территорий. Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий Состав и правовой режим природно-заповедного фонда

В условиях переходного периода к рыночной экономике важное значение имеет правовое обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Это предполагает, прежде всего, совершенствование всей системы правовых экологических требований, с точки зрения их полноты и достаточности для решения экологических задач, соответствия условиям переходного периода к рыночной экономике. Эколого-правовые требования к сфере хозяйственной деятельности сформулированы в федеральном и региональном экологическом законодательстве. По своему содержанию они весьма многочисленны. Поэтому для анализа этих требований необходимо их определенным образом сгруппировать. С позиций системного подхода эколого-правовые требования в рассматриваемой области в зависимости от содержания и целевой направленности можно подразделить на два вида. Это эколого-правовые требования, сформулированные в действующем законодательстве: а) применительно к хозяйственной деятельности в целом, которые распространяются на все субъекты и стадии хозяйственной деятельности. Эколого-правовые требования содержатся, прежде всего, в статьях Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, закрепляющих принципы, нормативы, приоритеты, правила охраны окружающей среды и природопользования; б) касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. В частности, при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий. Они включают конкретные эколого-правовые требования, конкретизирующие общие правовые экологические требования, адресованные отдельным стадиям хозяйственной деятельности с учетом специфики их экологических задач. При этом правовые экологические требования в рассматриваемой области должны вытекать из целей и задач охраны окружающей среды на отдельных стадиях хозяйственной деятельности и включать: – обеспечение сохранения природной среды, а также недопущение ухудшения ее качества; – недопущение ухудшения состояния отдельных природных объектов; – недопущение ухудшения состояния и обеспечение функционирования особо охраняемых природных комплексов; – недопущение отрицательного влияния производственных предприятий на здоровье населения. Кроме того, эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности, можно классифицировать с учетом: а) комплексного характера охраны природной среды; б) особенностей рационального использования и охраны отдельных природных объектов. Рассмотрим эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. Во-первых, при размещении предприятий и производственных объектов в соответствии с Законом об охране окружающей среды, необходимо обеспечить, в частности: – выполнение природоохранных требований; – восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экологической безопасности с учетом ближайших (отдаленных) экологических, экономических, иных последствий их эксплуатации; – приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия; – соблюдение правовых экологических требований при выборе места строительства объекта; – принятие решения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; – учет результатов референдумов, который затрагивает законные интересы граждан; – выполнение санитарных правил и установление их санитарно-защитных зон при размещении объектов. В федеральном природоресурсном законодательстве предусматриваются дополнительные правовые экологические требования в рассматриваемой сфере. К их числу относятся, в частности: – обеспечение сохранения среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 ФЗ о животном мире); – соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, учета фонового уровня, прогноза изменения его качества (ст. 16 ФЗ об охране атмосферного воздуха); – учет влияния объекта на состояние вод и природную среду, согласование места строительства предприятий и объектов с органами управления использованием и охраной водного фонда, охраны окружающей среды, использованием и охраной природных ресурсов, органом санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 105 Водного кодекса РФ); – согласование размещения и определения места строительства производственного предприятия и объекта с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, проведение государственной экологической экспертизы проекта (ст. 65 Лесного кодекса РФ). К сожалению, анализ правовых требований по охране отдельных природных объектов при размещении предприятий и производственных объектов показывает, что рассматриваемые правовые требования пока не согласуются между собой, а также и с общими эколого-правовыми требованиями. Во-вторых, эколого-правовые требования при проектировании предприятий и объектов сформулированы в: а) федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2. К их числу относятся, в частности, следующие правовые экологические требования: – обеспечение учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природную среду; – проведение мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды; – запрещение изменения стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из них природоохранных мер; – соблюдение санитарных правил; б) законодательных и иных нормативных правовых актах федерального природоресурсного законодательства. К ним относятся следующие правовые требования, в частности: – обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, уменьшения