Ставка фсс при трудовом договоре. в сфере взносов «на травматизм». пенсионного и медицинского страхования

Фирмы и частные предприниматели, использующие наемный труд, обязаны делать страховые отчисления на персонал. Ставка ФСС в 2017 году (таблица) осталась неизменной по сравнению с прошлым периодом, но взносы, за исключением расходов в связи с профболезнями и травматизмом, перешли под администрирование ФНС. Это означает возникновение важных новшеств для бухгалтера.

С 2017 года правомочия внебюджетных фондов по приему платежей, получению задолженности и проверке отчетности компаний и ИП перешли к ФНС. Причина такого решения – плохая собираемость взносов и потребность в ужесточении контроля. На замену действовавшей ранее главе 34 НК РФ пришли положения 212-ФЗ.

Единственное исключение – взносы на случай профессиональных заболеваний и травм. Их продолжает в полном объеме администрировать ФСС. По стальным отчислениям неизменным останется следующее:

  • перечень экономических субъектов, которые должны делать обязательные отчисления;
  • расчетный период – 12 месяцев;
  • даты, за которые формируется отчетность по взносам: 3, 6, 9 месяцев года;
  • основания, по которым применяется пониженная ФСС ставка;
  • порядок определения базы для расчета размера отчислений в ИФНС и ФСС.

В связи со сменой администрирующего органа изменяются бланки отчетов и сроки их предоставления. Законодатели пополнили перечень требований, которым должны соответствовать страхователи, претендующие на использование пониженного тарифа.

Важно ! В 2017 году фирмы и ИП, которые перестают соответствовать критериям для льготного тарифа, теряют право его использования не с текущего квартала, а с начала года.

Тарифы ФСС: в 2017 году: таблица

В 2017 году, как и ранее, ставки, используемые для расчета размера пенсионных взносов, зависят от превышения или непревышения предельной базы. Она установлена на уровне 796 тыс. руб. Когда компания выходит за рамки лимита, она обязана использовать дополнительный тариф. Это правило не распространяется на взносы на случай временной нетрудоспособности (ВНиМ) и ОМС.

Размер ставок прописан в ст. 426 НК РФ. В 2017 году он остался неизменным по сравнению с прошлыми периодами и составляет:

Для отдельных категорий страхователей предусмотрены сниженные ФСС ставки 2017. К этой категории относятся сельхозпроизводители, соответствующие критериям, прописанным в ст. 346.2 НК РФ, компании, создающие продукцию народных промыслов, участники свободных экономических зон.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и не использующие наемного труда обязаны уплачивать страховые взносы «за себя». Ведут ли они деятельность фактически – не имеет значения.

В 2017 размеры обязательных перечислений таких экономических субъектов рассчитываются на основе МРОТ, установленного на начало года. Величина тарифов составляет:

Тип взносов Ставка (%)
Пенсионное страхование 26
ОМС 5,1

Если сумма годового дохода предпринимателя составляет более 300 000 руб., он обязан помимо двух взносов «за себя» сделать третье перечисление в размере 1% от величины превышения лимита.

ФСС: процент отчислений по взносам на случай профболезней и травм

Вносы от травматизма и болезней на производстве – единственные, оставленные в администрировании Соцстраха. В 2017 году, как и ранее, их размер зависит от уровня риска, характерного для основного вида деятельности предприятий.

Ставки прописаны в 419-ФЗ от 19.12.2016 года. Нормативный акт разделяет риски на 32 уровня. Для каждого из них установлена своя ставка. Значения варьируются от 0,2 до 8,5%.

Страхователь узнает ФСС проценты 2017 из официального уведомления Фонда, направляемого после того, как фирма подала документы, подтверждающие основной вид ее деятельности.

По своему усмотрению ФСС вправе уменьшать или увеличивать ставку, но не более чем на 40%. В основе соответствующего решения контролирующего органа лежат следующие факты:

  • особенности условий труда на предприятии;
  • результаты медицинских осмотров работников компании;
  • размер расходов на страхование.

Если на предприятии был хоть один случай с летальным исходом, скидка по тарифу не предоставляется.

На максимальный «дисконт» в 40% могут претендовать:

  • организации, нанимающие инвалидов всех групп, в части ФОТ, направляемого на выплаты этим сотрудникам;
  • общественные организации инвалидов;
  • компании, созданные для научной, образовательной, культурной деятельности, и т.д.

