Как посчитать агентский ндс. Кто признается налоговым агентом по ндс

Согласно статье 161 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами в части исчисления НДС признаются организации и предприниматели, которые:

1) приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах;

2) арендуют на территории России у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество;

3) продают конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;

4) выступают посредниками с участием в расчетах при продаже товаров иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;

5) реализуют суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, если судно исключили из реестра в течение 10 лет с момента регистрации или же оно не зарегистрировано на нового собственника в течение 45 календарных дней после его продажи.

При этом налоговые агенты должны исчислять и уплачивать НДС независимо от того, исполняют они сами обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, или нет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет в полном объеме за счет тех средств, которые подлежат перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. То есть для этого у налогового агента должны быть в наличии денежные средства налогоплательщика. Поэтому, если налогоплательщик получил доход в натуральной форме, и денежных средств в этом периоде ему не поступало, налоговый агент (в случаях, когда он обязан перечислять налог за налогоплательщика) не обязан удерживать налог с налогоплательщика. В этом случае налоговый агент должен сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). К такому выводу пришел Пленум Верховного Суда РФ и ВАС РФ в пункте 10 постановления от 11 июня 1999 г. № 41/9.

Добавим, что форма сообщения налогового агента о невозможности удержать сумму налога налоговым законодательством не утверждена. Поэтому сообщение оформляется в произвольной форме.

Расчет сумм НДС, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет налоговыми агентами, определяется расчетным методом, при котором сумма НДС определяется как отношение налоговой ставки к налоговой базе, принимаемой за 100 и увеличенной на величину этой ставки, что прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Статьей 163 Налогового кодекса РФ установлен налоговый период для плательщиков НДС и лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов. Для налоговых агентов с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) менее 2 млн. руб. (без учета НДС) налоговый период – один квартал, для остальных налоговых агентов – один месяц.

Покупка на территории России товаров у иностранцев, не состоящих на учете в качестве налогоплательщика

Согласно пункту 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, покупатели этих товаров (работ, услуг) признаются налоговыми агентами.

Иностранные лица, у которых есть на территории России постоянные представительства, самостоятельно уплачивают налоги в бюджет. Дело в том, что согласно статье 144 Налогового кодекса РФ иностранные организации в случае осуществления деятельности обязаны встать на учет по месту нахождения иностранных представительств. При этом им присваивается ИНН и КПП и выдается свидетельство установленного образца по форме 2401ИМД (см. приказ МНС России от 7 апреля 2000 № АП-3-06/124). Так вот при покупке товаров (работ, услуг) у таких представительств обязанностей налогового агента у вас как у покупателя не возникает.

Налоговая база при таких операциях определяется как сумма дохода от реализации товаров, работ, услуг с учетом налога. Причем определяется она отдельно по каждой сделке с иностранным лицом. Дело в том, что иначе организации или предпринимателю не удастся правильно заполнить декларацию по НДС.

Сумму НДС с доходов иностранного лица определяют расчетным методом, используя ставки 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Налоговые агенты должны уплачивать НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 Налогового кодекса РФ). При этом место нахождения для организаций и индивидуальных предпринимателей согласно статье 11 Налогового кодекса РФ определено как место государственной регистрации.

Налог должен перечисляться одновременно с перечислением денежных средств иностранному поставщику с последующим представлением декларации. При этом налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В декларации заполняют титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Добавим, что раздел 2 оформляется по каждому иностранному лицу (см., п. 23 Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 136н).

Если иностранец оказал какие-то услуги или выполнил какие-то работы, то НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. То есть в обслуживающий банк нужно подать два платежных поручения – одну на сумму вознаграждения, другую на сумму НДС.

Теперь о вычетах. Суммы НДС, удержанные и уплаченные в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Правда, для этого нужно выполнить все условия. Скажем, если у иностранцев товары купили спецрежимники или лица, пользующиеся освобождением по НДС в соответствии со 145 статьей, то удержанный НДС к вычету принять нельзя.