выбросов вредных веществ, их обезвреживания (Закон об охране атмосферного воздуха); – сохранение среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (Закон об охране животного мира); – учет влияния объектов на состояние вод и природную среду и создание замкнутых систем технического водоснабжения; – проектирование прямоточных систем при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и экологической экспертизы (Водный кодекс РФ). Правовые требования по охране отдельных объектов при проектировании предприятий и производственных объектов также не согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями. В-третьих, экологические требования при строительстве (реконструкции) предприятий и объектов содержатся в: а) Законе об охране окружающей среды. Правовые экологические требования включают, в частности: – соблюдение природоохранных, санитарных и строительных требований; – выполнение мер по охране и восстановлению окружающей среды, рекультивации земель и благоустройству территорий; – недопущение осуществления строительства (реконструкции) объектов до утверждения проектов и отвода земель или с нарушением проектов, или по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу; – недопущение изменения утвержденных проектов в ущерб правовым экологическим требованиям; б) федеральном природоресурсном законодательстве. Сюда относятся следующие правовые требования: – обеспечение учета влияния объекта на состояние вод и природную среду, создание замкнутых систем технического водоснабжения (ст. 105 Водного кодекса РФ); – сохранение среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 Закона о животном мире); – соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха; запрещение строительства предприятий и объектов, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя, ухудшению здоровья людей, природной среды, уничтожению генетического фонда растений и животных, негативному воздействию на земли, леса, недра, воды или весь природный комплекс (Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха»3). Правовые требования по охране отдельных объектов при строительстве предприятий и объектов также не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями. В-четвертых, правовые экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий и объектов содержатся в: а) Законе об охране окружающей среды. Экологические требования включают, в частности: – выполнение в полном объеме правовых экологических требований, предусмотренных проектами; – запрещение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, техническими средствами и технологиями, обеспечивающими выполнение правовых экологических требований; – запрещение ввода предприятий и объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране и восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий; – руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию производственных предприятий, объектов несут ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям экологического законодательства; б) федеральном природоресурсном законодательстве. Экологические требования, в частности, включают: – обеспечение учета влияние предприятия и производственного объекта на состояние вод и природную среду; запрещение ввода в эксплуатацию предприятий и объектов без установления зон санитарной охраны и пунктов наблюдения за состоянием вод, не оборудованных сооружениями по учету забираемых и сбрасываемых вод и их очистке; ввод водозаборных и сбросовых сооружений без рыбозащитных устройства (ст. 105 Водного кодекса РФ); – запрещение превышения нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух (Закон об охране атмосферного воздуха); в) законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. К числу правовых требований относятся, в частности: – недопущение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов в заповедниках; – ввод объектов в пределах заказников, национальных и природных парков, противоречащих их целям и задачам и могущих причинить вред природной среде. Таким образом, изучение и анализ системы эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных объектов, показывает, что в действующием экологическом и природоресурсном законодательстве предусматриваются гарантии эффективного функционирования будущего предприятия с точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В то же время следует отметить, что правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями. Все это не может не сказаться на природоохранительной деятельности производственных предприятий и объектов при его эксплуатации. В связи с этим действующее в настоящее время федеральное и региональное экологическое и природоресурсное законодательство нуждается в необходимых изменениях и дополнениях: Во-первых, в Законе об охране окружающей среды целесообразно предусмотреть специальную статью о правовых экологических требованиях в природопользовании. В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации. Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов. В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер. Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий. статью о правовых экологических требованиях в природопользовании. В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации. Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов. В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер. Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий.

Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимает природно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) - заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы.

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники - первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Закона об особо охраняемые природных территориях принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в "этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 вышеназванного Закона). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников запрещается также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • · сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • · поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • · предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • · осуществление экологического мониторинга;
  • · выполнение научно-исследовательских задач;
  • · ведение эколого-просветительской работы;
  • · осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Национальные парки в России, в отличие от США, -- относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 25 лет. Первые национальные природные парки в России -- «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) -- были созданы лишь в 1983 г. В США национальные парки начали создаваться в XIX в.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

  • · заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • · особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
  • · познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
  • · рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • · охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
  • · обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • · хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы особой охраны и использования. Исходя из этого, на территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

При этом государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территории государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

Под угрозой применения установленных законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заповедников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

Территории, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения. Они учреждаются решениями Правительства

России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством России. На территории, на которой находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.

Заповедание – это процесс установления особого режима природопользования и охраны ОС для территорий, имеющих особое научное природоохранное, культурное и другое ценное для человечества значения.

Природно – заповедный фонд РФ – это совокупность различных видов ООПТ РФ, имеющих особое природоохранное, научное, историческое, культурное и иное ценное значения.

В России: слово «заповедник» в современном его толковании появилось впервые в словарях русского языка лишь в 20 в.; первое документальное упоминание о частично охраняемой природной территории относится 11-12 вв., охотничьи заказники с XVI в.; в XVI в. объявляются заповедными засеки- леса военно-оборонного значения; в XVII в. создается заказник для охраны соколов-кречетов на Семи островах в Баренцевом море.

Россия долгое время отставала от передовых индустриаль­ных стран Европы и Америки в организации охраны природы.

Первым официально учрежденным заповедником России считается Баргузинский (1916 г.)

Правовая регламентация режима природных особо охраняемых территорий (природно-заповедного фонда) осуществляется в следующим нормативных актах: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995г., ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995г., Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия (подписана в Париже в 1972г., ратифицирована СССР в 1988г.)

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» 1996г.

Особые формы охраняемых территорий – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, в отношении которых установлен режим особой охраны (абз.1 преамбулы ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Категории особо охраняемых природных территорий (выделяются с учетом особенностей правового режима, статуса находящихся на их территории природоохранных учреждений) – п.1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:



Государственные природные заповедники.

Национальные парки.

Природные парки.

Государственные природные заказники.

Памятники природы.

Дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по подчиненности:

Федеральные – исключительно в федеральном подчинении могут находиться государственные природные заповедники и национальные парки.

Региональные – исключительно в региональном подчинении могут находиться природные парки.

Местные – в местном подчинении могут находиться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по режиму охраны:

Режим абсолютной охраны (государственные природные заповедники, памятники природы) – полностью запрещаются хозяйственная, рекреационная деятельность, организация охотничьего хозяйства, допускаются лишь научно-исследовательская деятельность и природоохранные мероприятия.

Режим относительной заповедной охраны (государственные природные заказники) - допускается частичная эксплуатация.

Смешанные режимы.

Виды особо охраняемых природных территорий с точки зрения Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия: Объекты культурного наследия, Объекты природного наследия, Объекты культурно-природного наследия.



Виды государственных природных заповедников:

Ландшафтные, комплексные.

Биологические.

Палеонтологические.

Геологические.

Гидрологические.

Заповедники - это участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования. Обычно в пределах заповедников сохраняется в естественном виде весь природный комплекс. Чаще всего под заповедную охрану выделяются местности, наиболее характерные для определенных типов ландшафтов, географических зон, стран и областей (географических). Заповедный режим устанавливается также для редких и уникальных природных комплексов, которые имеют научное, эстетическое, оздоровительное, рекреационное и образовательное значение. В ряде случаев заповедуются территории, на которых имеются отдельные природные объекты (растения, животные, формы рельефа, минералы и т. д.), представляющие большую научную ценность.

Резерваты (природные) - относят территории с наиболее строгим режимом охраны. Обычно природные резер­ваты составляют самую ценную часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков, заказни­ков. Природные резерваты имеют абсолютно заповедный ре­жим охраны. На их территории запрещены не только ка­кая-либо хозяйственная деятельность, но также посещения туристами и экскурсантами.

Государственные природные заказники – единственный вид особо охраняемых природных территорий, в котором, помимо охраны природных ресурсов, осуществляется ограниченная хозяйственная эксплуатация отдельных природных ресурсов.