С 2017 года организации и ИП обязаны ежегодно в срок до 15 апреля подтверждать свой основной вид деятельности. Если они проигнорируют эту необходимость, к ним будет применен тариф исходя из наиболее «дорогого» с точки зрения страхования от травматизма ОКВЭД, указанного в регистрационных документов. Ранее ФСС поступал так же, но у фирм была возможность доказать свою правоту в суде. Теперь завышение ставок имеет законодательное обоснование.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уплату страховых взносов со следующего года будут контролировать налоговые органы. В части первую и вторую Налогового кодекса добавлены новые нормы. Но это касается только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Администрировать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет по-прежнему ФСС. Изменится ли отчетность по взносам и сроки ее представления? Как регистрироваться в качестве страхователей плательщикам взносов? Ответы на эти и другие вопросы - в комментарии экспертов 1С.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.01.2017 контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) будут налоговые органы.

2. Контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ, а ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

3. Тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные), условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации и порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями – сохранены. Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, не претерпел изменений.

4. Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют.

5. С 2017 года суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм. В настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме.

6. Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Налоговый кодекс РФ дополнен новыми нормами о страховых взносах. Они вступают в силу с 01.01.2017 (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). То есть с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщики должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ (пп. «в» п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

Нормы Закона № 212-ФЗ «перемещены» в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

  • тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные);
  • условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации;
  • порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями.

О создании обособленных подразделений нужно уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента создания подразделения (пп. «б» п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ). Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут образованы после 01.01.2017 (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Отметим, что сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений отменена с 01.01.2015 (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Поправки в НК РФ частично вернули такую обязанность.

Суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм

В Налоговом кодексе закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

Напомним, что НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ):

  • 700 руб. - при командировках по России;
  • 2 500 руб. - при загранкомандировках.

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов.

Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме, в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации (см. ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительное условие для применения пониженных тарифов «упрощенцами»

Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения, не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (производство пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; и пр.).

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ). Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 01.01.2017. Полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам. О других изменениях для «спецрежимников» в 2017 году читайте в № 9 (сентябрь), стр. 8 «БУХ.1С» и в статье .

Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам

Согласно новым нормам отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Установлено, что если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 15 числа второго календарного месяца;
  • в электронной форме - не позднее 20 числа второго календарного месяца.

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим нормам Закона № 212-ФЗ -подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР:

  • на бумажном носителе - не позднее 15.02.2017;
  • в электронном виде - не позднее 20.02.2017.

В письме от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ ФНС России сообщила, что проект формы расчета по страховым взносам разработан. За расчетные периоды с 01.01.2017 в налоговые органы будет ежеквартально представляться новая форма расчета, которая объединит 4 основные формы отчетности, действующие в настоящее время:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1);
  • Расчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2).

Налоговое ведомство уточняет, что в новой форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, сокращены лишние и дублирующие показатели. Проект формы расчета по взносам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов (НПА) и результатах их общественного обсуждения.

Администрировать взносы «на травматизм» по-прежнему будет ФСС

Со следующего года контролировать уплату взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут, как и сейчас, органы ФСС РФ.

Законодательство о взносах «на травматизм» содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

  • расчетный и отчетный периоды по взносам;
  • порядок предоставления отсрочки и рассрочки по взносам;
  • обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов (взыскание недоимки по взносам, зачет и возврат излишне уплаченных либо взысканных взносов);
  • проведение камеральных и выездных проверок;
  • условия привлечения к ответственности.

К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом подробнее.

Регистрация в качестве страхователей по обязательному...

... пенсионному страхованию

Пенсионный фонд РФ будет регистрировать страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС) только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в т. ч. адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

... медицинскому страхованию

Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

... социальному страхованию

Порядок регистрации страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС) также остается прежним.

Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм») (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС РФ по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

  • имеет собственный расчетный счет;
  • производит выплаты физлицам.

Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ). Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 01.01.2017.

Плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

Представление отчетности по взносам в сфере...

... пенсионного и медицинского страхования

Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

С 01.01.2017 ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

  • СНИЛС;
  • Ф.И.О.
  • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
  • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
  • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
  • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.

