Конспект занятия закон о правах ребенка беларусь. Конспект урока на тему "Каждый ребёнок имеет право". Ключевые задачи правового воспитания дошольников
По познавательному развитию
Конспект занятия «Ваши права, дети!»
Нарыкова Валентина Ивановна, воспитатель
логопедической группы Д/С №22 г.Старый Оскол
Цели
- Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
- Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
- Рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Оборудование
- Эмблемы на каждого ребёнка.
- Шляпа для игры «Танец шляпы».
- Генеалогическое древо на каждого ребёнка.
- Набор карточек для Д/И «Угадай слово».
- Плакаты: «Правила пожарной безопасности детей» и «Правила безопасности детей в городе».
- Набор картинок для Д/И «разложи правильно», красный и серый цветок.
- Корзина с набором овощей для Д/И «Мамины помощники», косынка.
Ребята! Сегодня в нашей группе будет работать юридическая консультация. К нам пришли письма от людей, на которые нужно ответить. Отвечать будете Вы - консультанты. Мы с Вами обсудим очень серьёзную тему: «Права ребёнка». Так, начнём. Кто хочет быть первым консультантом? (Приглашаю одного из детей.) Посмотрим, какой вопрос будет в первом конверте? (Ребенок достаёт картинку из конверта.)
Вопрос ребёнку - Как ты думаешь, что это за право? Правильно право на имя.
Когда человек получает это право? Правильно при рождении. Какой документ подтверждает это право? (Свидетельство о рождении.)
Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет своё значение. Что означают ваши имена? Дети рассказывают о значении своих имён.
Давайте поиграем в игру «Танец шляпы» - узнаем, как звучат ваши имена.
Вторым консультантом кто желает быть? (Вызываю второго ребёнка.) Ребёнок берёт второй конверт и рассказывает о праве, которое изображено на картинке. (Право ребенка на жизнь в семье рядом с папой и мамой.)
Посмотрите, что я вам приготовила. Как называется это древо? Кто помнит? Возьмите каждый родословное древо вашей семьи. Давайте вспомним, как ещё мы называли древо - генеалогическим. Почему? Генеалогия - это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи.
Внимательно посмотрите на своё древо и ответьте:
У мамы и папы есть мама, кем она является для вас? У мамы и папы есть папа, кем он является для вас? Правильно бабушка и дедушка. Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья или дочери, кроме ваших родителей? И кем они являются для вас? (Ответы детей.) А у бабушек и дедушек тоже были мамы и папы. Для вас они кто? Правильно прадедушки и прабабушки.
На этом род не заканчивается. Ведь у прадедушек и прабабушек тоже были родители. Корни генеалогического древа надо искать в глубине истории.
Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь ваше родословное древо будет всегда живым крепким и здоровым.
Итак, наша консультация продолжает работать. Посмотрим, что за вопрос лежит в третьем конверте. (Вызываю третьего ребёнка.) , о каком праве рассказывает тебе эта картинка? Правильно, о праве на образование. Как ты думаешь, .. . каждый человек имеет право на образование? Кто обучает вас здесь, в детском саду? Кто вас будет учить в школе? А сейчас мы посмотрим, чему вы научились в детском саду.
Дидактическая игра «Угадай слово» .
Кто хочет быть следующим консультантом? (Вызываю следующего ребёнка) . Посмотрим, что за вопрос лежит в этом конверте. Правильно, право на лечение. Вопросы ребёнку: Каждый ли человек имеет право на лечение? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
Ответы детей.
А так как вы у нас скоро идёте в школу, давайте вспомним правила безопасности детей в жизни.
Работа по плакатам.
Следующим консультантом будет. По какому вопросу проконсультируешь нас ты. .. ? (Имя ребёнка) . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению.
Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с этим правом.
«Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Что такое хорошо
Что такое плохо?»
Может быть, мы с вами, сегодня объясним этому ребёнку, что же это такое - хорошо и плохо.
