Кто может быть уполномоченным по охране труда в организации? Как и кем он назначается? Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации Материалы для работы уполномоченных по охране труда

Добрый день, коллеги! Вопрос поступил от Натальи Кто может быть уполномоченным по охране труда в организации? Как и кем он назначается?

Ответ:

Уполномоченный по охране труда - это лицо, которому было доверено представлять интересы работников организации. Уполномоченные лица по охране труда действуют на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30, а также на основе типового положения об уполномоченном профсоюзного органа по охране труда, утвержденного соответствующим постановлением руководящего выборного органа соответствующего общероссийского профсоюзного объединения, или аналогичного документа.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. Профсоюз (ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Если уполномоченный является представителем профсоюзного комитета организации, то уполномоченный избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации или ее структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа.

При этом уполномоченный является членом Профсоюза и не занимает должность, в соответствии с которой несет ответственность за состоянием условий и охраны труда в образовательной организации. Избрание уполномоченного подтверждается протоколом профсоюзного собрания. Уполномоченному выдается соответствующее удостоверение.

Если уполномоченный от трудового коллектива организации, то его избирают на общем собрании трудового коллектива. Для этого в производственных подразделениях от трудовых коллективов избираются уполномоченные лица по охране труда. Срок их полномочий, как правило – три года. Избрание проводится на общих собраний трудовых коллективов подразделений.

Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.

В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.

Желательно для закрепления прав, обязанностей и гарантий деятельности уполномоченного по охране труда в организации

Коллектив организации через профсоюзы, а в случае отсутствия таковых — через своих уполномоченных по охране труда может участвовать в выработке решений по улучшению условий труда и осуществлять общественный контроль за их выполнением, принимать участие в системе управления охраной труда в организации.

В целях повышения эффективности и совершенствования форм и методов работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по защите прав членов Профсоюза или работников коллектива на здоровые и безопасные условия труда,

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

14.08.2018

Охрана труда важна не только для работодателя, но и для работников на предприятии, поскольку она обеспечивает безопасность работы.

Поэтому сотрудники для контроля над соблюдением законодательства в области охраны труда имеют право выбрать уполномоченное лицо, которое будет контролировать соблюдение всех норм безопасности на производстве.

Кто это такой?

Уполномоченный по охране труда - это не , а доверенное лицо , которое осуществляет надзор и контроль на предприятии и действует в интересах работников и сотрудников.

Их действия опираются на определённую нормативную базу, в том числе: Трудовой кодекс РФ, рекомендации Министерства Труда и некоторые местные правовые акты.

Уполномоченные лица следят за тем, чтобы не были нарушены права членов профсоюза в области безопасной трудовой деятельности.

Осуществляет контроль над соблюдением и обновлением правил, инструкций , а также всех норм пожарной и технической безопасности.

В соответствии с этим уполномоченное лицо наделяется определенными полномочиями и обязанностями.

Кого можно выбрать на предприятии?

Уполномоченным по охране труда может быть любой член организации , за у которого проголосовал рабочий коллектив. Это может быть член профсоюза, если таковой имеется на предприятии.

Также это может быть и просто член трудового коллектива , если он выдвинут и выбран большинством.

При этом важно, что уполномоченное лицо не может быть уволено работодателем без соответствующего согласования с членами профсоюза.

Подчиняется уполномоченный также не работодателю, а профсоюзной организации.

При этом в его обязанности не входит внедрять и разрабатывать механизмы по безопасности о охране труда.

В первую очередь, он контролирует их соблюдение и соответствие норм действующему законодательству.

Уполномоченное лицо не обязательно должно работать на данном предприятии , это может быть специалист со стороны, если его одобряет профсоюз.

Как проводят выборы доверенных лиц?

Уполномоченное лицо по охране труда - должность выборная и предполагает проведение выборов, которые организует профсоюз.

Также выборы может провести любая другая представительная организация , которая представляет интересы сотрудников на данном предприятии.

Если представительных учреждений в организации несколько, то каждая может выдвинуть свою кандидатуру на должность уполномоченного лица по охране труда.

Не желательно предлагать кандидатуры, которые в организации параллельно являются и ответственными лицами по охране труда .

Выборы проходят на общем собрании работников предприятия . Может быть выбрано несколько уполномоченных, в зависимости от размера предприятия.

