Получение высшего образования в исправительных учреждениях. Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы. Документы по окончанию Вуза

  • Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
    • Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
    • Принципы исполнения уголовных наказаний
    • Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
  • Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
    • Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
      • Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
      • Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
      • Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
      • Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
      • Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
    • Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
    • Имплементация норм международного пенитенциарного права
    • Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
  • Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
    • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
      • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
    • Виды исправительных учреждений и их задачи
      • Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
    • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
      • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
  • Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Понятие правового положения осужденных
    • Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
    • Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
  • Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
    • Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
    • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
    • Порядок отбывания наказания в тюрьмах
    • Отбывание наказания в воспитательных колониях
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
    • Правовое регулирование труда осужденных
      • Основные положения привлечения осужденных к труду
    • Воспитательная работа в местах лишения свободы
    • Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
    • Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы
    • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
      • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания - страница 2
  • Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
    • Правовая природа и виды мест содержания под стражей
      • Основания применения заключения под стражу
    • Режим в местах содержания под стражей
      • Режим в местах содержания под стражей - страница 2
    • Гауптвахта как место содержания под стражей
  • Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Исполнение наказания в виде штрафа
      • Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
    • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
      • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
      • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
  • Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
    • Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
    • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
      • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
    • Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
    • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
    • Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
  • Проблема смертной казни в России
    • Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
    • История применения смертной казни в России
    • Практика назначения смертной казни
    • Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
    • Помилование осужденных к смертной казни
  • Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
    • Виды освобождения от отбывания наказания
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
    • Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
    • Порядок освобождения осужденных
      • Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
  • Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера
    • Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    • Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
    • Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
    • История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
    • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
      • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
  • Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
    • Тюремная система самодержавной России
      • Тюремная система самодержавной России - страница 2
      • Тюремная система самодержавной России - страница 3
    • Места заключения Временного правительства
    • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
    • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
    • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3

Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях

Все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности (Основные принципы обращения с заключенными).

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования культуры личности в целом, адаптации личности в обществе, направлено на формирование целостности личности, его гармоничного воспитания и развития. Процесс профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в большей мере подходит для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных.

Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.

Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне - Министерство образования и науки Российской Федерации) в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ - обязательным средством).

Для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, образовательные и воспитательные средства воздействия являются определяющими, имеют определенные особенности.

Получение основного общего образования для несовершеннолетних является обязательным. Их отношение к учебе учитывается при применении мер поощрения и определении степени их исправления, при решении вопроса об оставлении их в воспитательных колониях по достижении 18-летия либо переводе в исправительные колонии. В воспитательных колониях учебно-воспитательный процесс организуется комплексно: общее образование соединено с профессиональной подготовкой.

Это осуществляется в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни и направлено на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения).

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным постановлением Правительства.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах колоний также могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка совершеннолетних осужденных осуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ.

Осужденные из числа инвалидов I или II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональную подготовку.

Отношение к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.

Правовое регулирование получения профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных основывается на конституционном праве граждан на труд, включающем свободу выбора профессии.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для желающих продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования.

Осужденные, осуществляющие трудовую деятельность и обучающиеся в местах лишения свободы, освобождаются от трудовой деятельности на период сдачи экзаменов (экзаменационная сессия) в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Организация получения осужденными основного общего и среднего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для инвалидов I и II групп, а также для осужденных женщин старше 55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желания получить профессиональное образование и профессиональную подготовку они могут принимать участие в образовательном процессе.

На сегодняшний день уголовно-исполнительной системе известны следующие виды профессионального образования и профессиональной подготовки: обучение в ПТУ системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; обучение на производстве исправительных учреждений.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Профессиональные образование и подготовка осужденных, как и их общее образование, осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции России по согласованию с Министерством образования. Данная категория осужденных к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Санкт-петербургский университет управления и экономики

Алтайский институт экономики

Специальность: ”Юриспруденция”

Кафедра гражданско - правовых дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине Уголовно-исполнительное право

На тему: Общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных

Выполнил: студент 4-го курса группы 4531 Коперсак. А. В

Проверил: Казанцев Д.А

Барнаул - 2013

Введение

1.Значение общеобразовательного обучения осужденных

2.Задачи обучения

3. Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных

4.Порядок организации школ

Заключение

Введение

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании).

Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства.» Маркс К., Энгельс Ф. Сом. Т. I. С. 132

Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ) Конституция РФ, однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство построено на качественно новой идеологии - уважении и охране прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 10 УИК РФ) УИК РФ. Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.

1. Значение общеобразовательного обучения осужденных

Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст.2;13).

В области образования государственная политика выражается в том, что Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной (ст.1 и 1 ст.40 Закона РФ «Об образовании»). Это положение чрезвычайно важно для ИТУ, призванных исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления, значительная часть которых имеет недостаточно высокий общеобразовательный и культурный уровень, общественно вредные привычки и наклонности. Изъяны в общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, является одним из криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и скорее может встать на путь антиобщественного поведения, совершения преступлений.

Выборочное обследование осужденных, не закончивших до совершения преступления среднюю школу, показало, что у большинства из них еще до осуждения сформировалось устойчивое негативное отношение к образованию как к ценности.

Как правило, учились без особо желания, не стремились к получению образования и либо сами покидали школу, либо их исключали. Поэтому у многих осужденных знания не глубокие, бессистемные, а самое главное, у них нет необходимых навыков, умения воспринимать преподаваемый материал, отсутствует интерес к учебе. Такие социально-позитивные интересы, как стремление повышению образования, общей культуры, замещаются у правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями и квазипотребностями. Ущербность образования, недостаток объективной информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания, подкрепляются слухами, домыслами, предположениями, нередко являющимися питательной почвой формирования гипертрофированных, искаженных моральных установок преступника. Следовательно, 1) значение общеобразовательной подготовки состоит прежде всего в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их уровень образования и общую культуру. 2) Оно должно способствовать их исправлению и перевоспитанию. 3) Обучение, оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности. 4) С приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности.

Обучение в школе воспитывает у осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-волевые установки на норм типичное, законопослушное поведение после освобождения от наказания. 5)Общеобразовательное обучение осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер ИВ, не входит в содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным членом нашего общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской Федерации (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем, - является одним их факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

На обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее самореализации;

На развитие гражданского общества;

На укрепление и совершенствование правового государства.

формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;

формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

2. Задачи обучения

Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение лиц, лишенных свободы, то они призваны:

Одновременно с задачей повышения образовательного уровня, обеспечения требований Закона «Об образовании»;

Решать задачи их исправления и перевоспитания, искоренения антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей, формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения, воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости приобретения квалифицированной профессии, позволяющей трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях рыночной экономики.

Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании» образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и т.д.

Принципы государственной политики в области образования (ст.2): это основные руководящие начала в сфере образования, на которых базируется все законодательство и вся деятельность образовательных учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7, 11, 14 Закона «Об образовании»).

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; (ст.5)

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждений;

д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10)

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных свободы, реализация принципов государственной политики в области образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.

В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение специфические принципы организации образования осужденных.

К ним следует отнести:

принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную подготовку в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ);

принцип раздельного обучения женщин и мужчин,взрослых и несовершеннолетних,первые отбывающих наказание и неоднократно судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80 УИК РФ);

принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).

3 Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных в местах лишения свободы

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от ранее действовавшего законодательства объединяет в одной главе профессиональное образование и профессиональную подготовку лиц, лишенных свободы, рассматривает их не самостоятельно, а в контексте с регулированием трудовых отношений.

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных. Общеобразовательное обучение развивает общий кругозор, повышает уровень интеллекта и образованности, препятствуя рецидиву. Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.2

В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Обучение в профессионально-технических училищах является основным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129 УИК разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.

Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в ИУ, а также после освобождения из него.

Исключением из этого предписания являются осужденные инвалиды I и II групп, а также осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Если же они желают приобрести ту или иную профессию, то такая возможность им предоставляется. Подобное отношение законодателя к получению профессии обусловлено тем, что наличие у осужденных специальности является важным фактором не только для его правопослушного поведения в период отбывания лишения свободы, но и для успешного включения в жизнь после освобождения из мест лишения свободы. Профессиональное образование и профессиональная подготовка способствуют выработке у осужденного честного и добросовестного отношения к труду. Подготовка высококвалифицированных работников имеет важное значение не только для самих осужденных и ИУ, но и для общества в целом. Это приобрело особую актуальность в настоящее время, когда имеется избыток рабочей силы, повышаются требования к работникам.

Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Основным видом профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы является их обучение в профессионально-технических училищах, создаваемых при исправительных учреждениях. Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наиболее сложным профессиям - до 1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях, обучаются в ПТУ с отрывом от производства.

Обучение на производстве, проводится в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения. В процессе данного вида обучения решаются задачи, как начальной профессиональной подготовки, так и повышения квалификации осужденных.

Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др.

По окончании обучения сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца, свидетельствующий о получении осужденными соответствующей специальности или профессии.

Получение не имеющим профессии осужденным специальности является его специфической обязанностью, за уклонение от выполнения которой к нему могут быть применены предусмотренные УИК РФ меры воздействия.

В отношении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, осуществляется лишь профессиональная подготовка непосредственно на производстве учреждения, исполняющего данный вид наказания.

4 Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных

В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на образование.

Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению свободы, поскольку они являются гражданами России. Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-исполнительного права.

Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях

уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК РФ ст.112,

Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании» (1995г.), Уставом

образовательного учрежденияи положением о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых разрабатываются Уставы, в которых определены задачи, принципы, общие положения деятельности образовательных учреждений, основные направления, формы и методы учебно- воспитательной работы, права и обязанности учащихся, педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным, (реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3) профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ (ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Основными нормативными актами, регулирующими обучение осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.

В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего образования.

Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к образованию не привлекаются.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим центром учебно-воспитательной работы с осужденными.

4 Порядок организации школы

Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по ходатайству территориальных органов управления уголовно-исполнительной системой.

Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 учащихся - осужденных наполняемостью в каждом классе 20 человек (в порядке исключения - 15 учащихся). УКП открываются в ИУ, когда имеется не менее 30 учащихся и нет условий для очного обучения. Если позволяют условия, в общеобразовательных школах и УКП при ИУ могут создаваться параллельные классы на родном (национальном) и русском языке. Количество классов в школе ВК определяется из расчета 25 человек на класс-комплект. Предельная наполняемость класса - 35 человек.

Занятия в общеобразовательных школах проводятся с осужденными без отрыва от производства, в зависимости от условий работы на предприятиях ИУ, посменно, как в дневное, так и в вечернее время. Содержание и организация общеобразовательного процесса в школе при ИК определяется учебными планами, годовыми календарями учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, но обязательно должны быть согласованы с руководством учреждения (ст.15 Закона «Об образовании»). Распорядок для работы школы устанавливается совместным приказом директора школы и начальника ИУ.

Зачисление учащихся в школы при ИК и тюрьмах производится на основании документов об образовании приказом директора школы по согласованию с начальником ИУ или его заместителем по воспитательной работе, а в школе ВК - приказом начальника колонии по представлению директора школы. Комплектование классов должно быть завершено до начала учебного года. Зачисление осужденных, прибывающих в учреждение в сентябре, октябре, производится на основании данных, имеющихся в личных делах, на класс вышеуказанного в приговоре. Одновременно в установленном порядке делаются запросы для получения документов об образовании. обучение осужденный школа

В соответствии с трудовым законодательством РФ на период выпускных экзаменов осужденные освобождаются от работы: учащиеся переводных классов - на 4-6 дней, девятых - 8, одиннадцатых - 20 рабочих дней. Заработная плата на этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Меры взыскания к осужденным, нарушающим правила поведения в школе, применяются начальником ИУ по предоставлению директора в соответствии со ст.115 УИК РФ.