НДС при аренде государственного или муниципального имущества

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ на арендаторов возлагается обязанность исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Следует отметить, что обязанности налогового агента возникают только у тех лиц, которые арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления. То есть договор аренды государственного или муниципального имущества должен быть заключен непосредственно с комитетом по управлению имуществом (департаментом недвижимости) либо являться тройственным договором.

Когда в качестве арендодателя выступает организация, у которой государственное или муниципальное имущество, сдаваемое в аренду, находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, у арендатора обязанности налогового агента не возникают. В этом случае организация-арендодатель должна сама осуществлять расчеты с бюджетом по НДС в общеустановленном порядке.

Налоговая база при аренде государственной (муниципальной) собственности определяется как сумма арендной платы с учетом НДС.

Налогоплательщик, выступающий в роли налогового агента, составляет счет-фактуру на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора, с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «аренда государственного (муниципального) имущества».

Аренда авто наб челны прокат и аренда автомобилей в набережных челнах rent-a-car24.ru .

Составленный счет-фактура хранится у налогового агента как плательщика НДС в журнале учета выдаваемых счетов-фактур (как основание для начисления НДС). Он подлежит регистрации у него в книге продаж с пометкой «уплата налога налоговым агентом» в момент фактического перечисления средств иностранному поставщику либо арендодателю.

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС. Они должны исчислить сумму налога к уплате в бюджет и перечислить ее за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику. Этого требует пункт 4 статьи 173 кодекса. Сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму налога на добавленную стоимость.

При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы должен исчислить налог. В силу пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Другими словами, предприниматель обязан исчислить и уплатить НДС в бюджет с доходов арендодателя в виде арендной платы за арендованное имущество (с учетом НДС) по ставке 18/118.

Удержанный НДС можно принять к вычету. Тут есть правда одна проблема. Дело в том, что налоговики часто налоговых агентов представлять им счета-фактуры для обоснования вычета НДС, а в случае их отсутствия в вычете отказывают. Однако органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления счетафактуры не выписывают. В этом случае. По мысли чиновников, арендатор должен самостоятельно выписать счетфактуру в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного имущества» и отразить в книге покупок. Однако Налоговый кодекс РФ не обязывает налоговых агентов выписывать счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок. Более того, счет-фактура не является единственным документом, на основании которого возможен вычет. В случае с арендой государственного и муниципального имущества налоговый агент может получить вычет на основании документов, подтверждающих уплату НДС. Именно такую правовую позицию высказал Конституционный Суд РФ в определении от 2 октября 2003 г. № 384-О.

НДС при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования

При реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования, налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию вышеуказанного имущества.

Функции специализированной организации по реализации указанного имущества, возложены на Российский фонд федерального имущества. Для этих целей фонд может привлекать отобранных им на конкурсной основе юридических лиц. При этом реализация осуществляется на основании договоров поручения (постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»). Если компания уполномочена реализовать перечисленное имущество, то она является налоговым агентом по этим сделкам.

Налоговая база при этом определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), устанавливаемой согласно статье 40 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров). В свою очередь указанная статья гласит, что цена, которая установлена сторонами сделки, считается рыночной, пока налоговые органы не докажут обратное. То есть налоговая база в данном случае равна договорной стоимости данного имущества с учетом акцизов и без учета НДС, предъявленного покупателю.

Удерживая НДС, применяется ставка налога в размере 18 процентов.

При реализации налоговым агентом вышеуказанных ценностей им выписываются два экземпляра счета-фактуры. Один передается покупателю, а второй подшивается в журнал учета выдаваемых счетов-фактур как основание для начисления НДС. Он подлежит регистрации в книге продаж налогового агента с пометкой «уплата налога налоговым агентом» в момент фактического получения средств от покупателя.

При составлении счетов-фактур на каждом из них делается пометка «реализация конфискованного или бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей или ценностей, перешедших к государству по праву наследования» (указывается конкретный вид из данного перечня).

В книге покупок ни один из счетов-фактур не регистрируется, так как в данном случае налоговые агенты не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных в бюджет по этим операциям.

При продаже конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, организация обязана заплатить удержанный НДС в бюджет. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

Добавим, что удержанную сумму налога принять к вычету организация не вправе (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Декларацию по НДС в данном случае представляется в те же сроки, что и уплачивается налог. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). В налоговую инспекцию нужно будет подать заполненный титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» декларации по НДС.