Если организация крупная, то есть возможность назначить уполномоченных лиц как по предприятию в целом, так и для каждого структурного подразделения по отдельности.

При проведении выбор в обязательном порядке должен быть протокол .

В данном документе отражается следующая информация:

Количество уполномоченных лиц в рамках одного предприятия в законодательстве не прописано, а значит не ограничено.

Но такие ограничения могут быть поставлены внутренними нормативными актами самой организации.

Кроме того деятельность доверенных сотрудников также регламентируется нормативными актами внутри организации, поскольку они во многом зависят от специфики работы предприятия.

Особенно это касается вредных и опасных производств, на которых соблюдение норм безопасности и охраны труда играет важную роль.

Ответственность, которая возлагается на доверенное лицо в первую очередь контролируется профсоюзом сотрудников. Отчитывается сотрудник также перед собранием, которое его выбрало на данную должность.

При этом руководство компании должно в полной мере обеспечить обучение уполномоченного лица и сделать возможным его деятельность и соблюдение всех должностных инструкций.

Свою работу в полной мере уполномоченное лицо начинает с приказа о его назначении. Приказ издается непосредственно после избрания и подписывается руководителем организации.

Обязательной информацией, которая должна присутствовать в приказе является номер протокола собрания , на котором проходили выборы.

Уполномоченное лицо должно быть ознакомлено с приказом и поставить там свою подпись. Только после этого доверенный сотрудник может приступать непосредственно к своим обязанностям.

На какой срок?

Срок, на который выбирается доверенное лицо от профсоюза на должность уполномоченного по охране труда, не должен составлять меньше 2-х лет.

Раньше с этой должности его могут отозвать только представители профсоюза в связи с серьезными нарушениями прав или невыполнением своих обязанностей.

Организация работы, права и обязанности

Права и обязанности доверенного лица очень широки, а потому их стоит подробно изучить еще перед вступлением в должность. Кроме того эти полномочия должны быть известны работодателю, членам профсоюза и непосредственно работникам предприятия.

Права уполномоченного по охране труда:

Все эти права вступают в силу сразу после издания руководителем приказа о назначении уполномоченным лицом конкретного человека на основании протокола выборов.

Есть у доверенного лица и обязанности:

  • Участвовать с работодателем в создании условий труда, которые отвечают всем нормам безопасности труда.
  • Обязан контролировать действия работодателя и главного руководителя в сфере охраны труда и соблюдения действующего законодательства по обеспечению безопасности.
  • В конфликтных ситуациях и спорах между сотрудниками и руководителем должен представлять интересы работников, а также отстаивать их доступными способами.
  • При обращении к нему, уполномоченный должен предоставлять необходимые консультации и отвечать на вопросы, в сфере обеспечения безопасности труда.

Отчитывается уполномоченное лицо непосредственно перед профсоюзной организацией.

Полезное видео

Сколько должно быть уполномоченных по охране труда на предприятии, рассказано в данном видео:

Выводы

На любом предприятии должен быть человек, который отстаивает интересы не только работодателя, но и сотрудников, в том числе и в сфере охраны труда.

Об этом должна позаботиться профсоюзная организация и выдвинуть кандидатуру на должность уполномоченного по охране труда.

Профсоюз и охрана труда.

Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда.
Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок с дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.
Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных , учитывающего специфику деятельности организации.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее чем на 2 года.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда в организации. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенные на них функции или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Для вновь избранных доверенных лиц рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия (с сохранением среднего заработка).

Основные задачи уполномоченных лиц

Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;
- осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Функции уполномоченных лиц

К функциям уполномоченных относятся:
- контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
- участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
- информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных лиц

Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;
- контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;
- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Порядок осуществления контроля внештатными инспекторами государственных органов надзора

Для повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности и более широкого привлечения общественности к его осуществлению органы государственного надзора организуют работу внештатных инспекторов.
Внештатный инспектор труда действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе труда Федеральной инспекции труда, утв. Приказом Федеральной инспекции труда от 27.06.00 г. № 4.
Внештатный инспектор органов Ростехнадзора действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе органов ГГТН РФ, утв. Приказом ГГТН РФ от 11.04.97 г. № 72.
Внештатным инспектором может быть гражданин РФ не моложе 18 лет. Он утверждается на основании личного заявления, представления профсоюза или другой общественной организации, иных документов, подтверждающих пригодность кандидата к выполнению специфических задач и функций, приказом руководителя надзорного органа.
В организациях образуются посты общественного контроля, в которые входят также внештатные инспекторы труда и внештатные инспекторы Ростехнадзора, закрепляемые за определенными государственными инспекторами. Внештатный инспектор осуществляет свои функции под непосредственным руководством и контролем государственного инспектора, за которым он закреплен.

