Фз об окружающей среде с изменениями. Основные положения ФЗ «Об охране окружающей среды. Глава I. Общие положения

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Охрана окружающей природной среды, как недавно говорили охрана природы, необходима каждому государству. Природная среда — это те экосистемы, в которых живут граждане той или иной страны, и они
в первую очередь заинтересованы в чистом воздухе и воде, в неядовитых продуктах питания. Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе. Среду необходимо защищать и от посягательств извне, дабы чужеземцы не захватили природные богатства, исторически (по праву жительства) принадлежащие конкретному народу. Все это так, и, однако, во всех этих рассуждениях имеется множество противоречий.

Вводная глава Что такое экология?
Глава I Факторы и ресурсы среды
Глава II Экология особи (аутэкология)
Глава III Основы учения о популяции
Глава IV Биоценозы, экосистемы, биосфера
Глава V Экосистемы урбанизированных ландшафтов
Глава VI Биоценотические закономерности эволюции городов
Глава VII Законы экологии и деятельности человека
Глава VIII Природоохранное законодательство России
Приложение

Мы уже знаем, что человек не противопоставлен своей среде обитания, он часть ее. Она не нуждается в особой защите, потому что основные компоненты круговорота веществ «обслуживаются» не человеком
и отнюдь не высшими организмами, а необозримым множеством самых примитивных организмов, пределы толерантности и приспособляемости которых необычайно велики. Так что охрана окружающей среды сводится всегда к регламентации средопреобразующей деятельности человека, причем о гражданах здесь говорить не приходится, они не в состоянии уничтожить собственное местообитание. Его уничтожают общественные структуры, чаще всего не внемлющие призывам граждан. Поэтому нельзя говорить, что среда передана во владение какому-то народу и является его достоянием. Свое достояние можно ведь и прокутить! Природная среда, уничтоженная в каком-то локальном месте планеты, — это угроза всему населению Земли.

Итак, человек не может использовать среду как свое достояние, являясь сам частью природной среды. Гражданин не в состоянии достаточно повредить своей среде обитания, а общество это в состоянии сделать без его ведома и согласия. Произвольное и полное использование ресурсов природной среды практически невозможно. Тем не менее, каждому государству необходим Закон об охране окружающей природной среды. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы» . С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации « Об охране окружающей природной среды» . До этого у нас не было общего закона
в области охраны окружающей природной среды.

Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:

1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.

2. В законе определяется мера разумного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. То есть устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на среду, превышение которых создает опасность здоровью человека.

3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.

4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

5. Указаны механизмы исполнения предписаний Закона. Они состоят из стимулирования охраны среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей. Меры такого воздействия — экономические механизмы охраны природной среды: экологическая экспертиза, экологический контроль, правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, административная, уголовная ответственность, возмещение вреда, причиненного нарушением закона, экологическое воспитание и образование.

Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.

Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.

В первую главу Закона по-прежнему включены общие положения. Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

В начале даются основные понятия: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, природный комплекс. Кроме того, определяется качество окружающей среды: благоприятная среда, негативное воздействие на окружающую среду. Здесь же определены природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и нормативы ее качества, а также мониторинг, контроль в области охраны, экологический аудит, а также вред окружающей среде, экологический риск и дано понятие экологической безопасности. Последнее, впрочем, как и многие другие понятия, определено, видимо, без участия экологов, поэтому экологический смысл остается не совсем ясным.

Здесь же сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться любое физическое и юридическое лицо на территории страны. Вот некоторые из них:

    соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    научно обоснованные сочетания экологических, экономических интересов и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среде;

    ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    независимость контроля в области окружающей среды;

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем. Вводится обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц.

В последней статье этой главы перечисляются объекты охраны окружающей среды. Это земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, а, кроме того, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
и околоземное космическое пространство. Из живой природы это леса
и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию .

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,
а также государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Во второй главе даются основы управления в области охраны окружающей среды. Здесь в с татьях с 5 по 10 регламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.

В третьей главе оговариваются права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Здесь в статье 11 снова декларируется право граждан на благоприятную окружающую среду, и перечисляются права граждан создавать общественные объединения, направлять обращения в органы власти, принимать участие в собраниях и митингах, выдвигать предложение и обращаться с жалобами, предъявлять в суд иски. Обязаны же они относительно немногое: сохранять природу, бережно к ней относиться и соблюдать законодательство.

