Поощрительные компенсационные. Стимулирующие и компенсационные выплаты в новых системах оплаты труда

Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях

Утвердить:

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1;

Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 2.

Министр Т.ГОЛИКОВА

Приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 822

Перечень видов выплат компенсационного характера

в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Приложение № 2 к Приказу

Министерства здравоохранения

и социального развития РФ

Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

2. Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3, № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27 (ч. I),

ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 27, № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 34, № 17, ст. 1930, № 30, ст. 3808, № 41, ст. 4844, № 43,

ст. 5084, № 49, ст. 6070).

4. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

6. Помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, согласно приложению № 1.

7. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Зарегистрировано в Минюсте РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4893) приказываю:

Утвердить:

Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1;

Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 2.

Министр Т.ГОЛИКОВА

Приложение № 1

Перечень видов выплат стимулирующего характера

в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы.

Приложение № 2

Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

1. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1 в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

2. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

(доплаты и надбавки) и льготы.

Тарифные ставки и должностные оклады, используемые организациями, не могут учитывать напряженность труда каждого работника, его производственный опыт, профессиональное мастерство и другие факторы. Роль сглаживания этих отличий выполняют доплаты и надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам.

Надбавки относятся к выплатам стимулирующего характера . Они, как правило, не связаны с возложением на работников дополнительных трудовых обязанностей:

Надбавка за выслугу лет;

Надбавки за классность;

Надбавки за специальное звание;

Надбавки за допуск к государственной тайне;

Доплата за ученые степени;

Доплаты за знание иностранного языка;

Доплаты за руководство бригадой.

Доплаты представляют собой выплаты компенсирующего характера. Они связаны с режимом работы и условиями труда:

Доплата за вре дные и особо вредные условия труда;

Доплаты за работу в ночное время,

Доплата за сверхурочные работы и др.

Размеры доплат и надбавок устанавливаются положениями, принимаемыми в организации администрацией с участием представителей трудового коллектива или профсоюзов. Их размер не может быть ниже установленных законодательством.

К материальной немонетарной системе вознаграждения также относятся все льготы и привелегии (BENEFITS), предоставляемые организацией сотрудникам.

Льготы оказывают существенное влияние на привлечение и удержание персонала, в особенности если они определены на предприятии с учетом потребностей сотрудников и анализа льгот, предоставляемых компаниями-конкурентами.

Существует несколько подходов к формированию системы льгот на предприятиях:

1. Количество и характер льгот устанавливаются в зависимости от заслуг работника: чем выше его должность и продолжительнее стаж работы, тем большим количеством разнообразных льгот он пользуется. Работники компании делятся на категории, за которыми закрепляется определенный пакет льгот.

2. Льготы, которые входят в социальный пакет, ранжируются, то есть разделяются на основные и дополнительные. При этом основные льготы предоставляются всем сотрудникам, а дополнительными могут пользоваться лишь некоторые категории сотрудников, топ-менеджеры или сотрудники, проработавшие в компании более пяти лет.

3. Разрабатываются в соответствии с иерархией компании:

1 пакет - для рабочих;

2 пакет - для линейных руководителей;

3 пакет - для руководителей среднего звена;

4 пакет - для топ-менеджеров.

4. Разрабатываются в соответствии с системой грейдов - чем выше грейд, тем больше набор льгот.

5. Разрабатываются по принципу «кафетерия». В конце года кадровая служба определяет потребности сотрудников в льготах путем анкетирования. По результатам, льготы ранжируются и формируется «кафе» (3 пакета льгот на одинаковую сумму, но с разными наполнениями). Каждый сотрудник выбирает тот пакет, который больше всего ему подходит.

6. Разрабатываются по принцип шведского стола. Исходя из анкетирования, выбираются льготы, которые пользуются наибольшим спросом. Работник самостоятельно в пределах установленной суммы выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году.

7. Монитаризация льгот (замена части льгот денежной компенсацией).

При реализации 5 и 6 принципов удовлетворенность персонала от нематериального стимулирования будет значительно выше, нежели при навязанном сверху перечне льгот и привилегий.

Удовлетворяются различные потребности сотрудников и увеличивается воспринимаемая ими ценность компенсационного пакета.

