Персонал в лице иностранных граждан. Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами. Что делать иностранцу, уже работающему по найму у физлица

1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем , нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Вид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
Нет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФ Разрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФ Действующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости
Уведомление работодателем налогового органа Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент) Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

На официальном Вы можете:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite» , которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке , а также о читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

С этими, а также многими другими полезными документами можно ознакомиться на : http://www.fms.gov.ru/

Мы продолжаем говорить о тонкостях кадрового администрирования иностранных работников [см. также ] и сегодня разберем порядок оформления документов и процедуры уведомления государственных органов при их трудоустройстве.

Порядок оформления

Для трудоустройства иностранного гражданина требуется тот же комплект документов, что и для гражданина РФ, за исключения некоторых особенностей :

  1. Иностранные граждане не являются военнообязанными на территории Российской Федерации, поэтому они не должны предоставлять при трудоустройстве военный билет.
  2. Временно пребывающие высококвалифицированные специалисты не отчисляют страховые взносы в ФСС, поэтому они не имеют СНИЛС.
  3. В зависимости от статуса и гражданства иностранные работники должны предоставить разрешение на работу/патент. Осуществлять трудовую деятельность они могут только в том регионе и только в той должности, которые указаны в разрешении. В случае нарушения правила предусмотрен штраф от 50 000 до 800 000 рублей (пункт 1 статьи 18.15 КОАП РФ).

При оформлении трудового договора с иностранным работником следует также обратить внимание на требование статьи 327.2 ТК РФ. Помимо обязательных условий трудового договора, отраженных в 57 статье ТК РФ, в договоре с иностранным работником необходимо указывать сведения о:

  • разрешении на работу или патенте, а также условиях оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Следует также указывать реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг, заключенного работодателем с медицинской организацией.

Что касается заключения трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, следует указывать информацию о:

  • разрешении на временное проживание в Российской Федерации при заключении трудового договора с временно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • виде на жительство при заключении трудового договора с постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Заключать срочный трудовой договор или бессрочный – ответ на этот вопрос для каждого работодателя свой. С одной стороны, в 59 статье Трудового Кодекса среди перечня причин заключения срочного трудового договора нет условия о заключении трудового договора на время действия разрешения на работу. С другой же стороны, Федеральная миграционная служба (ФМС) требует заключать срочный трудовой договор на время действия разрешения на работу. Как выходить из этого парадокса каждый работодатель решает для себя сам, но, как правило, большинство все-таки оформляет срочный трудовой договор, следуя простой логике, что штрафы со стороны УФМС значительно выше, чем со стороны Трудовой инспекции.

А государство в курсе?

После заключения трудового договора необходимо в трехдневный срок подготовить уведомление в ФМС о приеме сотрудника. Эту же процедуру необходимо соблюсти и в случае увольнения иностранного работника. С 2015 года закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», особенно его статьи о трудовой деятельности иностранцев, изменился достаточно сильно. В частности статью 13, которая в целом регулирует трудовую деятельность иностранных граждан, дополнили пунктом 8, который звучит так:

«Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина , обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.»

Как вы видите, использован термин «иностранный гражданин», а не какая-либо отдельная категория иностранных граждан. То есть по смыслу формулировки речь идет о всех гражданах, не имеющих гражданства Российской Федерации – не важно, приехал иностранный гражданин из страны, входящей в Евразийский экономический союз, есть ли у него разрешение на временное проживание, вид на жительство или временное убежище – уведомление в Управление ФМС России в трехдневный срок необходимо направлять всегда при приеме на работу или увольнении.

Кстати, в случае неуведомления или нарушения установленного порядка (или) формы уведомления частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность. На граждан – в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 35 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 400 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. А для Санкт-Петербурга и Москвы штраф установлен в размере миллиона рублей (!) и может быть наложен по каждому факту нарушения.

Что же касается уведомления службы занятости и налоговой службы, то теперь эта обязанность с работодателя снята тем же пунктом 8 статьи 13 закона 115-ФЗ:

«Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.»

То есть ФМС, судя по формулировке, должна сама извещать службу занятости и налоговую обо всех заключенных и прекращенных договорах с работниками-иностранцами. К тому же, утратил силу подпункт 4 пункта 8 статьи 18 указанного закона, который как раз и предписывал работодателям уведомлять налоговую обо всех договорах с безвизовыми иностранцами.