Дидактическая игра «Разложи правильно» .
По окончании игры, какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будите поступать только хорошо, не нарушая прав друг друга.
Итак, берем следующий конверт. Кто желает рассказать о вопросе, который здесь лежит. (Имя ребёнка) . О чем она тебе рассказывает, какое право ты здесь увидел? Правильно, право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Вопросы детям. Как вы думаете, кто в детском саду следит за вашим достаточным питанием?
Ответы детей .
Дидактическая игра «Мамины помощники» .
Итак, у нас остался последний конверт. Кто ещё не был у нас консультантом? (Имя ребенка) . Посмотри, о каком праве тебе расскажет картинка, которая лежит в конверте. Правильно, о праве детей на отдых.
Я знаю, что вы все любите отдыхать. Какой самый любимый вид отдыха у вас? С кем вам больше всего нравиться отдыхать? В какое время года? Высказывания детей.
Дидактическая игра «Птичка» .
Ребята, я думаю, что права о которых мы с вами говорили вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.
«В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям. .. »
А. Вознесенский
Конспект НОД по правовому воспитанию дошкольников «Путешествие в сказочную страну Детства»
Борисова Наталия Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ ЦРР - детский сад №21 г. ИстраПредлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: «Правовое воспитание у детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие у детей основ правового сознания, который подскажет, как в игровой форме познакомить детей с таким сложным вопросом как "право".
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Цель:
развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи
:
Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Книги-сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
Магнитные доски (2).
Медальоны цветка на каждого ребенка.
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям 12 группы «Радуга», обратный адрес «Сказочная страна Детства». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети
: Да
Воспитатель:
Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Ответы детей.
- Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!
Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик, который нам подарила Фея Здрасте, на котором мы уже летали к ней в гости?
- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
В стране « Детства».
Встречает Красная Шапочка:
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Воспитатель:
Красная Шапочка, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.
- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
Посмотрите, тут волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
(Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети:
Право на имя.
- А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
Ответы детей.
- Какой документ вы получаете при рождении?
Дети:
Свидетельство о рождении (показать).
Воспитатель:
- Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого приводят в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами, особенно вам всем нравится, когда вас называют ласково. Давайте сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
(Дети встают около стульчиков и называют своего соседа ласковым именем).
- Понравилось?
- Ребята, вы уже знаете, что каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?
Ответы детей.
- Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут)
Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
Дети садятся.
А вот и первая подсказка.
(Воспитатель достает из сундука цветок синего цвета и читает: «лепесток голубого цвета находится под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ, прикрепляет на магнитную доску.
- Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей.
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Дети исполняют 1 куплет песни «Россия» (стоя)
Дети садятся.
- Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
Дети:
-Россияне.
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
- Право на гражданство.
Воспитатель:
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «лепесток красного цвета находится под красным кубиком»)
Педагог крепит лепесток на магнитную доску.
Из сундука на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино.
Звучат строки из песни «Чему учат в школе».
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
- О праве на образование.
-Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?
Дети:
-Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей.
А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: (3).
- Молодцы, справились с заданием.
- А вот следующее задание.
Игра «Восстанови пословицу»
(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель начинает пословицу, дети должны ее закончить.
Воспитатель:
Век живи
Дети:
Век учись
Воспитатель:
Учиться
Дети:
Всегда пригодится
Воспитатель:
Ученье – свет
Дете:
Не ученье - тьма
Воспитатель:
Кто грамоте горазд
Дети:
Тому не пропасть
- Молодцы, и с этим заданием справились легко.
-А теперь самое сложное задание, если и с ним справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
Игра «Вставьте слово»
(игра проводится с мячом в кругу)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист) .
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр) .
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
Дети садятся.
- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
Ответы детей.
-Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях.
Назовите их.
(Ответы детей: хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой).
- Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: «лепесток оранжевого цвета находится в цветке из воздушных шаров»)
На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
На магнитную доску размещаются сюжеты из сказок «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Серая шейка»)
Воспитатель:
- Ребята, какое право нарушено в этих сказках?
