Конспект занятия закон о правах ребенка беларусь. Конспект урока на тему "Каждый ребёнок имеет право". Ключевые задачи правового воспитания дошольников

По познавательному развитию

Конспект занятия «Ваши права, дети!»

Нарыкова Валентина Ивановна, воспитатель
логопедической группы Д/С №22 г.Старый Оскол

Цели

  1. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
  2. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
  3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
  4. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  5. Рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Оборудование

  • Эмблемы на каждого ребёнка.
  • Шляпа для игры «Танец шляпы».
  • Генеалогическое древо на каждого ребёнка.
  • Набор карточек для Д/И «Угадай слово».
  • Плакаты: «Правила пожарной безопасности детей» и «Правила безопасности детей в городе».
  • Набор картинок для Д/И «разложи правильно», красный и серый цветок.
  • Корзина с набором овощей для Д/И «Мамины помощники», косынка.

Ребята! Сегодня в нашей группе будет работать юридическая консультация. К нам пришли письма от людей, на которые нужно ответить. Отвечать будете Вы - консультанты. Мы с Вами обсудим очень серьёзную тему: «Права ребёнка». Так, начнём. Кто хочет быть первым консультантом? (Приглашаю одного из детей.) Посмотрим, какой вопрос будет в первом конверте? (Ребенок достаёт картинку из конверта.)

Вопрос ребёнку - Как ты думаешь, что это за право? Правильно право на имя.

Когда человек получает это право? Правильно при рождении. Какой документ подтверждает это право? (Свидетельство о рождении.)

Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет своё значение. Что означают ваши имена? Дети рассказывают о значении своих имён.

Давайте поиграем в игру «Танец шляпы» - узнаем, как звучат ваши имена.

Вторым консультантом кто желает быть? (Вызываю второго ребёнка.) Ребёнок берёт второй конверт и рассказывает о праве, которое изображено на картинке. (Право ребенка на жизнь в семье рядом с папой и мамой.)

Посмотрите, что я вам приготовила. Как называется это древо? Кто помнит? Возьмите каждый родословное древо вашей семьи. Давайте вспомним, как ещё мы называли древо - генеалогическим. Почему? Генеалогия - это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи.

Внимательно посмотрите на своё древо и ответьте:

У мамы и папы есть мама, кем она является для вас? У мамы и папы есть папа, кем он является для вас? Правильно бабушка и дедушка. Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья или дочери, кроме ваших родителей? И кем они являются для вас? (Ответы детей.) А у бабушек и дедушек тоже были мамы и папы. Для вас они кто? Правильно прадедушки и прабабушки.

На этом род не заканчивается. Ведь у прадедушек и прабабушек тоже были родители. Корни генеалогического древа надо искать в глубине истории.

Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь ваше родословное древо будет всегда живым крепким и здоровым.

Итак, наша консультация продолжает работать. Посмотрим, что за вопрос лежит в третьем конверте. (Вызываю третьего ребёнка.) , о каком праве рассказывает тебе эта картинка? Правильно, о праве на образование. Как ты думаешь, .. . каждый человек имеет право на образование? Кто обучает вас здесь, в детском саду? Кто вас будет учить в школе? А сейчас мы посмотрим, чему вы научились в детском саду.

Дидактическая игра «Угадай слово» .

Кто хочет быть следующим консультантом? (Вызываю следующего ребёнка) . Посмотрим, что за вопрос лежит в этом конверте. Правильно, право на лечение. Вопросы ребёнку: Каждый ли человек имеет право на лечение? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми.

Ответы детей.

А так как вы у нас скоро идёте в школу, давайте вспомним правила безопасности детей в жизни.

Работа по плакатам.

Следующим консультантом будет. По какому вопросу проконсультируешь нас ты. .. ? (Имя ребёнка) . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению.

Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с этим правом.

«Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Что такое хорошо

Что такое плохо?»

Может быть, мы с вами, сегодня объясним этому ребёнку, что же это такое - хорошо и плохо.

Дидактическая игра «Разложи правильно» .

По окончании игры, какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будите поступать только хорошо, не нарушая прав друг друга.

Итак, берем следующий конверт. Кто желает рассказать о вопросе, который здесь лежит. (Имя ребёнка) . О чем она тебе рассказывает, какое право ты здесь увидел? Правильно, право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Вопросы детям. Как вы думаете, кто в детском саду следит за вашим достаточным питанием?