Помимо уведомления ФМС о приеме на работу/увольнении ВКС, необходимо также ежеквартально до конца месяца, следующего за отчетным периодом, готовить и отправлять уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения). Это уведомление, также как и уведомление о приеме/увольнении может быть подано на бумажном носителе непосредственно в ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо подано в электронной форме с «использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Кроме всего этого, если компания выступила для работника принимающей стороной, то вне зависимости от гражданства работника, в семидневный срок (для граждан стран ЕАЭС – в течение 30 дней), работодатель обязан поставить временно пребывающего иностранца на миграционный учет. Но не стоит вздыхать с облегчением, если при трудоустройстве вам сообщили, что он уже встал на учет по месту пребывания самостоятельно. Следует обязательно проверить совпадает ли регион, указанный в отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, с регионом, указанном в патенте. Если нет, то на работодателя автоматически накладывается обязанность по постановке этого работника на миграционный учет.

* * *

Мы рассмотрели основные нюансы оформления на работу иностранных сотрудников. Как вы видите, их не так мало. При этом за их несоблюдение предусмотрены колоссальные штрафы. Поэтому очень важно соблюсти все требования законодательства, если ваша компания решила трудоустроить иностранного гражданина.

Если же вы не уверены в своих силах, то услугу по документальному обеспечению трудоустройства иностранных граждан можно поручить компании-партнеру, которая имеет в своем штате квалифицированных специалистов, которые могут взять на себя все работы по проверке, оформлению и своевременному уведомлению государственных органов.

Если у вас возникли вопросы, или вы хотите получить консультацию наших экспертов по данной теме, то пишите на [email protected] или оставьте запрос на сайте www.ucmsgroup.ru

Мы обязательно вам поможем!

Мы в социальных сетях Популярные статьи Наиболее популярные в этой категории Наиболее популярные Сообщения с этим тегом

Извините. Нет данных до сих пор.

Популярные статьи

Аутсорсинг расчета заработной платы за 30 минут

Электронная книга будет полезна всем тем, кто хочет разобраться во всех тонкостях аутсорсинга расчета зарплаты, но не имеет времени собирать информацию в интернете по крупицам.

С 2014 года в Трудовом кодексе есть новая глава 50.1, регулирующая особенности труда работников, не являющихся гражданами РФ, т.е. иностранцев и лиц без гражданства. На таких работников распространяются нормы российского трудового права, а кроме того - специальные правовые нормы о положении иностранцев в России.

Вопрос трудоустройства иностранцев в России всегда был непростым: с одной стороны, массы нелегалов, работающих и находящихся в обстановке, непозволительной для цивилизованного государства, коррупция и криминал, с другой - громоздкая процедура официального оформления с учетом квотирования рабочих мест и огромные штрафы за любые нарушения при оформлении иностранных работников.

Так, на сегодня за нарушение этих правил в отношении российских работодателей установлены следующие меры ответственности: штраф до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 18.15 КоАП РФ). Для работодателей городов Москва и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет до 1 млн рублей . Самих нелегальных работников наказывают штрафом до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы Российской Федерации.

Пока что приходится признать, что официальное оформление иностранного работника сопряжено с некоторыми трудностями как для самих иностранцев, так и для работодателя. Но надо при этом отметить, что относится это не ко всем желающим работать в России, и определенные подвижки к улучшениям в этой сфере все-таки есть.

Каким иностранным работникам требуется разрешение на работу в России?

Правила оформления иностранных работников при их трудоустройстве зависят от:

  • категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие;
  • статуса - высококвалифицированный специалист, журналист, беженец, спортсмен, дипломат и др.;
  • режима страны, из которой они прибывают - визовый или безвизовый.

Все понятия, которые применяются при описании правил трудоустройства иностранных работников, приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому при сомнениях в их толковании рекомендуем обращаться к первоисточнику.

Для того, чтобы иметь право легально работать на территории Российской Федерации, иностранные работники должны иметь соответствующий документ. Если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, этим документом является разрешение на работу . Если иностранец въезжает к нам без визы, то для официального трудоустройства он должен получить патент .