12 статья регламентирует участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, 13, статья этой главы оговаривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

В четвертой главе Закона, как и в предыдущем, предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. В главах с 14 по18 подробно оговариваются и методы экономического регулирования, и федеральные программы в области экологического развития, и предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

В пятой главе определяется нормирование качества природной среды. Ни для кого не секрет, что нынешняя природная среда часто загрязнена настолько, что отрицательно воздействует на все живое. Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Все нормативы предельно допустимых доз и уровней загрязнения, а также экологические требования к продукции рассмотрены в этом разделе в статьях с 19 по 31.

Шестая глава состоит всего из двух статей и содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы. Определены ее цели, вводится обязательность такой экспертизы при принятии любых хозяйственных решений. Рассмотрены объекты государственной экологической экспертизы, обязательность общественной экологической экспертизы и определены как ответственность за невыполнение требований экспертизы, так и ответственность экспертов.

Наиболее объемная седьмая глава Закона определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли. Эта глава содержит статьи с 32 по 56, в ее конце оговорена возможная приостановка деятельности, если она осуществляется с нарушением требований, указанных в этой главе.

В восьмой главе всего в одной статье описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации. Определены признаки, по которым выделяются территории как зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, и приводятся меры по устранению таких зон и способы финансирования этих дорогих мероприятий.

Специальная девятая глава Закона останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков .

Государственным природным заказником считается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.

Национальными природными парками называют изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветитель-ское, рекреационное значение, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, мест отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.

Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны , в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Нужно заметить, что все положения об этих территориях, охраняемых видах организмов и зеленых зонах, окружающих поселения человека, сходны с такими же, давно принятыми практически во всех просвещенных странах, независимо от их экономического уровня.

В десятой главе статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.

Глава одиннадцатая Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной. Безусловно, прав у государственных контролирующих чиновников оказалось значительно больше, чем у общественных контролирующих организаций. Общественному контролю в этой главе, состоящей из 6 статей, отведены только две позиции в 68 статье.

Вместо специального раздела, посвященного экологическому воспитанию и образованию граждан страны, появились две отдельные главы.

Глава двенадцатая регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды. В ее единственной статье перечисляются только возможные цели, по которым могут проводиться научные исследования. Так что эта глава оказалась существенно урезанной в сравнении с предыдущим законом .

Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава , посвящена основам формирования экологической культуры. Она представлена четырьмя статьями, и поскольку только они в тексте Закона связаны с обучением экологии и эколого-просветительской деятельностью, то приведем главу целиком.

Статья 71 . Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74 . Экологическое просвещение.

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Таким образом, в отличие от предыдущего закона, в новом существенно усилена государственная компонента и уже не оговариваются столь подробно права граждан и их приоритетность. Несмотря на то, что оставлено информационное обеспечение граждан в области качества окружающей среды, здесь уже полностью исключена роль Правительства Российской Федерации в организации системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования всех граждан страны. Это должны были осуществлять специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации, обеспечивающие население экологической информацией и участвующие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. В республиках, автономных областях и округах, в краях, областях и органах местного самоуправления обязательно предписывалось Законом организация всеобщего экологического образования, воспитания и просвещения, как необходимейший атрибут охраны окружающей среды. К сожалению, от этих положений осталось очень немного, что позволило с момента принятия этого нового закона практически свернуть в образовательных учреждениях преподавание экологии. Мы вернемся к этой теме в 13 главе Закона.

Глава четырнадцатая Закона посвящена ответственности за экологические правонарушения. Прежде всего, перечисляются виды такой ответственности. Здесь предусматривается и дисциплинарная, и материальная, и административная ответственность. Имеется статья и об уголовной ответственности за экологические преступления. Оговаривается, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, предусмотрено и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства, а также требования об ограничении, приостановлении или даже о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В четырнадцатой главе Закона обсуждается возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предполагается возмещать такой вред в полном объеме в виде адекватного материального возмещения, либо — в натуральной форме, в виде восстановления окружающей природной среды. Рассмотрены варианты возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, здоровью граждан или их имуществу, оговорены способы исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.

Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Здесь утверждается, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права .

К сожалению, из Закона изъяты определения особо охраняемых территорий. Мы приводим эти определения из текста предыдущего Закона. Вот они: «Государственными природными заповедниками считаются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом, природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных».