Поскольку начало действия поправок - 01.01.2017, полагаем, что впервые по новым нормам персонифицированную отчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

Сейчас данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее - Закон № 27-ФЗ).

Как видим, с 01.01.2017 сроки для представления данной формы сокращаются.

Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, необходимо подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (п. 2.2 ст. 4 Закона № 27-ФЗ), то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений - 15 число месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам (пп. «д» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. Как мы писали выше, форма расчета по взносам разрабатывается налоговым ведомством.

Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

  • не позднее пяти календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
  • в день увольнения физлица или расторжения с ним гражданско-правового договора (если лицо увольняется);

Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 01.01.2017, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

... социального страхования

Администратором взносов на обязательное социальное страхование в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2017 года станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Как упоминалось выше, ФНС России уже подготовлен проект данного расчета.

Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам «на травматизм» страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС РФ в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах «на травматизм» не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном виде - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах «на травматизм». Однако она содержится в части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма «перемещена» из одного нормативного акта в другой.

В настоящее время информация о двух видах взносов на обязательное социальное страхование объединена в расчете по форме 4-ФСС.

ФСС подготовил новую форму расчета, которая должна применяться начиная с I квартала 2017 года. Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Органы ФНС и ФСС будут взаимодействовать при проверках

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

  • налоговые органы проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • органы фонда проверяют правильность расходов на выплату социального обеспечения (в частности, пособий).

Сумма начисленных взносов на обязательное социальное страхование по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС РФ. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

Кроме того, налоговые органы и органы ФСС РФ смогут проводить совместные проверки.

Обратите внимание: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • зачету в счет предстоящих платежей по взносам. Решение об этом примет налоговый орган после того, как получит от органа фонда подтверждение таких расходов;
  • возмещению органом фонда.

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на социальное страхование уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31.12.2018 (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можем предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС РФ, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в пилотном проекте Фонда).

На текущий момент в состав участников пилотного проекта ФСС входят:

  • Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область - с 01.01.2012;
  • Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край - с 01.07.2012;
  • Республика Крым, г. Севастополь - с 01.01.2015;
  • Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области - с 01.07.2015;
  • Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области - с 01.07.2016.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализованы все необходимые документы для пилотных регионов*.

Ответственность за нарушение законодательства о взносах...

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 01.01.2017 будет регулироваться положениями НК РФ.

Перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним.

... в сфере пенсионного страхования

За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно - 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. «а» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1 000 рублей (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1 000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления - 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

... в сфере взносов «на травматизм»

Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме - статье 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

Напомним, что такими правонарушениями являются:

  • нарушение срока регистрации в органах фонда;
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов;
  • непредставление в срок отчетности по взносам;
  • отказ в представлении или непредставление в фонд документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Новый вид правонарушения - несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 01.01.2017 отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

... для должностных лиц

Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 01.01.2017 будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса. Изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о страховых взносах и персотчетности

№ п /п

Вид правонарушения

Ответственность

Норма в КоАП РФ (новая или измененная)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персучета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Новая статья 15.33.2

Нарушение срока представления в налоговый орган расчета по взносам на ОСС

Предупреждение или штраф от 300 руб. до 500 руб.

Дополнения в статье 15.5

Непредставление в орган ФСС РФ сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган ФСС РФ информации об открытии или закрытии счета в банке

Штраф от 1 000 руб. до 2 000 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган фонда расчета по взносам «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам фонда для контроля за исчислением и уплатой взносов «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Порядок определения среднего заработка для назначения пособий

Напомним, что средний заработок для расчета пособий (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) определяется исходя из выплат за расчетный период, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Принятые поправки не меняют указанный принцип исчисления заработка. Необходимо лишь принимать во внимание, что в состав среднего заработка включаются суммы, которые облагались взносами в ФСС РФ (п. 10 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • по правилам Закона № 212-ФЗ - за периоды до 31.12.2016;
  • по правилам НК РФ - за периоды с 01.01.2017.

Как оформлять платежные поручения на уплату взносов

Сейчас взносы перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС РФ) (ч. 4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку администратором по взносам «на травматизм» по-прежнему остается ФСС РФ, направлять платежные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган. В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.