К странам безвизового режима относятся Азербайджан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Македония, Турция, Израиль и другие. Полный перечень стран, с указанием режима въезда (визовый или безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Существуют категории иностранных работников, разрешение на работу которых в России не требуется . Полный перечень таких работников приведен в статье 13 закона N 115-ФЗ, среди них:

  • граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (основанием такого порядка является статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Предполагается, что вскоре к этому упрощенному порядку присоединится и Киргизия);
  • временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание в РФ);
  • постоянно проживающие (получившие вид на жительство в РФ);
  • дипломатические и консульские работники;
  • журналисты, аккредитованные в России;
  • работники иностранных организаций, выполняющие монтажные работы, сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт оборудования, поставленного в Россию;
  • иностранные студенты, работающие во время каникул, или в учебных заведениях, где они учатся;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • беженцы и получившие временное убежище на территории РФ.

Самая многочисленная категория иностранных работников, которые не попадают в этот список (а значит, им нужен разрешительный документ на работу в России) - это граждане соседних стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим. На таких иностранных работников система квотирования рабочих мест не распространяется, им надо только оформить патент.

Патент для иностранного работника

До 2015 года работа иностранцев на основе патента была возможна лишь у частных лиц, в роли домашнего персонала. Для трудоустройства в российских организациях и ИП безвизовым иностранцам, так же, как и прибывающим из стран с визовым режимом, необходимо было получить разрешение работу. Теперь же патент дает право иностранному работнику из безвизовой страны работать у любого российского работодателя - организациях, ИП, частных нотариусов, адвокатов, граждан.

Обратиться за получением патента, который дает право работать в России, иностранец обязан в течение 30 дней со дня въезда , причем, в его миграционной карте, которую он заполняет на границе, целью приезда должна быть указана именно работа. За нарушение 30-дневного срока обращения за патентом штраф составляет от 10 до 15 тысяч рублей (статья 18.20 КоАП РФ).

Прежде чем обратиться за получением патента, иностранцу необходимо пройти медкомиссию и подтвердить знание русского языка. И то, и другое проводится в специальных аккредитованных организациях, контакты которых надо узнавать в региональных подразделениях ФМС. Кроме того, надо оплатить полис ДМС (медицинская страховка), выданный организацией, находящейся на территории, где собирается работать иностранец.

В пакет документов для получения патента входят:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве на территории России;
  • миграционная карта;
  • полис ДМС;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, а также знание истории России и основ российского законодательства;
  • документ о постановке на регистрационный учет по месту пребывания;
  • подтверждение оплаты стоимости патента.

Срок оформления патента после подачи документов - 10 рабочих дней. Патент выдается за плату, которая признается фиксированным авансовым платежом по НДФЛ иностранного работника. Стоимость патента на месяц составляет 1200 рублей в месяц, дополнительно эта сумма увеличивается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,625) и региональный коэффициент, который устанавливают местные власти субъектов РФ. Так, в Москве за патент ежемесячно надо платить 4200 рублей.

Принимать на работу иностранного работника можно только по той специальности (или профессии) и на той территории, которая указана у него в патенте. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев, а для граждан Таджикистана срок действия патента составляет до трех лет. Срок патента при его выдаче будет зависеть от числа оплаченных месяцев, далее его можно продлевать, не обращаясь больше в ФМС, а просто оплачивая очередное количество месяцев (можно по одному месяцу).

Если иностранный работник проработал на основании патента 12 месяцев, то его можно переоформить на такой же срок, для чего надо обратиться в ФНС за 10 дней до истечения срока его действия. Переоформление патента аналогично процедуре его получения, дополнительно надо предоставить соответствующее ходатайство работодателя или заказчика и договор (трудовой договор или гражданско-правовой договор). Переоформить патент разрешается только один раз, т.е. проработать в России непрерывно и без выезда иностранный работник сможет не более двух лет. Далее ему нужно выехать и повторить всю процедуру получения патента заново.

По мнению чиновников, в основу трудоустройства иностранных работников на основе патента положен справедливый принцип - теперь подготовка и оформление документов на право работы является обязанностью самих иностранцев. Уйдут в прошлое продажи квот и коррупция при получении разрешений на работу. Однако, те, кто реально сталкивался с новой процедурой оформления патента, считают, что никакого улучшения ситуации не произошло.