Реализация товаров иностранных лиц по посредническим договорам

Российская организация также является налоговым агентом, если выступает посредником на основании договоров поручения (комиссии) а также агентских договоров с участием в расчетах при продаже товаров иностранной компании. При этом местом реализации товаров, которые фирма продает, признается территория РФ.

Если иностранная организация – собственник товаров состоит на учете в налоговых органах РФ как налогоплательщик НДС, то обязанностей налогового агента у российского контрагента как у посредника не возникает. Поэтому чтобы исключить споры с инспекторами, при заключении подобных сделок лучше запросить у иностранного лица представить копию свидетельства о постановке на налоговый учет в России.

При реализации товаров в качестве посредника можно заключать договоры с покупателями, как от своего имени, так и от имени собственника товара (иностранной организации) (п. 1 ст. 1005, п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ). Однако для целей налогообложения НДС, российская компания в любом случае признается налоговым агентом. Конечно, при соблюдении всех перечисленных выше условий.

Согласно пункту 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ налоговая база в данном случае равна стоимости продаваемых товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Другими словами, налоговая база будет равна договорной стоимости таких товаров с учетом акцизов и без учета НДС, предъявленного покупателю.

При удержании налога с выручки от реализации, которую организация должны заплатить иностранцу применяется 18-процентная ставка НДС (п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

При продаже товаров иностранцев по посредническим договорам, которые предусматривают участие посредника в расчетах, организация должны заплатить сумму удержанного НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Принять к вычету НДС в данном случае нельзя.

Декларацию по НДС налоговый агент подает также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Как и в других случаях понадобится титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Причем раздел 2 декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика НДС.

Ответственность за неудержание НДС налоговыми агентами

Согласно пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность.

Штраф в данном случае предусмотрен статьей 123 Налогового кодекса РФ. Если налоговый агент неправомерно не перечислит полностью или частично удержанную сумму налога, с него могут взыскать 20 процентов от неперечисленной суммы.

Правда, взыскать штраф можно только в том случае если агент имел возможность удержать сумму НДС с налогоплательщика из выплаченных ему денежных средств. Если такая возможность была, то налоговый агент подвергнется санкциям вне зависимости от того, удержал он сумму налога или нет. Во всяком случае, к такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в постановлении от 28 января 2001 г. № 5. Более того, штраф по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает налогового агента от обязанности заплатить сумму налога и пени.

Также налоговый агент может быть привлечен к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговикам документов и (или) иных сведений, которые необходимы для налогового контроля. В частности речь идет о налоговой декларации по НДС. Налоговые агенты обязаны заполнять титульный лист и раздел 2 декларации. А также сведения о невозможности удержать с налогоплательщика сумму НДС. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 руб.

В отдельных случаях обязательные платежи перечисляет не сам налогоплательщик, а другое юридическое или физическое лицо – налоговый агент по НДС . Чтобы рассчитаться по чужим обязательствам перед государственной казной, они используют не свои средства, а деньги налогоплательщика. Такие отношения возникают в тех случаях, когда сама компания не состоит на учете в фискальных органах РФ.

Обстоятельства, в которых одно юрлицо обязано стать налоговым агентом для другого, названы в НК РФ (ст. 161). К их числу относится следующее:

    Вы покупаете материальные или нематериальные ценности на территории России у юридического лица, не зарегистрированного в налоговой системе нашей страны.

    Приобретаете в собственность или арендуете имущество, принадлежащее муниципальным, региональным или федеральным органам госвласти.

    Выкупаете имущество компании, признанной судебными органами банкротом.

    Реализуете конфискованное имущество или клад.

    Являетесь посредником при продаже товаров и услуг иностранных организаций, не стоящих на налоговом учете в РФ.

НДС налоговый агент может быть юридическим или физическим лицом. На него российское законодательство возлагает обязанность исчислить сумму налога и перевести ее в государственную казну. Для совершения платежа это лицо использует средства компании, за которую рассчитывается с бюджетом. Чаще всего оно выступает для «подопечной» организации источником получения дохода.