Федеральным законодательством профсоюзам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением работодателями их обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

Эти положения п. 2 ст. 20 Закона о профсоюзах получили развитие в ст. 370 ТК РФ.

1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

2. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Что же касается уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов, то их права приводятся в части 6 ст. 370 ТК РФ, а частью 8 данной статьи установлено, что они имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.



Примечание.

1) Исполком ФНПР постановлением от 18 октября 2006 г. N 4-3 утвердил Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза.

2) В целях реализации пункта 3.1. указанного выше Типового положения Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов.

Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза.

Основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза*(9) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях*(10), в которых работают члены профсоюза, регламентируются упомянутым выше Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3. Как следует из приведенного текста, деятельность уполномоченного не выходит за пределы организации, в которой работают члены профсоюза. С этой точки зрения было бы, по нашему мнению, более точным определить данное лицо как уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета*(11) первичной профсоюзной организации.

Уполномоченный - выборное лицо. Профком обеспечивает выборы уполномоченных в каждом структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий, производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах. При функционировании в организации нескольких профсоюзов, каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного (уполномоченных).

Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профкомом. Уполномоченные периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании (конференции) или на заседании профкома. Два раза в год они представляют в профком отчеты о проделанной работе.

Задачи уполномоченного.

Задачами уполномоченного являются:

1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

Примечание.

По нашему мнению, текст п. 3 следовало бы изложить иначе: уполномоченный не должен подготавливать указанные предложения. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченный имеет право направлять работодателю представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. Не следует также забывать о том, что о всех случаях выявленных им таких нарушений уполномоченный должен сообщить профкому.

4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Примечание. Здесь, видимо, речь идет о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, регулируемом, соответственно, положениями глав 60 и 61 ТК РФ. В принципе, представляет интересы работников в этих случаях профсоюзный комитет. В индивидуальных трудовых спорах, рассматриваемых в комиссиях по трудовым спорам, по уполномочию работника (его интересы может представлять и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда.

5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

Функции уполномоченного.

В целях решения уполномоченным поставленных перед ним задач, на него возлагается исполнение следующих функций:

1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

Примечание.

Во-первых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ к правам уполномоченных не отнесены проведение обследований или наблюдений. Им дано право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Во-вторых, о некорректности возложения на уполномоченных обязанности по подготовке предложений работодателям (должностным лицам) мы писали выше в примечании к п. 3 раздела "Задачи уполномоченного".

2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

Примечание. При применении положений п. 4 следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда на рабочих местах. В случае, если аттестация рабочих мест была проведена до 1 января 2014 г. и пятилетний срок действия ее результатов к 1 января 2014 г. не истек, то специальную оценку условий труда следует проводить в обязательном порядке после истечения пятилетнего срока действия результатов аттестации. Поэтому, отнесение условий труда к классом может производиться как по результатам аттестации рабочих мест, и по результатам их специальной оценки - в зависимости от сроков проведения последней аттестации рабочих мест.

5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

Примечание. По нашему мнению, функция уполномоченного в данном случае заключается в контроле за соблюдением работодателем (его представителем) правил направления работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, на предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).

6. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Примечание.

Этот текст необходимо уточнить, приведя его в соответствие с положениями ТК РФ.

1. Средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ).

2. Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются на работах с вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

3. Лечебно-профилактическое питание предоставляется на работах с особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

При разработке положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда в организации в соответствующем пункте целесообразно также указать, что уполномоченный осуществляет контроль за соблюдением работодателем требований:

Ст. 92 ТК РФ, согласно которой для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени не может быть более 36 часов в неделю.

Ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней.

Ст. 147 ТК РФ, в соответствии с которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда указанным работникам составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры оплаты труда устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного ведения технологических процессов, применения инструментов, сырья и материалов.

8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

Примечание. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников уполномоченный вправе предъявить работодателю требование о приостановке работ.

9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.

10. Подготовка предложений работодателю и профкому по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.

12. Из членов профкома избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя профкома.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в профком и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений профкому по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

Права уполномоченного

Для исполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный имеет право:

1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.

2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Получать информацию от работодателя и должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организации предложения об устранении нарушений требований охраны труда.

7. Защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

8. Направлять требования должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.

10. Вносить работодателю, должностному лицу и в профком предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.

11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Примечание. Приведенные в данном разделе права (скорее - полномочия) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда значительно сужены по сравнению с правами, предоставляемыми указанным лицам согласно части 6 ст. 370 ТК РФ. Например, не сказано о том, что уполномоченные (доверенные) лица осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; получают информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Этот недостаток текста данного раздела, по нашему мнению, целесообразно устранить в тексте регламента организации об уполномоченном (доверенном) лице профессионального союза.

Порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза.

Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил "Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза", которые устанавливают порядок организации работы по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также порядок оформления и использования результатов субъективных наблюдений в организациях, учреждениях, на предприятиях (далее - организация). Обратимся к основным положениям указанных рекомендаций.

Наблюдение за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах предусматривает следующие цели:

выявление опасных факторов и рисков, нарушений требований инструкций и правил по охране труда;

доведение информации до работников о существующем риске повреждения здоровья и необходимости принятия мер по защите от вредных и (или) опасных производственных факторов;

снижение количества производственных рисков, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

формирование предложений в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в структурном подразделении, организации.

Оценка уровня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте в процессе наблюдения осуществляется уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) субъективно, т.е. в соответствии с его личным мнением.

Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами.

1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.

1. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организации устанавливается совместным решением (постановлением) выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации (далее - профком) и работодателя (его представителя), в соответствии с которым определяется необходимый объем рабочих мест, подлежащих наблюдению.

Примечание. При решении вопроса о начале наблюдения, составе и количестве рабочих мест, подлежащих наблюдению, профкому и уполномоченному следует, во-первых, иметь в виду, что согласно ст. 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы независимы в своей деятельности от работодателей. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченные имеют право осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, независимо от волеизъявления работодателей.

Мнения профкома и работодателя (его представителя) о начале наблюдения, составе и количестве рабочих мест, подлежащих наблюдению, могут не совпадать. В этом случае, по нашему мнению, профком и уполномоченный могут, опираясь на свои права, предоставленные им федеральным законодательством, самостоятельно принять соответствующее решение и провести наблюдение.

2. Методическое руководство и контроль за организацией и проведением наблюдения на всех этапах осуществляется профкомом, старшим уполномоченным по охране труда организации, службой охраны труда.

3. Критерии оценки состояния условий и охраны труда на рабочих местах устанавливаются в порядке, изложенном в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (приложения к указанным рекомендациям в настоящей работе не приводятся).

4. Для проведения наблюдений формируется справочно-методическая база (технические паспорта оборудования, рекомендации, инструкция по наблюдению, карты наблюдений и др.).

5. Участникам проведения наблюдения за рабочими местами рекомендуется пройти обучение с учетом настоящих Методических рекомендаций, а также специфики и особенностей вида экономической деятельности организации.

Технические инспекторы труда профессиональных (межрегиональных) союзов, территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют в обучении уполномоченных и оказывают им методическую помощь в проведении наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

6. Для наблюдения рекомендуется выбирать рабочие места таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление об уровне безопасности труда в структурном подразделении. С этой целью необходимо охватывать наблюдением достаточное количество рабочих мест, представляющих разнообразные виды выполняемых работ.

Если же все рабочие места не могут быть охвачены наблюдением, то делается выборка, которая охватывает виды работ с наиболее высоким уровнем профессиональных рисков в структурном подразделении.

7. Для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту, маршруты движения, а также возможные варианты для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Границу следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади.

Например, можно ограничить пространство, которое образуют находящиеся на рабочем месте станок, верстак и примыкающий к рабочему месту стеллаж. Дополнительно к вышеперечисленному необходимо определить, какие станки и устройства (например, станки, сварочные аппараты и т.п.) относятся к оцениваемой площади.

Примечание. В п. 7 не понятно, - зачем для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту. Не понятно также, почему границу рабочего места следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади. По нашему мнению, граница рабочего места определяется его оснащением техническими и иными средствами и организацией труда работника (работников), занятого на данном рабочем месте. Рабочее место можно определить как зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Поэтому при определении границ рабочего места не дополнительно к перечисленному, а в первую очередь следует определить, какие станки и устройства к нему относятся.