Там ученым, ведущим такие разработки, оказывалась государственная поддержка, и они входили в состав экспертных советов, давая заключения по экологической экспертизе проектов, участвовали в решении практических задач рационального природопользования, формирования экологической культуры общества. И, что особенно важно, — несли персональную ответственность за научные результаты своих разработок.

Экологические правонарушения были перечислены в тексте предыдущего Закона, вот некоторые из них:

— несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

— загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

— порча, повреждение и уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

— нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, продуктов из них, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;

— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

К сожалению, в тексте Закона они опущены, но мы напоминаем их из текста предыдущего Закона. Принципы эти сводятся к следующим:

— каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

— каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

— экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

— хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

— недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы;

— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

— должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовым природосберегающим технологиям;

— государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

— все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Эти основополагающие принципы международного сотрудничества чаще всего и нарушаются под предлогом национальных интересов или государственной тайны.

ЗАКОН РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

С того времени, как был принят новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», действующий до этого Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» утратил силу. Когда предыдущий нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу жизнедеятельности общества, был принят в декабре 1991 г., то он представлял собой начало нового этапа развития отечественного законодательства в сфере экологии. Это было необходимо в связи с политическими, экологическими, экономическими и социальными особенностями развития страна.

Новый закон, который был принят 10.01.2002 имеет схожую с предыдущим нормативно-правовым актом структуру.

Приведем ее ниже.

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

В преамбуле рассматриваемого закона говориться о том, что данным нормативно-правовым актом осуществляет определение основ, которыми характеризуется государственная политика в части охраны окружающей среды, а также этими основами осуществляется обеспечение сбалансированного решения задач, которые относятся к социально-экономическим. Основы, закрепленные в законы, призваны сохранить благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы для того, чтобы удовлетворить потребности нынешнего, а также будущего поколений, укрепить правопорядок к области, связанной с охраной окружающей среды, а обеспечить экологическую безопасность. Законом регулируются отношения, связанные с взаимодействием общества и природы, которые возникают когда осуществляется хозяйственная и иная деятельность, воздействующая на природную среду, которая представляется важной составляющей окружающей среды и является основой жизни на Земле, в границах, определенных территорией России, в также на территории континентального шельфа.

Многими специалистами даются негативные оценки данного нормативно правового акта. Несмотря на это, он обладает и рядом достоинств. В качестве таких достоинств можно отметить, в частности, наличие претензии законодателя на осуществление всестороннего (комплексного) регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды. В данном случае рассматривается попытка более широкой, по сравнение с Законом, который действовал ранее, разработанности механизма, относящегося к регулированию данной сфере. В отношение ранее действующего закона некоторые специалисты высказывали претензии, которые были обоснованны и относились к тому, что в нем отсутствовали требования, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду той деятельности, которая намечалась, экологической сертификацией, экологическим аудитом. Новый закон, несмотря на недостатки, содержит в себе некоторые положения, касающиеся указанных инструментов. В нормативно-правовом акте идет речь об экологическом аудите. Тем не менее, о данной процедуре говориться только в той статье, которая содержит в себе основные понятия. Также закон содержит в себе общие положения, относящиеся к экологическому предпринимательству.

Исходя из положений, которые содержит в себе концепция, связанная с устойчивым развитием, большое значение уделяется регулированию нормирования, которое имеет отношение к изъятию компонентов природной среды. Данные положения содержаться в статье 26 закона.

Закон также устанавливает юридический критерий, который относится к уровню проектирования предприятия и иных объектов. В качестве такого критерия внедрения является критерий того, что внедряться должны те технологии, которые соответствуют наилучшим.

Исходя из условий, которые связаны с развитием рыночной системы хозяйствования, те требования, которые предъявляются в статье 53 данного закона и которые относятся к тому, что при осуществлении национализации или приватизации имущества, должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды и возмещению ей вреда - являются обоснованными.

Проводя оценку достоинств статьи 65, которая касается государственного экологического контроля, необходимо иметь ввиду традиционно проблемную практику организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, которые имеют место быть в Российской Федерации.

Согласно новому закону, запрещается совмещений функций, которые относятся к государственному контролю в сфере охраны окружающей среды с функциями, которые относятся к хозяйственному использованию природных ресурсов.