Налоговый агент при сделках с иностранными юрлицами

Самое частое воплощение агентских отношений – сделки, совершаемые с организациями-нерезидентами. Они влекут за собой обязанность уплаты налога в бюджет при выполнении четырех условий:

    Ваш контрагент является юридическим лицом (при правоотношениях с физлицами агентские обязательства не возникают).

    Партнер не зарегистрирован на фискальном учете в РФ. Этот момент всегда важно узнавать перед совершением сделки. Если у организации-нерезидента имеется представительство в России, она сама перечислит обязательный платеж в казну.

    Купленная продукция облагается косвенным налогом. Ознакомиться со списком хозопераций, освобожденных от налога, можно в ст. 149 НК РФ. На практике из этого перечня чаще всего приобретаются услуги НИОКР и права собственности на программное обеспечение.

    Место реализации ценностей – территория нашей страны.

Практика показывает, что наибольшие сложности вызывает четвертый пункт приведенного списка. Если речь идет о реализации товаров, все однозначно. Продукция, которая находится в РФ на момент отгрузки, признается реализованной в нашей стране. В этом случае вы должны заплатить НДС за иностранного контрагента. Если место продажи – другое государство, ценности пересекут границу, и вы заплатите НДС на таможне. Агентских обязательств не возникнет.

С услугами дела обстоят сложнее. В зависимости их типа местом реализации может считаться страна местонахождения заказчика или исполнителя. К числу услуг, которые считаются оказанными на территории РФ, так как здесь зарегистрирован их покупатель, относятся:

Для других видов услуг местом реализации признается:

    страна фактического оказания (для образовательных сервисов);

    местонахождения имущества (при аренде авто или недвижимости);

    место фактического расположения товара при оказании сервисов, связанных с его транспортировкой.

Если четыре критерия возникновения агентских обязательств прослеживаются, вам необходимо исчислить НДС за иностранного партнера и уплатить его в соответствующую ИФНС. Выполнить эти операции самостоятельно ваш контрагент не способен, потому что не состоит на фискальном учете в РФ.

Если стоимость ценностей, которую вы перечисляете поставщику, номинирована в валюте, переведите ее в рубли на по курсу на дату платежа и от рублевого эквивалента высчитайте размер фискального платежа. Применимая формула зависит от деталей, прописанных в договоре сторон.

Если в соглашении имеется ссылка, что НДС включен в стоимость приобретаемых ценностей, вам следует помножить сумму на 18/118 или на 10/110. Множитель определяется ставкой, по которой облагается тот или иной товар. Если цена на продукт указана без учета налога, он будет равен ее произведению на 0,18 или 0,1.

Сроки перечисления налога таковы:

    При приобретении товаров – до 25 числа месяца, идущего за отчетным периодом, когда была совершена сделка.

    При заказе услуг – единовременно с перечислением средств компании-нерезиденту. Валютный контроль пропустит ваш перевод только в том случае, если одновременно с ним вы сделаете платежку на перечисление НДС.

При выполнении агентских обязательств российская компания выставляет счет-фактуру сама себе от имени иностранного контрагента. Сведения о нем можно взять из договора. Информация о совершенных сделках такого рода отражается в декларации по НДС (второй раздел).

НДС налоговый агент 2016 при сделках с госимуществом

Еще один распространенный способ возникновения агентских обязательств по НДС – аренда госимущества. Чаще всего партнером в таких сделках является комитет по управлению имуществом. Вы должны исчислить сумму налога и удержать ее из арендной платы (если недвижимость снимается) или из суммы расчета (если вы приобрели ее в собственность).

Порядок определения величины НДС зависит от содержания контракта. Если в нем прописана стоимость товара с налогом, нужно воспользоваться ставкой 18/118. Если в договоре указана «очищенная» цена, необходимо помножить ее на 0,18.

Срок уплаты налога – до 25 числа месяца, идущего за отчетным кварталом. В течение пяти дней с момента платежа нужно выписать счет-фактуру, где в поле «Продавец» будут указаны данные государственного органа, предоставившего вам имущество. Информация о сделке обязательно вносится в декларацию (второй раздел).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .