранения Чечни, координировал программу по противодействию эпидемии СПИДа. Укомплектовал лаборатории по инфекционной диагностике препаратами для выявления атипичной пневмонии.

Работа Онищенко в Роспотребнадзоре

Но больше всего неоднозначных мнений вызвала деятельность Геннадия Григорьевича на посту руководителя Роспотребнадзора. С одной стороны, это - необоснованные, по мнению некоторых специалистов, запреты на ввоз в страну грузинского вина и минеральной воды, украинских конфет и белорусских сыров. С другой стороны – созданный запас антибиотиков и меры по предупреждению распространения вируса H5N1.

23 октября 2013 года он ушёл в отставку и получил назначение на пост помощника Председателя Правительства Российской Федерации.

Онищенко продолжает бороться с употреблением алкоголя и табакокурением. И не раз в СМИ делал заявления по этому поводу. Требует закрыть сайты, причиняющие вред психическому здоровью подростков. Благодаря ему запрещена продажа энергетиков в местах отдыха молодёжи.

Геннадий Онищенко о прививках

Онищенко Геннадий Григорьевич имеет множество наград. Особо ценен для него Орден Почёта, полученный за мероприятия по охране жизни и здоровья жителей Южной Осетии.

Получил премию «Человек года-2013» за принятые меры по защите здоровья российских граждан.

Личная жизнь Геннадия Онищенко

Во время повышения квалификации в институте усовершенствования врачей он познакомился с будущей женой Смирновой Галиной Анатольевной. Геннадий Григорьевич – отец троих детей и счастливый дедушка. Два его сына работают врачами-стоматологами. Младшая дочь Мария трудится клиническим ординатором.

Увлечения Онищенко

В молодости занимался тяжёлой атлетикой. В студенческие годы стал кандидатом в мастера спорта.

Как верующий человек придерживается здорового образа жизни, соблюдает православные традиции. В первую очередь заботится о людях. Когда Онищенко похитили боевики в Чечне, он просил пожалеть и отпустить водителя машины. Коллеги отзываются о нем, как требовательном руководителе. Он уделяет много времени работе и требует этого от своих подчинённых.

Геннадий Онищенко сегодня

Геннадий Григорьевич продолжает разрабатывать меры по борьбе с инфекционными заболеваниями и ВИЧ инфекцией. В марте 2014 года посетил Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии. На Ежегодном Всероссийском конгрессе по инфекционным болезням поднял вопрос о необходимости профилактики кори среди взрослого населения и необходимости иммунизации населения против гепатита. Специалисты прислушиваются к его мнению. Даже занимая ответственные должности, он оставался врачом-эпидемиологом и принимал активное участие в ликвидации многих природных катастроф. Онищенко и дальше собирается бороться за здоровье соотечественников.

"О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера"

Редакция от 20.04.2016 — Действует с 24.05.2016

Показать изменения

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. N 11

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

от 20.04.2016 N 48)

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране и за рубежом, отмечаю наличие рисков, способных повлиять на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации.

В последние годы регистрируются новые инфекционные болезни, вызванные опасными патогенами (ближневосточный респираторный синдром, вызванный новым коронавирусом, грипп, вызванный высокопатогенными вирусами (AH5N1, AH7N9), расширяется и изменяется ареал ряда природно-очаговых инфекций (лихорадки Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадки, инфекций, передающихся клещами, чумы). В мире регистрируются крупные очаги опасных инфекций, представляющие угрозу для всего мира (лихорадка Эбола в Западной Африке в 2014 - 2015 гг., холера в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в странах Карибского бассейна, лихорадка денге в Юго-Восточной Азии и другие).

В течение последних лет Роспотребнадзор актуализировал ряд нормативных и методических документов по обеспечению санитарно- эпидемиологического надзора, в том числе в отношении болезней, общих для человека и животных, некоторых новых групп инфекционных болезней (внебольничные пневмонии), что оптимизировало подходы к оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической ситуации.