Налогообложение стимулирующих выплат,

компенсаций и поощрений в нематериальной форме

(из архива статей БиНО за апрель 2008 года)

Е.В. Виговский,
советник налоговой службы III ранга,
И.В. Алексеева,

специалист Департамента консультационных услуг
государственному сектору Компании ФБК

Предоставление работникам разного рода компенсаций и поощрений, выплат социального характера является одной из форм стимулирования труда.
В некоторых случаях компенсации (гарантии) предусмотрены Трудовым кодексом РФ и рассчитываются исходя из установленных законом норм. Иногда работодатель полагает, что компенсация, рассчитанная по установленным нормативам, является недостаточной, и устанавливает нормы внутри организации, закрепляя их локальными актами. Также правовыми актами может предусматриваться премирование работников, например, за выполнение особо важных и сложных заданий.
На практике встречается множество вариантов стимулирующих, компенсационных и социальных выплат. Это могут быть премии и надбавки, оплата питания и обучения сотрудников, компенсации за проезд и пользование личным имуществом, оплата стоимости жилья и разговоров по мобильным телефонам, а также многое другое.
Руководители учреждений, предоставляя сотрудникам поощрения различного рода, компенсации и социальные выплаты, сталкиваются с трудными вопросами их налогообложения. К сожалению, нормативно-правовые акты Минфина России и ФНС России, а также судебно-арбитражная практика не всегда однозначно трактуют эти вопросы.
Попробуем разобраться, какие налоги необходимо начислять в случае предоставления работникам поощрений, компенсаций и социальных выплат различного характера.


Стимулирующие выплаты


В статье 191 ТК РФ перечислены следующие виды стимулирующих поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности: благодарность, премия, награждение ценным подарком, выдача Почетной грамоты, представление к званию «Лучший по профессии». Другие виды поощрений работников за добросовестный труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также другими локальными актами. Системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях устанавливаются в соответствии с Едиными рекомендациями, которые ежегодно утверждаются решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Единые рекомендации). На 2008 г. такие рекомендации утверждены 29 декабря 2007 г.
Согласно Единым рекомендациям условия оплаты труда (в том числе тарифные ставки и оклады, должностные оклады, ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Перечню видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818 (далее - Приказ № 818) в федеральных бюджетных учреждениях к таким выплатам относятся следующие выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно разъяснениям о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, приведенным в данном приказе, указанные выплаты, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с утвержденным перечнем видов выплат. Все стимулирующие выплаты производятся в пределах фонда оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Премии

Премия является стимулирующей денежной выплатой, которая дополняет основной заработок.
Согласно статье 135 ТК РФ премирование работников может быть предусмотрено локальным актом - Положением о премировании. В данном Положении должна быть раскрыта следующая информация:
- условия премирования;
- источники премирования;
- шкала и размеры премирования;
- показатели премирования;
- информация о сотрудниках, которые могут быть премированы.
Решение о разовых поощрительных премиях принимает руководство организации учреждения.
Как было отмечено выше, согласно Приказу № 818 премии могут быть начислены за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в пределах фонда оплаты труда. Кроме того, учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может направлять полученные от осуществления указанной деятельности средства на премирование работников. Также на премирование могут быть направлены средства, остающиеся в распоряжении учреждения после уплаты налога на прибыль организаций. Однако при этом необходимо учитывать положения приказов и распоряжений главных распорядителей средств бюджета, регулирующих порядок составления смет по приносящей доход деятельности. Например, приказом Минсельхоза России от 23 января 2008 г. № 10 «Об утверждении Порядка составления смет по приносящей доход деятельности» установлено, что затраты учреждения должны в первую очередь направляться на оплату коммунальных услуг, погашение кредиторской задолженности прошлых лет и текущего финансового года, а также на развитие материально-технической базы. Денежные средства на выплату надбавок к заработной плате, премии и другие денежные выплаты работникам стимулирующего характера направляются только при отсутствии просроченной задолженности по договорам. Премии могут выплачиваться по результатам основной осуществляемой учреждением деятельности. Также работники могут быть премированы за выполнение работ, несвязанных с их должностными обязанностями.
Эти два варианта подразумевают различное налогообложение. Кроме того, отличается налогообложение премий, выплаченных из прибыли, остающейся в распоряжении учреждения после уплаты налога на прибыль организаций.
1. Премии, начисленные по результатам основной или приносящей доход деятельности, выплачиваемые соответственно за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности, включают в расходы по основным видам деятельности или по приносящей доход деятельности. Начисление таких премий производится так же, как и начисление заработной платы. Точно так же они облагаются и налогами, а именно НДФЛ, ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве. Данные премии включают в состав расходов на оплату труда и учитывают при расчете налога на прибыль на основании статьи 255 НК РФ.
2. В состав прочих расходов включают премии, выплаченные работникам в связи с непроизводственными результатами трудовой деятельности. Например, за организацию разного рода мероприятий, не связанных с основной деятельностью (выставок, показов и пр.). На суммы таких премий нужно начислить только НДФЛ и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Данный вид премий не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, а следовательно, ЕСН такие выплаты не облагаются.
3. Премии из прибыли, остающейся в распоряжении учреждения после уплаты налога на прибыль организаций, выплачиваются на основании решения руководителя в соответствии с Положением о премировании работников. На них необходимо начислить следующие налоги: налог на доходы физических лиц и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Единый социальный налог на эти премии начислять не нужно, так как они не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. Эта норма закреплена пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ.