Осужденным, окончившим выпускные классы в школе при ИУ выписывают документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (ст.27 Закона «Об образовании»), который хранится в их личных делах и выдается им на руки под расписку при освобождении выдаются справки об окончании не выпускного класса с указанием оценок по всем предметам, а при переводе в другие ИУ подобные справки приобщаются к их личным делам.

Непосредственное руководство деятельностью школы осуществляет директор, назначаемый соответствующими органами управления образованием по согласованию с территориальными органами управления уголовно-исполнительной системой.

Непосредственно координируют деятельность администрации школ по вопросам организации обучения осужденных в ИУ аппараты, осуществляющие воспитательную работу с осужденными во главе с заместителем начальника исправительной колонии по воспитательной работе.

Заключение

Правовое регулирование вопросов получения осужденными образования осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 61/70), Положением об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г. № 223) и иными нормативно-правовыми актами.

Получение общего образования законодатель определил в качестве основного средства исправления. Однако получение профессионального образования (в том числе и начального, которое является обязательным) к таковым не относится.

Послевузовское образование, согласно Закону РФ «Об образовании», является последней ступенью профессионального образования. Конституция закрепила право граждан на образование (как основное, так и профессиональное) и на свободу научного творчества, а значит и осужденные не должны быть лишены таких возможностей.

Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.

Представляется, что такие изменения расширят возможности осужденных к лишению свободы при реализации их права на получение образования.

Следует отметить, что задача ФСИН России состоит в том, чтобы объединить усилия уголовно-исполнительной системы, общества, государства в борьбе за каждого оступившегося человека. Не бывает абсолютно плохих людей. Что-то хорошее есть в каждом, надо только найти этот позитив и, используя его строить воспитательный процесс. Образование осужденных должно быть направлено на то, чтобы, освободившись из мест лишения свободы, они могли стать законопослушными гражданами, обладающими знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной жизни в современном обществе. В настоящее время следует сконцентрировать усилия на реальных шагах, предусматривающих последовательность и этапность принимаемых решений в области обеспечения права на образование осужденных к лишению свободы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993(ред. от 30.12.2008). - Консультант-Плюс.

2.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.

3.Елеонский В.А. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы.- М.: Юристъ, 2008.

4. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) / под ред. А.И. Зубкова. - Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007.

5. Пономарев П.Г. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы.- М.: Статут, 2009.

6. Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2006.- 469 с.

7. Уголовно-исполнительное право: Учебник / под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

8. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы. Правовой статус осужденных, отбывающих наказания в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах и тюрьмах.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2015

    Виды исправительных учреждений и порядок исполнения наказания. Содержание и условия отбывания осужденных в колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строгого режима. Порядок назначения и изменения вида режима и способы его обеспечения.

    реферат , добавлен 05.02.2013

    Изучение практики исправительных учреждений (ИУ). Средства мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний. Виды, формы и методы психологической подготовки осужденных и ее необходимость. Средства ресоциализации.

    реферат , добавлен 04.12.2008

    Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами. Правовой статус осужденных женщин в исправительных учреждениях. Анализ организационно-правовых проблем исполнения наказания в отношении осужденных женщин.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2016

    Структура занятости осужденных в зависимости от формы организации трудового использования и занятость осужденных в зависимости от отраслевой принадлежности промышленного производства. Специфика организации труда осужденных в исправительных учреждениях.

    реферат , добавлен 31.03.2009

    Регламентация деятельности и социально-правовая сущность колоний-поселений как вида исправительных учреждений в казахстанском праве. Средства обеспечения режима в колониях, организация воспитательного процесса среди осуждённых и их трудовое использование.

    диссертация , добавлен 20.05.2011

    Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика. Исполнение наказания в тюрьмах и его правовое регулирование, принцип дифференциации и индивидуализации. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2010

    Понятие уголовно-исполнительного права Республики Казахстан. Цели и задачи органов, исполняющих наказание: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, организация их труда. Виды, назначение, персонал исправительных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Правовая природа мер поощрения осужденных в уголовно-исполнительном праве. Принципы применения мер поощрения. Их общая характеристика, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помилование, условно-досрочное освобождение осужденных.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2009

    Правовая квалификация исправительных работ как традиционного вида наказания. Порядок назначения и исполнения исправительных работ. Основные права и обязанности осужденных, задействованных в исправительных работах. Основные виды исправительных учреждений.

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г., а также Положением «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г.

В ИУ создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах ИУ. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 1, 2 ст. 112 УИК РФ). Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке РФ (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если ИУ находится на территории соответствующего субъекта. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит УИ принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.


Согласно ч. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации ИУ воспитательной работе с осужденными, так как педагоги, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях) являются основными субъектами воспитательной работы с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК РФ). Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д.

Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, или ОК, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями (ст. 156 Правил).


Организация работы отряда колонии регулируется Положением «Об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г.

Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в ИК не более 50% вместимости колонии, в ВК – на полную вместимость колонии.

Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию ИУ при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В ИУ достаточно широко распространена практика привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории ИУ создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.

Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в ИУ односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.

Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников ИУ нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике ИУ, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями ИУ, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.

Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%).

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы , не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.

Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы , к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.

Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Осужденные инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования:

  • обучение в ПТУ (профессионально-техническом училище) и филиалах системы профессионально-технического образования;
  • обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве.

Осужденные обучаются без отрыва от производства.

Срок обучения в училищах – от 6 месяцев до 1 года, а по наиболее сложным специальностям – до 1,5 лет.

Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием.

Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей.

Обучение в профессионально-технических училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде.

Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, окончившим профессионально-техническое училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца.

  • Абхалимов Вильдан Илдарович , студент
  • Булычев Евгений Николаевич , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ПЕДАГОГ
  • КОЛОНИЯ
  • ОСУЖДЕННЫЙ
  • ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ШКОЛА

В данной статье рассматривается реализация права на образование лицами, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. В статье затрагивается правовые основы права на образование, то есть документы, которые это закрепляют. Также в статье описается, как происходит обучение осужденных в колониях.

  • Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в тюрьмах нового типа
  • Криминологическая характеристика больных онкологическими заболеваниями осужденных мужчин в исправительных колониях
  • Ряд характеристик осужденных можайской воспитательной колонии в 2004 году
  • Роль центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ в процессе профилактики подростковой преступности

Право на образование является одним из важных социальных прав, гарантированных каждому человеку. Оно закреплено во многих международных актах (Всеобщая декларация прав человека статья 26; Конвенция о правах ребенка статья 28 и 29; Европейская конвенция о защите прав человека об основных свобод статья 2 и т.д.), а так же в Конституции РФ в статье 43.

Люди по всему миру считают, что право на образование является очень важным правом человека, и оно должно быть у каждого, ведь образование помогает нам развить себя как личность.

Под образованием в широком смысле следует понимать – процесс, в котором происходит передача от поколения к поколению всех знаний, которые выработало общество, усвоение общественно-исторических результатов, отраженных в науках, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование является фундаментом развития культуры, а также помогает развитию всего общества в целом, ведь на образованных людях держатся все государства.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует не только право на образование, но также еще закрепляет общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование является обязательным. На конкурсной основе также можно бесплатно получить высшее образование.

Лица, осужденные за совершение преступлений, подвергаются по приговору суда обоснованным ограничениям в правах, однако право на образование для таковых лиц ограничению не подлежит, так оно служит средством их исправления. Однако в процессе реализации этого права для осужденных возникают некоторые особенности.

Первая школа при тюрьме была создана в начале 1860-х годов в Московском Смирительном и Рабочем доме. В программу обучения осужденных, которые находились там, входили такие предметы как азбука, арифметика, статьи с духовным смыслом. Данное образование рассматривалось как духовно-нравственное воспитание осужденных и ложилось на плечи священнослужителей.

