Фкз о гражданстве рф. Законодательная база российской федерации. Защита россиян, находящихся за пределами родной страны

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст. 1828, 1829; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3363; N 42, ст. 5615) следующие изменения:

1) пункты "е" - "и" части второй статьи 14 изложить в следующей редакции:

"е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.";

2) в статье 30:

а) пункт "в" дополнить словом ", организациях";

б) дополнить пунктом "в 1 " следующего содержания:

"в 1) запрашивают и получают для проверки фактов, указанных в пунктах "е" - "и" части второй статьи 14 настоящего Федерального закона, соответствующие сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Пенсионном фонде Российской Федерации, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.

Поделится в соц. сетях:

Оформление гражданства Российской Федерации – цель многих жителей бывших советских республик и не только. В силу экономического, политического и социального кризиса в соседних странах желающих поселиться в Российской Федерации и жить здесь постоянно становится все больше. С чего им начать столь радикальные перемены в своей жизни? Безусловно, с изучения российского законодательства – претендент на гражданство должен иметь достаточный уровень его знания.

Нормативно-правовой акт, с которым стоит ознакомиться будущему мигранту, – Закон о гражданстве Российской Федерации (№62-ФЗ). Он поможет понять, насколько вы вправе рассчитывать на статус гражданина, и определиться с порядком оформления гражданства Российский Федерации.

Действующий Закон о гражданстве был принят 31.05.2002, а 31.12.2014 в этот юридический документ были внесены важные изменения. 22 апреля 2016 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон №124-ФЗ, которым Закон о гражданстве был изменен в ст. 14 и 30. Спустя девяносто дней после принятия закона изменения считаются вступившими в силу.

Как именно это повлияет на оформление гражданства Российской Федерации? Расширился перечень оснований для получения статуса гражданина РФ в упрощенном порядке. Существенно упростилась процедура принятия российского гражданства для получивших профессиональное образование в России лиц. Чтобы оформить гражданство Российской Федерации, бывший студент должен:

  • предъявить диплом, выданный не ранее 01.07.2002;
  • проработать не менее трех лет до момента написания им заявления о предоставлении российского гражданства;
  • иметь перечисленный на его имя работодателем взнос в Пенсионный фонд РФ.

Внимание

Рассчитывать на получение гражданства после обучения в российском вузе могут лишь те, кто проходил подготовку по аккредитованным государством образовательным программам. Если вы были студентом частного российского вуза, обязательно уточните этот момент перед обращением в консульство или отделение ФМС.

Статус гражданина Российской Федерации для физлица-предпринимателя

Порядок получения статуса гражданина Российской Федерации был установлен и для субъектов предпринимательской деятельности. Как гласит измененный пункт ж статьи 14 упомянутого выше Закона Российской Федерации о гражданстве, получить статус гражданина может индивидуальный предприниматель со стажем работы в РФ не менее трех лет. Для этого ему необходимо:

  • заниматься установленным Правительством видом экономической деятельности;
  • вести предпринимательскую деятельность непрерывно на протяжении трех лет, предшествующих подаче заявления о гражданстве Российской Федерации;
  • исправно платить налоги и сборы в сумме не менее одного миллиона рублей за календарный год. Учитываются и страховые взносы в Пенсионный фонд.

ЭТО ВАЖНО. К налогам и сборам, уплата которых обязательна для получения гражданства по российскому законодательству, не относятся транспортный и земельный налоги, государственная пошлина, налог на имущество физического лица.

Что говорит закон о получении статуса гражданина инвесторами

Изменения в регулирующем порядок получения гражданства законе выгодны и тем, кто не первый год инвестирует деньги в российскую промышленность. Инвестор вполне может стать гражданином Российской Федерации, если:

  • предприятие, в которое он инвестировал средства, занимается установленным Правительством видом экономической деятельности;
  • личная инвестиционная деятельность длится три года и более, не прерываясь;
  • доля вклада составляет не менее 10% уставного капитала предприятия, внесенного в Единый государственный реестр РФ;
  • сумма уплаченных предприятием налогов и сборов – 6 миллионов рублей и более ежегодно.

Перечисленные выше пункты относятся к инвесторам только тех российских предприятий, размер складочного или уставного капитала которых – свыше 100 миллионов рублей.

Гражданство Российской Федерации для трудовых мигрантов

Что говорит новопринятый закон о статусе гражданина для работающих на территории РФ иностранцев? Иностранец должен работать легально по профессии из правительственного перечня не менее трех лет до даты регистрации заявления о гражданстве. Исключение составляют приглашенные в РФ высококвалифицированные специалисты, которые становятся ее гражданами в упрощенном порядке.

Что это значит? Предварительно следует получить вид на жительство (для высококвалифицированных специалистов он оформляется без обязательного разрешения на временное проживание). При заполнении бланка заявления на гражданство специалист высокой квалификации указывает реквизиты документального разрешения на работу. После этого гражданство РФ предоставляется ему и членам его семьи.

По такой же процедуре российским гражданином может стать специалист высокой квалификации без гражданства, если его профессия входит в утвержденный приказом Министерства труда РФ от 13.07.2015 №446Н перечень. На сегодняшний день этот список включает в себя семьдесят четыре специальности, должности и профессии.

Изменения в пунктах о полномочиях ФМС

Законодательные изменения этого года коснулись и полномочий федеральных органов, в обязанности которых входят контроль и надзор за процессом миграции. Прежде всего, это региональные отделения ФМС РФ.

Согласно измененному пункту в ст. 30 названного выше нормативно-правового акта, запрос на проверку изложенных в заявлении фактов может подаваться не только в государственные органы, но и в организации.

Если вы указали определенный период обучения в российском вузе, что является основанием для получения гражданства в упрощенном порядке, это могут проверить через тот же вуз. Но обычно сомнения у сотрудников ВМС возникают только в случае спорных моментов с документацией. Позаботившись о ее безукоризненном оформлении, вы тем самым избавите их от необходимости что-либо уточнять у государственной организации.

Теперь ФМС вправе получить от государственного органа или организации любую информацию, даже ту, которая является налоговой тайной. Справки о ваших взносах могут наводиться в Пенсионном фонде или у ведущего реестра владельцев ценных бумаг. Такой подход располагает к прозрачным и партнерским отношениям с государством, гражданство которого иностранец планирует оформить в будущем.

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

Законопроект, упрощающий получение гражданства, принят и вступил в действие.

Упрощенный закон о гражданстве в 2019 году касается носителей русского языка, то есть иностранцев, постоянно проживающих или проживавших на территории РФ, РСФСР или Российской империи или если их родственники по прямой восходящей линии (родители, прародители) постоянно проживают или проживали на указанной территории.

Новый закон о гражданстве РФ позволяет сократить сроки получения гражданства РФ, однако существует очередь на получение сертификата носителя русского языка.

Регламенты по новому закону о гражданстве РФ утверждены, в том числе по выходу из имеющегося гражданства.

C 1 сентября 2019 года выход из гражданства Украины может быть оформлен нотариально, что значительно облегчает получения гражданства РФ по программе носителей русского языка.

Выдержки из Федерального закона №62-ФЗ «О Гражданстве Российской Федерации»

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

  1. По рождению;
  2. В результате приема в гражданство Российской Федерации;
  3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  4. По иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

  1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
    • оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
    • один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
    • один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
    • оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
  2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
    • проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
    • обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
    • имеют законный источник средств к существованию;
    • обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
    • владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
  2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
    • рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
    • состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
    • наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
    • наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
    • предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
    • признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
  3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
    • имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
    • имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
  2. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
    • ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
    • ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;
    • ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.