Надбавки

Помимо заработной платы руководство организации может выплачивать работникам надбавки различного характера. При этом надбавки за работу вахтовым методом и в условиях Крайнего Севера установлены законодательством и выплачиваются в обязательном порядке. Кроме того, работодатель может установить и другие надбавки, например связанные с особыми условиями труда (за разъездной характер работы) или с выслугой лет (за работу в организации долгое время). При этом руководители учреждений должны руководствоваться соответственно федеральными правовыми актами, правовыми актами соответствующих субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы. Например, решением Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 23 ноября 2007 г. № 489/68 «О принятии Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий Павлово-Посадского муниципального района Московской области» установлены ежемесячные надбавки к должностному окладу за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, за особые условия труда. Руководителям учреждений надбавки устанавливаются распоряжением главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области на основании решения межведомственной комиссии по муниципальным организациям. Обычно надбавки устанавливают в процентах от должностного оклада сотрудника.
Порядок начисления и выплаты надбавок должен быть закреплен в трудовых договорах с сотрудниками.
На выплаченные суммы надбавок необходимо начислить НДФЛ, ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Исключение составляют надбавки за вахтовый метод работы - они не облагаются НДФЛ и ЕСН на основании письма ФНС России от 27 июня 2005 г. № 05-1-03/590.
Если надбавки, которые выплачивает организация за счет средств от приносящей доход деятельности, установлены законом или отражены в коллективном трудовом договоре (трудовых договорах с сотрудниками), их сумма включается в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (статья 255 НК РФ).


Компенсации


Согласно статье 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. Законодательством установлено много видов компенсаций и гарантий - они перечислены в статье 165 ТК РФ.
В нашей статье мы рассмотрим наиболее распространенные: компенсации за использование личного автотранспорта и другого личного имущества работника, а также компенсации за проезд на общественном транспорте и компенсации в виде оплаты мобильной связи. Данные компенсации носят поощрительный характер.

Компенсация за использование личного автотранспорта

За использование личного автомобиля для служебных поездок работнику полагается выплачивать компенсацию. Размер компенсации устанавливает руководитель организации локальным актом (приказом, распоряжением). В него включают расходы работника, понесенные в связи с эксплуатацией автотранспорта (расходы на топливо и на ремонт автомобиля). Такая компенсация налогами не облагается.
Для получения компенсации работник должен предъявить нотариально заверенные документы, подтверждающие, что автотранспорт находится в его собственности, или доверенность, если он управляет автомобилем по доверенности.
Если работник, использующий личный автомобиль в служебных целях, находился в отпуске или болел, то за этот период компенсацию он не получает. Ведь в этом случае он не мог использовать автомобиль для служебных поездок.
Порядок налогообложения компенсаций за использование личного автотранспорта следующий:
- компенсация в пределах нормы, установленной Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», уменьшает налогооблагаемую прибыль организации и не облагается НДФЛ, ЕСН, а также взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- компенсация, превышающая установленные нормы, может быть выплачена только за счет средств от приносящей доход деятельности, не уменьшает налогооблагаемую прибыль и не облагается ЕСН, но подлежит обложению НДФЛ и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

БиНО По нашему мнению компенсация за использование личного имущества работника в служебных целях не облагается НДФЛ в любом размере. Лишь бы этот размер был экономически обоснован и определен соглашением сторон трудового договора. Обоснование этой точки зрения см. в разделе «Компенсационные выплаты в пределах норм» статьи «НДФЛ в вопросах и ответах» в этом номере.