С целью принятия неотложных мер по ликвидации эпидемических очагов и недопущению распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оперативного информирования и своевременной организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 44, ст. 4984, N 51 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17, 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590, 4596; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч.1), ст. 4359), в соответствии с пунктами 5.4 , 5.5 , 5.6 , 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 "Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004, N 28. ст.2899; 29.05.2006, N 22, ст. 2337; 25.12.2006, N 52 (3 ч.), ст. 5587; 06.10.2008, N 40, ст. 4548; 17.11.2008, N 46, ст. 5337; 27.07.2009, N 30, ст. 3823; 17.08.2009, N 33, ст. 4081; 01.03.2010, N 9, ст. 960; 28.06.2010, N 26, ст. 3350; 04.04.2011, N 14, ст. 1935; 24.10.2011, N 43, ст. 6079; 31.10.2011, N 44, ст. 6272; 02.07.2012, N 27, ст. 3729; 04.02.2013, N 5, ст. 405; 03.06.2013, N 22, ст. 2812; 11.11.2013, N 45, ст. 5822; N 2, 12.01.2015, ст. 491; 03.08.2015, N 31, ст. 4680), пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.05.2005, N 21. ст. 2023 27.03.2006, N 13, ст. 1409; 24.03.2008, N 12, ст. 1130; 09.06.2008, N 23, ст. 2713; 16.06.2008, N 24, ст. 2867; 15.12.2008, N 50, ст. 5946; 09.02.2009, N 6, ст. 738; 09.03.2009, N 10, ст. 1224; 04.05.2009, N 18 (2 ч.), ст. 2248; 20.09.2010, N 38, ст. 4825; 20.09.2010, N 38, ст. 4835; 14.02.2011, N 7, ст. 981; 21.11.2011, N 47, ст. 6662; 10.09.2012, N Ъ1, ст. 5002; 12.11.2012, N 46, ст. 6339; 17.06.2013, N 24, ст. 2999; 17.06.2013, N 24, ст. 3000; 12.08.2013, N 32, ст. 4311), положениями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), принятых на 58 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Женева, 2005 г.), Постановляю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера (Приложение N 1).

1.3. Перечень пищевых отравлений, в том числе острых групповых профессиональных отравлений людей, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, загрязнений окружающей среды, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Приложение N 3).

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить своевременное информирование территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о регистрации случаев инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в соответствии с указанными перечнями.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:

3.1. Оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно- эпидемиологического характера, проведение специальных санитарно- эпидемиологических расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

3.2. Организацию взаимодействия с заинтересованными ведомствами и проведение адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

3.3. Своевременное представление внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Признать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 11 "О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного, здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера", зарегистрированного в Минюсте России 10 апреля 2009 года, регистрационный N 13745.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

А.Ю. ПОПОВА

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 4 февраля 2016 г. N 11

ПОРЯДОК
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.04.2016 N 48)

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно- эпидемиологического характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. В случае подозрения на ситуации, определенные в Приложениях N 2 и N 3, территориальный орган Роспотребнадзора немедленно информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в срок не позднее 12 часов после установления факта чрезвычайной ситуации.

5. Регистрация чрезвычайной ситуации и организация оперативного реагирования со стороны территориальных органов Роспотребнадзора по осуществляется по предварительным диагнозам и уточняется при получении результатов лабораторных исследований и установлении окончательного диагноза.

6. Территориальный орган Роспотребнадзора в ежедневном режиме в виде внеочередных донесений информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о ходе эпидемиологического расследования и проводимых мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 4 февраля 2016 г. N 11

(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.04.2016 N 48)

<*> Информация о поствакцинальных осложнениях направляется также медицинскими организациями в органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 19.04.2010, N 16, ст. 1815).

