Земля особо охраняемых территорий и объектов. Земли особо охраняемых природных территорий Дендрологические парки и ботанические сады


К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников (в том числе биосферных), государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников (в том числе биосферных), национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками . Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст.95 ЗК РФ)

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

  • предоставление садоводческих и дачных участков;
  • строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
  • движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  • иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Названные общие требования, характеризующие правовой режим земель особо охраняемых территорий, сформулированы в Земельном кодексе Российской Федерации. Они дополняются также предписаниями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. Закон обязывает вести государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В него включаются сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, их эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценностях. Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

1. Государственные природные заповедники . Такие территории учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке, установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Пребывание не территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

2. Национальные парки . Они учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий к объектам федеральной собственности. Конкретный национальный парк функционирует на основе положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земельные участки в границах национальных парков приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения названных земель за счет федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, исторических и иных особенностей. В этой связи на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

  • заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
  • рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • охраны историко-культурных объектов, в пределах которых обеспечиваются условия для их сохранения;
  • обслуживания посетителей, предназначения для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей и собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков, не нарушает их режима. Национальные парки имеют исключительное право на приобретение указанных земель.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Так, не разрешаются:

  1. разведка и разработка полезных ископаемых;
  2. деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
  3. деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
  4. предоставление на территории национальных парков садоводческих и дачных участков;
  5. строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
  6. рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
  7. движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
  8. организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
  9. вывоз предметов, имеющих историко-культурное назначение.

Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков природных объектов и сооружений определяется Правилами подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. №47. Передача в аренду зданий и сооружений осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Находящиеся в пользовании (владении) национальных парков земельные участки и природные объекты могут быть переданы в аренду, если она допускается законодательством Российской Федерации. Земельные участки и природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона. Предоставление земельных участков и природных объектов в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, разрешается на срок до 50 лет.

Победитель конкурса (аукциона) заключает с национальным парком договор аренды с указанием в нем всех реквизитов и условий, перечисленных в названном Положении.

В договоре должно быть закреплено право собственности арендатора на воздвигнутые им в соответствии с проектной документацией объекты, а также обязанности собственника по распоряжению ими по истечении срока договора аренды земельного участка, природного объекта.

Субаренда (поднаем) земельных участков, природных объектов, зданий, сооружений на территории национального парка и передача арендатором обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставление арендного имущества в безвозмездное пользование, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив не допускаются.

Размер арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами определяется по соглашению сторон, но не ниже базовых размеров арендной платы, устанавливаемых соответствующими органами исполнительной власти при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Доходы, получаемые от арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами, в полном объеме остаются в распоряжении национальных парков и расходуются ими на природоохранные цели. При этом национальный парк уплачивает земельный налог с площади земельных участков, переданных в аренду в установленном порядке.

3. Природные парки . Такие парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территория природных парков располагается на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Создание природных парков, связанных с изъятием земельных участков и водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством РФ.

На территории природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменения исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Помимо этого, могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности этих территорий.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемом органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами в области охраны окружающей среды и органами местного самоуправления.

4. Государственные природные заказники . Это территории (акватории), имеющие особо ценное значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения. Они могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  1. комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  2. биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном. научном и культурном отношениях;
  3. палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  4. гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  5. геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, регионального - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Задачи и особенности режима особой охраны территорий конкретного государственного заказника федерального значения определяются положением о нем, утвержденным специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены территории (акватории), находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акваторий, на которых они расположены.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участках постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Основной перечень запрещенной деятельности назван в Примерном положении о государственных природных заказниках Российской Федерации.

Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

5. Памятники природы . Это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального и регионального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федераций. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Названные органы утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, занятых памятниками природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Передача памятников природы и их территорий под охрану этих лиц оформляется охранным обязательством, паспортом или другим документом, выданным специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев (п. 10 ст. 95 ЗК РФ).