В процессе регулирования в статье 75 видов ответственности, связанных с нарушением законодательства, связанным с охраной окружающей среды, принято выделять следующие виды ответственности:

Имущественная ответственность;

Дисциплинарная ответственность;

Административная ответственность;

Уголовная ответственность.

Материальная ответственность, которую предусматривал предыдущий закон, исключается.

В данном случае позиция законодателя является вполне обоснованной. Материально ответственность, связанная с экологическими правонарушениями, которая применятся в организации исходя из норм трудового законодательства, не несет в себе экологического содержания или экологических характеристик.

Тем не менее, несмотря на описанные выше достоинства данного законна, многими специалистами он также подвергается критики, которая является небезосновательной.

Например, в законе не отражаются подходы к охране окружающей среды, а также возможные концепции, связанные с государственной экологической политикой Российской Федерации в XXI веке.

Недостатком закона является также тот факт, что он содержит в себе значительное число положений, которые можно назвать декларативными. Закон не регулирует процессуальные отношения, в нем отсутствуют современные средства юридической техники.

Многими специалистами также указывается тот факт, что в тексте закона содержаться стилистические погрешности.

охотничий законодательство ответственность надзор

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся:

прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;

экономического механизма охраны окружающей среды;

нормирования качества окружающей среды;

государственной экологической экспертизы;

экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;

чрезвычайных экологических ситуаций;

особо охраняемых природных территорий и объектов;

экологического контроля;

экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

ФЗ состоит из 16 глав (84 статей).

Глава 1. Общие положения (понятия, законодательство, принципы, объекты);

Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей среды (полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, разграничение полномочий);

Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных и иных неком. объединений в области охраны окружающей среды;

Глава 4. Экономическое регулирование в обл. охр. окр. среды;

Глава 5.Нормирование в ОООС;

Глава 6. Оценка воздействия на окруж. среду.(проведение оценки, экологич. экспертизы);

Глава 7. Требования в ОООС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Глава 8. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (порядок установления);

Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Глава 10. Государственный мониторинг окружающей среды (организация);

Глава 11. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (задачи контроля, государственный контроль, права и обязанность государственных инспекторов, производственный контроль, муниципальный контроль);

Глава 12. Научные исследования в области охраны окружающей среды;

Глава 13. Основы формирования экологической культуры;

Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства в ОООС и экологической безопасности;

Глава 15. Международное сотрудничество в ОООС (принципы мед. сотр, международные договоры);

Глава 16. Заключительные положения.

Структура и краткое содержание закона РФ «об охране окружающей природной среды»

Раздел 1. Общие положения.

В данном разделе определяется следующее: задачи природоохранительного законодательства РФ, система природоохранительного законодательства, основные принципы охраны окружающей природной среды, объекты охраны окружающей природной среды, компетенция государственных органов власти различных уровней в области охраны окружающей природной среды.

Система природоохранительного законодательства строится по тому же принципу, что и головной закон.

Раздел 2. Право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду.

Закрепляется право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, которое обеспечивается:

  • - планированием и нормированием качества окружающей природной среды;
  • - социальным страхованием граждан;
  • - предоставлением реальных возможностей для проживания в благоприятных для жизни и здоровья условиях;
  • - возмещением вреда, причиненного здоровью;
  • - государственным контролем за состоянием окружающей природной среды.

Раздел 3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

В данном разделе раскрывается следующее:

  • - задачи экономического механизма;
  • - необходимость ведения кадастров природных ресурсов;
  • - источники финансирования экологических мероприятий;
  • - порядок выдачи лицензии на комплексное природопользование;
  • - лимиты на природопользование (изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства);
  • - виды платежей за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов);
  • - механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды (налоговые скидки, отсрочка платежа, льготные кредиты, поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию и т.д.).

Раздел 4. Нормирование качества окружающей природной среды.

В разделе приводятся основные требования к нормированию качества окружающей природной среды, дается перечень предельно-допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.

Раздел 5. Государственная экологическая экспертиза.

В разделе определяется цель проведения государственной экологической экспертизы (проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества), объекты экспертизы, возможность проведения общественной экологической экспертизы.

Раздел 6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

В разделе внимание уделяется необходимости учета экологической безопасности при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов.

Раздел 7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности.