Приложение N 3

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 4 февраля 2016 г. N 11

ПЕРЕЧЕНЬ
ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСТРЫХ ГРУППОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ФАКТОВ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ (ЗАПРЕЩЕНИЯ) РЕАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ДОНЕСЕНИЯ О КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Наименование пищевых отравлений, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, острых групповых профессиональных отравлений людей, загрязнений окружающей среды Количество случаев (фактов)
1. Пищевое отравление (подозрение на него), связанное с продукцией предприятий пищевой промышленности (включая напитки), общественного питания, пищеблоков детских и образовательных учреждений, других объектов организованного питания с числом пострадавших 5 и более человек. о каждом факте
2. Отравление грибами с числом пострадавших 3 и более человек о каждом факте
3. Заболевания (отравления), обусловленные воздействием химических факторов (пестициды, токсические соединения и др.) о каждом случае
4. Приостановление (запрещение) реализации (использования) пищевых продуктов и продовольственного сырья, пищевых добавок, а также материалов, контактировавших с продовольствием, в случаях их отгрузки за пределы данного региона. о каждом случае
5. Приостановление (запрещение) реализации товаров народного потребления, в том числе товаров парфюмерно-косметической продукции, |товаров для детей и игрушек о каждом случае
6. Групповые острые профессиональные отравления (с числом пострадавших 5 и более человек), сопровождающиеся утратой трудоспособности. о каждом факте
7. Смертельные случаи от острого профессионального отравления (острого профзаболевания) с количеством пострадавших 2 и более человек о каждом факте
8. Радиационные аварии, утеря, хищение, обнаружение радиоактивных источников (материалов), аномалий, нарушение правил транспортирования радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. о каждом случае
9. Выявление продукции загрязненной радиоактивными веществами выше установленных нормативов о каждом случае
10. Аварии (инцидент, события) на ядерно-опасном объекте, отнесенные к 0 - 7 уровням международной шкалы ядерных событий (ИНЕС) о каждом случае
11. Установление диагноза острой, хронической лучевой болезни или местного лучевого поражения о каждом случае
12. Загрязнение помещений и территорий лечебных, жилых, оздоровительных организаций солями тяжелых металлов, в том числе металлической ртутью, свинцом, кадмием и др. о каждом случае
13. Чрезвычайные ситуации в медицинских организациях и органах и учреждениях Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения или [гибель больных и сотрудников о каждом случае
14. Аварии на головных водопроводных сооружениях и сетях с загрязнением питьевой воды, представляющих опасность для здоровья населения, повлекших или могущих повлечь прекращение водопользования о каждом случае
15. Аварии на головных канализационных очистных сооружениях и магистральных коллекторах (увеличение объема сброса сточных вод в 10 и более раз), аварийные сбросы сточных вод, сопровождающиеся загрязнением источников питьевого водоснабжения и других мест водопользования населения о каждом случае
16. Аварии на гигиенически значимых объектах промышленного профиля (химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности), сопровождающихся загрязнением окружающей среды о каждом случае
17. Экстремально высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха: превышение ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе в 50 и более раз; в 30 - 49 раз в течение 8 часов: в 20 - 29 раз в течение 2 суток о каждом случае
18. Повышение уровня гамма-фона более чем в 3 раза по сравнению со средним показателем, характерным для данной местности о каждом случае <**>
19. Выявление лиц с повышенным уровнем радиационного фона о каждом случае <**>
20. Случаи публикации в СМИ информации об утере контроля над источником ионизирующего излучения о каждом случае
21. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, повлекшие за собой эвакуацию населения и организацию пунктов временного размещения пострадавших о каждом факте

<**> донесения по ситуациям одновременно направляются в ФБУН "Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора.


Биография

Геннадий Григорьевич Онищенко - российский государственный деятель, главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководитель Роспотребнадзора в 1996-2013 годах, помощник Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева в 2013-2016 годах, депутат Государственной Думы от Тушинского округа (с 5 октября 2016).

Академик РАМН, член Президиума РАМН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач России и Киргизии, член президиума общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

В 1973 году окончил санитарно-гигиенический факультет Донецкого государственного медицинского института имени М. Горького по специальности «гигиена, санитария и эпидемиология». Кандидат в мастера спорта по тяжёлой атлетике.

С 1973 по 1987 годы работал в системе министерства путей сообщения СССР, сначала врачом-эпидемиологом, затем на руководящих постах разных уровней. В 1982 году стал главным санитарным врачом Московского метрополитена, в 1983 - начальником центральной санитарно-эпидемиологической станции МПС СССР.