Причин тому несколько:

  • сбор необходимых документов выглядит простым только на бумаге, в реальности потенциальные работники сталкиваются с огромными очередями в пунктах ФМС и бюрократическими проволочками. Например, получение патента для работы в Москве оформляется только в одном подразделении УФМС, и даже не на территории столицы, а в деревне Сахарово;
  • раньше, получая разрешение на работу, безвизовые иностранные работники знали, куда именно он будут трудоустраиваться, теперь же найти работодателя они могут только после получения патента;
  • срок обращения за получением патента составляет всего 30 дней против 90 дней, которые полагались на получение разрешения на работу;
  • и самое главное - работодатель, нанявший иностранного работника с действующим патентом, должен постоянно следить за сроком его действия и продления, т.к. если у него будет работать иностранец с просроченным или аннулированным патентом, то работодатель будет привлечен к той самой ответственности по статье 18.15 КоАП РФ - штраф до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности.

Можно сказать, что российские бюрократы в очередной раз не смогли осуществить в реальности благое намерение обеспечить рынок труда квалифицированной дешевой рабочей силой из соседних стран, одновременно пополнив казну поступлениями от стоимости патентов. Все, что сумели - закрутить гайки и сделать крайними работодателей и самих иностранных работников, которым при любом нарушении процедуры (даже не всегда от них зависящим) закрывается въезд в Россию. По неофициальным данным число таких иностранцев приблизилось к миллиону.

Привлечение иностранного работника из страны с визовым режимом

Таких работников значительно меньше, чем тех, кто имеет право работы в России на основании патента, и здесь к оформлению разрешительных документов привлекается и работодатель. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу для иностранного работника. Административный регламент получения разрешения приведен в приказе ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.

Разрешение на работу не будет выдано, если региональная квота на работников такого профиля уже превышена. Квоты на 2017 год для привлечения работников из стран с визовым режимом установлены постановлениями Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315.

Налоги и страховые взносы за иностранных работников

Какой-либо экономии на налогах при привлечении иностранных работников нет, что совершенно справедливо, иначе такие работники составляли бы конкуренцию российским гражданам на рынке труда. Скорее можно говорить об имеющемся, в некоторой степени, двойном налогообложении иностранных работников.

Выше мы уж упоминали, что стоимость патента - это не просто обязательный сбор, а фиксированный авансовый платеж налога на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ для резидентов равна 13%, если же период нахождения меньше этого срока, то налоговая ставка составит 30%. Резидентом РФ признается любое физическое лицо (независимо от гражданства), которое находилось на территории РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, если иностранный работник проработал на основании патента больше 6 месяцев, то его доходы облагаются по ставке13%.

Удерживать и переводить в бюджет НДФЛ с зарплаты любого работника должен работодатель, но вспомним, что иностранец при оплате патента уже внес авансовый платеж по этому налогу. Так, если рассчитать, какой должна быть зарплата, чтобы НДФЛ с нее составил 4000 рублей (стоимость патента в Москве), то мы получим 32 307 рублей. А если зарплата ниже или выше этой суммы, придется делать перерасчет.

При этом, чтобы учесть авансовый платеж по НДФЛ, который в виде оплаты за патент иностранный работник уже внес, необходимо получить от налоговой инспекции разрешение на этот налоговый вычет. Если же такого разрешения не будет, то доходы иностранца облагаются дважды: первый раз при оплате патента, второй раз - при удержании НДФЛ при выплате ему зарплаты.

По поводу страховых взносов ситуация следующая:

  • пенсионное страхование иностранных работников такое же, как и россиян (статья 22.1 закона № 167-ФЗ), поэтому и СНИЛС на иностранцев тоже надо оформлять;
  • оформить медицинский полис должен сам работник, перед устройством на работу (кроме граждан Беларуси, Казахстана и Армении, которые приравнены в вопросе медстрахования к российским гражданам);
  • ставка взносов в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Оформление иностранного работника

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение ФМС о приеме или увольнении иностранного работника , причем даже тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруси, Казахстана и Армении.