2.8. Периодичность наблюдений в структурном подразделении устанавливается совместно с ее руководителем, специалистом службы охраны труда и учетом возможностей уполномоченного провести обследование и заполнить карты наблюдений по рабочим местам на участке в течение месяца (квартала).

2) Проведение наблюдений на рабочих местах.

1. Оценка состояния рабочего места производится на выбранном рабочем месте, а запись результатов субъективных наблюдений осуществляется в соответствующих строках и графах карты наблюдений по принципу "хорошо" или "+"/"плохо" или "-" (Приложение N 2).

2. При заполнении карты наблюдений необходимо руководствоваться Инструкцией по наблюдению (Приложение N 3).

Состояние объекта наблюдения (пункт) признается "хорошим", если он отвечает минимальному уровню (по мнению наблюдателя) требований безопасности. Если состояние объекта не соответствует требованиям охраны труда, то ставится отметка "плохо".

Примечание. По нашему мнению, не будет достоверной какая-либо обобщенная оценка состояния условий труда на рабочем месте (ином объекте, пункте наблюдения). Например санитарно-гигиенические условия и травмобезопасность рабочего места отвечают требованиям охраны труда, но рабочих не обеспечивают соответствующими средствами индивидуальной защиты. Поэтому состояние условий труда следует определять по их факторам. Признавать состояние рабочего места хорошим или плохим, по нашему мнению, не имеет смысла, надо зафиксировать имеющие место нарушения требований охраны труда.

Если по какой-либо причине нет возможности оценить данный показатель или методом наблюдения его нельзя определить, то в соответствующей графе карты наблюдений указывается отметка "отсутствует" или "0".

По замеченным недостаткам, при необходимости, можно сразу сделать необходимые записи, так как позже трудно вспомнить, какого показателя касались отметки "минус".

Отметки по безопасности при работе на оборудовании ставятся отдельно по каждому станку (устройству), который находится на рабочем месте; таким образом, в каждой графе может быть несколько отметок.

3. По нарушениям требований охраны труда, не терпящим отлагательства, уполномоченным вносятся руководителю подразделения по установленной форме предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Примечание. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюза имеет право предъявлять работодателю (его представителю, если работодатель является юридическим лицом) требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4. Уполномоченным заполняется карта по одному рабочему месту, после чего можно перейти к следующему рабочему месту. При определенном опыте уполномоченный затрачивает на обследование одного рабочего места до 10-15 минут.

5. Карта наблюдений оформляется на каждое рабочее место, подлежащее обследованию.

После оценки производится подсчет пунктов "хорошо" и "плохо" и выводится коэффициент безопасности, характеризующий уровень безопасности наблюдаемого рабочего места (рабочей зоны).

Коэффициент безопасности (К) рассчитывается по формуле:

Примечание. Из приведенного текста не следует, какое практическое значение имеет данный коэффициент, который не дает ответа на вопрос, что конкретно необходимо сделать для того, чтобы привести условия труда на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями охраны труда.

6. Для получения достоверной информации (результата) о состоянии условий и охраны труда оценку следует производить, как минимум, на 5-8 рабочих местах.

7. На основании данных наблюдений уполномоченным оформляется протокол результатов наблюдения по каждому рабочему месту (Приложение N 4).

8. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, уполномоченный информирует непосредственного руководителя работ, старшего уполномоченного об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы на опасном участке.

Примечание. Не вносит предложение, а предъявляет требование согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ.

9. Заполненные карты наблюдений уполномоченным передаются в службу охраны труда, где специалистами этой службы, методом суммирования данных по всем рабочим местам, определяется уровень безопасности в структурном подразделении.

Примечание. По нашему мнению, указанные карты уполномоченный должен передать профкому, который по результатам наблюдения внесет работодателю (его представителю) соответствующие предложения по проведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

10. Регулярное проведение обследований позволяет наблюдать изменение уровня безопасности труда в динамике. При нормально налаженной системе информации, например, с использованием стендов "Охрана труда", каждый работник имеет возможность видеть, как меняется уровень безопасности на его рабочем месте.

3. Реализация результатов наблюдения.

1. По результатам проведенных уполномоченными наблюдений службой охраны труда осуществляется прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

Примечание. По нашему мнению, на возможность несчастных случаев должен указать уполномоченный, упираясь на установленные им факты нарушения требований охраны труда. Что же касается "улучшения" состояния условий труда, то это обязанность администрации организации.

2. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся выборным профсоюзным органом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц.

Примечание. По нашему мнению, в текст данного пункта следует внести коррективы. Во-первых, план и соглашение по улучшению условий труда - это не одно и то же. План утверждается работодателем (его представителем). Профком со своей стороны может внести свои предложения по плану. Учтет их работодатель (его представитель) или не учтет, - зависит от указанных лиц. Что же касается соглашения, то оно принимается обеими сторонами - работодателем (его представителем) и профкомом на основе консенсуса. Во-вторых, определение источников финансирования работ по совершенствованию условий и охраны труда относится к компетенции работодателя (его представителя). Профком интересует объем выделяемых работодателем (его представителем) средств с точки зрения, - достаточен ли он для выполнения указанных плана или соглашения.

3. Уполномоченный осуществляет контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному подразделению.

4. Служба охраны труда, уполномоченный информируют работников подразделения о состоянии условий и охраны труда в подразделении и на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе наблюдений.

Информацию о принятых мерах по результатам наблюдений рекомендуется вывешивать на стенде "Охрана труда" или информационных стендах на участке, в подразделении, организации.

5. Результаты наблюдений могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с выплатой работникам стимулирующих надбавок в зависимости от уровня безопасности в подразделении и организации в целом.

Примечание. Во-первых, речь в п. 5, по нашему мнению, должна идти не о стимулирующих надбавках, а о компенсациях за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К этим компенсациям относятся: выдача работникам молока или лечебно-профилактического питания, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день. Образно говоря, компенсации устанавливаются за определенные в установленном порядке тяжесть, вредность и опасность труда, но не в зависимости от субъективно установленного уполномоченным уровня безопасности труда, тем более, что не дано определение этого понятия.

Во-вторых, в п. 5 как бы между делом, мимоходом, затронут весьма важный для многочисленных работников не урегулированный полностью государством вопрос об установлении указанных компенсаций. Поэтому к вопросу об установлении дополнительных компенсаций, тем более отмене их, что может последовать при применении п. 5, следует относиться весьма осмотрительно.

В-третьих, в приведенном в п. 5 случае речь может идти только о повышении уже установленных компенсаций или об установлении дополнительных компенсаций согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ.

Уполномоченный по охране труда на предприятии представляет интересы трудового коллектива или профсоюза. В статье расскажем о его правах и обязанностях, а также как организовать выборы и оформить все документы.

Из этой статьи вы узнаете:

С какой целью назначается уполномоченный по охране труда

Деятельность этих выборных лиц регулируется рядом законов и нормативных актов РФ. В первую очередь это ст. 370 ТК РФ, которая дает описание не только самому понятию, но и подробно приводит список прав. Не следует путать их со специалистами по ОТ. Это разные должности. Доверенные лица назначаются на выборной основе на определенный срок.

Упоминания об уполномоченных по охране труда имеются:

К основным задачам этих выборных лиц можно отнести:

  • помощь в обеспечении на предприятии условий, отвечающих нормативным требованиям в области ОТ;
  • контроль за положением дел и выполнением руководством обязанностей по охране труда;
  • помощь сотрудникам при обращении в ГИТ и другие надзорные органы, а также общественные организации по вопросам нарушения прав;
  • проведение консультаций для членов коллектива;
  • возможность принимать участие в проверке помещений, техники на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • помощь в разработке мероприятий по снижению числа несчастных случаев ;
  • участие в расследовании несчастных случаев (при выдаче соответствующего задания профсоюзным органом);
  • надзор за выполнением установленных норм работы и отдыха, возмещением работникам, трудящимся в тяжелых или опасных условиях.

С подробным описанием основных задач доверенного можно ознакомиться в Федеральном законе от 12.01.1996 (п. 2 и п. 3).

Главное – следить за безопасностью производства, оценивать риски и давать рекомендации руководству компании. В случае игнорирования руководством организации мнения уполномоченного, ему следует направить жалобы в соответствующие органы (ГИТ, Ростехнадзор и т.д.) во избежание несчастных случаев на рабочих местах.

Права уполномоченного по охране труда

Права доверенного перечислены в том же нормативном документе, что и задачи, только в п.4:

1. Проверять соответствие трудового процесса законодательству об ОТ.

2. Осуществлять контроль за процедурами по ОТ, если таковые описаны в колдоговорах, соглашениях.

3. Участвовать в комиссиях по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию.

4. Контактировать и получать от руководства информацию по текущему состоянию дел в области ОТ.

5. Требовать остановки производства при угрозе жизни и здоровью членов коллектива.

6. Требовать исправления нарушений, представляя акт о нарушениях.

8. Участвовать в рассмотрении трудовых споров.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда

Эта должность является выборной. В зависимости от того, чьи интересы представляет уполномоченный, отличается и процесс его избрания. При направлении от профсоюзного органа выборы обеспечиваются профсоюзом (п. 1.2 Постановления Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 № 4-3). При избрании от рабочего коллектива (без участия профсоюза) процесс выборов организует работодатель.

В зависимости от величины штата предприятия могут быть избраны несколько человек. Выборы проходят на общем собрании коллектива. После того, как выбор сделан, руководителем компании производится назначение приказом. Выбранный уполномоченный принимается в штат организации. Это необходимо, поскольку работодатель обязан направить выбранное лицо на .

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда

Согласно рекомендациям Минтруда, срок избрания должен составлять 2 года. Но это рекомендация, а не правило. Если в организации с представителями трудового коллектива подписано коллективное соглашение, этот период должен быть в нем отражен, и срок может быть значительно выше установленного.

После окончания срока избрания доверенный может быть избран вновь либо уволен. Опять-таки, все детали отражаются в . Отзыв уполномоченного с выборной должности возможен, если представители первичной профсоюзной организации или трудового коллектива недовольны его работой. Решение также должно быть принято на общем собрании сотрудников предприятия.

Протокол избрания (образец)

Избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива оформляется протоколом собрания. Протокол должен быть оформлен надлежащим образом. В его тексте обязательно указывается численность коллектива, число присутствующих, повестка дня и принятое решение. Подписывают документ председатель собрания и секретарь.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда (образец)

После избрания доверенного издается приказ о назначении. В тексте документа обязательно должна присутствовать ссылка на протокол собрания. В приказе назначаются ответственные за его исполнение, а также проставляются подписи назначенного и ответственного лица.

Обучение уполномоченных по охране труда

Выбранное лицо должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством для персонала, работающего в области охраны труда. Без соответствующего образования доверенный не сможет верно оценить ситуацию, а принимаемые им решения не будут легитимными.

Обучение должно производиться в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую лицензию, в рамках должностных обязанностей по специальной программе или в целом по курсу. Работодателю стоит при этом помнить, что все расходы ложатся на его плечи.

Организация работы уполномоченного по охране труда от трудового коллектива

Работа уполномоченного должна быть построена на нормах законодательства в области ОТ. Он должен входить в состав . Работа должна выстраиваться таким образом, чтобы выполнять все возложенные обязанности.

План работы уполномоченного по охране труда разрабатывается совместно с профсоюзом. Он составляется, как правило, на 1 год. Некоторые мероприятия, в него включаемые, могут выполняться в течение года периодически, тогда как другие – однократно. Чаще всего план представляет собой таблицу, где указывается наименование мероприятия, периодичность его проведения и ответственное лицо.

Некоторые мероприятия проводятся совместно со специалистом по охране труда или другим должностным лицом. В зависимости от специфики работы предприятия отличается и список мероприятий. Так для образовательного учреждения он будет один, а для промышленного предприятия – другой.

По завершении каждого полугодия составляется отчет. Его форма приведена в . Форма является унифицированной. Данный отчет заполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в указанном Постановлении.

Установлены четкие рамки, в которые следует сдать отчет: не позднее 15 января и 15 июля каждого года. Помимо формирования собственно отчета, необходимо подготовить и пояснительную записку к нему. В ее тексте приводятся примеры проведенных проверок и их результаты, а также дается оценка текущему положению в области ОТ на предприятии.

Представление уполномоченного доверенного лица по охране труда

При выявлении нарушений уполномоченный направляет руководителю Представление (утв. ). В нем приводятся выявленные нарушения и прописывается конкретный срок или период их устранения, по прошествии которого доверенный вправе обратиться в надзорные органы.