Дети:
- Право на жизнь.
В каких еще сказках нарушается это право?
Ответы детей (Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»).
Воспитатель:
- Ребята, а кто подарил вам жизнь?
Дети:
- Мама.
Воспитатель :
- Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Воспитатель:
- Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.
- А вот и новая подсказка. «Лепесток розового цвета находится на пианино». Ребенок с помощью педагога крепит лепесток.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»
- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети:
- Право на семью.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель:
-А для чего человеку нужна семья?
Ответы детей.
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
(Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»)
Воспитатель:
Следующая подсказка: «Лепесток синего цвета находится на подоконнике»
Крепят синий лепесток.
Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
- Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей.
Ребенок читает:
-Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?
Дети:
- Ветеринар.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети:
- О праве на медицинское обслуживание.
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Ответы детей.
Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.
Дети встают около стульчиков.
Воспитатель:
- Представьте, что я простудилась. У меня болят горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пришла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного). А врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по-очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.
(Дети передают листок с назначением лечения друг другу и называют: поставить горчичники, полоскать горло, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины…).
После того, как свое лечение назначил последний ребенок, воспитатель выздоравливает, за что благодарит детей.
Воспитатель:
- Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
-Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
Дети:
- Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка «Лепесток желтого цвета находится в складках голубой занавески»
Дети находят и прикрепляют лепесток желтого цвета на доску.
На магнитной доске иллюстрации из сказок «Двенадцать месяцев», «Крошечка – Хаврошечка.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено?
Дети:
- Право на отдых.
Воспитатель:
- А в каких еще сказках нарушалось это право?
Ответы детей («Золушка», «Морозко»).
Воспитатель:
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
-Ой, смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
(Воспитатель брызгает водой из распылителя).
- Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства игру «Солнышко и дождик. Вы ведь скоро пойдете в школу и уже больше в нее не поиграете.
Игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель:
- Солнце светит веселей,
Выходи гулять скорей!
(Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
-Дождик начал моросить
И ребяток веселить.
- Дождик, дождик все сильней,
Все под зонтик поскорей!
(Дети прячутся под зонтик)
После игры.
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- По лужицам скакать!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- Кораблики пускать!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- На радуге качаться!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- Да просто улыбаться!
Воспитатель: - Ой, мне на ладошку сел солнечный зайчик. Какой он теплый, ласковый! Возьму зайчика и посажу на ладошку Маше. Посмотрите, а этот солнечный зайчик залез за воротник к Андрюше!
Игра «солнечный зайчик»
- Давайте соберем всех солнечных зайчиков и отпустим, пусть всем от их яркого света будет тепло.
- Какие дружные солнечные зайчики. Собрались все солнечные зайчики вместе, и получилось яркое солнышко.
Дети садятся.
Воспитатель:
Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится на люстре».
-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. (Фото 5.jpg)
Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков?
Дети : 7
- Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из одноименной сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую.
Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети:
- В конвенции о правах ребенка.
Педагог показывает детям и Красной Шапочке брошюрку.
Воспитатель:
-Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок…)
-А для этого ваши родители, а также все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.
Ребенок:
-Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Воспитатель:
-Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не карите
Ни родитель, ни учитель.
Ребенок:
-Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Песня «Светит солнышко»
Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.
Методическая литература:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет.дошк. учреждений) М.: Обруч, 2010.
Дата публикации: 22.10.2016
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
Сценарий внеклассного мероприятия
«Я - ребёнок. Я - человек»,
посвящённого Всемирному дню прав человека
Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций).
Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся.
5.развивать коммуникативные качества учащихся.
6.Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
7.Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
8.Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".
Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Учащиеся сидят за столом. На экране демонстрируются слайды презентации.
1 часть: «Вступительное слово»
Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сядьте хорошо и слушайте внимательно.
Начинаем наше занятие,
Речь пойдёт здесь всё о вас.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.