15 ноября 1920 года было принято «Положение об общих местах заключения», которое установило, что в исправительных учреждениях нужно организовывать школы для всех неграмотных осужденных, не достигших 50 лет. В 1958 году приняли «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР», согласно которому все заключенные получили право получить среднее образование в образовательном учреждении при исправительной колонии. В середине 1980-х годов во всех исправительно-трудовых учреждениях РСФСР работали средние общеобразовательные школы.

На сегодняшнее время в большинстве стран вместо ужесточения наказания для заключенных происходит развитие мер и мероприятий по исправлению и образованию осужденных, помощь им в социализации. В исправительных колониях все чаще открываются различные образовательные центры, кабинеты психолога, в которых проводятся тренинги для заключенных, создаются творческие кружки по разным видам деятельности.

Статья 80 ФЗ «Об образовании в РФ» закрепляет организацию предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы. Лицам, которые находятся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обеспечиваются условия для получения общего образования с помощью создания общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях.

Лица, которые находятся в местах лишения свободы и не достигли 30 лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях, которые создаются также при исправительных учреждениях. Лица, которые уже достигли 30 лет или являются инвалидами 1 и 2 группы по желанию сами определять, хотят ли они получать образование.

Лицам, которые были приговорены к пожизненному лишению свободы, дают возможность получить образование в форме самообразования, если это не противоречит порядку и условиям отбывания наказания.

Если осужденные лица не имеют профессии, по которой они могут работать, то для них организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, разрешено получить среднее профессиональное и высшее образование в заочной и дистанционной форме обучения.

Дистанционная технология обучения заключенных – это процесс обучения заключенных с применением компьютерно-информационных и телекоммуникационных технологий в условиях изоляции от общества в рамках определенного режима содержания с ограничениями в соответствии с УИК РФ. Процесс подачи образовательной информации при такой форме обучения согласовывается с руководством исправительного учреждения в зависимости от распорядка, который заведен в колонии.

Чтобы обеспечить осужденным право на их образование, при исправительных колониях органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ создаются вечерние школы, учебно-консультационные пункты.

Школы в колонии создаются только при наличии не менее 80 человек, которые будут обучаться. Если указанное число человек не набирается, то при исправительной колонии открывается учебно-консультационный пункт.

По нашему мнению, реализация школьного образования вместе с воспитанием, обогащает осужденного знаниями, помогает ему развиться, определить перспективы дальнейшей жизни, препятствует усвоению законов преступного мира, формирует склонность к правопослушному поведению.

Созданная при исправительной колонии школа, организует образовательный процесс для осужденных лиц в соответствии с учебным планом и программой внедряет современные педагогические технологии, учитывая особенности режима дня осужденных. Также школа оказывает помощь тем, кто обучается в подготовке к учебным занятиям, самообразованию. Администрации учреждения же школа помогает воспитывать осужденных и социально адаптировать их. Если осужденные будут хорошо учиться и иметь определенные успехи в учебе, то школьные сотрудники могут попросить их поощрить администрацию колонии.

Также если осужденные обучающиеся, которые хорошо выполняют учебный план, на период проведения государственной и промежуточной аттестации могут освобождаться от своей работы с сохранением зарплаты, их не могут привлекать к сверхурочным работам, которые могут оторвать их от учебных занятий, и еще они имеют право на сокращенную рабочую неделю.

Важными задачами при обучении осужденных в исправительных колониях являются:

  • Сделать из осужденного, которые скорее всего на всех озлоблен, полноценного члена общества, которые будет готов ему послужить;
  • Попытаться помочь осужденному забыть о повторных совершениях преступления. Как показывает статистика, те из осужденных, кто получает образование, реже снова прибегают к рецидиву преступления;
  • Сделать так, чтобы осужденный смог осознать свою полезность и значимость, объяснить, что профессия и образование сможет обеспечить им хорошую дальнейшую жизнь на свободе.