6. Дендрологические парки и ботанические сады . Они признаются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения. Они образуются соответственно решениям исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территория дендрологического парка и ботанического сада может подразделяться следующим образом:

  • экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;
  • научно-экспериментальная, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
  • административная.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых органами исполнительной власти, принявшими решение об образовании этих учреждений.

7. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов . Это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. Ими признаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапа лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются для профилактики и лечения заболеваний человека (п. 1 ст. 96 ЗК РФ). Они могут быть признаны лечебно-оздоровительными местностями федерального, регионального или местного значения.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории с природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами.

Правовой режим названных территорий регулируется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством РФ. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения работ на особо охраняемых природных территориях.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горносанитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Имеется Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425.

Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных). Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны - граница лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников), месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории этой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 15 м. от оголовка скважины или контура очага разгрузки. Для лечебных пляжей, а также акваторий, предназначенных для купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 м. от контура пляжа по суше и не менее 300 м от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 м - по его противоположному берегу.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождению лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Границы второй зоны устанавливаются с учетом геоструктурных, гидрогеологических, геоморфологических и ряда других факторов.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей, месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

7. Земли природоохранного назначения . Это земли, которые выполняют природозащитные функции:

  • водоохранных зон рек и водоемов;
  • запретных и нерестоохранных полос;
  • лесов, выполняющих защитные функции;
  • противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;
  • иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 97 ЗК РФ).

Правовой режим таких территорий в настоящее время определяется Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г.

Традиционное природопользование - это исторически сложившиеся способы природопользования, обеспечивающие неистощительное использование объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории законодательно признаны особо охраняемыми природными территориями федерального. регионального и местного значения.

Соответственно уровню своей значимости данные территории образуются решениями Правительства РФ, решениями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размеры таких территорий определяются с учетом определенных условий:

  • поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных;
  • возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования;
  • сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам;
  • сохранения целостности объектов историко-культурного наследия.

На территории традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

  • поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование.

Использование природных ресурсов, находящихся на территории традиционного природопользования, для обеспечения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов. Эти народы и их общины вправе безвозмездно пользоваться также общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд.

Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территории традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования. Пользование природными ресурсами, находящимися на территории традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования.

На земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос .

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима .

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о с возможным у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Понятие правового режима отдельных особо охраняемых природных территорий

Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Ее суть сводиться к установлению правого режима, подразумевающего запрет на реализацию видов хозяйственной деятельности, могущих привести к:

  • нарушению природного баланса экосистем;
  • уничтожению/повреждению природных комплексов;
  • исчезновению редкостных видов животных и растений.

Законодатель разделил земли особо охраняемых природных территорий на 6 категорий. Каждой из них характерен специфический природоохранный режим. Очевидна логическая связь между очередностью упоминания категорий охраняемых территорий в тексте Закона № 33-ФЗ и строгостью их правового режима. От начала содержания Закона до его конца режим сменяется с очень строгого на более мягкий.

В границах заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством человека в ход естественных процессов, кроме случаев предотвращения стихийных бедствий, эпизоотий и достижения иных благих целей.

Имущество заповедников исключено из гражданского оборота, его земли не могут использоваться для туризма или охоты.

Природоохранный режим национальных и природных парков более благоприятен для природопользования. В парки допускаются частные лица (туристический поток регулируется). Земли могут использоваться для организации спортивных и культмероприятий, рекреационных целей и строительства объектов недвижимости. Отдельные участки парков предоставляются сотрудникам администрации в качестве служебных наделов.

Земли, на которых размещены памятники природы, могут находиться в частных руках. А дендропарки не являются даже природными образованиями. Коллекции специально высаженных в открытый грунт деревьев и кустарников - результат антропогенной деятельности.

Государственные природные заповедники

Природные заповедники - это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:

  • обеспечения естественного хода природных процессов;
  • сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
  • поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
  • проведения исследований;
  • осуществления экологического мониторинга;
  • организации экологического просвещения;
  • развитие познавательного туризма.

Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.

Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).

В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.

Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:

  • наделен гражданской правосубъектностью;
  • подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
  • может заключать гражданские сделки;
  • вправе выступать работодателем;
  • может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.

Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.

Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:

  • предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
  • оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.

На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:

  • предотвращение стихийных бедствий;
  • обеспечение противопожарной и санбезопасности;
  • осуществление экологического надзора;
  • выполнение исследовательских задач.

Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.

Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.

Для сохранения природного комплекса в его первозданном виде могут выделяться зоны, в пределах которых категорически запрещено любое антропогенное вмешательство. На специально выделенных участках, не включающих особо ценные экосистемы и объекты, может разрешаться хозяйственная деятельность. Ее виды и объем определяются Положением о заповеднике.

Государственные природные биосферные заповедники

Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.

Цель учреждения биосферного заповедника:

  • поддержание природных экосистем в неизменном виде;
  • сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
  • мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.

Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:

  • научных исследований;
  • экологического мониторинга;
  • апробации и внедрения методик щадящего природопользования.

Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.

Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.

Национальные и природные парки

Правовой статус парков как природных комплексов общефедерального значения регламентирован разделом III Закона РФ № 33-ФЗ. Хозяйственная деятельность в национальных парках ограничена, тогда как в заповедниках она запрещена.

На территорию национальных парков допускаются туристы, хотя их количество и уровень антропогенной нагрузки в целом регулируются. Ключевые задачи национальных парков определяются соответствующим индивидуальным административным актом и могут включать:

  • апробацию новых научных методов природоохраны;
  • восстановление историко-культурных объектов;
  • поддержание в неизменном виде эталонных либо уникальных природных объектов, участков;
  • регулирование туризма и рекреации;
  • осуществление экологического мониторинга.

В число национальных парков включают территории, на которых расположены комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Природные ресурсы и недвижимость, расположенные на территории национальных парков, по общему правилу признаются федеральной собственностью.

Администрацией природного парка может быть принято решение о выделении служебных наделов сотрудникам национальных парков.

Земли рекреационной зоны могут передаваться в аренду частным лицам для организации физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивных мероприятий.

Для национальных парков характерно функциональное территориальное деление. Правовой режим участка зависит от принадлежности к той или иной зоне. Перечень зон согласно ст.15 Закона РФ № 33:

  • заповедная, в пределах которой всякая хозяйственная деятельность запрещена;
  • особо охраняемая, используемая для познавательного туризма;
  • рекреационная, среди прочего может вмещать объекты туристской индустрии, музеи;
  • охраны объектов культурного наследия, может дополнительно использоваться для рекреации;
  • хозяйственного назначения;
  • традиционного экстенсивного неистощительного природопользования коренных малочисленных народов.

Посещение национальных парков лицами, не являющимися сотрудникам администрации парка или представителями контролирующих госструктур, возможно с письменного разрешения компетентного органа. С туристов и других частных лиц взыскивается плата.

В отличие от национальных, природные парки признаются особо охраняемыми территориями регионального значения. Земли особо охраняемых природных территорий этого вида и расположенные на них объекты признаются региональной собственностью.

Положения о природных парках утверждаются решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Как и национальные, природные парки подлежат функциональному зонированию. Они могут быть: природоохранными, рекреационными, агрохозяйственными.

Государственные природные заказники

Природными заказниками признаются специально выделенные площади суши или акватории, оказывающие значимое влияние на сохранение и/или восстановление экосистем, их компонентов, поддержание экобаланса в целом.

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий этого вида регламентирован Законом РФ № 33-ФЗ. Выделяются заказники, имеющие общефедеральное и региональное значение. Учреждение заказников возможно как с изъятием у частных владельцев входящих в него участков, так и без такового.

Заказники не могут располагаться на территориях государственных заповедников и национальных парков.