1-2-3 СЛАЙД.
Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества:
Вед. Мы с вами знаем, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
Учен. Таня.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Учен. Юля.
Ну, так что же,
Мы ведь дети - ты и я,
И у нас одна Земля.
Вед: - Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе.
Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины.
Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.
Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войны, чтобы никто не знал страха и нужды.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
6.Слайд Конвенция о правах ребёнка
Вед. Это международный документ о правах ребенка.
У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права ребенка»)
Вед. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах ребенка.
8.СЛАЙД. ДЕКЛАРАЦИЯ
11 - ПРАВА РЕБЕНКА.
Вопрос: - Что же такое права ребенка?
Права - это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.
У каждого живущего на свете
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать права свои.
13 слайд «Права человека».
Вед. Мы с вами сегодня познакомимся с вашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.
Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые права.
Если кто-то нарушил ваши права вы можете позвонить и к вам придут на помощь.
14.СЛАЙД. ТЕЛЕФОНЫ
15 СЛАЙД. ЛИТЕРАТУРА
16-17.слайд «Я - ребёнок, я - человек-Я должен иметь права.»
18-22. СЛАЙД. Игра «Разрешается- запрещается»
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел, лечиться.
Это разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это разрешается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными людьми дружить.
Это разрешается
Вед: Молодцы!
23.СЛАЙД. «Народная мудрость гласит»
(2 конверта с пословицами, разрезанными на части)
Вед: Права человека нашли своё отражение в пословицах. Сейчас я дам вам пословицы разрезанные по частям. Вам нужно правильно составить эти части, чтобы можно было их прочесть.
24-25-26.СЛАЙД.
В здоровом теле - здоровый дух (Право на пользование услугами здравоохранения)
У семи нянек дитя без глазу (Право ребёнка на заботу родителей)
Капля никотина убивает лошадь (Право ребёнка на защиту от наркотиков)
27.СЛАЙД. ЗАГАДКА
Если дети заболели, плохо чувствуют себя
и у них бронхит, ангина, слышен детский крик и плач
вам поможет только ….
28.СЛАЙД. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Доктор; Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь добрый доктор. Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели? Что ж осмотром я довольна. Из ребят никто не болен. Чтоб здоровыми остаться, нужно спортом заниматься!
На зарядку становись!
29-30-31.СЛАЙД. (ДЕТИ ВСТАЮТ И ДЕЛАЮТ ЗАРЯДКУ)
Прошу всех встать и зарядку выполнять.
Все дышите, не дышите,
Вместе руки поднимите,
Опустите,наклонитесь,разогнитесь.
Встаньте прямо,улыбнитесь.
И исполним мы сейчас" "Танец маленьких утят.""
Доктор. Каждый весел и здоров и к занятию готов. До свидания,ребята!
Воспитатель: Каким правом мы сейчас пользовались? «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью.
27.СЛАЙД. «Я знаю»
(сигнальные таблички с цыфрами 1.2.3.)
Вед: В этом конкурсе мы проверим у вас знание ваших прав. Я буду задавать вопросы, а вы думайте и отвечайте на вопросы. Нужно поднять табличку с цифрой 1 или 2 или 3.
Нецензурная брань учащихся в школе - это
1. Игра 2. мелкое хулиганство.
(ст.158, мелкое хулиганство).
В каком возрасте ребенок может быть привлечен к уголовной ответственности?
14 лет 2. 16 лет 3. 18 лет
В каком возрасте ребенок получает паспорт?
1. 12 лет 2. 14 лет 3. 18 лет
(Конституция РФ, ст.14лет).
Кто пользуется большими правами в отношении детей -
1. Отец 2. Мать 3.Отец и Мать.
(СК ст.62, равенство прав родителей).
Какой первый документ, получает человек.
Паспорт 2. Свидетельство о рождении.