По изученной нами статистике на 2016 год в учебных заведениях при исправительных колониях обучается около 60000 осужденных: из них 64% в 5-9 классах, 29% в 10 классе, 7% в начальных классах.

Вообще общее образование осужденных Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее УИК РФ) называет мерой воспитательного воздействия. В статье 112 УИК РФ также закреплено получение основного общего образования осужденными, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, если они еще не достигли 30 лет.

Учитывая специфику образовательного учреждения и то, что оно находится при исправительной колонии, в учителя в основном берут бывших офицеров и работников пенитенциарной системы, так как это дает возможность построить работу в соответствии с режимом осужденных. Главной особенностью преподавания при исправительных колониях для осужденных является то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, которые совершили тяжкие преступления, которые уже имеют свое мировоззрение, взгляды, сломанную психику, способные на дальнейшие правонарушения.

Преподаватель в таких условиях образовательной деятельности должен:

  • иметь демократический стиль работы;
  • быть коммуникабельным;
  • осуществлять своевременную педагогическую поддержку;
  • быть оратором;
  • иметь знания в области социальной психологии;
  • уметь быть лидером;
  • реализовывать возрастной подход в образовании;
  • ориентироваться в сущности преступного мира;
  • адекватно реагировать на изменения обстановки вокруг.

Мы полагаем, что на такую работу может претендовать только человек, который имеет железные нервы, выдержку, знает все тонкости психологии, и может быть толерантным, когда это потребуется, который сможет показать, что он не считает себя выше осужденных, но также показывает, что во время занятий главный в комнате он, и они должны делать все, что он скажет.

В данное время исправительные колонии и органы управления образованием создают гибкую системы образования для осужденных, которая предоставить им возможность беспрепятственно получить среднее и высшее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения.

В реализации права на образование для заключенных несомненно много плюсов, ведь образованному человеку после освобождения будет легче восстановить свои отношения с семьей и окружающими, найти достойную работу. Все это поможет человеку уважать себя самого, изменить свой социальный статус, стать законопослушным членом общества и востребованным членом трудового коллектива.

Существует Европейская ассоциация по образованию в тюрьмах (EPEA), которая является неправительственной организацией, а ее члены – это администрации тюрем, преподаватели, ученые и др. профессионалы в этой сфере, которые интересуются и думают о продвижении и развитии образования в тюрьмах и колониях по всей Европе. В EPEA входит более 800 членов в 35 странах Европы и по всему миру.

В их сферу деятельности входит европейское сотрудничество и помощь в профессиональном развитии людей, которые осуществляют процесс обучения осужденных; работа с другими профессиональными организациями в этой области; поддержка разных исследований в колониях; открытие и развитие своих филиалов внутри стран; организация международных конференций.

Подводя итог сказанному, отметим, что в России создана хорошая правовая основа для реализации лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы своего права на образование. Оно реализуется в образовательных учреждениях при исправительных колониях, при этом, большое внимание уделяется нравственно-интеллектуальному развитию их личности, и помощи в будущей профессии.

Мы считаем, что обучение осужденных в исправительных колониях очень важно, так как это дает им не только знания, профессию, дальнейшее развитие своего будущего и своей личности, но также отвлекает заключенных от бессмысленного провождения своего времени и способствует переосмыслению своей жизненной позиции. Поэтому можно сказать, что образование имеет важное значение для исполнения главной задачи, которая стоит перед исправительными колониями – это исправление осужденного и помощь ему в становлении на правильный жизненный путь.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года в сфере образовательной деятельности предполагает дальнейшее развитие получения заключенными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, формирование и осуществление специальных методик обучения, которые будут учитывать уровень интеллектуального развития и педагогической запущенности заключенных, а также образовательных и коррекционных программ работы с разными видами заключенных.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ.
  4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Электронный ресурс. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения 19.112016 г.).
  5. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
  6. Строева Г. В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного // Педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 129–153.