Переходные положения

Отметим следующие наиболее важные переходные положения, предусмотренные Законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ:

1. Расчеты по взносам (в т. ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 представляются по действующим в настоящее время нормам в органы внебюджетных фондов (ст. 23 Закона № 250-ФЗ). Соответственно, отчетность по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 год страхователи должны представить в органы фондов.

2. За возвратом излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней, штрафов по ним, которые образовались за периоды до указанной даты, страхователи должны обращаться с соответствующими заявлениями во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если страхователь подаст заявление о возврате переплаты и орган ПФР или ФСС России примет по нему положительное решение, то такое решение орган фонда должен перенаправить в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Из этого следует, что непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен произвести налоговый орган.

3. Информацию о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за периоды до 1 января 2017 года, органы ПФР и ФСС России передадут в налоговые органы. Соответствующий порядок утвердит ФНС России. При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). Полагаем, что в ФНС России может быть разработана также и специальная процедура взыскания или погашения такой задолженности. В частности, порядок оформления платежных поручений на уплату долга.

4. Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ): которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона № 212-ФЗ и которые возникли до 01.01.2017; срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 01.01.2017.

5. Организациям не потребуется сообщать в инспекцию данные об обособленных подразделениях, которые по состоянию на 01.01.2017 зарегистрированы в органах ПФР в качестве плательщиков взносов. Органы фонда самостоятельно передадут данную информацию налоговым инспекциям (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

В 2017 году обязательные взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование регулирует Налоговый кодекс, а администрирует налоговая служба. Мы расскажем, какие тарифы действуют для организаций и индивидуальных предпринимателей на страховые взносы за 2016 год.

В 2017 году администрирование социального страхования было передано Федеральной налоговой службе. При этом, остались на прежнем уровне ставки взносов во внебюджетные фонды (см. приведенную ниже таблицу). Всего работодатели должны оплачивать 30 % от всех выплат в пользу физических лиц, связанных с трудовой деятельностью, а для индивидуальных предпринимателей предусмотрена своя система расчета и оплаты. В общем и целом размеры страховых взносов в 2017 году регулирует . В ней сказано, что "тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов".

Для организаций-работодателей, вне зависимости от их формы собственности, вида деятельности и системы налогообложения, установлены следующие ставки страховых взносов в 2016 году. Таблица всех общих тарифов выглядит так:

Вид страхования Тариф на 2017 год
Пенсионное страхование 22%
Медицинское страхование 5,1%
Страхование от временной нетрдоспособности и в связи с материнством 2,9%

В данной таблице не учтены взносы на травматизм, так как для определения их тарифов предусмотрены специальные правила и их устанавливает работодателям ФСС, в зависимости от их вида деятельности и категории риска. Администрирование страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний полностью осталось в ведении ФСС России.

Предельные базы фонда оплаты труда, влияющие на ставки страховых взносов в 2017 году: таблица и свойства

Общие ставки по страховым взносам на 2017 год действют только в пределах установленного значения фонда оплаты труда за год по каждому работнику организации. Это правило не изменилось по сравнению с 2016 годом. Порядок определения тарифов регулирует , в соответствии с ее нормами, расчет следует производить следующим образом:

Если организация-страхователь имеет право на применение льготных тарифов, то при превышении предельной базы доходов, страховые взносы в 2017 году исчисляются по нулевой ставке.

Льготные ставки страховых взносов на 2017 год

По сравнению с прошлым годом все льготы для работодателей были сохранены. Перечень организаций и предпринимателей, которые имеют право на специальные пониженные тарифы приведен в . Среди них есть как ИП и юрлица на спецрежимах налогообложения, так и работодатели с определенным видом деятельности. Определить, какие предусмотрены страховые взносы в 2017 году поможет таблица:

Категория организации или ИП ПФР ФСС ФФОМС Суммарный тариф
Льготные плательщики УСН 20% 0 0 20%
Резиденты ОЭЗ 8% 4% 2% 14%
Участники проекта "Сколково" 14% 0 0 14%
Общества, созданные научными бюджетными организациями 8% 4% 2% 14%
ИТ-организации 8% 4% 2% 14%
Выплаты членам экипажей судов 0 0 0 0
НКО на УСН 20% 0 0 20%
Аптеки на ЕНВД по выплатам фармацевтам 20% 0 0 20%
Благотворительные организации на УСН 20% 0 0 20%
ИП на ПСН 20% 0 0 20%
Резиденты территорий опережающего развития 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Резиденты СЭЗ Крыма и г.Севастополя 6% 0,1% 1,5% 7,6%