До 2015 года работодатели должны были сообщать о найме иностранных работников еще и в налоговую инспекцию, теперь эта обязанность упразднена. Сведения о таких работниках налоговики получают от ФМС напрямую.

Принять иностранных работников можно не на каждую позицию, есть виды деятельности, которые осуществлять им нельзя (статья 14 закона№ 115-ФЗ). Среди них муниципальная служба; работа в качестве членов экипажей морских судов, самолетов; в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Быть лицом, на которое возложено ведение бухучета, могут только иностранные работники, проживающие в России временно или постоянно.

Иностранца, если он прибыл из соседних безвизовых стран, может быть образца 1974 года, выданная еще в СССР. Такие трудовые книжки действительны на территории России, и их можно продолжать вести. Если российской трудовой книжки у иностранного работника нет, ее нужно завести заново. Продолжать вести книжку иностранного образца или переносить из нее записи нельзя. Если вы принимаете на работу водителя-иностранца, то знайте, что водительское удостоверение иностранного образца будет действовать на территории РФ до 1 июня 2017 года.

С иностранным работником заключается , так же, как и с российским гражданином, но в перечень обязательных документов будет добавлено основание нахождения иностранца в РФ: вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на работу или патент. Основания для увольнения иностранца дополнены еще перечнем, приведенном в статье 372.6 ТК РФ.

Законное оформление иностранцев — это головная боль, и многие ищут пути попроще, вплоть до найма нелегалов. Это небезопасно для бизнеса, фирме могут грозить большие штрафы . О том, что у вас работает неоформленный иностранец, до контролёров может донести кто угодно: от налоговой до раздражённого покупателя. Да и сама миграционная служба часто устраивает проверки по выявлению нелегальных иностранных граждан. поможет вести ваших иностранных сотрудников и сдавать за них отчетность точно в срок.

Определяем статус иностранца

Порядок оформления на работу зависит от статуса иностранного гражданина. Статусов — три:

  • временно пребывающие — работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие — уже имеют разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие — самые «обрусевшие» иностранцы с видом на жительство;

А теперь расскажем про каждый статус поподробнее, а также вы узнаете, что нужно проверить и как оформлять иностранных граждан к себе на работу.

Документы для оформления трудового договора

Иностранные граждане подлежат миграционному учету. Вам как работодателю необходимо уведомить управление МВД по вопросам миграции об их прибытии. Это нужно сделать не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной .

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские. Для оформления трудового договора запросите документы с работника:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные);
  • миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент (для временно пребывающих иностранцев);
  • трудовая книжка, если нет — оформите её;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
    Если это первое место работы у иностранца, то вы, как работодатель, должны оформить страховое свидетельство;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

О заключении и прекращении трудовых договоров и договоров ГПХ с иностранными гражданами необходимо уведомить МВД не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Формы уведомлений утверждены приказом МВД от 10.01.2018 № 11.

Налоги и взносы с зарплаты иностранного сотрудника

Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом. поможет вести иностранных сотрудников, рассчитает налоги и страховые взносы, а также напомнит о сроках сдачи отчетности за ваших иностранцев.

  • Зарплата постоянно проживающих и временно проживающих иностранцев облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование в общем порядке по тарифу организации.
  • С выплат временно пребывающим иностранцам исчисляются взносы только на пенсионное страхование по тарифу организации и на временную нетрудоспособность по тарифу 1,8%. Взносы на медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются. Исключение — граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Страховые взносы за них отчисляются так же, как и за российских сотрудников по общим тарифам организации.

Для того чтобы определить размер НДФЛ, необходимо определить является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.

Для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии предусмотрены иные правила определения ставки НДФЛ: налог с зарплаты необходимо удерживать по ставке 13% начиная с первого дня работы на территории РФ.

Эльба автоматически будет рассчитывать налоги и страховые взносы с ваших иностранных работников !

Что проверяем при приеме на работу иностранца

Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно получать никаких разрешительных документов.

  • При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.
  • Временно проживающие иностранцы могут работать без разрешения на работу или патента. Однако, трудовую деятельность можно осуществлять только в том регионе , где они получили разрешение на временное проживание. Это разрешение выдается сроком на 3 года и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок действия разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну. Оформление иностранных работников, временно проживающих в РФ, принесет не больше забот, чем оформление обычного гражданина РФ.