Заказники - охраняется часть компонентов природных комплексов, при этом допускается хозяйственное использова­ние ряда природных ресурсов. Наиболее широко распростра­нены охотничьи заказники. В охотничьих заказниках на оп­ределенный срок заповедуется фауна, но разрешается заготов­ка древесины, сбор грибов и ягод и т. д.

Заказники бывают постоянными и временными. Времен­ные заказники чаще всего создаются в охотничьих хозяйствах на срок восстановления того или иного промыслового вида жи­вотных. После восстановления оптимальной численности ох­раняемых видов заповедный режим отменяется и заказник снова превращается в охотничье угодье.

Национальные парки - охраняются мало измененные де­ятельностью человека живописные ландшафты с богатой фау­ной и флорой, где охрана природы соче­тается с организацией отдыха населения и массовым туриз­мом. Как правило, это обширные территории, где природные ресурсы изымаются из промышленного и сельскохозяйствен­ного использования. В национальных парках посетителям предлагают самые разнообразные виды обслуживания, что обеспечивает высокую финансовую рентабельность этих охра­няемых территорий Обычно на территории национальных парков выделя­ют несколько функциональных зон. В их число входит запо­ведная зона, где особо строго осуществляются природоохранные меры и куда не допускаются посетители. В пределах рек­реационной зоны находятся территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты, рыболовства

Основное назначение национальных парков – научно-исследовательская деятельность. Национальный парк выступает с правовой точки зрения в двух ипостасях: как государственный орган и как юридическое лицо. В соответствии с Лесным кодексом РФ, национальные парки, наравне с лесхозами, являются органами управления лесным хозяйством, кроме того, дирекции национальных парков наделены правом выдачи лицензий на организацию туристической деятельности на территории парков. Кроме того, дирекция национального парка осуществляет предоставление в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.

В национальных парках выделяются следующие зоны:

1. Заповедная зона (в ней, как и в государственном природном заповеднике, запрещается любая хозяйственная или рекреационная деятельность).

2. Особо охраняемая зона (допускается только строго регулируемое посещение).

3. Зона познавательного туризма.

4. Рекреационная зона (предназначена для активного отдыха).

5. Зона хозяйственного назначения (с ограничениями, как и в государственном природном заказнике).

Памятники природы – это взятые под охрану отдельные объекты природы - редкие валуны, геологические обнажения, своеобразные выветривания горных пород, уни­кальные формы рельефа, редкие деревья и растения, источни­ки, водопады и т.д.

Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении, нуждающиеся в особой охране государством, не находящиеся на территории других особо охраняемых природных территорий (например, участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, имеющие научную ценность, местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов, природные гидроминеральные комплексы, деревья-долгожители, растения причудливых форм, гейзеры, родники, водопады, утесы, останцы, проявления карста, вулканы, валуны, истоки рек, гроты и пр.). Памятники природы, как и государственные природные заповедники, находятся в режиме абсолютной охраны.

Пр. ледяная Кунгурская пещера на Урале, 600-700-летние дубы в усадьбе Коломенское в Москве, 450-летние вязы в Горках Ленинских вблизи Москвы).

В ряде случаев под специальную охрану берутся объекты природы, связанные с какими-либо историческими событиями, с жизнью выдающихся людей. Так, в Звенигороде, где в земской больнице работал А. П. Чехов, охраняется липа, под которой он любил отдыхать.

Дендрологические парки и ботанические сады могут находиться как в федеральном, так и в региональном подчинении. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности, любая иная деятельность на их территории запрещена.

Функциональные зоны дендрологических парков и ботанических садов:

Экспозиционная (порядок посещения определяется дирекцией).

Научно-экспериментальная (для служебного использования).

Административная.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий :

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов РФ);

– государственные природные заповедники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий . Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит новое обобщающее понятие – «природно-заповедный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющий особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.