В 1988 году был назначен заместителем начальника Главного управления карантинных инфекций Министерства здравоохранения СССР.

Участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Осенью 1995 года, во время Первой чеченской войны Онищенко был похищен боевиками по дороге из Моздока на подъезде к Грозному, находился в плену у чеченских боевиков.

В июне 2009 года Эдуард Кокойты вручил Геннадию Онищенко паспорт гражданина Южной Осетии и награду республики - Орден Почёта.

Геннадий Григорьевич Онищенко известен в народе как автор крылатых фраз и выражений практически по всем значимым событиям.

С 1993 по 2002 год - член Конструктивно-экологического движения России «Кедр», преобразованного в 2002 году в экологическую партию «Зелёные».

Главный санитарный врач Российской Федерации

С 11 января 1993 года - заместитель председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора - заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

С 1 июня 1996 года - исполняющий обязанности председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

С 25 октября 1996 года - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Получил известность в 2000 году, когда потребовал усилить госконтроль за производством и рекламой пива. В 2003 году много высказывался в СМИ по поводу угрозы пандемии атипичной пневмонии (SARS), начиная с 2004 года активно привлекал внимание общественности к опасности, связанной с пандемией птичьего гриппа.

Руководитель Роспотребнадзора

С 12 марта 2004 года по 23 октября 2013 года - руководитель новообразованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Запрет на поставки вина из Грузии и Молдавии, молока из Белоруссии

В марте 2006 года Роспотребнадзор полностью запретил ввоз грузинских и молдавских вин в Россию, мотивировав этот шаг несоответствием значительной их части санитарным нормам. Руководство Грузии признало наличие большой массы подделок на рынке грузинского вина и возбудило уголовные дела против руководства ряда винных заводов. Согласно опросу ВЦИОМ, 71 % населения России поддержали ограничения, введённые Геннадием Онищенко.

В октябре 2007 года был снят запрет на ввоз молдавских вин.

C 6 июня 2009 года Роспотребнадзор запретил ввоз почти 500 наименований молочной продукции из Белоруссии, а потом ещё 800 - из-за того, что белорусские производители не переоформили документы в соответствии с требованиями техрегламента по молоку. Белорусская делегация не приехала на саммит ОДКБ (15 июня 2009 г.) в Москву, объяснив свой шаг «экономической дискриминацией» со стороны одной из стран ОДКБ.

Г. Г. Онищенко обосновал целесообразность применения Роспотребнадзором положений статьи 1065 ГК РФ, на основании которой возможна подача в арбитражные суды исков о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. Статья «Административное приостановление деятельности как вид наказания и запрещение соответствующей деятельности в целях предупреждения вреда в будущем» (журнал «Исполнительное право» № 2, 2008 год), написанная руководителем юридической службы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Игорем Соломонисом, стала практическим пособием для работников Роспотребнадзора.

Предложение о запрете производства и продажи табачных изделий

В декабре 2008 года Геннадий Онищенко предложил новые радикальные меры по борьбе с курением. Он заявил, что на территории России необходимо запретить употребление, и не только на улице, а также продажу и производство сигарет, передает Интерфакс.

Онищенко пояснил, что вводить такие меры стоит не сразу, а после научно обоснованного переходного периода, по итогам реализации специальной программы. Именно в таком контексте сейчас обсуждается вопрос о борьбе с курением в Евросоюзе, добавил он.

Позднее, обсуждая предполагаемый в готовящемся антитабачном законе запрет демонстрации процесса курения в предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях и передачах, Г. Г. Онищенко высказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы» мнение, что негативные персонажи мультфильмов и кинофильмов курить могут, причём в качестве примеров таких персонажей назвал Волка из мультсериала «Ну, погоди!» и Джеймса Бонда.

Свиной грипп

В июле-августе 2009 года Онищенко рекомендовал исполнительной власти регионов ограничить проведение массовых мероприятий, а правительству - закрывать международное сообщение со странами, в которых наблюдаются вспышки заболевания свиным гриппом. Населению РФ он рекомендовал ездить на отдых на российские курорты в ущерб отдыху за границей.