После того как разрешение на привлечение вами иностранных сотрудников будут получены, нужно оформить приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешение на работу сотруднику. Это оформляется миграционной службой при подаче документов:

  • ходатайство на русском языке;
  • документ, удостоверяющий личность работодателя (приглашающей стороны);
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
  • документы для оформления разрешения на работу. Пакет таких документов подается в отношении каждого иностранного работника одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд. Список документов перечислен в п. 27 Административного регламента . Для получения разрешения необходимо заплатить госпошлину 3500 рублей.

Размер госпошлины за оформление приглашения на въезд для иностранного гражданина, вне зависимости от типа приглашения, составляет 800 руб.

Вы получите приглашение и разрешение на работу иностранца или уведомление об отказе в течение 20 рабочих дней со дня подачи ходатайства.

По общему правилу рабочая виза оформляется сотруднику на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на один год.
После выполнения этих формальностей вы можете заключать договоры с иностранными гражданами и оформлять их на работу. Итак, оформление временно пребывающего на основании визы иностранца займет больше двух месяцев, вам придется потратить как минимум 10 тысяч рублей на госпошлину и несколько раз посетить миграционную службу.

Заметное ужесточение требований к приему на работу иностранных граждан усложнило процесс оформления трудоустройства мигрантов для многих компаний. Тем не менее, законодательство предлагает работодателю все необходимые инструменты для соблюдения порядка приема на работу иностранных граждан. В этой статье рассмотрим основные сложности трудоустройства иностранцев, какие требования к приему на работу иностранных граждан предъявляет действующее законодательство, как зависит прием на работу иностранных граждан от их статуса, как поставить на миграционный учет иностранного сотрудника, каких распространенных нарушений при приеме на работу иностранных граждан следует избегать работодателю.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие требования к приему на работу иностранных граждан предъявляет действующее законодательство;
  • как зависит порядок приема на работу иностранных граждан от их статуса;
  • как поставить на миграционный учет иностранного сотрудника;
  • каких распространенных нарушений при приеме на работу иностранных граждан следует избегать работодателю.

Требования к приему на работу иностранных граждан в 2016 году

Иностранные граждане относятся к особой категории сотрудников. Многие компании неохотно нанимают на работу иностранцев из-за специфики оформления их трудоустройства. Компания вынуждена постоянно отслеживать изменения в законодательстве, касающиеся этого вопроса, и соблюдать все необходимые формальности при приеме на работу иностранцев. Порядок приема на работу иностранных граждан ежегодно претерпевает значительные изменения. Например, в 2015 году основным нововведением стали патенты для “безвизовых” иностранцев, которые заменили для них разрешение на работу. Кроме того, в прошлом году были отменены квоты для безвизовых иностранцев на выдачу разрешительных документов. Также была отменена обязанность по уведомлению службы занятости и налоговых органов о приеме на работу иностранцев.

В 2016 году требования к приему на работу иностранных граждан не претерпели подобных серьезных изменений. На законодательном уровне было принято решение о продлении утвержденного в 2015 году запрета на работу иностранцев и лиц без гражданства на предприятиях розничной торговли лекарственными препаратами, а также в торговых точках, расположенных вне магазинов. Пожалуй, единственным значительным нововведением стали новые квоты для иностранных граждан, претендующих на должности в определенных отраслях.

Правительство России устанавливает подобные квоты ежегодно, чтобы определить допустимую долю таких сотрудников в различных отраслях экономики. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, а также размер квоты на выдачу разрешений определяется (с изменениями на 20 марта 2015 года).

Так же как и в 2015 году требования к приему на работу предусматривают законодательный запрет на трудоустройство граждан других государств в таких отраслях как:

Описанный выше порядок приема на работу иностранных граждан касается только граждан, находящихся в статусе временно пребывающих на территории России. Но граждане стран-участниц Евразийского экономического союза под эти ограничения не попадают.

Разрешение на прием на работу иностранных граждан

Для оформления трудовых отношений с гражданами зарубежья компании необходимо получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников. Данное правило касается не всех, а только временно пребывающих на территории Российской федерации «визовых» иностранцев. Чтобы принять на работу такого гражданина, организация обязана получить в Федеральной миграционной службе разрешение на прием на работу иностранных граждан. Организации необходимо отправить соответствующее заявление в ФМС, приложив к нему фотографию, копию паспорта и другие необходимые документы в соответствии с п.36 Административного регламента, утвержденного . Заявление составляется по , приведенной в приложении № 6 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений гражданам других государств и лицам без гражданства, утвержденному приказом ФМС России от 30 октября 2014 года № 589. Сумма госпошлины, уплачиваемой за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников — 10000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника ().

Отметим, что с 5 апреля 2016 года Федеральная миграционная служба России упразднена. Ее полномочия переданы МВД России.

Разрешение на прием на работу иностранных граждан направляется в организацию по почте, либо выдается на руки уполномоченному сотруднику. Сроки уведомления о принятом решении составляют:

Порядок приема на работу, установленный законодательством, накладывает на компанию ряд обязательств. Если организация приглашает иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, она, в качестве работодателя, обязана:

  • иметь разрешение на привлечение и использование иностранных сотрудников;
  • обеспечить получение разрешения;
  • представить документы, необходимые для регистрации работника по месту пребывания в Российской Федерации;
  • содействовать выезду такого сотрудника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
  • оплачивать расходы, связанные с депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением порядка приема на работу иностранных граждан;
  • направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора, а также о его досрочном расторжении.

Если работодатель своевременно не получил разрешение на прием на работу иностранных граждан, он может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 2 .

Порядок приема на работу иностранных граждан

Требования к приему на работу граждан других государств определяются статусом:

  • Постоянное проживание на территории России (статус иностранца, имеющего вид на жительство);
  • Временное проживание на территории России (статус иностранца, проучившего разрешение на временное проживание);
  • Временное пребывание в России (иностранец, прибывший в страну на основании визы или в порядке, не требующем ее получения).

Рассмотрим порядка приема на работу граждан иных стран в зависимости от их статуса:

Постоянно проживающий на территории России иностранный гражданин

Для граждан, имеющих вид на жительство, законодательно предусмотрен тот же порядок приема на работу с предоставлением тех же социальных гарантий, что и для граждан Российской Федерации. Им не требуется получать патент или разрешение. Единственное, что должна проверить компания при оформлении трудоустройства такого гражданина — это срок действия вида на жительство. Кроме того, компания обязана уведомить территориальное отделение ФМС России о заключении трудового договора с постоянно проживающим на территории России иностранцем. Это предусмотрено п. 8 ст. 13 .

Временно проживающий на территории России иностранец

Требования к приему на работу иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание, не отличаются от соответствующих требований к оформлению трудоустройства гражданина РФ. Временно проживающий в России иностранец не обязан получать разрешение на работу или патент. В его обязанности входит только ежегодное подтверждение своего статуса в миграционной службе. Что касается обязанностей работодателя при приеме на работу гражданина с разрешением на временное проживание, то закон обязывает его уведомить территориальный орган ФНМ России о приеме на работу. Данная категория граждан может устраиваться на работу только в том регионе, в котором было выдано разрешение на временное проживание, а возможность трудиться на территории других субъектов РФ для него определяется

Временно пребывающий на территории России иностранный гражданин

Для данной категории граждан действуют основные ограничения и регламенты, установленные законодательством. Порядка приема на работу иностранных граждан зависит от того, нужна ли им виза для въезда на территорию России. Для граждан государств - членов Евразийского экономического союза этот порядок значительно упрощен.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Действия компании, соблюдающей порядок приема на работу граждан других стран, нуждающихся в получении визы, должны соответствовать приведенному алгоритму. Работодатель обязан:

  • Направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости и по запросу ФМС России подтвердить целесообразность привлечения иностранных работников. Форма и рекомендации заполнения заявки утверждены ;
  • Подать в миграционную службу заявление на получение разрешение на прием на работу иностранных граждан. Порядок представления заявления установлен Административным регламентом, утвержденным ;
  • Подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд. Унифицированная форма ходатайства приведена в приложении 1 к . К ходатайству должна быть приложена копия паспорта иностранного сотрудника и гарантийное письмо работодателя, подтверждающее обязательство оформить иностранному сотруднику медицинский полис, обеспечить его жильем и деньгами;
  • Обратиться в ФМС России за разрешением на работу для иностранца. К заявлению прикладываются все необходимые документы в соответствии с п. 36 фотография, копия паспорта, другие необходимые документы в соответствии с п.36 Административного регламентом, утвержденного приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589;
  • Уведомить миграционную службу о прибытии (ст. 20 );
  • Заключить трудовой или гражданско-правовой договор и в трехдневный срок уведомить об этом миграционную службу. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к .