Ответы детей .

Дидактическая игра «Мамины помощники» .

Итак, у нас остался последний конверт. Кто ещё не был у нас консультантом? (Имя ребенка) . Посмотри, о каком праве тебе расскажет картинка, которая лежит в конверте. Правильно, о праве детей на отдых.

Я знаю, что вы все любите отдыхать. Какой самый любимый вид отдыха у вас? С кем вам больше всего нравиться отдыхать? В какое время года? Высказывания детей.

Дидактическая игра «Птичка» .

Ребята, я думаю, что права о которых мы с вами говорили вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

«В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям. .. »

А. Вознесенский

Конспект НОД по правовому воспитанию дошкольников «Путешествие в сказочную страну Детства»

Борисова Наталия Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ ЦРР - детский сад №21 г. Истра
Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: «Правовое воспитание у детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие у детей основ правового сознания, который подскажет, как в игровой форме познакомить детей с таким сложным вопросом как "право".
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи :
Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Книги-сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
Магнитные доски (2).
Медальоны цветка на каждого ребенка.
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям 12 группы «Радуга», обратный адрес «Сказочная страна Детства». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети : Да
Воспитатель:
Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Ответы детей.
- Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!
Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик, который нам подарила Фея Здрасте, на котором мы уже летали к ней в гости?
- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
В стране « Детства».
Встречает Красная Шапочка:
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Воспитатель:
Красная Шапочка, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.
- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
Посмотрите, тут волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
(Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети:
Право на имя.
- А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
Ответы детей.
- Какой документ вы получаете при рождении?
Дети:
Свидетельство о рождении (показать).
Воспитатель:
- Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого приводят в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами, особенно вам всем нравится, когда вас называют ласково. Давайте сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
(Дети встают около стульчиков и называют своего соседа ласковым именем).
- Понравилось?
- Ребята, вы уже знаете, что каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?
Ответы детей.
- Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут)


Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
Дети садятся.
А вот и первая подсказка.
(Воспитатель достает из сундука цветок синего цвета и читает: «лепесток голубого цвета находится под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ, прикрепляет на магнитную доску.
- Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей.
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Дети исполняют 1 куплет песни «Россия» (стоя)
Дети садятся.

- Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
Дети:
-Россияне.
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
- Право на гражданство.
Воспитатель:
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «лепесток красного цвета находится под красным кубиком»)
Педагог крепит лепесток на магнитную доску.
Из сундука на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино.

Звучат строки из песни «Чему учат в школе».
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
- О праве на образование.
-Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?
Дети:
-Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей.
А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: (3).
- Молодцы, справились с заданием.
- А вот следующее задание.
Игра «Восстанови пословицу»
(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель начинает пословицу, дети должны ее закончить.

Воспитатель:
Век живи
Дети:
Век учись
Воспитатель:
Учиться
Дети:
Всегда пригодится
Воспитатель:
Ученье – свет
Дете:
Не ученье - тьма
Воспитатель:
Кто грамоте горазд
Дети:
Тому не пропасть
- Молодцы, и с этим заданием справились легко.
-А теперь самое сложное задание, если и с ним справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
Игра «Вставьте слово»
(игра проводится с мячом в кругу)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:

Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист) .
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр) .
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
Дети садятся.
- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
Ответы детей.
-Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях.
Назовите их.
(Ответы детей: хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой).
- Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: «лепесток оранжевого цвета находится в цветке из воздушных шаров»)
На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
На магнитную доску размещаются сюжеты из сказок «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Серая шейка»)

Воспитатель:
- Ребята, какое право нарушено в этих сказках?
Дети:
- Право на жизнь.
В каких еще сказках нарушается это право?
Ответы детей (Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»).
Воспитатель:
- Ребята, а кто подарил вам жизнь?
Дети:
- Мама.
Воспитатель :
- Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Воспитатель:
- Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.
- А вот и новая подсказка. «Лепесток розового цвета находится на пианино». Ребенок с помощью педагога крепит лепесток.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»

- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети:
- Право на семью.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель:
-А для чего человеку нужна семья?
Ответы детей.
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
(Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»)
Воспитатель:
Следующая подсказка: «Лепесток синего цвета находится на подоконнике»
Крепят синий лепесток.
Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
- Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей.
Ребенок читает:
-Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?
Дети:
- Ветеринар.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети:
- О праве на медицинское обслуживание.
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Ответы детей.

Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.
Дети встают около стульчиков.
Воспитатель:
- Представьте, что я простудилась. У меня болят горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пришла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного). А врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по-очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.
(Дети передают листок с назначением лечения друг другу и называют: поставить горчичники, полоскать горло, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины…).
После того, как свое лечение назначил последний ребенок, воспитатель выздоравливает, за что благодарит детей.

Воспитатель:
- Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
-Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
Дети:
- Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка «Лепесток желтого цвета находится в складках голубой занавески»
Дети находят и прикрепляют лепесток желтого цвета на доску.
На магнитной доске иллюстрации из сказок «Двенадцать месяцев», «Крошечка – Хаврошечка.

Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено?
Дети:
- Право на отдых.
Воспитатель:
- А в каких еще сказках нарушалось это право?
Ответы детей («Золушка», «Морозко»).
Воспитатель:
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
-Ой, смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
(Воспитатель брызгает водой из распылителя).
- Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства игру «Солнышко и дождик. Вы ведь скоро пойдете в школу и уже больше в нее не поиграете.
Игра «Солнышко и дождик»


Воспитатель:
- Солнце светит веселей,
Выходи гулять скорей!
(Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
-Дождик начал моросить
И ребяток веселить.
- Дождик, дождик все сильней,
Все под зонтик поскорей!
(Дети прячутся под зонтик)
После игры.
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- По лужицам скакать!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- Кораблики пускать!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- На радуге качаться!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- Да просто улыбаться!
Воспитатель: - Ой, мне на ладошку сел солнечный зайчик. Какой он теплый, ласковый! Возьму зайчика и посажу на ладошку Маше. Посмотрите, а этот солнечный зайчик залез за воротник к Андрюше!
Игра «солнечный зайчик»
- Давайте соберем всех солнечных зайчиков и отпустим, пусть всем от их яркого света будет тепло.


- Какие дружные солнечные зайчики. Собрались все солнечные зайчики вместе, и получилось яркое солнышко.
Дети садятся.
Воспитатель:
Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится на люстре».
-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. (Фото 5.jpg)
Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков?
Дети : 7
- Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из одноименной сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую.
Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети:
- В конвенции о правах ребенка.
Педагог показывает детям и Красной Шапочке брошюрку.
Воспитатель:
-Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок…)
-А для этого ваши родители, а также все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.
Ребенок:
-Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Воспитатель:
-Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не карите
Ни родитель, ни учитель.
Ребенок:
-Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Песня «Светит солнышко»


Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.
Методическая литература:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет.дошк. учреждений) М.: Обруч, 2010.

Дата публикации: 22.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Сценарий внеклассного мероприятия

«Я - ребёнок. Я - человек»,

посвящённого Всемирному дню прав человека

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций).

    Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

    Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

    Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся.

5.развивать коммуникативные качества учащихся.

6.Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

7.Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

8.Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

Учащиеся сидят за столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 часть: «Вступительное слово»

Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сядьте хорошо и слушайте внимательно.

Начинаем наше занятие,

Речь пойдёт здесь всё о вас.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

1-2-3 СЛАЙД.

Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества:

Вед. Мы с вами знаем, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Учен. Таня.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас-

Мы с тобой из разных рас.

Учен. Юля.

Ну, так что же,

Мы ведь дети - ты и я,

И у нас одна Земля.

Вед: - Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе.

Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины.

Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войны, чтобы никто не знал страха и нужды.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

6.Слайд Конвенция о правах ребёнка

Вед. Это международный документ о правах ребенка.

У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права ребенка»)

Вед. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах ребенка.

8.СЛАЙД. ДЕКЛАРАЦИЯ

11 - ПРАВА РЕБЕНКА.

Вопрос: - Что же такое права ребенка?

Права - это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.

У каждого живущего на свете

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать права свои.

13 слайд «Права человека».

Вед. Мы с вами сегодня познакомимся с вашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые права.

Если кто-то нарушил ваши права вы можете позвонить и к вам придут на помощь.

14.СЛАЙД. ТЕЛЕФОНЫ

15 СЛАЙД. ЛИТЕРАТУРА

16-17.слайд «Я - ребёнок, я - человек-Я должен иметь права.»