Профили заказников:

  • ландшафтные, предназначенные для сохранения и восстановления целостных природных комплексов;
  • биологические, созданные для сохранения исчезающих видов живых организмов (в зависимости от специализации подразделяются на ботанические и зоологические);
  • палеонтологические, используемые для сохранения естественного состояния ископаемых объектов;
  • гидрологические (морские, озерные, болотные);
  • геологические, созданные для защиты неживой природы.

Заказники общефедерального значения создаются по решению центрального Правительства. Инициатором выступает Минприроды РФ. Заказники регионального значения учреждаются по решению высшего органа власти субъекта РФ.

Допускается преобразование заказника федерального значения в заказник регионального при условии, что природоохранная зона в целом не выходит за пределы соответствующего субъекта РФ. Заказники управляются теми же бюджетными госучреждениями, в ведении которых находятся заповедники и природные парки. Для обеспечения функционирования заказников на местах создается администрация.

Памятники природы

В силу ст. 25 Закона РФ № 33 к памятникам природы причисляют уникальные, редкие и невосполнимые объекты естественного и искусственного происхождения, ценные в экологическом, эстетическом, научном или культурном плане. Памятниками могут признаваться, например:

  • отдельно стоящие объекты: пещеры, истоки рек, реликты, деревья-долгожители;
  • живописные или эталонные участки природных комплексов, старинные парки, каналы, участки со следами сейсмических явлений, гидроминеральные комплексы, лагуны.

По сравнению с другими природоохранными территориями памятники природы занимают меньшую площадь. Памятники могут иметь местное, региональное или общефедеральное значение. В зависимости от специализации памятники подразделяются на:

  • ботанические;
  • геологические;
  • гидрологические;
  • комплексные.

Отдельно стоящие объекты или комплексы признаются памятниками природы:

  • общефедерального значения - Правительством РФ по представлению Минприроды;
  • регионального значения - органами госвласти субъектов РФ.

Учреждение памятников природы влечет запрет реализации на соответствующей территории всякой хозяйственной деятельности. Учитывая этот факт, в большинстве случаев соответствующие участки изымаются у собственников в порядке ст. 279 Гражданского, главы VII.1 Земельного и ст. 60 Водного кодексов РФ.

Дендрологические парки и ботанические сады

Понятие особо охраняемых природных территорий этого вида содержит ст. 28 Федерального закона РФ № 33-ФЗ. Они определяются как природоохранные госучреждения, созданные для формирования коллекций живых растений и поддержания биоразнообразия.

Дендрарий представляет собой территорию, специально отведенную под культивацию в открытом грунте деревьев, кустарников и лиан. Древесная растительность размещается согласно определенной системе, например, по географическим, систематическим или декоративным признакам. Примыкающая к дендрарию зона, предназначенная для отдыха и рекреации, именуется дендропарком.

Имущество, находящееся на территории дендропарков и ботанических садов, ограничено в гражданском обороте. Управление дендропарками и ботаническими садами может обеспечиваться органами государственной власти федерального уровня, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и профильными ВУЗами.

Правовое положение дендропарков и садов определяется соответствующим административным актом, утвержденным учредившим его органом. В положении отображаются такие сведения:

  • цели учреждения;
  • научный профиль;
  • организационное устройство;
  • особенности режима охраны (по необходимости).

Дендропарки и ботанические сады подлежат территориальному зонированию. Выделяются следующие зоны:

  • экспозиционная, на посещение которой нужно специальное разрешение;
  • научно-экспериментальная, рассчитанная на посещение сотрудниками дендропарков/садов и других узкопрофильных учреждений;
  • административная.

Финансирование дендропарков и ботанических садов осуществляется за счет бюджетных средств. Они также вправе получать средства от хозяйственной деятельности и расходовать их на реализацию уставных целей. Возможные источники доходов дендропарков и садов:

  • рекреационная деятельности;
  • издательская работа;
  • безвозмездная помощь частных лиц и международных организаций.

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий отдельных видов

Хозяйственная деятельность человека в пределах заповедника запрещена. Малозначимые исключения по этому поводу предусмотрены в отношении исследовательских работ и туризма.