Все эти категории плательщиков не платят ничего, если размер годовой оплаты труда превысит установленные значения. Также существуют выплаты в пользу физических лиц, которые не облагаются такими взносами. Все они перечислены в и их исчерпывающий перечень выглядит так:

  • государственные пособия, включая пособия по безработице и социальному страхованию;
  • компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ);
  • единовременная государственная материальная помощь гражданам в предусмотренных законом случаях;
  • дополнительные доходы, кроме заработной платы, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от реализации продукции, произведенной путем традиционных видов промысла;
  • страховые платежи по добровольному и обязательному страхованию работников;
  • взносы работодателя на накопительную пенсию работников, но не более 12 тысяч рублей в год на одного человека;
  • возмещение стоимости проезда работников, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска и обратно;
  • выплаты физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования;
  • льготы по проезду, предоставляемые отдельным категориям работников;
  • суммы материальной помощи от работодателей, не более 4 тысяч рублей на одного человека за расчетный период;
  • суммы платы за профессиональное обучение работников;
  • суммы возмещения процентов по кредитам на приобретение или строительство жилья, выплачиваемые организациями своим работникам;
  • суммы денежного, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих;
  • выплаты по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

Кроме того, с выплат, которые осуществляются в пользу физических лиц по договорам гражданскоправового характера, организации и ИП не исчисляют сборы на социальное страхование. Оплате подлежат только пенсионные и медицинские взносы.

В данной статье пойдет речь о таком понятии, как «платежи за страховку» на обязательное страхование медицинского характера и этапы их выплаты, какие изменения произошли в текущем году.

С медицинской помощью человек сталкивается постоянно, на что у него уходит масса финансов. Лучший вариант компенсировать затраты – застраховаться.

Правом на бесплатную медицину имеют все личности России. Страховой полис в этом поможет. Как его оформить, что необходимо для этого, нужно ли платить взносы и каков их размер – об этом далее.

Базовые сведения

Столкнувшись с понятием «страховка за медицинское обслуживание», многие не знают, что это, зачем необходимо оформлять полис. Необходимо разобраться с данным термином.

Что это такое

Под страхованием подразумевается создание фонда, из которого выделяются средства на медицинское лечение.

При этом страхователь должен внести взносы. Так как понятие имеет вероятностный характер, то страховой случай понадобится не каждому.

Существует возможность перераспределения рисков среди страхователей – взнос может внести одно лицо (страхователь), а воспользоваться средствами другое (застрахованный).

Существуют при этом и недостатки страхования:

Сумма вклада зависит от прибыли страховщика, а гарантии оказания медицинской помощи у всех одинаковы.

Полис ОМС дает гарантию того, что человек, попавший в беду, сможет бесплатно воспользоваться медицинской помощью в любом районе Российской Федерации.

Застрахованный может обладать только одним полисом, который находится у него на руках. Страховая организация обязана ознакомить с правилами и обязанностями застрахованных лиц.

Кому это нужно

Страхование медицинское – защита личности и ее здоровья. Находясь в другой стране, лечение без наличия полиса обойдется недешево, а могут и вовсе отказать в медицинском обслуживании.

В зависимости от возраста человека, типа и сложности заболевания цена на полис будет разной. Страховой полис ОМС необходим следующим категориям:

Работает человек или нет – страхование от этого не зависит, эта услуга обязательна.

Чтобы получить полис, необходимо посетить организацию, которая занимается страховками (СМО), и предоставить с документами (лица моложе 18 лет не имеют на это право, так как считаются недееспособными).

Для несовершеннолетних страхование происходит в тех СМО, в которых обслуживаются родители или по закону.

Если заявление предоставляется не самим человеком, а через представителя, то нужна . Пакет документов:

Правовое регулирование

Население России имеет право на охрану и защиту своего здоровья. Сюда входит – оказание медицинской и социальной помощи, благоприятные условия работы, оздоровление.

Охрана здоровья осуществляется, не смотря на пол, расу, национальность или язык. Вместе с законными гражданами России таким правом обладают и иностранцы (проживающие на ее территории), и беженцы.