18-22. СЛАЙД. Игра «Разрешается- запрещается»

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается

Вед: Молодцы!

23.СЛАЙД. «Народная мудрость гласит»

(2 конверта с пословицами, разрезанными на части)

Вед: Права человека нашли своё отражение в пословицах. Сейчас я дам вам пословицы разрезанные по частям. Вам нужно правильно составить эти части, чтобы можно было их прочесть.

24-25-26.СЛАЙД.

В здоровом теле - здоровый дух (Право на пользование услугами здравоохранения)

У семи нянек дитя без глазу (Право ребёнка на заботу родителей)

Капля никотина убивает лошадь (Право ребёнка на защиту от наркотиков)

27.СЛАЙД. ЗАГАДКА

Если дети заболели, плохо чувствуют себя

и у них бронхит, ангина, слышен детский крик и плач

вам поможет только ….

28.СЛАЙД. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Доктор; Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь добрый доктор. Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели? Что ж осмотром я довольна. Из ребят никто не болен. Чтоб здоровыми остаться, нужно спортом заниматься!

На зарядку становись!

29-30-31.СЛАЙД. (ДЕТИ ВСТАЮТ И ДЕЛАЮТ ЗАРЯДКУ)

Прошу всех встать и зарядку выполнять.

Все дышите, не дышите,

Вместе руки поднимите,

Опустите,наклонитесь,разогнитесь.

Встаньте прямо,улыбнитесь.

И исполним мы сейчас" "Танец маленьких утят.""

Доктор. Каждый весел и здоров и к занятию готов. До свидания,ребята!

Воспитатель: Каким правом мы сейчас пользовались? «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью.

27.СЛАЙД. «Я знаю»

(сигнальные таблички с цыфрами 1.2.3.)

Вед: В этом конкурсе мы проверим у вас знание ваших прав. Я буду задавать вопросы, а вы думайте и отвечайте на вопросы. Нужно поднять табличку с цифрой 1 или 2 или 3.

Нецензурная брань учащихся в школе - это

1. Игра 2. мелкое хулиганство.

(ст.158, мелкое хулиганство).

В каком возрасте ребенок может быть привлечен к уголовной ответственности?

    14 лет 2. 16 лет 3. 18 лет

В каком возрасте ребенок получает паспорт?

1. 12 лет 2. 14 лет 3. 18 лет

(Конституция РФ, ст.14лет).

Кто пользуется большими правами в отношении детей -

1. Отец 2. Мать 3.Отец и Мать.

(СК ст.62, равенство прав родителей).

Какой первый документ, получает человек.

    Паспорт 2. Свидетельство о рождении.

СЛАЙД. «Волшебный сундучок»

(сундучок с предметами)

Вед: Я буду вынимать из сундучка разные предметы. Вам нужно как можно быстрее сказать, какие права человека они могут означать.

1) Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

2) Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

3) Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

3) Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

4) Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка жить вместе с мамой и папой).

Вед.: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова часто говорят дети. Но права не могут существовать без обязанностей.

Поэтому у каждого ребенка есть обязанности.

СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Вед. А вот вы часто их забываете. Ребята, что такое обязанности?

Обязанности - это поведение человека в обществе.

Вед. Есть обязанности и у вас, у школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей) Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

СЛАЙД. «Правовой цветник»

(серединки цветка и отдельно - лепестки цветка с написанными на них правами и обязанностями.)

Вед: На столе лежит два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого - «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

* Жить с родителями

* Лечиться в больнице

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Вед. Молодцы! Я думаю вы запомнили что такое права, и обязанности.

Права и обязанности у всех одинаковые, и если о них забывают, человеку очень трудно жить.

Права принадлежат всем людям. Давайте еще раз вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение

"Наши права".

    В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки-

Все люди на планете.

2.На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Право есть у нас такое.

Заболев, когда случиться-

Каждый вправе полечиться.

    Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу - он не прав-

Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно -

Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

    Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда.

Вед. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции - основном законе нашей страны.

Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, о том, как защитить свои права.

Сейчас мы еще раз прочитаем ваши права и хорошо их запомним. Слайд.

Ученики читают по одной строчке.

Последнюю строчку ребята произносят все вместе

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы - дети!

Слайд № 22. Спасибо за работу!

Звучит фонограмма песни «Детство» (девочки поют)

Вед. А сейчас все дружно возьмемся за руки и встанем в хоровод.