Для национальных парков устанавливается куда менее жесткий режим. Возможности реализации той или иной деятельности на конкретных участках зависят от их принадлежности к функциональным зонам.

Примечательно, что п. 1.1 ст. 15 Закона РФ № 33-ФЗ установлен императивный запрет на увеличение площадей других зон национального парка за счет заповедной. На территориях национальных парков запрещена:

  • деятельность, наносящая вред природным комплексам, представителям животного и растительного мира, культурно-историческим объектам, почвенному покрову;
  • разработка полезных ископаемых;
  • мероприятия, которые могут изменить гидрологический режим;
  • предоставление участков под садоводство, дачное хозяйство;
  • строительство линейных объектов, кроме тех, которые обеспечивают функционирование природных парков;
  • лесозаготовка в промышленных масштабах;
  • стоянка, движение автомобилей и спецтехники, кроме используемых для обеспечения функционирования природного парка;
  • выпас и прогон домашних животных, кроме путей общего пользования;
  • сплав древесины по водотокам;
  • организация массовых мероприятий, разбивка туристских стоянок, разведение костров за пределами специально предусмотренных мест;
  • самовывоз предметов, имеющих культурную или историческую ценность.

Вопросы хозяйственной деятельности компаний, действующих на территории национальных парков, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на их территории подлежат согласованию с Минприроды РФ и его уполномоченными органами.

В силу вышеназванного Закона РФ № 33-ФЗ на территории природных заказников запрещается деятельность, могущая причинить вред природным комплексам или их компонентам. Правовой режим земель заказников, а также объем ограничений устанавливается Положением о заказнике.

Малочисленным народам, для которых территория заказника является исконной средой обитания, разрешается общее и специальное природопользование в традиционной для них форме. На участках под памятниками природы, а также на территориях дендропарков и ботанических садов запрещается всякая хозяйственная деятельность, не связанная с защитой таких памятников, обеспечением функционирования дендропарков и садов.

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

Законодатель установил возможность привлечения правонарушителей к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Причиненный природным объектам и комплексам вред подлежит компенсации согласно специально утвержденным методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ. Если применимая к конкретной ситуации методика расчета экологического ущерба отсутствует, компенсация проводится по фактическим расходам на восстановление (п. 3 ст. 36 Закона РФ № 33-ФЗ).

Компенсация причиненных убытков не освобождает правонарушителя от административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение режима охраны природных объектов и ресурсов в пределах особо охраняемых территорий влечет наложение административных штрафов.

Размеры штрафов для разных типов нарушителей:

  • частные лица - до 4 тыс. руб.;
  • должностные лица - 20 тыс. руб.;
  • организации - 500 тыс. руб.

В качестве дополнительных взысканий применяется изъятие орудий совершения правонарушения, а также продукции самовольного природопользования.

Уголовная ответственность оговорена ст. 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, карается:

  • штрафом до 200 тыс. руб. либо в размере зарплаты виновного за полтора год;
  • лишением специального права (занимать должность, заниматься деятельностью) до трех лет;
  • обязательными работами до 480 часов;
  • исправительными работами до 2 лет.

Конструкция административного деликта, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривает формальный состав правонарушения. Иными словами, для определения возможности привлечения виновного к ответственности достаточно деяния как такового.

Наличие негативных последствий для квалификации не имеет значения, хотя факт нанесения ущерба обязательно учитывается для определения степени вины и тяжести наказания.

Применительно к уголовному деликту все наоборот: «причинение значительного ущерба» - непременное условие вменения статьи 262 УК РФ. Дело, начатое как административное, по результатам экспертизы и подсчета вреда может перерасти в уголовное и наоборот.

Таким образом, нарушая закон, правонарушитель во многих случаях не может предсказать, какого рода преследованию (административному или уголовному) он в итоге может быть подвергнут.

Статья 95 . Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий


1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий


1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов


1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 97. Земли природоохранного назначения


1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
4) утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 98. Земли рекреационного назначения


1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения


1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Статья 100. Особо ценные земли


1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.