Инициативы 2011 года

Летом 2011 года Роспотребнадзор выступил с запретом ввоза овощей из Египта, как очага развития некоторых кишечных инфекций; при этом был снят запрет на импорт овощей из Италии и Венгрии, прошедших процедуру соответствующей сертификации. Осенью того же года Геннадий Онищенко выступил с инициативой введения внезапных проверок на предприятиях общественного питания, что, по его мнению, повысило бы качество и уровень обслуживания в общепитах.

Конфликт с Госдумой по антитабачному закону

23 октября 2012 года высказался по поводу проекта нового закона против табакокурения, отметившись резкими высказывания против Государственной думы РФ, заявив в частности:

Если наша дума не примет тот закон, который внесён, я как гражданин буду ставить вопрос о её роспуске. Я имею право, как избиратель так говорить.

В ответ на это члены думской фракции «Единая Россия» выступили против главы Роспотребнадзора. Андрей Макаров, в частности, предложил «направить господина Онищенко на психиатрическое освидетельствование». Спикер думы Сергей Нарышкин заявил, что:

Я давно и хорошо знаю Геннадия Григорьевича Онищенко, отношусь к нему с большим уважением, ценю его работоспособность, преданность делу и глубокие профессиональные знания, но очевидно в понимании того, что такое правовое государство, как формируется и функционируют его основные институты, у Геннадия Григорьевича есть пробелы. Я его приглашу и дам соответствующие пояснения.

В тот же день, когда произошёл конфликт, вышла статья, в которой утверждается, что российская блогосфера поддерживает Онищенко и его позицию по табачному вопросу. В ней приводится несколько цитат, из которых следует, что заявления о необходимости отправить главного санитарного врача РФ на «психиатрическое освидетельствование» некоторые пользователи Интернета сочли оскорбительными.

Отношение к ГМО

В июне 2012 года Роспотребнадзор предложил начать использование в России генно-модифицированных организмов при выращивании сельскохозяйственных культур. Геннадий Онищенко подписал данное предложение, которое позже было направлено в Госдуму и реализовано в виде проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы».

В 2015 году Геннадий Онищенко изменил свою позицию касательно ГМО, выдвинув идею, что в России на уровне министерств и ведомств необходимо создание системы контроля за обращением ГМ-продуктов и методологии оценки рисков. Большинство СМИ, в частности, Газета.ру, в насмешливой форме описали эту новость.

Конфликт с Roshen

В июле 2013 года руководитель Роспотребнадзора заявил о запрете поставок в Россию кондитерских изделий украинской компании Roshen. 29 июля Онищенко заявил, что подозрения ведомства «оправдались», что кондитерские изделия украинской фирмы не соответствуют «заявленным параметрам», а также имеется претензия к «качеству и безопасности» товара.

16 августа, комментируя слухи о «торговой войне» между Россией и Украиной, Геннадий Онищенко сказал следующее:

У России к Украине есть перечень претензий в сфере защиты прав потребителей, однако считать это торговой войной неправильно.

Запрет литовского молока

В октябре 2013 года в России вводится комплекс мер по ограничению поставок молочной продукции из Литвы. Об этом говорится в официальном сообщении Роспотребнадзора:

… факты свидетельствуют об ослаблении контроля в Литовской Республике за качеством и безопасностью пищевых продуктов и необходимости введения ограничительных мер по ввозу пищевых продуктов Литовской Республики на территорию Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное Роспотребнадзором приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации молока и молочной продукции производства Литовской Республики..

Отставка

22 октября 2013 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, комментируя слухи об отставке Г. Г. Онищенко, заявила:

У Геннадия Григорьевича Онищенко истёк срок полномочий на посту главы Роспотребнадзора, в связи с чем он покидает этот пост. Новым главой ведомства будет назначена заместитель руководителя Роспотребнадзора Анна Попова.

Позднее в тот же день Онищенко отказался подтвердить информацию о своей отставке, назвав Ольгу Голодец «странным персонажем», который «не относится к числу людей, принимающих решение». Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что Онищенко «из системы никуда не уйдёт», сказав, что ему, возможно, будет предложен другой пост.