Звучит песня «Большой хоровод» дети танцуют.

Учен. Таня.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас-

Мы с тобой из разных рас.

Учен. Юля.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети - ты и я,

И у нас одна Земля.

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать права свои

Роза Дмитриева
Конспект занятия «Права ребенка»

Конспект занятия "Права ребенка "

Роза Дмитриева

Цели :

Обучающие : обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях . Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивающие : развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающие : воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал : шляпа, конверты, схемы прав , макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, русских народных сказок

Беседы по теме «Права ребёнка » рассматривание иллюстраций к литературным произведениям

Разучивание пословиц

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Вызов врача»

Игры «Я помогаю маме» , «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями) .

– Ребята, к нам пришло много конвертов от людей, которых интересует тема «Права ребёнка » . Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию . И мы с вами будем рассказывать о правах , зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами . Согласны? Начнём.

Основная часть.

Конверт 1-й

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём . Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме ?

– Что означает, иметь право на имя ?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Иг. «Шляпа знакомств» .

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя .

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места . (Дети садятся за столы) .

конверт 2-й

– А следующий конверт откроет (имя….)

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме ?

– Верно, право на семью . Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша бабушке?

– Кто Маша дедушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья….»

Ребус «Семья или 7Я» .

– Ребята, а здесь ещё одно задание : нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

Правильно , это слово семья.

Конверт 3-й

А здесь у нас загадка, послушайте.

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый (дом)

– О каком праве пойдёт речь ?

Иг. «Собери разрезные картинки» .

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка, Рукавичка) .

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

Конверт 4-й

– А мы продолжаем нашу консультацию . …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование ) .

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование ?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

Физминутка.

Конверт 5-й

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед . обслуживание)

– Послушайте Корнея Чуковского сказка «Айболит»

– Почему у бегемотиков заболели животики?

– Чем опасно играть на трамвайных путях?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи» .

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих) .

– Кто из вас будет больным?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь : сообщаем, что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (и т. д.) .

Конверт 6-й

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь диск с музыкой, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях ?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

Конверт 7-й

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права , а что у него ещё есть?» (Обязанности) .

Правильно , ведь права и обязанности живут рядом.

Иг. «Собери ножки сороконожке»

– Возьмите по ножке, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем ножку к сороконожке.

– Посмотрите, что случилась с сороконожкой? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права , но и обязанности.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны ? (конвенция о правах ребенка ) .

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришел конверт)

– Ребята, ещё один конверт пришел адрес детского сады в группу «Радуга» Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором удостоверения юного консультанта . Награждает каждого ребёнка).

Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям - большие права»

Наталья Володина
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «
Маленьким детям - большие права »

Цель : Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной
культуры обучающихся
дошкольников.

Задачи: Образовательные :

    Обобщить начальные правовые знания у детей .

    Воспитывать правовую грамотность

    Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей

    Активизировать словарь по теме.

Развивающие :

    Развивать коммуникативные навыки.

    развивать правовое мировоззрение ; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей

    Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Воспитательные :

    Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, ф ормировать уважительное отношение друг к другу .

    Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Оборудование : слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), сладкие угощения (в качестве сокровища).

П редполагаемый результат:

Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей;

Владеет терминологией по правовому воспитанию;

Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы;

У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше;

Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;

Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;

Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Содержание организованной деятельности .

Зал красиво украшен, на стенах висят шары, плакаты с рисунками ребят, где изображены права детей

Организационный момент :

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

(слайд 1)

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(слайд №2)

- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы :

На что имеют право и на что не имеют ?

Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека » , в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

(слайд №3)

А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка ».

Чтобы стать полноправным членом общества , нужно знать свои права .

Теперь рассмотрим, какие есть у вас права .

-А для этого мы отправимся в путешествие!

Давайте поделимся на две команды и попробуем посоревноваться в наших знаниях о правах ребёнка. За каждый правильный ответ командам будет вручаться часть «Ключа» (разрезная картинка, изображающая место расположения спрятанного сокровища). В конце путешествия мы соберём картинку воедино и нас ожидает сюрприз!

Теперь выберем капитана и дадим название командам (предложить названия: 1-« », 2-« »).