В разделе приводятся экологические требования отдельно:

  • - в сельском хозяйстве;
  • - при мелиоративных работах;
  • - к энергетическим объектам;
  • - при реконструкции и строительстве городов и других населенных пунктов;
  • - при использовании химических веществ;
  • - к военным и оборонным объектам.

Раздел 8. Чрезвычайные экологические ситуации.

Закон предусматривает выделение двух видов кризисных зон:

  • 1. Зоны чрезвычайной экологической ситуации - участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов животных и растений;
  • 2. Зоны экологического бедствия - территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение экосистем, деградацию флоры и фауны.

Такие зоны объявляются постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы. В России такими зонами признаны следующие: Кузнецкий угольный бассейн Кемеровской области, Нижний Тагил Свердловской области, г. Братск Иркутской области.

Раздел 9. Особо охраняемые природные территории и объекты.

В разделе определяются условия отнесения природных объектов к особо охраняемым, их правовой режим и меры охраны.

Раздел 10. Экологический контроль.

В разделе определяются задачи экологического контроля:

  • - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением;
  • - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

А также уровни проведения экологического контроля:

  • - государственный;
  • - производственный;
  • - общественный.

Раздел 11. Экологическое воспитание, образование, научные исследования.

В разделе говорится о необходимости всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, а также обязательности экологических знаний в учебных заведениях, профилактической экологической подготовки руководителей и специалистов, проведении научных экологических исследований.

Раздел 12. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды.

Закон определяет возможность разрешения споров между юридическими и физическими лицами в судебном порядке.

Раздел 13. Ответственность за экологические правонарушения.

В разделе дается определение экологических правонарушений (виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство), по способам применения санкций выделяется 4 вида эколого-правовой ответственности:

  • 1. Дисциплинарная (к физическим лицам) - за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения;
  • 2. Материальная (к физическим лицам) - в виде возмещения расходов предприятия, учреждения или организации по устранению вреда, причиненного экологическим правонарушением;
  • 3. Административная (к физическим и юридическим лицам) - за совершение экологических правонарушений в виде наложения штрафов;
  • 4. Уголовная (к физическим лицам) - за совершение экологического преступления.

Раздел 14. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Закон определяет обязательность полного возмещения вреда, порядок его возмещения (добровольно, по решению суда). Вред может быть причинен:

  • - окружающей среде;
  • - здоровью;
  • - имуществу.

Раздел 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

В разделе приводятся принципы и виды международного сотрудничества.

Система экологического законодательства на основе основополагающих конституционных актов включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

Основным законом является Конституция Российской Федерации, которая вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).

Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Действующую систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в соответствии с требованиями Конституции РФ иллюстрирует табл. 1.

По предмету своего ведения РФ принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Во-первых, этот Закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения.

Таблица 1.

Федеральный уровень

Региональный уровень

Российская Федерация

Федеральные законы, определяющие правовое регулирование на территории РФ

Указы президента, постановления Государственной думы, постановления (распоряжения) правительства РФ

Система государственных стандартов (госты) и строительных норм и правил (снип)

Система отраслевых стандартов (осты, РД, санпин, ПДК, ОБУВ и др.)

Система межведомственной и ведомственной нормативно-методической документации

Международные договоры, конвенции, соглашения и иные международно-правовые акты, участником (правоприемником) которых является Российская Федерация

Субъекты Российской Федерации

Законы субъектов РФ

Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти субъектов Федерации

Система региональных стандартов и нормативов

Двусторонние международные соглашения

Регулируя эти отношения, он ставит своей целью решение трех задач: сохранения природной среды, предупреждения и устранения вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровления и улучшения качества ОПС.

Закон возглавляет систему экологического законодательства, т. Е. В вопросах ОПС нормы других законов не должны противоречить данному законодательству.

Во-вторых, основное направление Закона состоит в обеспечении научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на благоприятную окружающую среду. В качестве такого обоснования выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от отраслевых законов (например, основ земельного законодательства) Закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду, т. Е. К предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема Закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия ОС. В Законе человек рассматривается и как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за свою деятельность, и как субъект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в ООПС и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет экономический механизм ОПС, а также обязательность государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, его правомочия по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое образование и воспитание.

Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по ОПС, от материально- технического и финансового обеспечения природоохранных мероприятий, от исполнительской дисциплины, а также состояние экологической культуры в обществе.