Пресс-секретарь главы Правительства РФ Наталья Тимакова сделала официальное заявление о том, что Онищенко не отправлен в отставку, распоряжение об этом не было подписано Д. А. Медведевым.

23 октября появилась информация о том, что Онищенко будет уволен приказом Д. А. Медведева после возвращения премьер-министра из Китая. Одной из причин отставки Онищенко, по словам одного из правительственных чиновников, станет «проблема управляемости» главы Роспотребнадзора.

Вечером 23 октября 2013 года Геннадий Онищенко был официально отправлен в отставку с поста главы Роспотребнадзора и назначен помощником Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева.

После отставки

В 2013-2016 годах помощник премьер-министра Дмитрия Медведева. Сразу после отставки с должности Главного государственного санитарного врача, Геннадий Онищенко сделал заявление касательно вакцин:

Путём подкупа, всяких неблаговидных действий… ряд транснациональных компаний занимались вопросами, связанными с испытанием на наших детях вакцин…

24 октября 2014 года сделал ещё одно заявление, призвав людей отказаться от потребления алкоголя. В заявлении Онищенко посоветовал мужчинам, «если плохо на душе», заниматься физической активностью, а женщинам - слушать музыку и гулять на свежем воздухе, «но ни в коем случае не алкоголь - это самообман».

5 августа 2015 года, комментируя предложенное Минпромторгом РФ расширение перечня медицинских товаров, попадающих под ограничения при госзакупках (в котором речь шла, в частности, о возможном ограничении закупок иностранных презервативов), Геннадий Онищенко заявил, что «резинотехнические изделия» не имеют никакого отношения к здоровью граждан, а данное ограничение заставит россиян быть «более дисциплинированными, более строгими и разборчивыми в выборе партнера». Также бывший главный санитарный врач сказал, что российские производители смогут составить конкуренцию западным в отношении продукции, на закупки которой планируется ввести ограничения. Высказывание относительно презервативов вызвало неоднозначную реакцию: с одной стороны, с Онищенко согласился руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик Вадим Покровский, заявивший, что связи между распространением ВИЧ-инфекции и ограничениями Минпромторга нет, а с другой стороны, например, доктор медицинских наук Павел Кротин «усмехнулся» над заявлением коллеги, отметив, что ухудшение качества презервативов приведет к распространению нежелательных беременностей и ЗППП.

22 мая 2016 года по итогам праймериз «Единой России» занял первое место в борьбе за место кандидата в депутаты Государственной Думы от этой партии по Тушинскому одномандатному округу № 206 в Москве. Спустя два дня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев снял с Онищенко наложенный в феврале выговор «за нарушение требований статьи 18 федерального закона о государственной гражданской службе РФ». При подаче декларации кандидат не задекларировал участок и жилой дом в Подмосковье. C осени 2016 года - депутат Государственной думы 7-го созыва, член комитета по образованию и науке.

В феврале 2017 года Онищенко в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что считает целесообразным гуманно усыплять невостребованных бездомных собак, содержащихся в муниципальных приютах, а также, что считает недопустимым нахождение таких животных на улицах городов, так как они представляют собой угрозу как санитарным нормам, так и безопасности граждан. Это заявление вызывало осуждение со стороны российской зоозащитной общественности, отстаивающей права бездомных собак и выступающих за их свободу и неприкосновенность, однако часть зоозащитников поддержали Онищенко, подчеркнув что подобные методы обращения с бездомными животными практикуются во всех развитых странах мира.

Критика

После введения запрета на поставку ряда грузинских и молдавских товаров в Россию представители этих стран и участники рынка обвиняли ведомство, возглавляемое Онищенко, и его лично в политической ангажированности. Ряд российских журналистов высказывал мнения, что запрет на ввоз продукции Грузии и Молдавии, введённый Онищенко, продиктован не санитарными, а скорее внешнеполитическими причинами.

Личная жизнь

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Заявлял, что категорически не употребляет алкоголь, и утверждает, что не болел уже несколько десятков лет. В 2017 году Онищенко рассказал, что дома у него живёт собака, взятая из приюта.