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Требования к приему на работу иностранных граждан, не нуждающихся в получении визы для въезда на территорию РФ, предусматривают получение таким сотрудником патента для работы в России. Что касается организации, то законодательство в этом случае не обязывает ее получать разрешение на прием на работу иностранных граждан. Заключив трудовой или гражданско-правовой договор с таким сотрудников, компания обязана в трехдневный срок уведомить об этом территориальное отделение ФМС России. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к .

Прием на работу граждан стран - участниц Евразийского экономического союза

Порядок приема на работу граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии производится без учета действующих ограничений допустимой доли иностранных работников, установленных Правительством России. Согласно Договору об ЕАЭС, таким иностранцам не нужно получать патент для работы в России, а их документы об образовании считаются действительными на всей территории страны. Доходы таких иностранцев облагаются НДФЛ по ставке 13 % с первого дня работы в России. Принимая на работу граждан стран-участниц ЕАЭС, работодатель также обязан уведомить миграционную службу о заключении трудового (гражданско-правового) договора с работником, потому что в этом отношении для них не предусмотрено никаких исключений.

Постановка иностранных работников на миграционный учет

В некоторых случаях установленные законодательством требования к приему на работу иностранных граждан предусматривают обязанность компании поставить временного пребывающего иностранца на миграционный учет. Это необходимо, чтобы зафиксировать и обобщить сведения об иностранцах, пребывающих на территории РФ: гражданстве, цели въезда и заявленных сроках пребывания, дате постановки на учет по последнему месту пребывания и т. д.

Если организация является для сотрудника принимающей стороной, он обязан направить соответствующее уведомление в ФМС России.

Чтобы поставить иностранного сотрудника на миграционный учет работодателю необходимо:

  • Получить у иностранного сотрудника миграционную карту и документ, удостоверяющий личность ( ;
  • Заполнить бланк уведомления по форме, утвержденной (бланк необходимо заполнить в двух экземплярах, один из которых будет храниться на почте, либо в многофункциональном центре в течение года);
  • Уведомить территориальное отделение ФМС России о том, что иностранец прибыл в место пребывания (лично, через многофункциональный центр или по почте (ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, п. 22, 27 Правил, утвержденных ). Мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания;
  • Вручить отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии иностранцу. Этот документ будет подтверждать то, что иностранный сотрудник поставлен на миграционный учет (ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Нарушения при приеме на работу иностранных граждан

Несмотря на то, что порядок приема на работу иностранных граждан четко оговорен действующим законодательством, компании довольно часто допускают нарушения при трудоустройстве мигрантов. Для таких нарушителей законом предусмотрена административная ответственность, которая определена . Наиболее распространенными нарушениями при приеме на работу иностранных граждан, как показывает практика, являются:

  • прием на работу граждан, незаконно находящихся на территории РФ;
  • несоблюдение сроков уведомления Федеральной Миграционной Службы о заключении или прекращении трудового договора с иностранцем;
  • трудоустройство такого работника без обязательных документов;

Что касается ответственности, определенной законом за нарушения при приеме на работу иностранных граждан, то недобросовестной организации придется заплатить штраф или приостановить свою деятельность на срок до 90 дней. Административным кодексом предусмотрены следующие размеры штрафов за нарушение требования к приему на работу.

Штраф за оформление гражданина иного государства при отсутствии у него разрешения на работу или патента:

  • от 25 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
  • от 250 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток для организаций.

Штраф за неуведомление или несвоевременное уведомление миграционной службы о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем:

  • от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
  • от 400 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток для организаций.

Стоит отметить, что ответственность компании за нарушения при приеме на работу иностранных граждан наступает в случае доказанного несоблюдения норм трудового права. Кроме того, ответственность наступает отдельно для каждого доказанного случая.