Ребята, смотрите что я нашла сегодня в почтовом ящике! Теперь у нас есть маршрутный лист! (вручить каждой команде карту, в которой отражены пункты назначения).

Все готовы к приключениям?

Дети: -«Да!»).

Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!

1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие»

Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?

Верно, ребята! Важнейшее право , которое имеют все дети на планете - право на жизнь и здоровое развитие .

2. Остров: «Право на имя и гражданство»

А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)

Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»

Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!

Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети : Благодаря родителям.

- Правильно !

Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.

На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).

Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети : Паспорт.

-Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя .

А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.

Ответы детей.

Смотрим на нашу карту и плывём к следующему острову!

    Остров: « Право на семью,

любовь и понимание со стороны родителей, семьи»

Команды, что вы видите на этом острове (семейная фотография) ?

Ответы детей.

А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети : с мамой, с папой.

Да, с родителями;

А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?

Дети : Семья.

в книге прав ребенка записано , что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!

    Остров: « Право на дом»

Команды, что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)?

Ответы детей.

- У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Люди даже сочинили пословицы о доме:

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

Да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

(слайд №6)

Ребята, из какой сказки эти герои?

(ответы детей) .

Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав .

Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права .

Ребята, давайте немного отдохнём.

Встаем все рассыпную.

Физкультминутка:

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Смотрим в нашу карту. Плывём дальше?

5.Остров: «Право на образование (обучение)»

Команды, посмотрите, что вы видите на этом острове (книга)?

Ответы детей

Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право , на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.

Кто знает как называется наша страна?

Ответы детей.

А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?

Ответы детей (с помощью воспитателя).

Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше! Что нам говорит наша карта?

6.Остров: « Право

Команды, что же мы видим на этом острове?

(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)

Ответы детей

Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения» .

Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. (Три поросенка, Золушка) .

Что хотел сделать волк с поросятами?

Как обижали Золушку?

Ответы детей

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

Почему?

(ответы детей)

Плывём к следующему острову!

7. Остров: « право на бесплатную медицинскую помощь»

Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?

Ответы детей

В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

(слайд с изображением доктора Айболита)

Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой

(ответы) .

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?

(ответы) .

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью : одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)

Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

8.Остров № “Права сказочных героев”.

Я совсем запуталась, ребята…Команды, давайте попробуем разобраться вместе:


Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на дом, на неприкосновенность жилища?

(слайд с иллюстрацией к сказке“Ледяная избушка”).


В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право на бесплатную медицинскую помощь? (слайд с иллюстрацией из произведения К.И.Чуковского“Айболит”).


В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Слайд с изображением Буратино, продающего азбуку)

Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование

Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права

Верно, каждый ребёнок имеет право на дом, на семью.

В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)

9.Остров: «Волшебный сундучок»

Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!

Давайте вместе поиграем с ним!

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1).

Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).

Игрушечная семейка (мама и ребёнок) - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Остров № 10: "Музыкальный"

Ещё потренируемся, ребятки? Капитан какой команды вперёд отгадает о каких правах говорится в наших любимых песенках, той команде и достанется последняя часть элемента заветного ключа

Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают о каких правах говорится в песне.

    "Песенка мамонтенка" (право ребенка не разлучаться с матерью);

    "Чунга-чанга" (право на отдых);

    "Учат в школе" (Право на образование);

    "Песенка львенка и черепахи" (Право на отдых);

    "Танец маленьких утят" (Право на досуг)

Остров № 11 «Таинственный»

Ой, ребята. Смотрите! Ещё один ребус для нас! Попробуем разобраться?

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека (подобрать парные картинки и таблички с помощью воспитателя):

Что я делал(а) сегодня? Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)

1. Ночью спал (+картинка со спящим малышом);

2. Завтракал, обедал (+ картинка завтрака, обеда в детском саду, дома);

3. Смотрел телевизор (+картинка с изображением телевизора);

4. Читал книгу (+ картинка книги, читающего ребёнка);

Таблички:

1.Право на образование

2.Право на отдых и здоровье

3.Право на здоровье

4.Право на доступ к информации и СМИ

Ребята, теперь у нас ключ! Давайте посмотрим что у нас получилось?

Собирается пазл.

Команды находят свои сокровища.

Итог занятия :

Воспитатель : Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали ? (ответы) .

Вывод : Каждый человек имеет не только права , но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

СПАСИБО, РЕБЯТА!!!