Компенсация за использование личного имущества работника

Встречаются ситуации, когда работник вынужден использовать личное имущество в служебных целях. Обычно - оргтехнику (компьютеры, принтеры и пр.), мобильный телефон, инструменты.
Согласно статье 188 ТК РФ при использовании работником личного имущества в интересах работодателя ему должна выплачиваться компенсация.
Основанием для выплаты такой компенсации является соглашение об использовании личного имущества работника в интересах работодателя. Такое соглашение следует оформить письменно в виде приложения к трудовому договору. В этом случае компенсацию можно считать выплатой по трудовому договору.
В соглашении необходимо подробно описать используемое имущество - его вид, наименование, марку, модель, год выпуска, технические характеристики и пр. В соглашении следует отразить также срок использования данного имущества. Если такой срок в соглашении не указан, то он считается равным сроку действия соглашения.
Для получения компенсации работник должен подтвердить свои имущественные права на используемое имущество. Это на первый взгляд просто, но на практике трудновыполнимо - такие документы у работников, как правило, отсутствуют. Однако пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ гласит, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, тот, кто фактически владеет имуществом, и является его собственником. Доказать обратное и лишить имущества можно только в судебном порядке в соответствии со статьей 35 Конституции РФ.
Компенсация за использование личного имущества может выплачиваться только в том случае, когда доказано, что работнику необходимо использовать данное имущество при исполнении трудовых обязанностей. Доказательством могут служить локальные нормативные акты учреждения, например должностная инструкция.
Размер компенсации не ограничен ни трудовым, ни налоговым законодательством, поэтому работодатель вправе самостоятельно устанавливать его в локальных актах организации.
Выплаченная компенсация освобождается от обложения НДФЛ (пункт 3 статьи 217 НК РФ) и ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ). Это подтверждено также Минфином России в письме от 2 марта 2006 г. № 03-05-01-04/43.
В случае выплаты за счет внебюджетной деятельности сумма выплаченной компенсации включается в состав расходов при определении базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом должны соблюдаться условия, установленные статьей 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть экономически оправданны, подтверждены документами и производиться в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Оплата мобильной связи

Руководители организаций могут оплачивать услуги мобильной связи за своих работников, если в этом есть производственная необходимость.
Мобильный телефон является личным имуществом работника, компенсацию за использование которого мы рассмотрели выше. В случае использования мобильного телефона возмещаются расходы на оплату услуг связи.
Возможность установления компенсации за использование личного мобильного телефона подтверждается письмом Минфина России от 3 сентября 2004 г. № 03-05-01-04/09.
Чтобы оплата мобильной связи имела компенсационный характер, она должна быть предусмотрена в трудовом договоре или в дополнительном соглашении с работником.
При этом следует иметь в виду, что компенсации подлежит только стоимость звонков, вызванных производственной необходимостью. Доказательством фактического использования мобильного телефона в производственной деятельности служит счет оператора сотовой связи с детализацией вызовов. На основе данного счета работник и работодатель ежемесячно составляют акт о размерах расходов, подлежащих возмещению.
Данные компенсационные выплаты, если они оформлены надлежащим образом (а переговоры являются производственной необходимостью) не облагаются НДФЛ и ЕСН на основании статьи 217 и статьи 238 НК РФ. В случае, когда указанные выплаты осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности, они относятся к расходам при определении базы по налогу на прибыль.
Бывает также, что работникам возмещают стоимость приобретенных мобильных телефонов и разговоров, не связанных с производственной деятельностью за счет средств от приносящей доход деятельности. Такие компенсации налоговые органы расценивают как доход работника, полученный в натуральной форме, который подлежит обложению НДФЛ и ЕСН.