СЛАЙД. «Волшебный сундучок»
(сундучок с предметами)
Вед: Я буду вынимать из сундучка разные предметы. Вам нужно как можно быстрее сказать, какие права человека они могут означать.
1) Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
2) Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
3) Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
3) Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
4) Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка жить вместе с мамой и папой).
Вед.: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова часто говорят дети. Но права не могут существовать без обязанностей.
Поэтому у каждого ребенка есть обязанности.
СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»
Вед. А вот вы часто их забываете. Ребята, что такое обязанности?
Обязанности - это поведение человека в обществе.
Вед. Есть обязанности и у вас, у школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей) Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
СЛАЙД. «Правовой цветник»
(серединки цветка и отдельно - лепестки цветка с написанными на них правами и обязанностями.)
Вед: На столе лежит два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого - «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей
На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
* Иметь фамилию, имя, отчество
* Иметь игрушки
* Ходить на кружок
* Жить с родителями
* Лечиться в больнице
* Отдыхать на перемене
На лепестках цветка «Обязанности»:
* Заботиться о животных
* Мыть посуду
* Делать зарядку
* Посещать школу
* Помогать родителям
Вед. Молодцы! Я думаю вы запомнили что такое права, и обязанности.
Права и обязанности у всех одинаковые, и если о них забывают, человеку очень трудно жить.
Права принадлежат всем людям. Давайте еще раз вспомним некоторые из них.
Выходят 8 учеников и читают стихотворение
"Наши права".
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
2.На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Право есть у нас такое.
Заболев, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу - он не прав-
Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно -
Бить людей запрещено.
О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда.
Вед. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции - основном законе нашей страны.
Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.
Какие документы защищают ваши права?
Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, о том, как защитить свои права.
Сейчас мы еще раз прочитаем ваши права и хорошо их запомним. Слайд.
Ученики читают по одной строчке.
Последнюю строчку ребята произносят все вместе
Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы - дети!
Слайд № 22. Спасибо за работу!
Звучит фонограмма песни «Детство» (девочки поют)
Вед. А сейчас все дружно возьмемся за руки и встанем в хоровод.
Звучит песня «Большой хоровод» дети танцуют.
Учен. Таня.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Учен. Юля.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети - ты и я,
И у нас одна Земля.
У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать права свои
Роза Дмитриева
Конспект занятия «Права ребенка»
Конспект занятия "Права ребенка "
Роза Дмитриева
Цели :
Обучающие : обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях . Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Развивающие : развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие : воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал : шляпа, конверты, схемы прав , макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы, русских народных сказок
Беседы по теме «Права ребёнка » рассматривание иллюстраций к литературным произведениям
Разучивание пословиц
Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Вызов врача»
Игры «Я помогаю маме» , «Назови имя» и другие.
Ход мероприятия
Организационный момент.
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями) .
– Ребята, к нам пришло много конвертов от людей, которых интересует тема «Права ребёнка » . Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию . И мы с вами будем рассказывать о правах , зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами . Согласны? Начнём.
Основная часть.
Конверт 1-й
– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём . Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме ?
– Что означает, иметь право на имя ?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Иг. «Шляпа знакомств» .
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя .
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.
– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места . (Дети садятся за столы) .
конверт 2-й
– А следующий конверт откроет (имя….)
– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме ?
– Верно, право на семью . Посмотрите, что я для вас приготовила?
– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?
– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.
– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)
– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?
– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?
– А как можно назвать маму и папу одним словом?
– Кем приходится Маша своим родителям?
– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?
– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?
– Кто Миша бабушке?
– Кто Маша дедушке?
– Как назвать группу людей, живущих вместе?
– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальцы – дружная семья….»
Ребус «Семья или 7Я» .
– Ребята, а здесь ещё одно задание : нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?
– Правильно , это слово семья.
Конверт 3-й
А здесь у нас загадка, послушайте.
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый (дом)
– О каком праве пойдёт речь ?
Иг. «Собери разрезные картинки» .
– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.
– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка, Рукавичка) .
