Классный час "проступок, правонарушение". Классный час "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков" классный час (5 класс) на тему Организация воспитательного процесса классным руководителем

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат

"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков»

Подготовила классный руководитель 7 класса

Алибаева Ай гуль Хисматовна

Лагерево 2015

Классный час по профилактике беспризорности.

Цель: профилактика беспризорности

Задачи : определение причин ухода ребенка из семьи; учиться умению разрешения трудных жизненных ситуаций и преодоления их; формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающим.

Оборудование: плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога.

Ход занятия

Проведению классного часа предшествовало проведение анкетирования о понимании проблемы беспризорности и отношения детей и их родителей к ней. Просмотр слайдов по теме.

В течении недели вы ребята и ваши родители отвечали на вопросы анкеты, где я просила дать определение: «Что значит беспризорные дети?». Ваши ответы показали, что вы прекрасно понимаете, кто они, отчего они оказались в данной ситуации. Но меня огорчило, что в вопросе: «Готовы ли вы оказать беспризорному ребенку помощь?» практически 90% вас и ваших родителей дают категорический отказ. Я не хочу заниматься нравоучениями или стыдить вас. Нет! Просто хочу, чтобы вы обратили внимание на проблему, в которой оказались люди – ваши сверстники, живущие может быть совсем рядом с вами.

Давайте обратимся к закону. Согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих". Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу? Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности.

Человек биосоциальное существо Что такое "био" понятно. Наш рост и развитие наше становление происходит в обществе, т.е. в социуме. Формируется характер, черты личности, сама личность. Большую роль в этом играют отношения. Вообще, ребята, межличностные отношения сложная вещь. Тебя принимают или не принимают. Ты понимаешь что-либо или кого-либо или нет. Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи? Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер.

Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогает при необходимости.

Мы увидели на данной сводной схеме, по – модному, кластере, что уходы из семьи бывают по 2 причинам: 1. невозможность восприятия негатива в семье – отчаяние; 2. доказать что – либо родителям - вызов.

Мы уже выяснили, что в беспризорной жизни нет ничего, что нам хотелось бы испытывать в собственной жизни. И только что поняли, что причины по которым дети уходят из дома могут возникнуть и у нас. Как избежать возможной трудной ситуации? Или как ее решить если она уже наступила? Поможет нам в решении поставленной проблемы тренинг общения.

Тренинг СОЛНЫШКО

Отношения, как мы уже говорили, сложная вещь. И не важно, где, в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем новое общение с позиций своего "Я".

Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?

Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи на Солнце.

Вывод

Ребята посмотрите тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех: драки, дразниться – неуважение к товарищу. Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности: проблема неудовольствия своими физическими данными, невозможности преодолеть свою лень.

Как вы думаете, проблема важна для вас, для вашей семьи? А для других? А разве твоя проблема не схожа с проблемой вот его? (сравниваю ) Выскажите свои суждения?

Ребята высказываю свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия.

Вывод: Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты общения как в школе, в классе, само собой и дома, в семье

Тренинг ДЕРЕВО нашей поддержки.

Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!

Вас может поддержать семья? Да

Вас могут поддержать друзья? Да

Вас могут поддержать одноклассники? Да

А может поддержать старший? Учитель?

Как вы считаете, можно ли выделить из вышеперечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи?

А вы со мной согласны?

На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?

Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.

Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?

Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.

Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.

Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашиваю, почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.

Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь становится легче общаться.

Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.

Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить

Обсуждение советов с детьми.

А вы считаете этот способ для вас приемлемым?

Как вы думаете, мы можем их учитывать? Почему?

Рефлексия/

Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество охарактеризуйте его несколькими словами.

Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество. Чтобы вам было легче, примеры слов, которые можно использовать представлены.

Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов.

Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности, коммуникационной компетентности.

Благодарю вас всех за интересное общение. Мне было приятно с вами работать. До свидания

21 сентября 2018

21 сентября 2018 года инспектор ОДН ОМВД России по г. Железноводску капитан полиции Попов Ф.З. совместно с социальным педагогом Шведовой М.А., классными руководителями и мастерами производственного обучения провели профилактические классные часы в группах нового набора.

Цели проведения :

*профилактика правонарушений несовершеннолетних;

*пропаганда правовых знаний;

*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

* формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

* развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Ход классного часа

  1. Инспектор ОДН : Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»

Эпиграфом к нашему мероприятию я бы взял следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ЗАКОН — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Социальный педагог:

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» — эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Попробуйте назвать эти поступки: плохо учатся, а потом бросают учебу;

курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; портят имущество и многое другое.

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

Почему такое происходит?

Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

  1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет

  1. применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  1. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
  2. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Инспектор ОДН:

Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

1) «Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)

«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

— арестом на срок до 2-х лет;
— до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

— тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, — наказывается:

  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество … под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества… наказывается:

  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы».

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).

1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.

Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка

О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.

Итак, причиной правонарушений становятся:

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

стремление к примитивному времяпровождению.

преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.

жадность.

стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

Низкий уровень правовой культуры граждан.

Алкоголизм и наркомания

Безответственное отношение к учебе, знаниям.

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит людей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

Материал подготовлен социальным педагогом Шведовой М.А.














Цель классного часа:

  • расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
  • развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”

Оборудование: мультимедийный проектор.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Ничто мы так плохо не знаем, как то,
что каждый должен знать, – закон.

О.Бальзак

Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)

По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)

Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)

Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)

Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)

А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)

Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)

В подъезде дома шло бурное веселье. Группаподростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.

Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)

Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)

Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)

Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)

Из уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)

  1. Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:
  2. а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

  3. То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание

Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?

Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)

Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
  • Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа

– Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.

– Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на

Слайд № 16)

А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)

Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.

Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.

Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)

Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.

Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?

Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?

Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)

  • Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
  • Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
  • Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.

Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.

Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.

“Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.

Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.

Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?

Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.

Познай людей и самого себя (Слайд № 23)

Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

  • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
  • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
  • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
  • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
  • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
  • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).

Обзор материала

Обзор материала

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Человек и закон

Правовое воспитание – неотъемлемая часть современного воспитания. Каждый человек должен знать законы и в своей повседневной жизни постоянно руководствоваться ими. Особенно важное значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий.

Подросток готовится вступить в самостоятельную жизнь. В этот период активизируется его ценностно-ориентационная деятельность. Устанавливая ответственность за различные преступления, закон предупреждает, что какого рода действия противоречат интересам общества, и потому находятся под запретом. Это необходимо знать подросткам, которые не всегда задумываются о возможных последствиях своего поведения. Знакомство с нормами уголовного права может помочь подростку правильно повести себя в сложной конфликтной ситуации и не совершить ошибочного шага.

Социально-правовую активность надо воспитывать в человеке с детства. И эта задача стоит перед родителями и учителями. Высокая правовая культура, самодисциплина помогут сегодняшнему подростку завтра стать полноправным членом нашего общества.

Цели проведения:

Профилактика правонарушений несовершеннолетних;

Пропаганда правовых знаний;

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у обучающихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Задачи:

Информировать несовершеннолетних о правах, государственных законах и ответственности за их нарушение;

Способствовать успешной социализации несовершеннолетних через принятие ими норм и правил общественной жизни;

Способствовать осознанию жизненных целей и выбору эффективных путей их

достижения во имя благополучного будущего;

Развивать навыки личностного контроля над ситуацией.

Подготовительная работа:

Провести анкетирование учащихся (см. приложение П.1)

Подготовить карточки для работы с понятиями для «Словаря гражданина» (с перепутанными позициями);

Подготовить карточки с изображением позитивного и негативного поведения человека;

Подготовить карточки с положительными и негативными причинами правонарушений;

Создать презентацию «Правонарушения среди подростков»;

Пригласить людей компетентных в области регулирования правовых норм (представителей детской комнаты милиции, комиссии по делам несовершеннолетних); - подготовить памятки;

Подготовить в виде плакатов высказывания выдающихся людей и пословицы (на выбор): «Не жалко – человеческое достоинство», «Торгуя честью, не разбогатеешь» Л. Вовенарг

«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» Ф.М. Достоевский

«Букву закона следовало бы включить в алфавит» Е. Лец

« Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон

«Полагаться на законы и к тому же понимать их положения - только так можно добиться согласия» Сюнь-цзы

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» Демокрит

«Благо народа - высший закон»

«Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому»

« Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели» Цицерон Марк Туллий

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают» Л.Н. Толстой

« Законы изобретены для блага граждан» Цицерон

«С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся» (Латинская пословица)

«Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает» (Русская пословица)

План классного часа:

I. Вступительное слово, представление гостей

Выявление причин правонарушений: «Мозговой штурм».

III. Анализ анкетирования учащихся.

IV. Информационный блок:

1. Показ презентации «Правонарушения среди подростков»;

2. Ответы представителей правопорядка на вопросы обучающихся.

3. Материалы статистики о правонарушениях в школе, округе, городе.

V. Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций. Невыдуманные истории.

VI. Заключительное слово.

Ход классного часа.

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Человек и закон». Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова: «Незнание законов не освобождает от ответственности» (на доске).

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 155 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

«Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).

Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

Стремление к примитивному времяпровождению;

Зависть;

Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей;

Жадность;

Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

Неуверенность в завтрашнем дне;

Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции;

Низкий материальный уровень жизни населения;

Низкий уровень правовой культуры граждан;

Алкоголизм и наркомания;

Ответственное отношение к учебе, знаниям;

Обладание богатым внутренним миром;

Общение и искусством, природой;

Доброта.

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так? Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит людей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и, что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? Где кончается мальчишеская проделка и начинается преступление? С какого возраста несовершеннолетние несут уголовную ответственность? Что такое вина? Какие обстоятельства смягчают или отягчают ответственность виновного? Как по закону наказываются подростки, совершившие преступления? На многие из этих вопросов мы попытаемся ответить сегодня.

II. Составление «Словаря гражданина».

Для начала я хочу предложить вам составить «Словарь гражданина». Для этого у вас на столе лежат карточки с терминами и определениями, вам нужно напротив карточки с термином положить карточку с соответствующим на ваш взгляд определением. (Учащиеся разбиваются на группы. Ребята работают в течение пяти минут, затем каждая группа опрашивается по двум определении.)

Молодцы. У каждого из вас получился «Словарь гражданина».

Закон- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

запрещенное законом и влекущее наказание.

Правонарушитель - лицо, совершившее правонарушение.

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Проступки - обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

Преступление (уголовное преступление) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Как показывает само наименование «преступление»… такое деяние должно заключать в себе переход, преступление за какой-то предел, отклонение или разрушение чего-либо.

Право - совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Субъективное право - возможность конкретного лица по своему выбору совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения.

Уголовное право - это юридические нормы, законы, предназначенные для борьбы с преступлениями.

Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.

Суд - орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства.

Судья - лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; лицо, наделённое судебной властью.

Адвокат - лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.

Духовность - высшая деятельность души, устремленность к моральному совершенству, преображению души.

Нравственность- термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле

Мораль (термин введён Цицероном; общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Классный руководитель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры):

плохо учатся, а потом бросают школу; совершают кражи; курят и выпивают;

устраивают драки; наносят вред здоровью окружающим; лгут даже без причины;

грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; играют в карты;

занимаются вымогательством; посылают ложные сообщения об актах терроризма;

стараются выяснить отношения только с помощью силы;

разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое.

III. Анализ анкетирования учащихся. Вы отвечали на вопросы анкеты «Закон и ответственность». Сейчас я хочу вам представить анализ анкетирования (анализ анкетирования для лучшего восприятия можно вывести на экран).

С каким настроением ты идёшь обычно в школу?

а) с хорошим настроением-44%

б) без особого удовольствия-37%

в) с плохим настроением-19% опрошенных.

Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе-17%

б) со сверстниками на улице-22%

в) со старшими ребятами в школе-0%

г) со старшими ребятами на улице-25%

д) с другими людьми-0%

е) такого не случалось-52%.

Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе-34%

б) да, сверстники на улице-41%

в) да, старшие ребята в школе-18%

г) да, старшие ребята на улице-12%

д) да, другие люди-15%

е) нет, такого не случалось-0%.

Случалось ли, чтобы пытался оскорблять, унижать, издеваться над?

а) да, над сверстниками в школе-11%

б) да, над сверстниками на улице-15%

в) да, над старшими ребятами в школе-0%

г) да, над старшими ребятами на улице-10%

д) да, над другими людьми-0%

е) нет, такого не случалось-59%.

Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовал принести что-либо из дома?

а) да, случалось -27%

б) нет, такого не случалось-73%.

Если случались такие ситуации, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителя-64%

б) рассказывал старшему брату (сестре)-26%

в) рассказывал другу, подруге-44%

г) рассказывал учителю-10%

д) пытался защитить себя сам, дрался--51%

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали-20%.

Как ты думаешь, какие правонарушения из перечисленных распространены в нашей школе?

а) кражи-29%

б) мошенничество-18%

в) хулиганство-39%

г) распитие спиртных напитков-25%

д) драки-52%

е) порча имущества-31%

ж) другое, допиши сам

Какие преступления, на твой взгляд, могут совершить твои знакомые?

а) угон транспортного средства-7%

б) грабёж-0%

в) избиение-14%

г) воровство-12%

д) распространение наркотиков-0%

е) такого не может случиться-70%.

Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

а) компания- 35% б) семейная ситуация-40%

в) особенности характер-23%

г) непредвиденная ситуация-19%

ж) другое, допиши сам

Какие меры предупреждения необходимо на ваш взгляд использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а) обсуждение статей законов в семье-17%

б) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них -64%

в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества-32%

д) тренинги, игры, семинары по правовой тематике-34%

Классный руководитель: Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Давайте мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

IV. Информационный блок:

Существует четыре вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Классный руководитель: Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (Идёт показ слайдов презентации, разъяснения и комментарии дает специалист, приглашенный на классный час.)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа молодых людей. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, почему составлен протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель (специалист) обращается к статье и делает вывод.)

«Хулиганство (ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

Арестом на срок до 2-х лет;

До 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

Тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

Мошенничество

Ребята, гуляя во дворе, остановили незнакомого велосипедиста и попросили прокатиться вдоль дома. Мальчику велосипед не вернули. Родители потерпевшего написали заявление в милицию.

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

ограничением свободы;

арестом;

лишением свободы».

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162 УК РФ). Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Классный руководитель: Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением. Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка; посещение театра, выставки; дружная семья дома, в саду, парке; человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, прогулка в лесу, занятие спортом) и ситуаций с поведением пьяного человека. Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?

В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться. Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти). Обсуждаем возможные варианты отказов, записываем их на доске. Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка. О вреде и последствиях пьянства и алкоголизма знают все. Пьющие люди вредят и самим себе, и семье, и государству. Составляем памятки. (П.№2,3.)

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (Идёт обсуждение ситуаций.)

Задание 2. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки(1) и преступления(2).

9. Разбил мячом окно (Г).

10. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

VI. Заключительное слово.

Классный руководитель: Проходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Вы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он пошёл на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек! Так что же вы выбираете? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз вы выбираете закон и порядок, то не должны забывать, что выбранный вами путь законопослушных граждан потребует от вас самих неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

Приложения

Приложения:

Скачать материал

В настоящее время правовое просвещение является одним из самых актуальных элементов внеклассного досуга. Современное состояние всех сфер общественной жизни диктует условия, при которых нужно формировать у школьников миропонимание, основанное на уважении к закону. Необходима профилактика правонарушений. Классный час на эту тему должен решить все поставленные цели и задачи.

Какие цели и задачи поставить для проведения внеклассного мероприятия о правонарушениях?

Главная цель подобного мероприятия заявлена в самом названии. Это профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Следующие задачи помогут в реализации поставленной цели:

  • Познакомить учащихся с видами правонарушений и типами уголовной или административной ответственности, предусмотренных для несовершеннолетних;
  • Воспитать гражданско-правовое сознание школьников и чувство ответственности за совершенные поступки;
  • Дать понятие учащимся об особенностях уголовной ответственности за содеянные правонарушения;
  • Сформировать навыки глубокого анализа совершенных поступков, выбора правильной позиции в любых ситуациях, умения принимать решения самостоятельно.

Как оформить кабинет для проведения классного часа?

Для подобного внеклассного мероприятия должна быть подготовлена небольшая экспозиция, включающая:

Помимо этого, можно включить в выставку книги «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних» А.А. Беженцева, «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений» Картушина, «Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних» Давыденко и прочие. Данные учебные пособия предназначены для педагогов, социальных работников, психологов, библиотекарей.

Роль библиотеки очень значима в предупреждении противоправных деяний. Проведение классного часа на тему «Профилактика правонарушений » в царстве книг может оказать хорошее влияние на учащихся, открыв им новые границы непознанного. Формирование духовно-нравственных позиций детей главная цель любой книги, и опытный библиотекарь и педагог смогут объяснить это школьникам на различных примерах.

Темы классных часов о профилактике правонарушений

Существует множество видов противоправных деяний, о которых в рамках одного классного часа поговорить будет затруднительно. Поэтому необходимо выбрать самые актуальные (например, для того муниципального района, в котором расположена школа) темы.

  • «Хулиганство. Вандализм. Массовые беспорядки»
  • «Жестокость на улицах»
  • «Подростковый алкоголизм и наркомания»

Зачастую подобный классный час имеет обобщающее название:

  • «Подросток и правонарушение»
  • «Преступление и наказание»
  • «Мы в ответе за свои поступки»
  • «Страна Закония» (для младших классов)

Формы проведения классного часа

Практика показывает, что наибольшее влияние на школьников оказывают мероприятия, где они выступают главными действующими лицами, а не просто наблюдателями и слушателями. Поэтому на эту тему классный час лучше проводить в игровой или дискуссионной форме.

Школьники могут стать создателями деловой игры, организация и участие в которой принесут им только положительные эмоции. Кроме того, такая форма мероприятия будет реализовывать принцип совместной деятельности, диалоговое общение, имитационное и игровое моделирование.

Возможно использование открытого типа игр (рефлексивные игры, живой квест), где нет заранее продуманного сценария.

Для того чтобы привлечь внимание школьников к проблеме возможно приглашение инспектора по делам несовершеннолетних, составление социального паспорта класса, проведение анкетирования, которое позволит проанализировать внеклассную занятость детей.

Классные часы по данной теме целесообразно проводить с учениками раннего подросткового возраста (и старше), однако и младшие классы нуждаются в ознакомительной беседе о правах ребенка и существующих законах.