В случае болезни, утрате дееспособности человеку обязаны оказать медицинскую помощь любого типа.

Например, профилактические меры, диагностические) и социальные меры, то есть уход за больным, выплата пособия по инвалидности.

Также население Российской Федерации обладают правом на бесплатную помощь медицинского характера в системах здравоохранения – государственного типа или муниципального.

Обязательное страхование медицинского характера для работающего населения является новшеством. Оно гарантирует равные права для всех слоев населения в оказании медицинской помощи.

В базовую программу входят:

  • помощь при острых хронических заболеваниях;
  • ситуации, которые угрожают жизни;
  • амбулаторное лечение;
  • домашняя диагностика;
  • профилактические меры: прививки, обследования;
  • стационарное лечение;
  • помощь стоматологического характера.

Часто задаваемые вопросы

У людей, оформляющих взносы за уплату обязательного страхования за медицину, возникает масса вопросов. Рассмотрим наиболее частые.

Освобождение от уплаты

Данной льготой пользуются организации инвалидов ().

Также в Фонд ОМС уплата не начисляется (во время проведения избирательной компании) на:

  • средства кандидатов в органы местной власти;
  • доходы, полученные от избирательной компании членами комиссии.

Такое решение может быть принято только территориальным фондом ОМС ().

Чтобы рассмотреть вопрос, нужно предоставить заявление об освобождении от уплаты взносов и ксерокопии документов – , свидетельство о регистрации организации.

Нюансы для ИП

Индивидуальные предприниматели, работающие на себя, вносят взносы на медицинское страхование сами за себя. Расчет происходит по стандартному тарифу, учитывая минимальный размер заработной платы.

Для расчета взноса необходимо умножить МРОТ на тариф и число месяцев, за которые уплачивается взнос в качестве ИП. В 2017 году размер МРОТ – 5965 рублей, то есть взнос составляет 3650, 58 рублей.

Начиная с нынешнего года, сумма не округляется, а выплачивается с копейками. Индивидуальный предприниматель вправе вносить взнос частями или сразу за год. За это отчитываться ни пред какой организацией нет необходимости.

У предпринимателя есть выбор – кроме общей системы обложения налогами можно использовать специальные (при соблюдении условий данного режима).

Варианты выбора:

В бюджет ФФОМС к установленной сумме прибавляется взнос размером 1% (дополнительный) в том случае, если доход предпринимателя составляет свыше 300 000 рублей за год.

Например — прибыль составила 400 000 рублей, значит ДП рассчитывается следующим образом – (400000 – 300000)*0,01. эту сумму и следует внести за медицинское страхование.

  1. Налоги могут быть меньше суммы взноса, которая была уплачена за определенный период.
  2. Дата внесения платы может уменьшить размер взноса. То есть, если оплачивать сразу по кварталам, то можно рассчитывать на меньшую сумму.
  3. Дополнительный взнос также влияет на снижение суммы налога.
  4. Если применяется УСН и ЕНВД одновременно, наемные сотрудники отсутствуют, то налог также уменьшается.
  5. В случае, если сумма взноса за страхование больше суммы налога, то излишки финансов не переносятся на другой период.
  6. Право на уменьшение налога исчезает, когда предприниматель набирает себе сотрудников и выдает им заработную плату. Если же ИП останавливает плату работникам, то налог может быть уменьшен только со следующего периода.

Отражение проводками

Медицинское страхование должно сопровождаться проводками:


Подводя итоги, можно сказать, что целью медицинского страхования является гарантия получения гражданами первой помощи в случае возникновения проблемной ситуации.

Граждане Российской Федерации обладают равными правами и возможностями. Обратиться в страховую организацию можно самостоятельно или через посредника (в этом случае потребуется доверенность).

Страховой полис должен быть у каждого жителя Российской Федерации, независимо от наличия гражданства. Выдается он бесплатно, для получения необходим документ, который удостоверяет особу.

При каждом обращении за медицинской помощью полис необходимо предъявлять. Страхователем может быть организация, индивидуальный предприниматель.

При этом они должны обладать лицензией. Для работающего населения – это организации, предприятия, индивидуальные предприниматели. Для не работающего – Советы министров, районные и областные округи.