– Какое право нарушено во всех этих сказках?
– Молодцы.
Конверт 4-й
– А мы продолжаем нашу консультацию . …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование ) .
– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.
– Как назвать эти предметы, одним словом?
– Верно, школьные принадлежности.
– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование ?
– Кто обучает вас здесь в детском саду?
– А кто будет вас обучать в школе?
Физминутка.
Конверт 5-й
– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед . обслуживание)
– Послушайте Корнея Чуковского сказка «Айболит»
– Почему у бегемотиков заболели животики?
– Чем опасно играть на трамвайных путях?
– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи» .
– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих) .
– Кто из вас будет больным?
– Кто будет вызывать скорую помощь?
– А ты будешь диспетчером скоро помощи.
(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь : сообщаем, что случилось, называем чётко адрес)
– Молодцы. (и т. д.) .
Конверт 6-й
– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь диск с музыкой, давайте послушаем, что на ней!
(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)
– О каком праве говориться в песнях ?
– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.
– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.
– Молодцы.
Конверт 7-й
– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права , а что у него ещё есть?» (Обязанности) .
– Правильно , ведь права и обязанности живут рядом.
Иг. «Собери ножки сороконожке»
– Возьмите по ножке, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем ножку к сороконожке.
– Посмотрите, что случилась с сороконожкой? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права , но и обязанности.
– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.
– Как называется документ, в котором все эти права описаны ? (конвенция о правах ребенка ) .
Сюрпризный момент.
(Раздаётся стук в дверь, пришел конверт)
– Ребята, ещё один конверт пришел адрес детского сады в группу «Радуга» Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором удостоверения юного консультанта . Награждает каждого ребёнка).
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям - большие права»Наталья Володина
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «
Маленьким детям - большие права
»
Цель
:
Формировать основы
правового
сознания дошкольника,
гражданской позиции, правовой и нравственной
культуры обучающихся
дошкольников.
Задачи: Образовательные :
Обобщить начальные правовые знания у детей .
Воспитывать правовую грамотность
Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей
Активизировать словарь по теме.
Развивающие :
Развивать коммуникативные навыки.
развивать правовое мировоззрение ; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей
Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни
Воспитательные :
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, ф ормировать уважительное отношение друг к другу .
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Оборудование : слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), сладкие угощения (в качестве сокровища).
П редполагаемый результат:
Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей;
Владеет терминологией по правовому воспитанию;
Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы;
У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше;
Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;
Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;
Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.
Содержание организованной деятельности .
Зал красиво украшен, на стенах висят шары, плакаты с рисунками ребят, где изображены права детей
Организационный момент :
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами
(слайд 1)
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!
(слайд №2)
- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы :
На что имеют право и на что не имеют ?
Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека » , в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.
(слайд №3)
А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка ».
Чтобы стать полноправным членом общества , нужно знать свои права .
Теперь рассмотрим, какие есть у вас права .
-А для этого мы отправимся в путешествие!
Давайте поделимся на две команды и попробуем посоревноваться в наших знаниях о правах ребёнка. За каждый правильный ответ командам будет вручаться часть «Ключа» (разрезная картинка, изображающая место расположения спрятанного сокровища). В конце путешествия мы соберём картинку воедино и нас ожидает сюрприз!
Теперь выберем капитана и дадим название командам (предложить названия: 1-« », 2-« »).
Ребята, смотрите что я нашла сегодня в почтовом ящике! Теперь у нас есть маршрутный лист! (вручить каждой команде карту, в которой отражены пункты назначения).
Все готовы к приключениям?
Дети: -«Да!»).
Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!
1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие»
Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?
– Верно, ребята! Важнейшее право , которое имеют все дети на планете - право на жизнь и здоровое развитие .
2. Остров: «Право на имя и гражданство»
А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)
Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»
Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!
Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?
Дети : Благодаря родителям.
- Правильно !
Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.
На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).
Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?