Оплата проезда

Отдельные учреждения оплачивают проезд своих работников на общественном транспорте. При налогообложении таких расходов возникают вопросы.
Оплата проездных билетов может быть признана компенсационной выплатой работникам, если доказано, что им необходимо использовать общественный транспорт при исполнении трудовых обязанностей.
Стоимость билетов, компенсированная работникам, занимающим указанные должности, не подлежит обложению НДФЛ и ЕСН. Это следует из статьи 217 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
Во всех остальных случаях оплату проезда необходимо включать в доход работников и начислять на нее НДФЛ и ЕСН.
Если данные выплаты производятся за счет средств от приносящей доход деятельности и они закреплены в локальном акте организации, то база по налогу на прибыль на основании статьи 255 НК РФ уменьшается на эту сумму.

Доходы в нематериальной форме


Предоставление бесплатного питания

Обеспечение сотрудников бесплатным питанием является одним из видов социальных выплат. Бесплатное питание может требоваться по законодательству, включая все действующие в Российской Федерации, в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях, а также предусматриваться в трудовом (коллективном) договоре или вводиться по решению работодателя за счет средств от приносящей доход деятельности.

Питание, предоставляемое по законодательству

Статья 222 ТК РФ требует предоставлять бесплатное питание за работу во вредных и опасных условиях. Перечень «вредных» профессий, нормы предоставления питания и критерии вредности труда определены нормативными правовыми актами Минтруда России и Минздрава России.
Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационы лечебно-профилактического питания, нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания утверждены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утверждены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13. Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздрава России от 28 марта 2003 г. № 126.
Предоставление питания в данном случае является компенсацией за работу во вредных условиях. Расходы на предоставление такого питания нужно учитывать в зависимости от того, по какому виду деятельности условия работы признаются вредными, при составлении бюджетной сметы или сметы по приносящей доход деятельности в составе расходов по статье 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» классификации операций сектора государственного управления (подстатья 212 «Прочие выплаты»). Если источником таких выплат являются средства по приносящей доход деятельности, то эти расходы согласно пункту 4 статьи 255 НК РФ уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. НДФЛ, ЕСН, а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве начислять не нужно.

Питание, предоставляемое по условиям трудового договора

Если бесплатное питание, выплата компенсации за питание или обеспечение сотрудников питьевой водой предусмотрены в коллективном или индивидуальных трудовых договорах за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с установленным порядком составления и утверждения смет по данной деятельности, то расходы на это учитываются при расчете налога на прибыль (пункт 25 статьи 270 НК РФ). Эта норма НК РФ подтверждена письмами УФНС России по г. Москве от 30 сентября 2002 г. № 26-12/45789 и от 13 марта 2003 г. № 26-08/13973.
Что касается ЕСН, то согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ в базу по этому налогу включаются любые выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Оплата питания признается выплатой по трудовому (коллективному) договору и, следовательно, должна быть включена в базу, облагаемую ЕСН (письмо Минфина России от 20 февраля 2002 г. № 04-04-04/24).
Однако в случае, когда оплата сотрудникам питания и продуктов, или соответствующего денежного возмещения осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, то все виды установленных ими компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), не подлежат налогообложению ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
Получая бесплатное питание, сотрудник получает доход в натуральной форме (пункт 2 статьи 211 НК РФ). Поэтому на стоимость питания необходимо начислить НДФЛ.
При этом нужно учитывать пункт 8 информационного письма Выcшего арбитражного суда РФ от 21 июня 1999 г. № 42. Здесь сказано, что доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход физического лица, если можно определить конкретный размер дохода, относящийся к данному лицу.
Таким образом, для правильного расчета, начисления и уплаты НДФЛ при предоставлении работникам бесплатного питания необходимо вести точный персонифицированный учет. Если такой учет невозможен, то оснований для начисления НДФЛ нет.

Питание, предоставляемое по приказу руководителя

Если питание сотрудникам предоставляется за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с установленным порядком составления и утверждения смет по данной деятельности на основании приказа или распоряжения руководителя, но не отражено в трудовом (коллективном) договоре, то расходы на него не могут быть учтены при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.
На основании пункта 3 статьи 236 НК РФ оплата питания в этом случае не является выплатой по трудовым договорам и, следовательно, на нее не нужно начислять ЕСН и взносы на страхование от несчастных случае на производстве.
Однако стоимость полученного питания нужно включать в доход сотрудников - с той же оговоркой, что и в предыдущем случае: если можно определить точную сумму дохода, приходящуюся на каждого конкретного сотрудника.

Питание участников совещаний

Иногда у организаций возникает вопрос, куда относить расходы, связанные с питанием участников совещаний. В данном случае следует принять во внимание судебно-арбитражную практику, в частности постановление ФАС Центрального округа от 18 августа 2004 г. № А64-1002/04-13.
В постановлении сделан следующий вывод: такие расходы по своей сути являются представительскими. Представительские же расходы не являются выплатами и вознаграждениями, начисляемыми в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией продукции.
Следовательно, данные расходы ЕСН не облагаются.

Оплата обучения

Обучение может производиться по инициативе работодателя - исходя из производственной необходимости и по инициативе работника - исходя из его личных интересов. Различная мотивация влечет за собой различный подход к налогообложению.

Обучение по инициативе работодателя

В соответствии со статьей 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников. К таким формам обучения может быть отнесено участие в семинарах, конференциях, получение специального и дополнительного образования, проведение стажировки. Обучение должно быть вызвано производственной необходимостью.
Обучение сотрудника должно быть предусмотрено в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Кроме того, работодателю необходимо предусмотреть средства на эти цели в бюджетной смете или в смете по приносящей доход деятельности, а впоследствии издать приказ или распоряжение, указав в нем формы профессиональной подготовки (переподготовки), специальности, по которым повышается уровень квалификации, и пр. Данные документы могут понадобиться, чтобы подтвердить производственную необходимость обучения и обоснованность расходов.
Стоимость обучения сотрудников, относимую за счет средств от приносящей доход деятельности, необходимо учитывать в составе расходов на подготовку и переподготовку кадров, находящихся в штате налогоплательщика на договорной основе (подпункт 23 пункта 2 статьи 264 НК РФ). Если доказать производственную необходимость обучения невозможно, то уменьшать базу по налогу на прибыль на произведенные расходы на обучение нельзя.
Оплата обучения не относится к выплатам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, поэтому ЕСН начислять не нужно - независимо от того, учтены данные расходы при расчете налога на прибыль или нет.
Оснований для начисления НДФЛ также не возникает. Ведь обучение проводилось по инициативе работодателя и имело целью повысить эффективность выполнения работником своим обязанностей. В этом случае оплата обучения не считается доходом работника. Такая точка зрения высказана в постановлении Выcшего арбитражного суда РФ от 18 июля 2000 г. № 355/00.

Обучение по инициативе работника

В статье 197 ТК РФ оговорено, что работник может заниматься профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышать свою квалификацию по собственной инициативе.
Как правило, по своей инициативе сотрудник получает образование (среднее, высшее или дополнительное), не связанное с его трудовой деятельностью.
Работодатель вправе оплатить такое обучение за счет средств от приносящей доход деятельности, если данные расходы предусмотрены утвержденным главным распорядителем средств бюджета порядком формирования сметы по приносящей доход деятельности. Однако данные расходы могут быть оплачены только за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения после уплаты налога на прибыль организаций, поскольку учесть данные расходы при расчете налога на прибыль он не вправе.
ЕСН на оплату обучения по инициативе работника начислять не нужно по тем же причинам, что и в случае оплаты обучения по инициативе работодателя.
Если обучение проводится в личных целях работника, а оплачивает такое обучение работодатель, то у работника возникает доход в натуральной форме, на который необходимо начислить НДФЛ.

БиНО Обратите внимание на мнение судов по этому вопросу. Они считают, что если обучение работника осуществляется по инициативе работодателя с целью более эффективного исполнения им трудовых обязанностей, то оплата такого обучения, независимо от его формы, не образует личного дохода работника и не подлежит обложению НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ. Подробнее об этом см. в разделе «Доходы в натуральной форме» статьи «НДФЛ в вопросах и ответах» в этом номере.

Оплата жилья

Учреждения могут бесплатно предоставлять своим сотрудникам жилые помещения и оплачивать за них коммунальные услуги за счет бюджетной деятельности в соответствии с действующим законодательством или за счет средств от приносящей доход деятельности. Это возможно при условии, что данные выплаты предусмотрены утвержденным главным распорядителем средств бюджета порядком формирования сметы по приносящей доход деятельности. В данном случае конкретный размер возмещения данных расходов должен быть определен в соглашении сторон трудового договора.
Как должны облагаться налогами подобные выплаты, разъяснено в письме Минфина России от 18 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/874.

Налог на прибыль

В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда могут быть включены любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме. К ним можно отнести и расходы, связанные с проживанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ и трудовыми договорами.
Согласно статье 131 ТК РФ оплата труда может производиться и в иных формах, кроме денежной, если они не противоречат законодательству. Такая оплата должна быть установлена в трудовом договоре или производиться по письменному заявлению работника. При этом в неденежной форме может выплачиваться не более 20% начисленной месячной заработной платы.
Таким образом, стоимость найма жилого помещения или коммунальных услуг, возмещаемую работнику за счет средств от приносящей доход деятельности, организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы, установленной работнику.

Как мы уже упоминали, не подлежат обложению ЕСН компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, если они выплачиваются в пределах норм, установленных законодательством (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
К таким выплатам относится, в частности, переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов. Однако расходы по найму жилых помещений и оплата коммунальных услуг в том случае, о котором мы говорим, естественно, не связаны ни с переездами, ни с командировками.
Статья 169 ТК РФ также касается только переезда работника на работу в другую местность по предварительной договоренности с работодателем.
Таким образом, расходы организации по найму для работников жилых помещений или оплате за них коммунальных услуг не являются компенсационными выплатами, установленными законодательством РФ.
Следовательно, они подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом пункта 3 статьи 236 НК РФ.
Однако в случае, когда оплата сотрудникам жилья или коммунальных услуг осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, то все виды установленных ими компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, не подлежат обложению ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

НДФЛ

Предположим, что в рамках приносящей доход деятельности сотрудник получает 80% заработка в денежной форме и 20% - в форме платы за наем жилого помещения. При этом НДФЛ необходимо начислить на всю сумму его заработка.
Возможно, 20% заработка, предусмотренные на оплату жилья (коммунальных услуг), не полностью покрывают расходы сотрудника, и организация производит доплату. В этом случае сотрудник получает дополнительный доход в натуральной форме, который также облагается НДФЛ.
При этом следует иметь в виду, что если договор найма заключен с физическим лицом - владельцем жилого помещения, то получателем дохода будет и это лицо, и с него организации также необходимо удержать налог. Согласно статье 226 НК РФ организация будет выступать в данной ситуации в роли налогового агента, обязанного исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ.

Пример. Сотруднику установлена заработная плата в размере 12 000 руб. По его заявлению 20% заработка (2 400 руб.) он получает в неденежной форме в виде платы за аренду жилого помещения. Договор аренды заключен с физическим лицом. Арендная плата по договору составляет 10 000 руб. Рассчитаем НДФЛ:
- с сотрудника должен быть удержан НДФЛ в размере 2 548 руб. (с заработка в размере 1 560 руб. (12 000 руб. х 13%), а также с дохода в натуральной форме - 988 руб. ((10 000 руб. - 2 400 руб.) х х 13%));
- с физического лица, с которым заключен договор аренды, организация удерживает и уплачивает НДФЛ в качестве налогового агента в размере 1 300 руб. (10 000 руб. х 13%).
В заключение отметим, что все неясности и разночтения действующего законодательства о налогах и сборах судебные органы толкуют в пользу налогоплательщиков. Это нужно иметь в виду, если вы используете те или иные формы поощрений или компенсаций и у вас возникли споры по этому поводу с налоговыми органами.
Кроме того, если вам непонятно, как применять нормы Налогового кодекса РФ в конкретном случае, всегда можно сделать запрос и получить письменный ответ из Минфина России. При возникновении судебного спора с налоговым органом этот документ будет основанием для освобождения организации от налоговой ответственности.