Дети : Паспорт.
-Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя .
А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.
Ответы детей.
Смотрим на нашу карту и плывём к следующему острову!
Остров: « Право на семью,
любовь и понимание со стороны родителей, семьи»
Команды, что вы видите на этом острове (семейная фотография) ?
Ответы детей.
А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?
Дети : с мамой, с папой.
Да, с родителями;
А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?
Дети : Семья.
– в книге прав ребенка записано , что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!
Остров: « Право на дом»
Команды, что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)?
Ответы детей.
- У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
Люди даже сочинили пословицы о доме:
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
Да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
(слайд №6)
Ребята, из какой сказки эти герои?
(ответы детей) .
Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав .
Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права .
Ребята, давайте немного отдохнём.
Встаем все рассыпную.
Физкультминутка:
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
Смотрим в нашу карту. Плывём дальше?
5.Остров: «Право на образование (обучение)»
Команды, посмотрите, что вы видите на этом острове (книга)?
Ответы детей
Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право , на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.
Кто знает как называется наша страна?
Ответы детей.
А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?
Ответы детей (с помощью воспитателя).
Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше! Что нам говорит наша карта?
6.Остров: « Право
Команды, что же мы видим на этом острове?
(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)
Ответы детей
Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения» .
– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. (Три поросенка, Золушка) .
Что хотел сделать волк с поросятами?
Как обижали Золушку?
Ответы детей
А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.
Почему?
(ответы детей)
Плывём к следующему острову!
7. Остров: « право на бесплатную медицинскую помощь»
– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?
Ответы детей
В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
(слайд с изображением доктора Айболита)
Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой
(ответы) .
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?
(ответы) .
Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью : одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)
Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.
Пусть дети живут, смеются звонко
Подрастают с каждым днем
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду Я!
8.Остров №
“Права сказочных героев”.
Я совсем запуталась, ребята…Команды, давайте попробуем разобраться вместе:
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на дом, на неприкосновенность жилища?
(слайд с иллюстрацией к сказке“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право на бесплатную медицинскую помощь?
(слайд с иллюстрацией из произведения К.И.Чуковского“Айболит”).
В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался?
(Слайд с изображением Буратино, продающего азбуку)
Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование
Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права
Верно, каждый ребёнок имеет право на дом, на семью.
В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)
9.Остров: «Волшебный сундучок»
Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!
Давайте вместе поиграем с ним!
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1).
Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
Игрушечная семейка (мама и ребёнок) - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
Остров № 10: "Музыкальный"
Ещё потренируемся, ребятки? Капитан какой команды вперёд отгадает о каких правах говорится в наших любимых песенках, той команде и достанется последняя часть элемента заветного ключа
Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают о каких правах говорится в песне.
"Песенка мамонтенка" (право ребенка не разлучаться с матерью);
"Чунга-чанга" (право на отдых);
"Учат в школе" (Право на образование);
"Песенка львенка и черепахи" (Право на отдых);
"Танец маленьких утят" (Право на досуг)
Остров № 11 «Таинственный»
Ой, ребята. Смотрите! Ещё один ребус для нас! Попробуем разобраться?
Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека (подобрать парные картинки и таблички с помощью воспитателя):
Что я делал(а) сегодня? Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)
1. Ночью спал (+картинка со спящим малышом);
2. Завтракал, обедал (+ картинка завтрака, обеда в детском саду, дома);
3. Смотрел телевизор (+картинка с изображением телевизора);
4. Читал книгу (+ картинка книги, читающего ребёнка);
Таблички:
1.Право на образование
2.Право на отдых и здоровье
3.Право на здоровье
4.Право на доступ к информации и СМИ
Ребята, теперь у нас ключ! Давайте посмотрим что у нас получилось?
Собирается пазл.
Команды находят свои сокровища.
Итог занятия :
Воспитатель : Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали ? (ответы) .
Вывод : Каждый человек имеет не только права , но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей
СПАСИБО, РЕБЯТА!!!